Конституция Турецкой Республики (Турецкий : Türkiye Cumhuriyeti Anayasası), также известная как Конституция 1982 года, является Основным законом Турции . Он устанавливает структуру правительства и устанавливает принципы и правила поведения государства, а также его обязанности по отношению к его гражданам. Конституция также устанавливает права и обязанности последнего, устанавливая руководящие принципы делегирования и осуществления суверенитета, принадлежащего турецкому народу.
Конституция была ратифицирована 7 ноября 1982 года. заменил прежнюю Конституцию 1961 года. В конституцию поправки вносились девятнадцать раз, три из них - путем референдума: 2007, 2010, 2017, один из них частично путем референдума: 1987. По состоянию на апрель 2016 г. в 113 из 177 статей Конституции 1982 г. были внесены поправки.
Первая конституция Османской империи была принята в 1876 и пересмотрено в 1908.
С момента своего основания современное турецкое государство управлялось в соответствии с четырьмя документами:
Конституция утверждает, что Турция является светским (2.1 ) и демократическим (2,1 ) республика (1.1 ), которая получает свой суверенитет (6.1 ) от народа. Суверенитет принадлежит Турецкой нации, которая делегирует свои полномочия избранному однопалатному парламенту, Великому Национальному Собранию Турции.
Печать СобранияСтатья 4 декларирует неподвижность основополагающие принципы республики определены в первых трех статьях и запрещает любые предложения по их изменению. В преамбуле также упоминаются принципы национализма, определяемые как «материальное и духовное благополучие республики». Основная природа Турции - светскость (2 ), социальное равенство (2 ), равенство перед законом (10 ), республиканская форма правления (1 ), неделимость Республики и турецкой нации (3.1 ). "Таким образом, он намеревается основать унитарное национальное государство, основанное на принципах светская демократия.
Основные цели и обязанности государства определены в статье 5. Конституция устанавливает разделение властей между законодательной властью (7.1 ), Исполнительной власти (8.1 ) и судебной власти (9.1 ) штата . Разделение властей между законодательной и исполнительная свободная, тогда как между исполнительной и законодательной с судебной жесткая.
Часть вторая конституции - это Билль о правах. Статья двенадцатая гарантирует «основные права и свободы», w к ним относятся:
Статья пятая Конституции устанавливает raison d'être турецкого государства, а именно: "создание условий, необходимых для развития материального и духовного существования человека".
Многие из этих неотъемлемых прав основаны на международных биллях о правах, таких как Всеобщая декларация прав человека, которую Турция была одной из первых стран, которые ратифицировать в декабре 1948 года.
Помимо положений, определяющих Турцию как светское государство, статья 10 идет дальше в отношении равенства ее граждан, запрещая любую дискриминацию на основе их "язык, раса, цвет кожи, пол, политические взгляды, философские убеждения или религиозные убеждения "и обеспечение их равенство перед законом. Заимствуя французские революционные идеалы нации и республики, статья 3 утверждает, что «Турецкое государство с его территорией и нацией является неделимым образованием. Его язык турецкий ». Статья 66 определяет гражданскую идентичность Турции: «Каждый, кто связан с турецким государством узами гражданства, является турком».
Статья 26 устанавливает свободу выражения мнения, а статьи 27 и 28 - свободу печати, а статьи 33 и 34 подтверждают свободу ассоциации и свобода собраний соответственно.
Классы считаются неуместными с юридической точки зрения (A10). Конституция подтверждает право рабочих создавать профсоюзы «без получения разрешения» и «обладать правом стать членом профсоюза и свободно выходить из него» (A51). Статьи 53 и 54 подтверждают право рабочих вести коллективные переговоры и забастовку соответственно.
Статья седьмая предусматривает учреждение однопалатного парламента как единственного органа выражения суверенного народа. В статье 6 Конституции утверждается, что «суверенитет полностью и безоговорочно принадлежит нации» и что «турецкая нация осуществляет свой суверенитет через уполномоченные органы в соответствии с принципами, изложенными в Конституции». Эта же статья также исключает делегирование суверенитета «любому человеку, группе или классу» и утверждает, что «ни одно лицо или агентство не могут осуществлять какие-либо государственные полномочия, которые не вытекают из Конституции». Статья 80 (A80) подтверждает принцип национального суверенитета : «члены Великого национального собрания Турции представляют не только свои округа или избирателей, но и Нация в целом ".
Часть третья, Глава первая (статьи 75-100) устанавливает правила выборов и функционирования Великого Национального Собрания Турции в качестве законодательного органа, а также условия права на избрание ( A76), парламентский иммунитет (A83) и общие законодательные процедуры, которые необходимо соблюдать. Согласно статьям 87 и 88, и правительство, и парламент могут предлагать законы, однако только парламент имеет право принимать законы (A87) и ратифицировать договоры Республики с другими суверенными государствами (A90).
Президент Республики избирается парламентом и играет в основном церемониальную роль в качестве главы государства, «представляя Турецкую Республику и единство Турецкая нация »(A104).
Статья девять утверждает, что «судебная власть осуществляется независимыми судами от имени турецкого народа». Часть четвертая содержит правила, касающиеся их функционирования, и гарантирует их полную независимость (A137-140). Судебная власть соответствует принципу разделения властей не только благодаря своей независимости от исполнительной и законодательной ветвей власти, но и благодаря разделению на две части, Административное правосудие и судебное правосудие, с Даништай (Государственный совет) высшим судом для первого (A155) и Яргытая ( Высший апелляционный суд) высшая судебная инстанция для последнего (154).
Часть четвертая, раздел вторая допускает наличие Конституционного суда, который выносит решения о соответствии законов и постановлений правительства Конституции. Он может рассматривать дела, переданные Президентом Республики, правительством, членами Парламента (A150) или любым судьей, перед которым был поднят конституционный вопрос ответчик или истец (A152). Конституционный суд имеет право как на априорную, так и на апостериорную проверку (соответственно до и после принятия), а также может признать недействительными все законы или постановления и запретить их применение во всех будущих делах (A153).
Согласно статье 8 исполнительная власть принадлежит Президенту Республики и Совету министров. Часть третья, глава первая, раздел вторая (статьи 109-116) устанавливает правила утверждения и функционирования исполнительной власти, состоящей из премьер-министра и Совета министров ( A109).
Часть третья, глава вторая, раздел четвертая организует деятельность центральной администрации и некоторых важных институтов Республики, таких как ее университеты (A130-132), (A127), фундаментальные государственные службы (A128) и национальная безопасность (A117-118). Статья 123 гласит, что «организация и функции администрации основаны на принципах централизации и местного управления».
Турецкие вооруженные силы (TAF) подчиняются президенту в качестве главнокомандующего. Начальник Генерального штаба TAF несет ответственность перед премьер-министром при исполнении своих функций, а последний отвечает, наряду с остальными членами Совета министров, перед парламентом (A117).
Совет национальной безопасности - консультативная организация, состоящая из начальника Генерального штаба, четырех главных командующих TAF и избранных членов Совета министров, для разработки «политики национальной безопасности. государства »(A118).
В статье 175 также изложена процедура его собственного пересмотра и поправок посредством референдума или квалифицированное большинство 2/3 голосов в Национальном собрании. Он не признает право на народные инициативы: только члены парламента могут предлагать поправки к Конституции.
Новая редакция Конституции была одобрена 13 сентября 2010 года, когда проголосовали 58 процентов голосов 39 миллионов человек. Это изменение позволит Национальному собранию назначать ряд судей высоких судов, снизит власть системы военных судов над гражданским населением и улучшит права человека. Изменения также снимают иммунитет от судебного преследования, который давали себе бывшие лидеры военного переворота начала 1980-х годов.
.
# | Дата | Примечания |
---|---|---|
1 | 17 мая 1987 г. | Возраст голосования снижен с 21 до 19 лет., Число депутатов увеличено с 400 до 450, Отменен 1980 запрет на деятельность политиков, Конституционный референдум 1987 года в Турции |
2 | 8 июля 1993 года | Общественное радио и телевидение разрешены |
3 | 23 Июль 1995 г. | Возрастной ценз снижен с 19 до 18 лет, Количество депутатов увеличено с 450 до 550 |
4 | 18 июня 1999 г. | Назначение гражданских судей в суды государственной безопасности вместо военных судей |
5 | 13 августа 1999 г. | Введена приватизация |
6 | 3 октября 2001 г. | Основные изменения в соответствии с законодательством Европейского Союза и Европейской конвенцией о правах человека Права |
7 | 21 ноября 2001 г. | Изменения в правах и отставка депутатов |
8 | 27 декабря 2002 г. | Введение промежуточных выборов |
9 | 7 мая 2004 г. | Внесены вторые изменения в соответствии с Europea n Союз acquis |
10 | 21 июня 2005 г. | Изменения в избрании членов Верховного совета по радио и телевидению |
11 | 29 октября 2005 г. | Изменения в законах о бюджете |
12 | 13 октября 2006 г. | Возраст кандидатов снижен с 30 до 25 лет |
13 | 10 мая 2007 г. | Временный закон о независимых политиках на выборах 2007 г. |
14 | 31 мая 2007 г. | Срок полномочий парламента снижен с 5 до 4, президент будет избран всенародным голосованием, референдум по конституции Турции 2007 г. |
15 | 9 февраля 2008 г. | Изменения в использовании должностными лицами государственных услуги |
16 | 7 мая 2010 г. | Конституционный референдум 2010 г. |
17 | 17 марта 2011 г. | Артбитраж в области спорта |
18 | 20 мая 2016 г. | Изменения в депутатской неприкосновенности, особенно для оппозиционных и прокурдских партий |
19 | 21 января 2017 г. | 2017 г. Референдум по конституции Турции |
Конституция 1982 г. подверглась критике как ограничение индивидуального культурного политические свободы по сравнению с предыдущей конституцией 1961 года. Согласно Лозаннскому договору, по которому была создана Турецкая Республика, юридически единственными меньшинствами являются греки, армяне и евреи, которые также имеют определенные привилегии, не признаваемые другими этническими общинами согласно договору. Согласно Европейскому Союзу, конституция отрицает основные права курдского населения, потому что некоторые статьи, особенно статья 42, противоречат правам меньшинств. Европейская комиссия по борьбе с расизмом и нетерпимостью (ЕКРН) Совета Европы опубликовала свой третий отчет по Турции в феврале 2005 года. Комиссия заняла позицию, согласно которой парламент должен пересмотреть статью 42 Конституции, запрещающей преподавание любого языка, кроме турецкого, в качестве первого языка в школах. Конституционный принцип Турции, запрещающий преподавание других языков в качестве первого языка в школах для его граждан, кроме официального, подвергается критике со стороны ЕС, правозащитные организации и меньшинства Турции. курдам, составляющим от 10 до 20% населения Турции, не разрешено получать образование на их родном языке из-за этой статьи.
В настоящее время черкесский, Курдский, заза, лаз языки могут быть выбраны в качестве уроков в некоторых государственных школах. С 2003 года могут быть предложены частные курсы обучения языкам меньшинств, но учебная программа, назначение учителей и критерии зачисления подлежат значительным ограничениям. Все частные курсы курдского языка были закрыты в 2005 году из-за бюрократических барьеров и нежелания курдов «платить за изучение своего родного языка». В 2015 году только 28 школ обеспечивали выборочный курс курдского языка. Кроме того, ни частным, ни государственным школам по-прежнему не разрешается использовать курдский язык или другие языки, кроме турецкого, в качестве первого языка.
Конституция предоставляет свободу выражения мнения, как заявлено в Статья 26. Статья 301 Уголовного кодекса Турции гласит: «Лицо, публично порочащее турецкую нацию, Республику или Великое национальное собрание Турции, подлежит наказанию. тюремным заключением на срок от шести месяцев до трех лет », а также что« Выражение мыслей с целью критики не является преступлением ».
Замечание Орхана Памука : «На этих землях были убиты один миллион армян и 30 тысяч курдов, и никто, кроме меня, не смеет говорить об этом». некоторые сочли нарушением статьи 10 Конституции и привели к судебному разбирательству по делу его в 2005 году. Жалоба на Орхана Памука была подана группой юристов во главе с Кемалем Керинчизом, и обвинения были предъявлены округом прокурор по статье 301 Уголовного кодекса Турции. Позже Памук был освобожден, а обвинения отменены министерством юстиции по формальным причинам. Эта же группа юристов подавала жалобы на других менее известных авторов по тем же основаниям. Керинчису было предъявлено обвинение в расследовании дела «Эргенекон» в 2008 году вместе со многими другими.
Хотя конституция 1982 года несколько раз изменялась за последние три десятилетия, особенно в рамках реформ Европейского Союза, она также подвергается критике за то, что военные слишком сильно влияют на политические дела через Совет национальной безопасности. Турецкие вооруженные силы считают себя блюстителями светского и унитарного характера республики наряду с реформами Ататюрка и вмешались, взяв власть в свои руки трижды: в 1960 году, в 1971 году и в 1980 году.
Викиисточник содержит оригинальный текст, относящийся к этой статье: Конституция Турецкой Республики |