Луи Куперен

редактировать

Луи Куперена ( французский:  [LWI kupʁɛ] ; . С  1626 - 29 августа 1661) был французский барочный композитор и исполнитель. Он родился в Шом-ан-Бри и переехал в Париж в 1650–1651 годах с помощью Жака Шампиона де Шамбоньера. Куперен работал органистом церкви Сен-Жерве в Париже и музыкантом при дворе. Он быстро стал одним из самых выдающихся парижских музыкантов, зарекомендовав себя как клавесинист, органист и альтист, но его карьера была прервана его ранней смертью в возрасте тридцати пяти лет.

Ни одна музыка Куперена не была опубликована при его жизни, но сохранились рукописные копии примерно 200 произведений, некоторые из которых были заново открыты только в середине 20-го века. Первый исторически важный член семьи Куперен, Куперен внес вклад в развитие как французской органной школы, так и французской школы клавесина. Его нововведения включали сочинение органных пьес для определенных регистраций и изобретение жанра безмерной прелюдии для клавесина, для которой он разработал особый тип нотной записи.

Содержание

  • 1 жизнь
  • 2 Работы
    • 2.1 Происхождение и каталоги
    • 2.2 Музыка клавесина
    • 2.3 Органная музыка
  • 3 издания
  • 4 Примечания
  • 5 ссылки
  • 6 Внешние ссылки
    • 6.1 Общая информация
    • 6.2 Очки
    • 6.3 СМИ

Жизнь

Церковь Сен-Жерве-и-Сен-Проте в Париже, где Луи Куперен был органистом с 1653 года до своей смерти.

Большая часть информации о жизни Куперена поступает из двух источников. Le Parnasse François, книга Эврара Титона дю Тийе 1732 года, содержит биографический очерк, описывающий некоторые детали его жизни, и около 30 органных пьес с указанием не только даты, но и места их создания. Куперен родился около 1626 года в Шом-ан-Бри, городке в 40 км к юго-востоку от Парижа. Его отец, Шарль Куперен, сье де Круийи, был мелким землевладельцем и по совместительству органистом местной церкви. Сообщается, что к 1650 году Луи был опытным клавесинистом и скрипачом (и к тому времени уже писал музыку), но не имел никаких связей с какими-либо известными музыкантами той эпохи. Его внезапный взлет к славе, произошедший в 1650–1651 годах, описан в «Парнасе Франсуа». Titon du Tillet пишет, что Луи, два его младших брата Шарль и Франсуа и некоторые из их друзей посетили Жака Чемпиона де Шамбоньера на празднике святого Иакова - именин Шамбоньера. Куперены предложили хозяину и его гостям небольшой концерт, в котором сыграли несколько произведений Луи. Шамбоньер был впечатлен талантами Луи Куперена, стал его учителем и убедил его поселиться в Париже. Там Шамбоньер, самый выдающийся французский клавесинист своего времени и музыкант короля, представил молодого музыканта двору. Таланты Куперена были высоко оценены; к 1651 году он уже жил в городе.

Он почти наверняка встречался с Иоганном Якобом Фробергером в 1651–1652 годах; Стиль Фробергера оказал большое влияние на музыку Куперена. 9 апреля 1653 г. он стал органистом парижской церкви Сен-Жерве, где ему платили 400 ливров в год плюс жилье. Положение этой древней церкви было одним из самых важных во Франции в то время. В какой-то момент - скорее всего, после того, как он стал органистом в Сен-Жерве - Куперен поступил на королевскую службу как скрипач. Titon du Tillet пишет, что Куперен отказался из-за преданности своему старому другу и учителю заменить Шамбоньера королевским клавесинистом, и поэтому должность альтиста была создана специально для него. 22 октября 1655 года он стал крестным отцом ребенка своей сестры в Шом-ан-Бри; с июля по октябрь 1656 г. и примерно в ноябре 1658 г. он часто ездил в Меудон, где, вероятно, работал у Абеля Сервьена, дипломата и государственного деятеля. Он поехал в Тулузу с двором в 1659 году. В последние годы своей жизни Куперен жил в квартире органиста в Сен-Жерве со своими двумя братьями. Он умер 29 августа 1661 года в возрасте тридцати пяти лет, согласно Ле Парнас Франсуа.

Оба его брата сыграли важную роль в развитии французской музыки барокко. Известно, что ни одно сочинение Франсуа (известного как «Старший» или «Куперен де Круийи») не сохранилось, но его семейная линия носила имя Куперена в 19 веке. Шарль Куперен (известный как «Курсант Куперена») сменил Людовика на посту органиста в Сен-Жерве и в 1668 году произвел на свет единственного ребенка, Франсуа Куперена Ле Гранда, который стал одним из самых важных французских композиторов эпохи позднего барокко.

Работает

Фрагмент страницы из рукописи Бауин, показывающий заключение неизмеренной Прелюды фа мажор (Бауин 12)

Провенанс и каталоги

Смотрите также: Список произведений Луи Куперена

Поскольку его карьера длилась всего около 10 лет, ни одна из работ Куперена не была опубликована при его жизни. Есть два основных источника рукописей его музыки:

  1. Bauyn рукопись ( Национальная библиотека Франции, Рез. Vm7 674-675), датируемый приблизительно 1690, является одним из важнейших источников французской клавишной музыки 17 века (особенно работы Шамбоньера ). Он содержит 122 пьесы Куперена для клавесина, а также 4 пьесы для органа и 5 камерных произведений.
  2. Так называемая рукопись Олдема (частное собрание Дж. Олдема), восстановленная только в 1957 году, содержит 70 органных сочинений Куперена, 68 из которых являются уникальными для этого источника. Также включены сюита для клавесина, четыре пятиголосных камерных фантазии и две пьесы для шаум- оркестра. Эта рукопись могла быть по крайней мере частично составлена ​​при жизни Куперена, и это единственный такой источник его музыки.

В дополнение к этому, рукопись Парвилля содержит 55 пьес Куперина для клавесина, хотя только пять из них являются уникальными (остальные включены в рукопись Бауина).

Клавесинные произведения Куперина обычно обозначаются номерами, используемыми в издании princeps Éditions de l'Oiseau-Lyre 1936 года. Издание полностью основано на рукописи Бауина, единственном источнике, известном в то время. Авторы рукописи не выстраивали произведения в сюиты, а сгруппировали танцы сначала по тональности, а затем по жанрам. Так, например, номера 16–19 - это куранты до мажор, номера 20–25 - сарабанды до мажор и т. Д. В некоторых изданиях и записях может использоваться альтернативная схема нумерации Давитта Морони, которая пытается создать сюиты из танцев Куперена..

Схема нумерации органных пьес Куперена также отражает их источник - рукопись Олдема. Здесь, однако, переписчик не предпринял никаких попыток каким-либо образом сгруппировать фрагменты. В рукописи использованы, по крайней мере, два grand livres d'orgue, и переписчик, очевидно, произвольно выбирал фрагменты. Однако различать множество фантазий стало проще, потому что Куперен часто указывал дату, а иногда и место композиции в сноске. Например, номера 11 и 19 оба озаглавлены « фуга », но на первом написано «Couperin a Meudon le 18e Juillet [июль] 1656 г.», а на втором «Couperin a paris le 1er 7ber [сентябрь] 1656 г.». Эта необычная особенность, уникальная для того периода, позволяет проследить развитие Куперена как композитора органа с 1650 по 1659 год, иногда почти день за днем.

Клавесинист Скип Семпе, а также несколько ученых подвергли сомнению атрибуцию как клавесинных пьес в манускрипте Бауина, так и органных кусков манускрипта Олдема Куперину по стилистическим соображениям.

Музыка клавесина

Чакона ре минор, записанная Ричардом Сигелем

Танцевальные движения составляют около двух третей клавесинного творчества Луи Куперена; они включают куранты, сарабанды, аллеманды и жигу (в порядке убывания номеров). Эти изделия более сложные, чем изделия Chambonnières, и демонстрируют большее разнообразие в каждом отдельном изделии. Эти пьесы не были организованы в сюиты, но современные исполнители объединяют пьесы в одном и том же ключе в специальные сюиты для определенного выступления или записи. Его репутация композитора в основном связана с его чаконнами, пассакальями и безмерными прелюдиями. Эти последние пьесы, записанные в уникальной нотации (только целые ноты, организованные в группы и соединенные изящными кривыми), находятся под влиянием свободных аллеманд и программных пьес Фробергера; некоторые заимствуют короткие отрывки из его токкат.

Органная музыка

Органная музыка Куперена оказала большое влияние на европейских композиторов 17 века; он представляет собой переход от строгого контрапункта в духе Тителуза к красочному, концертному стилю органа, введенному Гийомом-Габриэлем Ниверсом и Николя Лебегом, оказавшими влияние на композиторов позднего барокко, таких как Франсуа Куперен и Николя де Гриньи. Куперен был первым французским композитором, написавшим для определенных регистраций, а также первым, кто сочинил басы с прыгающим разделением в стиле разделов для басовой виолы. Обе эти стилистические черты являются одними из определяющих характеристик французской органной музыки 17-18 веков.

Редакции

  • Луи Куперен: Oeuvres de clavecin. Второе современное издание под редакцией Давитта Морони. Éditions de l'Oiseau-Lyre, Монако, OL 58 (1985, переиздано в 2004 году). Морони опускает украшения, включенные в первое издание, поскольку они не были современниками Луи Куперена. Длинное введение Морони на сегодняшний день является лучшим биографическим источником Куперена на английском языке.
  • Луи Куперен: Pièces d 'orgue. Переписано и отредактировано Гаем Олдхэмом. Éditions de l'Oiseau-Lyre, Монако, OL 300 (2003). 144 страницы. Этот том содержит музыкальный текст из 70 пьес, «а также соответствующие простые мелодии с их текстами для облегчения альтернативного исполнения, факсимильную страницу, заметки редактора и критический комментарий». (Распечатано.) Запланирована (но так и не опубликована) сопутствующая публикация, состоящая из расширенного вступительного материала, включая техническое описание источника, информацию об органах, на которых играет Луи Куперен, и предложения по исполнению.

Ноты

Рекомендации

  • Фуллер, Дэвид, и Густафсон, Брюс. "Луи Куперен", Grove Music Online, изд. L. Macy (доступ 30 января 2006 г.), grovemusic.com (доступ по подписке).
  • Хальбрайх, Гарри и др. Примечания к полному записанному сборнику (1989–91) произведений Луи Куперена для клавесина, исполненных Бландин Верле на 5 компакт-дисках Astrée ~ Naïve.
  • Морони, Дэвитт. Примечания к компакт-диску "Louis Couperin: Intégrale de l'oeuvre de clavecin", Harmonia Mundi France, 1901 г., 124 г. 27

внешние ссылки

Общая информация

Очки

СМИ

Последняя правка сделана 2023-03-19 02:45:25
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте