Мели-Шипак II

редактировать
Мели-Шипак II Мели-Шипак II на земле кудурру представляет свою дочь богине Ханнубат-Наная. Восьмиконечная звезда была самым распространенным символом Инанны-Иштар. Здесь он изображен рядом с солнечным диском ее брата Шамаша (шумерский Уту) и полумесяцем ее отца Сина (шумерской Нанны) на пограничном камне Мели-Шипак II, датируемом XII веком до нашей эры. Мелишипак кудурру: Земельный дар Мардук-апал-иддине I.

Мели-Шипак II, или, альтернативно, Мелишину в современных надписях, был 33-м королем касситов или 3-й династией Вавилона ок. 1186–1172 гг. До н.э. ( краткая хронология ) и правил 15 лет. Его правление знаменует собой критическую точку синхронизации в хронологии Древнего Ближнего Востока.

Содержание
  • 1 Его происхождение
  • 2 Значение для ближневосточной хронологии
  • 3 Крушение бронзового века
  • 4 Отношения с Эламом
  • 5 кудурру традиция
    • 5.1 Список кудуррусов, датированных Мели-Шипаком
  • 6 надписей
  • 7 Примечания
  • 8 ссылки
Его происхождение

Он записан как сын Адад-Шума-Угура, его предшественника, на кудурру. В другом месте он, похоже, не хотел называть его имя в своих королевских надписях, несмотря на очевидную известность Адад-Шума-удура как реставратора независимости касситов, что было предметом многих спекуляций среди историков.

Обозначение «II», вероятно, является ошибкой, вызванной чрезмерным использованием единственной надписи, в которой упоминается некий Мели-Шипак, сын (= потомок) Куригалзу II. Он был последним царем, носившим полностью касситское имя. Мели означает слуга или раб, Шипак был богом луны, но Шилу, возможно, было одним из касситских имен Мардука.

Значение для ближневосточной хронологии

В различных местах в череде ассирийских и вавилонских царей один царь упоминает своего современника. Однако только во время правления Мели-Шипака эти связи позволили прочно закрепиться во времени, что побудило Малкольма Винера заявить:

Подтверждение прочного фундамента ближневосточной хронологии было представлено недавно открытием в Assur его переписки с Нинуртом-apil-Экуром из Ашшура (Фрам - й), подтвердив тем самое перекрытие этих царствований в соответствии с требованиями независимых хронологиями Ассирийского и Вавилонской изложено более тридцати лет назад Дж. Бринкманом.

-  Малькольм Х. Винер, Egypt amp; Time

Продолжительность правления Нинурта-апил-Экура неизвестна, поскольку сохранившиеся копии Списка ассирийских царей различаются - от трех до тринадцати лет. Со времен его сына и преемника Ашур-дана I они согласованы и поддерживаются сохранившимися списками лимму с 892 г. до н.э.

Крушение бронзового века

Считается, что его правление было мирным. Иначе обстоит дело с окраинами его королевства, где катастрофический крах в конце бронзового века начал драматически разворачиваться, когда многие города Леванта подвергались разрушению. Город Эмар, расположенный на севере Сирии, был разграблен, и на полу частного дома был найден юридический документ, датированный вторым годом его жизни. Табличка представляет собой краткосрочный контракт, и историк Даниэль Арно пришел к выводу, что между ее подготовкой и катастрофическим разрушением города «ордами врагов» прошло очень короткое время («недели»).

Несмотря на кровавую бойню, устроенную в то время могущественными империями, такими как хетты, столица которых Хаттуса была разграблена примерно в середине его правления, в Вавилонии продолжались научные писцы и строительство. В тексте гадания перечислено 25 знамений, определяемых траекторией полета сокола, или сурду, и ворона, или арибу, он был написан Бел-надин-Шуми, сыном Ила-ушаршанни, и датирован месяцем Арахсамну, 8-м днем., 3-й год, 2-й год, используя любопытную формулу двойного датирования, принятую во время правления его предшественника. Оно начинается со слов: «Если человек уйдет по поручению, а сокол перейдет справа от человека слева от человека - он исполнит свое желание». Мели-Шипак отвечал за строительные работы на Экуре в Ниппуре, Эгалмане в Исине, а более поздний текст, инвентарь нововавилонского храма, описывает его благотворительность в Уре.

Отношения с Эламом
Стела времен Мели-Шипака

Одна из его дочерей, якобы старшая, была замужем за эламским правителем Шутрук-Наххунте. Это был последний из серии дипломатических браков между касситскими правителями Вавилона и эламскими царями, но он должен был иметь непредвиденные последствия, так как он заставил Шутрука-Наххунте поверить в то, что он претендует на вавилонский трон. Когда он позже должен был вторгнуться и унести добычу обратно в Сузы, он должен был добавить дополнительные надписи к объектам, которые он взял в память, например:

Я Шутрук-Наххунте, царь Элама. Бог Иншушинак отдал мне приказ... Город Сиппур, который я победил... Я ограбил (букв. «Принес в свои руки») стелу Нарам-Сина и вернул ее в Элам... Стела Мели -Шипак I ограбил у [касситского царя] Караиндаша и привез обратно в Элам...

-  Шутрук Наххунте, Королевская надпись
Кудурру традиция

Пограничный камень ( кудурру ) сообщает о передаче им земли с освобождением от налогов своему сыну и преемнику Мардук-апал-иддине I ( дар земли Мардук-апал-иддине ). Его дочь unnubat-Nana (ya) также была получателем земельного гранта, который ее отец купил от ее имени, опровергая прежнюю теорию касситского феодализма, согласно которой вся земля принадлежала монарху.

В кудурру записаны судебные процессы, касающиеся поместья Такил-ана-илишу за три царствования: Адад-Шума-иддина, Адад-Шума-удур и Мели-Шипак. Это примечательно, потому что Мели-Шипак поддерживает решения обоих своих предшественников, один из которых, Адад-Шума-иддина, возможно, был просто вассальным царем ассирийского патронажа.

Распространение традиции кудурру примерно в это время предполагает усиление покровительства со стороны монарха, пытающегося поддержать лояльность своему правлению, возможно, чтобы противостоять проблемам легитимности или нестабильности. Кудурра предоставление пятьдесят Гура из кукурузной земли в провинции Побитового Pir'-Amurri короля на ХА-SAR-ем, официальный или sukkal mu'irri, может быть один из таких примеров, и грант на [Me] Ли-Шала может быть другим. Табличка записывает рикильту (дар, указ), изданный королем Мели-Шипаком на втором году его правления Сангу и Сатамму (администратору храма) Эзиды, храма в Борсиппе.

Список кудуррусов, датированных Мели-Шипаком

Надписи
  1. ^ a b c Грант на землю Ḫunnubat-Nanaya kudurru, Sb 23, опубликованный как MDP X 87, найденный вместе с Sb 22 во время французских раскопок в Сузах.
  2. ^ a b c Грант Melišipak kudurru-Land Мардук-апал-иддине I, Sb 22, опубликовано как MDP II 99, обнаружено во время французских раскопок в Сузах.
  3. ^ Kinglist A, BM 33332, II 12.
  4. ^ a b c Estate Takil-ana-ilīšu kudurru, BM 90827, опубликовано как BBSt 3, столбец 4, строка 31, но обратите внимание, что издание Кинга 1912 года использует альтернативное прочтение клинописи - MU-ŠEŠ, чтобы дать Adad-nadin-a -i.
  5. ↑ «Ручка» из красного камня с вотивной надписью, 6378 г.
  6. ^ Юридический текст Msk. 73273.
  7. ^ Текст предзнаменования BM 108874.
  8. ^ Инвентаризации Храм IM 57150.
  9. ^ a b Земельный грант asardu kudurru, BM 90829, опубликовано как BBSt 4, в Британском музее.
  10. ^ a b Земельный грант [ Me ] li-Ḫala kudurru, Лувр 6373, опубликовано как MDP II 112.
  11. ^ Мели-Šipak Декрет BM 38124 таблетка в Британском музее.
  12. ^ Неопубликованный кудурру, упомянутый в MDP I 180 no. 12.
  13. ^ Стела Meli-Šipak с Šutruk-Naḫḫunte колофоном, Sb 14, опубликованный в MDP IV 163.
Заметки
  1. ^ Me- li- d ŠI-ḪU или m Me- li- ŠI-ḪU, где чтение ḪU не определено, -ḫu или -pak.
  2. ^ MU.3. КАМ.2. KÁM.
  3. ↑ Штампованные кирпичи из алтаря храма Энлиля, Ниппур, из раскопок Восточного института 1950 года.
использованная литература
Последняя правка сделана 2024-01-02 05:57:43
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте