Конституционный референдум в Турции, 2017 г. | ||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Референдум для утверждения 18 предложенных поправок к Конституция Турции. (Полная информация) | ||||||||||||||||||||||
Местоположение | Турция и заграничные представительства | |||||||||||||||||||||
Дата | Воскресенье, 16 апреля 2017 г. | |||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||
Официальные результаты |
16 апреля 2017 г. на всей территории Турции был проведен конституционный референдум по вопросу одобрить 18 предложенных поправок к Конституции Турции, внесенных правящей Партией справедливости и развития (AKP) и Партия националистического движения (MHP). В случае утверждения должность премьер-министра будет упразднена, а существующая парламентская система правительства будет заменена на исполнительную президентскую и президентскую система. Количество мест в Парламенте было предложено увеличить с 550 до 600, а президенту было предложено предоставить больше контроля над назначениями в Высшую коллегию судей и прокуроров (HSYK). Референдум проводился в соответствии с чрезвычайным положением, которое было объявлено после неудавшейся попытки военного переворота в июле 2016 года.
Предварительные результаты показали, что преимущество в 51–49% для голосование «Да». Совершив беспрецедентный шаг, Высший избирательный совет (YSK) разрешил признать бюллетени без печати действительными. Некоторые противники реформы объявили этот шаг незаконным, заявив, что не было проштамповано до 1,5 миллионов бюллетеней, и отказались признать результаты. По их результатам вспыхнули масштабные акции протеста против решения YSK. В последующих отчетах Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) подвергли критике несправедливость во время кампании и заявили, что ЕСК решение быть незаконным.
Исполнительное президентство было давним предложением правящей AKP и ее основателя, нынешнего президента Турции, Реджепа Тайипа Эрдогана. В октябре 2016 года Партия националистического движения (ПНД) объявила о сотрудничестве в разработке проектов предложений с правительством, при этом объединенная поддержка депутатов ПСР и ПНД достаточна для вынесения предложений на референдум. после парламентских выборов в январе. Сторонники голосования «Да» утверждали, что изменения необходимы для сильной и стабильной Турции, утверждая, что исполнительное президентство положит конец нестабильным коалиционным правительствам, доминировавшим в турецкой политике. с 1960-х по 2002 год. Кампания «Нет» утверждала, что предложения сконцентрируют слишком много власти в руках президента, эффективно разрушив разделение властей и отнятие законодательной власти у парламента. Критики утверждали, что предлагаемая система будет напоминать «выборную диктатуру» без возможности привлекать к ответственности исполнительную власть, что приведет к «демократическому самоубийству» и автократии. За три дня до референдума один из помощников Эрдогана призвал к федеральной системе, если голосование «да» возобладает, что вызвало негативную реакцию со стороны МХП, выступающего за «Да». Обе стороны кампании были обвинены в использовании вызывающей разногласия и крайней риторики, при этом Эрдоган обвинил всех избирателей «нет» в том, что они террористы, встающие на сторону заговорщиков неудавшегося переворота 2016 года.
Кампания была омрачена обвинениями государства. подавление участников кампании «Нет», в то время как кампания «Да» смогла использовать государственные средства и финансирование для организации митингов и агитационных мероприятий. Ведущие участники кампании «Нет», в которую входили многие высокопоставленные бывшие члены MHP, такие как Мерал Акшенер, Юмит Оздаг, Синан Оган и Юсуф Халачоглу все подвергались насилию и ограничениям кампании. Кампания «Да» столкнулась с ограничениями проведения кампании со стороны нескольких европейских стран: правительства Германии, Нидерландов, Дании и Швейцарии все отменили или потребовали приостановить кампании «Да», направленные на турецких избирателей, проживающих за рубежом. Ограничения вызвали резкое ухудшение дипломатических отношений и вызвали дипломатический кризис между Турцией и Нидерландами. Также были высказаны опасения по поводу нарушений при голосовании: избирателей «Да» в Германии ловили на попытках проголосовать более одного раза, а также обнаруживали, что у них были бюллетени для голосования до начала процесса голосования за границей. Европейские наблюдатели за выборами заявили, что голосование не соответствовало международным стандартам.
Введение президентской системы было предложено тогдашним министром юстиции Джемилем Чичеком и поддержано тогдашним премьер-министром Эрдоганом в 2005 году. С тех пор нынешняя президентская система несколько раз открыто поддерживалась лидерами Партии справедливости и развития вместе с «новой конституцией». Вице-президент Партии справедливости и развития Хаяти Языджы предложил апрель 2017 года в качестве даты референдума.
10 декабря В 2016 году ПСР и МХП выдвинули в общей сложности 21 предложенную поправку к конституции и начали сбор подписей депутатов, чтобы начать парламентские процедуры по инициированию референдума. После переговоров Комиссии Ассамблеи 3 предложения были отозваны, осталось 18 поправок. Полный текст предложения на турецком языке и действующая турецкая конституция можно найти по следующим ссылкам. Наиболее важные изменения были отмечены Союзом ассоциаций адвокатов Турции.
Краткое изложение и интерпретация 18 поправок на английском языке приведены в таблице ниже.
Описание предлагаемых поправок | ||
---|---|---|
Предложение № | Статья | Описание изменения |
1 | Статья 9 | Судебная власть обязана действовать на условиях беспристрастности. |
2 | Статья 75 | Количество мест в Парламенте увеличено с 550 до 600. |
3 | Статья 76 | Возрастное требование для избрания как кандидата на выборах понизить с 25 до 18, а условие прохождения обязательной военной службы снять. Лица, имеющие отношение к военным, не будут иметь права баллотироваться на выборах. |
4 | Статья 77 | Срок полномочий парламента продлевается с четырех до пяти лет. Парламентские и президентские выборы будут проводиться в один и тот же день каждые пять лет, а президентские выборы будут проходить во втором туре, если ни один из кандидатов не наберет простое большинство в первом туре. |
5 | Статья 87 | Функции парламента:
|
6 | Статья 89 | Чтобы преодолеть президентское вето, Парламенту необходимо принять тот же закон абсолютным большинством (301). |
7 | Статья 98 | Парламент теперь определяет кабинет и вице-президента с помощью парламентских исследований, парламентских расследований, общих дискуссий и письменных вопросов. Запрос отменен и заменен парламентским расследованием. Вице-президент должен ответить на письменные вопросы в течение 15 дней. |
8 | Статья 101 | Для того, чтобы баллотироваться в качестве кандидата в президенты, физическому лицу требуется одобрение одной или нескольких партий, набравших 5% или более процентов на предыдущих парламентских выборах, и 100 000 избирателей. Избранному президенту больше не нужно прекращать членство в партии, если оно у него есть. |
9 | Статья 104 | Президент становится одновременно главой государства и главой правительства, с правом назначать и увольнять министров и вице-президента. Президент может издавать указы об исполнительной власти. Если законодательством будет принят закон на ту же тему, что и президентский указ, указ утратит силу, а парламентский закон вступит в силу. |
10 | Статья 105 | Парламент может начать парламентское расследование абсолютным большинством (301). Парламент обсуждает предложение в течение 1 месяца. После завершения обсуждения парламентское расследование может начаться в парламенте при скрытых трех пятых (360) голосов за. После завершения расследования парламент может проголосовать за предъявление обвинения президенту скрытыми двумя третями (400) голосов. |
11 | Статья 106 | Президент может назначить одного или нескольких вице-президентов. Если пост президента становится вакантным, новые президентские выборы должны быть проведены в течение 45 дней. Если до проведения парламентских выборов осталось менее года, то они также проводятся в тот же день, что и досрочные президентские выборы. Если до истечения срока полномочий парламента остается больше года, то вновь избранный президент исполняет свои обязанности до конца парламентского срока, после которого проводятся как президентские, так и парламентские выборы. Это не засчитывается в ограничение на два срока президента. Парламентские расследования возможных преступлений, совершенных вице-президентами и министрами, могут начаться в парламенте при трех пятых голосов за. После завершения расследования парламент может проголосовать за предъявление обвинения вице-президентам или министрам двумя третями голосов за. В случае признания виновным соответствующий вице-президент или министр снимается с должности только в том случае, если совершенное ими преступление не позволяет им баллотироваться на выборах. Если действующий депутат назначается министром или вице-президентом, его членство в парламенте прекращается. |
12 | Статья 116 | Президент и три пятых парламента могут принять решение о возобновлении выборов. В этом случае исполнитель также распускается до выборов. |
13 | Статья 119 | Право президента объявить чрезвычайное положение теперь подлежит утверждению парламентом для вступления в силу. Парламент может его расширить, удалить или сократить. Чрезвычайное положение может быть продлено до четырех месяцев за раз, за исключением периода войны, когда такое ограничение не требуется. Каждый указ президента, издаваемый во время чрезвычайного положения, требует одобрения парламента. |
14 | Статья 125 | Акты Президента теперь подлежат судебному пересмотру. |
15 | Статья 142 | Военные суды упраздняются, если они не созданы для расследования действий солдат под условия войны. |
16 | Статья 146. | Президент назначал одного судью из Высшего военного апелляционного суда и одного из Высшего военного административного суда. Поскольку военные суды будут упразднены, количество судей в Конституционном суде будет сокращено до 15 с 17. Следовательно, число назначенных президентом будет сокращено до 12 с 14, в то время как Парламент продолжит назначать троих. |
17 | Статья 159. | Высшая коллегия судей и прокуроров переименована в «Коллегию судей и прокуроров», количество членов сокращено до 13 с 22, количество отделов сокращено до 2 с 3. 4 члена назначаются Президентом., 7 будут назначены Великим собранием. Кандидаты в Высшую коллегию судей и прокуроров (HSYK) должны будут получить 2/3 (400) голосов для прохождения первого тура и 3/5 (360) голосов во втором туре, чтобы стать членами HSYK. (Остальные 2 члена - министр юстиции и заместитель министра юстиции, без изменений). |
18 | Статья 161. | Президент предлагает бюджетный бюджет Великому собранию за 75 дней до финансового нового года. Члены бюджетной комиссии могут вносить изменения в бюджет, но члены парламента не могут вносить предложения по изменению государственных расходов. Если бюджет не утвержден, будет предложен временный бюджет. Если временный бюджет также не будет утвержден, бюджет предыдущего года будет использоваться с коэффициентом увеличения предыдущего года. |
19 | Несколько статей | Адаптация нескольких статей конституции с другими изменениями, в основном передача исполнительных полномочий Кабинет президента |
20 | Временная статья 21 | Следующие президентские и всеобщие выборы состоятся 3 ноября 2019 года. Если Великое собрание примет решение о досрочных выборах, оба будут проведены в один день. Совет судей и прокуроров выборы будут проведены в течение 30 дней после утверждения этого закона. Военные суды будут упразднены после вступления закона в силу. |
21 | Применимость поправок 1-17 | Поправки (2, 4 и 7) вступят в силу после новых выборов, другие поправки (кроме временной статьи) вступят в силу после приведения к присяге вновь избранного президента in. Аннулирована статья, по которой избранные президенты лишаются членства в политической партии. Эта конституционная поправка будет принята на референдум в целом. |
После подписания 316 депутатов ПСР 21 предложенное изменение было представлено спикеру Великого национального собрания, а затем передано в парламентскую конституционную комиссию. Парламентская конституционная комиссия, возглавляемая депутатом от ПСР Мустафа Шентоп, приступила к изучению предложений в декабре 2016 года, ранее запланированной даты января 2017 года. Конституционная комиссия сформирована из 25 членов, 15 из которых являются представителями ПСР., 5 от ТЭЦ, 3 от ДПН и 2 от МХП в соответствии с составом парламента. Поскольку ПСР занимала подавляющее большинство мест в комиссии, комментаторы СМИ ожидали, что на этапе проверки не произойдет ничего неожиданного. Дебаты в комиссии были горячими, между депутатами периодически наблюдались драки.
Конституционная комиссия имеет право вносить поправки или отклонять предложенные изменения до того, как они будут поставлены на голосование для всех депутатов. Комиссия внесла незначительные изменения в многочисленные предложения, например, увеличила количество членов Высшей коллегии судей и прокуроров с 12 до 13. На данный момент комиссия отклонила три из 21 предложенных изменений, уменьшив конституционный пакет с 21 предложения до 18. Пятое предложение, которое создавало «запасных депутатов» для занятия парламентских мест, которые становятся вакантными в период между выборами, было неоднозначно отклонено всего тремя подписями, что значительно меньше поддержки 25 членов комиссии или 184 всего Нужны депутаты. Сообщалось, что депутаты ПСР выступили против создания «резервных депутатов» на том основании, что это угрожает безопасности действующих депутатов, стимулируя резервы выводить их из строя, чтобы занять свои места. 15-е предложение, дающее президенту право структурировать госслужбу и государственные институты посредством указов, также было отклонено. Днем позже, 29 декабря, было отклонено 14-е предложение, дававшее президенту право назначать высших чиновников.
Комиссия завершила процесс утверждения 30 декабря, отклонив в общей сложности 3 из 21 предложения.
Результаты рассмотрения парламентской конституционной комиссией | |||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Предложение | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
Результат | Y | Y | Y | Y | N | Y | Y | Y | Y | Y | Y | Y | Y | N | N | Y | Y | Y | Y | Y | Y |
По завершении слушаний Конституционной комиссии 18 предложений были представлены в парламент для ратификации. Для внесения поправок в Конституцию необходимо большинство в три пятых (330 голосов) для вынесения на референдум и большинство в две трети (367 голосов) для непосредственной ратификации. Представители Партии справедливости и развития (AKP) перед голосованием заявили, что даже если будет достигнут порог в 367, правительство не ратифицирует изменения без референдума.
Парламент проголосовал по каждому из них. 18 предложений отдельно в двух раундах. Первый раунд послужил индикатором того, получат ли поправки достаточную поддержку, поскольку поправки были предложены всеми партиями, присутствующими в палате. Во втором раунде сторонам больше не разрешается вносить изменения в предложения. Учитываются результаты второго тура, для вынесения на референдум необходимо 330 голосов, для непосредственной реализации - 367. Окончательное голосование по всем одобренным предложениям в целом с одинаковыми порогами проводилось в конце второго раунда, при этом весь процесс прекращался, если количество голосов «за» упало ниже 330.
Из общего количества. 550 членов парламента, 537 имели право голоса. 11 депутатов от Народно-демократической партии (ДПН) были арестованы по обвинению в терроризме и не смогли принять участие в голосовании, а остальные 48 депутатов ДПН бойкотировали голосование после того, как их движение призывало арестованных депутатов быть внесенным в парламент для голосования было отклонено. Спикер парламента Исмаил Кахраман, который не может принимать участие в голосовании в силу того, что он спикер, был госпитализирован во время голосования, а это означает, что заместитель спикера AKP Ахмет Айдын председательствовал на
Из 537 депутатов, имеющих право голоса, AKP держала 315, CHP 133, MHP 39, HDP 48 и 2 были независимыми. Из 39 депутатов НРП 6 открыто заявили, что будут голосовать против поправок, в результате чего общее количество депутатов, как ожидается, проголосует «за» на уровне 348. 133 депутата НРП и два независимых депутата, которые состояли из Айлин Назлыака. и Юмит Озда проголосовали «против», в то время как ДПН бойкотировала голоса.
Теоретическое распределение голосов согласно партийным линиям | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Партия | Лидер | Позиция партии | Всего депутатов | Имеет право голоса | Голосование да | Голосование нет | Графическое изображение | ||
AKP | Партия справедливости и развития | Бинали Йылдырым | Да Да | 317 | 315 | 315 | 0 | ||
CHP | Республиканская народная партия | Кемаль Кылычдароглу | Нет | 133 | 133 | 0 | 133 | ||
MHP | Партия националистического движения | Девлет Бахчели | Да | 39 | 39 | 33 | 6 | ||
HDP | Народно-демократическая партия | Селахаттин Демирташ / Серпил Кемалбай | N Нет | 59 | 48 | Бойкот | |||
Независимых | Нет Нет (оба) | 2 | 2 | 0 | 2 | Депутаты по партийной линии. Черный цвет обозначает депутатов, не имеющих права голоса | |||
Всего | 550 | 537 | 348 | 141 | Y Референдум |
Парламентское голосование началось 9 января, а первый тур голосования завершится 15 января. Оппозиционные политики подвергли критике поспешность голосования, когда голосование проводилось от четырех до пяти в день без перерывов. Голосование было омрачено многочисленными нарушениями: члены парламента от НРП снимали на видео, как депутаты ПСР открыто голосуют, или запугивали неуверенных депутатов, чтобы те проголосовали «за». Министр здравоохранения Реджеп Акдаг был заснят на видео, когда он проводил открытое голосование, что запрещено конституцией, и открыто признал, что впоследствии совершил преступление. Депутаты AKP ответили на попытки снять их на видео враждебно, время от времени вспыхивая драки между правительством и депутатами оппозиции. Член парламента CHP Фатма Каплан Хюрриет якобы была задушена лидером парламентской группы AKP Мустафа Элиташ после того, как она сняла Элиташа и премьер-министра Бинали Йылдырым с открытым голосованием. Несколько депутатов были госпитализированы, а трибуна, на которой депутаты поднялись для выступлений, была смещена, и один из микрофонов стоимостью 15 000 евро пропал. Второй тур голосования завершился 20 января, и все предложенные поправки были утверждены. Окончательное предложение о принятии утвержденных поправок было одобрено 339 голосами, что превышает порог в 330 голосов для проведения референдума, но не достигает порога в 367 голосов, необходимого для непосредственного принятия поправок.
Предложение | Проблема | Первый тур | Второй тур | Результаты | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Явка депутатов | Да | Нет | Другое | Явка депутатов | Да | Нет | Другое | |||
Ходатайство о начале голосования | 480 | 338 | 134 | 3 | ||||||
1 | Нейтралитет судебной власти | 484 | 347 | 132 | 5 | 486 | 345 | 140 | 1 | Y |
2 | Увеличение количества депутатов до 600 с 550 | 480 | 343 | 133 | 3 | 485 | 342 | 139 | 4 | Y |
3 | Право на избрание в парламент кандидатура | 485 | 341 | 139 | 5 | 486 | 342 | 137 | 6 | Y |
4 | Выборы каждые пять лет как в парламент, так и в президентство | 486 | 343 | 139 | 4 | 486 | 342 | 138 | 6 | Y |
5 | Полномочия и обязанности парламента | 354 | 343 | 7 | 4 | 486 | 342 | 140 | 4 | Y |
6 | Счетные органы Парламента | 483 | 343 | 137 | 3 | 485 | 342 | 138 | 5 | Y |
7 | Выборы Президента | 482 | 340 | 136 | 6 | 484 | 340 | 136 | 8 | Y |
8 | Обязанности президента | 481 | 340 | 135 | 6 | 483 | 339 | 138 | 6 | Y |
9 | Уголовная ответственность президента | 485 | 343 | 137 | 5 | 483 | 341 | 137 | 5 | Y |
10 | Вице-президент и министерства | 483 | 343 | 135 | 5 | 481 | 340 | 136 | 5 | Y |
11 | Возобновление выборов | 483 | 341 | 134 | 8 | 481 | 342 | 135 | 4 | Y |
12 | Чрезвычайное положение | 482 | 344 | 133 | 5 | 484 | 342 | 138 | 4 | Y |
13 | Упразднение военных судов | 482 | 343 | 133 | 6 | 484 | 343 | 136 | 5 | Y |
14 | Высший совет судей и прокуроров | 483 | 341 | 133 | 9 | 487 | 342 | 139 | 6 | Y |
15 | Бюджетное регулирование | 483 | 341 | 134 | 8 | 486 | 342 | 141 | 3 | Y |
16 | Адаптация других статей | 482 | 341 | 134 | 7 | 486 | 342 | 141 | 3 | Y |
17 | Временная статья для перехода на новую систему | 484 | 342 | 135 | 7 | 485 | 341 | 139 | 5 | Y |
18 | Президент может быть членом партии. при изменениях вступит в силу | 481 | 344 | 131 | 6 | 488 | 343 | 142 | 3 | Y |
Предложение о внесении одобренных изменений (330 для референдума, 367 для прямого реализация) | 488 | 339 | 142 | 7 | Y |
Несколько депутатов AKP открыто проголосовали за изменения, нарушив конституционное требование тайного голосования.
Поправки были встречены резкой критикой со стороны оппозиционных партий и неправительственных организаций, с критикой уделяя особое внимание размыванию разделения властей и отмене парламентской ответственности. Эксперты по конституционному праву, такие как Кемаль Гезлер и Ибрагим Кабоглу, утверждали, что изменения приведут к тому, что парламент станет фактически бессильным, а исполнительный президент будет иметь контроль над исполнительной, законодательной и судебной властями. 4 декабря Ассоциация мысли Ататюрки (ADD), Ассоциация поддержки современной жизни (ÇYDD) и Конфедерация профсоюзов провели митинг в Анкаре несмотря на то, что их разрешения были отозваны губернатором Анкары, призывая к отказу от исполнительной президентской системы на том основании, что она угрожает независимости судебной власти и светским демократическим ценностям.
Первоначально поправки были приняты. со смешанными ответами оппозиционной НРП, которая долгое время критиковала конституционные планы ПСР. Вскоре после того, как предложения были обнародованы и представлены в парламент 10 декабря, премьер-министр Бинали Йылдырым сообщил, что НРП согласна с 5 из предложенных изменений. Однако реакция НРП была отрицательной: заместитель лидера партии Селин Сайек Бёке утверждал, что эти предложения по сути создали «султанат ». Лидер парламентской группы Левент Гёк, одним из первых прокомментировавших опубликованные предложения, заявил, что изменения вернут 140 лет турецкой парламентской демократии, призвав все партии отклонить эти предложения. Другой лидер парламентской группы НРП, Озгюр Озель, назвал эти предложения «сменой режима», когда парламент по сути бессилен контролировать министров и привлекать их к ответственности. Озель заявил, что ПСР вряд ли получит 330 голосов, необходимых для вынесения изменений на референдум, заявив, что он будет удивлен, если число депутатов, проголосовавших «за», достигнет 275. Депутат CHP Селина Доган заявила, что авторитарный характер предложений фактически положил бы конец переговорам о вступлении Турции в ЕС, ссылаясь на отсутствие какого-либо отношения к европейским ценностям. Депутат НРП Джемаль Октан Юксель утверждал, что эти предложения напоминают конституцию Сирии Асада , заявив, что это будет не национальная конституция, а «переведенная конституция Сирии»
.Несмотря на официальную поддержку националистического МХП, сообщалось, что турецкие националисты также в подавляющем большинстве критиковали как предложения, так и участие их партии в их разработке. Бахчели, который исторически оказывал поддержку ПСР в спорных ситуациях, подвергался критике со стороны всех основных партий за его решение поддержать конституционные поправки, которое было описано как «задний двор» ПСР, «линия жизни» или «запасное колесо». "критиками. 24 октября 2016 года 5 из 40 членов парламента от MHP заявили, что они отклонят конституционные предложения вопреки своей партийной линии. Юмит Оздаг, который был кандидатом в лидеры против Бахчели и одним из 5 членов парламента, критиковавших Из изменений, его членство в партии было отменено в ноябре. Опрос, проведенный Gezici в декабре, показал, что почти две трети сторонников MHP были против предложенных изменений, хотя сторонники MHP также были наиболее нерешительными среди других партий. 27 декабря депутат ПНД Кадир Кочдемир стал пятым депутатом от своей партии, публично заявившим о своем несогласии с предложениями.
Выступая вскоре после обнародования предложений, пресс-секретарь ДПН Айхан Билген раскритиковал предлагаемые изменения как антидемократические и противоречащие принципу судебной независимости. Ссылаясь на предлагаемое создание «исполнительных распоряжений», которые могут издаваться президентом по желанию без рассмотрения парламентом, Билген раскритиковал характер изменений, назвав их плохо написанными и попыткой скрыть конституционные нарушения, имевшие место в соответствии с действующей конституцией.. Однако 18 декабря депутат ДПН Кадри Йылдырым заявила, что не было бы причин отклонять предложения, если бы изменения включали отдельный «статус» для турецких курдов и конституционное право на образование для курдских граждан на их родном курдском язык. Это привело к предположению, что HDP можно убедить поддержать изменения со стороны правительства AKP, хотя MHP вряд ли совместно поддержит какие-либо изменения, которые также одобрены HDP. 21 декабря НРП и ДПН выступили с парламентским предложением, в котором объявили эти предложения «неконституционными», но это предложение было отклонено депутатами.
Изменения также подверглись серьезной критике за пределами Турции. Один комментатор даже заявил, что «если большинство проголосует« за », это будет концом парламентской демократии в Турции». NGO Human Rights Watch заявила, что изменения представляют собой «огромную угрозу правам человека, верховенству закона и демократическому будущему страны». The Economist пришел к выводу, что «голосование за« да »обяжет страну избранным диктатором». Венецианская комиссия Совета Европы в своем Заключении по конституционным поправкам от марта 2017 г. определила их как «угрозу демократии» и подчеркнула «опасность вырождения предложенных система к авторитарному и личному режиму ". Кроме того, перед голосованием сайт openDemocracy сообщил, что некоторые европейские новостные агентства опубликовали опасения, что референдум 2017 года является чем-то вроде «разрешающего акта » для Эрдогана.
Правящая партия AKP и оппозиционная партия MHP подписали поправки. MHP предоставил их условную поддержку до тех пор, пока их условия не будут выполнены. Первоначальная позиция основной оппозиции НРП заключалась в том, чтобы дождаться завершения поправок. Лидер НРП Кылычдароглу однажды упомянул о внесении изменений в Великое собрание. Позже CHP решила проголосовать против и начала митинги «Türkiye'yi Böldürmeyeceğiz» (турецкий : Мы не будем разделять Турцию). Четвертая партия парламента - HDP - против изменений.
