Елена Блаватская

редактировать
Русский оккультный писатель

Елена Блаватская
Елена Петровна Блаватская.jpg Блаватская в 1877 году
РодиласьЕлена Петровна Хан фон. 12 августа [OS 31 июля] 1831. Екатеринослав, Российская Империя (ныне Украина )
Умер8 мая 1891 (1891-05-08) (59 лет). Лондон, Соединенное Королевство
ЭраФилия XIX века
Школа Теософия
Известные идеиБеспричинная причина, Ичасакти, тройное проявление
Влияния
Влияния
Портрет Блаватской испано-костариканского художника Томас Поведано.

Елена Петровна Блаватская (русский : Еле́на Петровна Блава́тская, Елена Петровна Блаватская, часто известная как Мадам Блаватская ; 12 августа [OS 31 июля] 1831 - 8 мая 1891) был неоднозначным российским оккультистом, философом и автором, соучредителем Теософа. Она получила международное признание как ведущий теоретик теософии, эзотерического движения, общество продвигало.

Блаватская родилась в аристократической русско-германской семье в Екатеринославе, затем в Российской империи (ныне Украина). В детстве Блаватская много путешествовала по империи. В основном самоучка, она заинтересовалась западным эзотеризмом еще в подростковом возрасте. Согласно ее более поздним утверждениям, в 1849 году она предприняла серию кругосветных путешествий, посетив Европу, Америку и Индию. Она также утверждала, что в этот период она встретила группу духовных адептов, «Мастеров Древней Мудрости », которые отправили ее в Шигадзе, Тибет, где они научили ее более глубокое понимание религии, философии и науки. И современные критики, и более поздние биографические утверждали, что некоторые или все эти зарубежные визиты были фиктивными и что она провела этот период в Европе. К началу 1870-х Блаватская вовлечена в движение спиритуалистов ; отстаивая подлинное существование спиритуалистических явлений, она выступает против господствующей спиритуалистической идеи о том, что сущности, с которой контактировали, были духами мертвых. Переехав в США в 1873 году, она подружилась с Генри Стилом Олкоттом и привлекла внимание общественности как духовный медиум, внимание, котороеало в себя обвинения общественности в мошенничестве.

В 1875 Нью-Йорк Блаватская вместе с Олкоттом и Уильямом Куаном Джаджем основала Теософское общество. В 1877 году она опубликовала книгу Разоблаченная Изида, в которой излагалось ее теософское мировоззрение. Тесно связывая его с эзотерическими доктринами герметизм и неоплатонизм, Блаватская описала теорию как «синтез науки, религии и философии», заявив, что она возрождает «Древнюю мудрость», которая лежит в основе всех мировой религий. В 1880 году она и Олкотт переехали в Индию, где Общество связано с Арья Самадж, индуистским реформаторским движением. В том же году, находясь на Цейлоне, она и Олкотт стали первыми людьми из Соединенных Штатов, официально приняв буддизм. Несмотря на сопротивление британской администрации, теософия быстро распространилась в Индии, но испытала внутренние проблемы после того, как Блаватская была обвинена в создании мошеннических паранормальных явлений. В 1885 году, несмотря на слабое здоровье, она вернулась в Европу, где основала Ложу Блаватской в Лондоне. Здесь она опубликовала Тайную Доктрину, комментарий к тому, что, по ее утверждению, были древними тибетскими рукописями, а также две другие книги: Ключ к теософии и Голос безмолвия.. Она умерла от гриппа.

Блаватская была неоднозначной фигурой при ее жизни, ее сторонники считали просвещенным гуру и высмеивали критики как мошенника-шарлатана и плагиата. Ее теософские доктрины повлияли на распространение индуистских и буддийских идей на Западе, а также на развитие западных эзотерических течений, таких как ариософия, антропософия и движение New Age.

Содержание
  • 1 Ранняя жизнь
    • 1.1 Детство: 1831–1849
      • 1.1.1 Рождение и семейное происхождение
      • 1.1.2 Санкт-Петербург, Полтава и Саратов
    • 1.2 Путешествия по миру: 1849– 1869
      • 1.2.1 Тибет
  • 2 Более поздняя жизнь
    • 2.1 Принятие спиритизма и утверждение теософии: 1870–1878
      • 2.1.1 Прибытие в Нью-Йорк
      • 2.1.2 Встреча Генри Стила Олкотта и основание Теософского общества
      • 2.1.3 Разоблачение Изиды
    • 2.2 Индия: 1879–1885
    • 2.3 Последние годы в Европе: 1885–1891
  • 3 Личная жизнь
    • 3.1 Социально-политические убеждения
  • 4 Теории и доктрины
    • 4.1 Теософия, Учителя и «Древняя мудрость»
    • 4.2 Теология, космогония и место человечества
  • 5 Прием
  • 6 Влияние
    • 6.1 Теософское движение
    • 6,2 Западный эзотеризм
    • 6.3 Лингвистика
    • 6.4 Религия и политика Южной Азии
  • 7 Книги
  • 8 См. Также
  • 9 Примечания
  • 10 Ссылки
    • 10.1 Сноски
    • 10.2 Библиография
    • 10.3 Дополнительная литература
  • 11 Внешние ссылки
Ранняя жизнь

Биографам оказалось сложно составить достоверное описание жизни Блаватской, потому что в более позднем возрасте она намеренно предоставляет противоречивые сведения и фальсификации о собственном прошлом. Кроме того, очень немногие из ее сочинений, написанных до 1873 года, сохранились, а это означает, что биографы полагаются на эти ненадежные более поздние отчеты. Рассказы о ее молодости, также были сочтены биографические сомнительные.

Детство: 1831–1849 гг.

Рождение и семейное происхождение

Иллюстрация Екатеринослава - места рождения Блаватской. - как он появился в начале 19 века

Блаватская родилась как Елена Петровна фон Хан в украинском городке Екатеринослав, тогда входившем в Российской Империи. Дата ее рождения - 12 августа 1831 года, хотя по юлианскому календарю, принятому в России 19 века, это было 31 июля. Сразу после рождения она была крещена в Русской Православной Церкви. В то время Екатеринослава переживала эпидемию холеры, и ее мать заболела этой болезнью вскоре после родов; несмотря на ожидания своего врача, и мать, и пережили эпидемию.

Семья Блаватской была аристократической. Ее матерью была Елена Андреевна фон Хан (русский язык: Елена Андреевна Ган, 1814–1842; урожденная Фадеева), 17-летняя самоучка, дочь княгини Елены Павловны Долгорукой, такой же аристократ- самоучка. Отцом Блаватской был Петр Алексеевич фон Хан (русский: Пётр Алексеевич Ган, 1798–1873), потомок немецкой аристократической семьи фон Хан, служивший капитаном в русской королевской семье. Конной артиллерии, а позже дослужился до звания полковника. Петр не присутствовал при рождении дочери, он был в Польше, борясь за подавление Ноябрьского восстания против русского правления, и впервые увидел ее, когда ей было шесть месяцев. Помимо русского и немецкого происхождения, Блаватская могла также претендовать на французское происхождение, поскольку прапрадедушка был французским гугенотом дворянином, бежавшим в Россию, чтобы избежать преследований, где служил при дворе Екатерина Великая.

В результате карьеры Петра семья часто переезжала в разные части Империи в сопровождении своих слуг, которое могло повлиять на степень кочевой образ жизни Блаватской в ​​более поздней жизни. Через год после приезда Петра в Екатеринослав семья переехала в ближайший армейский городок Романково. Когда Блаватской было два года, ее младший брат Саша умер в другом армейском городке, когда не смогли найти медицинскую помощь. В 1835 году мать и дочь переехали в Одессу, где недавно был размещен дед Блаватской по материнской линии Андрей Фадеев, гражданский администратор имперских властей. Именно в этом городе родилась сестра Блаватской Вера Петровна.

Св. Петербург, Полтава и Саратов

После возвращения в сельскую Украину Петр был отправлен в Санкт-Петербург, куда семья переехала в 1836 году. Матери Блаватской город понравился, там она основала свой литературный карьера, сочинение романов под псевдонимом «Зенаида Р-ва» и перевод произведений английского писателя Эдварда Бульвер-Литтона для русскоязычного издания. Когда Петр вернулся в Украину около 1837 года, она осталась в городе. После, как Фадеев был назначен попечителем калмыков Средней Азии, Блаватская и ее мать сопровождали его в Астрахань, где они подружились с калмыцким лидером Тюменом. Калмыки были приверженцами тибетского буддизма, и именно здесь Блаватская получила свой первый опыт общения с религией.

Картина с изображением Блаватской и ее матери под названием «Две Елены (Елена Хан и Елена Блаватская)» "1844–1845

В 1838 году мать Блаватской переехала с дочерьми к мужу в Полтаву, где Из-за слабого здоровья мать Блаватской вернулась в Одессу, где они переехали в Саратов, где в июне 1840 года родился английский язык у британской гувернантки. Семья перебралась в Польшу, а затем обратно в Одессу, где в июне 1842 года от туберкул умерла мать Блаватской., 28 лет.

Трое оставшихся в живых детей были отправлены к бабушке и дедушке по материнской линии в Саратов, где их дед Андрей был назначен губернатором Саратовской губернии. Историк Ричард Дэвенпорт-Хайнс описал юную Блаватскую как «обиженного, своенравного ребенка-инвалида», который был «Очаровательным рассказчиком». казывают, что она в основном общалась с детьми из низших слоев общества и что ей нравилось шутить и читать. Она получила образование по французскому языку, искусству и музыке - всем предметам, призванным помочь ей найти мужа. С бабушкой и дедушкой она отдыхала в тюменском калмыцком летнем лагере, где изучала верховую езду и некоторые тибетские.

. Позже она утверждала, что в Саратове она обнаружила личную библиотеку своего прадеда по материнской линии, князя Павла Васильевича Долгорукова (ум. 1838); он содержал совокупность книг по эзотерическим предметам, что способствовало ее растущему интересу к нему. Долгоруков был посвящен в масонство в конце 1770-х годов и принадлежал к Обряду строгого соблюдения ; ходили слухи, что он встречался как с Алессандро Калиостро, так и с графом Сен-Жерменом. Позже она также заявила, что она встретила «таинственного индейца», что в более поздней жизни она встретила человека во плоти. Многие биографы считают это первым появлением «Мастеров» в ее жизненной истории.

Согласно некоторым из ее более поздних рассказов, в 1844–1845 годах Блаватская была увезена своим отцом в Англии, где она посетила Лондон и Бат. Согласно этой истории, в Лондоне она получила уроки игры на фортепиано у богемского композитора Игнаца Мошелеса и выступила с Кларой Шуман. Однако некоторые биографы Блаватской считают, что в воспоминаниях ее сестры о нем не упоминается. Прожив год с тётей Екатериной Андреевной Витте, она переехала в Тифлис, Грузия, где дед Андрей был назначен директором государственной земли в Закавказье. Блаватская утверждала, что здесь она подружилась с Александром Владимировичем Голицыным, русским масоном и членом семьи Голицыных, который использует ее интерес к эзотерическим вопросам. Она также утверждает, что в этот период были дальнейшие паранормальные опыты, астральное путешествие и снова встреча со своим «таинственным индейцем» в видениях.

Путешествия по миру: 1849–1869

Рисунок Блаватской сцены с лодкой, снятой в Англии в 1851 г.

В 17 лет она согласилась выйти замуж за Никифора Владимировича Блаватского, человека лет сорока, который работал вице-губернатором Эриванской губернии. Ее причины этого были неясны, хотя позже она привлекала его вера в магию. Хотя она пыталась отступить незадолго до свадебной церемонии, свадьба состоялась 7 июля 1849 года. Переехав с ним в Сардарский дворец, она неоднократно предпринимала безуспешные попытки сбежать к своей семье в Тифлис. которому он в конце концов уступил. Семья отправила ее в сопровождении слуги и горничной в Одессу на встречу с отцом, который вернулся с ней в Санкт-Петербург. Сопровождающие сопровождали ее в Поти, а затем в Керчь, намереваясь продолжить с ней до Одессы. Блаватская утверждала, что, спасаясь от сопровождения и подкупив капитана корабля, доставившего ее в Керчь, она достигла Константинополя. Это ознаменовало начало девяти лет путешествий по миру, возможно, финансируемых ее отцом.

В то время она не вела дневника, и ее не сопровождали родственники, которые могли проверить ее действия. Николас Гудрик-Кларк высказывает мнение, что общественное знание этих путешествий основывается на «ее историях в степени неподтвержденных отчетов», которые «иногда противоречат их хронологии». Для религиоведа Брюса Ф. Кэмпбелла не было «надежного отчета» за следующие 25 лет ее жизни. По словам биографа Питера Вашингтона, в этот момент «миф и реальность начинают плавно сливаться в биографии Блаватской».

Позже она утверждала, что в Константинополе она подружилась с венгерской оперной певицей по имени Агарди Метрович, которую она первой встречается при спасении его от убийства. Также в Константинополе она познакомилась с графиней Софией Киселевой, которую будет сопровождать в поездке по Египту, Греции и Восточной Европе. В Каире она познакомилась с американским студентом-искусствоведом Альбертом Роусоном, который позже много писал о Ближнем Востоке, и вместе они якобы использовали коптского фокусника Паулоса Метамона. В 1851 году она отправилась в Париж, где встретила месмериста, который произвел на нее впечатление. Оттуда она встретила «таинственного индейца», который появлялся в ее детских видениях, индуса, которого она называла Учителем Мория. [1] [1] Рамсгейте, согласно Главному рассказам, она утверждала, что он утвержден, что у него была особая миссия для нее и что она должна поехать в Тибет.

Елена Блаватская, ок. 1850

Она отправилась в Азию через Америку, направляясь в Канаду осенью 1851 года. Вдохновленная романами Джеймса Фенимора Купера, она разыскивала общины американцев Квебека в надежде встретить их магико-религиозных специалистов, но вместо этого была ограблена, позже приписав поведение этих туземцев разлагающему влиянию христианских миссионеров. Затем она направилась на юг, посетив Новый Орлеан, Техас, Мексику и Анды, прежде чем переправиться на корабле из Вест-Индии на Цейлон, а затем Бомбей. Она провела два года в Индии, якобы следуя инструкциям, содержащимся в письмах, которые Мория отправляла ей. Она попыталась войти в Тибет, британская администрация помешала ей сделать это.

Позже она утверждала, что затем отправилась обратно в Европу на корабле, пережившим кораблекрушение вскоре от мыса Доброй Надежды до прибытия в Англию в 1854 году, где она столкнулась с враждебностью как граждан России из- за рубежом Крымской войны между продолжающейся Россией. Именно здесь, по ее словам, она работала концертным музыкантом Королевской филармонии. Отплыв в США, она посетила Нью-Йорк, где встретилась с Роусоном перед поездкой в ​​Чикаго, Солт-Лейк-Сити и Сан- Франциско., а затем отплыли обратно в Индию через Японию. Там она провела время в Кашмире, Ладакхе и Бирме, прежде чем предпринять вторую попытку проникнуть в Тибет. Она утверждала, что на этот раз ей это удалось, войти в Тибет в 1856 году через Кашмир в сопровождении татарского шамана, который пытался достичь Сибири и который думал, что Блаватская, будучи гражданином России, сможет помочь ему в этом. Согласно этому сообщению, они достигли Леха, прежде чем заблудиться, в конце концов, присоединившись к путешествующей группе татар, прежде чем она вернулась в Индию. Она вернулась в Европу через Мадрас и Ява.

. Проведя время во Франции и Германии, в 1858 году она вернулась к своей семье, которая тогда жила в Пскове. Позже она утверждала, что там она начинает проявлять и другие паранормальные способности, со стуком и скрипом, сопровождающими ее по дому, и перемещением мебели по собственному желанию. В 1860 году она и ее сестра навестили бабушку по материнской линии в Тифлисе. Там она встретилась с Метровичем и помирилась с Никифором в 1862 году. Вместе они усыновили ребенка по имени Юрий, который умер в возрасте пяти лет в 1867 году, когда был похоронен под фамилией Метрович. В 1864 году, катаясь в Мингрелии, Блаватская упала с лошади и несколько месяцев находилась в коме с переломом позвоночника. Выздоравливая в Тифлисе, она утверждала, что после пробуждения получила полный контроль над своими паранормальными способностями. Затем она отправилась в Италию, Трансильванию и Сербию, возможно, изучая Каббалу вместе с раввином. В 1867 г. она отправилась на Балканы, в Венгрию, а затем в Италию, где провела время в Венеции, Флоренции и Ментане, утверждая, что в последней она была ранена, сражаясь за Джузеппе Гарибальди на Битва при Ментане.

Тибет

Монастырь Ташилхунпо, Шигадзе, место, которое, по утверждениям Блаватской, хранит тексты Сензара, которые она перевела

Она утверждала, что затем получила сообщение от Мории о поездке в Константинополь, где он встретил ее, и вместе они путешествовали по суше в Тибет, пройдя через Турцию, Персию, Афганистан, а затем в Индию, войдя в Тибет через Кашмир. Там они якобы остановились в доме друга и коллеги Мории, Учителя Кут Хуми, который находился недалеко от монастыря Ташилхунпо, Шигадзе. По словам Блаватской, и Мория, и Кут Хуми были кашмирцами пенджабского происхождения, и именно в своем доме Кут Хуми обучал учеников секты тибетского буддизма Гелуг. Кут Хуми описывалась как проводившая время в Лондоне и Лейпциге, свободно говорившая на английском и французском языках, и, как и Мория, была вегетарианкой.

. Она утверждала, что в Тибете ее учили древнему, неизвестный язык, известный как Сензар, и перевел ряд древних текстов, написанных на этом языке, которые были сохранены монахами монастыря; она заявила, что ей, однако, не разрешили войти в сам монастырь. Она также утверждала, что, находясь в Тибете, Мория и Кут Хуми помогли ей развить и контролировать свои экстрасенсорные способности. Среди способностей, которые она приписывала этим «Мастерам», были ясновидение, яснослышание, телепатия, способность управлять сознанием другого, дематериализовать и рематериализовать физические объекты, и проецировать свои астральные тела, создавая видимость присутствия в двух местах одновременно. Она утверждала, что оставалась в этом духовном убежище с конца 1868 года до конца 1870 года. Блаватская никогда не утверждала в печати, что посещала Лхасу, хотя это утверждение будет сделано для нее в различных более поздних источниках, включая счет, предоставленный ее сестрой.

Многие критики и биографы выразили сомнения относительно правдивости утверждений Блаватской относительно ее визитов в Тибет, которые полностью полагаются на ее собственные утверждения, не имея каких-либо заслуживающих доверия независимых свидетельств. Было подчеркнуто, что в течение девятнадцатого века Тибет был закрыт для европейцев, и посетители сталкивались с опасностями бандитов и суровой местностью; последнее было бы еще более проблематичным, если бы Блаватская была такой же полной и не спортивной, как в более позднейжизни. Однако, как отметили несколько биографов, торговцы и паломники из соседних стран могли беспрепятственно попасть в Тибет, что предполагает возможность того, что ей разрешили войти в сопровождении Мории, особенно если ее приняли за азиатку. Свидетельство Блаватской о Шигадзе было беспрецедентным на Западе, и один исследователь буддизма, Д. Т. Судзуки предположил, что позже она предположила продвинутые знания буддизма, соответствующие знания, что она училась в тибетском монастыре. Лахман отметил, что если бы Блаватская проводила время в Тибете, она была бы «одним из величайших путешественников девятнадцатого», хотя он добавил - «честно говоря, я не знаю», проводила ли Блаватская время в Тибете или нет. И наоборот, биограф Мэрион Мид прокомментировал рассказы Блаватской о Тибете и различных других приключениях, заявив, что «вряд ли хоть одно слово из этого кажется правдой».

Более поздняя жизнь

Принятие спиритизма и утверждение теософии: 1870–1878 гг.

Прибытие в Нью-Йорке

Блаватская

Блаватская утверждала, что она покинула Тибет с миссией доказать миру, что явления, идентифицированные спиритуалистами был объективно реальным, что защищало его от обвинений в мошенничестве со стороны научных материалистов. Она также заявила, что сущности, которые были использованы спиритуалисты-медиумы, были не духами мертвых, как обычно утверждали спиритуалистическое движение, а вместо этого либо озорные элементы, либо «раковины», оставленными умершими. Она просала через Суэцкий канал в Грецию, где встретилась с другим Мастером, Мастером Иларионом. Она отплыла в Египет на борту корабля, но в июле 1871 года он взорвался во время путешествия; Блаватская была одной из 16 выживших. Достигнув Каира, она встретилась с Метамоном и с помощью женщины по имени установила социальный дух, основанный в основном на спиритизме, форму спиритуализма, основанной Алланом Кардеком, который исповедовали веру в реинкарнацию, в отличие от основного спиритического движения. Предполагается, что предполагается использование налоговых льгот, налоговых деклараций. В Каире она также встретилась с египтологом Гастоном Масперо и другим Мастером, Сераписом Беем. Здесь же она встретилась с Метровичем, хотя он вскоре умер от брюшного тифа, и Блаватская утверждала, что наблюдала за похоронами.

Покинув Египет, она отправилась в Сирию, Палестину и В Ливане представляют представители религии друзов. Именно во время этих путешествий она встретилась с писателем и путешественником, который предоставил независимую проверку путешествий Блаватской в ​​этот период. В июле 1872 года она вернулась к своей семье в Одессу, а затем отбыла в апреле 1873 года. Она провела время в Бухаресте и Париже, прежде чем - согласно ее более поздним утверждениям - Моря проинструктировал ее поехать в Соединенные Штаты. Блаватская прибыла в Нью-Йорк 8 июля 1873 г.. Там она переехала в женский жилищный кооператив на Мэдисон-стрит в Манхэттене в Нижнем Ист-Сайде, зарабатывая себе на работу сдельным шитьем и дизайном рекламных открыток. Именно здесь она привлекла внимание и дала интервью журналистке Анне Баллард из нью-йоркской газеты The Sun ; это интервью было первым текстовым агентом, в котором Блаватская утверждала, что провела время в Тибете. Действительно, именно в Нью-Йорке "подробные записи" жизни Блаватской снова стали доступны историкам. Вскоре после этого Блаватская получила известие о смерти своего отца, унаследовавшее такое значительное состояние, позволившее ей переехать в роскошный отель. В декабре 1874 года Блаватская познакомилась с грузином Михаилом Бетанели. Увлеченный ею, он неоднократно просил их пожениться, на что она в конце концов уступила; это составляло двоеженство, так как ее первый муж был еще жив. Однако, поскольку она отказалась заключить брак, Бетанели подала в суд о разводе и вернулась в Джорджию.

Встреча с Генри Стилом Олкоттом и основанием Теософского общества

Блаватская была заинтригована новостью о Уильям и Горацио Эдди, братья из Читтендена, Вермонт, которые, как утверждалось, могли левитировать и проявлять духовные явления. Она посетила Читтенден в октябре 1874 года, где встретилась с репортером Генри Стил Олкоттом, который расследовал заявление братьев о Daily Graphic. Утверждая, что Блаватская впечатлила его способностью проявлять духовные феномены, Олкотт написал о ней газетную статью. Вскоре они стали близкими друзьями, дав друг другу прозвища «Мэлони» (Олкотт) и «Джек» (Блаватская). Его российский корреспондент Александр Аксаков Пил ее перевести на русский язык. Она начала наставлять Олкотта в своих оккультных убеждениях, и воодушевленный ею, он стал целомудренным, целеустремленным и вегетарианцем, хотя сама она не придерживалась последнего. В январе 1875 года дуэт посетил медиумов-спиритуалистов в Филадельфии ; Оуэны попросили Олкотта проверить их, чтобы доказать, что явления, которые они производили, не были подделкой, и хотя они подделывали некоторые из своих явлений в тех случаях, когда подлинные явления не проявлялись.

Блаватская, ок. 1877

Подстегивая интерес к своим идеям, Блаватская и Олькотт опубликовали циркулярное письмо в Бостонском издании спиритуалистов. Там они назвали себя «Братством Луксора», известным, вдохновленным существовавшим ранее Герметическим Братством Луксора. Они начали жить вместе в нескольких съемных квартирах в Нью-Йорке, которые они украсили чучелами животных и изображениями духовных личностей; их жизнь в основном финансировалась за счет продолжающейся работы Олкотта юристом. Их последняя такая квартира стала известна как Ламасери. Якобы при поддержке Учителей, Блаватская и Олькотт основали Клуб Чудес, которые проводят лекции на эзотерические темы в Нью-Йорке. Именно через эту группу они познакомились с ирландским спиритуалистом, Уильямом Куаном Джаджем, который разделял многие их интересы.

На собрании Клуба чудес 7 сентября 1875 года Блаватская, Олькотт и Джаджился согласился создать эзотерическую организацию, предложив назвать ее Теософским обществом. Термин теософия произошел от греческих слов «theos» («бог (-ы)») и «sophia» («мудрость»), что означает «бог-мудрость» или «божественная мудрость». Этот термин не был новым, но ранее использовался в различных контекстах филалетианцами и христианским мистиком Якобом Беме. Теософы часто спорили о том, как определять теософию, а Джадж высказывал мнение, что задача невыполнима. Однако Блаватская настаивала на том, что теософия не является религией сама по себе. Лахман описал это движение как «очень широкий зонтик, под которым может найти довольно много вещей». При основании Олкотт была назначена председателем, Джадж - секретарем, а Блаватская - секретарем-корреспондентом, хотя она оставалась основным теоретиком и ведущей фигурой группы. Среди видных ранних членов были Эмма Хардиндж Бриттен и Уильям Л. Олден ; Многие из них были видны и не выслушали его.

Разоблаченная Изида

Основная тема среди этих разнообразных тем [в Разоблаченной Изиде] - это существование древней мудрости - религия, нестареющий оккультный путеводитель по космосу, природе и задней жизни. Говорят, что многие человеческие религии произошли от универсальной религии, известной как Платону, так и древним индуистским мудрецам. Религия мудрости также отождествляется с герметической философией как «единственный возможный ключ к Абсолюту в науке и теологии» (I, vii). Каждая религия основана на одной и той же истине или «тайной доктрине», которая содержит «альфу и омегу универсальной» (I, 511). Эта древняя мудрость-религия станет религией будущего (I, 613).

- Историк Николас Гудрик-Кларк, 2004.

В 1875 году Блаватская начала работу над книгой, в которой излагалось ее теософское мировоззрение, большая часть которого будет написано во время пребывания в Итака дом Хирама Корсона, профессора английской литературы в Корнельском университете. Хотя она надеялась назвать его Завесой Исиды, оно будет опубликовано как Разоблаченная Изида. Во время написания Блаватская утверждала, осознает второе сознание в своем теле, называя его «квартирантом, который находится во мне», и заявляет, что именно это второе сознание вдохновило большую часть написанного. В «Разоблаченной Изиде» Блаватская много цитировала другие эзотерические и религиозные тексты, хотя ее современник и коллега Олкотт всегда утверждали, что она цитировала книги, к кому у нее нет доступа. Написав более века спустя после ее смерти, Лахман предположила, что если бы это было так, то она могла бы иметь экономическую память, так что, опираясь на более ранние источники, книга представляла собой оригинальный синтез, который соединял разрозненные идеи, которые раньше не объединялись.

Вращение вокруг идей Блаватской о том, что все мировые религии произошли от единой «Древней Мудрости», которая соединила с западным эзотеризмом древнего герметизма и Неоплатонизм, он также сформулировал ее мысли о спиритуализме и представил критику дарвиновской эволюции, заявив, что она имеет дело только с физическим миром и игнорирует духовные сферы. Книгу отредактировал профессор философии и опубликовал в двух томах J.W. Bouton в 1877 году. Несмотря на негативные отзывы в прессе, в том числе от тех, кто подчеркивал, что он широко цитировал около 100 других книг без подтверждения, он оказался таким коммерческим успехом: его первоначальный тираж в 1000 экземпляров был распродан за неделю. что издатель запросил продолжение, хотя Блаватская отклонила предложение. Хотя «Разоблаченная Изида» имела успех, Общество оставалось в основном бездействующим, перейдя в это состояние осенью 1876 года. И это несмотря на то, что новые ложи организации были созданы по всей территории США и в Лондоне, и к ним присоединились такие выдающиеся личности, как Томас Эдисон и Эбнер Даблдей. В июле 1878 года Блаватская получила гражданство США.

Индия: 1879–1885

Теософское общество установило связи с индийским индуистским реформаторским движением, Арья Самадж, который был основан Свами Даянандой Сарасвати ; Блаватская и Олькотт считали, что эти две организации разделяют общее духовное мировоззрение. Недовольная жизнью в США, Блаватская решила переехать в Индию, и Олькотт согласился присоединиться к ней, обеспечив работу торговым представителем США в стране. В декабре дуэт выставил на аукцион многие из своих вещей, хотя Эдисон подарил им фонограф, чтобы они увезли с собой в Индию. Они покинули Нью-Йорк на борту «Канады», который доставил их в Лондон. После встречи с доброжелателями в столице они отправились в Ливерпуль, где отплыли на борту Speke Hall и прибыли в Бомбей в феврале 1879 года. В городе их встретили торжествами, организованными членом Arya Samaj. прежде чем получить дом на Гиргаум-роуд, части родного района Бомбея.

Связавшись в основном с индийцами, а не с правящей британской элитой, Блаватская взяла пятнадцатилетнего гуджаратского мальчика Валлаха " Бабула Булла, как ее личный слуга. Многие образованные индийцы были впечатлены тем, что теософы отстаивали индийскую религию перед лицом британского империализма и попыток христианизации. За ее деятельностью в городе следили британские спецслужбы, которые были обеспокоены тем, что она могла работать на Россию. В апреле Блаватская отвела Олькотта, Бабулу и их друга Мулджи Текерси в Пещеры Карла, объявив, что в них есть секретные ходы, ведущие в подземное место, где собирались Учителя. Затем, заявив, что Мастера телепатически приказывают ей отправиться в Раджпутана в Пенджабе, она и Олькотт направились на север. У реки Ямуна они встретили санньясина Бабу Сурдаса, который сидел в позе лотоса 52 года, а в Агре видел Тадж-Махал. В Сахаранпуре они встретились с Даянандой и его арья-самаджистами, прежде чем вернуться в Бомбей.

Блаватская и индуистские теософы в Индии, около 1884 г.

В июле 1879 г. Блаватская и Олкотт начали работу над ежемесячным журналом, Theosophist, первый номер выходит в октябре. Журнал вскоре приобрел большую читательскую аудиторию, а руководство перешло к Дамодару К. Маваланкару, теософу, который представил идею называть Учителей махатмами. В декабре Блаватская и Олькотт отправились в Аллахабад, где посетили Альфреда Перси Синнетта, редактора Пионера и страстного спиритуалиста. А.О. Хьюм также был гостем в доме Синнеттов, и Блаватской было предложено проявлять паранормальные явления в их присутствии. Оттуда они отправились в Бенарес, где остановились во дворце махараджи Визианаграм. Затем Блаватская и Олькотт были приглашены на Цейлон буддийскими монахами. Там они официально обратились в буддизм - очевидно, первыми из Соединенных Штатов, кто это сделал - приняв Пять заповедей на церемонии в мае 1880 года. Путешествуя по острову, они были встречены толпами, заинтригованными этими необычными представителями Запада кто принял буддизм, а не проповедовал христианство. Их послание повысило самооценку сингальских националистов, и они были приглашены на просмотр Зуб Будды в Канди.

Узнав, что старый товарищ Эмма Кулон (урожденная Каттинг) и ее муж бедствовали на Цейлоне, Блават Скайила их переехать в свой пригласительный дом в Бомбее. Однако Кулоны раздражали Розу Бейтс и Эдварда Уинбриджа, двух американских теософов, которые также жили с Блаватской; когда Блаватская встала на сторону Кулонов, Бейтс и Уинбридж вернулись в США, Блаватская была приглашена в Симлу, чтобы провести больше времени с Синтом, и там выполнил ряд материализаций, которые поразили других гостей; в одном случае она якобы заставила блюдце материализоваться под землей во время пикника. Синнетт очень хотел связаться с Мастерами, Блаватскую облегчить это создание более 1400 страниц, якобы написанных Кут Хуми и Морией, которые стали известны как Письма Махатм. Синнетт резюмировал учения, изложены в этих письмах, в своей книге Эзотерический буддизм (1883 г.), хотя ученые-буддисты, такие как Макс Мюллер, публично подчеркнуто, что содержание этих писем не было буддийским, а сама Блаватская не любила это вводящий в заблуждение заголовок. С момента публикации книги было много споров относительно подлинности писем: одни утверждали, что они были написаны самой Блаватской, а другие были написаны отдельными людьми. По словам Мида, «не может быть никаких разумных сомнений в том, что Хелена была их автором».

Теософия не пользовалась популярностью как у христианских миссионеров, так и у британского правительства, а русскоязычная пресса Индии всегда была негативно настроена по отношению к Обществу. Тем не менее группа оказалась популярной по всей стране. Хотя Блаватская подчеркивает его рост среди коренного индийского населения, а не среди британских элитов, она переехала в комфортабельное бунгало в элитном пригороде Бомбея Бреч-Кенди, которое, по ее словам, было более доступным для западных посетителей. Олкотт решил создать организацию для борьбы с распространением христианской веры на Цейлоне и поощрения гордости и интереса к буддизму среди сингальского населения островов. Хотя Блаватская изначально выступала против этой идеи, заявив, что Учителя не одобрят, проект Олькотта оказался успешным, и она изменила свое мнение по этому поводу.

Блаватская стоит позади Олькотта (сидит посередине) и Дамодар Маваланкар (сидит слева от него), Бомбей, 1881

Блаватской был поставлен диагноз болезнь Брайта, и, надеясь, Предлагается использовать Мадрас Филиал переехать в свой город. Однако в ноябре 1882 г. Общество приобрело поместье в Адьяре, которое стало их постоянной квартирой; несколько комнат было отведено Блаватской, которая переехала в них в декабре. Она продолжала путешествовать по субконтиненту, утверждая, что затем провела время в Сиккиме и в Тибете, где на несколько дней посетила ашрам своего учителя. Она сказала, что она будет выступать в защиту цейлонского буддизма и решить проблемы с лондонской ложей общества.

Путешествие в Марсель, Франция, в марте 1883 г. она провела время в Ницце с основательницей французского отделения Теософского общества, графиней Кейтнесс (вдовой Джеймса Синклера, 14-го Граф Кейтнесс ), с которым она продолжила путь в Париж. В Лондоне она появилась на собрании ложи, где стремилась унять споры между Синнеттом, с одной стороны, и Анной Кингсфорд и Эдвардом Мейтлендом, с другой. Неудовлетворенная Кингсфорд, которую Блаватская считала «невыносимой снобисткой», отделилась от Теософского общества и сформировала его. В Лондоне Блаватская связалась с Обществом психических исследований (SPR) через Фредерика У. Х. Майерса. Она выполнила их просьбу провести исследование себя и ее утвержденных возможностей, она утверждена, хотя организация не произвела на нее впечатления и насмешливо назвала ее «Обществом жутких исследований».

С Блаватской В Европе в штаб-квартире общества в Адьяре вспыхнули неприятности в результате так называемого Кулоновского дела. Контрольный совет общества обвинил Эмму Кулон в незаконном присвоении их средств в собственных целях и попросил ее покинуть их центр. Она и ее муж отказались, шантажируя общественные письма, которые, как они утверждали, были написаны Блаватской и доказанными, ее паранормальные способности были мошенничеством. Общество отказалось платить им и изгнало их из своих помещений, после чего пара обратилась к Мадрасу, который опубликовал разоблачение предполагаемого мошенничества Блаватской, взяв за основу утверждения Кулона. История привлекла международное внимание и была подхвачена лондонской газетой The Times. В ответ в 1884 году Блаватская направленная в Каир, где она и теософ Чарльз Вебстер Ледбитер искали негативную информацию об Эмме Кулон, обнаруживая рассказы о ее предполагаемых прошлых историях вымогательства и преступности. Кулоновское дело сильно повредило Обществу, хотя оно оставалось популярным в Индии, как и сама Блаватская.

Последние годы в Европе: 1885–1891

Мадам. Блаватская (нарисованная Германом Шмихеном ).

Ухудшение побудило Блаватскую задумку о возвращении к более мягкому климату здоровья Европы, оставив свою должность секретаря-корреспондента общества, она заменила Индию в марте 1885 года.: По всему миру было зарегистрировано 121 ложа, 106 Первоначально каждая ложа была зафрахтована непосредственно из штаб-квартиры в Адьяре, как члены демократических решений голосования.

Поселение в Неаполе, Италия, в. в апреле 1885 г., Италия начала жизни на небольшой общественной пенсии и продолжила величиной со своими собственными правящими советами. работу над своей следующей книгой Тайная доктрина. Затем она переехала в Вюрцбург в Королевство Бавария, где е е посетил шведский T геософ, графиня Констанс Вахтмайстер, которая стала ее постоянным спутником на всю оставшуюся жизнь. В декабре 1885 года SPR опубликовало свой отчет о Блаватской и ее предполагаемых явлениях, автором Ричарда Ходжсона. В своем отчете Ходжсон обвинил Блаватскую в шпионаже российского правительства, а затем обвинил ее в фальсификации паранормальных явлений, в основном на основании Кулона. Сообщение вызвало большую напряженность в Обществе, когда последователей Блаватской - среди них Бабаджи и Субба Роу - осудили ее и вышли из организации на этом основании.

С нашей стороны, мы не рассматриваем [Блаватскую] ни как рупор тайных провидцев, ни как простую вульгарную авантюристку; мы думаем, что она заслужила титул вечной памяти как один из самых совершенных, изобретательных и интересных самозванцев в истории.

- Заявление общества психических исследований на основе отчета Ходжсона.

Блаватская хотела подать в суд на своих обвинителей, хотя Олкотт советовал этого не делать, полагая, что окружающая огласка нанесет вред Обществу. В частных письмах Блаватская выражала облегчение из-за того, что критика была сосредоточена в ее адрес и что личность Учителей не раскрыта публично. Спустя десятилетия теософы критиковали методологию Ходжсона, утверждая, что он намеревался опровергнуть и атаковать Блаватскую, а не беспристрастный анализ ее утверждений и способностей. В 1986 году SPR признал, что это так, и отказался от вывода отчета. Джонсон пишет: «Теософы переоценили это полное оправдание, хотя на самом деле многие вопросы, поднятые Ходжсоном, остаются без ответа».

В 1886 году, когда она была в степени прикована к инвалидному креслу., Блаватская переехала в Остенде в Бельгии, где ее используют теософы со всей Европы. В дополнение к пенсии она открыла небольшой бизнес по производству чернил. Она получала сообщения от Лондонской ложи общества, которые были недовольны тем, как Синнетт руководит ею; они считали, что он сосредоточился на достижении поддержки высшего класса, а не на поощрении продвижения теософии в обществе, с критикой, с которой согласилась Блаватская. Она прибыла в Лондон в мае 1887 года, сначала остановившись в Аппер Норвуд теософа Мейбл Коллинз. В сентябре она переехала в Холланд-Парк, где жили теософы Бертрам Кейтли и его племянник Арчибальд Кейтли.

Блаватская и Олькотт в 1888 году

в Лондоне, она создала Ложу Блаватской как соперницу той, которой руководит Синнетт, истощив большую часть ее члена. Собрания ложи проводились в доме Кейтеллов по вечерам в четверг, и Блаватская также приветствовала многих посетителей, среди которых был оккультист и поэт В. Б. Йейтс. В ноябре 1889 года ее посетил индийский адвокат изучал Мохандас Ганди, которыйал Бхагавад-гиту с Кейтелами. Он стал ассоциированным членом ложи Блаватской в ​​марте 1891 года и на протяжении всей жизни подчеркивает тесную связь между теософией и индуизмом. В 1888 году Блаватская учредила эзотерическую секцию Теософского общества - группа под ее полным контролем, в которой допущены только те, кто прошел тесты. Она определила его как место для «истинных теософов», сосредоточатся на философии системы, а не на экспериментах по созданию паранормальных явлений.

В Лондоне Блаватская основала журнал, назвав его спорным названием Люцифер ; в этой теософской публикации она стремилась полностью игнорировать заявление о паранормальных явлениях и вместо этого сосредоточиться на обсуждении философских идей. Блаватская также закончила писать «Тайную доктрину», которую затем редактировали Кейтеллы. Коммерческого издателя, желающего опубликовать труд объемом около 1500 страниц, не удалось найти, Блаватская учредила издательство, выпустившее произведение в двух томах, первый из опубликован в октябре 1888 года, а второй - в январе 1889 года. Блаватская утверждала, что книга составляла ее. комментарий к Книге Дзиан, религиозному тексту, написанному на Сензаре, которому она научилась во время учебы в Тибете. Буддолог Дэвид Рейгл утверждал, что он идентифицировал Книги Киутэ, включая Книгу Дзиан Блаватской, как первый том, как раздел Тантры тибетского буддийского канона. Другие ученые-буддистов, изучавших Тайную Доктрину, пришли к выводу, что такого текста, как Книга Дзиан, не существовало, и что это было вымышленное творение Блаватской. В книге Блаватская изложила свои собственные идеи космогонические о том, как возникли вселенная, планета и человеческий вид. Она также обсудила свои взгляды на человека и его душу, таким образом привлекув проблемы загробной жизни. Рецензия на двухтомник для Pall Mall Gazette была проведена социальным реформатором Анни Безант ; Впечатленный этим, Безант встретился с Блаватской и присоединился к теософам. В августе 1890 года Блаватская переехала в большой дом Безанта по адресу 19 Авеню Роуд в ул. Джонс Вуд.

Крематорий Уокинг в 2018 году

Она назначила Безант новым главой Ложи Блаватской, в июле 1890 года открыла новую европейскую штаб-квартиру Теософского общества в доме Безанта. Там она написала книгу, содержащую вопросы и соответствующие ответы, Ключ к теософии. За этим последовал Голос Безмолвия, короткий религиозный текст, который, как она утверждала, основан на тексте Сензара, известном как. Как и в случае с «Тайной доктриной», большинство ученых-буддистов сомневаются в том, что этот последний текст был подлинным тибетским буддийским документом. Она продолжала сталкиваться с обвинениями в мошенничестве; Американская газета The Sun опубликовала в июле 1890 года, основанную на информации, предоставленной бывшим сообществом Эллиотом Куэсом. Блаватская подала в суд на газету за клевету, и они публично отказались от своих обвинений в сентябре 1892 года. Той зимой Великобритания была поражена эпидемией гриппа, и Блаватская заразилась этим вирусом; это привело к ее смерти днем ​​8 мая 1891 года в доме Безант. Эта дата будет отмечаться теософами с тех пор как День Белого Лотоса. Ее тело было кремировано в крематории Уокинга 11 мая.

Личная жизнь
Блаватская постоянно говорила гортанным голосом, иногда остроумно, иногда грубо. Она была безразлична к сексу, но откровенна и откровенна в нем; более любит животных, чем людей; гостеприимный, неприхотливый, скандальный, капризный и довольно шумный. Кроме того, она была юмористической, вульгарной, импульсивной и сердечной и обращала внимание ни на кого и ни на что.

- Биограф Питер Вашингтон, 1993.

Биограф Питер Вашингтон охарактеризовал Блаватскую как «невысокого, толстого человека. "сильная женщина, с сильными руками, с ограниченными возможностями, с непослушными волосами, решительным ртом и большими, жидкими, слегка выпученными". У нее были характерные лазурные глаза, и она всю жизнь была полна. По словам биографа Мэрион Мид, «общий вид Блаватской был возмутительно неопрятным». В более позднем возрасте она была известна тем, что носила свободную мантию и носила много колец на пальцах. Блаватская предпочитала, чтобы ее называли аббревиатурой «Е.П.Б.», прозвищем, иногда называли аббревиатурой «Е.П.Б.», иногда, иногда, гашиш. Она применявшимся к ней множеством функций и впервые разработанным Олькоттом. анскрите.

Мид называла ее «чудаком, не соблюдающим никаких правил, кроме своих собственных», который «полностью игнорировал викторианскую эпоху». Мид считала, что Блаватская воспринимала себя как мессианскую фигуру, целью которой было спасти мир, продвигая теософию. Лахман заявил, что Блаватская проявляет то, что он назвал «русскими чертами - сильная приверженность духовной истине в. По мнению Мида, Блаватская обладала «ярким воображением» и выразил мнение, что она была «убедительным рассказчиком, обладающим] способностью» других ». Кэмпбелл отметила, что она «волевым, своим ребенком», что она «склонностью ко лжи», что она была у Блаватской независимой, что у Блаватской был «страшный характер». что ей «трудно было контролировать свой нрав и... ее склонность к ругательствам». ". По его мнению, она представляла собой «архетипического харизматического лидера». Антрополог Лео Клейн утверждал, что неутомимость и энергия Блаватской удивительны. Индолог Александр Сенкевич, заявил, что харизма оказала влияние на Чарльза Мэсси и Стейнтона Мозеса.

