| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
← исходящие члены избранные члены → | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Все 550 мест из Великого национального собрания Турции. 276 мест, необходимых для большинства | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Опросы общественного мнения | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Явка | 85,18% (1,26 pp ) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Победители по провинциям (вверху) и округам (внизу): . AKP (63) CHP (6) MHP (0) HDP (12) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Всеобщие выборы в Турции в ноябре 2015 года состоялись 1 ноября 2015 года на протяжении 85 выборов. округа из Турции для избрания 550 членов в Великое национальное собрание. Это были 25-е всеобщие выборы в истории Турецкой Республики, на которых был избран 26-й парламент страны. В результате выборов Партия справедливости и развития (AKP) вернула парламентское большинство после «шоковой» победы, потеряв его пятью месяцами ранее на всеобщих выборах в июне 2015 года..
внеочередные выборы были объявлены президентом Реджепом Тайипом Эрдоганом 24 августа 2015 года после того, как июньские выборы привели к подвешенному парламенту и провалу переговоров по коалиции. Хотя выборы, названные президентом Эрдоганом «повторным проведением» безрезультатных июньских выборов, были седьмыми досрочными выборами в истории турецкой политики, они были первыми, под контролем временного избирательного правительства. В результате выборов 25-й парламент Турции, избранный в июне, стал самым коротким в истории Великого национального собрания, продлившимся всего пять месяцев и находящимся на сессии в общей сложности 33 часа.
Выборы прошли на фоне проблем безопасности после того, как переговоры о прекращении огня между правительством и повстанцами Рабочей партии Курдистана (РПК) рухнули в июле, что вызвало возобновление сепаратистского конфликта на преимущественно курдском юго-востоке страны. Около 150 сотрудников службы безопасности погибли в ходе последовавшего конфликта, что вызвало напряженность между турецкими и курдскими националистами и вызвало обеспокоенность в плане безопасности в связи с тем, что выборы могли быть проведены мирным путем на юго-востоке страны, где условия были охарактеризованы как «усиливающееся кровопролитие». наблюдатели. Критики обвинили правительство в преднамеренном разжигании конфликта, чтобы вернуть голоса, потерянные Партией националистического движения (ПНД), и снизить явку в Народно-демократической партии. (HDP) цитадели. Выборам предшествовала самая смертоносная террористическая атака в современной истории Турции, после того как два террориста-смертника убили 102 человека, участвовавших в митинге за мир в центральной Анкаре. Многочисленные политические партии, в частности основная оппозиция Народно-республиканская партия (НРП), в конечном итоге либо полностью отменили, либо значительно ослабили свои избирательные кампании после нападения. Фехми Демир, лидер Партии прав и свобод (HAK-PAR), погиб в дорожно-транспортном происшествии за шесть дней до выборов.
На фоне предположений, что выборы, скорее всего, приведут ко второму подвешенному парламенту, опросы и комментаторы оказались резко недооценены голосованием AKP, что имело сходство с их рекордной победой на выборах 2011 года. Набрав 49,5% голосов и 317 мест, партия получила комфортное большинство в 84, в то время как НРП сохранила свой основной статус оппозиции с 134 местами и 25,4% голосов. Результаты были широко расценены как «шоковая» победа ПСР и были расценены как крупная личная победа президента Эрдогана. И MHP, и HDP увидели снижение поддержки, причем обе они опасно приблизились к 10% избирательному порогу, необходимому для получения мест. МХП, которую с июня считали наказанной за свою явно неконструктивную позицию, сократила вдвое свое парламентское представительство с 80 до 40 и получила 11,9% голосов, в то время как ДПН заняла третье место по количеству мест с 59 депутатами, несмотря на четвертое место в количество голосов - 10,7%. Выборы в целом считались свободными и справедливыми, но были омрачены столкновениями между турецким государством и РПК, с опасениями, что победа на выборах может подтолкнуть президента Эрдогана к дальнейшему подавлению свободы слова.
В турецкой политике доминируют четыре основные партии. Самая крупная из них - правая исламистская Партия справедливости и развития (AKP), которую описывают как консервативно-демократическую партию, которая находится у власти с тех пор, как одержала убедительную победу в всеобщие выборы 2002 г.. Основная оппозиционная Народно-республиканская партия (НРП) остается второй по величине партией с 2002 года, придерживаясь левоцентристской социал-демократической и кемалистской идеологии. Партия националистического движения (ПНД) придерживается турецкой националистической идеологии и поддерживает статус третьей партии в Парламенте после всеобщих выборов 2007. Народно-демократическая партия (ДНП) была основана в 2012 году и происходит от левого крыла Демократического конгресса народов. Она в основном рассматривается как прокурдская партия и поддерживает идеологию прав меньшинств и антикапитализма. Все четыре партии преодолели 10% избирательный порог на всеобщих выборах в июне 2015 года и выиграли представительство в парламенте, при этом ни одна из партий не получила большинства для управления в одиночку. К меньшим партиям относятся исламистская Партия счастья (SP), левая националистическая Патриотическая партия (VP), центристская Независимая турецкая партия (BTP) и социал-демократическая Демократическая левая партия (DSP), хотя ни одной из сторон не удалось получить значительную поддержку на предыдущих выборах.
Выборы были проведены 7 июня 2015 г. для избрания 25-го парламента Турции после истечения срока 24-го парламента четырехлетний срок. Уменьшая свою долю голосов на 9%, правящая AKP получила 258 из 550 мест, что на 18 мест меньше большинства. НРП также немного уменьшилась в количестве голосов и доли мест, получив 132 места. MHP и HDP получили по 80 мест, при этом HDP смогла преодолеть 10% избирательный порог, несмотря на опасения, что он может упасть ниже установленной границы. Выборы привели к появлению первого подвешенного парламента после всеобщих выборов 1999 года. Результаты выборов сразу же вызвали слухи по поводу досрочных всеобщих выборов.
Президент Реджеп Тайип Эрдоган пригласил лидера AKP Ахмета Давутоглу сформировать правительство 9 июля 2015 года, руководя крупнейшей партией впарламенте. Если правительство не было сформировано в течение 45 дней (до 23 августа 2015 года), то Эрдоган оставил за собой право либо продлить 45-дневный период, либо объявить досрочные выборы.
После того, как лидер ПСР Ахмет Давутоглу попросил сформировать правительство, руководя крупнейшей партией в парламенте, провел переговоры с лидерами трех оппозиционных сил. стороны. Поскольку ДПН отказалась присоединиться к коалиции с ПСР, а МХП предпочла остаться в оппозиции, Давутоглу вступил в расширенные переговоры с основной оппозиционной НРП по поводу возможной сделки большой коалиции. После 35 часов переговоров, продолжавшихся более 10 дней, переговоры были сорваны после того, как лидер НРП Кемаль Кылычдароглу заявил, что Давутоглу предложил НРП только роль в трехмесячном правительстве с последующими досрочными выборами. Ранее НРП поставила условие, что любая сделка по коалиции должна длиться четыре года, то есть весь срок полномочий парламента.
Заявив, что досрочные выборы были наиболее вероятной возможностью, Давутоглу попросил о встрече с лидером МХП Девлет Бахчели в последней попытке сформировать коалицию AKP-MHP. Бахчели ранее заявлял о своей поддержке досрочных выборов, но позже выдвинул четыре не подлежащих обсуждению условия для возможной коалиции после вспышки насилия в преимущественно курдском юго-восточном регионе Турции. Встреча между AKP и MHP закончилась без согласия, после чего Давутоглу 18 августа вернул президенту мандат на формирование правительства. В ходе того, что НРП заклеймило «гражданским переворотом», Эрдоган отказался пригласить Кылычдароглу сформировать правительство, как того требует Конституция, несмотря на то, что до 45-дневного срока оставалось еще пять дней. период закончился. Вместо этого Эрдоган объявил о своем намерении назначить досрочные выборы 21 августа, окончательно утвердив свое решение 24 августа.
Перспектива проведения досрочных выборов возникла еще накануне предыдущих выборов 7 июня 2015 года, как только выяснилось, что AKP потеряла большинство. Спекуляциям способствовала политическая поляризация в Турции, которая, как считалось, помешала двум партиям объединиться в коалицию. Даже в случае создания коалиции было сочтено маловероятным, что две партии смогут поддерживать соглашение на протяжении всего срока пребывания в парламенте, что делало досрочные выборы до требуемой даты - июня 2019 года - весьма вероятным. Во время своего выступления в ночь выборов лидер МХП Девлет Бахчели заявил, что его партия готова к досрочным выборам.
Комментаторы СМИ и оппозиционные политики широко отметили, что подавляющее большинство ПСР политики выступали за досрочные выборы, а не за формирование коалиционного правительства. По общему мнению, президент Эрдоган, основатель и бывший лидер ПСР, придерживался аналогичной позиции. Лидер MHP Девлет Бахчели и многие другие оппозиционные политики критиковали Эрдогана за вмешательство и якобы попытку вмешаться в усилия коалиции с целью добиться досрочного голосования. Опросы также показали, что явное большинство избирателей ПСР высказались за досрочные выборы, хотя было показано, что сторонники оппозиционных партий предпочли коалицию. Лидер переговорной группы коалиции AKP Омер Челик также рассматривался как сторонник досрочных выборов, а не коалиции, при этом Давутоглу якобы пытался, но не смог отстранить его от должности из-за его тесных отношений с президентом Эрдоган.
Во время переговоров по коалиции сообщения о том, что AKP готовилась к досрочным выборам, привели к многочисленным предложениям о возможных датах голосования, при этом наиболее вероятный (и в конечном итоге подтвержденный) вариант - ноябрь 2015 года. Другие возможные даты включал весну 2016 года, хотя политики AKP утверждали, что выборы могли быть проведены уже в октябре 2015 года. Предположения о дате привели к появлению Сади Гювена, президента Высшего избирательного совета Турции (YSK), заявив, что YSK был подготовлен к досрочным выборам и организовал выборы в течение 63 дней в прошлом. Он заявил, что, если не будет задействована 9-я статья Закона о парламентских выборах, наиболее вероятной датой досрочных выборов будет первое воскресенье через 90 дней после решения президента Эрдогана о проведении внеочередных выборов. Ссылка на 9-ю статью Закона о парламентских выборах может перенести дату вперед. Позднее ЕСК приняла решение, подтверждающее наличие юридических оснований для сокращения 90-дневного срока выборов, после чего предложила сократить трехмесячный период до двух месяцев и провести новые выборы 1 ноября. Эта дата была позже подтверждена после того, как Эрдоган призвал к досрочным выборам 24 августа.
Решение Эрдогана назначить дату на 1 ноября 2015 года было высмеяно оппозиционными комментаторами, поскольку это будет 93-я годовщина отмены османского