Ламассу

редактировать
Дух-хранитель в месопотамской мифологии Ламассу из Дур-Шаррукин. Восточный институт Чикагского университета. Сирийский известняк неоассирийского периода, ок. 721–705 г. до н. Э.

Лама, Ламма или Ламассу (клинопись : 𒀭𒆗, an.kal; шумерский : lammař; позже в аккадском : lamassu; иногда называемый lamassus ) - шумерское защитное божество. Первоначально изображавшееся в виде женского божества в шумерские времена, когда оно называлось Ламма, позже оно было изображено с ассирийских времен как гибрид человека, птицы и быка или льва - в частности, с человеческой головой и телом быка. или лев, и крылья птицы, под именем Ламассу. В некоторых произведениях он изображается как женское божество. Менее часто используемое имя - шеду (клинопись : 𒀭𒆘, an.kal × bad; шумерский: alad; аккадский, šēdu), которое относится к мужчине аналог ламассу. Ламассу представляют зодиаки, родительские звезды или созвездия.

Содержание

  • 1 Женщина-богиня Лама
  • 2 Иконография Ламассу
  • 3 Терминология
  • 4 Мифология
  • 5 В современной культуре
    • 5.1 Игры
  • 6 Галерея
  • 7 См. Также
  • 8 Примечания
  • 9 Ссылки
  • 10 Внешние ссылки

Женщина-богиня Лама

Богиня Лама первоначально появляется как богиня-посредница, которая предшествует орантам и представляет их богам. Защитное божество четко обозначено как Лам (м) а в касситской стеле, обнаруженной в Уруке, в храме Иштар, богини, которой она была посвящен царем Наци-Марутташем (1307-1282 гг. до н.э.). Это богиня в платье с рюшами и в рогатой тиаре, символизирующей божество, с поднятыми двумя руками в знак молитвы. А. Спайкет предположил, что подобные женские фигуры, появляющиеся, в частности, в глиптике и скульптуре аккадского периода, и, в частности, в сценах представления (распространенных, особенно в палеовавилонскую эпоху), следует рассматривать как Lam (m) a. Этому мнению обычно следуют, и в художественной терминологии эти женские фигуры обычно именуются Лам (м) а. С ассирийских времен Ламма становится гибридным божеством, полуживотным, получеловеческим.

Иконография Ламассу

Крылатые быки с человеческими головами из дворца Саргона II в Дур-Шаррукине, современный Хорсабад (Лувр )

С ассирийских времен ламассу изображали как гибриды, с телами крылатых быков или львов и головами людей-мужчин.. Мотив крылатого животного с головой человека распространен на Ближнем Востоке, он впервые был зарегистрирован в Эбла около 3000 г. до н.э. Первый отчетливый мотив ламассу появился в Ассирии во время правления Тиглат-Пилесара. II как символ власти.

Ассирийская скульптура обычно помещала выдающиеся пары ламассу у входов во дворцы, выходящие на улицу, а также во внутренние дворы. Они были представлены в виде «двояких» фигур на углах, с высоким рельефом. Спереди они кажутся стоящими, а сбоку - ходящими, и в более ранних версиях у них пять ног, что видно при взгляде под углом. Люмази обычно не выглядят как большие фигурки Например, в схемах с низким рельефом, окружающих дворцовые комнаты, где фигуры крылатых джиннов обычны, но они иногда появляются на повествовательных рельефах, по-видимому, защищая ассирийцев.

Колоссальные фигуры у входа часто были за ним следует герой, схвативший извивающегося льва, тоже колоссального по размеру и с высоким рельефом. Во дворце Саргона II в Дур-Шаррукин группа из не менее семи ламассу и двух таких героев со львами окружила вход в «тронный зал», «скопление цифры, которые производили подавляющее впечатление власти ». Они также встречаются на уплотнениях цилиндров. Известные примеры включают те, что у Ворот всех наций в Персеполис в Иране, Британский музей в Лондоне, Лувр в Париже, Национальный музей Ирака в Багдаде, Музей искусств Метрополитен в Нью-Йорке и Институт Востока Чикагского университета. Несколько экземпляров, оставленных на месте в северном Ираке, были уничтожены в 2010-х годах Исламским государством Ирака и Леванта, когда они оккупировали этот район, как и те, что находятся в музее Мосула..

Терминология

Ламассу представляют зодиаки, родительские звезды или созвездия. Они изображаются как защитные божества, потому что в них заключена вся жизнь. В шумерском эпосе о Гильгамеше они также изображены как физические божества, откуда берет свое начало иконография ламассу, эти божества могут быть микрокосмами своего микрокосмического зодиака, родительской звездой или созвездием. Хотя у ламассу была другая иконография и изображение в культуре Шумера, термины «ламассу», «алад» и «шеду» эволюционировали в ассиро-аккадской культуре от шумерской культура для обозначения ассирийского символа крылатого человека-быка и статуй во время Неоассирийской империи. Женщин-ламасу называли «апсасу».

Отлитый с оригинала в Ираке, это один из пары пятиногих ламассу со львиными ногами в Берлине

Мотив ассирийского крылатого человека- Бык, называемый Аладламму и Ламассу как синонимы, не является ламассу или алад шумерского происхождения, которые изображались с разной иконографией. Эти монументальные статуи назывались аладламму или ламассу, что означало «защитный дух». В хеттах шумерская форма ламма используется как имя для так называемого «божества-покровителя », идентифицированного в некоторых более поздних текстах как Инара, и как название, данное подобным богам-защитникам.

Мифология

Ламассу в Персеполе

Ламассу - это небесное существо из древней месопотамской религии, несущее человеческую голову, тело быка, иногда с рогами и ушами быка и крыльями. Часто встречается в месопотамском искусстве. Ламассу и шеду были домашними защитными духами простого вавилонского народа, позже стали ассоциироваться как королевские защитники и ставились в качестве часовых у входов. Аккадцы связывали бога Папсуккала с ламассу, а бога Ишума - с шеду.

Для защиты домов ламассу были выгравированы на глиняных табличках, которые затем закапывались под порогом двери. Часто их ставили парой у входа в дворцы. У входа в города они были вылеплены в колоссальных размерах и помещены в виде пары, по одной с каждой стороны городских ворот, которые обычно имели двери в окружающей стене, каждая из которых была обращена к одному из кардиналов. очков.

На древний еврейский народ повлияла иконография ассирийской культуры. Пророк Иезекииль писал о фантастическом существе, состоящем из аспектов человеческого существа, льва, орла и быка. Позже, в раннехристианский период, каждому из этих компонентов было приписано четыре Евангелия. Когда это было изображено в искусстве, это изображение называлось Тетраморф.

. В современной культуре

Британская 10-я армия, действовавшая в Ираке и Иран в 1942–1943 годах принял ламассу в качестве своего знака отличия. Бородатый мужчина с телом крылатого быка появляется на логотипе Сил США - Ирак.

Мужчина с телом быка найден среди существ, составляющих армию Аслана в Лев, ведьма. и Гардероб автора С. С. Льюис. Он появляется за Каменным Столом, бросая вызов Белой Ведьме «громким ревущим голосом». В фильме Александр (2004) ламассу можно увидеть у ворот Иштар в Вавилоне. В диснеевском фильме Аладдин (1992) золотой ламассу можно найти в сцене, где Аладдин и Абу входят в пещеру в пустыне, чтобы найти лампу.

Майкл Раковиц, профессор теории и практики Северо-Западного университета выиграл комиссию Четвертого постамента за воссоздание Ламассу, стоявшего в Ниневии, Ирак, с 700 г. до н.э. он был разрушен ИГИЛ в 2015 году. Скульптура Раковица будет выставлена ​​на лондонской Трафальгарской площади, начиная с 2018 года.

Games

Ламмасу [sic] и shedu - два разных типа хороших- выровненных существ в ролевой игре Dungeons Dragons ', где ламмасу имеет тела крылатых львов, а шеду изображается в виде крылатых быки.

Ламмасу появляется в карточной игре Magic: The Gathering как белая карта Охота на Ламмасу в расширении Равника, а также в белая карта Достопочтенный Ламмасу из дополнения Ханы Таркира.

В Games Workshop miniatures wargame, Warhammer Fantasy Battle Ламасу был ездовым животным для армии гномов Хаоса. С тех пор он вернулся как часть выпуска расширения Storm of Magic.

Ламмасу ненадолго появляется в сериале Fablehaven.

В видеоигре Heroes of Might and Magic VI ламасу [так в оригинале] - это нанимаемое элитное существо из фракции Некрополис (нежить).

Галерея

См. Также

На Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Шеду.
  • Мифологический портал
  • значок Азиатский портал
Внешнее видео
значок видео Ассирийский крылатый лев с головой человека и Бык (Ламассу), Смартистори

Заметки

Ссылки

  • Франкфорт, Анри, Искусство и архитектура Древнего Востока, История искусства Пеликана, 4-е изд 1970, Пингвин (ныне Йельская история искусства), ISBN 0140561072

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-26 12:17:54
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте