Архитектура Месопотамии

редактировать
Реконструкция Ворот Иштар в Пергамском музее ( Германия)

архитектура Месопотамии - древняя архитектура региона Тигр - речной системы Евфрата (также известной как Месопотамия ), охватывающий несколько различных культур и охватывающий период с 10-го тысячелетия до нашей эры, когда первые постоянные сооружения были построены в 6-м веке до нашей эры. Среди месопотамских архитектурных достижений - развитие городского планирования, дворового дома и зиккуратов. В Месопотамии не существовало архитектурной профессии; однако писцы проектировали и управляли строительством для правительства, знати или королевской семьи.

Изучение древней месопотамской архитектуры основано на имеющихся археологических свидетельствах, графических изображениях зданий и текстах о строительной практике. Согласно Арчибальду Сэйсу, примитивные пиктограммы периода периода Уруков предполагают, что «камня было мало, но он уже был разрезан на блоки и уплотнения. Кирпич был обычным строительным материалом, и с Здесь строились города, крепости, храмы и дома. Город был снабжен башнями и стоял на искусственной платформе; дом также имел башенный вид. Он был снабжен дверью, которая поворачивалась на петле и могла открываться. с чем-то вроде ключа; городские ворота были в большем масштабе и, кажется, были двойными... Боялись демонов, у которых были крылья, как у птицы, и камни в фундамент дома - или, скорее, кирпичи - освящались некоторые предметы, которые были депонированы под ними ».

Научная литература обычно концентрируется на архитектуре храмов, дворцов, городских стен и ворот и других монументальных зданий, но иногда встречаются и работы по жилой архитектуре. Археологические исследования поверхности также позволили изучить городскую форму ранних месопотамских городов.

.

Содержание
  • 1 Строительные материалы
    • 1.1 Украшение
  • 2 Градостроительство
  • 3 Дома
  • 4 Дворцы
  • 5 Храмы
    • 5.1 Зиккураты
  • 6 Дизайн ассирийских построек, укрепления и храмы
  • 7 Ландшафтная архитектура
  • 8 См. также
  • 9 Примечания
  • 10 Ссылки
  • 11 Дополнительная литература
Строительные материалы
Ану / Зиккурат Белого храма Ану / Белый Храм зиккурат в Урук. Первоначальная пирамидальная структура, «Ану Зикгурат», датируется шумером около 4000 г. до н.э., а Белый Храм был построен на его вершине около 3500 г. до н.э.

Шумерская кладка обычно не имела раствора, хотя иногда использовался битум. Стили кирпича, которые сильно менялись со временем, классифицируются по периодам.

излюбленный дизайн были округлые кирпичи, которые несколько нестабильны, поэтому месопотамские каменщики кладут ряд кирпичей перпендикулярно остальным через каждые несколько рядов. Преимуществами плоско-выпуклого кирпича были скорость изготовления, а также неровная поверхность, которая лучше удерживала финишный слой штукатурки, чем гладкая поверхность из других типов кирпича.

Кирпичи обжигали на солнце, чтобы они стали твердыми. Эти типы кирпичей намного менее долговечны, чем обожженные в печи, поэтому здания в конечном итоге приходят в негодность. Их периодически разрушали, выравнивали и перестраивали на одном и том же месте. Этот запланированный структурный жизненный цикл постепенно поднял уровень городов, так что они стали возвышаться над окружающей равниной. Образовавшиеся курганы известны как телл и встречаются по всему древнему Ближнему Востоку. Городские здания замедлили разрушение, используя конусы из цветного камня, терракотовые панели и глиняные гвозди, вбитые в сырцовый кирпич, чтобы создать защитную оболочку, украшавшую фасад. Особо ценились импортированные строительные материалы, такие как кедр из Ливана, диорит из Аравии и лазурит из Индия.

Вавилонские храмы - это массивные сооружения из сырого кирпича, поддерживаемые контрфорсами, дождь уносится сточными водами. Один из таких водостоков в Ур был сделан из свинца. Использование кирпича привело к раннему развитию пилястры и колонны, а также фресок и эмалированных плиток. Стены были ярко окрашены, а иногда и покрыты цинком или золотом, а также плиткой. Расписные терракотовые конусы для факелов также втапливались в штукатурку. Ассирия, подражая вавилонской архитектуре, также строила свои дворцы и храмы из кирпича, даже когда камень был естественным строительным материалом страны - добросовестно сохраняя кирпичную платформу, необходимую на болотистой почве Вавилонии, но мало нужную на севере.

Орнамент

Ассирийский ламассу, барельеф ок. 713–716 гг. До н. Э.

Однако со временем ассирийские архитекторы начали избавляться от вавилонского влияния и стали использовать не только кирпич, но и камень. Стены ассирийских дворцов были облицованы скульптурными цветными каменными плитами, а не расписаны, как в Халдее. В искусстве создания этих барельефов можно проследить три этапа: энергичное, но простое под Ашурнасирпал II, тщательное и реалистичное под Саргоном II и утонченное, но лишенное смелости под Ашшурбанипал.

В Вавилонии вместо барельефа чаще используются трехмерные фигуры в круге - самые ранние примеры - статуи из Гирсу, которые реалистичны, хотя и несколько неуклюжи.. Скудность камня в Вавилонии делала драгоценным каждый камешек и привела к высокому совершенству в искусстве огранки драгоценных камней. Два цилиндра-тюленя эпохи Саргона из Аккада являются одними из лучших образцов в своем роде. Одним из первых замечательных образцов ранней металлургии, обнаруженных археологами, является серебряная ваза Энтемены. В более позднюю эпоху были достигнуты большие успехи в производстве таких ювелирных изделий, как серьги и браслеты из золота. Медь тоже обрабатывалась искусно; действительно, возможно, что Вавилония была изначальным домом для обработки меди.

Люди издавна были известны своими вышивками и коврами. Формы ассирийской керамики изящны; фарфор, как и стекло, обнаруженное во дворцах Ниневии, был получен по египетским образцам. Прозрачное стекло, кажется, впервые было введено во времена правления Саргона. Камень, глина и стекло использовались для изготовления ваз, а в Гирсу были выкопаны вазы из твердого камня, похожие на вазы раннего династического периода Египта.

Городское планирование

Шумеры были первым обществом, построившим сам город как построенную и развитую форму. Они гордились этим достижением, как засвидетельствовано в Эпосе о Гильгамеше, который начинается с описания Урука - его стен, улиц, рынков, храмов и садов. Сам Урук важен как центр городской культуры, которая колонизировала и урбанизировала Западную Азию.

Строительство городов было конечным продуктом тенденций, начавшихся в неолитической революции. Рост города был частично спланированным, а частично органичным. Планировка очевидна в стенах, районе высоких храмов, главном канале с гаванью и главной улице. Более тонкая структура жилых и коммерческих пространств является реакцией экономических сил на пространственные ограничения, налагаемые запланированными площадями, что приводит к неправильной конструкции с регулярными элементами. Поскольку шумеры записывали сделки с недвижимостью, можно восстановить большую часть модели роста городов, плотности, стоимости собственности и других показателей из клинописных текстовых источников.

Типичный город делит пространство на жилое, смешанное, коммерческое и общественное. Жилые кварталы сгруппированы по профессиям. В центре города находился высокий храмовый комплекс, всегда находящийся немного в стороне от географического центра. Этот высокий храм обычно предшествовал основанию города и был ядром, вокруг которого выросла городская форма. Прилегающие к воротам кварталы выполняли особую религиозную и хозяйственную функцию.

В городе всегда имелась полоса орошаемых сельскохозяйственных земель с небольшими деревушками. Сеть дорог и каналов связала город с этой землей. Транспортная сеть была организована в три уровня: широкие улицы с процессиями (аккадский: sūqu ilāni u šarri), общественные через улицы (аккадский: sūqu nišī) и частные тупиковые переулки (аккадский: mūṣû). Общественные улицы, которые определяли квартал, мало менялись со временем, в то время как тупиковые переулки были гораздо более подвижными. По текущим оценкам, 10% площади города составляли улицы, а 90% - здания. Каналы; однако для хорошей транспортировки важнее дороги.

Дома
Терракотовая модель дома из Вавилона, 2600 г. до н.э., Египетский музей розенкрейцеров, Сан-Хосе, Калифорния

Материалы, использованные для строительства месопотамского дома, были похожи, но не точны, как те, что используются сегодня: глинобитный кирпич, глиняная штукатурка и деревянные двери, которые, естественно, были доступны по всему городу, хотя дерево не было распространено в некоторых городах Шумера. У большинства домов была квадратная центральная комната с другими комнатами, примыкающими к ней, но большие различия в размерах и материалах, использованных для строительства домов, предполагают, что они были построены самими жителями. Самые маленькие комнаты могли не совпадать с самыми бедными людьми; на самом деле, могло случиться так, что беднейшие люди строили дома из скоропортящихся материалов, таких как тростник, за пределами города, но прямых доказательств этому очень мало.

Дизайн жилого дома был прямым развитием Убайдские дома. Хотя шумерские цилиндрические печати изображают тростниковые дома, дом во внутреннем дворе был преобладающей типологией, которая используется в Месопотамии до наших дней. Этот дом под названием é (клинопись : 𒂍, E 2; шумерский : e 2; аккадский : bītu) был обращен внутрь к открытому двору, который создавал охлаждающий эффект, создавая конвекционные потоки. Этот двор, называемый tarba taru (аккадский), был главной организационной особенностью дома, все комнаты выходили в него. Наружные стены были безликими, только один проход соединял дом с улицей. Движение между домом и улицей требовало поворота на 90 ° через небольшую прихожую. С улицы через открытую дверь была видна только задняя стена вестибюля, со двора тоже не было вида на улицу. У шумеров было строгое разделение общественных и частных пространств. Типичный размер шумерского дома составлял 90 м.

Дворцы

дворец возник в период ранней династии I. С довольно скромного начала дворец становится все больше и больше по мере того, как власть становится все более централизованной. Дворец называется «Большой дом» (клинопись: E 2.GAL шумерский e 2 -gal Akkdian: ekallu), где lugal или энси жил и работал.

Дворцы ранней месопотамской элиты были крупными комплексами и часто были щедро украшены. Самые ранние известные примеры взяты из участков долины реки Дияла, таких как Хафаджа и Телль Асмар. Эти дворцы третьего тысячелетия до нашей эры функционировали как крупные социально-экономические учреждения, и поэтому, наряду с жилыми и частными функциями, в них размещались мастерские ремесленников, продовольственные склады, церемониальные дворы и часто ассоциировались со святынями. Например, так называемый «гипару» (или Гиг-Пар-Ку на шумерском языке) в Уре, где жили жрицы бога Луны Нанны, был крупным комплексом с множеством дворов, множеством святилищ, погребальные камеры умерших жриц и парадный банкетный зал. Аналогичный сложный образец месопотамского дворца был раскопан в Мари в Сирии и датируется старовавилонским периодом.

Ассирийские дворцы железного века, особенно в Калху / Нимруд, Дур Шаррукин / Хорсабад и Нинува / Ниневия, стали известны благодаря до ассирийских дворцовых рельефов, обширных графических и текстовых повествовательных программ на их стенах, вырезанных на каменных плитах, известных как ортостаты. Эти графические программы либо включали культовые сцены, либо повествования о военных и гражданских достижениях королей. Ворота и важные проходы были окружены массивными каменными изваяниями апотропных мифологических фигур, ламассу и крылатых джиннов. Архитектурное устройство этих дворцов железного века также было организовано вокруг больших и малых дворов. Обычно тронный зал царя открывался в огромный парадный двор, где собирались важные государственные советы и проводились государственные церемонии.

В некоторых ассирийских дворцах было обнаружено огромное количество предметов мебели из слоновой кости, что указывает на интенсивные торговые отношения с северными сирийскими неохеттскими государствами в то время. Полосы из бронзы украшали деревянные ворота главных зданий, но в основном были разграблены при падении империи; Врата Балавата - основные выжившие.

Храмы

Храмы часто предшествовали созданию городских поселений и за 2500 лет истории Шумеров выросли из небольших однокомнатных построек до сложных многоярусных комплексов. В шумерских храмах, укреплениях и дворцах использовались более современные материалы и методы, такие как контрфорсы, углубления и полуколонны. Хронологически шумерские храмы произошли от более ранних храмов Убайд. По мере того, как храм приходил в упадок, он был ритуально разрушен, а на его фундаменте построен новый храм. Храм-преемник был больше и отчетливее своего предшественника. Эволюция храма E2.abzu в Эриду является часто цитируемым примером этого процесса. На многих храмах были выгравированы надписи, например, в Телль Укаир. Дворцы и городские стены появились намного позже храмов в раннединастический период.

Форма шумерского храма является проявлением ближневосточной космологии, которая описывала мир как диск земли, который был окруженный соленым океаном, оба из которых плавали в другом море пресной воды, называемом апсу, над ними находился полусферический небосвод, который регулировал время. Мировая гора образовывала ось мира, соединяющую все три слоя. Роль храма заключалась в том, чтобы действовать как ось мира, место встречи богов и людей. Сакральность «высоких мест» как места встречи между царствами - это доубейдская вера, хорошо засвидетельствованная на Ближнем Востоке еще в эпоху неолита. План храма был прямоугольным с углами, указывающими по сторонам света, чтобы символизировать четыре реки, текущие с горы в четыре региона мира. Ориентация также служит более практической цели использования крыши храма в качестве обсерватории для шумерского хронометража. Храм был построен на невысокой террасе из утрамбованной земли, символизирующей священный холм исконной земли, вышедший из воды под названием дукуг, «чистый холм» (шумерский: du 6 - ку 3 Клинопись :) во время создания.

Двери длинной оси были точкой входа для богов, а двери короткой оси - точкой входа для людей. Эта конфигурация была названа подходом с изогнутой осью, так как любой входящий должен был повернуться на девяносто градусов, чтобы встретить культовую статую в конце центрального зала. Подход с изогнутой осью - это нововведение храмов Убайд, в которых использовалась линейная ось, а также характерная черта шумерских домов. Стол для жертвоприношений располагался в центре храма на пересечении осей.

Храмы периода Урук делили прямоугольник храма на трехчастные, Т-образные или комбинированные планы. Трехсторонний план, унаследованный от Убайда, имел большой центральный зал с двумя меньшими по бокам залами с обеих сторон. Вход располагался по короткой оси, а святыня - в конце длинной оси. Т-образный план, также относящийся к периоду Убайд, был идентичен трехстороннему плану, за исключением зала на одном конце прямоугольника, перпендикулярного главному залу. Храм C из района Эанна Урука представляет собой тематическое исследование классической формы храма.

В последующий раннединастический период произошел взрыв разнообразия в дизайне храмов. Храмы по-прежнему сохранили такие особенности, как ориентация света, прямоугольные планы и контрфорсы. Однако теперь они приобрели множество новых конфигураций, включая дворы, стены, бассейны и казармы. Храм Греха в Хафаджа типичен для этой эпохи, поскольку он был спроектирован вокруг ряда внутренних дворов, ведущих к целле.

. Высокий храм был особым типом храм, который был домом для бога-покровителя города. Функционально он служил центром хранения и распространения, а также местом жительства священства. Белый храм из Ану в Урук типичен для высокого храма, который был построен очень высоко на платформе из сырцового кирпича. В раннединастический период высокие храмы стали включать в себя зиккурат, серию платформ, образующих ступенчатую пирамиду. Такие зиккураты, возможно, послужили источником вдохновения для библейской Вавилонской башни.

Зиккураты

Восстановленный зиккурат в Ираке

Зиккураты были огромными пирамидальными храмовыми башнями, которые были сначала построены в шумерских городах-государствах, а затем получили развитие в Вавилонии и ассирийских городах. Известно 32 зиккурата в Месопотамии или вблизи нее: 28 в Ираке и 4 в Иране. Известные зиккураты включают Большой зиккурат Ура около Насирии, Ирак, зиккурат Акар-Куфа около Багдада, Ирак, Чога Занбил в Хузестане, Иран (самый последний из обнаруженных), и Сиалк около Кашана, Иран. Зиккураты были построены шумерами, вавилонянами, эламитами и ассирийцами как памятники местным религиям. Самыми ранними примерами зиккурата были приподнятые платформы, которые датируются периодом Убайд в течение четвертого тысячелетия до н.э., а самая поздняя дата - VI веком до нашей эры. Верх зиккурата был плоским, в отличие от многих пирамид. Стиль ступенчатой ​​пирамиды начался ближе к концу раннединастического периода.

Построенный из отступающих ярусов на прямоугольной, овальной или квадратной платформе, зиккурат имел пирамидальную структуру. Ядро зиккурата составили обожженные на солнце кирпичи, снаружи - облицовка из обожженного кирпича. Облицовки часто покрывали глазурью разных цветов и, возможно, имели астрологическое значение. Иногда на этих глазурованных кирпичах были выгравированы имена королей. Количество ярусов варьировалось от двух до семи, на вершине располагалась святыня или храм. Доступ к святыне обеспечивался серией пандусов с одной стороны зиккурата или спиральным пандусом от основания к вершине. Было высказано предположение, что зиккураты были построены так, чтобы напоминать горы, но существует мало текстовых или археологических свидетельств, подтверждающих эту гипотезу.

Классические зиккураты возникли в неошумерский период с сочлененными контрфорсами, облицовкой из стекловидного кирпича и энтазисом на возвышении. Зиккурат Ура - лучший пример этого стиля. Еще одним изменением в дизайне храма в этот период стал прямой подход к храму, а не изогнутой оси.

Зиккурат Ур-Намму в Уре был спроектирован как трехступенчатая конструкция, но сегодня сохранились только два из них. Вся эта основная структура из сырцового кирпича изначально была облицована оболочкой из обожженного кирпича, установленной в битум, 2,5 м на первой самой нижней ступени и 1,15 м на второй. На каждом из обожженных кирпичей было выбито имя короля. Наклонные стены сцен были укреплены. Доступ к вершине осуществлялся по тройной монументальной лестнице, которая все сходится в портале, который открывается на площадке между первой и второй ступенями. Высота первой ступени составляла около 11 м, второй - около 5,7 м. Обычно третий этап реконструируется экскаваторами зиккурата (Леонард Вулли ) и венчается храмом. В зиккурате C hogha Zanbil археологи обнаружили массивные тростниковые веревки, которые проходили через ядро ​​зиккурата и связывали вместе массу глиняного кирпича.

Наиболее примечательными архитектурными памятниками ранней Месопотамии являются храмовые комплексы в Уруке 4-го тысячелетия до нашей эры, храмы и дворцы раннединастического периода в Долина реки Дияла, такая как Хафаджа и Телль Асмар, Третья династия Ура остается в Ниппуре (святилище Энлиля ) и Ур (святилище Нанны ), средний бронзовый век, остатки сирийско-турецких памятников Эбла, Мари, Алалах, Алеппо и Култепе, дворцы позднего бронзового века в Богазкой (Хаттуша), Угарит, Ашур и Нузи, дворцы и храмы железного века в ассирийском (Калху / Нимруд, Хорсабад, Ниневия ), вавилонский (Вавилон ), урартский (Тушпа / Ван, Хайкаберд, Аянис, Армавир, Эребуни, Бастам ) и Неохеттские стоянки (Каркамис, Телль Халаф, Каратеп д ). Дома в основном известны из древневавилонских останков в Ниппуре и Уре. Среди текстовых источников о строительстве зданий и связанных с ними ритуалах следует отметить цилиндры Гудеа конца 3-го тысячелетия, а также ассирийские и вавилонские царские надписи железного века.

Дизайн ассирийских зданий, укреплений и храмов
Скажи Асмару Вотивная скульптура «Стоящий человек» 2750–2600 гг. До н.э.

Планы всех ассирийских построек имеют прямоугольную форму, и мы знаем, что давным-давно, как и сейчас, восточные архитекторы использовали этот контур почти всегда, а затем он вырастил одни из самых красивых и разнообразных форм, которые когда-либо создавались. Они собираются по углам изящными изгибами и на основании обычного квадратного зала несут минарет или купол, восьмиугольник или круг. То, что это иногда делали в Ассирии, показывают скульптуры. Плиты из Куюнджик демонстрируют купола различной формы и башнеобразные конструкции, каждая из которых поднимается из квадратного основания. Сходство между древней формой купола и куполом, который до сих пор используется в ассирийских деревнях, очень разительно. Неизвестно, использовались ли скатные крыши. Г-н Бономи считает, что это так, и несколько скульптур, кажется, подтверждают его точку зрения. От частных домов, конечно, ничего не осталось; но они изображены на плитах в несколько этажей в высоту, причем на первом этаже, как обычно, есть только дверь и нет окон. У всех плоские крыши, и из одного из барельефов, изображающего горящий город, мы понимаем, что эти крыши были сделаны, как и сейчас, из толстых слоев земли на прочных балках. Эти крыши почти пожаробезопасны, и пламя изображается остановленным ими и выходящим из окон. Никаких остатков окна или, насколько нам известно, внутренней лестницы не найдено.

Об укреплениях мы знаем гораздо больше. На северной стене Нимруда прослежены пятьдесят восемь башен, а в Куюнджике есть большие остатки трех стен, нижняя часть из камня, а верхняя из высушенных на солнце кирпичей. В Хорсабаде есть остатки стены, все еще высотой 40 футов (12 м), построенной из каменных блоков толщиной от 3 до 4 футов (1,2 м), и отсутствуют свидетельства ее отделки. полностью снабжены скульптурами, которые необычайно похожи на средневековые произведения того же класса. Ярус за ярусом изображены стены, окружающие большую башню или крепость в центре. Входы - большие арочные ворота, окруженные квадратными башнями. Эти и другие башни имеют нависающие парапеты, как и средневековые машины, и завершены сверху зубчатыми стенами, остатки которых были найдены в Нимруд и Коуюнджик, и в Ассур, столице Ассирии перед Ниневией.

Из храмов, отличных от дворца, у нас есть несколько предполагаемых останков, но об их общей форме известно мало.

Но в Халдее есть огромные массы руин, очевидно, остатки огромных курганов, которые составляли основу их храмов. Самый грандиозный из них и самый интересный - храм Набу в Борсиппа (ныне Бирс Нимрод), около Вавилона, который был идентифицирован как храм семи сфер. Это было реконструировано Навуходоносором, как видно из хорошо известной надписи. Другой пример - Mugheir, который был 198 футов (60 м) на 133 фута (41 м) у основания и даже сейчас имеет высоту 70 футов (21 м), и ясно, что оба они и Бирс были построены с уменьшающимися ступенями, представляющими серию грандиозных платформ, уменьшающихся в длине по мере подъема, и оставляя сравнительно небольшую наверху для келии храма. Предполагается, что он был найден в Бирс Нимруд из остеклованного кирпича, изготовленного в старинных печах.

Ландшафтная архитектура

Текстовые источники указывают, что планировка открытых пространств была частью города с древнейших времен. Описание Урука в Эпосе о Гильгамеше рассказывает об одной трети этого города, отведенной под сады. Аналогичное запланированное открытое пространство находится в одной пятой вольере Ниппур. Еще одним важным элементом ландшафта был пустырь (аккадский: кишуббу).

За пределами города шумерское ирригационное земледелие создало одни из первых садовых форм в истории. Сад (сар) был 144 квадратных локтя с каналом по периметру. Эта форма закрытого четырехугольника послужила основой для более поздних райских садов Персии.

В Месопотамии использование фонтанов датируется 3-м тысячелетием до нашей эры.. Ранний образец сохранился в резной вавилонской чаше, датируемой ок. 3000 г. до н.э., найдено в Гирсу, Лагаш. Древний ассирийский фонтан, «обнаруженный в ущелье реки Комель, состоит из бассейнов, вырезанных в твердой скале и ступенчато спускающихся к ручью». Вода поступала из небольших каналов.

См. Также
Викискладе есть материалы, связанные с Архитектура Месопотамии.
Примечания
Ссылки
Дополнительная литература

Последняя правка сделана 2021-06-12 00:54:31
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте