Мели-Шипак II, или, альтернативно, Мелишину в современных надписях, был 33-м королем касситов или 3-й династией Вавилона ок. 1186–1172 гг. До н.э. ( краткая хронология ) и правил 15 лет. Его правление знаменует собой критическую точку синхронизации в хронологии Древнего Ближнего Востока.
Он записан как сын Адад-Шума-Угура, его предшественника, на кудурру. В другом месте он, похоже, не хотел называть его имя в своих королевских надписях, несмотря на очевидную известность Адад-Шума-удура как реставратора независимости касситов, что было предметом многих спекуляций среди историков.
Обозначение «II», вероятно, является ошибкой, вызванной чрезмерным использованием единственной надписи, в которой упоминается некий Мели-Шипак, сын (= потомок) Куригалзу II. Он был последним царем, носившим полностью касситское имя. Мели означает слуга или раб, Шипак был богом луны, но Шилу, возможно, было одним из касситских имен Мардука.
В различных местах в череде ассирийских и вавилонских царей один царь упоминает своего современника. Однако только во время правления Мели-Шипака эти связи позволили прочно закрепиться во времени, что побудило Малкольма Винера заявить:
Подтверждение прочного фундамента ближневосточной хронологии было представлено недавно открытием в Assur его переписки с Нинуртом-apil-Экуром из Ашшура (Фрам - й), подтвердив тем самое перекрытие этих царствований в соответствии с требованиями независимых хронологиями Ассирийского и Вавилонской изложено более тридцати лет назад Дж. Бринкманом.
- Малькольм Х. Винер, Egypt amp; TimeПродолжительность правления Нинурта-апил-Экура неизвестна, поскольку сохранившиеся копии Списка ассирийских царей различаются - от трех до тринадцати лет. Со времен его сына и преемника Ашур-дана I они согласованы и поддерживаются сохранившимися списками лимму с 892 г. до н.э.
Считается, что его правление было мирным. Иначе обстоит дело с окраинами его королевства, где катастрофический крах в конце бронзового века начал драматически разворачиваться, когда многие города Леванта подвергались разрушению. Город Эмар, расположенный на севере Сирии, был разграблен, и на полу частного дома был найден юридический документ, датированный вторым годом его жизни. Табличка представляет собой краткосрочный контракт, и историк Даниэль Арно пришел к выводу, что между ее подготовкой и катастрофическим разрушением города «ордами врагов» прошло очень короткое время («недели»).
Несмотря на кровавую бойню, устроенную в то время могущественными империями, такими как хетты, столица которых Хаттуса была разграблена примерно в середине его правления, в Вавилонии продолжались научные писцы и строительство. В тексте гадания перечислено 25 знамений, определяемых траекторией полета сокола, или сурду, и ворона, или арибу, он был написан Бел-надин-Шуми, сыном Ила-ушаршанни, и датирован месяцем Арахсамну, 8-м днем., 3-й год, 2-й год, используя любопытную формулу двойного датирования, принятую во время правления его предшественника. Оно начинается со слов: «Если человек уйдет по поручению, а сокол перейдет справа от человека слева от человека - он исполнит свое желание». Мели-Шипак отвечал за строительные работы на Экуре в Ниппуре, Эгалмане в Исине, а более поздний текст, инвентарь нововавилонского храма, описывает его благотворительность в Уре.
Одна из его дочерей, якобы старшая, была замужем за эламским правителем Шутрук-Наххунте. Это был последний из серии дипломатических браков между касситскими правителями Вавилона и эламскими царями, но он должен был иметь непредвиденные последствия, так как он заставил Шутрука-Наххунте поверить в то, что он претендует на вавилонский трон. Когда он позже должен был вторгнуться и унести добычу обратно в Сузы, он должен был добавить дополнительные надписи к объектам, которые он взял в память, например:
Я Шутрук-Наххунте, царь Элама. Бог Иншушинак отдал мне приказ... Город Сиппур, который я победил... Я ограбил (букв. «Принес в свои руки») стелу Нарам-Сина и вернул ее в Элам... Стела Мели -Шипак I ограбил у [касситского царя] Караиндаша и привез обратно в Элам...
- Шутрук Наххунте, Королевская надписьПограничный камень ( кудурру ) сообщает о передаче им земли с освобождением от налогов своему сыну и преемнику Мардук-апал-иддине I ( дар земли Мардук-апал-иддине ). Его дочь unnubat-Nana (ya) также была получателем земельного гранта, который ее отец купил от ее имени, опровергая прежнюю теорию касситского феодализма, согласно которой вся земля принадлежала монарху.
В кудурру записаны судебные процессы, касающиеся поместья Такил-ана-илишу за три царствования: Адад-Шума-иддина, Адад-Шума-удур и Мели-Шипак. Это примечательно, потому что Мели-Шипак поддерживает решения обоих своих предшественников, один из которых, Адад-Шума-иддина, возможно, был просто вассальным царем ассирийского патронажа.
Распространение традиции кудурру примерно в это время предполагает усиление покровительства со стороны монарха, пытающегося поддержать лояльность своему правлению, возможно, чтобы противостоять проблемам легитимности или нестабильности. Кудурра предоставление пятьдесят Гура из кукурузной земли в провинции Побитового Pir'-Amurri короля на ХА-SAR-ем, официальный или sukkal mu'irri, может быть один из таких примеров, и грант на [Me] Ли-Шала может быть другим. Табличка записывает рикильту (дар, указ), изданный королем Мели-Шипаком на втором году его правления Сангу и Сатамму (администратору храма) Эзиды, храма в Борсиппе.