Бог-иллюзия

редактировать
Книга Ричарда Докинза

Бог-иллюзия
Бог иллюзий UK.jpg Первая обложка для Великобритании
АвторРичард Докинз
СтранаВеликобритания
ЯзыкАнглийский
Предметы
ИздательствоBantam Books
Публикация дата2 октября 2006 г.
Тип носителяПечать (твердая обложка и бумажная обложка )
Страницы464
ISBN 978-0-618-68000-9
Десятичный формат Дьюи 211 /.8 22
Класс LC BL2775.3.D39 2006

Бог иллюзий - книга 2006 года автора Английский биолог Ричард Докинз, научный сотрудник Нью-колледжа, Оксфорд, и бывший обладатель кафедры общественного понимания науки им. Чарльза Симони в Оксфордский университет.

В «Боге иллюзий» Докинз утверждает, что сверхъестественный создатель почти наверняка не существует и что вера в личного бога квалифицируется как заблуждение, wh Это он определяет как стойкое ложное убеждение перед лицом сильных противоречивых свидетельств. Он с пониманием относится к утверждению Роберта Пирсига в Lila (1991) о том, что «когда один человек страдает от заблуждения, это называется безумием. Когда многие люди страдают от заблуждения, это называется религия ". На многих примерах он объясняет, что религия не нужна, чтобы быть нравственной, и что корни религии и морали можно объяснить нерелигиозными терминами.

В начале декабря 2006 года он занял четвертое место в списке бестселлеров документальной литературы в твердом переплете New York Times после девяти недель в списке. Было продано более трех миллионов копий. Согласно Докинзу в интервью 2016 года Мэтту Диллаханти, несанкционированный арабский перевод этой книги был загружен 3 миллиона раз в Саудовской Аравии. Книга вызвала широкий резонанс, и многие книги были написаны в ответ.

Содержание
  • 1 Предпосылки
  • 2 Краткое содержание
    • 2.1 «Гипотеза Бога»
    • 2.2 Религия и мораль
    • 2.3 Другие темы
  • 3 Критический прием
    • 3.1 Дебаты
    • 3.2 Обзоры и отзывы
    • 3.3 Продажи
    • 3.4 Награды
    • 3.5 Ответные книги
  • 4 Юридические последствия в Турции
  • 5 Редакции
    • 5.1 Английский
    • 5.2 Переводы
  • 6 Интервью
  • 7 См. Также
  • 8 Ссылки
  • 9 Дополнительная литература
  • 10 Внешние ссылки
Предпосылки

Докинз выступал против креационистских объяснений жизни в своих предыдущих работах по эволюция. Тема книги The Blind Watchmaker, опубликованной в 1986 году, заключается в том, что эволюция может объяснить видимый дизайн в природе. В «Боге иллюзий» он фокусируется непосредственно на более широком диапазоне аргументов, используемых за и против веры в существование бога (или богов).

Докинз неоднократно называет себя атеистом, а также указывает, что в некотором смысле он также агностик, хотя «только в той мере, в какой я агностик по отношению к феям на дне сада». 299>

Докинз давно хотел написать книгу, открыто критикуя религию, но его издатель посоветовал этого не делать. К 2006 году его издатель проникся этой идеей. Докинз связывает это изменение мнения с «четырьмя годами Буша » (который «буквально сказал, что Бог сказал ему вторгнуться в Ирак»). К тому времени ряд авторов, в том числе Сэм Харрис и Кристофер Хитченс, которых Роберт Вайцель назвал вместе с Докинзом «Нечестивая троица», уже написали книги, открыто критикующие религию.. По данным розничного продавца Amazon.co.uk в августе 2007 года, эта книга была бестселлером по продажам книг о религии и духовности, с книгой Хитченса Бог не велик: как религия все отравляет. на втором месте. Это привело к 50-процентному росту этой категории за три года до этой даты.

Краткое содержание

Докинз посвящает книгу Дугласу Адамсу и цитирует писателя: " Разве не достаточно видеть, что сад прекрасен, не веря, что в его основании тоже живут феи? " Книга состоит из десяти глав. Первые несколько глав доказывают, что Бога почти наверняка нет, в то время как остальные обсуждают религию и мораль.

Докинз пишет, что «Бог-иллюзия» содержит четыре «просветляющих» сообщения:

  1. Атеисты могут быть счастливыми, уравновешенными, нравственными и интеллектуально развитыми.
  2. Естественный отбор и тому подобное. научные теории превосходят «гипотезу Бога» - иллюзию разумного замысла - в объяснении живого мира и космоса.
  3. На детей не следует навешивать ярлыки религии их родителей. Такие термины, как «ребенок-католик» или «ребенок-мусульманин», должны вызывать у людей страх.
  4. Атеисты должны гордиться, а не извиняться, потому что атеизм - свидетельство здорового, независимого ума.

«Гипотеза Бога»

Первая глава «Глубоко религиозный неверующий» пытается прояснить разницу между тем, что Докинз назвал «религией Эйнштейна» и «религией сверхъестественного». Он отмечает, что первое включает квазимистические и пантеистические ссылки на Бога в работах таких физиков, как Альберт Эйнштейн и Стивен Хокинг, и описывает такой пантеизм как « сексуальный атеизм ». Вместо этого Докинз не согласен с теизмом, присутствующим в таких религиях, как христианство, ислам и индуизм. Предполагаемое существование этого интервенционистского Бога, которое Докинз называет «Гипотезой Бога», становится важной темой в книге. Он утверждает, что существование или несуществование Бога - это научный факт о Вселенной, который можно обнаружить в принципе, если не на практике.

Докинз резюмирует основные философские аргументы в отношении существования Бога, выделив аргумент из конструкции для более длительного рассмотрения. Докинз заключает, что эволюция путем естественного отбора может объяснить очевидный замысел в природе.

Он пишет, что одной из величайших проблем человеческого интеллекта было объяснить, «как сложный, невероятный замысел в вселенная возникает ", и предполагает наличие двух конкурирующих объяснений:

  1. Гипотеза с участием дизайнера, то есть сложное существо для объяснения сложности, которую мы видим.
  2. Гипотеза с поддерживающими теориями, который объясняет, как из простых источников и принципов может возникнуть нечто более сложное.

Это основная установка его аргумента против существования Бога, Окончательный гамбит Boeing 747, где он утверждает, что первая попытка опровергает самого себя, а второй подход - это путь вперед.

В конце главы 4 («Почему почти наверняка нет Бога») Докинз резюмирует свои аргументы и заявляет, "Искушение [приписать внешний вид дизайна самому дизайну] ложно, потому что Гипотеза дизайнера немедленно поднимает более серьезную проблему: кто разработал дизайнера. Вся проблема, с которой мы начали, была проблема объяснения статистической невероятности. Очевидно, это не решение постулировать нечто еще более невероятное ». Кроме того, в главе 4 утверждается, что альтернативой гипотезе дизайнера является не шанс, а естественный отбор.

Докинз не утверждает, что опровергнуть Бога с абсолютной уверенностью. Вместо этого он предлагает в качестве общего принципа, что более простые объяснения предпочтительнее (см. бритва Оккама ) и что всеведущий или всемогущий Бог должен быть чрезвычайно сложным (Докинз утверждает, что логически невозможно, чтобы Бог был одновременно всеведущим и всемогущим). Таким образом, он утверждает, что теория вселенной без бога предпочтительнее теории вселенной с богом.

Религия и мораль

Вторая половина книги начинается с изучения корней религии и поиска объяснения ее повсеместного распространения в человеческих культурах. Докинз защищает «теорию религии как случайного побочного продукта - осечка чего-то полезного "например, соблюдение намеренной позиции. Докинз предполагает, что теория мемов и, в частности, восприимчивости человека к религиозным мемам, может объяснить, как религии могут распространяться как «психические вирусы» в обществах.

Затем он обращается к теме мораль, утверждающая, что нам не нужна религия, чтобы быть добрыми. Вместо этого наша мораль имеет дарвиновское объяснение: альтруистические гены, отобранные в процессе эволюции, наделяют людей естественным сочувствием. Он спрашивает: «Вы бы совершили убийство, изнасилование или грабеж, если бы знали, что Бога не существует?» Он утверждает, что очень немногие люди ответят «да», опровергая утверждение о том, что религия необходима, чтобы заставить нас вести себя нравственно. В поддержку этой точки зрения он исследует историю морали, утверждая, что существует моральный Zeitgeist, который постоянно развивается в обществе, в целом прогрессируя в сторону либерализма. По мере развития этот моральный консенсус влияет на то, как религиозные лидеры интерпретируют свои священные писания. Таким образом, утверждает Докинз, мораль проистекает не из Библии, скорее, наш моральный прогресс сообщает, какую часть Библии христиане принимают, а что они сейчас отвергают.

Другие темы

Бог заблуждения не является просто защита атеизма, но также идет в наступление на религию. Докинз рассматривает религию как подрыв науки, разжигая фанатизм, поощряя фанатизм в отношении гомосексуалистов и влияя на общество другими негативными способами. Докинз рассматривает религию как «силу разногласий» и как «ярлык для внутригрупповой / чужой вражды и вендетты».

Его больше всего возмущает преподавание религии в школах, которое он считает процесс идеологической обработки. Он приравнивает религиозное обучение детей родителями и учителями в религиозных школах к форме психологического насилия. Докинз считает, что ярлыки «ребенок-мусульманин» и «ребенок-католик» в равной степени неправильно применяются, как описания «марксист ребенок» и «тори ребенок», поскольку он задается вопросом, как можно считать маленького ребенка достаточно развиты, чтобы иметь такие независимые взгляды на космос и место человечества в нем.

Книга завершается вопросом о том, заполняет ли религия, несмотря на предполагаемые проблемы, «столь необходимый пробел», утешая и вдохновляя нуждающихся в ней людей. Согласно Докинзу, эти потребности гораздо лучше удовлетворяются нерелигиозными средствами, такими как философия и наука. Он предполагает, что атеистическое мировоззрение жизнеутверждающе, чего никогда не могло быть религия с ее неудовлетворительными «ответами» на загадки жизни. В приложении даются адреса тех, кто «нуждается в поддержке в бегстве от религии».

Критический прием

Книга вызвала немедленную реакцию, как положительную, так и отрицательную, и была опубликована с одобрения ученых, таких как лауреат Нобелевской премии и один из исследователей структуры ДНК Джеймс Д. Уотсон, психолог из Гарварда Стивен Пинкер, а также популярные писатели-фантасты и иллюзионисты Пенн и Теллер. Metacritic сообщили, что книга получил средний балл 59 из 100. Книга была номинирована на лучшую книгу на British Book Awards, где Ричард Докинз был назван автором года. Тем не менее, книга получила неоднозначные отзывы критиков, включая как религиозных, так и атеистических комментаторов. В London Review of Books, Терри Иглтон обвинил Ричарда Докинза в ненадлежащем исследовании темы своей работы, религии, и далее согласился с критиками, которые обвинили Докинза в совершении соломенный человек заблуждения против теистов (что-то, что Докинз опровергает).

оксфордский теолог Алистер МакГрат (автор Заблуждение Докинза? и Докинз ' Бог ) утверждает, что Докинз игнорирует христианское богословие и поэтому не может разумно использовать религию и веру. В ответ Докинз спрашивает: «Нужно ли вам читать о лепрехологии, прежде чем не поверить в лепреконов ?», И - в издании книги «Бог иллюзий» в мягкой обложке - он ссылается на американского биолога П.З. Майерса., высмеявший эту аргументацию как «Ответ придворного ». У Докинза были длительные дебаты с МакГратом на литературном фестивале Sunday Times в 2007 году.

Восточно-ортодоксальный теолог Дэвид Бентли Харт говорит, что Докинз «посвятил несколько страниц« Иллюзии Бога » к обсуждению «Пяти путей » Фомы Аквинского, но никогда не думал прибегать к услугам какого-нибудь ученого древней и средневековой мысли, который мог бы объяснить их ему.. В результате он не только ошибочно принял Пять путей за исчерпывающее заявление Томаса о том, почему мы должны верить в Бога, чего они определенно не придерживаются, но и в конечном итоге полностью исказил логику каждого из них, и в самых основных уровней. "

Христианский философ Кейт Уорд в своей книге 2006 года Опасна ли религия? выступает против точки зрения Докинза и других о том, что религия является социально опасной.

Этик Маргарет Сомервилль предположила, что Докинз «преувеличивает доводы против религии», особенно ее роли в человеческом конфликте.

Многие защитники Докинза заявляют, что критики обычно неправильно понимают его истинную точку зрения. Во время дебатов на Radio 3 Гонконг Дэвид Николлс, писатель и президент Атеистического фонда Австралии, подтвердил мнение Докинза о том, что религия является «ненужным» аспектом глобальных проблем. Докинз утверждает, что «существование Бога - это такая же научная гипотеза, как и любая другая». Он не согласен с принципом Стивена Джея Гулда о непересекающихся магистерий (NOMA). В интервью журналу Time Докинз сказал:

Я думаю, что отдельные отсеки Гулда были чисто политической уловкой, направленной на то, чтобы завоевать рядовых религиозных людей в научный лагерь. Но это очень пустая идея. Есть много мест, где религия не остается в стороне от науки. Любая вера в чудеса полностью противоречит не только научным фактам, но и ее духу.

Астрофизик Мартин Рис предположил, что нападки Докинза на господствующую религию бесполезны. Относительно утверждения Риса в его книге «Наша космическая среда обитания» о том, что «такие вопросы лежат за пределами науки; однако они являются прерогативой философов и теологов», Докинз спрашивает, «какие знания теологи могут привнести в глубокие космологические вопросы, а ученые - не могут?» В другом месте Докинз писал, что «в мире есть вся разница между верой, которую готов защищать, цитируя доказательства и логику, и верой, которая поддерживается не чем иным, как традицией, авторитетом или откровением».

Дебаты

3 октября 2007 года Джон Леннокс, профессор математики Оксфордского университета, публично обсудил Ричарда Докинза в Университете Алабамы. в Бирмингеме о взглядах Докинза, выраженных в «Боге иллюзий», и их обоснованности над христианской верой и против нее. «Дебаты о заблуждении Бога» ознаменовали первое посещение Докинза Старого Юга и первую значительную дискуссию по этому вопросу в «Библейском поясе ». Все билеты на мероприятие были распроданы, и Wall Street Journal назвал его «откровением: в Алабаме идет гражданский спор о существовании Бога». Докинз во второй раз обсуждал Леннокса в Музее естественной истории Оксфордского университета в октябре 2008 года. Дебаты назывались «Похоронила ли наука Бога?», В котором Докинз сказал, что, хотя он не принял это, достаточно респектабельный аргумент в пользу «деистического бога, своего рода бога физика, бога кого-то вроде Пола Дэвиса, который разработал законы физики, бога-математика, бога, который соединил прежде всего космос, а затем откинулся назад и наблюдал, как все происходит, «но не для теистического бога.

Отзывы и отзывы

Продажи

По состоянию на январь 2010 г. английская версия «Иллюзии Бога» была продана более двух раз. миллион копий. По состоянию на сентябрь 2014 года он увеличился до 3 миллионов копий. Он занял второе место в списке бестселлеров Amazon.com в ноябре 2006 года. Он оставался в списке в течение 51 недели до 30 сентября 2007 года. Немецкая версия под названием Der Gotteswahn была продана более 260 000 копий. по состоянию на 28 января 2010 г. Книга «Бог иллюзий» переведена на 35 языков.

Награды

За «Иллюзию бога» Докинз был назван Автором года на церемонии вручения награды «Британская книга 2007» . Фонд Джордано Бруно присудил Докинзу Премию Дешнера 2007 года за «выдающийся вклад в укрепление светского, научного и гуманистического мышления» в его книге.

Ответные книги

Многие книги были написаны в ответ на «Обман Бога». Например:

Юридические последствия в Турции

В В Турции, где было продано не менее 6000 экземпляров книги, после подачи жалобы в ноябре 2007 г. прокурор начал расследование в отношении того, является ли «Иллюзия Бога» «нападением на святые ценности». В случае признания виновным турецкий издатель а переводчику Эролу Карааслану грозило бы тюремное заключение за разжигание религиозной ненависти и оскорбление религиозных ценностей. В апреле 2008 года суд оправдал подсудимого. Отвергая необходимость конфискации экземпляров книги, председательствующий судья заявил, что ее запрет «в корне ограничит свободу мысли».

Веб-сайт Докинза, richarddawkins.net, был запрещен в Турции в конце того же года. после жалоб исламского креациониста Аднана Октара (Харун Яхья) на предполагаемую клевету. К июлю 2011 года запрет был снят.

Editions

English

Список изданий на английском языке:

Переводы

Книга была официально переведена на множество различных языков. языки, такие как испанский, немецкий, итальянский и турецкий. Докинз также продвигал неофициальные переводы книги на такие языки, как арабский и бенгали. Существуют также телугу и тамильский перевод книги. Фонд Ричарда Докинза предлагает бесплатные переводы на арабский, урду, фарси и бахаса, Индонезия.

. Неисчерпывающий список международных изданий:

  • (на греческом языке) Η περί Θεού αυταπάτη, переведено Марией Гиатроудаки, Панайотисом Деливориасом, Алекосом Мамалисом, Никосом Нтайкосом, Костасом Симосом, Василисом Сакеллариу, 2007 г. (ISBN 97 6717-07-9 ).
  • (бразильский португальский) Deus, um Delírio, переведено Фернандой Раваньяни, Сан-Паулу: Companhia das Letras, 2007 (ISBN 9788535910704 ).
  • (европейский Португальский) A desilusão de Deus, переведенный Лигией Родригеш и Марией Жуан Камило, Лиссабон: Casa das Letras, 2007 (ISBN 978-972-46-1758-9 ).
  • ( на шведском языке) Illusionen om Gud, переведено Маргаретой Эклоф, Стокгольм: Leopard, 2007 (ISBN 9789173431767 ).
  • (на финском) Jumalharha, переведено Киммо Пиетилайненом, Хельсинки: Terra Cognita, 2007 (ISBN 9789525697001 ).
  • (на турецком языке) Танри Я. nilgisi, переведено Tnc Bilgin, Kuzey Yayinlari, 2007 (ISBN 9944315117 ).
  • (на хорватском) Iluzija o Bogu, переведено Чарко Водинелич, Загреб: Извори, 2007 (ISBN 0-618-68000-4 ).
  • (на немецком языке) Der Gotteswahn, перевод Себастьяна Фогеля, Ульштейна Ташенбуха, 2008 г. (ISBN 3548372325 ).
  • (на французском языке) Pour en finir avec Dieu, переведено Мари-Франс Дежо-Лефор, 2008 г. (ISBN 9782221108932 ).
  • (на итальянском) L'illusione ди Дио, перевод Лауры Серра, Милан: Арнольдо Мондадори Эдиторе, 2008 г. (ISBN 8804581646 ).
  • (на норвежском языке) Gud - en vrangforestilling, переведенный Финном Б. Ларсеном и Ингрид Санде Ларсен, 2007 (ISBN 9788292769027 ).
  • (на русском) Бог как иллюзия, 2008 (ISBN 978-5-389- 00334-7 ).
  • (на тамильском) கடவுள் ஒரு பொய் நம்பிக்கை, переведено GVK Aasaan, Cen̲n̲ai, 2009 (ISBN 9788189788056 ).
  • (на испанском) El espejismo de Dios, переведено Наталья Перес-Гальдос, Мадрид: Espasa, 2013 (ISBN 8467031972 ).
  • (на латышском) Диева делузия, перевод Алдиса Лаузиса, Рига: Юмава, 2014 (ISBN 9789934115202 ).
  • (на словацком) Boží blud, перевод Яны Ленцовой, Братислава: Цитадель, 2016 (ISBN 978-80-89628 -66-7 )
Интервью
См. Также
Ссылки
Дополнительная литература

Хронологический порядок публикации (сначала старые)

Внешние ссылки
В Викицитатнике есть цитаты, связанные с: Богом иллюзий
На Викискладе есть медиафайлы, связанные с Богом иллюзией.
  • Книжный клуб Newsnight - Выдержки из «Божественного заблуждения»>Ричард Докинз дал интервью Лори Тейлор журналу New Humanist
  • Дебаты о Боге иллюзии (Докинз - Леннокс) (03.10.2007)
Последняя правка сделана 2021-06-10 08:47:57
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте