ئەشکەوتی شانەدەر | |
Вход в пещеру Шанидар в Ираке | |
местоположение в Ираке Показать карту Ближнего Востока Пещера Шанидар (Ирак) Показать карту Ирака | |
Местоположение | Провинция Эрбиль, Регион Курдистан |
---|---|
Регион | Горы Загрос |
Координаты | 36 ° 48'02 ″ N 44 ° 14'36 ″ E / 36,8006 ° N 44,2433 ° E / 36,8006; 44,2433 Координаты : 36 ° 48'02 ″ N 44 ° 14'36 ″ E / 36,8006 ° N 44,2433 ° E / 36,8006; 44.2433 |
Шанидарская пещера (курдский : Zewî emî aneder, وتی شانەدەر, арабский : كَهَفانِدَر) - это археологический памятник, расположенный на Гора Брадост в провинции Эрбиль в регионе Курдистан на севере Ирака. Антрополог Ральф Солецки возглавил команду из Колумбийского университета для исследования этого места. В сопровождении курдских рабочих группа раскопала пещеру Шанидар и обнаружила останки восьми взрослых и двух младенцев неандертальцев, датируемых примерно 65–35000 лет назад. Эти люди были обнаружены среди мустьерского слоя вместе с различными каменными орудиями и останками животных. В пещере также есть два более поздних протонеолитических кладбища, одно из которых датируется примерно 10 600 лет назад и содержит 35 человек.
Самыми известными из неандертальцев на этом месте являются Шанидар 1, которые пережил несколько травм в течение своей жизни, возможно, из-за заботы других членов его группы и Шанидара 4, знаменитого «захоронения цветов». До этого открытия кроманьонцы, самые ранние известные H. sapiens в Европе, были единственными людьми, известными своими целенаправленными ритуальными захоронениями.
Это место находится в горах Загрос.
Десять неандертальцев на этом месте были найдены в пределах мустьерского слоя, который также содержал сотни каменных инструментов включая точек, скребков и чешуек и кости животных, включая диких коз и черепах со шпорами.
Первые девять (Шанидар 1–9) были обнаружены между 1957 и 1961 годами Ральфом Солецки и командой из Колумбийского университета. Скелет Шанидара 3 хранится в Смитсоновском институте. Остальные (Шанидар 1, 2 и 4–8) хранились в Ираке и, возможно, были потеряны во время вторжения в 2003 г., хотя слепки остались в Смитсоновском институте. В 2006 году, сортируя коллекцию костей фауны на территории Смитсоновского института, Мелинда Зедер обнаружила кости ног и ступней десятого неандертальца, ныне известного как Шанидар 10.
Шанидар 1 был пожилым мужчиной-неандертальцем, которого археологи называли «Нанди». Ему было от 30 до 45 лет, что очень много для неандертальца. Шанидар 1 имел объем черепа 1600 см, был около 5 футов 7 дюймов в высоту и имел серьезные признаки деформации. Он был одним из четырех достаточно полных скелетов из пещеры, которые демонстрировали аномалии, связанные с травмами, которые в его случае были бы изнурительными до такой степени, что делали бы повседневную жизнь болезненной.
В течение жизни этого человека он получил сильный удар по левой стороне лица, в результате чего его левая орбита была сломана, в результате чего он частично или полностью ослеп на один глаз. Исследования Яна Лиетавы показывают, что у человека наблюдаются «атипично изношенные зубы». Тяжелые изменения резцов и уплощенная головная головка указывают на то, что Шанидар 1 страдает дегенеративным заболеванием. Кроме того, анализ показывает, что Шанидар 1, вероятно, страдал от глубокой потери слуха, поскольку его левый слуховой проход был частично заблокирован, а его правый слуховой проход был полностью заблокирован экзостозами. У него также была иссохшая правая рука, которая была сломана в нескольких местах. Полагают, что перелом позвонка C5 человека вызвал повреждение его мышечной функции (в частности, дельтовидной и двуглавой мышц) правой руки. Шанидар 1 вылечился, но это привело к потере его предплечья и кисти. Считается, что это либо врожденное, либо в результате детской болезни и травмы, либо в результате ампутации в более позднем возрасте. Острый острие, вызванный дистальным переломом правой плечевой кости человека, указывает на эту теорию ампутации. Если рука была ампутирована, это свидетельствует об одном из самых ранних признаков операции на живом человеке. Рука зажила, но травма могла вызвать паралич его правой стороны, что привело к деформации голеней и ступней. Исследования показывают, что у этого человека сломаны две ноги. Это привело бы к тому, что он пошел бы с явной болезненной хромотой. Эти находки на скелете Шанидара 1 предполагают, что он вряд ли сможет обеспечить себя в неандертальском обществе.
Более поздний анализ Шанидара 1, проведенный Вашингтонским университетом профессором Эриком Тринкаусом и доктором Себастьеном Виллоттом из Французского национального центра научных исследований, подтверждают, что костные разрастания в его ушных каналах привели к обширным потеря слуха. Эти костные образования подтверждают диагноз диффузный идиопатический гиперостоз скелета (DISH), также известный как болезнь Форестье. Этот диагноз делает Шанидар 1 самым старым экземпляром гоминина, явно демонстрирующим это системное состояние. Исследователи обнаружили эти костные разрастания в нескольких местах по всему частичному скелету.
В результате заживления ран Шанидар 1 прожил значительное количество времени до своей смерти. Если неандертальцы действительно сделали операцию на Шанидаре 1, это доказывает, что их методы были успешными в поддержании жизни. Учитывая, что все травмы были исцелены в течение этого периода времени, можно предположить, что этого человека оставили в живых по какой-то причине. По словам палеоантрополога Эрика Тринкауса, Шанидару, должно быть, помогали другие, чтобы пережить травмы. Из-за всех травм и побочных эффектов травмы было очень маловероятно, что этот человек мог обеспечить свою семью или внести значимый вклад в жизнь общества. С учетом сказанного, этот человек мог остаться в живых из-за высокого статуса в обществе или хранилища культурных знаний.
Это свидетельство привело к предположению, что у неандертальцев были какие-то альтруистические характеристики с возможностью наличия этоса в сообществе неандертальцев. Обнаружение каменных орудий, найденных в непосредственной близости от этих людей, позволяет сделать вывод, что неандертальцы обладали достаточным интеллектом, чтобы облегчить себе повседневную жизнь. Возможно, это знание превосходит базовое понимание и включает такие характеристики, как смирение и сострадание, которые наиболее известны у Homo sapiens. Эти люди, возможно, обладали способностью проявлять сочувствие к другим и приходить к пониманию того, что жизнь имеет смысл, вызывая у них желание помочь Шанидару 1.
Шанидар 2 был мужчиной-неандертальцем в возрасте около 30 лет, страдавшим легким артритом, найденным лежащим на правом боку. Подсчитано, что рост Шанидара 2 составлял 5 футов 2 дюйма, что делает его чуть ниже среднего роста мужчины-неандертальца. Он был убит камнями, упавшими с потолка пещеры, которые значительно раздробили его череп и кости. Череп был сжат примерно на 5-6 см. При обнаружении большая часть его костей отсутствовала, а на левой большеберцовой кости были следы зубов. Мусорщики, вероятно, избавились от части его останков. Есть свидетельства того, что Шанидару 2 был проведен ритуал: на его могиле была обнаружена небольшая куча камней с обработанными каменными остриями (сделанными из сланца ). Кроме того, на месте захоронения произошел большой пожар.
Шанидар 2 имел «более высокий свод черепа» и другие пропорции черепа, которые не вполне соответствовали среднему черепу неандертальца. Это может доказать, что неандертальцы Шанидара имели больше «морфологию анатомически современных людей», чем другие неандертальцы, или что группа была очень разнообразной. Это указывает на сходство между двумя видами, неандертальцами и Homo sapiens, но не показывает каких-либо наследственных «отношений внутри этого вида».
Шанидар 3 был мужчина от 40 до 50 лет, найденный в той же могиле, что и Шанидар 1 и 2. Рана левого 9-го ребра свидетельствует о том, что этот человек умер от осложнений в результате колотого ранения острым предметом. Рост костей вокруг раны указывает на то, что Шанидар 3 прожил, по крайней мере, несколько недель после травмы с объектом, все еще оставшимся внутри. Угол раны исключает самоповреждение, но соответствует случайному или целенаправленному нанесению ножевого ранения другим человеком. Недавние исследования показали, что травма могла быть вызвана дальнобойным снарядом. Это будет самый ранний пример межличностного или межвидового насилия в летописи окаменелостей человека и единственный такой пример среди неандертальцев. Присутствие людей раннего нового времени, возможно, вооруженных метательными снарядами, в Западной Азии примерно в то же время также повышает вероятность межвидового конфликта. Шанидар 3 также страдал дегенеративным заболеванием суставов стопы, возникшим в результате перелома или растяжения связок, что привело к болезненным, ограниченным движениям. Скелет выставлен в Зале происхождения человека в Национальном музее естественной истории в Вашингтоне, округ Колумбия
Скелет Шанидара 4, взрослого мужчины в возрасте 30-45 лет, был обнаружен Солецким в 1960 году. положение зародыша.
В течение многих лет считалось, что Шанидар 4 является убедительным свидетельством погребального ритуала неандертальцев. Обычные образцы почвы со всего тела, собранные для анализа пыльцы в попытке реконструировать палеоклимат и историю вегетации участка, были проанализированы через восемь лет после его появления. открытие. В частности, в двух образцах почвы Арлетт Леруа-Гурхан обнаружила целые скопления пыльцы в дополнение к обычной пыльце, обнаруженной по всему участку, что позволяет предположить, что цветущие растения (или по крайней мере, головы растений) были частью могилы. Кроме того, изучение конкретных типов цветов показало, что цветы могли быть выбраны из-за их особых лечебных свойств. тысячелистник, василек, холостяцкая пуговица, чертополох зверобоя, крестовник, виноградный гиацинт, хвощ и мальва были представлены в образцах пыльцы, все из которых традиционно использовались в качестве диуретиков, стимуляторов и вяжущие и противовоспалительные. Это привело к мысли, что этот человек мог иметь шаманские силы, возможно, действуя как знахарь для шанидарских неандертальцев.
Однако недавние исследования показали, что возможно, пыльца попала в могилу под воздействием животных, так как поблизости были обнаружены несколько нор песчанковидного грызуна, известного как персидский джирд. Известно, что джирд хранит большое количество семян и цветов в определенных местах своих нор, и этот аргумент использовался в сочетании с отсутствием ритуального обращения с остальными скелетами в пещере, чтобы предположить, что захоронение Шанидар 4 имело естественные, не культурное, происхождение. Пол Б. Петтитт заявил, что «намеренное размещение цветов теперь убедительно исключено», отметив, что «недавнее исследование микрофауны из слоев, в которых была вырезана могила, предполагает что пыльца была отложена роющим грызуном Meriones persicus, который является обычным для микрофауны Шанидара и чью роющую деятельность можно наблюдать сегодня ". Несмотря на его выводы о том, что цветы вряд ли были помещены намеренно, Петит, тем не менее, заключает, что шанидарские захоронения, поскольку они происходили в течение стольких лет, представляют собой преднамеренную погребальную практику неандертальцев.
В феврале 2020 года исследователи объявили об открытии новых останков неандертальцев, датируемых более 70000 лет назад.