Ранний династический период (Месопотамия)

редактировать
Ранний династический период. ок. 2900–2350 до н.э.
Basse Mesopotamie DA.PNG
Географический диапазонМесопотамия
Периодбронзовый век
Датыэт. ок. 2900–2350 гг. До н.э. (средний )
Тип сайта Телль Хафаджа, Телль Аграб, Телль Асмар
Основные местаТелль Абу Шахрейн, Телль аль-Мадейн, Телль ас-Сенкерех, Телль Абу Хабба, Телль Фара, Телль Угамир, Телль аль-Мукайяр, Телль Бисмая, Телль Харири
ПредшествовалПериод Джемдета Насра
, за соответствующийаккадский Период
Металлоконструкции, ок. 2900–2600 гг., До н.э., Шумер. Музей Метрополитен.

Раннединастический период (сокращенно ED период или ED ) - это археологическая культура в Месопотамии (современный Ирак ), которая обычно датируется ок. 2900–2350 гг., Предшествовали периоды Урук и Джемдет Наср. Это было время развития письменности и образования первых городов и состояние. ED существовало описанием нескольких города -государст ва : небольшое государство с простыми структурами, которые развивались и укреплялись с течением времени. Это развитие в конечном итоге привело к объединению большей части Месопотамии под властью Саргона, первого монарха Аккадской империи. Несмотря на эту политическую раздробленность, города-государства ED разделяли относительно однородную материальную культуру. Шумерские города, такие как Урук, Ur, Лагаш, Умма и Ниппур, расположенные в Нижней Месопотамии, были очень могущественными и влиятельными. К северу и западу простирались штаты с центрами таких городов, как Киш, Мари, Нагар и Эбла.

Исследование Центральной и Нижней Месопотамия давно имеет приоритет над соседними регионами. Архе памятники в Центральной и Нижней Месопотамии - особенно Гирсу, но также Эшнунна, Хафаджа, Ур и многие другие - были раскопаны с тех пор. 1800-е годы. На этих раскопках были обнаружены клинописные тексты и многие другие важные артефакты. В результате этот район был лучше известен, чем соседние регионы, но раскопки и публикации архивов Эбла изменили эту точку зрения, пролив больше света на прилегающие районы, такие как Верхняя Месопотамия, западная Сирия и юго-западная Иран. Эти новые находки показали, что Нижняя Месопотамия разделяла многие социально-культурные изменения с соседними территориями и весь древний Ближний Восток участвовал в сети обмена, в которой циркулировали материальные блага и идеи.

Содержание

  • 1 История исследований
  • 2 Периодизация
  • 3 Раннединастические царства и правители
  • 4 Географический контекст
    • 4.1 Нижняя Месопотамия
    • 4.2 Соседние регионы
      • 4.2.1 Верхняя Месопотамия и Центральная Сирия
      • 4.2.2 Иранское плато
      • 4.2.3 Персидский залив
      • 4.2.4 Долина Инда
  • 5 Правительство и экономика
    • 5.1 Администрация
    • 5.2 Храмы
    • 5.3 Население
    • 5.4 Закон
      • 5.4.1 Кодекс Урукагина
      • 5.4.2 Документ о реформе
    • 5.5 Торговля
  • 6 История
    • 6.1 Дипломатия
    • 6.2 Война
    • 6.3 Соседние области
    • 6.4 Недавние открытия
  • 7 Культура
    • 7.1 Лепка
    • 7.2 Металлообработка и ювелирное дело
    • 7.3 Цилиндровые уплотнения
    • 7.4 Инкрустации
    • 7.5 Музыка
  • 8 Ссылки
  • 9 Дополнительная литература
  • 10 Внешние ссылки

История исследований

Голландский археолог Анри Франкфорт ввел термин «раннединастический период» (ED) для Месопотамии, соглашение об именах было заимство вано из одноименного Ранний династический (ED) период для Египта. периодизация была зарезервирована в 1930-х годах во время раскопок, которые проводил Генри Франкфорт от Восточного института Чикагского университета на археологических раскопках Телль-Хафаджа, Телл Аграб и Телл Асмар в регионе Дияла Ирака.

Фотография 1930-х годов голландского археолога Анри Франкфорта, который ввел термин «раннединастический период».

ED был разделен на подпериоды ED I, II и III. Это было в первую очередь основано на полных изменениях с течением времени в плане храма Абу в Телль Асмар, который несколько раз перестраивался на одном и том же месте. В течение 1900-х годов многие археологи также пытались наложить схему ED I - III на археологические останки, раскопанные в других местах Ирака и Сирии, датированные 3000–2000 лет до нашей эры. Однако данные из других мест в Ираке показали, что периодизация ED I - III, реконструированная для региона долины Дияла, не может быть напрямую применена к другим регионам.

Исследования в Сирии показали, что развитие событий там сильно отличалось от событий в районе долины Дияла или на юге Ирака, что сделало традиционную хронологию Нижней Месопотамии бесполезной. В течение 1990-х и 2000-х годов ученые предприняли попытки составить местную хронологию первого Месопотамии, в результате чего была создана хронология Раннего Джезира (EJ) 0 - V, которая охватывает все, начиная с 3000–2000 до н.э. Использование хронологии ED I - III в настоящее время обычно ограничивается Нижней Месопотамией, а ED II иногда ограничивается районом долины реки Дияла или полностью дискредитируется.

Периодизация

ED предшествовал Джемдет Наср, а затем последовал аккадский период, во время которого впервые в истории большие части Месопотамии были объединены под одним правителем. Весь ED в настоящее время обычно датируется примерно 2900–2350 гг. До н.э. согласно средней хронологии или 2800–2230 гг. До н.э. согласно краткой хронологии. ED был разделен на подпериоды ED I, ED II, ED IIIa и ED IIIb. ED I - III были более или менее современниками Раннего Джезира (EJ) I - III в Верхней Месопотамии. Точная датировка подпериодов ED определяется между учеными - некоторые отказываются от ED II и используют только раннюю ED и позднюю ED, а другие расширяют ED I, позволяя ED III начинать раньше, так что ED III должен начинаться сразу после того, как ED I с ними нет разрыва.

Схема ED I - III - это археологический раздел, который не отражает политических событий, как в случае с периодами, которые следуют за ним. Это потому, что политическая история ED неизвестна на протяжении большей части его срока. Как и в случае с археологическим исследованием следственных действий, угроза происшествия, связанных с исследованием, будет происходить из-за опасностей.

Керамика из алой керамики, раскопанная в Хафадже. 2800-2600 гг. До н.э., раннединастические II-III, Шумер. Британский музей.
ПериодСредняя хронология. Все даты до нашей эрыКраткая хронология. Все даты до нашей эры
ED I2900–2750 / 27002800–2600
ED II2750 / 2700–26002600–2500
ED IIIa2600–2500 / 24502500–2375
ED IIIb2500 / 2450–23502375–2230

ED I ( 2900–2750 / 2700 г. до н.э.) малоизвестен по с последующими подпериодами. В Нижней Месопотамии он имел общие характеристики с заключительными отрезками периодов Урук (ок. 3300–3100 до н. Э.) И Джемдет Наср (ок. 3100–2900 до н. Э.). ED I современен культуре глиняной посуды из алой керамики, типичной для стоянок вдоль Диялы в Нижней Месопотамии, культуре ниневитян V в Верхней Месопотамии и протоэламским культурой на юго-западе Иран.

Новые художественные традиции развивались в Нижней Месопотамии во время ED II (2750 / 2700–2600 до н.э.). Эти традиции повлияли на окружающие регионы. Согласно более поздней исторической традиции Месопотамии, это было время, когда правили легендарные мифические цари, такие как Лугалбанда, Энмеркар, Гильгамеш и Ага над Месопотамией. Археологически этот подпериод не был хорошо засвидетельствован при раскопках Нижней Месопотамии, что вынудило некоторых исследователей полностью отказаться от него.

ED III (2600–2350 гг. До н.э.) расширение использования письменности и рост социального неравенства. Более крупные политические образования возникли в Верхней Месопотамии и на юго-западе Ирана. ED III обычно подразделяется на ED IIIa (2600–2500 / 2450 до н.э.) и ED IIIb (2500 / 2450–2350 до н.э.). Королевское кладбище в Уре и архивы Фара и Абу Салабих корпус к ED IIIa. ED IIIb особенно хорошо известен по архивам Гирсу (часть Лагаша) в Ираке и Эблы в Сирии.

Конец ED определен не археологически, а скорее политически. Завоевания Саргона и его преемников нарушили политическое равновесие во всем Ираке, Сирии и Иране. Завоевания продолжались много лет в правление Нарам-Сина из Аккада и основывались на продолжающихся завоеваниях во время ED. Переход гораздо труднее определить в археологическом контексте. Фактически невозможно датировать конкретное место как принадлежащее ни к ED III, ни к аккадскому периоду, используя только керамические или архитектурные свидетельства.

Раннединастические царства и правители

Раннему династическому периоду предшествовали период Урук (ок. 4000–3100 г. до н.э.) и период Джемдет Наср (ок. 3100–2900 г. до н.э.). Полный список правителей, некоторые из которых являются легендарными, дается в Шумерском списке царей (SKL).

ДинастииДатыГлавные правителиГорода
Допотопные королиЛегендарныеАлулим, Думузид Пастух, Эн-мен-дур-ана, Зиусудра Ранний династический период (Месопотамия) находится в Ираке Киш Киш Лагаш Лагаш Ur Ur Урук Урук Адаб Адаб Карта Ирак с указанием важных мест, которые были заняты раннединастическими царствами (кликабельная карта)
1-я династия Киш ок. 2900-2600 гг. До н. Э.Этана, Энмебарагеси
1-я династия Урук Энмеркар, Лугалбанда, Думузид-рыбак, Гильгамеш
1-я династия Ура ок. 2500-2400 г. до н.э.Мескаламдуг, Месаннепада, Пуаби
2-я династия Урук Эншакушанна
1-я династия Лагаша ок. 2500-2300 гг. До н.э.Ур-Нанше, Эаннатум, Эн-анна-тум I, Энтемена, Урукагина
Династия Адаба Лугал-Анне-Мунду
3-я династия Киш ок. 2500-2330 гг. До н.э.Кубаба
3-я династия Урук ок. 2294 - 2270 гг. До н. Э.Лугал-заге-си

За раннединастическим периодом следует подъем Аккадской империи.

Географический контекст

Нижняя Месопотамия

Стела Ушумгал, 2900–2700 гг. До н. Э. Вероятно, из Уммы.

. В предшествующий период уруков в Нижней Месопотамии появились первые города, ранние структуры, административные обычаи и письменность. Доказательства этих практик были засвидетельствованы в раннединастический период.

Период ED - первый, для которого можно что-то сказать об этническом составе населения Нижней Месопотамии. Это связано с тем, что тексты этого периода фонетических знаков для различения отдельных языков. Они также принадлежат к этнической принадлежности. Текстовые свидетельства предполагают, что Нижняя Месопотамия в период ED была в степени заселена шумером и в основном заселена шумерским народом, говорил на несемитском языкахом изоляторе (шумерский ). Спорный вопрос, использовался ли шумерский язык уже в период Уруков.

Золотой шлем Мескаламдуга, правителя Первой династии Ура, около 2500 г. до н.э., раннединастический период III. Золотое кольцо, сердолик, лазурит, телло, древний Гирсу, середина 3-го тысячелетия до нашей эры.

Текстовые свидетельства признака существования семитского населения в верховьях Нижней Месопотамии. Рассматриваемые тексты содержали личные имена и слова из семитского языка, идентифицированного как древнеаккадский. Однако использование термина аккадский до возникновения Аккадской империи проблематично, и было предложено относить этот древнеаккадский период к «цивилизации Киша », названной в честь Киш (казалось бы, самый могущественный город в период ED) вместо этого. Политические и социально-экономические структуры в этих регионах также различались, хотя шумерское влияние не имеет себе равных в раннединастический период.

Земледелие в Нижней Месопотамии опирается на интенсивное орошение. Сорта включали ячмень и финиковую пальму в сочетании с садами и фруктовыми садами. Животноводство также практиковалось с упором на овец и коз. Эта сельскохозяйственная система была вероятно, самой продуктивной на всем древнем Ближнем Востоке. Это позволяет развиваться высоко урбанизированному обществу. Было высказано предположение, что в некоторых районах Шумера население городских центров во время ED III составляло три четверти всего населения.

Орошаемая пальмовая роща на берегах реки Евфрат, на территории современного Южного Ирака. Этот ландшафт не изменился с глубокой древности.

Доминирующей политической структурой был город-государство, в котором крупный городской центр доминировал над окружающими сельскими поселениями. Территории этих городов-государств, в свою очередь, были разграничены другие города-государства, организованные по тем же принципам. Наиболее важными центрами были Урук, Ur, Лагаш, Адаб и Умма-Гиша. Доступные тексты этого периода указывают на конфликты между соседними царствами, особенно между Уммой и Лагашем.

Ситуация могла быть иной на севере, где, по-предположительно, преобладали семиты. В этой области Кишинева, возможно, был территориального крупного территориального государства, конкурирующего с другими могущественными политическими образованиями, такими как Мари и Акшак.

Долина реки Дияла - еще один регион, для которого период ED относительно хорошо известен. Наряду с соседними областями, этот регион был домом для алой керамики - типа расписной керамики, характеризующейся геометрическими мотивами, представляющими природные и антропоморфные фигуры. В Джебель Хамрин были построены такие крепости, как Телль Губба и Телль Маддур. Было предложено предположение, что эти варианты были созданы для основного торгового пути от низменностей Месопотамии до иранского плато. Основными раннединастическими памятниками в этом регионе являются Телль-Асмар и Хафаджа. Их политическая структура неизвестна, но культурное влияние на эти памятники оказали крупные города Месопотамской низменности.

Соседние регионы

Верхняя Месопотамия и Центральная Сирия

В начале третьего тысячелетия до нашей эры культуры ниневитян V процветала в Верхней Месопотамии и в регионе Среднего Евфрата. Он простирался от Йорган Тепе на востоке до Треугольника Хабура на западе. Ниневит V был современником ED I и ознаменовал важный шаг в урбанизации региона. Похоже, что этот период пережил фазу децентрализации, чем свидетельствует отсутствие больших монументальных структур и компьютерных систем, подобных, существующих в конце тысячелетия до эры.

Начиная с 2700 г. до н.э. и ускоряясь после 2500 г., основные городские поселения значительно выросли в размерах и были окружены городами и деревнями, попавшими в сферу их политического влияния. Это указывало на то. Многие памятники в Верхней Месопотамии, в том числе Телль Чуэра и Телль Бейдар, имели аналогичную структуру: главный телл окружен круглым нижним городом. Немецкий археолог Макс фон Оппенгейм называл их Кранжюгель, или «холмы с блюдцем и чашкой». Среди важных памятников этого периода: Телль Брак (Нагар), Телль Мозан, Телль Лейлан и Чагар Базар в Джезире. и Мари на среднем Евфрате.

Карта с подробным описанием Первого Эблейского царства в его расцвете c. 2340 г. до н.э. Карта с подробным описанием Второго Королевства Мариот в его расцвете c. 2290 г. до н.э.

Урбанизация также увеличилась в западной Сирии, особенно во второй половине третьего тысячелетия до нашей эры. Такие сайты, как Телль Банат, Телль Хадиди, Умм-эль-Марра, Катна, Эбла и Аль-Равда, разработали ранние государственные структуры, о чем свидетельствует письменная документация Эблы. В этот период появилась значительная монументальная архитектура, такая как дворцы, храмы и монументальные гробницы. Есть также устройства существования богатой и могущественной местной элиты.

Два города - Мари и Эбла - доминируют в истории этого региона. Согласно исследователям Мари, круглый город на среднем берегу Евфрата был основан ex nihilo во времена раннего династического периода I в Нижней Месопотамии. Мари был одним из главных периодов города Ближнего Востока, в этом мире велел войн против Эблы. Архивы Эблы, столицы могущественного королевства в период ED IIIb, показали, что письменность и государство хорошо развиты, вопреки, что считалось об области до ее открытия. Однако на месте самого Эблы было раскопано несколько построек этого периода.

Территории этих королевств были намного больше, чем в Нижней Месопотамии. Плотность населения, однако, была намного ниже, чем на юге, где натуральное сельское хозяйство и скотоводство были более интенсивными. На западе сельское хозяйство приобретает более «средиземноморский» характер: выращивание оливок и винограда было очень важным в Эбле. Шумерское влияние было заметно в Мари и Эбле. В то же время эти регионы с семитским населением имеют общие черты с цивилизацией Киш, но при этом сохраняют свои собственные уникальные культурные особенности.

Иранское плато

На юго-западе Ирана, первая половина раннединастического периода соответствовала протоэламскому периоду. Этот период характеризовался искусством народа, письменностью, которая еще не была расшифрована, и сложной металлургией в Лорестан. Эта культура исчезла к середине третьего тысячелетия, уступив место менее оседлому образу жизни. Из-за письменных свидетельств и археологических раскопок, посвященных периоду, социально-политическая ситуация в протоэламском Иране изучена недостаточно. Месопотамские тексты указывают на то, что шумерские цари имели дело с политическими образованиями в этой области. Например, легенды, относящиеся к царей Урука, ктамтам против Аратты. По состоянию на 2017 год Аратта не была идентифицирована, но считается, что она находилась где-то на юго-западе Ирана.

Карта с подробным описанием примерного местоположения регионов и известных из месопотамских письменных свидетельств царство третьего тысячелетия до эры.

В середине третьего тысячелетия до нашей эры Элам возник как могущественное политическое образование в районе южного Лорестана и северного Хузестана. Сузы (уровень IV) были центральным местом в Эламе и важными воротами между юго-западным Ираном и южной Месопотамией. Хамази находился в горах Загрос к северу или востоку от Элама, возможно, между Великим Заб и рекой Дияла, недалеко от Халабджа.

Это также область, где в третьем тысячелетии до нашей эры возникла до сих пор в степени неизвестная культура Джирофта, о чем свидетельствуют раскопки и разграбление археологических памятников. Районы важнее и восточнее были важными северными участниками торговли этого периода из-за присутствия олова (ый Иран и Гиндукуш ) и лазурита. (Туркменистан и северный Афганистан ). Такие населенные области, как Тепе Сиалк, Туренг Тепе, Тепе Хисар, Намазга-Тепе, Алтындепе, Шахр-э-Сухтех и Мундигак служили местными центрами обмена и производства, но, похоже, не были столицами более политических образований.

Персидский залив

Дальнейшее развитие морской торговли в Персидском заливе привело к усилению контактов между Нижней Месопотамией и другими регионами. Начиная с предыдущего периода, на территории современного Омана, известная в древних текстах как Маган, возникла система поселений оазис. Эта система основывалась на орошаемом земледелии в районах с многолетними источниками. Своей хорошей позицией в торговой сети Маган обязан своим месторождениям меди. Эти месторождения находились в горах, особенно около Хили, где были раскопаны медные мастерские и монументальные гробницы, свидетельствующие о богатстве местности.

Дальше на запад была область под названием Дилмун, которая в более поздние периоды соответствует тому, что сегодня известно как Бахрейн. Однако, как Диль регистрируется в современных текстах, никаких раскопок этого периода в этой области не проводилось. Это может указывать на то, что грузовые места для транзита для торговых сетей.

долина Инда

Некоторые из сердолик бусин в этом ожерелье из королевских гробниц Ура, как полагают, пришли из долины Инда.

Морская торговля в Персидском заливе простиралась на восток до Индийского субконтинента, где цивилизация долины Инда процветала. Эта торговля усилилась в третьем тысячелетии и достигла своего пика в периоды аккадского и Ура III.

Артефакты, найденные вских гробницах Первой династии Ура цар, в этот период особенно активно велась внешняя торговля, многие материалы поступали из других стран, например Сердолик вероятно из Инда или Ирана, лазурита из Афганистана, серебро из Турции, медь из Омана и золота из нескольких мест, таких как Египет, Нубия, Турция или Иран. Бусы из сердолика из Инда были найдены в гробницах Ура, датируемых 2600–2450 гг., В качестве примера отношений Инда и Месопотамии. В частности, бусы из сердолика с вытравленным белым рисунком, вероятно, были импортированы из долины, изготовленные по методике, разработанной хараппанцами. Эти материалы использовались для изготовления прекрасных предметов в мастерских Ура.

Первая династия Ура обладает огромным богатством, о чем свидетельствует обилие гробниц. Вероятно, это было связано с тем, что Ур служил главной гаванью для торговли с Индией, что дало ей стратегическое положение для импорта и огромным золота, сердолика или лазурита. Для сравнения захоронения царей Киша был намного менее роскошными. Высокопоставленные саммерийские корабли могли доходить до Мелухи, считающегося регионом Инда, для торговли.

Правительство и экономика

Администрация

Лугалдалу, король Адаба, около 2500 г. до н.э. Фрагмент надписи архаичной клинописью 𒈗𒁕𒇻 Лугалдалу

Каждый город был сосредоточен вокруг храма, посвященного определенному божество-покровитель. Городом управляли как «лугал » (король), так и / или «энси» (священник). Было понятно, что правители передавались божеством города. Гегемония из Ниппура священство перемещалось между конкурирующими династиями шумерских городов. Традиционно к ним относились Эриду, Бад-тибира, Ларса, Сиппар, Шуруппак, Киш, Урук, Ur, Адаб и Акшак. Другие соответствующие города за пределами речной системы Тигр-Евфрат включаются Хамази, Аван (в современном Иране) и Мари (в современной Сирии, но который засчитывается в SKL как «Осуществлявший королевскую власть» в период ED II).

Голосование рельеф королю Ур-Нанше из Лагаша в память о строительстве храма.

Торкильд Якобсен определил «примитивную демократию» со ссылкой на шумерские эпосы, мифы и исторические записи. Он описал форму правления, определяемым большинством людей, которые были свободными гражданами. Было мало специализации и только слабая структура власти. Такие короли, как Гильгамеш из первой династии Уруков, еще не имели самодержавия. Напротив, они правили вместе с советами старейшин и советами молодых людей, которые, вероятно, были свободными людьми с оружием. Короли консультировались с советами по всем важным решениям, включая вопрос о том, идти ли войной. Определение Якобсена демократии как отношения между примитивными монархами и людьми благородных классов было поставлено под сомнение. Якобсен признал, что свидетельства не могут отличить «месопотамскую демократию» от «примитивной олигархии».

"Лугал »(шумерский : 𒈗, шумерограмма лигатура двух знаков:« 𒃲 »означает« большой »или «Великий» и «𒇽» означает «человек») (заголовок на шумерском языке переведен на Английский как «король» или «правительства») был одним из трех титулов, присваиваемых правителю шумерского города-государства. Другими были «EN» и «энси».

Знак «лугал» стал понятым логографом для «царя» в целом. На шумерском языке «лугал» означал либо «владелец» собственности, такой как лодка или поле, либо альтернативно, «глава» организации или семьи. Знак клинописи для слова «лугаль» служит в качестве определяющего элемента в клинописных текстах, что следующее слово будет именем царя.

Определение слова "лугаль" в период ED Месопотамии не определено. Правитель города тате обычно называли энси. Однако правителя конфедерации, возможно, называли «лугалом». Лугал мог быть «молодым человеком выдающихся качеств из богатой землевладельческой семьи».

Якобсен проводил различие между «лугалом» как избранным военным лидером и «EN» как избранным губернатором, занимающимся внутренними делами. вопросы. Функции лугала могут военную защиту, арбитраж в пограничных спорах, а также церемониальные и ритуальные действия. После смерти Лугала ему наследовал его старший сын. Самыми ранними правителями с титулом «лугал» были Энмебарагеси и Месилим из Киша и Мескаламдуга, Месаннепада и несколько преемников Месаннепады из Ура.

"Энси "(шумерский: B464ellst.png C + B-Babylonia-CuneiformImage16.PNG B181ellst.png , что означает« Повелитель пахоты ») - титул, связанный с правителем или князем города. Люди понимали, что энси был прямым представителем покровителя города. Первоначально термин« энси »мог ассоциироваться с правителями Лагаша и Уммы. Однако в Лагеше «лугал» иногда относился к божеству-покровителю города ». Нингирсу ". В более поздние периоды титул "энси" предполагал подчинение "лугалу".

"EN "(шумерский: 𒂗; шумерская клинопись для" господин "или" жрец ") относился к первосвященнику или жрице божества-покровителя города. Возможно, это также было частью титула правителя «Энси», «ЭН» и «Лугал» могли быть местными терминами для правителя Лагаша, Урука и Ура соответственно.

Храмы

Ранний религиозный рельеф (около 2700 г. до н.э.) Резная фигура с перьями. Царь-жрец, одетый в сетчатую юбку и шляпу с листьями или перьями, стоит перед дверью храма, символизируемый двумя большими булавами. Нингирсу. 2700 г. до н.э., Гирсу. Настенная доска из Ура с изображением храма (внизу справа). Около 2500 г. до н. Э. Британский музей.

Центры Эриду и У, два из самых ранних городов, построили большие храмовые комплексы, построенные из сырцового кирпича, построенные как небольшие святыни в самых ранних поселениях, ED храмы ста. ли самыми внушительными сооружениями в своих городах, каждого из которых было посвящено своему собственному божеству.

В каждом городе было по крайней мере одно главное божество. Шумер был разделен примерно на тринадцать независимых городов, которые были разделены системами и пограничными камнями во время ED. Согласно Шумерскому списку царей (SKL), первыми пятью городами, перечисленными вместе с их храмовыми комплексами и божествами-покровителями, осуществляли царскую власть до «Потопа », были:

Город-государствоАрхеологический памятникГлавный храмовый комплексБожество-покровитель
1.Эриду Телль Абу Шахрейн Э-абзуЭнки
2.Бад-Тибира Телль аль-Мадейн Э-МушДумузи и Инана
3.Ларса Телл ас-Сенкере Е-баббарУту
4.Сиппар Телль Абу Хабба Э-баббарУту
5.Шуруппак Телль Фара Э-димгаланнаНинлиль

Следующими семьями городами, которые стали царствовать после «Потопа», были:

Город-государствоАрхеологический сайтГлавный храмовый комплексБожество-покровитель
6.Киш Телль Ухеймир и Ингарра?Нинхурсаг
7.Урук район Э-анна, Бит Реш (Куллаба) и ИригалЭ-анна Инана и An
8.Ur Телль аль-МукайярЕ-кишнугалНанна
9.Аван ???
10.Хамази ???
11.Адаб ???
12.Мари Телль Харири ?
13.Акшак ???

Точное местонахождение этого неизвестно, но, вероятно, он находится где-то на территории того города, что сегодня Исламской Республики называется «Республикой Республикой Иран ».

Точное местонахождение этого города неизвестно, но, вероятно, он находится где-то на территории того, что сегодня именуется «Республика Ирак ».

Этот расположен на удаленном археологическом участке на территории того, что сегодня называется «Сирийской Арабской Республикой ».

Другими введмими были:

Город-государствоМесто археологических раскопокГлавный храмовый комплексБожество-покровитель
*Лагаш Телль аль -Хиба ?Энки
*Ниппур Телль АфакЕ-кур Энлиль
*Умма Телль Джоха Э-МахШара

Тот же принцип храма и божество были найдены в городах за пределами Месопотамии:

Город-государствоАрхеологический памятникГлавный храмовый комплексБожество-покровитель
*Эбла Телль Мардих ?
*Сузы ??Иншушинак

Население

Похоронная процессия на Королевском кладбище Ура (предметы и позиции в гробнице PG 789), около 2600 г. до н.э. (реконструкция). Женская статуэтка с чашей и браслетом, Хафаджа, 2650-2550 гг. До н.э.

Урук, который был одним из крупнейших городов Шумера, на пике численности населения, по оценкам, составлял от 50 000 до 80 000 человек. Учитывая другие города Шумера и их большое сельскохозяйственное население, приблизительная оценка численности населения Шумера могла составлять от 800 000 до 1 500 000 человек. мировое человеческое население в это время оценивается примерно в 27000000.

Таблица 1: 2800 г. до н.э. - 2300 г. до н.э.
Город-государство2800 г. до н.э.2600 г. до н.э.2500 г. до н.э.2300 г. до н.э.
Адаб 11000?1300010,000
Акшак ????
Аван ????
Бад-Тибира 16,000???
Эриду ????
Хамази ????
Киш 40,000?25,00010,000
Ларса ??10,000?
Мари ????
Сиппар ????
Шуруппак 20,000?17000?
Ur 6000???
Урук 80,00080,00050,000?

Закон

Кодекс Урукагина

Статуэтка человека, ранний династический период II, около 2700 г. до н.э., Хафадже. Лувр, ссылка AO 188886

Энси Урукагина, город-государство Лагаш, наиболее известен своими реформами по борьбе с коррупцией, и Кодекс Урукагина иногда упоминается как самый ранний известный пример законодательства. код в записанной истории. Кодекс Урукагины также был широко провозглашен первым зарегистрированным примером государственной реформы, поскольку он был направлен на достижение более высокого уровня свободы и равенства. Хотя фактический текст «Кодекса Урукагины» еще предстоит открыть, о большей части его содержания можно судить по другим найденным ссылкам на него. В Кодексе Урукагины Урукагина освободила вдов и сирот от налогов, заставила город оплачивать похоронные расходы (включая ритуальную еду и питье возлияния для путешествия мертвых в нижний мир) и постановила, что богатые должны были использовать серебро при покупке у бедных. Если бедняк не хотел продавать, могущественный человек (богатый или священник) не мог заставить его это сделать. Кодекс Урукагина ограничивал власть как духовенства, так и владельцев крупного имущества и устанавливал меры против ростовщичества, обременительного контроля, голода, краж, убийств и конфискации имущества и людей - как заявила Урукагина: «Вдова и сирота больше не были во власти сильного человека».

Несмотря на эти попытки обуздать эксцессы элитного класса, элитные или королевские женщины могли иметь даже большее влияние и престиж во время правления Урукагины, чем раньше. Урукагина значительно расширила королевский «Дом женщин» с примерно 50 человек до примерно 1500 человек и переименовала его в «Дом богини Бау». Он передал ей в собственность огромное количество земли, конфискованной у прежнего духовенства, и передал ее в ведение жены Урукагины Шаши, или Шагшаг. В течение второго года правления Урукагины его жена председательствовала на пышных похоронах королевы его предшественницы Баранамтарры, которая сама по себе была важной фигурой.

В дополнение к таким изменениям, в двух других сохранившихся указах Урукагины, впервые опубликованных и переведенных Сэмюэлем Крамером в 1964 году, вызвали разногласия в последние десятилетия:

  1. Урукагина, похоже, отменил прежний обычай многомужества в своей стране, под страхом того, что женщину, взявшую несколько мужей, забросили камнями, на которых было написано ее преступление.
  2. Статут, который гласил: «Если женщина говорит [текст неразборчиво...], ее рот раздавлен обожженными кирпичами».

Нет сопоставимых преступлений от Урукагина о наказаниях за супружескую измену со стороны мужчин. Обнаружение этих фрагментов привело некоторых современных критиков к утверждению, что они представляют собой «первое письменное свидетельство унижения женщин».

Документ о реформе

Саммерская цилиндрическая печать, ок. 2500–2350 гг. До н. Э. Ранняя династия IIIb.

Следующие выдержки взяты из «Документа о реформе»:

  1. «От приграничной территории Нингирсу до моря никто не может служить в качестве офицеров».
  2. «Для Принесение трупа в могилу, его пиво должно быть 3 кувшина, а его хлеб 80 хлебов. Гробовщик заберет 1 постель и 1 свиную козу, а лицо (а) заберет 3 запрета ячменя ".
  3. « Когда к трост Энки подведут, у него будет 4 кувшина пива и 420 буханок хлеба. гробовщик, а 3 запрета ячменя - лица... возьмите 1 женскую повязку и 1 шилу царственного благоухания, которую жрица эреш-дингир заберет. 420 хлебных буханок, которые засели, - хлебный долг, 40 хлебов горячего - для еды и 10 хлебов горячего - хлеб стола.5 буханок хлеба предназначен для лиц, участвующих в налогообложении, 2 глиняных сосуда и 1 сосуд с пивом садуг предназначены для певцов Гирсу.490 буханок хлеба г, 2 грязевых сосуда и 1 садугский сосуд с пивом - для певцов плача Лагаша., 250 буханок хлеба и 1 глиняный сосуд с пивом предназначены для старых плачущих женщин. 180 буханок хлеба и один глиняный сосуд с пивом предназначены для жителей Нигина ».
  4. «Слепой, который стоит в..., его хлеб для еды - 1 буханка, 5 буханок хлеба - его в полночь, 1 буханка - его хлеб в полдень, и 6 хлебов - его хлеб вечером. «
  5. » 60 буханок хлеба, 1 глиняный сосуд пива и 3 запрета ячменя предназначены для человека, который выполняет роль жреца сагбура. "

Торговля

Статуя" Баран в чащах ", найденная на Королевское кладбище Ура, содержит продаваемые материалы Хлорит ваза из Хафадже

Импорт в Ур поступил с Ближнего Востока и Старого Света. Такие товары, как обсидиан из Турции, лазурит из Бадахшана в Афганистане, бусы из Бахрейна и печати с надписью письмом долины Инда из Индия были найдены в Уре. Шумерские каменщики и ювелиры использовали золото, серебро, лапи с лазуритом, хлорит, слоновая кость, железо и сердолик. Смола из Мозамбика была найдена в гробнице королевы Пуаби в Уре.

Культурные и торговые связи Ура отражены в археологических находках привозных предметов. В период ED III были обнаружены предметы из географически удаленных мест. носятся золото, серебро, лазурит и сердолик. Такие предметы не были найдены в Месопотамии.

Золотые предметы находились в могилах на Королевском кладбище Ура, королевских сокровищницах и храмах, что указывает на престижные и религиозные функции. Среди обнаруженных золотых предметов были личные украшения, оружие, инструменты, металлические цилиндрические печати, рифленые чаши, кубки, имитация раковин моллюсков и скульптуры.

Серебро было обнаружено в виде ремней, сосудов, украшений для волос, булавок, оружия, раковин моллюсков и скульптур. Имеется очень мало литературных ссылок или физических ключей к источнику серебра.

Лазурит был обнаружен в таких предметах, как украшения, мемориальные доски, игровые доски, лиры, сосуды из страусиных яиц, а также в частях более крупной скульптуры, известной как Баран в чаще. Некоторые из более крупных объектов включают чашу с носиком, рукоять кинжала и точильный камень. Это указывает на высокий статус.

Хлорит каменные артефакты из ED. они включают бусины для дисков, украшения и каменные вазы. Вазы редко превышают 25 см в высоту. Часто украшены изображениями людей и животных, а также инкрустациями из полудрагоценных камней. Возможно, они несли драгоценные масла.

История

Современные источники раннединастического периода не позволяют реконструировать политическую историю. Королевские надписи дают лишь представление о конфликтах и ​​отношениях между разными городами-государствами. Вместо этого правители были больше отменены в прославлении своих благочестивых поступков, таких как строительство и восстановление храмов и подношения богам.

Для периодов ED I и ED II нет современных документов, проливающих свет на войну или дипломатию. Только к концу периода ED III доступны современные тексты, которым может быть восстановлена ​​политическая история. Самые большие архивы происходят из Лагаша и Эблы. Меньшие коллекции глиняных таблицчек были найдены в Уре, Телль-Бейдаре, Телль-Фара, Абу-Салабихе и Мари. Они показывают, что государство Месопотамии поддерживает дипломатические контакты, ведущие к политическим и возможно, даже религиозным союзам. Иногда одно государство получало гегемонию над другим, что предвещало подъем Аккадской империи.

Хорошо известный Список шумерских царей датируется началом второго тысячелетия до нашей эры. Он состоит из череды королевских династий из разных шумерских городов, начиная с раннединастического периода. Каждая династия становится известной и доминирует в регионе, но на смену ей приходит следующая. Этот документ использовался более поздними месопотамскими королями для узаконивания своего правления. Хотя некоторую информацию в списке можно сравнить с другими текстами, такими как экономические, большая часть этого, вероятно, является чисто вымышленной, и ее использование в историческом документе ограничено.

Дипломатия

Гвоздь Фонда в ознаменование мирного договора между Энтемена из Лагаша и Лугал-кинише-дуду из Урук (ок. 2500 г. до н.э.)

Возможно, у ранних династических шумерских городов-государств существовала общая или разделяемая культурная идентичность, несмотря на их политическую раздробленность. Это понятие было выражено терминами калам или ки-энгир. Многочисленные тексты и цилиндрические соединения, кажется, указывают на существование или амфиктионии шумерских городов-государств. Например, на глиняных табличках из Ура нанесены цилиндрические печати оттиски со знаками других городов. Аналогичные отпечатки были также найдены в Джемдет Насре, Уруке и Сузах. Некоторые впечатления показывают точно такой же список городов. Золотые предметы из гробницы PG 580, Королевское кладбище в Уреме периода Ура III.

Золотые предметы из гробницы PG 580, , 26 век до нашей эры, ранний династический период III.

Тексты из Шуруппака, датируемые ED IIIa, также, похоже, подтверждают существование сообщества ки-энгира. Города-члены альянса включаются Умму, Лагаш, Урук, Ниппур и Адаб. Киш мог занимать лидирующее положение, тогда как Шуруппак мог быть административным центром. Члены группы могли собраться в Ниппуре, но это неизвестно. Этот альянс, похоже, сосредоточился на экономическом и военном сотрудничестве, так как каждый город отправлял солдат в лигу. Примат Киша показывает тем фактом, что его правительство Месилим (ок. 2500 г. до н.э.) выступал в качестве арбитра в конфликте между Лагашем и Уммой. Однако неясно, занимал ли Киш эту возвышенную позицию в течение всего периода, похоже, изменилась во время более поздних конфликтов между Лагашем и Уммой. Позже правители других городов будут использовать титул «царь Киша», чтобы укрепить свои гегемонистские амбиции, а также, возможно, из-за символической ценности города.

Тексты этого периода также обнаруживают первые следы обширной дипломатической сети. Например, мирный договор между Энтемена из Лагаша и Лугал-кинише-дуду из Урук, записанный на глине. гвоздь представляет собой старейшее известное соглашение такого рода. Таблички из Гирсу записывают взаимные дары между королевским двором и иностранными государствами. Так, Баранамтарра, жена царя Лугаланды Лагашского, обменялась подарками со своими сверстниками из Адаба и даже Дилмуна.

Война

Это всего лишь для более поздних частей периода ED эта информация о событиях становится доступной либо в виде отголоски в более поздних работах, либо из современных источников. Письма конца третьего тысячелетия, включая несколько шумерских героических рассказов и Список шумерских царей, похоже, перекликаются с событиями и военными конфликтами, которые, возможно, произошли в период ED II. Например, правление легендарных фигур, таких как король Гильгамеш из Урука и его противники Энмебарагеси и Ага из Киша, возможно, охват к ED II. Эти полулегендарные рассказы, кажется, указывают на эпоху, в которой доминировали две главные державы: Урук в Шумере и Киш в семитской стране. Однако существование царей этого «героического века» остается спорным.

Панель «Война» на штандарте Ура показывает бойцов, участвующих в военных действиях. Датируется c. 2600 г. до н.э. Один фрагмент Стелы Стервятников, на котором царь Эаннатум был военным возничим. Датируется c. 2450 г. до н.э. В настоящее время в Лувре.

Достоверная информация о политических событиях в Месопотамии времени доступна только для периода ED IIIb. Эти тексты исходят в основном из Лагаша и подробно описывают повторяющийся конфликт с Уммой по поводу контроля над орошаемой землей. Цари царей Лагаша отсутствуют в шумерском списке царей, как и их соперники, цари Уммы. Это говорит о том, что эти государства являются могущественными в свое время, были позже забыты.

В королевских надписях из Лагаша также упоминаются войны против других городов-государств Нижней Месопотамии, а также против царств, находящихся дальше. Примеры последних включает Мари, Субарту и Элам. Эти конфликты показывают, что уже на этом историческом этапе существует тенденция к господству более сильных государств на больших территориях. Например, царь Лагаша Эаннатум смог победить Мари и Элам около 2450 г. до н.э. Эншакушанна из Урука захватил Киш и заключил в тюрьму его царя Эмби-Иштара около 2430 лет. Лугал-заге-си, царь Урука и Уммы, смог захватить большую часть Нижней Месопотамии около 2450 года. Эта фаза враждующих городов-государств подошла к концу с возникновением Аккадской империи под властью Саргона Аккадского.

соседних областей

Политическая история Верхней Месопотамии и Сирии хорошо известна из королевских архивов, обнаруженных в Эбле. Эбла, Мари и Нагар были доминирующими государствами в этот период. Самые ранние тексты указывают на то, что Эбла платила дань Мари, но сумела уменьшить ее после того, как одержала военную победу. Такие города, как Эмар на Верхнем Евфрате и Абарсал (местонахождение неизвестно) были вассалами Эблы. Эбла обменялся подарками с Нагаром, и между дочерью царя Эблы и сыном его коллеги в Нагаре был заключен королевский брак. В архивах также есть письма из более далеких королевств, таких как Киш и, возможно, Хамази, хотя также возможно, что были города с такими же названиями ближе к Эбле. Во многих отношениях дипломатические встречи на Древнем Ближнем Востоке в этот период напоминают отношения во втором тысячелетии хорошо известно нашей эры, что особенно из писем Амарны.

Недавние открытия

в марте 2020 года., археологи объявили об обнаружении 5000-летнего культурного района, заполненного более чем 300 церемониальными керамическими чашами, чашами, кувшинами, костями животных и ритуальными процессиями, посвященными Нингирсу на месте Гирсу. Одним из останков была бронзовая статуэтка в форме утки с глазами, сделанными из коры, которая считается, посвящена Наньше.

Культура

Скульптура

Каменные скульптуры раннего династии были восстановлены из раскопанных храмов. Их можно разделить на две группы: объемные молитвенные статуи и перфорированные барельефы. Так называемый кладль Асмара - хорошо известный образец раннединастической скульптуры. Он был обнаружен в храме и представляет собой стоящие фигуры со сложенными руками в молитве или большими кубок для ритуала возлияния. На других статуях изображены сидящие фигуры также в религиозных позах. Фигуры мужчин носят простое платье или платье с бахромой, или каунаке. Статуи обычно представляет знати или правителей. Они служили ex-votos и были помещены в храмы для молитвы от имени спонсора. Шумерский стиль явно повлиял на соседние регионы, например, подобные статуи были обнаружены в местах в Верхней Месопотамии, включая Ассур, Телль Чуэра и Мари. Однако некоторые статуи проявляли большую оригинальность и имели меньше стилистических общих, общих с шумерской скульптурой.

Барельефы, созданные из перфорированных каменных плит, являются еще одной отличительной чертой раннединастической скульптуры. Они также служили вотивным целям, но их точное назначение неизвестно. Примеры включают вотивное облегчение короля Ур Нан -ше из Лагаша и его, найденное в Гирсу, и Дуду, жреца Нингирсу. На последнем изображены мифологические существа, такие как орел с головой льва. Стела Стервятников созданная Эаннатумом из Лагаша, примечательно тем, что представляет различные сцены, которые вместе рассказывают повествование о победе Лагаша над его соперницей Уммой. Подобные рельефы были обнаружены в Нижней Месопотамии и регионе Дияла, но не в Верхней Месопотамии или Сирии.

Металлообработка и ювелирное дело

Шумерская металлургия и ювелирное дело были высоко развиты. Это тем более примечательно для региона, в который приходилось импортировать металлы. Известные металлы включали золото, серебро, медь, бронзу, свинец, электрум и олово. Использование бинарных, третичных и четвертичных сплавов присутствовало уже в период Урука. Шумеры использовали этого бронзу, хотя дефицит олова означал, что они использовали вместо мышьяк. Методы обработки металла включали литье по выплавляемым моделям, гальванику, филигрань и гранулирование.

. Из храмов и могил были извлечены многочисленные металлические предметы, в том числе посуда, оружие, украшения, статуэтки, фундаментные гвозди и различные другие предметы поклонения. Самые замечательные золотые предметы происходят из Королевского кладбища в Уре, в том числе музыкальные инструменты и полный инвентарь гробницы Пуаби. Металлические вазы также были раскопаны в других местах в Нижней Месопотамии, в том числе Ваза Энтемены в Лагаше.

Цилиндровые уплотнения

Цилиндрические уплотнения периода ED III с оттиском, изображающим мифологическую сцену боя. Цилиндровая печать и современное впечатление: человек-бык, бородатый герой и лев конкурсный фриз, ок. 2600–2350 до н. Э. Ранний Dynastic III

Цилиндрические печати использовались для аутентификации документов, таких как продажи, и для контроля доступа путем запечатывания к глины на дверях складских помещений. Использование цилиндрических периодов уплотнения значительно увеличилось в ED.

Предыдущий период Уруков на цилиндрических печатях было выгравировано множество сцен. Это разнообразие исчезло в начале третьего тысячелетия, и на смену ему пришло почти исключительное внимание к мифологическим и культурным сценам Нижней Месопотамии и региона Дияла. В период ED I рисунки печатей включали геометрические мотивы и стилизованные пиктограммы. Позже доминирующей темой сцены боевых между реальными и мифологическими животными, а также сцены героев с животными. Их точное значение неясно. Распространенные мифологические существа включают антропоморфных быков и людей-скорпионов. Настоящие существа включают львов и орлов. Некоторые антропоморфные существа, вероятно, являются божествами, так как они носят рогатую тиару, которая была символом божественности.

. Сцены с культовыми темами, включая сцены банкетов, стали обычным явлением во время ED II. Другой распространенной темой ED III была так называемая лодка-бог, но ее значение неясно. В период ED III началась регистрация прав собственности на печати. На развитие глиптики в Верхней Месопотамии и Сирии сильно повлияло шумерское искусство.

Инкрустация

Алебастровая инкрустация с быком. Из южного Ирака, раннединастический период, ок. 2750-2400 гг. До н.э. Коллекция Баррелла, Глазго, Великобритания. Часть инкрустации из перламутра, на которой написано имя Акургал, сына Ура- Нанше из Лагаш (в настоящее время находится в Лувре ).

Примеры инкрустации были найдены на нескольких участках и использовались такие материалы, как перламутр (перламутр), белый и цветной известняк, лазурит и мрамор. Битум использовался для прикрепления инкрустации в деревянных рамах, но они не сохранились в археологических записях. На панелях-инкрустациях обычно изображались мифологические или исторические сцены. Как и барельефы, эти панели позволяют реконструировать ранние формы повествовательного искусства. Однако этот тип работ, похоже, был заброшенный в последующие периоды.

Лучше всего сохранившийся инкрустированный объект - Штандарт Ура, найденный в одной из царских гробниц этого города. Он представляет собой две основные сцены на его две стороны: бит ва и банкет, который, вероятно, последует ведет к военной победе. «Молочный фриз», найденный в Телль аль-'Убайд, представляет, как следует из названия, молочную деятельность (доение коров, коровники, приготовление молочных продуктов). Это наш источник большей части информации об этой практике в древней Месопотамии

Подобные мозаичные элементы были обнаружены в Мари, где была обнаружена мастерская гравера по перламутру, и в Эбле, где были найдены мраморные фрагменты из Панно высотой 3 метра, украшающее комнату королевского дворца. Сцены этих двух сайтов очень похожи по стилю и тематике. В Мари сцены бывают военные (парад заключенных) или религиозные (жертвоприношение барана). В Эбле показывают военный триумф и мифологических животных.

Музыка

Лира Ура (или Арфы Ура) считаются самыми старыми из сохранившихся струнных инструментов в мире. В 1929 году археологи под руководством Леонарда Вулли обнаружили инструменты при раскопках Королевского кладбища Ура между 1922 и 1934 годами. Они обнаружили части трех лир и одной. арфа в Уре, расположенная на территории Древней Месопотамии, а теперь Ирака. Им более 4500 лет из древней Месопотамии во времена ED III. Украшения на лирах - прекрасные образцы придворного Искусство Месопотамии того периода.

Ссылки

Дополнительная литература

Внешние ссылки

Викискладе есть медиафайлы, связанные с раннединастическим.
Язык

Координаты : 32 ° 00'N 45 ° 30'E / 32,0 ° N 45,5 ° E / 32,0; 45,5

Последняя правка сделана 2021-05-18 04:03:29
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте