Цензура в Турции - регулируется национальным и международным законодательством, последнее (теоретически) имеет приоритет над внутренним законодательством в соответствии с статьей 90 Конституции Турции (с поправками 2004 г.).
Несмотря на положения закона, свобода прессы в Турции с 2010 года неуклонно ухудшалась, причем резкое снижение произошло после попытки государственного переворота в июле 2016 года. Турецкое правительство Реджепа Тайипа Эрдогана арестовало сотни журналистов, закрыло или захватило десятки средств массовой информации и не позволило журналистам и их семьям путешествовать. По некоторым данным, в настоящее время на Турцию приходится треть всех заключенных в тюрьмах журналистов во всем мире.
С 2013 года Freedom House считает Турцию «несвободной». Репортеры без границ поставил Турцию на 149-е место из более чем 180 стран, между Мексикой и ДР Конго, с результатом 44,16. В третьем квартале 2015 года независимое турецкое агентство печати Bianet зафиксировало усиление нападений на оппозиционные СМИ временного правительства Партии справедливости и развития (AKP). Заключительный отчет Бианет о мониторинге за 2015 год подтвердил эту тенденцию и подчеркнул, что после того, как AKP восстановила большинство в парламенте после периода временного правительства AKP, турецкое правительство еще больше усилило свое давление на СМИ страны.
По данным Freedom House.,
Правительство приняло новые законы, которые расширили как полномочия государства по блокировке веб-сайтов, так и возможности наблюдения Национальной разведывательной организации (MİT). Журналисты столкнулись с беспрецедентными юридическими препятствиями, поскольку суды ограничили освещение вопросов коррупции и национальной безопасности. Власти также продолжали агрессивно использовать уголовный кодекс, законы об уголовной ответственности за диффамацию и закон о борьбе с терроризмом для подавления журналистов и средств массовой информации. Словесные нападки на журналистов со стороны высокопоставленных политиков, в том числе Реджепа Тайипа Эрдогана, действующего премьер-министра, избранного президентом в августе, часто сопровождались запугиванием и даже угрозами убийством в адрес журналистов-мишеней в социальных сетях. Между тем, правительство продолжало использовать финансовые и другие рычаги воздействия на владельцев СМИ, чтобы влиять на освещение политически острых вопросов. Несколько десятков журналистов, в том числе известные обозреватели, потеряли работу в результате такого давления в течение года, а тем, кто остался, пришлось работать в условиях усиливающейся самоцензуры и поляризации СМИ.
В 2012 и 2013 годах Комитет защиты журналистов (CPJ) оценил Турцию как худшего тюремщика-журналиста в мире (опередив Иран и Китай ), при этом в 2012 году в тюрьмах сидели 49 журналистов и 40 в 2013 году. Отчет Twitter о прозрачности за 2014 год показал, что Турция подала в Twitter более чем в пять раз больше запросов на удаление контента, чем любая другая страна во второй половине 2014 года, при этом количество запросов увеличилось еще на один. 150% в 2015 году.
За 12 лет своего правления правящая АКП постепенно расширила свой контроль над СМИ. Сегодня многочисленные газеты, телеканалы и интернет-порталы, получившие название Yandaş Medya («Партизанские СМИ») или Havuz Medyası («Pool Media»), продолжают свою активную проправительственную пропаганду. Некоторые медиа-группы получают льготы в обмен на редакционную политику, благоприятствующую AKP. Некоторые из этих медиа-организаций были приобретены дружественными AKP предприятиями через сомнительные фонды и процедуры. С другой стороны, СМИ, недружественные ПСР, угрожают запугиванием, проверками и штрафами. Владельцы этих медиа-групп сталкиваются с аналогичными угрозами в отношении других своих предприятий. Все больше обозревателей увольняют за критику руководства ПСР.
Региональная цензура предшествовала учреждение Турецкой Республики. 15 февраля 1857 г. Османская империя издала закон о типографиях («Basmahane Nizamnamesi»); Книги сначала нужно было показать губернатору, который отправил их в комиссию по образованию («Маариф Меклиси») и в полицию. Если не будет возражений, султанат проверит их. Без порицания султана книги не могли быть изданы легально. 24 июля 1908 г., в начале второй конституционной эры, цензура была отменена; однако газеты, публикующие статьи, представляющие опасность для внутренней или внешней безопасности государства, были закрыты. Между 1909 и 1913 годами были убиты четыре журналиста - Хасан Фехми, Ахмет Самим, Зеки Бей и Хасан Тахсин (Силахчи).
После отмены халифата в 1924 году Восстание шейха Саида вспыхнуло как часть сложного этнического конфликта, разразившегося с созданием светской турецкой националистической идентичности, отвергнутой курдами, которые долгое время были лояльными подданными халифа.. Шейх Саид, накшбанди шейх, обвинил турецких националистов в том, что они «довели халифа до состояния паразита». Восстание было жестоко подавлено, и 25 февраля 1925 года было введено военное положение. Разногласия в правящей Джумхуриет Халк Партизи (Народно-республиканская партия) в конечном итоге выступили за более жесткие меры и в соответствии с Исметом Иненю » 4 марта 1925 г. было предложено руководство Такрир-и Сюкун Кануну. Этот закон предоставил правительству неограниченные полномочия и имел ряд последствий, включая закрытие всех газет, кроме Джумхуриет и Хакимийет-и. Миллие (оба были официальными или полуофициальными государственными изданиями). Эффект заключался в том, чтобы подвергнуть цензуре любую критику правящей партии, а социалисты и коммунисты были арестованы и преданы суду трибуналом независимости, учрежденным в Анкаре в соответствии с законом. Среди закрытых газет были Тевхид-и Эфкар, Себул Решат, Айдынлык, Ресимли Ай и Ватан, а несколько журналистов были арестованы и предстали перед судом. Трибуналы также закрыли офисы оппозиционной партии Terakkiperver Cumhuriyet Fırkası 3 июня 1925 года под предлогом того, что их открыто заявленная поддержка защиты религиозных обычаев способствовала восстанию шейха Саида.
Во время Второй мировой войны (1939–1945) многие газеты были закрыты, включая ежедневные газеты «Джумхуриет» (5 раз, на 5 месяцев и 9 дней), «Тан» (7 раз, на 2 месяца и 13 дней).) и Ватан (9 раз в течение 7 месяцев и 24 дней).
Когда Демократическая партия под Аднаном Мендересом пришла к власти в 1950 году, цензура вошла в новый этап. Изменился Закон о печати, увеличены наказания и штрафы. Было приказано закрыть несколько газет, в том числе ежедневные Ulus (неограниченный запрет), Hürriyet, Tercüman и Hergün (по две недели каждая). В апреле 1960 года Великое Национальное Собрание Турции учредило так называемую комиссию по расследованию («Тахкикат Комисёну»). Ему было дано право конфисковывать публикации, закрывать газеты и типографии. Любой, кто не следовал решениям комиссии, подлежал тюремному заключению на срок от одного до трех лет.
Свобода слова была жестко ограничена после военного переворота 1980 года, возглавляемого генералом Кенаном Эвреном.. В течение 1980-х и 1990-х годов обсуждение тем секуляризма, прав меньшинств (в частности, курдского вопроса ) и роли военных в политике подвергалось угрозе репрессий..
Статья 8 Закона о борьбе с терроризмом (Закон 3713), с небольшими поправками в 1995 году и позже отмененная, предусматривает трехлетнее тюремное заключение за «сепаратистскую пропаганду». Несмотря на название, Закон о борьбе с терроризмом предусматривает наказание за многие ненасильственные преступления. Пацифисты были заключены в тюрьму по статье 8. Например, издатель Фатих Тас был привлечен к уголовной ответственности в 2002 году по статье 8 в Стамбуле Служба государственной безопасности Суд за перевод и публикацию сочинений Ноама Хомского, излагающих историю нарушений прав человека на юго-востоке Турции ; однако он был оправдан в феврале 2002 года. Выдающаяся женщина-издатель Айше Нур Зараколу, которую The New York Times охарактеризовала как "[одного] одного из самых непримиримых противников турецкого законов о печати », четыре раза подвергался тюремному заключению по статье 8.
С 2011 года правительство AKP усилило ограничения на свободу слова, свободу прессы и использования Интернета, а также телеконтент, а также право на бесплатную сборку. Она также установила связи с медиа-группами и использовала административные и правовые меры (включая, в одном случае, налоговый штраф в 2,5 миллиарда долларов) против критических групп СМИ и критически настроенных журналистов: «за последнее десятилетие АКП создал неформальную, мощную коалицию связанных с партией бизнесменов и средств массовой информации, средства к существованию которых зависят от политического порядка, который строит Эрдоган. Те, кто сопротивляется, делают это на свой страх и риск ». С момента своего пребывания на посту премьер-министра и до своего президентства Эрдоган стремился контролировать прессу, запрещая освещение, ограничивая использование Интернета и усиливая репрессии в отношении журналистов и СМИ.
Передающий фургон НТВ покрыт граффити протеста во время Протесты в парке Гези в связи с относительной недостаточностью освещения протестов в основных средствах массовой информации, 1 июня 2013 г.Иностранные СМИ отметили, что, особенно в первые дни (31 мая - 2 июня 2013 г.) Протесты в парке Гези, события получили относительно небольшое освещение в основных средствах массовой информации Турции из-за давления правительства на бизнес-интересы медиа-групп или просто идеологической симпатии со стороны СМИ. BBC отметила, что, хотя некоторые СМИ связаны с АКП или лично близки к Эрдогану, «большинство основных СМИ, таких как новостные телеканалы HaberTurk и НТВ, а также основные центристские СМИ. daily Milliyet - не хотят раздражать правительство, потому что бизнес-интересы их владельцев иногда полагаются на государственную поддержку. Все они, как правило, избегают освещения демонстраций ». Улусал Канал и Halk TV обеспечил обширную прямую трансляцию из парка Гези.
По оценке Союза журналистов Турции, по меньшей мере «72 журналиста были уволены или вынуждены были уйти в отпуск или уволились за последние шесть недель с тех пор, как начало беспорядков »в конце мая 2013 года из-за давления со стороны правительства АКП. Кемаль Кылычдароглу, глава партии Джумхуриет Халк Партизи (CHP), сказал, что 64 журналиста были заключены в тюрьму: «Сейчас мы переживаем новый период, когда СМИ контролируются правительством и полицией и когда большинство СМИ боссы подчиняются приказам политических властей ». Правительство заявляет, что большинство заключенных журналистов были задержаны за серьезные преступления, такие как членство в вооруженной террористической группе, которые не имеют отношения к журналистике.
Периодические отчеты Бианет о свободе прессы в Турции, опубликованные в В октябре 2015 года зафиксировано усиление атак на оппозиционные СМИ во время временного правительства ПСР в третьем квартале 2015 года. Bianet зафиксировала цензуру 101 веб-сайта, 40 аккаунтов в Twitter, 178 новостей; нападения на 21 журналиста, три СМИ и одну типографию; гражданское преследование 28 журналистов; и шестикратное увеличение количества арестов представителей средств массовой информации: 24 журналиста и 9 распространителей заключены в тюрьму. Возросшая криминализация СМИ последовала за замораживанием курдского мирного процесса и неспособностью AKP получить абсолютное большинство на июньских выборах 2015 и добиться президентской президентской власти политической системы. Несколько журналистов и редакторов предстают перед судом за то, что они якобы являются членами незаконных организаций, связанных либо с курдами, либо с движением Гюлена, других - за якобы оскорбления религии и президента. В 2015 году Cumhuriyet daily и Doğan Holding были расследованы по обвинениям в «терроре», «шпионаже» и «оскорблении». На дату публикации Бианет 61 человек, из которых 37 журналистов, были осуждены, обвинены или подозреваемы в оскорблении или личном нападении на тогдашнего премьер-министра, ныне президента Реджепа Тайипа Эрдогана. Европейский суд по правам человека осудил Турцию за нарушение свободы слова в этом деле (расследование Кувалда ), а Конституционный суд Турции подтвердил нарушение свободы выражения мнения пяти человек. лиц, в том числе журналист. RTÜK еще не мог выбрать своего президента; он по-прежнему предупреждал компании пять раз и шесть раз штрафовал их. Высший избирательный совет дважды приказал 65 каналам прекратить трансляцию результатов выборов июня 2015 до окончания запрета на публикацию.
Атака на свободу СМИ вышла далеко за рамки временного правления AKP. Отчет Bianet, обновленный за январь 2016 г., подтвердил эту тревожную тенденцию, подчеркнув, что в 2014 г. число арестованных журналистов увеличилось в 2015 г., достигнув 31 арестованного журналиста (22 в 2014 г.). После восстановления большинства на выборах 1 ноября 2015 г. правительство Турции усилило давление на СМИ страны, например, запретив некоторые телеканалы, в частности те, которые связаны с движением Фетхуллаха Гюлена, с цифровых платформ и установив контроль над их вещанием. В ноябре 2015 года Джан Дюндар, главный редактор Джумхуриет и его представитель в Анкаре Эрдем Гюль были арестованы по обвинению в принадлежности к террористической организации, шпионаже и за якобы разглашение конфиденциальной информации. Расследование в отношении двух журналистов было начато после того, как газета задокументировала переброску оружия из Турции в Сирию на грузовиках Национальной разведывательной организации, ранее участвовавшей в скандале с грузовиками MİT. Дюндар и Гюль были освобождены в феврале 2016 года, когда Верховный суд постановил, что их задержание было неправомерным. В июле 2016 года по случаю запуска кампании «Я журналист» Мехмет Коксал, руководитель проекта Европейской федерации журналистов заявил, что «в Турции находится самое большое количество журналистов в тюрьмах. из всех стран Совета Европы.
Ситуация еще больше ухудшилась вследствие попытки государственного переворота в Турции 15 июля 2016 года и последующей реакции правительства, приведшей к участились нападения на СМИ в Турции. Мустафа Камбаз, фотожурналист, работавший в ежедневной газете Yeni afak, был убит во время переворота. Турецкие солдаты, пытающиеся свергнуть правительство, взяли под свой контроль несколько редакций, включая штаб-квартиру государственной телекомпании в Анкаре TRT. Под дулом пистолета они заставили телеведущего зачитать заявление, в то время как член редакционной коллегии был взят в заложники и ему угрожали. Кроме того, солдаты захватили офис в Стамбуле Медиацентра Доган, в котором размещалось несколько ряд средств массовой информации, включая ежедневную газету Hürriyet и частный телеканал CNN Türk, удерживающие в заложниках журналистов и других специалистов в течение многих часов в ночное время. В ночь переворота на улицах Стамбула фотожурналист, работавший на Hürriyet и Associated Press, подвергся нападению со стороны мирных жителей, которые демонстрировали протест против переворота. В последующие дни, после прихода правительства к власти, государственный регулирующий орган под названием Управление информационных технологий и связи закрыл 20 независимых новостных онлайн-порталов. 19 июля Верховный совет Турецкого радио и телевидения принял решение отозвать лицензию у 24 телеканалов и радиостанций за то, что они якобы были связаны с сообществом Гюлена, не предоставив подробных сведений об этом решении. Кроме того, после решения об объявлении чрезвычайного положения на три месяца, принятого 21 июля, был наложен ряд ограничений на свободу выражения мнений и свободу СМИ. Меры в рамках режима чрезвычайного положения включают возможность запретить печать, копирование, публикацию и распространение газет, журналов, книг и листовок.
Редакционная статья с критикой цензуры прессы, опубликованная 22 мая 2015 года, и включение президента Турции, Реджеп Тайип Эрдоган, как один из растущего класса «мягких» диктаторов, в статье, опубликованной в мае 2015 года в The New York Times, вызвала резкую реакцию Эрдогана. В интервью, которое Дюндар дал в июле 2016 года, до попытки государственного переворота и реакции правительства, журналист заявил, что «Турция переживает свой самый мрачный период с точки зрения журналистики. Это никогда не было легкой страной для журналистов, но я думаю, что сегодня она достигла своей низшей точки и подвергается беспрецедентным репрессиям ».
Конституция Турции, ст. 28, говорится, что пресса свободна и не подлежит цензуре. Выражение ненасильственного мнения гарантируется статьей 10 Европейской конвенции о правах человека и основных свободах, ратифицированной Турцией в 1954 году, и различными положениями Международного пакта о гражданских и политических правах, подписанный Турцией в 2000 г. Многие граждане Турции, осужденные в соответствии с нижеприведенными законами, обратились в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) и выиграли свои дела.
Тем не менее, Конституционный суд а международные гарантии подрываются ограничительными положениями Уголовного кодекса, Уголовно-процессуального кодекса и законов о борьбе с терроризмом, фактически оставляя прокурорам и судьям полную свободу действий в пресечении обычной журналистской деятельности. В отчете Комиссара Совета Европы по правам человека за 2017 год о свободе выражения мнений и свободе СМИ в Турции было подтверждено, что проблемы с цензурой проистекают в основном из Уголовного кодекса Турции и Закона Турции о борьбе с терроризмом № 3713. Прокуратура продолжила возбудить ряд дел о терроризме или членстве в вооруженной организации, главным образом на основании определенных утверждений обвиняемого, как совпадающих с целями такой организации.
Помимо статьи 301 с изменениями в 2008 г. и статье 312 более 300 положений ограничивали свободу выражения мнений, религии и ассоциаций, согласно Турецкой ассоциации прав человека (2002). Статья № 299 Уголовного кодекса Турции предусматривает уголовное наказание за клевету на главу государства. который исполняется все чаще. По состоянию на июнь 2016 года 18 человек находились в тюрьме за это преступление. Статья № 295 Уголовного кодекса также все чаще применяется, требуя «молчания прессы» (Yayın Yasaı) по темам, представляющим общественный интерес, таким как террористические атаки и кровавые преступления. взрывы. Молчание может быть наложено на телевизоры, печатные СМИ, радио, а также на интернет-контент, хостинг и поставщиков услуг. Нарушение этой нормы может привести к лишению свободы на срок до трех лет.
Многие репрессивные положения, содержащиеся в Законе о печати, Законе о политических партиях, Законе о профсоюзах, Законе об ассоциациях и других законодательных актах, были наложены военная хунта после ее переворота в 1980. Что касается Интернета, соответствующим Законом является Закон № 5651 от 2007 года.
По мнению Комиссара Совета Европы и Венецианской комиссии за демократию через право, указы, изданные в соответствии с Чрезвычайное положение с июля 2016 года предоставило турецкой исполнительной власти практически неограниченные дискреционные полномочия применять грубые нарушения в отношении НПО, СМИ и государственного сектора. В частности, многие НПО были закрыты, организации СМИ арестованы или закрыты, а сотрудники государственного сектора, а также журналисты и работники СМИ были арестованы или запуганы.
Статья 299 является положением в Уголовный кодекс Турции, который предусматривает уголовную ответственность за оскорбление президента Турции. Эта статья была частью уголовного кодекса Турции с 1926 года, но редко использовалась до того, как Реджеп Тайип Эрдоган стал президентом.
В статье говорится:
(1) Лицо, оскорбляющее президента, должно быть наказано лишение свободы от 1 года до 4 лет.
(2) Если преступление совершено публично, наказание будет увеличено на 1/6.
(3) Для привлечения к ответственности за это преступление необходимо разрешение Министерства юстиции.
Эта статья широко использовалась для подавления свободы слова, и, по данным Стокгольмского центра свободы, с 2014 года, когда президентом стал Реджеп Тайип Эрдоган, тысячи людей были заключены в тюрьму. Только в 2019 году более 36000 человек, в том числе 318 несовершеннолетних в возрасте от 12 до 17 лет, были привлечены к уголовной ответственности за "оскорбление" Эрдогана. По словам адвоката по правам человека Керема Алтыпармака, более 100 000 граждан Турциибыли расследованы, и более 30 000 судебных дел было возбуждено по этому положению. В список лиц входят правозащитники, депутаты парламента, юристы, журналисты, актеры телешоу, студенты, писатели, художники, карикатуристы, обычные граждане и даже несовершеннолетние до 17 лет.
Статья 301 - это положение турецкого уголовного кодекса, согласно которому с 2005 года оскорбление турчанки или различных официальных турецких учреждений является наказуемым преступлением. Обвинения были предъявлены более чем по 60 делам, некоторые из которых были громкими.
В 2008 году в статью были внесены поправки, в том числе изменение «турецкости» на «турецкую нацию», сокращение максимального срока тюремного заключения до 2 лет, и делает обязательным получение одобрения министра юстиции перед возбуждением дела. Freedom House сочла изменения "в основном косметическими", хотя количество судебных преследований снизилось. Хотя осуждены всего несколько человек, судебные процессы по ст. 301 рассматриваются правозащитниками как карательная мера сама по себе, требующая много времени и дорогостоящая, что оказывает сдерживающее воздействие на свободу слова.
Статья 312 Уголовного кодекса предусматривает наказание в виде трех лет лишения свободы за подстрекательство к совершению преступления и разжигание религиозной или расовой ненависти. В 1999 году мэр Стамбула и нынешний президент Реджеп Тайип Эрдоган был приговорен к 10 месяцам тюремного заключения по статье 312 за чтение нескольких строк из стихотворения, которое было разрешено Министерством образования для использования в школах. и, следовательно, был вынужден уйти в отставку. В 2000 году председатель Ассоциации по правам человека Акин Бердал был заключен в тюрьму по статье 312 за выступление, в котором он призвал к «миру и взаимопониманию» между курдами и турками, а затем был вынужден уйти в отставку, поскольку Закон об ассоциациях запрещает лицам, нарушающим этот и ряд других законов, занимать должности должностных лиц ассоциации. 6 февраля 2002 г. Парламент проголосовал за "пакет мини-демократии", изменив формулировку ст. 312. Согласно измененному тексту, подстрекательство может быть наказано только в том случае, если оно представляет «возможную угрозу общественному порядку». Пакет также сократил срок тюремного заключения по статье 159 Уголовного кодекса с шести до трех лет. По состоянию на 2002 год ни один из других законов не был изменен или отменен.
клевета и клевета остаются уголовными обвинениями в Турции (статья 125 Уголовного кодекса). Зачастую они заканчиваются штрафами и тюремным заключением. Бианет насчитала 10 журналистов, осужденных за клевету, богохульство или разжигание ненависти в 2014 году.
, запрещая разжигание ненависти и насилия по признаку этнической, классовой или религиозной принадлежности (с наказанием до трех лет), также используется против журналистов и работников СМИ.
часто ссылается на журналистов, особенно курдов и левых, из-за широкого определения терроризма и членства в вооруженной организации. Минимальный срок наказания - 7,5 лет. По данным ОБСЕ, большинство из 22 заключенных в тюрьму журналиста по состоянию на июнь 2014 года были обвинены или осуждены на основании ст. 314.
Статья 81 Закона о политических партиях (введенного военной хунтой в 1982 г.) запрещает партиям использовать любой язык, кроме турецкого, в своих письменных материалах или на любых официальных или публичных собраниях. Этот закон строго соблюдается. Курдский депутат Лейла Зана была заключена в тюрьму в 1994 году якобы за членство в РПК.
В 1991 г. были отменены законы, запрещавшие коммунистические (статьи 141 и 142 Уголовного кодекса) и исламские фундаменталистские идеи (статья 163 Уголовного кодекса). Этот пакет правовых изменений существенно высвободил свободу для выражения левой мысли, но одновременно создал новое преступление «сепаратистской пропаганды» по статье 8 Закона о борьбе с терроризмом. Прокуратура также стала использовать статью 312 Уголовного кодекса (о религиозной или расовой ненависти) вместо статьи 163.
Закон о борьбе с терроризмом 1991 года (Закон о борьбе с терроризмом) был призван для обвинения и лишения свободы журналистов за деятельность, которую Хьюман Райтс Вотч определяет как «ненасильственное политическое объединение», и выступления. Европейский суд по правам человека неоднократно устанавливал, что закон приравнивается к цензуре и нарушению свободы выражения мнений.
В поправках к Конституции, принятых в октябре 2001 г., упоминание было удалено. о «языке, запрещенном законом» из положений закона, касающихся свободы слова. После этого студенты университетов начали кампанию по включению факультативных курсов на курдском языке в университетскую программу, в результате чего в декабре и январе 2002 года по всей Турции было задержано более 1000 человек. Также были приняты меры против меньшинства лаз. Согласно Лозаннскому договору 1923 года, Турция признает языковые права только еврейского, греческого и армянского меньшинств. Правительство игнорирует Статью 39 (4) Лозаннского договора, которая гласит: «Никакие ограничения не будут налагаться на свободное использование любым гражданином Турции любого языка в личных отношениях, в торговле, религии, в прессе. или в публикациях любого рода или на общественных собраниях ". Под давлением ЕС Турция пообещала пересмотреть Закон о вещании.
Другие законодательные изменения, внесенные в августе 2002 года, разрешили преподавание языков, в том числе курдского. Однако ограничения на курдское вещание по-прежнему остаются сильными: согласно Комиссии ЕС (2006 г.), «временные ограничения применяются, за исключением фильмов и музыкальных программ. Все передачи, кроме песен, должны иметь субтитры или переводиться на турецкий язык, что делает Прямые трансляции технически обременительны. Образовательные программы, обучающие курдскому языку, запрещены. Общественное телевидение Турции (TRT) продолжало вещание на пяти языках, включая курдский. Однако продолжительность и объем национальных трансляций TRT на пяти языках очень ограничен. Ни одна частная телерадиовещательная компания на национальном уровне не подавала заявку на вещание на других языках, кроме турецкого, с момента вступления в силу закона 2004 года ". Трансляции TRT на курдском (а также на арабском и черкесском диалекте) являются символическими по сравнению со спутниковыми каналами, такими как спорный Roj TV, базирующийся на Дания.
В 2003 году Турция приняла домен. Тем не менее, государственные секреты, которые могут нанести ущерб национальной безопасности, экономическим интересам, государственным расследованиям или разведывательной деятельности, или которые «нарушают частную жизнь человека», не рассматриваются. Это сделало доступ к официальной информации особенно трудным.
Поправки 2013 года (Четвертый пакет судебной реформы), инициированные процессом вступления в ЕС и возобновлением курдского мирного процесса, внесли поправки в несколько законов. Нормативные акты по борьбе с терроризмом были изменены таким образом, что публикация заявлений незаконных группировок будет считаться преступлением только в том случае, если в заявлении содержится принуждение, насилие или реальные угрозы. Тем не менее, реформа была сочтена не соответствующей международным стандартам в области прав человека, поскольку она не затрагивала проблемные нормы, такие как статьи 125, 301 и 314 Уголовного кодекса. В 2014 году был принят Пятый пакет судебной реформы, который, в частности, сократил максимальный срок предварительного заключения с 10 до 5 лет. В результате несколько журналистов были освобождены из-под стражи до суда.
Новые законы 2014 г., тем не менее, нанесли ущерб свободе слова.
В июне 2018 года муниципалитет Эсеньюрт в Стамбуле снял арабские вывески магазинов, ссылаясь на новое постановление оговаривается, что вывески магазинов должны включать не менее 75 процентов турецких слов. После начала сирийской гражданской войны в Эсеньюрте было одно из самых больших количеств сирийских беженцев в Стамбуле.
Турция является одним из государств-членов Совета Европы с наибольшим числом признанных ЕКПЧ нарушений прав, включенных в Европейскую конвенцию по правам человека. Некоторые из них касаются статьи 10 Конвенции о свободе выражения мнения.
Физическая безопасность журналистов в Турции находится под угрозой.
Несколько журналистов погибли в 1990-е годы в разгар курдско-турецкого конфликта. Вскоре после того, как прокурдская пресса начала публиковать первую ежедневную газету под названием «Özgür Gündem » (Свободная повестка дня), начались убийства курдских журналистов. Практически ни один из них не был прояснен или привел к санкциям в отношении нападавших. «Убийство неизвестными лицами» (tr: faili meçhul) - термин, используемый в турецком языке для обозначения того, что преступники не были идентифицированы из-за их защиты государством и случаев исчезновения. Список имен распространителей Озгюр Гюндем и его преемников, которые были убиты (в то время как преступники в основном остались неизвестными), включает 18 имен. Среди 33 журналистов, убитых в период с 1990 по 1995 год, большинство работали на так называемую курдскую свободную прессу.
Убийства журналистов в Турции с 1995 года - более или менее единичные случаи. Наиболее заметным среди жертв является Грант Динк, убитый в 2007 году, но смерть Метина Гёктепе также вызвала большую озабоченность, поскольку полицейские забили его до смерти. Смерть в 2010 году также является источником разногласий: в то время как вскрытие показало, что это было самоубийство, его семья и коллеги требовали расследования. Ранее ему угрожали смертью и жестоко избили. С 2014 года было убито несколько сирийских журналистов, работавших из Турции и освещавших рост Даиш.
В 2014 году журналисты пострадали от обструкции, слезоточивого газа и физического насилия со стороны полиции в нескольких случаях: во время освещения февральских протестов против цензуры в Интернете, Первомайского дня демонстрации, а также протесты в парке Гези годовщины (когда корреспондент CNN Иван Ватсон был вскоре задержан и избит). Турецкие силы безопасности применили слезоточивый газ по журналистам, ведущим репортажи с границы недалеко от сирийского города Кобане в октябре.
Несмотря на то, что Закон о прессе 2004 года предусматривает только штрафы, другие ограничительные законы привели к тому, что несколько журналистов и писателей были посадить за решетку. Согласно отчету, опубликованному Комитетом по защите журналистов (CPJ), к концу 2014 года в тюрьме оставалось не менее семи журналистов. Независимое турецкое агентство печати Bianet насчитало 22 журналиста и 10 издателей в тюрьме - большинство из них курды, обвиненные в связях с незаконной организацией.
В 2016 году Турция стала самой большой тюрьмой для журналистов. Что касается рейтинга Комитета защиты журналистов (CPJ), Турция была первой страной, которая за один год заключила в тюрьму 81 журналиста, редактора и работника СМИ.
Согласно отчету CPJ, турецкие власти участвуют в широко распространенной преступной деятельности. судебное преследование и тюремное заключение журналистов, а также другие формы жестокого давления с целью поощрения самоцензуры в прессе. CPJ обнаружил крайне репрессивные законы, особенно в уголовном кодексе и законе о борьбе с терроризмом; Уголовно-процессуальный кодекс, очень благоприятствующий государству; и резкий антипресс-тон на высших уровнях власти. Ситуация со свободой прессы в Турции достигла критической точки. В этом сообщении упоминаются 3 типа журналистов, ставших объектами преследования:
кемалистские и / или националистические журналисты были арестованы по обвинениям, касающимся дела Эргенекона, и несколько уехали - крылатые и курдские журналисты были арестованы по обвинению в участии в пропаганде РПК, внесенной в список террористических организаций. Короче говоря, написание статьи или выступление может привести к судебному разбирательству и длительному тюремному заключению за членство в террористической организации или руководство ею. Вместе с возможным давлением на прессу со стороны государственных чиновников и возможным увольнением критически настроенных журналистов такая ситуация может привести к широко распространенной самоцензуре.
В ноябре 2013 года трое журналистов были приговорены к пожизненному заключению как высокопоставленные члены нелегальной марксистско-ленинской коммунистической партии - среди них основатель,. Они были арестованы в 2006 году и содержались под стражей до 2014 года, когда были освобождены в результате правовых реформ в отношении условий содержания под стражей до суда. Апелляция еще не рассмотрена.
В феврале 2017 года немецко-турецкий журналист Дениз Юджел был заключен в тюрьму в Стамбуле.
10 апреля 2017 года итальянский журналист Габриэле Дель Гранде был арестован в Хатае и заключен в тюрьму в Мугле. Он был в Турции, чтобы написать книгу о войне в Сирии. Он объявил голодовку 18 апреля 2017 года.
Клевета и клевета остаются уголовными обвинениями в Турции. Зачастую они заканчиваются штрафами и тюремным заключением. Бианет насчитала 10 журналистов, осужденных за клевету, богохульство или разжигание ненависти в 2014 году.
Деятельность судов по делам, связанным со СМИ, особенно по коррупционным скандалам вокруг Эрдогана и его близкого окружения, поставили под сомнение независимость и беспристрастность судебной системы Турции. Турецкая ассоциация журналистов и они насчитали 60 новых журналистов, привлеченных к уголовной ответственности по этому единственному выпуску в 2013 году, в результате чего было возбуждено более 100 судебных исков.
В частности, с 2013 года президент Эрдоган и другие правительственные чиновники прибегали к враждебной публичной риторике против независимых журналистов и СМИ. который затем повторяется проправительственной прессой и телевидением, обвиняя иностранные СМИ и заинтересованные группы в заговоре с целью свержения его правительства.
Сообщается, что власти Тукиша отказывают журналистам в доступе к событиям и информации по политическим причинам.
С 2011 года правительство AKP усилило ограничения на свобода слова, свобода печати и использования Интернета и телевизионного контента, а также право на свободу собраний. Она также установила связи с медиа-группами и использовала административные и правовые меры (включая, в одном случае, штраф в размере миллиарда налогов) против критических групп СМИ и критически настроенных журналистов: «за последнее десятилетие AKP добилась неформальная, влиятельная коалиция связанных с партией бизнесменов и средств массовой информации, средства к существованию которых зависят от политического порядка, который строит Эрдоган. Те, кто сопротивляется, делают это на свой страх и риск ".
Такое поведение стало особенно заметным в 2013 году. в контексте освещения турецкими СМИ протестов в парке Гези. BBC отметила, что, хотя некоторые СМИ связаны с AKP или лично близки к Эрдогану, «большинство основных СМИ, таких как новостные телеканалы HaberTurk и НТВ, а также главная центристская ежедневная газета Milliyet, не хотят раздражать правительство, потому что их владельцы «Деловые интересы иногда полагаются на поддержку правительства. Все они, как правило, избегают освещения демонстраций». Немногие каналы вели прямую трансляцию - одним из них был Halk TV. Сообщалось, что несколько частных СМИ прибегли к самоцензуре из-за политического давления. Выборы в местные и президентские в 2014 г. выявили степень предвзятого освещения в проправительственных СМИ.
Управляемая государством Агентство Анадолу и Турецкая радио- и телевизионная корпорация (TRT) также подвергались критике со стороны СМИ и оппозиционных партий за то, что они все больше и больше походили на рупор правящей АКП, что является грубым нарушением их требований как государственных учреждений объективно сообщать и обслуживать общественность.
В 2014 году государственная телерадиовещательная компания TRT, а также государственная Агентство Анадолу подвергалось более строгому контролю. Даже RTÜK предупреждал TRT о непропорциональном освещении AKP; Высшая избирательная комиссия оштрафовала общественную телекомпанию за то, что она вообще не освещала кандидатов в президенты, за исключением Эрдогана, в период с 6 по 8 августа. Наблюдатели Совета Европы выразили обеспокоенность по поводу несправедливого преимущества СМИ для действующей правящей партии..
За 12 лет своего правления правящая АКП постепенно расширила свой контроль над СМИ. Сегодня многочисленные газеты, телеканалы и интернет-порталы, также известные как «Яндаш Медиа» («Партизанские СМИ») или Хавуз Медьясы («Пул Медиа»), продолжают свою активную проправительственную пропаганду. Некоторые медиа-группы получают льготы в обмен на редакционную политику, благоприятствующую AKP. Некоторые из этих медиа-организаций были приобретены дружественными AKP предприятиями через сомнительные фонды и процессы.
Утечка телефонных разговоров между высокопоставленными должностными лицами AKP и бизнесменами указывает на то, что правительственные чиновники собирали деньги у бизнесменов для создания "пула СМИ". "которые будут поддерживать правительство AKP любой ценой. Применяются произвольные налоговые штрафы, чтобы вынудить газеты обанкротиться, после чего они появляются, принадлежащие друзьям президента. Согласно недавнему расследованию Bloomberg, Эрдоган принудил к продаже некогда независимой ежедневной газеты Sabah консорциуму бизнесменов во главе с его зятем.
Ведущие газеты, поддерживающие АКП: Йени Шафак, Акит, Сабах, Стар, Таквим, Акшам, Тюркие, Милли Газете, Гюнеш, Милат и другие. Ведущими телеканалами, поддерживающими AKP, являются Kanal 7, 24, Ülke TV, TRT, ATV и, TGRT, Sky Turk 360, TV Net., НТВ, TV8, Beyaz TV, Kanaltürk и Kanal A. Ведущими проправительственными интернет-порталами являются Haber 7, Habervaktim и En Son Haber. Ведущие информационные агентства, поддерживающие АКП, принадлежат государству Агентство Анадолу и Информационное агентство Ихлас.
Основные СМИ в Турции принадлежат определенная группа влиятельных бизнесменов или холдингов. Почти во всех случаях эти холдинговые компании получают лишь небольшую часть своих доходов от своих СМИ, причем основная часть прибыли поступает от других интересов, таких как строительство, добыча полезных ископаемых, финансы или энергетика. Поэтому медиа-группы обычно практикуют самоцензуру для защиты своих более широких деловых интересов.
СМИ, недружественные ПСР, угрожают запугиванием, проверками и штрафами. Владельцы этих медиа-групп сталкиваются с аналогичными угрозами в отношении других своих предприятий. Все больше обозревателей увольняют за критику руководства ПСР.
В дополнение к цензуре, практикуемой проправительственными СМИ, такими как Сабах, Йени Шафак, и Star, большинство других газет, таких как Sözcü, Zaman, Milliyet и Radikal, имеют сообщалось, что они практикуют самоцензуру для защиты своих деловых интересов и используют свою долю рынка (65% от общего количества газет, продаваемых ежедневно в Турции, в отличие от проправительственных СМИ), чтобы избежать ответных действий со стороны правительства ПСР Реджепа Тайипа Эрдоган.
В период перед выборами в местные органы власти в Турции в 2014 году в Интернет просочилась информация о нескольких телефонных разговорах между премьер-министром Реджепом Тайипом Эрдоганом и руководителями СМИ. Большая часть записей была сделана между Эдоганом и Habertürk руководителем газеты и телеканала Фатихом Сарачем. Из этих записей можно услышать, что Эрдоган звонил Фатиху Сарачу, когда он был недоволен новостью, опубликованной в газете или переданной по телевидению. Он требовал от Фатиха Сарача быть осторожным в следующий раз или подвергнуть цензуре любые темы, которые ему не нравятся. Во время другого просочившегося звонка Эрдоган очень расстраивается и злится из-за новости, опубликованной в газете Milliyet, и резко реагирует на Эрдогана Демирорена, владельца газеты. Позже можно услышать, что Демирёрен доведен до слез. Во время разговора между Эрдоганом и главным редактором газеты Star Мустафой Караалиоглу, Эрдоган набросился на Караалиоглу за то, что он позволил Мехмету Алтану продолжать писать столь критические мнения о выступлении премьер-министра доставил недавно. Во втором разговоре слышно, как Эрдоган критикует Караалиоглу по поводу его настойчивого требования оставить Хидайет Чефкатли Туксал, женщину-обозревателя в газете, несмотря на ее критические высказывания в его адрес. Позже и Алтана, и Туксала уволили из газеты «Звезда». Эрдоган признал, что звонил руководителям СМИ.
В 2014 году прямое давление со стороны исполнительной власти и президента привело к увольнению сотрудников СМИ за их критические статьи. Bianet регистрирует более 339 журналистов и работников СМИ, уволенных или вынужденных уволиться в течение года, причем некоторые из них были вызваны политическим давлением.
Türksat - единственный спутник связи оператор в Турции. Были утверждения, что телеканалы, критикующие партию AKP и президента Эрдогана, были удалены из инфраструктуры Türksat, и что в исполнительном совете Türksat доминируют сторонники Эрдогана.
В октябре 2015 г. появилась видеозапись разговора 2 февраля 2015 г. между Мустафой Варанком, советником президента Эрдогана и членом правления Türksat, и некоторыми журналистами, в которой Варанк заявляет, что он призывал Türksat отказаться от определенных телеканалов. потому что «транслируют репортажи, наносящие вред престижу правительства». Позже в том же году Türksat уведомил телеканалы Irmak TV, Bugün TV и Kanaltürk, известные своей критической позицией против правительства, что их контракты не будут продлены с ноября 2015 года, и им сказали: удалить свои платформы из инфраструктуры Türksat.
Türksat исключил телеканалы, критикующие правительство, со своей платформы в ноябре 2015 года. Вещание телеканалов, включая Samanyolu TV, Mehtap TV, S Haber и Radio Cihan, имеет критическое значение правящего правительства AKP были приостановлены Türksat из-за «юридического обязательства» по приказу прокуратуры, основанного на подозрении, что каналы поддерживают террористическую организацию. Среди удаленных теле- и радиостанций были Samanyolu Europe, Ebru TV, Mehtap TV, Samanyolu Haber, Irmak TV, Yumurcak TV, Dünya TV, MC TV, Samanyolu Africa, Tuna Shopping TV, Burç FM, Samanyolu Haber Radio, Mehtap Radio and Radio. Джихан.
Критические телеканалы Bugün и Kanaltürk, которые были захвачены по инициативе правительства в октябре 2015 года, также были исключены из Türksat в ноябре 2015 года. Позже 1 марта 2016 года эти два захваченных канала закрылись из-за финансовые причины со стороны государственных доверенных лиц.
В марте 2016 года два телеканала из других политических кругов были также удалены из Türksat, а именно, турецкий националист и курдский националист IMC TV.
25 сентября 2017 года, Турция решила исключить вещательную компанию Rudaw, которая аффилирована с Регионом Курдистан, из своего спутникового вещания в тот же день, когда состоялось голосование по референдуму онезависимости в КРГ.
Цензура чувствительных тем в вт rkey бывает как онлайн, так и офлайн. Курдские вопросы, Геноцид армян, а также темы, вызывающие споры в отношении ислама или турецкого государства, часто подвергаются цензуре. Правоприменение остается произвольным и непредсказуемым. Кроме того, клевета на главу государства - это положение о преступлении, которое все чаще используется для цензуры критических голосов в Турции.
В рейтинге Репортеры без границ World Press Freedom Index за 2018 год., Турция занимает 157-е место из 178 стран. Ситуация для свободы слова всегда была сложной в Турции. Ситуация резко ухудшилась после протестов в Гези в 2013 году, достигнув своего пика после попытки государственного переворота 15 июля 2016 года. С этого момента действует чрезвычайное положение, десятки тысяч журналистов, ученых, государственных служащих и представителей интеллигенции были арестованы или обвинены, в основном по обвинениям в терроризме, иногда после того, как были сделаны заявления или написаны о них..
В отчете Комиссара Совета Европы по правам человека о свободе выражения мнений и свободе СМИ в Турции после его визитов в Турцию в 2016 году отмечалось, что нарушения свободы слова в Турции создали отчетливый сдерживающий эффект, проявляющийся в самоцензуре как среди остальных СМИ, так и среди простых граждан. Кроме того, Комиссар написал, что главным препятствием на пути к улучшению ситуации со свободой выражения мнений и свободой СМИ в Турции является отсутствие политической воли как для признания, так и для решения таких проблем.
В 2017 году Комиссар Совета Европы по правам человека отметил, что в отношении судебного преследования, ограничивающего свободу выражения мнения, основные проблемы заключаются в:
По состоянию на 18 января 2017 года более 150 средств массовой информации были закрыты, а их активы ликвидированы постановлениями правительства. Согласно чрезвычайному декрету № 687 от 9 февраля 2017 года, Фонд страхования вкладов (TMSF) Турции получит право продавать компании, захваченные государством, путем назначения попечителей.. Кроме того, на основании указов о чрезвычайном положении, таких как № 668 (27 июля 2016 г.), 675 (29 октября 2016 г.) и 677 (22 ноября 2016 г.), 178 СМИ были закрыты по обвинению в причастности к террористической деятельности. По состоянию на ноябрь 2016 года двадцать четыре из этих закрытых медиа-организаций были радиостанциями, двадцатью восемью телевизорами, восьмидесятью газетами.
В 2014 году турецкие регулирующие органы выпустили несколько запретов на публикацию информации по вопросам, представляющим общественный интерес.
В 2012 году в рамках Третьего пакета реформ все предыдущие запреты на публикации были отменены, если только они не были продлены судом, что произошло с большинством левых и курдских публикаций..
Ученые также подвергаются государственной цензуре. В этом отношении случай Academics for Peace особенно актуален: 14 января 2016 года 27 ученых были задержаны для допросов после того, как подписали петицию с более чем 1000 человек, просящих мира на Юге. - Восток страны, где продолжаются ожесточенные столкновения между турецкой армией и РПК.
В телевизионных передачах сцены с изображением обнаженной натуры, употребления алкоголя, курения, употребления наркотиков и насилие обычно подвергается цензуре, размывая соответствующие области. Телеканалы также практикуют самоцензуру субтитров, чтобы избежать крупных штрафов со стороны Верховного совета радио и телевидения (Radyo ve Televizyon Üst Kurulu, RTÜK). Например, канал CNBC-e обычно переводит слово «гей» как «маргинальный».
Государственное агентство RTÜK продолжает налагать большое количество приказов о закрытии Теле- и радиостанции на том основании, что они вели сепаратистские передачи.
Режим цензуры в Интернете в Турции изменился с «умеренного» на «строгий» в конце 2016 года после ряда публикаций в социальных сетях отключения, региональные отключения Интернета и ограничения на VPN и Tor инструменты обхода, задокументированные независимым органом по надзору за цифровыми правами Turkey Blocks. Несколькими месяцами ранее исследовательская группа по правам человека Freedom House уже понизила свой взгляд на свободу интернета в стране до «несвободного», отметив в своем отчете, что оценка была сделана до введения дополнительных ограничений после неудачного военного переворота в Июль.
Что касается цензуры в Интернете, то в Докладе о свободе СМИ и свободе выражения мнения в Турции за 2017 год Комиссар Совета Европы по правам человека обнаружил:
В более ранние годы турецкое правительство провело правовые и институциональные реформы, движимые стремлением страны стать евро ОПЕАНСКИЙ Союз государство-член. В то же время Турция продемонстрировала свою высокую чувствительность к диффамации и другому «неприемлемому» онлайн-контенту, что привело к закрытию ряда местных и международных веб-сайтов. Весь интернет-трафик проходит через инфраструктуру Türk Telekom, позволяя централизованно контролировать онлайн-контент и облегчая выполнение решений о выключении.
В декабре 2010 года OpenNet Initiative, беспартийная организация, базирующаяся в Канаде и США, которая исследует, анализирует и разоблачает методы фильтрации и наблюдения в Интернете, классифицировала цензуру в Интернете в Турции как выборочную (третья по величине из четырех классификаций) в области политических, социальных и Интернет-инструментов и не обнаружил свидетельств цензуры в зоне конфликта / безопасности. Однако также в 2010 году Репортеры без границ добавили Турцию в свой список из 16 стран, «находящихся под наблюдением» (менее серьезный из двух списков цензуры Интернета, который она поддерживает), заявив:
2010 год был отмечен широко освещаемой отменой блокировки веб-сайта для обмена видео YouTube, что, к сожалению, не приравнивается к отмене онлайн-цензуры в Турции. В стране, где изобилуют табуированные темы, несколько тысяч веб-сайтов по-прежнему недоступны, а судебные процессы против онлайн-журналистов продолжаются.
В июле 2010 года Ассоциация альтернативной информатики организовала одну из первых и крупнейших уличных акций протеста против цензуры в Интернете. В Стамбуле. Вторая акция протеста состоялась в мае 2011 года с демонстрациями в 30 городах Турции.
В своем отчете Freedom on the Net за 2016 год Freedom House предоставил Турции «статус свободы в сети» «не бесплатно», в котором говорится, что:
В отчете Freedom on the Net за 2015 год было зафиксировано, что более 60 000 веб-сайтов остаются заблокированными в Турции, а TIB заблокировал 22 645 веб-сайтов. без предварительного решения суда только в 2014 году. Twitter был заблокирован на две недели, а YouTube - на два месяца в 2014 году. 21 марта 2014 года доступ к Twitter для турецких пользователей был заблокирован на две недели в преддверии местных выборов, чтобы предотвратить поток просочившихся записей прослушивания телефонных разговоров высокопоставленных чиновников, которые появились на сайте, что побудило премьер-министра Реджепа Тайипа Эрдогана объявить, что он «искоренит» сеть.
В 11-м двухгодичном транс В отчете опартнерстве, опубликованном 19 сентября 2017 г., Twitter говорится, что Турция стала первой среди стран, из которых поступило около 90% запросов на удаление. Кроме того, Турция отправила в Twitter наибольшее количество запросов на удаление в 2014, 2015 и 2016 годах.
Во время 2016–17 чисток защищенное приложение Обмен мгновенными сообщениями ByLock был обвинен турецким правительством в том, что он использовался в первую очередь членами движения Гюлена, которое оно классифицирует как террористическую организацию, во время неудавшегося переворота. Правительство начало расследование более 23 000 граждан на предмет связи с Гюленом исключительно на основании доказательств того, что они загрузили или использовали ByLock. Некоторые из этих расследований приводят к арестам и задержанию. В декабре 2017 года правительство объявило, что расследует 11480 телефонных номеров. Сайт ByLock изнутри. Также был выдан ордер на инструментарий разработчика одного из этих приложений.
Согласно решению, опубликованному в T.C. Resmî Gazete 1 августа 2019 года поставщики онлайн-медиа, такие как Netflix, BluTV и Puhutv, которые транслируют сериалы в Интернете, перешли под контроль RTÜK.. Согласно этому решению платформы цифрового вещания можно получить лицензию на вещание для продолжения вещания. В решении администрация RTÜK указала, что нарушение правил вещания может привести к санкциям в отношении вещателей.
1 июля 2020 года в заявлении, сделанном в своей партии, Эрдоган объявил, что правительство будет делать новые и правила для контроля или закрытия социальных сетей, таких как YouTube, Twitter и Netflix. Благодаря этим новым мерам каждая компания будет назначить официальное лицо в стране для решения юридических проблем. Решение было принято после того, как несколько пользователей Твиттера оскор его дочь Эсру после того, как она родила четвертого ребенка.
Закон об Интернете № 5651 был принят в 2007 году в Турции с целью достижения цели защиты семей и несовершеннолетних. Путь к его введению был подготовлен после запрета на Youtube.com в 2007 году из-за видео, оскорбляющего основателя Турецкой Республики Кемаля Ататюрка. С тех пор такой закон вводился в ограничительном порядке, часто вызывая эпизоды цензуры против простых граждан, журналистов и средств массовой информации. По этой причине считают Закон № 5651 особенно спорным.
5 февраля 2014 года парламента Турции вызывающий споры законопроект о внесении изменений в регулирование Интернета в Турции. Он позволяет телекоммуникационному органу (TIB ) блокировать любой веб-сайт в течение 4 часов без предварительного судебного решения, а также требует от интернет-провайдеров хранить все данные о веб-пользователях в течение двух лет и делать доступными для власти по запросу. После государственной переворота 15 июля 2016 года полномочия TIB были переданы Управлению по технологиям и коммуникациям (Управление по информационным и коммуникационным технологиям - BTK), которое ранее контролировало деятельность TIB.
Закон об Интернете. № 5651 запрещает:
Веб-сайты также блокируются по следующим причинам:
Начиная с поправок 2015 года, национальная безопасность используется также для широкого запрета доступа.
Решения о блокировке веб-сайта могут быть обжалованы, но обычно только после того, как сайт был заблокирован. Тем не менее, из-за общедоступного профиля основных запрещенных веб-сайтов и юридических, технических или этических аргументов в пользу цензуры, заблокированные сайты часто доступны с использованием прокси или путем изменения DNS серверов.
В сентябре 2017 года Верховный суд Турции постановил, что наличие на телефоне приложения для обмена сообщениями ByLock является достаточным доказательством, чтобы признать подозреваемым участником FETÖ.
Веб-сайты заблокированы за нарушение прав интеллектуальной собственности, в частности совместное использование файлов и потоковые сайты; за предоставление доступа к материалам, которые демонстрируют или пропагандируют сексуальную эксплуатацию и жестокое обращение с детьми, непристойность, проституцию или азартные игры ; за оскорбления в адрес Мустафы Кемаля Ататюрка, отца-основателя современной Турции; для новостей по юго-восточной Турции и курдским вопросам ; или которые порочат лиц. Помимо фильтрации, государственные органы активно запрашивают удаление или широко распространенную информацию в Интернете. Imgur, Pastebin и TinyURL также были заблокированы в Турции.
Основным делом относительно цензуры в Интернете является дело Ахмет Йилдирим против (2013 г.) в Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ): оно касается Закона об Интернете № 5651 и блокирования "Google Сайты ", клевета, использование несоразмерных мер и создание ограничений в соответствии с законом.
Некоторые другие случаи блокировки интернет-сайтов:
- это базирующееся в Стамбуле объединение и движение гражданского неповиновения, работающее над правом на свободу выражения мнения. Он является членом глобальной сети IFEX. С 2000 года он публикует ежегодные отчеты о ситуации со свободой выражения мнений в Турции и распространяет их среди основных неправительственных организаций, а также среди средств массовой информации. Каждую неделю Инициатива издает Еженедельный бюллетень на турецком и английском языках. С 1997 года организует биеннале в Стамбуле. Вместе с другими заинтересованными сторонами он создал базу данных ÇTL (), в которой зарегистрированы случаи мысленных преступлений. Он открылся виртуально и интерактивно.
Turkey Blocks контролирует доступ к социальным сетям и сетям массовой коммуникации в основных населенных пунктах Турции. Он предоставляет отчеты в режиме реального времени об инцидентах в Интернете, которые могут повлиять на безопасность, доступ к информации и бизнес-операции в Интернете.
- это проект Индекс цензуры, предназначенный для публикации статей от подвергнутых цензуре турецких писателей, художников и переводчики. Индекс цензуры также курирует проект - база данных, в которой выявляются угрозы, нарушения и ограничения, с которыми сталкиваются представители прессы в странах-членах Европейского Союза, кандидаты на въезд и соседние страны, где регулярно отслеживаются угрозы в адрес турецких журналистов и иностранных журналистов в Турции.
(P24) - своевременная инициатива по поддержке и продвижению редакционной независимости турецкой прессы в то время, когда журналистская профессия находится под жестоким коммерческим и политическим давлением.
İfade Özgürlüğü Derneği (İFÖD - Freedom of Expression Association) опубликовал годовой отчет под названием Engelli Web, содержащий подробную информацию о цензуре в Интернете и заблокированных веб-сайтах из Турции. Ассоциация также оказывает юридическую поддержку любому, кому предъявлены уголовные обвинения, связанные с политическими выступлениями.
СМИ, связанные с цензурой в Турции на Викискладе
Викицитатник содержит цитаты, связанные с: Цензурой в Турции |