Выбор | Партия | Лидер | Политическая ориентация | Ref. | ||
---|---|---|---|---|---|---|
Партии участвовали в последних всеобщих выборах | ||||||
Да Да | AKP | Партия справедливости и развития | Бинали Йылдырым | Правые | ||
MHP | Националист Партия движения (руководитель партии) | Девлет Бахчели | Ультраправые | |||
BBP | Партия Великого Союза (руководитель партии) | Мустафа Дестичи | крайне правые | |||
N No | CHP | Republican People's Party | Kemal Kılıçdaroğlu | Left-wing / Kemalism | ||
MHP | Nationalist Movement Party inner-party factions | Collective leadership | Far-right | |||
HDP | Peoples' Democratic Party | Selahattin Demirtaş Figen Yüksekdağ | Left-wing | |||
Saadet | Felicity Party | Temel Karamollaoğlu | Right-wing | |||
BBP | Great Union Party inner-party factions | Collective leadership | Far-right | |||
Vatan | Patriotic Party | Doğu Perinçek | Left-wing / Kemalism | |||
HAK-PAR | Rights and Freedoms Party | Refik Karakoç | Lef t-wing | |||
HKP | People's Liberation Party | Nurullah Ankut | Far-left | |||
DP | Democrat Party | Gültekin Uysal | Centre-right | |||
KP | Communist Party | Arif Hikmet Basa | Far-left | |||
DSP | Democratic Left Party | Önder Aksakal | Centre-left | |||
LDP | Liberal Democratic Party | Gültekin Tırpancı | Center | |||
MP | Nation Party | Aykut Edibali | Right-wing | |||
DYP | True Path Party | Çetin Özaçıkgöz | Centre-right | |||
BTP | Independent Turkey Party | Haydar Baş | Centre |
Other parties | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Choice | Party | Leader | Political orientation | Ref. | ||
Y Yes | Yeni Dünya | New World Party | Emanullah Gündüz | Right-wing | ||
HÜDA PAR | Free Cause Party | Zekeriya Yapıcıoğlu | Right-wing | |||
CY Conditional yes | ||||||
Osmanlı | Ottoman Party | İbrahim Ünye | Far-right | |||
N No | ||||||
TSİP | Socialist Workers' Party of Turkey | Turgut Koçak | Far-left | |||
TKP | Communist Party of Turkey | Hüseyin Karabulut | Far-left | |||
ÖDP | Freedom and Solidarity Party | Collective leadership | Left-wing | |||
EMEP | Labour Party | Selma Gürkan | Far-left | |||
DSİP | Revolutionary Socialist Workers' Party | Meltem Oral Şenol Karakaş | Left-wing | |||
YP | Homeland Party | Sadettin Tantan | Right-wing | |||
AYP | Crescent Star Party | Serap Gülhan | Center | |||
EHP | Labourist Movement Party | Sibel Uzun | Left-wing | |||
İKP | Workers' Fraternity Party | Mehmet Şadi Ozansü | Left-wing | |||
D İP | Revolutionist Workers' Party | Ömer Sungur Savran | Far-left | |||
DBP | Democratic Regions Party | Emine Ayna | Center-left | |||
HEPAR | Rights and Equality Party | Yücel Savaş | Far-right | |||
ESP | Socialist Party of the Oppressed | Sultan Ulusoy | Far-left | |||
TİKP | Workers Villagers Party of Turkey | İsmail Durna | Left-wing | |||
ANAP | Motherland Party | İbrahim Çelebi | Centre-right | |||
Dev-Parti | Revolutionary People's Party | Celal Özcan | Left-wing | |||
MTP | Nationalist Turkey Party | Ahmet Yılmaz Büyükekmekci | Center | |||
ÖSP | Freedom and Socialism Party | Sinan Çiftyürek | Far-left | |||
1920 TKP | Socialist Liberation Party | Şener Ataş | Far-left | |||
Yeşil Sol | Greens and the Left Party of the Future | Naci Sönmez | Left-wing | |||
TİVEP | Unemployed's and Labourers' Party of Turkey | Rıfat Derya Sercan | Centre-left | |||
SYKP | Socialist Refoundation Party | Tülay Hatimoğlulları Oruç | Far-left | |||
KP | Women's Party | Benal Yazgan | Feminism | |||
TURAN | Great Turan Movement Party | Varol Esen | Far-right | |||
HHP | Rights and Peace Party | Gürsel Yıldız | Centre | |||
HTKP | People's Communist Party of Turkey | Emre Yağan | Far-left | |||
CİHAP | Universe Party | Kürşad Emre Öğretmek | Centre | |||
Anayol | Main Path Party | Zafer Maden | Centre-right | |||
TÜHAP | People's Party of Turkey | Mehmet Çetin | Centre | |||
MMP | National Struggle Party | Ahmet Kaya | Right-wing | |||
ASP | AS Party | Cavit Kayıkcı | Right-wing | |||
İDP | Workers' Democracy Party | Oktay Çelik | Left-wing | |||
TKH | Communist Движение Турции | Эркан Пынарбаши | Ультралевые | |||
Девримчи | Объединенная революционная партия | Уфук Гёллю | Левый | |||
AP | Партия справедливости | Vecdet Öz | правоцентристы | |||
TBP | Партия единства Турции | Хусейн Экиджи | кемализм | |||
SEP | Социалистическая партия рабочих | Гёкче Шентюрк | Левая | |||
EYP | Партия универсального пути | Метин Гюлер | Алевизм | |||
Бюйюк | Партия Великой Турции | Тевфик Дикер | Правоцентристский | |||
DGP | Демократическая партия молодежи | Эркин Чозели | Центр | |||
Улусал Партия | Национальная партия | Гекче Фират Чулхаоглу | Ультраправый | |||
Нейтральный | Хак Парти | Партия прав и правды | Дурсун Гюнеш и Серкан Аслан | Исламизм | ||
Бойкот | PAK | Партия Свободный Курдистан | Мустафа Озчелик | Курдская независимость | ||
PSK | Социалистическая партия Курдистана | Месут Тек | Курдская независимость |
НПО и другие группы | ||||
---|---|---|---|---|
Выбор | НПО | Тип | Политическая ориентация | Ref. |
Да Да | Османская семья (Османоглу) | Бывшая османская династия | - | |
Независимая ассоциация промышленников и бизнесменов (MÜSİAD) | Деловая организация | Правые | ||
Османские очаги | Организация | Правые | ||
Конфедерация профсоюзов государственных служащих (Мемур-Сен) | Профсоюз | Центр -право | ||
N Нет | Союз палат турецких инженеров и архитекторов (TMMOB) | Профсоюз | Левоцентристский | |
Турецкая медицинская ассоциация (TTB) | Медицинский союз | Левоцентристский | ||
MHP Диссиденты | Внутрипартийная оппозиция | Национализм | ||
BBP Диссиденты | Внутрипартийная оппозиция | Ультраправые | ||
Конфедерация профсоюзов общественных работников Турции (Türkiye Kamu-Sen) | Профсоюз | Правоцентристский | ||
Конфедерация профсоюзов общественных работников (KESK) | Профсоюз | Левый | ||
Конфедерация прогрессивных профсоюзов Турции (DİSK) | Профсоюз | Левый | ||
Объединенная конфедерация профсоюзов государственных служащих (Birleşik Kamu-İş) | Профсоюз | Кемализм | ||
Ассоциация мысли Ататюрки (ADD) | Кемализм | |||
Союз молодежи Турции (TGB) | Молодежная организация | Кемализм | ||
Республиканская ассоциация женщин (CKD) | Женская организация | кемализм | ||
Ассоциация отставных военных офицеров Турции (TESUD) | Организация ветеранов вооруженных сил | кемализм | ||
Союз художников Турции (TSB) | Художественная организация | Кемализм | ||
Инициатива художников | Художественная организация | Левое крыло | ||
Турецкий юридический институт | Институт | кемализм | ||
Национальное конституционное движение | Аналитический центр | кемализм | ||
очаг интеллигенции | Национализм | |||
Конфедерация турецких племен (TÜRKBOY) | Национализм | |||
Ассоциация социальной мысли (TDD) | Национализм | |||
Турецкие левые | Magazi ne | Третья позиция | ||
Нейтрально | Конфедерация реальных профсоюзов Турции (HAK-İŞ) | Профсоюз | Правый |
Кампания «Да» в основном велась политиками Партии справедливости и развития (ПСР), а также политиками Партии националистического движения (ПНД), лояльными лидеру Девлету Бахчели. Первоначально ожидая начала кампании 7 февраля, AKP в конце концов начала свою официальную кампанию 25 февраля с выступления премьер-министра Бинали Йылдырым на спортивном стадионе Анкары. На фоне плохих результатов опросов общественного мнения в феврале Эрдоган, как сообщается, попросил проправительственных социологов приостановить свои опросы общественного мнения до конца марта, а также были внесены предложения о совместном предвыборном митинге ведущих политиков AKP и MHP.
Кампания «Да» подверглась критике за ее клеветническую кампанию против людей, голосующих «против», связывая их с многочисленными террористическими организациями. Премьер-министр Бинали Йылдырым, утверждая, что они проголосуют «за», потому что Рабочая партия Курдистана (РПК) и так называемая террористическая организация Фетхуллаха Гюлена (FETÖ) голосовали «Нет», хотя обе организации исторически выступали за исполнительное кресло президента. Президент Реджеп Тайип Эрдоган также вызвал споры, когда заявил, что те, кто проголосовал «против», встали на сторону заговорщиков, стоящих за попыткой государственного переворота в Турции в 2016 году.
В настоящее время «Да» Кампания проводилась посредством предвыборных митингов, проведенных премьер-министром Йылдырым, ведущими политиками AKP, а также президентом Эрдоганом, который провел «публичные митинги открытия», аналогичные его тактике на всеобщих выборах июня 2015 года. Лидер MHP Девлет Бахчели провел конференции в пользу голосования «Да», первое из которых состоялось в Конье 12 февраля 2017 года.
10 марта Партия Великого Союза (BBP) во главе с Мустафой Дестичи объявила, что они поддержат голосование «Да», в результате чего общее количество партий, поддерживающих «Да», достигло шести. И BBP, и MHP столкнулись с серьезным противодействием своей поддержке голосования «за», при этом члены BBP призвали к отставке Дестичи после его заявления. MHP пережила волну отставок, отстранения от участия в партии и конкурирующую кампанию «Нет», проводимую высокопоставленными националистическими политиками, при этом опросы общественного мнения показали, что значительное большинство избирателей MHP намерены голосовать против предложений. Большинство опросов показывают, что процент проголосовавших «нет» в MHP составляет от 50% до 80%, при этом доля тех, кто определенно «да», остается на уровне 20-25%. Политики, поддерживающие «Нет» как MHP, так и BBP, заявили, что более 95% сторонников их партий поддерживают голосование «Нет», нарушая исполнительное решение своей партии.
Партия | Лидер | Подробности | ||
---|---|---|---|---|
АКП | Партия справедливости и развития | Бинали Йылдырым | Посмотреть кампанию | |
MHP | Партия националистического движения (руководитель партии) | Девлет Бахчели | Посмотреть кампанию |
НРП представили логотип и слоган своей кампании 28 февраля, используя слоган «Geleceğim için Hayır» (что переводится как «Нет для моего будущего»). Партия планировала свой первый митинг в Амасья, хотя предварительные митинги были проведены лидером партии Кемалем Киличдароглу 21 декабря 2016 года в Адане и диссидентом депутатом Мухаррем Инче 8 марта 2017 г., Зонгулдак. Депутаты НРП также совершили серию заграничных визитов, чтобы собрать поддержку со стороны зарубежных избирателей, с бывшим лидером Дениз Байкал, проводившим мероприятие во Франции.
известных диссидентских политиков МХП, таких как Мерал Акшенер, Синан Одан, Юмит Озда и Юсуф Халачоглу начали кампанию «Нет», основанную на турецком национализме, конкурируя с официальной кампанией МХП «Да». Диссидентская кампания «Нет» привлекла значительно большую популярность, чем официальные мероприятия «Да», проводимые МХП, при этом опросы общественного мнения показывают, что подавляющее большинство избирателей МХП намерены сломать линию партии и проголосовать «против». В дополнение к диссидентам MHP, Турецкая ассоциация баров и ее президент Метин Фейзиоглу и лидер партии «Нет» Туна Беклевич отправились в общенациональное турне. намереваясь встретиться с местными жителями во многих городах и деревнях, чтобы сплотить поддержку голосования «против».
Участники кампании «нет» столкнулись с предполагаемым принуждением и подавлением, поддерживаемым правительством. 1 марта основная оппозиция Народно-республиканская партия (НРП) представила доклад из 78 пунктов о нарушениях и подавлении участников кампании «Нет», при этом заместитель лидера Озтюрк Йылмаз утверждал, что те, кто агитировали за голосование «нет» столкнулись со страхом и государственным принуждением. Лидер парламентской группы НРП Энгин Алтай также раскритиковал правительство за использование государственных средств для финансирования кампании «Да» при подавлении избирателей «Нет», утверждая, что их поведение не позволяет им говорить о «демократии».
Партия | Лидер | Подробности | ||
---|---|---|---|---|
CHP | Народно-республиканская партия | Кемал Кылычдароглу | Просмотреть кампанию | |
MHP | Партия националистического движения (оппозиция внутри партии) | Коллективное руководство | Просмотр кампании | |
HDP | Народно-демократическая партия | Селахаттин Демирташ | Просмотреть кампанию |
Обвинения в неправомерных действиях на выборах, нарушениях на протяжении всей кампании и государственном принуждении сторонников «Нет» были широко распространены до, во время и после референдума. Европейские наблюдатели за выборами заявили, что референдум не соответствовал международным стандартам.
Правительство ПСР и Главное управление безопасности (полиция) подвергались критике за использование тактики, направленной на ограничение агитационных возможностей сторонников «Нет» посредством арестов, контроля над СМИ и политического подавления. 23 января 2017 года студенты университета, выступавшие за голосование «против» на пригородном пароме в Стамбуле, были обвинены сотрудниками службы безопасности в «оскорблении президента», а их аресты были остановлены пассажирами на борту. 31 января член совета Народно-республиканской партии Сера Кадыгил был арестован, а затем освобожден по обвинению в «оскорблении религиозных ценностей и разжигании ненависти» за кампанию за голосование «против» в социальных сетях. В Бурсе избиратель, который сообщил, что голосует «нет», был доставлен в полицию и позже арестован. Национальные телеканалы решительно поддержали кампанию «Да». Одно исследование показало, что сторонники «Да» получили 90% эфирного времени. Турецкий суд запретил прокурдскую Народно-демократическую партию (ДПН) песню Bejin Na (Say No), которая поддерживает «Нет» на том основании, что она противоречит конституции и разжигает ненависть.
Муниципалитеты, принадлежащие партиям, выступающим за «Да», также стремились ограничить агитационные мероприятия избирателей «Нет», отказывая им в праве проводить митинги в общественных местах общественных залов. Мерал Акшенер, ведущий националистический политик и один из самых известных борцов за голосование «против», было остановлено от произнесения речей, когда ее предвыборная кампания была в местах Ялова и Эдирне были внезапно закрыты незадолго до ее событий, а плакаты, рекламирующие ее мероприятия в Эскишехире, были сорваны. 11 февраля, когда она выступала с речью в холле отеля в Чанаккале, в зале отключили электричество, и оппозиционные СМИ восприняли его как символ репрессивной тактики против «Нет». кампания. После того как участники конференции столкнулись с препятствиями со стороны полиции по охране общественного порядка, участники конференции включили фонарики своих телефонов, чтобы мероприятие продолжилось.
Предвыборная агитация за рубежом, даже в дипломатических миссиях, является незаконным согласно турецкому законодательству. Тем не менее, большинство политических партий в Турции, включая CHP и правящую AKP, нарушили закон.
Министр иностранных дел Мевлют Чавушоглу делает заявление после отмены предвыборных мероприятий в ГерманииВ начале марта сторонникам «ДА», в том числе высокопоставленным министрам правительства ПСР, было запрещено проводить предвыборные мероприятия в Германии, Австрии, Швейцарии, Дания и Нидерланды.
В Германии местные муниципалитеты отозвали разрешения на кампанию министра юстиции Бекира Боздага в Гаггенау. и министр экономики Нихат Зейбекчи в Кельне. В то время как власти ссылались на проблемы безопасности, недостаточную вместимость арендуемых площадок и нарушения в организационном процессе, турецкое правительство решительно осудило отмены и заявило, что они напрямую связаны с антитурецкой повесткой дня федерального правительства Германии. Министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу заявил, что Германия продемонстрировала «двойные стандарты» и пренебрежение «правами человека и свободой слова», отменив мероприятия. После негативной реакции федерального правительства Германии на митинг, предложенный Реджепом Тайипом Эрдоганом, Эрдоган обвинил Германию в «тактике нацистского стиля», что вызвало резкое осуждение со стороны немецких официальных лиц и недовольство. дипломатических отношений. Турецкое правительство также обвинило Германию в финансировании и поддержке Рабочей партии Курдистана (PKK), которая признана террористической организацией в обеих странах. Мевлют Чавушоглу должен был встретиться со своим немецким коллегой 8 марта, запланированные выступления в рамках кампании в Гамбурге также были отменены из-за несоответствий с местами проведения. Поэтому Чавушоглу произнес речь в консульстве Гамбурга, несмотря на то, что турецкий закон запрещает избирательные кампании в дипломатических представительствах. Отмена в Германии была встречена осуждением со стороны основной оппозиции и сторонников «нет» Республиканской народной партии, в результате чего бывший лидер Дениз Байкал отменил запланированный визит в Германию.
11 марта между Турцией и Нидерландами произошел дипломатический кризис. после того, как у официального самолета Чавушоглу было отменено разрешение на посадку в воздухе перед запланированной предвыборной речью. Позже в тот же день колонна министра по делам семьи и социальной политики Фатьмы Бетул Саян Кая была остановлена голландской полицией, которая заблокировала ей доступ к турецкому консульству в Роттердаме. Позже Кая была объявлена персоной нон грата, при этом было объявлено региональное чрезвычайное положение, и ее конвой просили покинуть страну. Поэтому Кая был вынужден вернуться в Германию, а Чавушоглу уехал во Францию , чтобы посетить другое мероприятие кампании. После изгнания обоих министров в Роттердаме вспыхнули жестокие протесты со стороны турецких эмигрантов, при этом полиция произвела 12 арестов.
Правительство Нидерландов ранее просило турецких министров воздержаться от проведения кампаний в стране, опасаясь разжигающей розни агитационной риторики. посеет раскол в турецкой общине. Премьер-министр Марк Рютте утверждал, что переговоры с правительством Турции о разрешении небольшой речи министра все еще продолжаются, когда Чавушоглу публично пригрозил санкциями, если министры будут лишены возможности проводить кампанию. Именно эти угрозы сделали ситуацию неразрешимой для голландского правительства.
Многие люди в Турции встали на сторону турецкого правительства в этом вопросе, а основная оппозиция, выступающая за «нет», объявила о своей поддержке правительства. и призывают AKP заморозить дипломатические отношения с Нидерландами. Позднее в знак солидарности все заграничные предвыборные мероприятия CHP были приостановлены, в то время как диссидентский лагерь сторонников «Нет» MHP также выразил свое осуждение правительству Нидерландов за их действия. В голландском парламенте все партии, за исключением двухместной партии Denk, поддержали решения голландского правительства. Реджеп Тайип Эрдоган повторил свое утверждение, что европейские правительства, приостановившие кампанию, были «остатками нацистов», которые голландское правительство осудило как «неприемлемые».
В день референдума, когда голосование шло, Высший избирательный совет Турции отменил правило, требующее, чтобы на каждом бюллетене была официальная печать. Вместо этого он постановил, что бюллетени без печати будут считаться действительными, если не будет доказательств того, что они были поддельными. Поскольку на бюллетенях есть не только печати, но и другие меры безопасности, это не делает их незаконными. Высший избирательный совет возбудил уголовное дело в отношении должностных лиц, которые создали проблему, не проштамповав бюллетени. Оппозиционные партии утверждают, что было принято 1,5 миллиона бюллетеней без печати. Оппозиционные партии CHP и HDP заявили, что будут оспаривать результаты. Лидер НРП Кемаль Кылычдароглу заявил, что отмена правила является нарушением законодательства Турции. Согласно Мерал Акшенер, «Нет» выиграл с 52 процентами. Народно-демократическая партия оспорила результаты выборов, объявленные провластным агентством Anadolu, и настаивала на аннулировании 1,5 миллиона голосов без действительных штампов.
Дата (даты). проведено | Опрашивающая организация / клиент | Размер выборки | С учетом нерешенного голосования | С учетом только голосования «да / нет» | ||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Да | Нет | Затрудняюсь ответить | Да | Нет | ||||
16 апреля 2017 г. | Результаты по всей стране | 51,2 | 48,8 | – | 51,2 | 48,8 | ||
11–13 апреля 2017 г. | ORC | 3,980 | 59,4 | 40,6 | – | 59,4 | 40,6 | |
11–13 апреля 2017 г. | Qriously | ? | 44,1 | 30,6 | 25,3 | 59,0 | 41,0 | |
8–13 апреля 2017 г. | AG | 6,048 | 52,9 | 34,1 | 13,0 | 60,8 | 39,2 | |
8–12 апреля 2017 г. | ТЕМЫ | – | 46,1 | 53,9 | – | 46,1 | 53,9 | |
7–10 апреля 2017 г. | КОНДА | 3,462 | 46,9 | 44,1 | 9,0 | 51,5 | 48,5 | |
5–10 апреля 2017 г. | АКАМ | 8,160 | 39,3 | 45,7 | 15,0 | 46,2 | 53,8 | |
5–10 апреля 2017 г. | MAK | 5,500 | 54,6 | 41,4 | 4,0 | 56,5 | 43,5 | |
5–10 апреля 2017 г. | ANAR | 4,189 | 52,0 | 48,0 | – | 52,0 | 48,0 | |
8–9 апреля 2017 г. | Гезичи | 1399 | 46,6 | 43,5 | 9,9 | 51,3 | 48,7 | |
9 апреля 2017 г. | Завершается голосование за турецких эмигрантов | |||||||
2–8 апреля 2017 г. | Konsensus | 2,000 | 49,0 | 46,7 | 4,3 | 51,2 | 48,8 | |
1– 8 апреля 2017 г. | ТЕМЫ | 600 | 41,7 | 47,3 | 11,0 | 46,9 | 53,1 | |
4–6 апреля 2017 г. | Qriously | 2593 | 43,5 | 31,1 | 25,4 | 58,3 | 41,7 | |
1–4 апреля 2017 г. | NET | 2700 | 45,9 | 47,3 | 6,8 | 49,2 | 50,8 | |
1-2 апреля 2017 г. | Гезичи | – | 53,3 | 46,7 | – | 53,3 | 46,7 | |
15 Март – 2 апреля 2017 г. | ТЭЦ | 4,681 | 33,2 | 43,0 | 22,7 | 43,6 | 56,4 | |
28–30 марта 2017 г. | Кирили | 3,418 | 43. 6 | 27,4 | 29,0 | 61,4 | 38,6 | |
24–27 марта 2017 г. | ORC | 2,740 | 55,4 | 44,6 | – | 55,4 | 44,6 | |
27 марта 2017 г. | Konsensus | 1555 | 43,1 | 45,2 | 11,8 | 48,8 | 51,2 | |
27 марта 2017 г. | Голосование за турецких эмигрантов за рубежом начинается в 120 различных заграничных представительствах в 57 странах, а также на таможенных воротах. | |||||||
10–24 марта 2017 г. | Сонар | 5,000 | 43,34 | 43,30 | 13,36 | 48,8 | 51,2 | |
18–22 марта 2017 г. | АКАМ | 2032 | 37,0 | 46,2 | 16,8 | 44,5 | 55,5 | |
17 марта 2017 г. | Гезичи | – | 43,5 | 45,5 | 11,0 | 48,9 | 51,1 | |
17 марта 2017 г. | CHP | – | 42,0 | 46,0 | 12,0 | 47,7 | 52,3 | |
8–15 марта 2017 г. | Times | 2,000 | 42,3 | 51,7 | 6,0 | 44,3 | 55,7 | |
10–15 марта 2017 г. | CHP | 5,000 | 40,2 | 54,8 | 5,0 | 42,3 | 57,7 | |
6–13 марта 2017 г. | Politic's | 2,753 | 46,2 | 36,9 | 16,9 | 55,7 | 44,3 | |
12 марта 2017 года | A дипломатический кризис вспыхивает между Турцией и Нидерландами после последних баров Турецкие министры во время кампании в Роттердаме | |||||||
3–9 марта 2017 г. | AKAM | 8,120 | 35,6 | 48,2 | 16,2 | 42,4 | 57,6 | |
1–7 марта 2017 г. | ORC | 3,140 | 51,6 | 38,7 | 9,7 | 57,2 | 42,8 | |
25 февраля - 2 марта 2017 г. | MAK | 5,400 | 53,0 | 37,0 | 10,0 | 58,9 | 41,1 | |
1 марта 2017 г. | Президент Реджеп Тайип Эрдоган, как сообщается, просит проправительственных социологов прекратить проводить опросы до конца марта | |||||||
16–21 февраля 2017 года | AKAM | 4,060 | 34,9 | 45,2 | 19,9 | 43,6 | 56,4 | |
16–19 февраля 2017 г. | НЕТТО | 3,535 | 43,8 | 45,8 | 10,4 | 48,9 | 51,1 | |
10–18 февраля 2017 г. | ТЕМЫ | 1985 | 36,2 | 49,3 | 14,5 | 42,4 | 57,6 | |
10 февраля 2017 г. | Президент Реджеп Тайип Эрдоган одобряет референдум, дата которого подтверждена как воскресенье, 16 апреля 2017 г. | |||||||
9 февраля 2017 г. | Sonar | – | 43,0 | 40,0 | 17,0 | 51,8 | 48,2 | |
8 февраля 2017 г. | CHP | – | 41,0 | 48,0 | 11,0 | 46,1 | 53,9 | |
4–5 февраля 2017 г. | Гезичи | 2,860 | 43,7 | 45,7 | 10,6 | 48,9 | 51,1 | |
26 января - 1 Февраль 2017 г. | MAK | 5,400 | 52,0 | 35.0 | 13,0 | 59,8 | 40,2 | |
30 января 2017 г. | GENAR | – | 55,0 | 45,0 | – | 55,0 | 45,0 | |
24–29 января 2017 | Konsensus | 1499 | 44,2 | 41,1 | 14,7 | 51,8 | 48,2 | |
26 января 2017 | Гезичи | – | 41,8 | 58,2 | – | 41,8 | 58,2 | |
21 января 2017 г. | Парламент голосует за вынесение всех 18 предложенных поправок к конституции на референдум | |||||||
6–19 января 2017 г. | MetroPoll | 2,000 | 42,4 | 44,0 | 13,6 | 49,1 | 50,9 | |
11–17 января 2017 г. | AKAM | 2,240 | 42,4 | 57,6 | – | 42,4 | 57,6 | |
1–11 января 2017 г. | ORC | 2340 | 62,0 | 38,0 | – | 62,0 | 38,0 | |
3–10 января 2017 г. <1955 г.>Оптимар | 2043 | 46,3 | 40,0 | 13,7 | 53,6 | 46,4 | ||
1–25 декабря 2016 г. | Сонар | 5,000 | 42,3 | 44,6 | 13,1 | 48,7 | 51,3 | |
7–16 декабря 2016 г. | ХАС | 1000 | 36,9 | 42,2 | 20,9 | 46,6 | 53,4 | |
15 декабря 2016 г. | ORC | 2450 | 61,0 | 39,0 | – | 61,0 | 39,0 | |
1–8 декабря 2016 г. | AKP и MHP согласовывают проекты конституционных предложений и передают их в Парламент для консультации | |||||||
21 ноября - 6 декабря 2016 | İVEM | 3,650 | 50,0 | 39,0 | 11,0 | 56,2 | 43,8 | |
25 ноября - 3 декабря 2016 г. | Гезичи | – | 42,0 | 58,0 | – | 42,0 | 58,0 | |
30 ноября 2016 г. | MetroPoll | – | 49,0 | 51,0 | - | 43,3 | 56,7 | |
26–27 ноября 2016 г. | AG | 3,010 | 45,7 | 41,6 | 12,7 | 52,4 | 47,6 | |
15–17 Ноя 2016 | Andy-AR | 1516 | 47,1 | 41,3 | 8,5 | 53,3 | 46,7 | |
31 октября 2016 г. | The AKP представляет свои конституционные предложения в MHP, начиная переговоры между двумя сторонами | |||||||
10–16 октября 2016 года | ORC | 21,980 | 55,9 | 36,2 | 7,9 | 60,7 | 39,3 | |
11–12 октября 2016 г. | Премьер-министр Бинали Йылдырым принимает звонки MHP для AKP на внести свои предложения в Парламент | |||||||
15–16 июля 2016 г. | 2016 Попытка государственного переворота в Турции | |||||||
5–12 июня 2016 г. | ORC | 2,240 | 58,9 | 41,1 | – | 58,9 | 41,1 | |
1 июня 2016 | MetroPoll | 1,200 | 41,9 | 47,5 | 10,5 | 46,9 | 53,1 | |
30 мая 2016 г. | Оптимар | 1,508 | 49,3 | 41,6 | 9,1 | 54,2 | 45,8 | |
5–6 мая 2016 г. | ORC | 1265 | 58,4 | 41,6 | – | 58,4 | 41,6 | |
25–29 апреля 2016 г. | MAK | 5 500 | 57,0 | 33,0 | 10,0 | 63,3 | 36,7 | |
25 апреля 2016 г. | AKAM | 1,214 | 35,0 | 45,7 | 19,3 | 43,4 | 56,6 | |
19 Апр 2016 | Гезичи | – | 55,2 | 35,5 | 9,3 | 60,9 | 39,1 | |
2–6 марта 2016 | ORC | 4,176 | 57,0 | 43,0 | – | 57,0 | 43,0 | |
12 февраля 2016 г. | İVEM | – | 60,0 | 31,0 | 9,0 | 65,9 | 34,1 | |
27 января - 3 февраля 2016 г. | ORC | 8329 | 56,1 | 43,9 | – | 56,1 | 43,9 | |
1 января 2016 г. | GENAR | 4900 | 55,0 | 40,8 | 4,2 | 57,4 | 42,6 | |
18 мая 2015 | Гезичи | 4,860 | 23,8 | 76,2 | – | 23,8 | 76,2 | |
23 февраля 2015 г. | Гезичи | 3,840 | 23,2 | 76,8 | – | 23,2 | 76,8 | |
3 февраля 2015 г. | MetroPoll | – | 34,3 | 42,2 | 23,5 | 44,8 | 55,2 |
Дата (даты). проведено | Опрашивающая организация / клиент | Размер выборки | Учитывая неопределенный голос | Учитывая только голосование «да / нет» | ||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Да | Нет | Затрудняюсь ответить | Да | Нет | ||||
16 апреля 2017 г. | Результаты за рубежом | 59,5 | 40,5 | – | 59,5 | 40,5 | ||
10 апреля 2017 г. | MAK | Exit poll | 62,0 | 38,0 | – | 62,0 | 38,0 | |
27 марта - 9 апреля 2017 г. | Зарубежное голосование за турецких эмигрантов проходит в 120 представительствах в 57 странах. |
Выбор | Голосование по всей стране | % | Голосование за рубежом | % | Таможенное голосование | % | Всего голосов | % | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Y Да | 24,325,633 | 51,18 | 778,833 | 59,46 | 52,997 | 54,17 | 25,157,463 | 51,41 | |
N Нет | 23,203,316 | 48,82 | 530,988 | 40,54 | 44,837 | 45,83 | 23,779,141 | 48,59 | |
Действительные голоса | 47,528,949 | 98,25 | 1,309,821 | 98,80 | 97,834 | 99,23 | 48,936,604 | 98,27 | |
Недействительные / пустые голоса | 845,627 | 1,75 | 15,861 | 1,20 | 763 | 0,77 | 862,251 | 1,73 | |
Выход | 48,374,576 | 87,45 | 1,325,682 | 44,60 | 98,597 | 3,32 | 49,798,855 | 85,43 | |
Зарегистрированные избиратели | 55,319,222 | 2,972,676 | 58,291,898 | ||||||
Источник: Высший избирательный совет Турции (YSK) |
провинциям | Зарегистрированные избиратели | Проголосовали люди <41 год 2> | Действительные голоса | Недействительные голоса | Да | Да (%) | Нет | Нет (%) | Явка (%) |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Адана | 1,510,122 | 1,302,288 | 1,281,151 | 21,137 | 535,932 | 41,83% | 745,219 | 58,17% | 86,24% |
Адыяман | 390,493 | 336,098 | 329,957 | 6,141 | 230,176 | 69,76% | 99,781 | 30,24% | 86,07% |
Афьонкарахисар | 500,722 | 446,104 | 435,854 | 10,250 | 281,392 | 64,56% | 154,462 | 35,44% | 89,09% |
Агры | 292,701 | 208,469 | 202,528 | 5,941 | 87,257 | 43,08% | 115,271 | 56,92% | 71,22% |
Аксарай | 261,111 | 220,403 | 215,895 | 4,508 | 162,985 | 75,49% | 52,910 | 24,51% | 84,41% |
Амасья | 242,414 | 219,528 | 215,727 | 3,801 | 121,360 | 56,26% | 94,367 | 43,74% | 90,56% |
Анкара | 3,853,894 | 3,467,364 | 3,415,752 | 51,612 | 1,668,601 | 48,85% | 1,747,151 | 51,15% | 89,97% |
Анталия | 1,636,742 | 1,429,076 | 1,403,836 | 25,240 | 574,421 | 40,92% | 829,415 | 59,08% | 87,31% |
Ардахан | 67,435 | 54,178 | 52,984 | 1,194 | 23,455 | 44,27% | 29,529 | 55,73% | 80,34% |
Артвин | 127,944 | 108,868 | 106,478 | 2,390 | 49,974 | 46,93% | 56,504 | 53,07% | 85,09% |
Айдын | 794,509 | 699,942 | 687,056 | 12,886 | 245,016 | 35,66% | 442,040 | 64,34% | 88,09% |
Балыкесир | 917,350 | 824,390 | 810,339 | 14,051 | 368,741 | 45,50% | 441,598 | 54,50% | 89,87 % |
Бартин | 144,809 | 124,867 | 120,904 | 3,963 | 67,744 | 56,03% | 53,160 | 43,97% | 86,23% |
Бэтмен | 329,509 | 273,462 | 264,515 | 8,947 | 96,139 | 36,35% | 168,376 | 63,65% | |
Байбурт | 57,071 | 46,772 | 46060 | 710 | 37,629 | 81,70% | 8,431 | 18,30% | |
Биледжик | 151,865 | 137,448 | 134,821 | 2,627 | 65,867 | 48,86% | 68,954 | 51,14% | |
Бингол | 175,142 | 137,171 | 132,260 | 4,911 | 95,987 | 72,57% | 36,273 | 27,43% | |
Битлис | 194,243 | 152,573 | 148,022 | 4,551 | 87,852 | 59,35% | 60,170 | 40,65% | |
Болу | 221,967 | 197,371 | 193,847 | 3,524 | 120,685 | 62,26% | 73,162 | 37,74% | |
Бурдур | 194,288 | 173,499 | 169,001 | 4,498 | 87,451 | 51,75% | 81,550 | 48,25% | |
Бурса | 2,109,773 | 1,885,058 | 1,856,692 | 28,366 | 987,904 | 53,21% | 868,788 | 46,79% | |
Чанаккале | 398,024 | 359,839 | 353,965 | 5,874 | 139,974 | 39,54% | 213,991 | 60,46% | |
Шанкыры | 130649 | 110,757 | 108,740 | 2,013 | 79,760 | 73,35% | 28,980 | 26,65% | |
Çorum | 387,151 | 346,172 | 340,208 | 5,964 | 219,394 | 64,49% | 120,814 | 35,51 % | |
Денизли | 736,208 | 664,554 | 651,182 | 13,372 | 289,984 | 44,53% | 361,198 | 55,47% | |
Диярбакыр | 992,819 | 801,500 | 776,822 | 24,678 | 251,733 | 32,41 % | 525,089 | 67,59% | |
Дюздже | 262,542 | 236,676 | 232,598 | 4,078 | 164,122 | 70,56% | 68,476 | 29,44% | |
Эдирне | 308,502 | 272,510 | 267,420 | 5,090 | 78 907 | 29,51% | 188,513 | 70,49% | |
Элазиг | 406,636 | 342,529 | 335,394 | 7,135 | 240,774 | 71,79% | 94,620 | 28,81% | |
Эрзинджан | 154,333 | 135,686 | 133,719 | 1967 | 80,903 | 60,50% | 52,816 | 39,50% | |
Эрзурум | 484,753 | 410,871 | 403,596 | 7,275 | 300,589 | 74.48% | 103,007 | 25.52% | |
Eskişehir | 636,858 | 567,634 | 558,617 | 9,017 | 236,994 | 42.43% | 321,623 | 57.57% | |
Gaziantep | 1,180,938 | 982,983 | 967,090 | 15,893 | 603,954 | 62.45% | 363,136 | 37.55% | |
Giresun | 327,882 | 271,898 | 266,896 | 5.002 | 164,567 | 61.66% | 102,329 | 38.34% | |
Gümüşhane | 101,312 | 74,105 | 72,651 | 1,454 | 54,601 | 75.16% | 18,050 | 24.84% | |
Hakkâri | 162,006 | 131,017 | 126,793 | 4,224 | 41,104 | 32.42% | 85,689 | 67.58% | |
Hatay | 1,018,200 | 892,478 | 879,383 | 13,095 | 401,405 | 45.65% | 477,978 | 54.35% | |
Iğdır | 117,904 | 90,461 | 88,553 | 1,908 | 30,817 | 34.80% | 57,736 | 65.20% | |
Isparta | 310,003 | 271,693 | 265,726 | 5,967 | 148,917 | 56.04% | 116,809 | 43.96% | |
Istanbul | 10,529,030 | 9,340,205 | 9,207,590 | 132,615 | 4,479,272 | 48.65% | 4,728,318 | 51.35% | |
İzmir | 3,179,748 | 2,832,920 | 2,790,403 | 42,517 | 870,658 | 31.20% | 1,919,745 | 68.80% | |
Kahramanmaraş | 719,927 | 629,154 | 619,744 | 9,410 | 458,349 | 73.96% | 161,395 | 26.04% | |
Karabük | 173,150 | 150,064 | 146,615 | 3,449 | 88,969 | 60.68% | 57,646 | 39.32% | |
Karaman | 171,482 | 151,676 | 147,675 | 4,001 | 94,289 | 63.85% | 53,386% | 36.15 | |
Kars | 181,880 | 141,812 | 139,109 | 2,703 | 70,920 | 50.98% | 68,189 | 49.02% | |
Kastamonu | 278,876 | 232,890 | 227,608 | 5,282 | 147,530 | 64.82% | 80,078 | 35.18% | |
Kayseri | 932,483 | 834,477 | 822,636 | 11,841 | 557,397 | 67.76% | 265,239 | 32.24% | |
Kilis | 81,705 | 70,583 | 69,373 | 1,210 | 44,461 | 64.09% | 24,912 | 35.91% | |
Kırıkkale | 197,697 | 169,078 | 166,262 | 2,816 | 103,784 | 62.42% | 62,478 | 37.58% | |
Kırklareli | 270,019 | 242,929 | 239,126 | 3,803 | 68,552 | 26.8 7% | 170,574 | 71.33% | |
Kırşehir | 163,309 | 138,471 | 135,883 | 2,588 | 72,363 | 53.25% | 63,520 | 46.75% | |
Kocaeli | 1,301,355 | 1,166,946 | 1,147,261 | 19,685 | 650,336 | 56.69% | 496,925 | 43.31% | |
Konya | 1,475,597 | 1,298,525 | 1,274,212 | 24,313 | 928,602 | 72.88% | 345,610 | 27.12% | |
Kütahya | 261,275 | 70.31% | 110,314 | 29.69% | |||||
Malatya | 323,638 | 69.57% | 141,539 | 30.43% | |||||
Manisa | 417,386 | 45.67% | 496,622 | 54.33% | |||||
Mardin | 149,733 | 40.98% | 215,653 | 59.02% | |||||
Mersin | 387,611 | 35.98% | 689,748 | 64.02% | |||||
Muğla | 184,507 | 30.70% | 416,584 | 69.30% | |||||
Muş | 87,314 | 50.56% | 85,370 | 49.44% | |||||
Nevşehir | 117,548 | 65.59% | 61,663 | 34.41% | |||||
Niğde | 118,141 | 59.80% | 79,427 | 40.20% | |||||
Ordu | 275,328 | 61.89% | 169,544 | 38.11% | |||||
Osmaniye | 169,918 | 57.84% | 123,860 | 42.16% | |||||
Rize | 155,028 | 75.55% | 50,158 | 24.45% | |||||
Sakarya | 413,078 | 68.06% | 193,897 | 31.94% | |||||
Samsun | 507,303 | 63.55% | 290,932 | 36.45% | |||||
Şanlıurfa | 599,073 | 70.82% | 246,835 | 29.18% | |||||
Siirt | 69,121 | 47.81% | 74,365 | 52.19% | |||||
Sinop | 73,324 | 57.75% | 53,651 | 42.25% | |||||
Şırnak | 58,607 | 28.30% | 148,482 | 71.70% | |||||
Sivas | 262,404 | 71.28% | 105,730 | 28.72% | |||||
Tekirdağ | 242,247 | 38.91% | 380,348 | 61.09% | |||||
Tokat | 226,835 | 63.18% | 132,188 | 36.82% | |||||
Trabzon | 316,308 | 66.45% | 159,681 | 33.55% | |||||
Tunceli | 9,859 | 19,59% | 40,478 | 80,41% | |||||
Ушак | 109,263 | 47,03% | 123053 | 52,97% | |||||
Ван | 193,584 | 42,72% | 259,575 | 57,28% | |||||
Ялова | 71,929 | 49,73% | 72,708 | 50,27% | |||||
Йозгат | 179,911 | 74,27% | 62,338 | 25,73% | |||||
Зонгулдак | 186,197 | 49,35% | 191117 | 50,65% | |||||
Результаты по всей стране | 58,366,647 | 49,799,163 | 48,934,116 | 865,047 | 25,157,025 | 51,41% | 23,777,091 | 48,59% | 85,32% |
Страна | Да | Да (%) | Нет | Нет (%) |
---|---|---|---|---|
Албания | 153 | 41,80% | 213 | 58,20% |
Алжир | 356 | 43,00% | 472 | 57,00% |
Австралия | 5,960 | 41,82% | 8,290 | 58,18% |
Австрия | 38,215 | 73,23% | 13,972 | 26,77% |
Азербайджан | 1024 | 38,31% | 1,649 | 61 0,69% |
Бахрейн | 69 | 13,56% | 440 | 86,44% |
Бельгия | 54,083 | 74,98% | 18044 | 25,02% |
Босния и Герцеговина | 750 | 61,83% | 463 | 38,17% |
Болгария | 365 | 28,65% | 909 | 71,35% |
Канада | 3,247 | 27,92% | 8,384 | 72,08% |
Китай | 213 | 23,77% | 683 | 76,23% |
Чешская Республика | 73 | 12,54% | 509 | 87,46% |
Дания | 6,604 | 60,63% | 4,288 | 39,37% |
Египет | 259 | 59,00% | 180 | 41,00% |
Финляндия | 558 | 28,45% | 1403 | 71,55% |
Франция | 91266 | 64,85% | 49,475 | 35,15% |
Грузия | 285 | 40,66% | 416 | 59,34% |
Германия | 412149 | 63,07% | 241,353 | 36,93% |
Греция | 176 | 22,62% | 602 | 77,38% |
Венгрия | 232 | 25,75% | 669 | 74,25% |
Иран | 121 | 45,32% | 146 | 54,68% |
Ирак | 119 | 34,59% | 225 | 65,41% |
Ирландия | 173 | 19,93% | 695 | 80,07% |
Израиль | 284 | 43,43% | 370 | 56,57% |
Италия | 2135 | 37,94% | 3492 | 62,06% |
Япония | 416 | 36,11% | 736 | 63,89% |
Иордания | 349 | 75,87% | 111 | 24,13% |
Казахстан | 636 | 41,41 % | 900 | 58,59% |
Косово | 404 | 57,14% | 303 | 42,86% |
Кувейт | 191 | 23,38% | 626 | 76,62% |
Кыргызстан | 499 | 57,36% | 371 | 42,64% |
Ливан | 1,058 | 93,88% | 69 | 6,12% |
Люксембург | 5,987 | 62,86% | 3,538 | 37,14% |
Македония | 618 | 57,97% | 448 | 42,03% |
Нидерланды | 82,672 | 70,94% | 33,871 | 29,06% |
Новая Зеландия | 32 | 17,68% | 149 | 82,32% |
N Другой Кипр | 19,225 | 45,18% | 23,324 | 54,82% |
Норвегия | 2,193 | 57,20% | 1,641 | 42,80 % |
Оман | 138 | 24,04% | 436 | 75,96% |
Польша | 302 | 25,61% | 877 | 74,39% |
Катар | 241 | 18,89% | 1,035 | 81,11% |
Румыния | 824 | 44,64 % | 1022 | 55,36% |
Россия | 833 | 26,02% | 2368 | 73,98% |
Саудовская Аравия | 4 475 | 55,06% | 3,653 | 44,94% |
Сингапур | 284 | 44,31% | 357 | 55,69% |
Южная Африка | 126 | 36,84% | 216 | 63,16% |
Испания | 172 | 13,32% | 1,119 | 86,68% |
Судан | 240 | 65,93% | 124 | 34,07% |
Швеция | 4,367 | 47,09% | 4,902 | 52,91% |
Швейцария | 19,181 | 38,08% | 31,193 | 61,92% |
Таиланд | 27 | 12,92% | 182 | 87,02% |
Туркменистан | 5 10 | 43,74% | 656 | 56,26% |
Украина | 341 | 35,74 | 613 | 64,26% |
Объединенные Арабские Эмираты | 395 | 13,31% | 2,572 | 86,69% |
Соединенное Королевство | 7,177 | 20,26% | 28 247 | 79,79% |
США | 5,296 | 16,20% | 27,397 | 83,80% |
Узбекистан | 169 | 53,65% | 146 | 46,35% |
Border Gates | 52,961 | 54,17% | 44,816 | 45,83% |
Результаты за рубежом | 831,208 | 59,09% | 575,365 | 40,91% |
На Викискладе есть средства массовой информации, связанные с референдумом по конституции Турции, 2017 г.. |