Конституционный референдум в Турции, 2010 г. | ||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Конституционный референдум по 26 статьям конституции. | ||||||||||||||||||||||
Дата | 12 сентября 2010 | |||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||
Источник: Высшая избирательная комиссия Турции (YSK) |
A конституционный референдум по ряду изменений в конституции состоялось в Турции 12 сентября 2010 года. Результаты показали, что большинство поддержало конституционные поправки: 58% за и 42% против. Изменения были направлены на приведение конституции в соответствие со стандартами Европейского Союза. Сторонники членства Турции в ЕС надеются, что конституционная реформа облегчит процесс членства.
После военный переворот 12 сентября 1980 г., была разработана новая конституция, разработанная пришедшей к власти военной хунтой. Тридцать лет спустя был проведен референдум по внесению ряда поправок в эту конституцию.
В 2010 году турецкий парламент принял ряд поправок к конституции. Поправки не получили необходимого большинства в две трети (67%) для немедленной реализации изменений. Однако было набрано большинство в 330 голосов (60%), и этого достаточно, чтобы представить поправки электорату на референдуме. Конституционное изменение, которое затруднило роспуск партий Верховным судом, не прошло.
Пакет реформ был принят парламентом 7 мая, начав процесс референдума. Ожидалось, что референдум состоится через 60 дней после публикации пакета в Official Gazette, но Высшая избирательная комиссия (YSK) объявила, что он состоится через 120 дней, 12 сентября.
Временная статья 15 Конституции, которая обеспечивала защиту руководителей переворота, будет отменена. Поправки позволят отправить в суд руководителей переворота 1980 года. Военнослужащих, совершивших преступления против государства, такие как подготовка планов государственного переворота, будут судить в гражданских судах. Военнослужащие, уволенные из турецких вооруженных сил, будут иметь право на подачу апелляции в судебную систему, право на средства правовой защиты и право на защиту.
Личная информация, такая как имена, фотографии а идентификационная информация останется конфиденциальной. Такая информация будет храниться только в том случае, если человек согласен с этим, и люди, полагающие, что их личная информация используется не по назначению, смогут привлечь к ответственности соответствующие организации.
Бизнесмены с долгами по налогам смогут выезжать за границу. Предпринимателям, в отношении которых ведется расследование или судебное преследование, запрещено выезжать за границу в соответствии с действующими правилами. Согласно поправкам, бизнесмены смогут выезжать за границу при отсутствии постановления суда, ограничивающего их поездки.
Право на ведение коллективных переговоров для государственных служащих. Хотя государственным служащим будет предоставлено право на ведение коллективных переговоров, последнее слово будет за Арбитражным советом государственных служащих, состоящим из представителей государственных служащих. Такое же право будет предоставлено пенсионерам. Государственные служащие, которые считают, что были наказаны несправедливо, смогут обратиться в суд.
Ограничения на право на забастовку будут сняты. Ограничения на политически мотивированные забастовки и локауты будут сняты для защиты прав трудящихся. Профсоюзы не несут ответственности за материальный ущерб рабочему месту, на котором проводится забастовка, в результате умышленного халатного поведения со стороны рабочих и профсоюза.
Экономический и Социальный Совет (ESK), который состоит из представителей союзов, ассоциаций и конфедераций, получит конституционную защиту. Совет будет эффективно определять экономическую политику, и участие правительства в деятельности совета будет прекращено.
Проблемы между государством и гражданами будут решаться через омбудсмена без обращения в суд. Если граждане не удовлетворены судебными решениями, они смогут напрямую обратиться в Конституционный суд.
Меры, принятые для обеспечения равных прав мужчин и женщин, не будут интерпретироваться как противоречащие принципу равенства, а также меры, принятые для защиты детей, пожилых людей, инвалидов, вдов и сирот мучеников, а также инвалиды и ветераны.
Поскольку структура Конституционного суда изменится, закрывать партии будет не так просто, как раньше. Депутатам не будет запрещено заниматься политикой, если их партия будет закрыта, но они сохранят свои места в течение обычного срока.
Государственные служащие, которые до сих пор могли быть членами только одного профсоюза, теперь будут иметь право голоса. выбор. Кроме того, предупреждения и выговоры, вынесенные государственным служащим, могут быть пересмотрены в судебном порядке. Государственные служащие, которые считают, что были наказаны несправедливо, смогут подавать иски в суд.
Парламент выберет некоторых из членов Конституционного суда. Количество членов Конституционного суда будет увеличено. Парламент назначит трех членов, а президент назначит 14 членов. Конституционный суд получит более демократичную структуру, состоящую из двух частей и функционирующую как общее собрание.
Высшая коллегия судей и прокуроров (HSYK) увеличится в количестве с 7 до 22. Члены больше не будут избираться только Верховным апелляционным судом и Государственным советом. В состав совета будут назначены 11 судей из примерно 13 000 судей, которые будут представлять судей на скамейке запасных.
уволенные судьи смогут подавать апелляцию в судебные органы. Решения HSYK, как и решения YAŞ, могут быть пересмотрены в судебном порядке. Прокуроры и судьи, уволенные коллегией, смогут обжаловать решение об увольнении в суде.
Все граждане смогут подать прошение в Конституционный суд. Теперь это возможно только в Европейском суде по правам человека.
Помимо президента, министров и других высокопоставленных правительственных чиновников, председателя парламента и верховного главнокомандующего Турецкая армия теперь также может предстать перед Верховным судом (Yüce Divan).
| journal =
()30 марта 2010 года правящая партия Турции представила в парламент свой пакет поправок к конституции. Изменения были приняты парламентом в конце апреля - начале мая 2010 года более чем 330 голосами, что ниже большинства в две трети из 367 голосов, необходимых для их непосредственного принятия, но достаточного, чтобы отправить их на референдум в течение шестидесяти дней после президента Абдулла Гюль подписывает закон. 13 мая 2010 года президент Гюль подписал пакет реформ.
Состав парламента (550 мест) во время голосования был следующим: AKP : 336, CHP : 97, MHP : 69, BDP : 20, Независимый : 12, DSP : 6, DP : 1, TP : 1. Правящая Партия справедливости и развития (AKP) имеет 336 мест, но депутат Мехмет Али Шахин не может голосовать, поскольку он является спикером парламента. НРП и БДП решили бойкотировать голосование. Партия националистического движения (ПНД) проголосовала против статей.
Для прохождения каждой статьи требовалось более 330 голосов. Поправка к статье 69, которая ограничила бы возможность Верховного суда распускать политические партии, не достигла этого порога во втором туре и поэтому была исключена из пакета.
Конституция | Проблема | Первый тур | Второй тур | Результаты | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Явка депутатов | Да | Нет | Другое | Явка депутатов | Да | Нет | Другое | |||
Статья 10 | Равенство перед законом | 407 | 336 | 70 | 1 | 408 | 332 | 75 | 1 | Y |
Статья 20 | Защита конфиденциальности | 405 | 337 | 68 | 0 | 408 | 334 | 72 | 2 | Y |
Статья 23 | Запрет на выезд из страны | 408 | 337 | 71 | 0 | 407 | 335 | 71 | 1 | Y |
Статья 41 | Семейное право и права детей | 408 | 336 | 69 | 3 | 408 | 338 | 69 | 1 | Y |
Статья 51 | Более 1 члена профсоюза | 405 | 333 | 70 | 2 | 409 | 335 | 70 | 4 | Y |
Статья 53 | Коллективные переговоры | 408 | 336 | 70 | 2 | 409 | 338 | 71 | 0 | Y |
Статья 54 | Забастовка и локаут | 408 | 335 | 69 | 4 | 409 | 337 | 71 | 1 | Y |
Статья 69 | Закрытие политической партии | 414 | 337 | 72 | 5 | 410 | 327 | 76 | 7 | N |
Статья 74 | Омбудсмен | 406 | 334 | 70 | 2 | 409 | 340 | 69 | 0 | Y |
Статья 84 | Членство в парламенте | 408 | 335 | 70 | 3 | 409 | 335 | 73 | 1 | Y |
Статья 94 | Президентская коллегия парламента | 409 | 338 | 70 | 1 | 408 | 336 | 70 | 2 | Y |
Статья 125 | Обращение в суд | 408 | 336 | 70 | 2 | 409 | 338 | 69 | 2 | Y |
Статья 128 | Право на коллективные переговоры нинг | 408 | 338 | 70 | 0 | 409 | 339 | 70 | 0 | Y |
Статья 129 | Право на обращение в суд | 408 | 336 | 71 | 1 | 408 | 339 | 69 | 0 | Y |
Статья 144 | Судебный надзор | 407 | 335 | 71 | 1 | 409 | 338 | 70 | 1 | Y |
Статья 145 | Военная юстиция | 407 | 337 | 70 | 0 | 410 | 336 | 72 | 2 | Y |
Статья 146 | Организация Конституционного суда | 407 | 331 | 72 | 4 | 410 | 337 | 69 | 4 | Y |
Статья 147 | Срок полномочий и членство | 406 | 335 | 70 | 1 | 408 | 337 | 71 | 0 | Y |
Статья 148 | Функции и полномочия | 407 | 337 | 69 | 1 | 408 | 337 | 70 | 1 | Y |
Статья 149 | Порядок работы и испытания | 408 | 338 | 70 | 0 | 408 | 336 | 71 | 1 | Y |
Статья 156 | Военный кассационный суд | 408 | 338 | 70 | 0 | 407 | 336 | 71 | 0 | Y |
Статья 157 | Высший военный административный суд | 407 | 335 | 70 | 2 | 408 | 337 | 71 | 0 | Y |
Статья 159 | Организация HSYK | 409 | 336 | 72 | 1 | 409 | 334 | 73 | 2 | Y |
Основная оппозиционная партия CHP не только утверждает, что конституционный пакет включает неконституционные реформы, но и что он был принят в результате процессуальных нарушений. Он хочет, чтобы Конституционный суд рассмотрел процесс подачи предложений. Юрисконсульты CHP также утверждали, что изменения, которые пакет вносит в структуры Конституционного суда и Высшей коллегии судей и прокуроров (HSYK), нарушают конституционный принцип разделения властей. В этом заявлении НРП утверждает, что АКР пытается изменить одну из конституционных статей Турции, в которую нельзя вносить поправки. Таким образом, помимо проверки пакета по процедурным причинам, CHP также требует проверки содержания пакета. ТЭЦ также требует приостановить результаты референдума, в результате чего общее количество запросов ТЭЦ составляет три.
7 июля 2010 года Конституционный суд Турции вынес окончательный вердикт по пакету поправок к конституции, который должен быть вынесен на публичный референдум 12 сентября. Суд вынес решение в пользу подавляющего большинства предложенных правительством реформ конституции. Суд не аннулировал весь пакет. Судьи аннулировали некоторые части двух статей, но отклонили требования турецкой оппозиции отказаться от всего пакета по техническим причинам. Частично аннулированные статьи относятся к структуре Конституционного суда и Высшей коллегии судей и прокуроров (HSYK). Они были противоречивыми из-за изменений, предусмотренных в процессе назначения членов.
И правительство, и оппозиция выразили разочарование решением Суда.
Опрос Sonar Research в августе 2010 года прогнозировал 49,1% в пользу законопроекта и 50,9%. % против.
Опрос, проведенный KONDA Research в сентябре 2010 года, прогнозировал 56,8% в пользу проекта, 25,6% были против, а 17,6% не определились.
Выбор | Голосов | % |
---|---|---|
Да | 21,788,272 | 57,88 |
Нет | 15855,041 | 42,12 |
Действительные голоса | 37,643,313 | 98,11 |
Недействительные или пустые голоса | 725,852 | 1,89 |
Всего голосов | 38,369,165 | 100,00 |
Зарегистрировано избиратели и явка | 52 051 828 | 73,71 |
Провинции | Зарегистрированные избиратели | Проголосовало человек | Действительно голосов | Недействительные голоса | Да | Да (%) | Нет | Нет (%) | Явка (%) |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Адана | 1,386,290 | 1, 009,435 | 992,202 | 17,233 | 434,066 | 43,75 | 558,136 | 56,25 | 72,82 |
Адыяман | 358,247 | 292,354 | 287,491 | 4,863 | 231,222 | 80,43 | 56,269 | 19,57 | 81,61 |
Афьонкарахисар | 483,583 | 421,921 | 411,452 | 10,469 | 270,258 | 65,68 | 141,194 | 34,32 | 87,25 |
Агры | 274,121 | 154,668 | 148,624 | 6,044 | 142,311 | 95,75 | 6,313 | 4,25 | 56,42 |
Аксарай | 245,874 | 194,680 | 190,600 | 4,080 | 146,102 | 76,65 | 44,498 | 23,35 | 79,18 |
Амасья | 233,005 | 205,982 | 202,159 | 3,823 | 118,637 | 58,68 | 83,522 | 41,32 | 88,4 |
Анкара | 3,341,633 | 2,669,076 | 2,632,720 | 36,356 | 1,423,474 | 54,07 | 1,209,246 | 45,93 | 79,87 |
Анталия | 1,354,787 | 1,046,905 | 1,027,278 | 19,627 | 444,564 | 43,28 | 582,714 | 56,72 | 77,27 |
Ардахан | 69,508 | 53,635 | 51,835 | 1,800 | 28,510 | 55,00 | 23,325 | 45,00 | 77,16 |
Артвин | 122,503 | 96,838 | 94,707 | 2,131 | 47,164 | 49,80 | 47,543 | 50,20 | 79,05 |
Айдын | 719,726 | 598,062 | 585,485 | 12,577 | 209,820 | 35,84 | 375,665 | 64,16 | 83,1 |
Балыкесир | 859,259 | 735,639 | 722,086 | 13,553 | 348,418 | 48,25 | 373,668 | 51,75 | 85,61 |
Бартин | 140,105 | 121,146 | 116,891 | 4,255 | 64,713 | 55,36 | 52,178 | 44,64 | 86,47 |
Бэтмен | 260,951 | 105,987 | 99,500 | 6,487 | 94218 | 94,69 | 5,282 | 5,31 | 40,62 |
Байбурт | 48,973 | 41,432 | 40,777 | 655 | 34,687 | 85,07 | 6,090 | 14,93 | 84,6 |
Биледжик | 141,196 | 124,512 | 121,762 | 2,750 | 60,256 | 49,49 | 61,506 | 50,51 | 88,18 |
Бингол | 154,117 | 118,652 | 115,651 | 3,001 | 110,167 | 95,26 | 5,484 | 4,74 | 76,99 |
Битлис | 174,195 | 121,962 | 116,543 | 5,419 | 108,471 | 93,07 | 8,072 | 6,93 | 70,01 |
Болу | 198,972 | 172,551 | 169,077 | 3,474 | 110,644 | 65,44 | 58,433 | 34,56 | 86,72 |
Бурдур | 184,987 | 165,187 | 160,711 | 4,476 | 84,511 | 52,59 | 76,200 | 47,41 | 89,3 |
Бурса | 1,843,820 | 1,517,902 | 1,490,23 9 | 27,663 | 839,892 | 56,36 | 650,347 | 43,64 | 82,32 |
Чанаккале | 360,770 | 314,284 | 308,723 | 5,561 | 123,800 | 40,10 | 184,923 | 59,90 | 87,11 |
Шанкыры | 130,511 | 109,633 | 107,527 | 2,106 | 82,272 | 76,51 | 25,255 | 23,49 | 84,0 |
orum | 384,676 | 338,874 | 333,237 | 5,637 | 226,051 | 67,83 | 107,186 | 32,17 | 88,09 |
Денизли | 665,282 | 575,622 | 562,978 | 12,644 | 260,643 | 46,30 | 302,335 | 53,70 | 86,52 |
Диярбакыр | 851,241 | 296,245 | 278,871 | 17,374 | 261916 | 93,92 | 16,955 | 6,08 | 34,8 |
Дюздже | 237,477 | 201,385 | 197,817 | 3,568 | 143,443 | 72,51 | 54,374 | 27,49 | 84,8 |
Эдирне | 296,576 | 254,358 | 249,744 | 4,614 | 66,233 | 26,52 | 183,511 | 73,48 | 85,76 |
Элазыг | 374,530 | 302,605 | 296,663 | 5,942 | 242,611 | 81,78 | 54,052 | 18,22 | 80,8 |
Эрзинджан | 143,843 | 123,158 | 121,643 | 1,515 | 77,880 | 64,02 | 43,763 | 35,98 | 85,62 |
Эрзурум | 474,085 | 379,988 | 373,026 | 6,962 | 324,011 | 86,86 | 49,015 | 13,14 | 80,15 |
Эскишехир | 570,044 | 472,251 | 463,957 | 8,294 | 213,331 | 45,98 | 250,626 | 54,02 | 82,84 |
Газиантеп | 984,683 | 716,358 | 701,112 | 15,246 | 489,706 | 69,85 | 211,406 | 30,15 | 72,75 |
Гиресун | 306,396 | 244,438 | 240,153 | 4,285 | 152,479 | 63,49 | 87,67 4 | 36,51 | 79,78 |
Гюмюшхане | 88,536 | 67,596 | 66,396 | 1,200 | 52,110 | 78,48 | 14,286 | 21,52 | 76,35 |
Хаккари | 128,572 | 11,634 | 10,512 | 1,122 | 9,910 | 94,27 | 602 | 5,73 | 9,05 |
Хатай | 922,012 | 767,414 | 756,763 | 10,651 | 362,011 | 47,84 | 394,752 | 52,16 | 83,23 |
Idır | 105,349 | 53,822 | 51,941 | 1,881 | 28,023 | 53,95 | 23,918 | 46,05 | 51,09 |
Испарта | 298,726 | 251,725 | 245,664 | 6,061 | 141226 | 57,49 | 104,438 | 42,51 | 84,27 |
Стамбул | 9,206,124 | 6,743,672 | 6,641,160 | 102,512 | 3,643,666 | 54,86 | 2,997,494 | 45,14 | 73,25 |
Измир | 2,870,888 | 2,283,928 | 2,246,593 | 37,335 | 815,943 | 36,32 | 1,430,650 | 63,68 | 79,55 |
Кахраманмараш | 653,042 | 547,100 | 539,219 | 7,881 | 428,103 | 79,39 | 111,116 | 20,61 | 83,78 |
Карабюк | 163,081 | 136,555 | 133,024 | 3,531 | 84,821 | 63,76 | 48,203 | 36,24 | 83,73 |
Караман | 158,392 | 136,818 | 133,482 | 3,336 | 88,019 | 65,94 | 45,463 | 34,06 | 86,38 |
Карс | 183,800 | 125,998 | 122,490 | 3,508 | 80,243 | 65,51 | 42,247 | 34,49 | 68,55 |
Кастамону | 269,272 | 228,815 | 223,044 | 5,771 | 140,006 | 62,77 | 83,038 | 37,23 | 84,98 |
Кайсери | 812,554 | 692,502 | 680,984 | 11518 | 498812 | 73,25 | 182,172 | 26,75 | 85,23 |
Килис | 75, 649 | 63,243 | 61,936 | 1,307 | 41411 | 66,86 | 20,525 | 33,14 | 83,6 |
Кырыккале | 195,333 | 159,578 | 156,827 | 2,751 | 108,586 | 69,24 | 48,241 | 30,76 | 81,7 |
Кыркларели | 251,751 | 220,111 | 216,797 | 3,314 | 55,542 | 25,62 | 161,255 | 74,38 | 87,43 |
Киршехир | 156,339 | 125,002 | 122,527 | 2,475 | 71,258 | 58,16 | 51,269 | 41,84 | 79,96 |
Коджаэли | 1,071,556 | 864,871 | 848,323 | 16,548 | 516,533 | 60,89 | 331,790 | 39,11 | 80,71 |
Конья | 1,327,534 | 1,117,186 | 1,096,922 | 20,264 | 857,167 | 78,14 | 239,755 | 21,86 | 84,15 |
Кютахья | 418 071 | 372,393 | 364,178 | 8,215 | 272,217 | 74,75 | 91,961 | 25,25 | 89,07 |
Малатья | 497,796 | 413,038 | 408,425 | 4,613 | 307,133 | 75,20 | 101292 | 24,80 | 82,97 |
Маниса | 960,069 | 829,573 | 810,917 | 18,656 | 402,626 | 49,65 | 408,291 | 50,35 | 86,41 |
Мардин | 385,674 | 165,856 | 157,664 | 8,192 | 147,344 | 93,45 | 10,320 | 6,55 | 43,0 |
Мерсин | 1,123,115 | 818,141 | 804,397 | 13,744 | 299,004 | 37,17 | 505,393 | 62,83 | 72,85 |
Mula | 593,187 | 492,611 | 483,363 | 9,248 | 149,763 | 30,98 | 333,600 | 69,02 | 83.04 |
Мус | 208,405 | 112,730 | 107,806 | 4,924 | 99,403 | 92,21 | 8,403 | 7,79 | 54,09 |
Невшехир | 196,436 | 167,489 | 164,404 | 3,085 | 111049 | 67,55 | 53,355 | 32,45 | 85,26 |
Ниед | 219,841 | 180,549 | 176,310 | 4,239 | 107,474 | 60,96 | 68,836 | 39,04 | 82,13 |
Орду | 508,677 | 400,122 | 391,422 | 8,700 | 248,557 | 63,50 | 142,865 | 36,50 | 78,66 |
Османие | 308,075 | 255,251 | 250,480 | 4,771 | 133,827 | 53,43 | 116,653 | 46,57 | 82,85 |
Ризе | 229,426 | 180,309 | 177,369 | 2,940 | 134,961 | 76,09 | 42,408 | 23,91 | 78,59 |
Сакарья | 612,621 | 505,267 | 496,127 | 9,140 | 333,871 | 67,30 | 162,256 | 32,70 | 82,48 |
Самсун | 874,952 | 722,865 | 709,959 | 12,906 | 476,774 | 67,16 | 233,185 | 32,84 | 82,62 |
Шанлыурфа | 827,755 | 5 66,395 | 556,434 | 9,961 | 523,882 | 94,15 | 32,552 | 5,85 | 68,43 |
Сиирт | 150,645 | 76,648 | 72,342 | 4,306 | 68,845 | 95,17 | 3,497 | 4,83 | 50,88 |
Синоп | 149,452 | 124,319 | 121,213 | 3,106 | 73,262 | 60,44 | 47,951 | 39,56 | 83,18 |
Чирнак | 197,046 | 44,326 | 37,749 | 6,577 | 33,626 | 89,08 | 4,123 | 10,92 | 22,5 |
Сивас | 429,921 | 355,596 | 350,504 | 5,092 | 268,472 | 76,60 | 82,032 | 23,40 | 82,71 |
Текирда | 567,415 | 465,412 | 458,124 | 7,288 | 158,825 | 34,67 | 299,299 | 65,33 | 82,02 |
Токат | 423,544 | 359,680 | 353,708 | 5,972 | 228,442 | 64,58 | 125,266 | 35,42 | 84,92 |
Трабзо n | 543,650 | 428,766 | 421,131 | 7,635 | 288,911 | 68,60 | 132,220 | 31,40 | 78,87 |
Тунджели | 56,409 | 37,918 | 37,260 | 658 | 7,072 | 18,98 | 30,188 | 81,02 | 67,22 |
Ушак | 245,586 | 216,999 | 211,620 | 5,379 | 105,355 | 49,78 | 106,265 | 50,22 | 88,36 |
фургон | 530,745 | 231,449 | 220,748 | 10,701 | 208,501 | 94,45 | 12,247 | 5,55 | 43,61 |
Ялова | 148,306 | 115,990 | 113,885 | 2,105 | 58,304 | 51,20 | 55,581 | 48,80 | 78,21 |
Йозгат | 319,155 | 257,444 | 253,675 | 3,769 | 196,153 | 77,32 | 57,522 | 22,68 | 80,66 |
Зонгулдак | 455043 | 380435 | 369,517 | 10,918 | 184,931 | 50,05 | 184,586 | 4 9,95 | 83,6 |
Таможня | 2,556,335 | 196,299 | 194,737 | 1,562 | 119,817 | 61,53 | 74,920 | 38,47 | 7,68 |
Турция | 52,051,828 | 38,369,165 | 37,643,313 | 725,852 | 21,788,272 | 57,88 | 15855,041 | 42,12 | 73,71 |
Кемаль Киличдароглу, лидер оппозиции, представленный Республиканской народной партией (CHP), не смог проголосовать из-за путаницы вокруг куда он должен отдать свой бюллетень. «Я должен был проверить список избирателей, но я не мог этого сделать из-за моей интенсивной кампании по референдуму», - сказал он.
Результаты референдума приветствовались рядом международных наблюдателей.
Ассоциация прав человека подала петицию, чтобы судить Кенан Эврен, ныне отставной генерал, по поводу его роли в перевороте 1980 года, когда Эврен защищал переворот, заявив, что военное вмешательство было необходимо, чтобы положить конец многолетнему насилию между левыми и правыми фракциями.
Хусейн Челик, заместитель председателя ПСР, сказал, что повестка дня партии теперь будет заключаться в разработке новой конституции после выборов 2011 года.