искусство Месопотамии сохранилось в археологических записях от ранних обществ охотников-собирателей (8-е тысячелетие до н.э.) до культур бронзового века. шумерская, аккадская, вавилонская и ассирийская империи. Эти империи позже были заменены в железном веке на неоасирийские и нововавилонские империи. Колыбель цивилизации, Месопотамия, которая широко считается колыбелью цивилизации, принесла значительные культурные изменения, включая самые старые образцы письменности.
Искусство Месопотамии соперничало с искусством Древнего Египта как самое грандиозное, сложное и продуманное в западной Евразии с 4-го тысячелетия до нашей эры до персидского Империя Ахеменидов завоевала регион в 6 веке до нашей эры. Основное внимание уделялось разнообразным, очень прочным формам скульптуры из камня и глины; немного живописи сохранилось, но то, что имеет место, предполагает, что, за некоторыми исключениями, живопись в основном использовалась для геометрических и растительных декоративных схем, хотя большинство скульптур также были расписаны. Цилиндровые уплотнения сохранились в большом количестве, многие из них содержат сложные и подробные сцены, несмотря на их небольшой размер.
Месопотамское искусство сохранилось в нескольких формах: цилиндрические печати, относительно небольшие круглые фигуры и рельефы различных размеров, включая дешевые бляшки из лепной керамики для дома, некоторые религиозные, а некоторые, очевидно, нет. Любимые предметы включают божеств, в одиночку или с прихожанами, и животных в нескольких типах сцен: повторяющиеся рядами, одиночные, сражающиеся друг с другом или человеком, противостоящие животные сами по себе или флангирующие человека или бога в Повелитель животных мотив, или Древо Жизни.
Камень стелы, подношения по обету или, вероятно, в память о победах и праздники, также найдены в храмах, которые, в отличие от более официальных, не имеют надписей, объясняющих их; фрагментарная Стела Стервятников является ранним примером письменного шрифта, а Ассирийский Черный Обелиск Салманасара III - большой и хорошо сохранившийся поздний.
Высокогорные районы Месопотамии были оккупированы со времен неандертальцев, например, на месте пещеры Шанидар (65000 –35 000 лет назад), но без каких-либо известных художественных произведений. Первые художественные произведения Месопотамии появляются только в районе Верхней Месопотамии, в конце неолита во время докерамического неолита A, с простым изображения людей и животных, а также мегалиты (9 500–8 000 до н. э.). Это следует за более ранним периодом развития в Леванте, так как в пещере Хайоним, изображения животных, таких как лошади, известны с самых ранних дат верхнего палеолита с датами от 40 000 до 18 500 лет до н.э.
В доисторической и древней Месопотамии климат был прохладнее, чем в Египте или долине Инда, что означает, что долины рек Тигр и Евфрат сильно отличались от современных пустынь; в высокогорьях были полосы леса, чередующиеся с степями и саваннами, богатыми флорой и изобилующими козами, кабанами, оленями и лисами. После изобретения земледелия фермеры работали в долине, но община жила на более легко укрепляемых холмах. В отличие от Китая и цивилизации долины Инда, у деревень было два экономических направления: спуск к пшеничным полям и подъем в горы Анатолии с их богатыми рудники золота и меди. Таким образом, месопотамские культуры постоянно находились в состоянии изменения, которое имело свои преимущества и трудности.
После периода эпипалеолита на Ближнем Востоке на территории Верхней Месопотамии известно несколько памятников докерамического неолита A и северные горные окраины Месопотамии, отмеченные появлением около 9000 г. до н.э. на берегах Верхнего Евфрата старейших известных в мире мегалитов в Гёбекли-Тепе, и первое известное использование земледелия примерно в то же время в Телль Абу Хюрейра, месте из предшествующей натуфийской культуры.
Многочисленные реалистичные рельефы и несколько скульптур животных, а также фрагменты рельефы людей или божеств известны из Гёбекли-Тепе и датируются примерно 9000 годом до нашей эры. Урфа Ман, найденный в другом месте поблизости, датируется периодом докерамического неолита примерно 9000 г. до н.э. и считается «старейшей натуралистической скульптурой человека в натуральную величину. ". Чуть позже древние человеческие статуэтки из камня и обожженной глины были найдены в других памятниках Верхней Месопотамии, таких как Мурейбет, датируемых 8500–8000 гг. До н.э.
Около 8000 г. до н.э., в течение следующего периода докерамического неолита B, еще до изобретения керамики, несколько ранних поселений стали экспертами в создании красивых и очень сложных сосудов из камня с использованием таких материалов, как алебастр или гранит с использованием песка для придания формы и полировки. Ремесленники использовали прожилки в материале для максимального визуального эффекта. Такие предметы были обнаружены в изобилии в верховьях реки Евфрат, на территории современной восточной Сирии, особенно на месте Букрас.
в северо-восточной Месопотамии, культура Ярмо (7500 г. до н.э.), с центром на территории Ярмо (Кал'ат-Ярмо) - это доисторический археологический памятник, расположенный в современном Ираке в предгорьях Горы Загрос. Раскопки показали, что Ярмо был сельскохозяйственным сообществом, восходящим к 7500 г. до н.э., основанным на орошении за счет естественных дождей. Это предшествовало человеческой экспансии на аллювиальные равнины центральной Месопотамии. Он был в целом современником других важных неолитических памятников, таких как Иерихон на юге Леванта, Чатал-Хуюк в Анатолии или Скажите Саби Абьяду на севере Сирии. Некоторые фрагменты каменных сосудов и алебастровых кувшинов были также найдены в Ярмо примерно 7500 г. до н.э., до изобретения керамики около 7000 г. до н.э.
Кувшин из кальцитового алебастра, Сирия, конец 8-го тысячелетия до нашей эры.
Женская статуэтка, 8 тысячелетие до нашей эры, Сирия.
Алебастровый горшок Средний Евфрат, 6500 г. до н.э., Лувр
Кальцит ваза-тренога, средний Евфрат, вероятно, из Телль Букрас, 6000 г. до н.э., Лувр, АО 31551.
Северные месопотамские памятники Телл Хассуна и Ярмо являются одними из самых старых памятников Ближнего -Восток, где была найдена керамика, обнаруженная на самых последних уровнях раскопок, которые датируют ее 7-м тысячелетием до нашей эры. Глиняная посуда ручной работы, простой конструкции, с толстыми стенками, обработана растительным растворителем. Есть глиняные фигурки, зооморфные или антропоморфные, в том числе фигурки беременных женщин, которые считаются богинями плодородия, подобно Богине-Матери поздних неолитических культур в том же регионе.
Керамика украшалась абстрактными геометрическими узорами и орнаментами, особенно в культуре халаф, также известной своей глиной фигурки плодородия, раскрашенные линиями. Глина была повсюду и основным материалом; Часто лепные фигуры расписывались черным декором. Продавались тщательно обработанные и окрашенные горшки, особенно кувшины и миски. В качестве красителей глины, содержащие оксид железа, разбавляли в разной степени или смешивали различные минералы для получения разных цветов.
В культуре халаф были впервые обнаружены печати. В основном они имели геометрические узоры.
Фигурки женского плодородия из расписной глины, возможно, богини, также появляются в этот период, примерно 6000–5100 гг. До н.э.
Кувшин, украшенный разнообразными геометрическими узорами; 4900–4300 гг. До н. Э.; керамический; культурой Халаф; Эрбильский музей цивилизации (Эрбиль, Ирак)
Осколок; 5600–5000 гг. До н. Э.; крашеная керамика; 7,19 × 4,19 см; автор Культура Халаф
Женские статуэтки культуры Халаф, 6000–5100 гг. до н.э. Лувр
Штемпельная печать и современный оттиск - геометрический узор. Культура халаф
культура хассуна - это неолитическая археологическая культура на севере Месопотамия, датируемая началом шестого тысячелетия до нашей эры. Он назван в честь сайта типа из Телль Хассуна в Ираке. Другие места, где были найдены материалы Хассуны, включают Телль Шемшара. Украшение глиняной посуды в основном состоит из геометрических форм и нескольких горных козлов узоров.
Самаррская культура - это хальколитическая археологическая культура в северная Месопотамия, которая приблизительно датируется 5500–4800 гг. до н. э. Он частично перекрывается с пластиной Хассуны и ранним Убайд.
Самарра, с рисунком, состоящим из обода, круга из восьми рыб и четырех рыб, плывущих к центру, пойманных четырьмя птицами., в центре - символ свастики ; около 4000 г. до н.э.; крашеная керамика; диаметр: 27,7 см; Vorderasiatisches Museum (Берлин)
Прекрасная посуда периода Самарра с центральным мотивом Ibex ; около 6200–5700 гг. до н.э.; Музей Vorderasiatisches
Женская фигурка, найденная в Телль-эс-Савван (средний Тигр, около Самарра ), уровень 1; около 6000 г. до н.э.; алебастр; Лувр
Фрагмент самаррской глиняной посуды с геометрическими узорами из Восточного института Чикагского университета (США)
период Убайд (ок. 6500–3800 гг. До н.э.) - это доисторический период Месопотамии. Название происходит от Телль аль-'Убайд в Южной Месопотамии, где самые ранние крупные раскопки материалов периода Убайд проводились сначала Генри Холлом, а затем Леонардом Вулли.
В Южной Месопотамии этот период является самым ранним известным периодом на аллювиальной равнине, хотя, вероятно, более ранние периоды существуют, скрытые под аллювием. На юге он имеет очень длительную продолжительность примерно между 6500 и 3800 годами до нашей эры, когда на смену ему приходит период Уруков.
. В Северной Месопотамии культура убайдцев расширилась в период между примерно 5300 и 4300 годами до нашей эры. Ему предшествуют период Халаф и Переходный период Халаф-Убайд, за которым следует период позднего энеолита. Новый период назван Северным Убайд, чтобы отличить его от собственно Убайда в южной Месопотамии.
В Убайд 3 (около 4500 г. до н.э.) многочисленные образцы керамики Убайд были найдены вдоль Персидского залива, вплоть до Дильмун, где цивилизация долины Инда также была найдена глиняная посуда.
Печати марок начинают изображать животных в стилистической манере, а также имеют первое известное изображение Повелитель животных в конце периода, около 4000 г. до н.э.
Кувшин; Поздний убайдский период (4500–4000 гг. До н.э.); керамика; из Южного Ирака; Музей изящных искусств, Бостон (США)
Фрагмент глиняной посуды с изображением козерога ; 4700–4200 гг. До н. Э.; крашеная керамика; из Гирсу ; Лувр
Обнаженная женщина с головой ящерицы, кормящая ребенка, Ур, период Убайд 4, 4500-4000 гг. До н.э., Музей Ирака. «Удлиненная голова, подобная фигурам, найденным в Эриду, могла представлять собой сложный головной убор или, возможно, черепную перевязку».
Терракотовая печать с мотивом Повелитель животных, Телло, древний Гирсу, конец периода Убайд, Лувр, AO14165. ок. 4000 г. до н. э.
Возникновение несемитоязычных шумеров культура охватывает период около двух тысячелетий, и она стала свидетелем развития сложных художественных традиций, а также изобретения письма сначала с помощью пиктографических знаков, а затем с помощью клинописи.
Протолититы или период Уруков, названный в честь города Урук в южной Месопотамии (примерно с 4000 по 3100 до н.э.) существовал с праисторического энеолита до раннего бронзового века периода, после периода Убайд и сменился периодом Джемдет Наср обычно датируется 3100–2900 гг. До н. Э. Он ознаменовал зарождение городской жизни в Месопотамии и начало шумерской цивилизации, а также первый «великий творческий век» месопотамского искусства. Чуть раньше в северном городе Телль-Брак, сегодня в Сирии, также произошла урбанизация и развитие храма регионального значения. Он называется Храмом Глаза в честь множества «идолов глаз», фактически вотивных подношений, найденных там, тип, характерный для этого места. Камень Телл Брак Хед, высотой 7 дюймов, показывает упрощенное лицо; аналогичные головки есть в гипсе. Очевидно, они были приспособлены к не сохранившимся телам, вероятно, деревянным. Как и храмы на юге, Храм Ока был украшен мозаикой конуса, состоящей из глиняных цилиндров длиной около четырех дюймов, разноцветных для создания простых узоров.
Значительные работы из южных городов Шумера собственно ваза Варка и корыто Урук со сложными многофигурными изображениями людей и животных, а также Маска Варки. Это более реалистичная голова, чем примеры из Tell Brak, например, они сделаны поверх деревянного тела; От этого сохранился только основной каркас, к которому были добавлены цветные инкрустации, волосы сусального золота, краски и украшения. На нем могла быть изображена храмовая богиня. Раковины могли служить белками глаз, а лазурит, красивый голубой полудрагоценный камень, мог образовывать зрачки. Геннол Львица - исключительно мощная маленькая фигурка монстра с головой льва, возможно, с начала следующего периода.
Имеется ряд каменных или алебастровых сосудов, вырезанных с глубоким рельефом, и каменных фризов животных, оба предназначены для храмов, где на сосудах были подношения. Цилиндровые уплотнения уже сложны и выполнены очень качественно и, как позже, кажется, повлияли на более крупные работы. Изображенные животные часто являются изображениями богов, что является еще одной неизменной чертой месопотамского искусства. Конец периода, несмотря на то, что он был временем значительного экономического роста, ознаменовался падением качества искусства, возможно, потому, что спрос превысил предложение художников.
Глаз идол; 3700–3500 гг. До н. Э.; гипсовый алебастр; 6,5 × 4,2 × 0,6 см; Метрополитен-музей
шумерский сановник, Урук, ок. 3300–3000 гг. До н. Э. Национальный музей Ирака.
Оригинал Ваза Варка, в Национальном музее Ирака. Это одно из самых ранних сохранившихся произведений повествовательной рельефной скульптуры, датируемое ок. 3200–3000 гг. До н. Э.
Оттиск цилиндрической печати из Урука, на котором изображен «царь-жрец» в шляпе с полями и длинном пальто, кормивший стадо богини Инанны, символизируемой двумя баранами в обрамлении тростниковых связок в виде на Ваза Урук. Поздний урукский период, 3300–3000 гг. До н.э. Подобный король-жрец также появляется стоящим на корабле.
Маска Варки ; 3300–3000 гг. До н.э.; гипсовый алебастр; Национальный музей Ирака (Багдад )
Скульптура ритуально обнаженного «Короля-жреца», Поздний Урук, Лувр.
Цилиндрическая печать с змеями ( чудовищные львы) ильвиноголовые орлы; 4100–3000 до н.э.; яшма ; Лувр. Этот дизайн также принят в Египта как следствие Отношения Египта и Месопотамии.
Таблички с прото-клинописью пиктографическими символами использовались для обозначения коммерческих сделок (конец 4-го тысячелетия до нашей эры), Урук III.
Отношения Египта и Месопотамии, по-видимому, возникли с 4-го тысячелетия до нашей эры, начиная с периода Уруков по Месопотамии a и герзейская культура дописьменного доисторического Египта (около 3500–3200 до н.э.). Влияния можно увидеть в додинастическом искусстве Древнего Египта, в импортированных продуктах, а также в возможной передаче письменности из Месопотамии в Египте и порождении «глубоко укоренившихся» параллели на ранних стадиях развития культур.
В этот период в Египет вошли явно месопотамские предметы и формы искусства, что указывает на обмены и контакты. Многочисленны рисунки, которые копировали египетские художники: Урук «царь-жрец» с его туником и шляпой с полями в позе Повелителя животных, змеи или сепо- кошачьи, крылатые грифоны, змеи вокруг розеток, лодки с высокими носами - все это характерно для месопотамского искусства периода позднего Урука (Урук IV, ок. 3350–3200 до н.э.). Тот же «король-жрец» можно увидеть в нескольких месопотамских произведениях искусства конца периода Уруков, таких как памятники Блау, цилиндрические печати и статуи.
Период Джемдет Наср охватывает период с 3100 до 2900 до н.э. Он назван в честь местоположения типа Телль Джемдет Наср, где впервые был обнаружен комплекс, типичный для этого периода. Его географическое распространение ограничено южно-центральным Ираком. Культура протоисторического периода Джемдет является локальным предшествующим периодом Урук и продолжается до раннего династического периода I. Для этого периода характерны великолепно раскрашенная монохромная и полихромная керамика, а также появление больших прото-клинописных табличек, явно выходящих за рамки первоначального пиктографического письма.
Каменная чаша Джемдет Наср, когда-то инкрустированная перламутром, красной пастой и битумом.
Чаша с обнаженным героем, быками и львами, Телль Аграб, Джамдат Наср до раннединастического периода, 3000–2600 гг. До н. Э.
Стела охоты на львов, Урук, Ирак, 3000-2900 гг. До н. Э. Национальный музей Ирака
Памятники Блау объединяют протоклинопись символами и иллюстрациями, 3100–2700 гг. До н.э. Британский музей.
Самый ранний тип одежды, засвидетельствованный в раннем шумерском искусстве, не каунаке, а скорее своего рода килт или «сетчатое платье», которое довольно плотно облегает нижнюю часть тела, в то время как верхняя часть тела остается обнаженной. Этот ранний тип сетчатого платья намного больше похож на стандартный текстиль, чем на более поздние каунакэ, который больше похож на овчину с большим колоколообразным объемом вокруг талии и ног.
Цилиндровая печать из Урука с «сеткой»., 3100 г. до н.э.
"сетчатое платье", которое носят на памятниках Блау (3000-2900 гг. До н.э.)
килт или "сетчатое платье" на памятниках Блау ( 3000-2900 гг. До н.э.)
Ранний династический период обычно датируется 2900–2350 гг. До н.э. Продолжая предыдущие тенденции, его искусство отличается акцентом на фигурах прихожан и священников, делающих подношения, а также на общественных сценах поклонения, войны и придворной жизни. Медь сообщает о переработке металла. Немногие, если какие-либо медные скульптуры, достигают таких размеров, как Перемычка Телль аль-Убайд, ширина которой 2,59 метра и высота 1,07 метра.
Многие шедевры также были найдены в Королевское кладбище в Уре (ок. 2650 г. до н.э.), включая две фигуры Барана в чащах, Медного быка и голову быка на одном из Лира Ура. Так называемый штандарт Ура, на самом деле инкрустированный ящик или набор панелей неопределенного назначения, тонко инкрустирован частично фигуративными узорами.
Группа из 12 храмовых статуй, известных как Скажи Асмару Клад, теперь разделенному, покажите богов, жрецов и прихожан-доноров разных размеров, но все в одном очень упрощенном стиле. У всех сильно увеличены инкрустированные глаза, но самая высокая фигура, главное культовое изображение, изображающее местное бога, имеет огромные глаза, придающие ему «жестокую силу». Позже этот геометрический стиль был заменен сильно контрастирующим стилем, дающим «подробную диаграмму качества предмета»; «Вместо резко контрастирующих, четко сформулированных мы видим плавные переходы и бесконечно модулированные поверхности».
Человек, несущий коробку, возможно, для подношений. Металлоконструкции, ок. 2900–2600 гг. До н.э., Шумер. Метрополитен-музей.
Голова быка из Лиры Королевы из могилы Пуаби, Ур, ок. 2600 г. до н.э.
Баран в чащах ; 2600–2400 гг. До н.э.; золото, медь, ракушечник, лазурит и известняк; высота: 45,7 см; с Королевского кладбища в Уре; Британский музей
Мастер животных мотив на панели деки арфы Ура
Сцена битвы с фалангой во главе с Кингом Эаннатумом на Стела Стервятников, период ранней династии III, 2600–2350 гг. До н.э.
Золотой шлем Мескаламдуга, правителя Первой династии Ура, около 2500 г. до н.э., Ранний династический период III.
Король Ур-Нанше, сидит, в юбке с оборками. Известняк, ранний династический III (2550–2500 до н. Э.). Найден в Теллохе (древний город Гирсу). Лувр.
Штандарт Ура ; 2600–2400 гг. До н.э.; ракушка, красный известняк, лазурит на дереве; длина: 49,5 см; с Королевского кладбища в Уре; Британский музей
Золотое кольцо, сердолик, лазурит, Телло, древний Гирсу, середина 3-го тысячелетия до нашей эры.
Цилиндрическая печать «дамы» или «королевы» Пуаби, Королевское кладбище в Уре, ок. 2600 г. до н.э.; Британский музей
Статуя Ику-Шамагана царя Мари, около 2500 г. до н.э. Национальный музей Дамаска
Аккадская империя была первой, кто контролировал не только всю Месопотамию, но и другие территории в Леванте примерно с 2271 по 2154 год до нашей эры. Аккадцы не были шумерами и говорили на семитском языке. В искусстве большое внимание уделялось царям династии, наряду с многим, что продолжалось ранее шумерским искусством. В больших и малых работах, таких как печать степень реализма была значительно увеличена, но печати показывают «мрачный мир жестоких конфликтов, опасностей и неопределенности, мир, в котором человек подвергается апелляции к непостижимым действиям далеких времен». и страшные божества, которому он должен служить, но не может любить. Это мрачное настроение... осталось характерным для месопотамского искусства... "
знаменитая Стела Победы царя Нарам-Сина изображает его как бог-король (символизируемый его рогатым шлемом), взбирающийся на гору над своими солдатами, и его враги, побежденный Луллуби. Хотя стела была сломана наверху, когда ее украли и унесли эламитские силы Шутрук-Нахунте, она все же поразительно Кажется, что нарушает традицию, поскольку для передачи истории используются последовательные диагональные ярусы, однако более стандартные горизонтальные рамки видны на более мелких осколках. розового песчаника. Из того же правления голые ноги и нижняя часть туловища медной статуи бассетки демонстрируютрецедентный уровень реализма, как и внушительная бронзовая голова бородатого правителя (Лувр).
Голова Лувра - бронзовый бюст в натуральную величину, найденный в Ниневии. Сложная завивка и узор бороды, а также сложная прическа предполагают королевскую власть, власть и богатство идеального мужчины в обществе. Это самое красивое произведение искусства, это самый ранний из известных полых скульптурных изделий, в котором использовался процесс ли по выплавляемым моделям. Умышленное повреждение левой стороны лица и глаза, обнаруженная в Ниневии в 1931 году, чтобы подозвать политический иконоборчество.
Бронзовая голова аккадского правителя, обнаруженная в Ниневии в 1931 году, предположительно с изображением Саргона Аккадского или внука Саргона Нарам-Сина.
Медная Статуя Бассетки
Деталь победной стелы аккадского царя Римуш
Печать с изображением богов и водных буйволов, предположительно пришедших из цивилизации долины Инда, пример отношений между Индией и Месопотамией того времени.
Цилиндровая печать и современный оттиск - бык-человек сражается со львом; обнаженный герой сражается с водяным буйволом; 2250–2150 гг. До н.э.; альбит ; высота: 3,4 см, диаметр: 2,3 см; Метрополитен-музей (Нью-Йорк)
Обнаженные пленники на стеле Насирии Нарам-Син.
Богини Иштар на печати Аккадской империи, 2350 г. –2150 г. до н.э. У нее за спиной оружие, рогатый шлем и она топчет льва.
После падения Аккадской империи в Лагаше возникла местная династия. Гудеа, правительство Лагаша (годы правления ок. 2144-2124 гг. До н.э.), был великим покровителем новых храмов в начале этого периода и 26 беспрецедентных статуй Гудеа, в основном небольшие, сохранились от храмов, красиво выполненные, в основном из «дорогого и очень твердого диорита ». Они появляются уверенную безмятежность.
В северном Королевском дворце Мари был обнаружен ряд важных предметов примерно 1800 г. до н.э., в том числе Статуя Идди-Илума, и период обширные остатки фресок месопотамского дворца.
Неошумерское искусство Третьей династии Ура достигло новых высот, особенно с точки зрения реализма и высокого мастерства.
Статуя Гудеа P; около 2090 г. до н.э.; диорит; высота: 44 см, ширина: 21,5 см, глубина: 29,5 см; Метрополитен-музей
Портрет Ур-Нингирсу. Лувр
Фигура из фундамента из Ур-Намма с корзиной; 2112-2095 гг. До н.э.; медный сплав; высота: 27,3 см; Метрополитен-музей (Нью-Йорк)
Печать Хаш-хамера с изображением восседающего на троне царя Ур-Намму в современном стиле; около 2100 г. до н.э.; гринстоун; высота: 5,3 см; Британский музей (Лондон)
Политическая история этого почти 1000-летнего периода сложна, отмечена возникновением семитоязычных государств, возникших в северо-западной Месопотамии. Этот период включает Аморитов Период Исин-Ларсы и Первую Вавилонскую Династию или Древневавилонский период (около 1830–1531 гг. До н.э.), перерыв во время правления касситов (ок. 1531–1155 до н.э.), за которыми последовали вторжения эламитов, в то время как Среднеассирийская империя (1392–934 до н.э.) развивалась в северная часть Месопотамии. Период закончился с решающим приходом Неоассирийской Империи при Адад-нирари II, правление которой началось в 911 году до нашей эры.
Период Исин-Ларса - период смут, отмеченных усилением влияния амореев на северо-запад Месопотамии. Жизнь часто была нестабильной, и вторжения шумеров повторялись постоянно.
Цилиндровое уплотнение и современное впечатление. Сцена презентации, c. 2000–1750 гг. До н. Э. Исин-Ларса
Король Иддин-Син Королевства Симуррум, держащий топор и лук, топчущий врага перед Богиней Иштар. Около 2000 г. до н. Э.
Четырехликий бог, Ишчали, от Исин-Ларсы до периодов Старой Вавилонии, 2000–1600 гг. До н.э., бронза - Музей Восточного института, Чикагский университет
Рельеф Берни представляет собой необычную, сложную и относительно большую (20 × 15 дюймов) терракотовую мемориальную доску с изображением обнаженной крылатой богини на ногах хищной птицы, и сопутствующие совы и львы. Он происходит из 18 или 19 веков до нашей эры, а также может быть отформован. Подобные предметы, небольшие статуи или рельефы божеств, были сделаны для алтарей в домах или небольших придорожных святилищах, а маленькие лепные терракотовые изделия, вероятно, были доступны в качестве сувениров из храмов.
Обустройство Зимри-Лима, теперь в Лувре, находится большой дворец фреска, которая является выдающимся пережитком месопотамской настенной живописи, хотя аналогичные схемы, вероятно, были распространены во дворцах.
После смерти Хаммурапи первая вавилонская династия просуществовала еще полтора века, но его империя быстро распалась, и Вавилон снова стал небольшим государством. Династия Амореев закончилась в 1595 г. до н. Э., Когда Вавилония пала под властью хеттов царя Мурсили, после чего касситы взяли власть.
Хаммурапи (стоит), изображенный получающим свой королевский знак от Шамаша (или, возможно, Мардука ). Хаммурапи прикрывает рот руками в знак молитвы (рельеф на верхней части стелы Свода законов Хаммурапи ).
Деталь известняка вотивного памятника из Сиппара, Ирак, датируемого ок. 1792 - ок. 1750 г. до н.э., изображающий царя Хаммурапи, поднимающего правую руку в поклонении, теперь хранится в Британском музее
«Поклонник Ларсы», статуэтка, посвященная богу Амурру для Хаммурапи жизнь; около 2760 г. до н.э.; бронза и золото; 19 х 15 см; жалюзи
уплотнение цилиндра, ок. 18–17 века до нашей эры. Вавилония
Оригинальный h Земля касситов малоизвестна, но, судя по всему, была размещена в горах, на территории, которая сейчас является провинцией Лорестан Ирана. Это был период не самого высокого качества для изображений цилиндрических правил уплотнения; в разном времени надпись занимала видное место по сравнению с изображением, и разнообразие показанных сцен уменьшалось, причем «сцена представления» царя перед богом или чиновником перед сидящим царем иногда становилась нормой. Особенно с касситского периода сохранилось несколько каменных кудурру стел, в основном занятых надписями, в которых записаны земельные участки, границы и другие официальные записи, но часто с изображениями и эмблемами богов. или король тоже; земельный дар Мели-Шипаком II является примером.
Кассит король Мели-Шипак II восседает на троне на кудурру -земли даровать Чуннубат-Наная. Восьмиконечная звезда была самым распространенным символом Инанны-Иштар. Здесь он показан рядом с солнечным диском ее брата Шамаш (шумерский Уту) и полумесяцем ее отца Син (шумерский Нанна).
кассит Кудурру стела касситского царя Мардук-апла-иддина I. Лувр.
Цилиндрическая печать касситского царя Куригальзу II (ок. 1332–1308 до н.э.). Лувр AOD 105
Касситовая цилиндрическая печать, ок. 16–12 век до нашей эры.
Ассирийский художественный стиль, стиль от вавилонского искусства, которое было доминирующим отличным современным искусством в Месопотамии, начал появляться c. 1500 г. до н.э., задолго до того, как их империя включалась Шумер, и продолжалась до падения Ниневии в 612 г. до н.э.
мемориальная доска из слоновой кости с изображением льва, пожирающего юношу, слоновая кость Нимруда ; 900–700 гг. До н.э.; слоновая кость, золото, сердолик, лазурит и краски; Британский музейЗавоевание всего Месопотамии и многих прилегающих территорий Неоассирийской империей (911–609 гг. До н.э.) создало более крупное и богатое государство, чем знал регион раньше. и очень грандиозное искусство во дворцах и общественных местах, несомненно, частично предназначенное для того, чтобы соответствовать великолепию искусства соседней Египетской империи. Примерно с 879 г. до н.э. ассирийцы разработали стиль современных схем очень детализированных повествовательных барельефов из камня или гипса алебастра, использованного для дворцов. Точно очерченные рельефы касаются королевских дел, в основном охоты и войны. Преобладание отдается животным формам, особенно львам, которые великолепно представлены во всех деталях.
Человеческие фигуры относительно неподвижны и неподвижны, но при этом детализированы до мельчайших деталей, как в триумфальных сценах осады, сражений и индивидуальных сражений. Среди наиболее известных ассирийских рельефов - знаменитые сцены охоты на льва в Ашшурбанипале из алебастра и барельефы Лахиса, изображающие военную кампанию в Палестине, оба из которых являются VII века до нашей эры, из Ниневии и сейчас в Британском музее. Рельефы были также высечены на скалах, как в Шикафт-э Гулгуль, стиль, который продолжали персы.
Ассирийцы создали относительно небольшие круглые скульптуры, за частичным исключением колоссальных фигур с человеческими головами ламассу стражей, с телами львов или быков, которые высечены в горельефе на две стороны прямоугольного блока с головами, фактически находящимися в круге (и часто также с пятью ножками, так что оба вида кажутся законченными). Это отмеченные укрепленные королевские ворота, архитектурная форма, распространенная во всей Малой Азии. Известна одиночная статуя обнаженной женщины. Ассирийская форма крылатого джинна, крылатых духов с бородатыми человеческими головами, изображенных на рельефах, оказала влияние на древнегреческое искусство, которое в «период ориентализации » добавило различных крылатых мифологических зверей, включая Химера, грифон и крылатые лошади (Пегас ) и люди (Талос ). Многие носят ведро и конус ..
Еще до того, как ассирийцы стали доминировать в регионе, они продолжали традицию цилиндрических уплотнений, создавая зачастую исключительно энергичные и изысканные конструкции. В Нимруде были найдены резные слоновой кости Нимруда и бронзовые чаши, украшенные в ассирийском стиле, но изготовленные в нескольких частях Ближнего Востока, в том числе многие финикийскими и арамейские ремесленники.
Крылатая фигура возле священного дерева; 9 век до нашей эры; из дворца Ашурнасирпала II (Нимруд, Ирак); Эрмитаж
Ажурная мебельная доска с пасущимся ориксом в лиственном лесу; IX – VIII века до нашей эры; слоновая кость; 12,7 × 11,91 × 1,09 см; Метрополитен-музей
Рельеф с двумя ассирийскими кавалеристами, атакующими врагов; около 728 г. до н.э.; гипс; высота: 129 см, ширина: 183; Британский музей (Лондон)
Цилиндрическая печать с божествами, одно из которых на крылатом льве; 8–7 вв. До н. Э.; кварц скрытокристаллический; 4,09 см; Метрополитен-музей
Глазурованная терракотовая плитка из Нимруда с сценой двора, Британский музей
Рельеф из ассирийской столицы Дур Шаррукин, показывающий транспорт ливанцев кедр; 716-713 гг. До н. Э.; высота: 2,41 м, ширина: 38 см; Лувр
Рельеф с крылатым джинном с ведром и конусом ; 713-706 гг. До н.э.; рост: 3,3 м
Вес льва ; VI-IV века до нашей эры; бронза; высота: 29,5 см, Лувр
Ассирийские орнаменты и узоры, иллюстрированные в книге 1920
Знаменитые Иштарские ворота, часть которых сейчас реконструирована в Пергамском музее в Берлин был главным входом в Вавилон, построенный примерно в 575 г. до н.э. Навуходоносором II, царем Нововавилонской империи, который сослал евреи; империя просуществовала с 626 г. до н.э. по 539 г. до н.э. Стены, окружающие вход, украшены рядами больших рельефных животных из глазурованного кирпича, который поэтому сохранил свой цвет. Изображены львы, драконы и быки. Ворота были частью ворот. гораздо более крупной схемы для процессии в город, от которой есть разделы во многих других музеях. Большие деревянные ворота на протяжении всего периода были укреплены и украшены большими горизонтальными металлическими полосами, o часто украшены рельефами, некоторые из которых сохранились, например, различные ворота Балават.
Продолжали создаваться другие традиционные виды искусства, и нововавилоняне очень стремились подчеркнуть свое древнее наследие. Сохранилось множество сложных и тонко вырезанных печатей. После того, как Месопотамия попала в состав персидской империи Ахеменидов, имевшей гораздо более простые художественные традиции, месопотамское искусство, вместе с древнегреческим искусством, оказало основное влияние на космополитических Ахеменидов. возникший стиль, и многие древние элементы были сохранены в этом районе даже в эллинистическом искусстве, которое пришло на смену завоеванию региона Александром Македонским.
Печать с современным оттиском, на которой изображена герой, сражающийся с двумя крылатыми демонами женского пола; 8–7 вв. До н. Э.; халцедон ; Музей изящных искусств Лиона (Франция)
Коническая печать; 7–6 вв. До н. Э.; лазурит; высота: 2,7 см, диаметр: 2,1 см; Метрополитен-музей (Нью-Йорк)
Кирпичная панель проходящего льва из ворот Иштар ; 605–562 гг. До н. Э.; глазурованная терракота; из Ирака; Лувр
Один из mušḫuššu драконов из ворот Иштар; 604–562 гг. До н. Э.; глазурованная терракота, сейчас Стамбул
Одним из основных намерений месопотамского искусства было почитание богов и богинь, правивших различными аспектами природы и важными жизненными событиями. Центральным местом поклонения был зиккурат, ступенчатая пирамида с лестницей, ведущей к алтарю, где прихожане поднимались ближе к небу. Как и египтяне, месопотамцы верили, что их правители имеют прямую связь с их богами, и многие произведения искусства изображают правителей в прославленной манере.
Как и в других древних цивилизациях, скульптуры, в основном довольно маленькие, являются основным видом произведений искусства, которые выживают. В поздний период ассирийские скульптуры для дворцов часто были очень большими. Большинство шумерских и аккадских статуй фигур находятся в состоянии молитвы. Основными видами используемого камня являются известняк и алебастр.
Древняя Месопотамия наиболее известна своими постройками из сырцового кирпича и строительства. зиккуратов, занимающих видное место в каждом городе и состоящих из искусственного холма, часто поднимающегося огромными ступенями, увенчанного храмом. Курган, без сомнения, должен был поднять храм на доминирующее положение в плоской речной долине. В большом городе Урук было несколько религиозных территорий, в которых было множество храмов, более крупных и амбициозных, чем какие-либо ранее известные здания.
Слово зиккурат - это англизированная форма аккадского слова ziqqurratum, название дано массивным ступенчатым башням из сырцового кирпича. Оно происходит от глагола zaqaru («быть высоким»). Здания описываются как горы, соединяющие Землю и небо. Зиккурат Ура, раскопанный Леонардом Вулли, имеет размеры 64 на 46 метров в основании и первоначально около 12 метров в высоту, трехэтажный. Он был построен при Ур-Намму (около 2100 г. до н.э.) и перестроен при Набониде (555–539 гг. До н.э.), когда его высота была увеличена, вероятно, до семи этажей.
Ассирийские дворцы имели большой общественный двор с анфиладой апартаментов на восточной стороне и серией больших банкетных залов на южной стороне. Это должно было стать традиционным планом ассирийских дворцов, построенных и украшенных для прославления царя. В некоторых дворцах было найдено огромное количество мебели из слоновой кости.
Зиккурат Ура, примерно 21 век до н.э., Телль эль-Мукайяр (Провинция Ди Кар, Ирак )
Иллюстрация зал в ассирийском дворце Ашурнасрирпала II, автор Остин Генри Лейард (1854)
Реконструкция Иштарских ворот в Пергаме Музей (Берлин, Германия)
Ассирийские рельефы из дворца Саргона II в Хорсабаде, 721-705 гг. До н.э., Музей Восточного института (Чикаго, США)
в Месопотамии предпочтительными украшениями были природные геометрические мотивы, такие как листья, шишки, спирали и гроздья винограда. Шумерские и аккадские украшения создавались из золота и серебряного листа и украшались много полудрагоценных камней (в основном агат, сердолик, яшма, лазурит и халцедон ). Был обнаружен ряд документов, касающихся торговли и производства ювелирных изделий из шумерских памятников.
Более поздние месопотамские ювелиры и мастера использовали такие методы обработки металлов, как перегородчатая перегородка, гравировка, зернистость и филигрань. Большое разнообразие и размер найденных ожерелий, браслетов, браслетов, кулонов и булавок может быть связано с тем, что украшения носили как мужчины, так и женщины и, возможно, даже дети.
Пара серег; 2600–2500 гг. До н.э.; золото; Метрополитен-музей
Бусы; 2600–2500 гг. До н.э.; золото и лазурит; длина: 54 см; Метрополитен-музей
Пара или серьги с клинописью, 2093–2046 гг. До н.э.; золото; Музей Сулеймании (Сулеймания, Ирак)
Шумерские ожерелья и головные уборы, обнаруженные в царских (и индивидуальных) могилах королевского кладбища в Уре, демонстрируют, как они могли носить, в Британском музее (Лондон)
В некотором смысле, наиболее важные коллекции принадлежат (в частности заказ) Лувр, Vorderasiatisches Museum (Берлин, Германия), Британский музей (Лондон), Музей Метрополитен (Нью-Йорк) и Национальный музей Ирака (Багдад). Последний был широко разграблен после нарушения правопорядка после вторжения в Ирак в 2003 году, но наиболее важные объекты в основном были обнаружены.
В нескольких других музеях есть хорошие коллекции, особенно очень многочисленные цилиндрические печати. В сирийских музеях есть важные коллекции из мест современной Сирии. Другие музеи с важными коллекциями месопотамского искусства: Восточный институт Чикаго, Стамбульские археологические музеи (Стамбул, Турция), Музей Пенсильванского университета. археологии и антропологии, Рейксмузеум ван Аудхеден (Лейден, Нидерланды) и Музей Израиля (Иерусалим ). Реконструированные Ворота Иштар в Пергамском музее (Берлин), возможно, являются наиболее впечатляющими работами в музее.
На Викискладе есть материалы, связанные с Искусство Месопотамии. |