сексуальность Блаватской. предмет спора; многие биологические признания, что она оставалась целостной на протяжении всей своей жизни, а Вашингтон считал, что она «ненавидела секс со своей страстью». Позднее она заявила, что была девственницей, хотя при жизни была замужем за двумя мужчинами. В первые годы своего существования Теософское общество пропагандировало безбрачие даже в браке. Некоторые предположили, что она могла быть лесбиянкой или трансвеститом, из-за ранних рассказов, одетая в мужскую одежду. Мид считала, что Блаватская, за некоторыми исключениями, «презирала» других женщин, предполагая, что, хотя это могло быть результатом общего женоненавистничества в обществе, это могло отражать то, что Блаватская была отвергнута другим женщинам.

Социально-политические убеждения

Годвин предположил, что работа всей жизни Блаватской была «не только духовной, но и социально-идеалистической и яростно-политической». Он предположил, что ее «эмоциональным топливом» отчасти была «ненависть к угнетению», вызванная интеллектуальным господством христианства или британским империализмом. И наоборот, Мид считала Блаватскую «в основном аполитичной личностью».

Социальные и убеждения Блаватской, как и многое другое в ее жизни, не всегда последовательности, хотя и отражают то, что, по ее мнению, она могла раскрыть о себе. более широкое видение. Это было больше, чем что-либо другое. Эти расы представляют собой гибкую категорию, как культурную, так и физиологическую, с расами, часто объединяющую в ходе истории. Более того, вдохновленные недавними яростными дебатами об эволюции, они также являются динамическими, возникающими силами. Гэри Лахман писал: «Хотя немногие историки отметили это, в« Разоблаченной Изиде »(1877 г.) Блаватская представила первую крупную интеллектуальную, а не религиозную критику эволюции». {Lachman 2012, 159-60} Блаватская считала, что дарвинизм объясняет физическую эволюцию человека, в то время как духовность следовала другому образцу развития.

религиовед Олав Хаммер отметил, что «в редких случаях» сочинения Блаватской «откровенно расистские», добавив, что ее антисемитизм «проистекает из неудачной позиции иудаизма как источника христианства. "и относится к" сильной неприязни, которую она испытывала к христианству ". Она написала, что «иудаизм, основанный исключительно на фаллическом поклонении, стал одним из последних верований в Азии, а с богословской точки зрения - религией ненависти и злобы ко всем и ко всему, кроме них самих». Она также заявила, что евреи «деградировали в духовном отношении», хотя по-прежнему считали их арийцами.

В то же время мы должны отметить широкое и благодарное использование ею еврейской мистической системы, Каббалы, хотя она думала, что ее истоки были раньше, чем исторический иудаизм. Генри Стил Олкотт в книге «Листья старого дневника», первая серия, рассказывает о «мистическом еврейском враче», который глубоко изучал Каббалу в течение тридцати лет, обсуждал ее с Блаватской в ​​длительных беседах и, как сообщается, сказал, что, несмотря на его глубокие исследования, «он не открыла истинные значения, которые она вкладывала в определенные тексты, и это озарило их святым светом ». {Генри С тил Олкотт, «Листья старого дневника», первая серия. Адьяр, Мадрас, Индия: Теософское издательство, 1941, стр. 477} В отрывке из «Разоблаченной Изиды» Блаватская восхваляет евреев: «Мы также не должны заставлять евреев покаяться за своих отцов... Как преданно и благородно они отстаивали свою родовую веру под дьявольскими гонениями... Евреи. остаются существенно едины. Даже их разногласия не разрушают их единства ". {Блаватская, Разоблаченная Изида, Том. II. Уитон, Иллинойс: Теософское издательство, 1972, стр. 526}

Что касается христианства, то ее основная неприязнь была к католицизму и миссионерскому протестантизму. У нее были хорошие отношения с некоторыми либеральными протестантами, и она не критиковала свое изначальное восточное православие. В «Разоблаченной Изиде» она хорошо отзывалась об Иисусе как о человеке, который, хотя и был «бедным, неизвестным еврейским плотником» и «не был мастером общественного этикета», тем не менее стал великим реформатором, проповедуя «возвышенный этический кодекс», а также Павел и ряд других отцов ранней церкви были «посвященными», обладающими квалификацией, чтобы учить и практиковать Древнюю Мудрость в терминах, подходящих для времени и места. {Блаватская, Разоблаченная Изида, Том. II, 148–50, 562}. Она также очень хорошо использовала гностицизм, который все больше признавался действительной формой раннег о христианства.

Что касается физических рас, она писала, что африканцы, аборигены австралийцев и островитяне Южных морей уступают европейцам, заявив, что «МОНАДЫ низшие представители человечества («узколобые» дикари с островов Южных морей, африканцы, австралийцы) не имели кармы, которую нужно было отработать, когда они впервые родились мужчинами, в отличие от их более привилегированных собратьев по интеллекту ». Она назвала аборигенов Австралии «полуживотными». Однако следует также помнить о динамической, эволюционной природе рас. В «Тайной доктрине» она утверждает, что «если завтра европейский континент исчезнет, ​​а вместо этого появятся другие земли, и если африканские племена разделятся и рассредоточатся по всей земле, то это они через сто тысяч лет образовалась бы основная часть цивилизованных естеств... Таким образом, причина разделения человечества на высшие и низшие расы падает на землю и становится ошибкой ». {Блаватская, Тайная Доктрина, Том. II. Адьяр, Мадрас, Индия: Theosophical Publishing House, 1993, стр. 425. Курсив в оригинале} Это было в 1886 году, за два года до «Тайной доктрины» и за пять лет до смерти Блаватской, Генеральный совет Теософского общества принял в качестве первого из три цели Общества: «Сформировать ядро ​​Всеобщего Братства Человечества без различия расы, вероисповедания или цвета кожи». (В 1888 г. было добавлено без различия пола или касты.) {Филип С. Харрис, изд., Теософская энциклопедия. Кесон-Сити, Филиппины, 2006 г., «Теософское общество, объекты», 631-32}

Теории и доктрины

Согласно Мид, Блаватская собирала свои теории и доктрины постепенно, по частям. мода. Блаватская утверждала, что эти теософские доктрины не были ее собственным изобретением, а были получены от братства скрытных духовных адептов, которых она называла «Учителями» или «Махатмами».

Теософия, Учителя и «Древняя мудрость»

Эмблема Теософского общества объединила различные древние символы.

Блаватская была ведущим теоретиком Теософского общества, ответственной за создание его «доктринальной основы». Идеи, изложенные в ее опубликованных текстах, обеспечивают основу, на которой возникло Общество и более широкое Теософское движение. Теософские идеи Блаватской были формой оккультизма. Она присоединилась к антихристианскому течению мысли в западном эзотеризме, которое подчеркивало идею древней и универсальной «оккультной науки», которую следует возродить. Блаватская заявила, что теософические учения были переданы ей адептами, которые жили в разных частях света.

По сути, основная концепция теософии Блаватской заключалась в том, что существовала «религия древней мудрости», которая когда-то существовала. был найден по всему миру и был известен различным древним фигурам, таким как греческий философ Платон и древние индуистские мудрецы. Блаватская связала эту древнюю религию мудрости с герметической философией, мировоззрением, в котором все во вселенной идентифицируется как эманация Божества. Блаватская считала, что все мировые религии произошли от этой изначальной глобальной веры. Блаватская понимала свою теософию как наследницу философов-неоплатоников поздней античности, которые также приняли герметическую философию. Блаватская утверждала, что из-за христианизации в Европе эта магическая традиция была потеряна там, но сохранилась в модифицированной форме в Индии и Африке, продвигая сознательно магическое разочарование нарративом. В свою очередь, Блаватская считала, что возрождение теософским движением «религии древней мудрости» приведет к ее распространению по всему миру, затмив устоявшиеся мировые религии. Таким образом, принося эти теософские идеи человечеству, Блаватская рассматривала себя как мессианскую фигуру.

Согласно Гудрик-Кларк, Теософское Общество «распространило сложную философскую концепцию, включающую космогонию, макрокосм вселенной, духовные иерархии и промежуточные существа, последние имеют соответствия с иерархической концепцией микрокосма человека ». Официально Общество основывалось на следующих трех целях:

  1. Сформировать ядро ​​Всеобщего Братства Человечества, без различия расы, вероисповедания, пола, касты или цвета кожи.
  2. Поощрять изучение сравнительного религиоведения, философии и науки.
  3. Для исследования необъяснимых законов природы и сил, скрытых в человеке.

Вашингтон считал, что цель этих трех заповедей - привести к "открытию силы, скрытые в человеке через оккультные исследования науки, философии и религии, [которые] будут предпочтительным путем к социальной гармонии и равенству, которые будут прообразом - и, возможно, станут - божественной гармонией ».

При жизни в Нью-Йорке Блаватская называла себя «буддисткой», хотя официально приняла буддизм только на Цейлоне. Однако Лахман заявила, что ее буддизм был «в высшей степени эксцентричным и имел мало общего с буддизмом таких ученых, как [Макс] Мюллер, или буддизма среднего буддизма». Блаватская утверждала, что Будда стремился вернуться к учениям Вед, и поэтому буддизм представляет собой более точное пережиток древнего брахманизма, чем современный индуизм. Критикуя католицизм и протестантизм и выступая против их роста в Азии, на протяжении всей своей жизни она оставалась весьма симпатичной к Русской Православной Церкви, ком ментируя это «с веру Русской Церкви Я даже не буду сравнивать с буддизмом ».

Г. Р.С. Мид провозгласил: «Две вещи во всем хаосе ее [космоса Блаватской] стойко держались в любом настроении - что ее Учителя существовали и что она не обманывала».

Богословие, космогония и место человечества

В трудах Блаватской собраны материалы неоплатонизма, магии Возрождения, каббалы и масонства, наряду с древнеегипетской и греко-римской мифологией и религией, вместе с восточными доктринами, взятыми из буддизма и Адвайта-веданты, чтобы представить идею древняя мудрость, переданная с доисторических времен.

- историк Николас Гудрик-Кларк, 2008.

Блаватская изложила то, что было описано как «монотеистическая, имманентная и мистическая космология». Блаватская была пантеистом и подчеркивала идею безличной божественности, обращаясь к теософскому Богу как к «универсальному Божественному Принципу, корню Всего, из которого все исходит и внутри которого все будет поглощено. конец великого цикла бытия ". Она пренебрегала христианской идеей Бога в западном мире, описывая ее как «клубок противоречий и логической невозможности». Она заявила, что вселенная возникла из этогоБожественного Принципа, и каждая часть материи наполнена искрой божественного. Низшие Порядки исходили из более высоких, прежде чем становились все более плотными и снова поглощались Божественным Принципом. Эти космология имеют общие черты с научными открытиями в области геологии и биологической эволюции, оба из которых были обнаружены в научных исследованиях в 19 веке.

В «Тайной Доктрине» Блаватская формула временала убеждение, что в начале существовали абсолютное ничто. Затем эта изначальная сущность разделилась на семь Лучей, которые также были разумными существенными, известными как Дхиан Чоханы; Эти Семь Лучей создали Вселенную, используя энергию, называемую Фохатом. Земля была создана и претерпела семь Кругов, в каждом из которых были созданы разные су щества.

Проведя время в Индии, Блаватская веру в реинкарцию, как показано здесь в индуистском искусстве )

Блаватская защищала идея «обращена рас », каждая из которых была разделена на семь подрас. космогонии Блаватской первые коренные расы были созданы из чистого духа и жили на континенте, как «Нетленная Священная Земля» Вторая коренная раса, известная как гиперборейцы, также была сформирована из чистого духа и жила на земле недалеко от Северного полюса Третья жила на континенте Лемурия, которая, по утверждениям Блаватской, выживает сегодня, как Австралия и Рапа-Нуи, что во время Круга Земли на планету спустились высшие существа, с Энт Атлантиды ; у них были физические тела, а также психические способности и передовые технологии. Они утверждались, что некоторые атланты были гигантами и построили такие древние, как Стоунхендж в юге Англии, и они также спаривались с «животными», что привело к созданию горилл и шимпанзе. Атланты были в упадке и создали новые общества в Египте и Америке.

Пятая коренная раса, которая возникла, была арийцами и была найдена по всему миру в то время, когда она писала. Она верила, что пятая Раса будет заменена шестой, что будет ознаменовано прибытием Майтрейи, персонажа из буддийской мифологии Махаяны. Далее она считала, что человечество в итоге превратится в последнюю, седьмую коренную расу. Лахман предположил, что, читая космогонические утверждения Блаватской как буквальное описание истории, «мы, возможно, оказываем им медвежью услугу». Вместо этого он предположил, что это можно рассматривать как попытку Блаватской аргументации «новый миф для современности или как огромную фантастическую фантастическую историю».

Блаватская учила, что люди состоят из трех частей: божественная жидкое тело и физическое тело. Позже Блаватская провозгласила семеричность Человека и Вселенной. Согласно Блаватской, человек из семи частей: Атма, Буддхи, Манас, Кама рупа, Линга шарира, Прана и Стхула шарира. В «Разоблаченной Изиде» Блаватская отрицала, что люди будут перевоплощены обратно на Землю после физической смерти. К тому времени, когда она написала «Тайную доктрину», она изменила свое мнение по этому вопросу, вероятному, местному мнению времени, проведенного в Индии. Здесь она заявила, что закон реинкарнации регулируется кармой, конечной целью является освобождение души от цикла смерти и возрождения. Она считала, что знание кармы гарантирует, что люди живут в соответствии с моральными принципами, утверждая, что это дает гораздо большую основу для нравственных действий, чем христианская доктрина. Блаватская писала в «Разоблаченной Изиде», что только спиритуализм «предлагает последнее возможное прибежище для компромисса между« религиями откровения и материалистическими философиями ». Признавая, что фанатичные верующие «оставались слепыми к его недостаткам», она писала, что такой факт «не является оправданием сомневаться в его реальности», и утверждала, что спиритуалистический фанатизм «сам по себе является доказательством подлинности и возможности их феномена». 386>

Гудрик-Кларк отметила, что космология Блаватской содержит все четыре основные характеристики западного эзотеризма, которые были определены ученым Антуаном Фэвром : «(а) соответствия между всеми частями вселенной, макрокосм и микрокосм; (б) живая природа как сложное, множественное, иерархическое и одушевленное целое; (в) воображение и посредничество в форме промежуточных духов, символов и мандал; и (г) опыт трансмутации душа через очищение и восхождение ».

Прием
[Блаватская была] одним из самых значительных, противоречивых и плодовитых современных эзотеристов... Более чем очевидно, что, что бы ни думали о большем, яркие аспекты o Эта замечательная и разносторонняя женщина обладала острым интеллектом и широким кругозором того, каким может быть оккультизм в современном мире.

- Религиовед Роберт Эллвуд, 2005.

Блаватская была весьма неоднозначной фигурой. фигура и отношение к ней, как правило, поляризовались в сторону крайних лагерей, один некритически боготворил ее как святого гуру, а другой выражал полное пренебрежение к ней как к шарлатану. Вашингтон предположил, что Блаватская вызвала такую ​​полемику, потому что добивалась известности, не зная, как ей управлять. Приверженцы Блаватской часто пытаются приписать критику, которую она выдерживала, тем фактом, что она атаковала корыстные интересы как христианского истеблишмента, так и материально-научных скептиков, а не реакцией на ее обман и самозванство. Таким образом, все критики ее отклоняются ее верующими, которые говорят, что «клевета на ее репутацию - это знаки благодати: клеймо, которое должны нести все великие мученики».

Различные авторы сомневаются в подлинности ее сочинения, цитируя доказательства того, что они в значительной степени заимствованы из старых эзотерических источников, объявляя ее утверждение о существовании мастеров мудрости совершенно ложным и обвиняя ее в том, что она шарлатан, лживый медиум и фальсификатор писем. Ее сторонники утверждали, что большинство обвинений не имеют документального подтверждения. Исследователь восточной литературы Артур Лилли опубликовал длинный список отрывков из мистических сочинений рядом с отрывками из писаний Блаватской, якобы демонстрируя ее обширный плагиат в своей книге «Мадам Блаватская и ее теософия». Лилли также проанализировала буквы Махатм и заявила, что они были написаны Блаватской, основываясь на определенных особенностях выражения и правописания. Традиционалист Рене Генон написал подробную критику теософии, в которой утверждал, что Блаватская получила все свои знания естественным образом из других книг, а не от каких-либо сверхъестественных мастеров. Карл Юнг резко критиковал ее. Работа. Агехананда Бхарати назвал это «схваткой ужасающей чуши и плодотворных изобретений бессмысленной эзотерики». Мирча Элиаде предположил, что ее теория духовной эволюции противоречит всему духу восточной традиции, которая является «именно антиэволюционистской концепцией духовной жизни». После смерти Блаватскую продолжали обвинять в мошенничестве со стороны скептиков, таких как Джон Невил Маскелин, Роберт Тодд Кэрролл и Джеймс Рэнди.

. Ученый-религиовед Марк Бевир, Блаватская «адаптировала оккультную традицию для решения проблем викторианской науки и морали». Историк Рональд Хаттон описал Блаватскую как «одну из поистине международных фигур века», идеи которой приобрели «значительную популярность». Различные биографы отмечали, что к концу 20 - начале 21 века Блаватская была мало известна широкой публике. В 2006 году ученый, тем не менее, отмечает, что сегодня она «так же заметна, как и любой современный гуру, остается самым запоминающимся и новаторским эзотериком 19 века».

Парасихолог Нандор Фодор заявлено: «К каким бы результатам психоаналитики ни пришли в исследовании ее [Блаватской] сложного характера, следует признать, что она была замечательной женщиной и действительно обладала психическими способностями, которые, однако, не достижимы, к которой она постоянно стремилась ». Ряд авторов, в первую очередь ученых, предположили, что Блаватская иногда говорила и / или писала из измененных состояний сознания. Г. Р.С. Мид писал о Блаватской: «Я не знаю никого, кто ненавидел бы больше, чем она, любая попытка героического поклонения самой себе - она ​​определенно вздрагивала при любом проявлении почтения к себе - как к духовному учителю; я слышал ее крик в неподдельной тревоге при попытке встать на колени перед ней, сделанной восторженным поклонником ». Лео Клейн писал о Блаватской: «Неутомимость и энергия этой женщины были удивительны. У нее были революционные заслуги ». Другой человек, назвавший Блаватскую замечательной женщиной, был бывшим сотрудником и издателем теософского журнала Люцифер 1887–1889, Мейбл Коллинз. Покинув движение, она сказала: «Она преподала мне один важный урок. Я узнал от нее, насколько глупыми, «легковерными», как легко льстят люди, принимаемые в массовом порядке. Ее презрение к себе подобному было такое же гигантское масштабное, как и все остальное. все остальное о ней, кроме ее изумительно тонких конических пальцев. Во всем остальном она была крупной женщиной. У нее была большая власть над слабыми и доверчивыми, большая способность заставлять черный казаться белым, большая талия, более ненасытный аппетит более стойкая страсть к табаку, более непрекращающаяся и ненасытная ненависть к тем, кого она считала врагами, большее неуважение к меньшим преимуществам, худший характер, большее владение сквернословием и большее презрение к своему интеллекту. собратьев, чем я когда-либо предполагал, что они могут содержаться в одном человеке. Я полагаю, что это должно считаться ее пороками, как можно ли считать, столь безразличное ко всем обычным стандартам правильного и неправильного, имеющим добродетели или льда, я не знаю ».

Книга Голос безмолвия, подаренная Блаватской Льву Толстому

Блаватская представила свою книгу «Голос безмолвия, Семь врат, Два пути к Лев Толстой. В своих работах Толстой использовал изречение из теософического журнала Theosophischer Wegweiser. В своем дневнике 12 февраля 1903 года он написал: «Я читаю прекрасный теософский журнал и нахожу много общего с моим пониманием».

Влияние

Теософское движение

Согласно По мнению Кальницкого, теософское движение девятнадцатого века было создано и определено в основном благодаря проницательности и концептуальным идеям, предоставленным HP. Блаватской. Он заявил, что «без ее харизматического лидерства и бескомпромиссного продвижения теософской программы маловероятно, что могло бы достичь своей уникальной формы». К моменту своей смерти в 1891 году она признанным главой сообщества, насчитывающего почти 100 000 человек, с журналистами в Лондоне, Париже, Нью-Йорке и Мадрасе. Ее труды были переведены и опубликованы на многих европейских и азиатских языках.

Теософия Блаватской перенаправила интерес к спиритуализму в сторону последовательной доктрины, которая включает космологию с теорией эволюции в понимание духовного развития человечества. Кроме того, он взял источники западного эзотеризма и глобализировал их, переформулировав многие их идеи в терминологии, заимствованной из азиатских религий. Теософия Блаватской смогла привлечь внимание женщин, приуменьшив важность пола и возможностей им взять на себя духовное лидерство наравне с мужчинами, что им играть более важную роль, чем это разрешено в традиционном христианстве.

посредством ассимиляции или расхождения в доктринах теософия также породила или повлияла на развитие других мистических, философских и религиозных движений. В течение 1920-х годов Теософское общество Адьяра насчитывало около 7000 членов в США. Также было значительное количество последователей в Азии. Согласно теософскому источнику, в 2008 году индийская секция насчитывала около 13000 человек, в то время как в США в 2008 году было зарегистрировано около 3900 человек.

Западный эзотеризм

Описана теософия Блаватской. как представляющий «главный фактор современного возрождения» западного эзотеризма. Годвин считал, что в западной эзотерической традиции нет «более важной фигуры в наше время», чем Блаватская. Для Джонсона Блаватская была «центральной фигурой в возрождении оккультизма девятнадцатого века». Лахман утверждала, что «практически весь современный оккультизм и эзотеризм» проследить свое происхождение до ее влияния. Опубликованные идеи Блаватской, особенно те, которые касаются упомянутых рас, были упомянуты как оказавшие влияние на ариософию, эзотерическое движение, основанное в Германии и Австрии в конце 19 - начале 20 веков Гвидо фон Листом и Йорг Ланц фон Либенфельс. Ханна Ньюман заявила, что через ариософию теософские идеи Блаватской «способствовали нацистской идеологии». Тем не менее, Лахман утверждал, что Блаватскую не следует привлекать к ответственности ни за какие из антисемитских и расистских идей, которые продвигали ариософы, комментируя, что если бы она была жива, чтобы засвидетельствовать развитие ариософии, она, вероятно, отверг бы его идеи относительно расы. Теософские идеи упоминаются как влияние на Антропософию, эзотерическое движение, развитое Рудольфом Штайнером в начале 20 века в Германии вместе с Антропософским обществом Штайнера была названным "историческим ответвлением" Теософского общества.

Теософия Блаватской была названа влияние на Нью Эйдж, эзотерическое движение течение, возникшее в западных странах в 1970-е годы.. «Ни одна организация или движение не внесло столько компонентов в движение Нью Эйдж, сколько Теософическое общество... Оно было главной силой в распространении оккультной литературы на Западе в двадцатом веке». Другие организации, слабо основанные на теософских текстах и ​​доктринах, включают Агни-Йогу и группу религий, основанную на теософии, называемую Учение неснесенных Владык : Деятельность «Я ЕСМЬ», The Bridge to Freedom, Universal Medicine и The Summit Lighthouse, которые превратились в Church Universal and Triumphant.

Linguistics

Американский религиовед Джейсон Джозефсон-Сторм утверждал, что Блаватская и ее Теософское общество оказали влияние на академическую лингвистику конца девятнадцатого и начала двадцатого века. Джозефсон-Сторм отмечает, что лингвистические теории и типологии Блаватской были широко распространены в Европе, и влиятельные лингвисты, такие как Эмиль-Луи Бюрнуф и Бенджамин Ли Уорф, либо практиковали теософию в соответствии с с теософией. Общество или публично защищало свои доктрины. Фердинанд де Соссюр, как известно, присутствовал на сеансах и написал пространный анализ теософских утверждений о лингвистике и Индии "la théosophie brahmanique (Brahamanic Theosophy)" во время своего Cours de linguistique générale.

Южная Азия, религия и политика

Хаттон предположил, что Блаватская большее влияние в Азии, чем в западном мире. Считается, что Блаватская вдохновила индусов уважать свои религиозные корни. Теософское общество оказало влияние на рост индийского национального самосознания с выдающимися фигурами в движении за независимость Индии, среди которых были Мохандас Ганди и Джавахарлал Неру, вдохновленные теософией на изучении своего национального наследия.. Теософское общество оказало большое влияние на буддийский модернизм и индуистские реформаторские движения, в то время как Блаватская и Олькотт приняли участие в Анагарика Дхармапала возрождении Тхеравады. Буддизм на Цейлоне.

Мид заяв, что «больше, чем какой-либо другой человек», Блаватская несла ответственность за распространение знаний восточной религии и философии на Западе. Блаватская считала, что индийская религия предлагает ответы на проблемы, с которыми сталкивались жители Запада; в частности, она считала, что индийская религия содержит эволюционную космологию, дополнительную дарвиновскую теорию эволюции, и что индийская доктрина реинкарнации встречает многие моральные угрызения совести, связанные с заместительным искуплением и вечным проклятием. озабоченные жители Запада XIX века. Поступая таким образом, Мид считал, что Блаватская открыла пути для появления более поздних движений, таких как Международное общество сознания Кришны, дзен-буддизм и йога в Индии. Запад. Хаттон считал, что два величайших достижения движения Блаватской заключались в популяризации веры в реинкарнацию и в единственную божественную мировую душу на Западе.

Блаватская «обе включила в свой оккультизм ряд доктрин восточных религий и интерпретировала восточные религии в свете ее оккультизма», тем самым расширив взгляд на "мистический Восток", который уже был популяризирован посредством романтической поэзии. Макс Мюллер язвительно критиковал эзотерический буддизм Блаватской. Хотя он был готов отдать ей должное за хорошие мотивы, по крайней мере в начале ее карьеры, по его мнению, она перестала быть правдивой как себе, так и другим в своих более поздних «истерических сочинениях». Он писал, что в буддизме нет ничего эзотерического или скрытого, на самом деле как раз наоборот. «Все, что было эзотерическим, было ipso facto не учением Будды; что бы ни было учением Будды, ipso facto не было эзотерическим». Томасу Мюллеру кажется, что Блаватская «либо обманута другими, либо увлечена собственным воображением».) Блаватская ответила тем академическим специалистом по индийской религии, которая обвинили ее в искажении ее представления, заявив, что они проследили только экзотерическую природу индуизма и буддизма, а не внутренние эзотерические секреты этих религий, которые она проследила до древних Вед.

Книги
См. также
Notes
Ссылки

Сноски

Библиография

Дополнительная литература

Внешние ссылки
Внешние медиа
Изображения
значок изображения Молодой Х.П. фон Хан, бюст украинского скульптора Алексея Леонова
Видео
значок видео Жизнь Е. П. Блаватской
Последняя правка сделана 2021-05-23 05:34:00
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте