Ашурбанипал

редактировать
Ассирийский правитель

Ашшурбанипал
The Royal lion hunt reliefs from the Assyrian palace at Nineveh, the king is hunting, about 645-635 BC, British Museum (12254914313).jpg Ашшурбанипал, крупный план из Охота на львов в Ашшурбанипале
Царь Неоассирийской империи
Правление669–631 до н.э.
ПредшественникАсархаддон
ПреемникАшур-этил-илани
Родился685 г. до н.э.
Умер631 г. до н.э. (в возрасте г.54)
СупругаЛиббали-шаррат
ВыпускАшур-метил -илани. Синшаришкун. Нинурта-шарру-узур
Аккадский Ашшур-бани-апли. Ашшур-бани-хабал
Династия Династия Саргонидов
ОтецАсархаддон
МатьНеизвестно, ассирийского происхождения.

Ашурбанипал, также пишется Ашурбанипал, Ассурбанипал и Асурбанипал (нео-ассирийская клинопись : Rassam cylinder Anshardua.png, Ашшур-бани-апли или Ашшур-бани-хабал, что означает «Ашур дал n сын-наследник ") был царем Неоассирийской Империи со дня смерти своего отца Асархаддона в 668 г. до н.э. до его собственной смерти в 631 г. до н.э. Четвертого царя династии Саргонидов, Ашшурбанипала обычно помнят как последнего великого царя Ассирии.

Во время правления Ашшурбанипала Неоассирийская империя была самой большой империей, которую когда-либо видел мир, а ее столица, Ниневия, вероятно, была самым большим городом на планете. Избранный своим отцом наследником в 672 г. до н.э., несмотря на то, что он не был старшим сыном, Ашшурбанипал взошел на престол в 669 г. до н.э. вместе со своим старшим братом Шамаш-шум-укин, который стал царем Вавилона. Большая часть первых лет правления Ашшурбанипала была потрачена на борьбу с восстаниями в Египте, который был завоеван его отцом.

Величайшие кампании Ашшурбанипала были направлены против Элама, древнего врага Ассирии, и против Шамаш-шум-укина, который ожидал стать равным Ашшурбанипалу и начал возмущаться властный контроль, который держал над ним его младший брат. Элам потерпел поражение в серии кампаний в 665 г. до н.э. и в 647–646 гг. До н.э., после которых города Элама были разрушены, его жители истреблены, а земля осталась бесплодной и незащищенной. Шамаш-шум-укин восстал в 652 г. до н.э. и собрал коалицию врагов Ассирии, чтобы вместе с ним сражаться против Ашшурбанипала, но потерпел поражение от Ашшурбанипала.

Ашшурбанипал наиболее известен строительством Библиотеки Ашшурбанипала, первой систематически организованной библиотеки в мире. Сам царь считал своим величайшим достижением библиотеку - собрание более 30 000 глиняных табличек с текстами нескольких жанров, включая религиозные документы, справочники и традиционные месопотамские рассказы. Библиотека Ашурбанипала - основная причина, по которой тексты, такие как Эпос о Гильгамеше, сохранились до наших дней.

Содержание
  • 1 Предпосылки
  • 2 Царствование
    • 2.1 Раннее правление и египетские кампании
    • 2.2 Первая эламская кампания
    • 2.3 Сделки с Лидией и киммерийцами
    • 2.4 Восстание Шамаш-шум- укин в Вавилоне
    • 2.5 Вторая кампания эламитов
    • 2.6 Арабские кампании
    • 2.7 Преемственность и хронология
  • 3 Семья и дети
  • 4 Наследие
    • 4.1 Библиотека Ашшурбанипала
    • 4.2 Оценка историков
    • 4.3 В искусстве и массовой культуре
  • 5 Заголовки
  • 6 См. Также
  • 7 Примечания
  • 8 Ссылки
    • 8.1 Цитируемая библиография
    • 8.2 Цитируемые веб-источники
    • 8.3 Цитируемые источники новостей
  • 9 Внешние ссылки
Предпосылки
Ашшурбанипал изображен как строитель храмов, реставратор святыни Эа в Храме Мардука в Вавилоне, 668–655 гг. До н. Э.. Британский музей.

Ашшурбанипал, вероятно, был четвертым старшим сыном короля Асархаддона, младше наследного принца Син-надин-апли и двух других сыновей Шамаша -шум-укин и Шамаш-мету-убаллит.У него также была старшая сестра, Серуа-этерат, и несколько младших братьев. Син-надин. -апли неожиданно умер в 674 г. до н.э., и Асархаддон, который стремился избежать кризиса престолонаследия, так как сам только с большим трудом взошел на престол, вскоре начал строить новые планы наследования. Асархаддон полностью обошел третьего старшего сына, Шамаш-мету-убаллит, возможно, потому, что этот князь страдал от слабого здоровья.

В мае 672 г. до н.э. Асархаддон назначил Ашурбанипала наследником Ассирии и Шамаша- Шум-укин был назначен наследником Вавилонии.Два князя прибыли в столицу Ниневии вместе и приняли участие в праздновании с иностранными представителями, ассирийской знатью и солдатами. Продвигать одного из его сыновей в качестве наследника Ассирии, а другого - в качестве наследника Вавилона, было новой идеей, в течение последних десятилетий ассирийский царь одновременно был царем Вавилона. Асархаддон мог решить разделить свои владения. титулы между его сыновьями с тех пор, как братья Асархаддона убили его отца Сеннахириба и попытались узурпировать трон после того, как Асархаддон был провозглашен наследником за несколько десятилетий до этого. Разделив правление империи, он мог предположить, что такой зависти и соперничества можно избежать.

Выбор называть младшего сына наследным принцем Ассирии, что явно было основным титулом Асархаддона, и старшего сына как наследный принц Вавилона может быть объяснен матерями двух сыновей. Хотя мать Ашурбанипала, вероятно, была ассирийкой, Шамаш-шум-укин был сыном женщины из Вавилона (хотя это неясно, Ашшурбанипал и Шамаш-шум-укин могли иметь одну и ту же мать) которая могла иметь проблемные последствия, если Шамаш-шум-укин должен был взойти на ассирийский престол. Поскольку Ашубанипал был следующим старшим сыном, он тогда был лучшим кандидатом на престол. Тогда Асархаддон мог предположить, что вавилоняне будут довольны кем-то из вавилонских королей в качестве своего царя, и вместо этого поставили Шамаш-шум-укина унаследовать Вавилон и южные части своей империи. В договорах, составленных Асархаддоном, несколько неясно, какие отношения он намеревался иметь со своими двумя сыновьями. Ясно, что Ашшурбанипал был основным наследником империи и что Шамаш-шум-укин должен был принести ему присягу на верность, но в других частях также указано, что Ашшурбанипал не должен был вмешиваться в дела Шамаш-шум-укина, что указывает на более равноправный

После того, как Ашшурбанипал был назначен наследным принцем, он начал готовиться к королю, наблюдая за своим отцом, изучая этикет и изучая военную тактику. Ашурбанипал также работал шпионом, составляя отчеты для своего отца на основе информации, полученной от агентов по всей Ассирийской империи. Он получил образование у генерала Набу-шар-узура и писца Набу-ахи-эриба, и у него появился интерес к литературе и истории. Наследный принц овладел писарскими и религиозными знаниями и научился читать как свой родной аккадский язык, так и шумерский. Согласно более поздним рассказам Ашшурбанипала (его анналы представляют собой основные исторические источники его правления), Асархаддон благосклонно относился к нему из-за его ума и храбрости.

Поскольку Асархаддон постоянно болел, большая часть административных обязанностей империи легла на Ашшурбанипал. и Шамаш-шум-укин в течение последних нескольких лет правления их отца. Когда Асархаддон ушел, чтобы выступить против Египта, Ашшурбанипал стал ответственным за дела двора, а после смерти своего отца в 669 г. до н.э., полная власть был перенесен в Ашшурбанипал без каких-либо инцидентов.

Царствование

Раннее правление и египетские кампании

Неоассирийская империя в 671 г. до н.э., после Асархаддона ' s (отец и предшественник Ашшурбанипала) успешное вторжение в Египет.

После смерти Асархаддона в конце 669 г. до н.э. Ашшурбанипал стал ассирийским царем в соответствии с планами его отца. Весной следующего года Шамаш-шум-укин был провозглашен царем Вавилона и возвратил статую Беля (Бел, или Мардук, покровитель Вавилона) города, украденного его дедом, царем Сеннахирибом двадцатью годами ранее. Шамаш-шум-укин будет править в Вавилоне в течение шестнадцати лет, по-видимому, в основном мирно по отношению к своему младшему брату, но будут неоднократные разногласия по поводу точной степени его контроля. Хотя надписи Асархаддона предполагают, что Шамаш-шум-укин должен был получить право управлять всей Вавилонией, современные записи только определенно доказывают, что Шамаш-шум-укин владел самим Вавилоном и его окрестностями. Правители некоторых вавилонских городов, таких как Ниппур, Урук и Ур, и правители Морской Земли (болотистые земли на юге Шумера, недалеко от берегов Персидского залива ), все игнорировали существование царя в Вавилоне и видели Ашурбанипала своим монархом.

После того, как он и его брат были должным образом инаугурации. будучи монархом, Ашшурбанипал обратил свое внимание на Египет. Египет был завоеван Асархаддоном в 671 г. до н.э., что стало одним из величайших достижений отца Ашшурбанипала. Хотя Асархаддон назначил верных правителей ответственными за новые египетские территории и захватил большую часть египетского королевского двора, включая сына и жену фараона, фараон Тахарка бежал в Куш на юге.

осада ассирийцами египетского укрепленного города, вероятно Мемфиса, во время ассирийского завоевания Египта в 667 г. до н.э. Создан в 645–635 гг. До н.э. при Ашурбанипале. Британский музей. египетских пленных, которых ассирийские охранники сопровождают из египетского города. Британский музей.

В 669 году до нашейэры Тахарка вновь появилась юга и вдохновила Египет на попытку освободиться от власти Асархаддона. Асархаддон получил известие об этом восстании и узнал, что даже некоторые из его собственных правителей, которых он назначил в Египте, перестали платить ему дань и присоединились к повстанцам. Асархаддон двинулся, чтобы победить это восстание, но умер, не достигнув границы с Египтом. подавив угрозу, Ашшурбанипал вторгся в Египет в ок. 667 г. до н.э., направив ассирийскую армию на юг до Фив, одну из древних столиц Египта, и разграбив многочисленные восставшие города. В цилиндре Рассама Ашурбанипала записано следующее:

В моей первой кампании я выступил против Магана, Мелуххи и Тахарки, царя Египет и Эфиопия, которых Асархаддон, царь Ассирии, отец, родивший меня, победил и чью землю он подчинил своей власти. Тот же самый Тахарка забыл о мощи Ашура, Иштар и других великих богов, мои лорды, и положился на свою собственную силу. Он восстал против царей и регентов, которых мой отец назначил в Египте. Он вошел и поселился в Мемфисе, город, который мой отец завоевал и включил в состав Ассирии.

Восстание было остановлено, и Ашшурбанипал назначил своим вассальным правителем в Египте Нехо I, который был царем города Саис, и сын Нехо Псамтик I, получивший образование в ассирийской столице Ниневии во время правления Асархаддона

Ашурбанипал покинул Египет. после его победы. Таким образом, страна считалась уязвимой, и племянник Тахарки и назначенный преемник Тантамани вторглись в Египет в надежде вернуть свою семью на трон. Он встретил силы Нехо в Мемфисе, столице Египта, и, хотя Тантамани был побежден, Нечо также погиб в битве. Ситуация быстро изменилась в пользу Тантамани, когда сами египтяне поднялись вместе с ним против Псамтика, который скрылся. Услышав об этом, Ашшурбанипал снова направил свою армию в Египет и победил Тантамани. В 663 г. до н.э. Фивы, цитадель кушитов в Египте, были разграблены в третий раз менее чем за десять лет, и Тантамани отказался от кампании и бежал обратно в Куш.

Победивший, Ашшурбанипал сделал Псамтика полный фараон Египта в 665 г. до н.э. и предоставил ему ассирийские гарнизоны по всему Египту. В следующие несколько лет Ашшурбанипал был оккупирован в других местах, ведя свою армию в Анатолии против Табала, на севере против Урарту и на юго-востоке против Элама. Королевство постепенно ускользнет из-под контроля Ассирии без кровавого конфликта.

Первая эламская кампания

Элам был побежден армиями Ашшурбанипала в битве при Улае в 653 г. до н. Э. Монументальный рельеф показывает, что эламская армия была вытеснена в реку Улай справа. В Британском музее. Удаление языка и живое снятие кожи с вождей эламитов после битвы при Улае, на коронации Умманигаша и его брата Таммариту, 653 г. до н. Э. Британский музей.

В 665 г. до н.э. эламский царь Уртак предпринял внезапную атаку на Вавилонию, но был успешно отброшен в Элам и вскоре умер. Уртака сменил на посту эламского царя Теумман, который не имеет отношения к предыдущему монарху и должен был стабилизировать свое правление, убив своих политических соперников. Трое из сыновей Уртака, главные соперники, претендующие на трон эламитов, бежали в Ассирию и были укрыты Ашурбанипалом, несмотря на то, что их Тымман потребовал в Элам.

После победы над эламитами Ашшурбанипалу пришлось иметь дело с серией восстаний внутри его собственных границ. Бел-икиша, вождь (арамейского племени) в Вавилонии, восстал после того, как он был замешан в поддержке вторжения эламитов и был вынужден отказаться от части своей власти. Мало что известно об этом восстании, но сохранилось письмо, в котором Ашшурбанипал приказывает губернатору Урука, Набу-ушабши, атаковать Бел-икишу. Набу-ушабши, по-видимому, утверждал, что Бел-Икиша был единоличным виновником вторжения эламитов. Восстание Бел-икиши, не причинило большого ущерба, и он был убит вскоре после восстания кабаном. Вскоре после этого в 663 г. до н.э. сын Бел-икиши Дунану сдался Ашшурбанипалу.

Шамаш-шум-укин, похоже, устал от правления Ашшурбанипала к 653 г. надписи из Вавилона предполагают, что Ашшурбанипал управлял делами Шамаш-шум-укина и по сути диктовал его указы. Шамаш-шум-укин послал дипломатов к Теуману в Элам, надеясь использовать свою армию для дестабилизации правления Ашшурбанипала. Ашурбанипал, похоже, не знал о причастности Шамаш-шум-укина, хотя он успешно победил эламитов в 653 г. до н.э. и опустошил их города и страну. Последняя битва в этой кампании, Битва при Улае, произошла недалеко от эламской столицы Сузы и была orns. Я превратил храмы Элама в ничто; их богов и богинь я развел по ветрам. Могилы их древних и недавних королей я опустошил, выставил на солнце и унес их кости в землю Ашур. Я опустошил провинции Элам и посеял на их землях соль ».

Несмотря на тщательную и жестокую кампанию, эламиты какое-то время существовали как политическое образование. Хумбан-халташ вернулся, чтобы править в Мадакту, и (с опозданием) отправил Набу -бел-шумати в Ашшурбанипал, хотя халдей покончил жизнь самоубийством по пути в Ниневию. После того, как Хумбан-халташ был свергнут, схвачен и вскоре после этого отправлен ассирийцам во время восстания, в ассирийских записях больше не говорится об Эламе. Ашшурбанипал не назначал новых правителей Эламитских городов после его кампании и не предпринял никаких попыток интегрировать страну в ассирийскую провинцию, вместо этого оставив ее открытой и незащищенной. Поля остались пустыми и бесплодными. В течение десятилетий после кампании персы мигрировали в регион и восстановите разрушенные города.

Арабские кампании

Ассирийцы преследуют арабов на верблюдах. Ашурбанипал, Северный дворец Ниневии. 660–650 гг. до н.э. Британский музей.

Война Ашшурбанипала против племен Аравийский полуостров привлек относительно мало внимания со стороны современных историков, но это кампания с самым длинным описанием в его собственных трудах. Хронология этих кампаний сомнительна и основана на серии анналов, написанных Ашшурбанипалом, хотя повествование, похоже, было немного изменено в течение нескольких лет. Самый ранний отчет Ашурбанипала о его кампании против арабов был создан в 649 г. до н.э. и описывает, как царь Яута, сын Азаила, царь кедаритов (который был данником отца Ашурбанипала) вместе восстал против Ашшурбанипала. с другим арабским царем по имени Аммуладдин и разграбил западные земли Ассирийской империи. Согласно отчету Ашурбанипала, его армия вместе с армией царя Камас-халта из Моава нанесли поражение силам повстанцев. Амуладдин был схвачен и отправлен в цепях в Ассирию, а Яута сбежал. Вместо Яуты верный арабский военачальник по имени Абияте получил царство кедаритов. Этот ранний рассказ о кампании отличается от большинства других военных рассказов Ашшурбанипала тем, что отсутствует фраза «в моей n-й кампании», царь не описывается как победивший врага лично, а вражеский царь выживает и бежит, а не попадает в плен

Вторая версия повествования, составленная в 648 г. до н.э., также включает в себя то, что Ашшурбанипал победил Адию, королеву арабов, и что Яута бежал к другому вождю, Натну, который отказался от него и остался верен Ашшурбанипалу. Даже более поздние версии повествования также включают упоминания о том, как Яута также восстал против Асархаддона годами ранее. Эти более поздние отчеты также явно связывают восстание Яуты с восстанием Шамаш-шум-укина, помещая его в то же время и предполагая, что западные набеги арабов были вызваны нестабильностью, вызванной гражданской войной в Ассирии.

Ассирийцы и арабы во время правления Ашурбанипала 660–650 гг. До н.э. Британский музей.

Спустя некоторое время после завершения этого первого краткого конфликта Ашшурбанипал провел вторую кампанию против арабов. Рассказ Ашурбанипала об этом конфликте в основном касается передвижения его армии через Сирию в поисках Уиатэ (объединенного с Яутой, но, возможно, другого человека) и его арабских солдат. Согласно отчету, ассирийская армия двинулась из Сирии в Дамаск, а затем в Хулхулити, после чего захватила Абияте и победила Ушсо и Акко. Причина восстания Абияте не упоминается. Более того, Набаяте, который помогал Ашурбанипалу в предыдущей кампании, упоминается как потерпевший поражение во второй войне против арабов, без какой-либо дополнительной информации о том, что привело к изменению их отношений между двумя кампаниями.

Последняя версия арабского повествования определяет две кампании как составляющие девятую кампанию Ашшурбанипала и дополнительно расширяет ее содержание. В этой версии уточняется, что Абияте, сменивший Яуту на посту царя кедаритов и царя Амуладдина, был главными арабскими генералами, присоединившимися к войне Шамаш-шум-укина, и что трофеи, принесенные в Ассирию из кампаний, вызвали инфляцию в империи Ашшурбанипала. и голод в Аравии. Также ясно, что сам Ашшурбанипал, а не только его армия, лично победил в конфликте. В этой более поздней версии также говорится, что Уиат был схвачен и выставлен напоказ в Ниневии вместе с пленными, захваченными во время войн в Эламе.

Наследование и хронология

Смерть Сарданапала Эжен Делакруа (1827), изображающий ошибочную и романтизированную версию Ашшурбанипала, известного как Сарданапал, изображенного как беспечно наблюдающего за захватчиками pl под его городом и уничтожить его гарем, основанный на трудах древнегреческих писателей

Конец правления Ашшурбанипала и начало правления его преемника Ашур-этил-илани, окутано тайной из-за отсутствия доступных источников. Летописи Ашшурбанипала, основные источники его правления, заканчиваются в 636 г. до н.э., возможно, из-за болезни царя. Надписи Ашур-этил-илани предполагают, что его отец умер естественной смертью, но не проливают света на то, когда именно это произошло. До археологических раскопок и открытий в 1800-х годах Ашшурбанипал был известен под именем Сарданапал, основанным на писаниях древних греков, и был ошибочно идентифицирован как последний царь Ассирии. Одна популярная история его смерти заключалась в том, что Сарданапал сжег себя, своих наложниц и слуг заживо вместе со всем своим дворцом во время падения Ниневии в 612 г. до н.э. (почти через двадцать лет после смерти настоящего Ашшурбанипала). 291>

Хотя последний год Ашшурбанипала часто повторяется как 627 г. до н.э., это следует за надписью в Харране, сделанной матерью нововавилонского царя Набонида почти столетие спустя. Последним современным свидетельством того, что Ашшурбанипал был жив и правил как царь, является договор с городом Ниппур, заключенный в 631 году до нашей эры. Чтобы сопоставить подтвержденную продолжительность правления его преемников, принято считать, что Ашшурбанипал либо умер, либо отрекся от престола, либо был низложен в 631 г. до н. Э. 631 г. до н.э. обычно используется как год его смерти. Если бы правление Ашурбанипала закончилось в 627 г. до н.э., надписи его преемников Ашур-этил-илани и Синшаришкун в Вавилоне были бы невозможны, поскольку город был захвачен Набополассаром в 626 г. до н.э. и никогда больше не попадал в руки ассирийцев.

Один из возможных способов оправдать 42-летнее правление Ашшурбанипала - это предположить, что между ним и Ашшур-этил-илани существовало взаимное влияние, но никогда не было такого взаимного влияния. в предшествующей истории Ассирии, и этой идее явно противоречат собственные надписи Ашур-этил-илани, которые описывают его восшествием на престол после окончания правления своего отца. Вполне возможно, что 42-летняя ошибка возникла в более поздней месопотамской историографии из-за знания, что Ашшурбанипал правил одновременно с вавилонскими правителями Шамаш-шум-укином и Кандалану, которые правили вместе 42 года, но Кандалану пережил Ашшурбанипал на три года., умер в 627 г. до н. э.

Роскошный дворец и сады Ашшурбанипала в Ниневии с оригинальной воссозданием цвета. Ирригационные каналы выходят из водопровода. Король появляется под крыльцом. Британский музей.

Еще одна популярная идея, которую, например, защищал польский историк Стефан Завадски в своей книге «Падение Ассирии» (1988), заключается в том, что Ашубанипал и Кандалану были одним и тем же человеком », Кандалану "просто имя, которое царь использовал в Вавилоне. Это считается маловероятным по нескольким причинам. Известно, что ни один из предыдущих ассирийских царей не использовал другое имя в Вавилоне. Надписи из Вавилонии также показывают разницу в продолжительности правления Ашшурбанипала и Кандалану; Правление Ашурбанипала отсчитывается с его первого полного года царствования (668 г. до н.э.), а правление Кандалану отсчитывается с его первого полного года царствования (647 г. до н.э.). Все ассирийские цари, которые лично правили Вавилоном, использовали титул «Царь Вавилонский» в своих надписях, но он не используется в надписях Ашшурбанипала, даже тех, которые были сделаны после 648 г. до н.э. Самое главное, что в вавилонских документах Ашшурбанипал и Кандалану рассматриваются как два разных народа. Никакие современные вавилонские источники не описывают Ашшурбанипала как царя Вавилона.

Ашшурбанипал сменил на престоле его сын Ашур-этил-илани, и он, кажется, был вдохновлен планами преемственности своего отца как еще одного из своих Сыновьям, Синшаришкуну, был пожалован город-крепость Ниппур, и он был назначен преемником Кандалану в Вавилоне после смерти Кандалану.

Семья и дети
Ашурбанипал и его царица Либбали-шаррат изобразили обеденную зону (в центре) -верно). Отрубленная голова эламитов короля Тыммана висит на дереве слева. Британский музей.

Имя королевы Ашурбанипала было Либбали-шаррат (аккадский язык: Либбали-шаррат). О Либбали-шаррат известно немного, но она уже была замужем за Ашурбанипалом, когда он стал царем, и, возможно, вышла за него замуж еще в 673 г. до н.э., примерно в то время, когда умерла царица Асархаддона Эшарра-хаммат.

Трое из детей Ашурбанипала известны по именам:

  • Ашур-этил -илани (аккадский: Ашшур-этил-илани) - сын, который правил Ассирии в 631–627 гг. До н.э.
  • Синшаришкун. (аккадский: Sîn-šar-iškun) - сын, который правил как царь Ассирии 627–612 до н.э.
  • Ninurta-sharru-usur (аккадский: Ninurta-šarru-uṣur) - сын рожденный от низшей жены (т.е. не от Либбали-шаррат), похоже, не играл политической роли.

Надписи Синшаришкуна, в которых упоминается, что он был избран на царство «из числа своих равных» (то есть братьев), предполагают, что У Ашшурбанипала было больше сыновей помимо Ашур-этил-илани, Синшаришкуна и Нинурта-шарру-узура.

Возможно, что родословная Ашшурбанипала вернулась к власти в Месопотамии после падения Ассирии в 61 г. 2–609 гг. До н. Э. Мать последнего из нововавилонских царей Набонида (r . 556–539 гг. До н.э.) была из Харрана и имела ассирийские корни. Эта женщина, Аддагоппе, согласно ее собственным надписям, родилась на 20-м году правления Ашшурбанипала (648 г. до н.э., поскольку годы отсчитывались от первого полного года царя). Британский ученый Стефани Далли считает «почти бесспорным», что Аддагоппе была дочерью Ашшурбанипала из-за ее собственных надписей, в которых утверждается, что Набонид принадлежал к династической линии Ашшурбанипала. Американский профессор библейских исследований Майкл Б. Дик опроверг это, указав, что, хотя Набонид действительно пошел на все, чтобы возродить некоторые старые ассирийские символы (например, ношение накидки на своих изображениях, которых нет на изображениях других нововавилонских царей. но присутствует в ассирийском искусстве) и пытался связать себя с династией Саргонидов, «нет никаких доказательств того, что Набонид был связан с династией Саргонидов».

Наследие

Библиотека Ашшурбанипала

Библиотека Ашшурбанипала в Британском музее Табличка, содержащая часть Эпоса Гильгамеша из Библиотеки Ашшурбанипала. Сейчас экспонируется в Британском музее.

Библиотека Ашшурбанипала была первой систематически организованной библиотекой в ​​мире. Библиотека - самое известное из достижений Ашшурбанипала, и сам царь считал ее величайшим достижением. Библиотека была собрана по приказу Ашшурбанипала, и писцы были разосланы по всей его империи для сбора и копирования текстов всех типов и жанров из библиотек храмов. Большинство собранных текстов были наблюдениями за событиями и предзнаменованиями, текстами, детализирующими поведение определенных людей и животных, текстами о перемещениях небесных объектов и т. Д. В библиотеке также были словари шумерского, аккадского и других языков и множество религиозных текстов, таких как ритуалы, басни, молитвы и заклинания.

Большинство традиционных месопотамских историй и сказок, известных сегодня, таких как Эпос о Гильгамеше, Энûма Элиш (вавилонский миф о сотворении мира), Эрра, Миф об Этане и Эпос о Анзу, дожили до современной эпохи только потому, что были включены в библиотеку Ашшурбанипала. Библиотека охватывала весь спектр литературных интересов Ашшурбанипала, а также включала народные сказки (например, Бедный человек из Ниппура, предшественник одной из сказок в Тысяча и одна ночь ), справочники и научные тексты.

Ашшурбанипал описал причины, по которым была собрана такая обширная библиотека, насчитывающая более 30 000 глиняных табличек, такими словами:

Я, Ашшурбанипал, царь вселенной, которому боги наделили разум, который приобрел проницательную проницательность для самых непонятных деталей научной эрудиции (ни один из моих предшественников не понимал таких вопросов), я поместил эти таблички на будущее в библиотеке в Ниневии для моя жизнь и благополучие моей души, чтобы поддержать основы моего королевского имени.

Ниневия была разрушена в 612 г. до н.э., а библиотека Ашшурбанипала была похоронена под стенами горящего дворца Ашшурбанипала и потеряна для истории более двух тысяч лет. Он был обнаружен в XIX веке Остеном Генри Лейардом и Хормуздом Рассамом, а перевод содержания в нем Джорджем Смитом привел древние месопотамские тексты к современный мир. До ее открытия было широко распространено мнение, что Библия была самой старой книгой и беспрецедентным произведением, идея, которая была решительно опровергнута с открытием библиотеки.

Оценка автора историки

Ашшурбанипал изображен на охоте на львов в Ашшурбанипале

Во время правления Ашшурбанипала Неоассирийская империя была самой большой империей, которую когда-либо видел мир, и ее столицей, Ниневией, с населением около 120 000 жителей. был, вероятно, самым большим городом на планете. Во время его правления Ассирийская империя процветала экономически, несмотря на продолжающееся расширение. Его часто считают последним великим царем Ассирии и признают, наряду с двумя его предшественниками Асархаддоном и Сеннахирибом, одним из величайших ассирийских царей.

Ашшурбанипал иногда характеризовался как фанатик. Король перестроил, отремонтировал и расширил большинство основных святынь по всей своей империи, и многие из действий, которые он предпринял во время своего правления, были вызваны сообщениями о предзнаменовании, что его очень интересовало. Он назначил двух своих младших братьев, Ашур-мукин-приятель eya и Ashur-etel-shame-erseti-muballissu, как священники в городах Assur и Harran соответственно. Он также считается покровителем искусств из-за множества скульптур и рельефов, которые он установил в своих дворцах в Ниневии, изображая наиболее важные события его долгого правления. Стиль, использованный в этих произведениях искусства, имеет «эпическое качество», в отличие от произведений искусства, созданных при его предшественниках.

Оценка Ашшурбанипала была не только положительной. В 639 г. до н.э. Ашурбанипал назвал год (годы обычно назывались в честь людей в древней Ассирии, часто военных чиновников) в честь своего главного музыканта Буллушу, который ассириолог Джулиан Э. Рид рассматривал как «безответственный шаг» и своенравный "король". Хотя Ассирия достигла пика своего могущества во время правления Ашшурбанипала, империя быстро распалась после его смерти. Вопрос о том, частично ли виноват Ашшурбанипал в падении Ассирии, является спорным. Дж. А. Делоне, автор статьи Encyclopaedia Iranica о царе, пишет, что Неоассирийская империя при Ашурбанипале уже начала «проявлять явные симптомы надвигающегося вывиха и падения», а Дональд Джон Уайзман в статье Британской энциклопедии о короле говорится, что «то, что его империя пала в течение двух десятилетий после его смерти, не является обвинением в его правлении; это произошло из-за внешнего давления, а не из-за внутренних раздоров»..

В искусстве и популярной культуре

Ашурбанипал, бронзовая скульптура, созданная Фредом Пархадом в Общественном центре в Сан-Франциско

Изображения Ашшурбанипала в произведениях искусства сохранились со времен его правления. Львиная охота в Ашурбанипале, набор ассирийских дворцовых рельефов из дворца Ашшурбанипала, можно увидеть в Британском музее в Лондоне. Эти барельефы изображают царя, охотящегося и убивающего месопотамских львов. Ассирийскому царю было поручено защищать свой народ, и его часто называли «пастырем». Эта защита включала защиту от внешних врагов и защиту граждан от опасных диких животных. Для ассирийцев самым опасным животным из всех был лев, которого использовали (как и иностранные державы) в качестве примера хаоса и беспорядка из-за их агрессивного характера. Чтобы доказать, что они достойны правления и продемонстрировать, что они были компетентными защитниками, ассирийские цари участвовали в ритуальной охоте на львов. Охота на львов была зарезервирована для ассирийской королевской семьи и была массовым мероприятием, проводившимся в парках в ассирийских городах или поблизости от них.

Ашшурбанипал также был предметом произведений искусства, созданных в наше время. В 1958 году художник-сюрреалист Леонора Кэррингтон нарисовала «Ассурбанипал Аблютинг Гарпий», холст, масло в Музее Израиля, на котором Ашшурбанипал выливает белое вещество на головы голубиоподобных существ с человеческими лицами. Статуя короля, названная Ашурбанипал, была создана скульптором Фредом Пархадом в 1988 году и установлена ​​на улице рядом с ратушей Сан-Франциско. Статуя стоила 100 000 долларов и была описана как «первая значительная бронзовая статуя Ашшурбанипала». Он был подарен городу Сан-Франциско ассирийским народом 29 мая 1988 года, Пархад имел ассирийское происхождение. Некоторые местные ассирийцы выражали опасения, что статуя больше похожа на легендарного месопотамского героя Гильгамеша, чем на настоящего Ашурбанипала. Пархад защищал статую как представляющую Ашшурбанипала, но объяснил, что он допускал некоторые художественные вольности.

Ашшурбанипал также время от времени появлялся в массовой культуре в различных СМИ. Роберт Э. Ховард написал рассказ под названием «Огонь Ассурбанипала», впервые опубликованный в выпуске журнала Weird Tales за декабрь 1936 года, о «проклятом камне, принадлежавшем давным-давно королю»., которого греки называли Сарданапалом, а семитские народы - Ассурбанипалом ». «The Mesopotamians », песня 2007 года исполнителя They Might Be Giants, упоминает Ашурбанипала вместе с Гильгамешем, Саргоном и Хаммурапи.. Ашшурбанипал использовался как правитель ассирийцев в игре Цивилизация V.

Титулы

В надписи на цилиндре, датированной 648 г. до н.э., Ашшурбанипал использует следующие титулы:

Я Ашурбанипал, великий царь, могущественный царь, царь вселенной, царь Ассирии, царь четырех областей мира ; потомок чресл Асархаддона, царя вселенной, царя Ассирии, наместника Вавилона, царя Шумера и Аккада ; внук Сеннахирима, царя вселенной, царя Ассирии.

Подобная титулатура используется на одной из многочисленных табличек Ашшурбанипала:

Я, Ашшурбанипал, великий царь, могущественный царь, царь вселенной, царь Ассирия, царь четырех регионов мира, сын Асархаддона, царь вселенной, царь Ассирии, внук Сеннахирима, царь вселенной, царь Ассирии, вечное семя царственной власти...

Более длинный вариант представлен на одной из надписей Ашшурбанипала в Вавилоне:

Ашшурбанипал, могущественный царь, царь вселенной, царь Ассирии, царь четырех областей мира, царь царей, непревзойденный принц, который с Верхних к Нижнему морю, господствует и покорил к своим ногам всех правителей; сын Асархаддона, великого царя, могущественного царя, царя вселенной, царя Ассирии, наместника Вавилона, царя Шумера и Аккада; внук Сеннахирима, могущественного царя, царя вселенной, царя Ассирии, я.

См. также
Примечания
  1. ^Балту и ашагу, вероятно, были разновидностями колючего кустарника.
Библиография

Цитированная библиография

Cited web sources

Cited news sources

External links
Wikimedia Commons has media related to Ashurbanipal.
Ashurbanipal Sargonid dynasty Born:685 BC Died:631 BC
Preceded by. Esarhaddon King of Assyria. 669–631 BCSucceeded by. Ashur-etil-ilani
Последняя правка сделана 2021-06-11 23:42:36
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте