Раджниш

редактировать
Лидер движения Раджниш

Раджниш
Бхагван, желая получить самую большую дверь, нанести удар по NRC met de tekst profeet, Bestanddeelnr 933-0734-cropped.jpg Раджниш, сентябрь 1984 г.
РодилсяЧандра Мохан Джайн. (1931-12-11) 11 декабря 1931. Кучвада, Бхопал Стейт, Британская Индия
Умер19 января 1990 (1990-01-19) (58 лет). Пуна, Махараштра, Индия
НациональностьИндиец
ИзвестенДуховностью, мистицизмом
ДвижениеНеосаньясины
Веб-сайтosho.com

Раджниш (родился Чандра Мохан Джайн, 11 декабря 1931 - 19 января 1990), также известный как Ачарья Раджниш, Бхагван Шри Раджниш, а позже как Ошо (), был индейцем божий человек, мистик и основатель движения Раджниша.

При жизни его считали спорным лидером нового религиозного движения и мистиком. В 1960-х годах он путешествовал по Индии в качестве публичного оратора и активно критиковал социализм, утверждая, что Индия не готова к социализму и что социализм, коммунизм и анархизм могут развиваться только тогда, когда капитализм достигнет его зрелость. Раджниш также критиковал Махатму Ганди и ортодоксальность основных религий. Раджниш подчеркивал важность внимательности, любви, празднования, храбрости, творчества и юмора - качеств, которые, по его мнению, подавляются приверженностью статическим системам верований, религиозным традициям и социализации.. Выступая за более открытое отношение к человеческой сексуальности, он вызвал споры в Индии в конце 1960-х и стал известен как «секс-гуру».

В 1970 году Раджниш провел время в Мумбаи инициирующие последователи, известные как «нео- саньясины ». В этот период он расширил свои духовные учения и подробно комментировал в своих выступлениях сочинения религиозных традиций, мистиков, поэтов-бхакти и философов со всего мира. В 1974 году Раджниш переехал в Пуна, где был основан ашрам и были предложены различные методы лечения, включающие методы, впервые разработанные Движением за человеческий потенциал. растущие западные последователи. К концу 1970-х трения между правящей партией Джаната правительством Морарджи Десаи и движением привели к сдерживанию развития ашрама и возмещению налоговых претензий в размере 5 миллионов долларов <. 286>

В 1981 году усилия движения Раджниш были переориентированы на деятельность в Соединенных Штатах, и Раджниш переехал в учреждение, известное как Раджнишпурам в округе Васко, штат Орегон. Почти сразу движение столкнулось с конфликтом с жителями округа и правительством штата, и череда юридических баталий по поводу строительства ашрама и дальнейшего развития ограничила его успех. В 1985 году после серии серьезных преступлений его последователей, включая массовое нападение на пищевые отравления с бактериями сальмонеллы и прерванный заговор с целью убийства Прокурор США Чарльз Х. Тернер Раджниш утверждал, что ответственность за это несут его личный секретарь Ма Ананд Шила и ее близкие сторонники. Позже он был депортирован из Соединенных Штатов в соответствии с сделкой о признании вины Олфорда.

После его депортации 21 страна запретила ему въезд. В конце концов, он вернулся в Индию и возродил ашрам в Пуне, где и умер в 1990 году. Ашрам Раджниша, ныне известный как Международный курорт медитации Ошо, и вся связанная с ним интеллектуальная собственность находится в ведении зарегистрированного Международного фонда Ошо (бывшего Международного фонда Раджниша). Учения Раджниша оказали влияние на западную мысль Нью Эйдж, и их популярность, как сообщается, возросла после его смерти.

Содержание
  • 1 Жизнь
    • 1.1 Детство и юность: 1931–1950
    • 1,2 Годы обучения в университете и оратор: 1951–1970
    • 1,3 Мумбаи: 1970–1974
    • 1,4 Ашрам Пуны: 1974–1981
    • 1,5 США и коммуна Орегон: 1981–1985
      • 1.5.1 Прибытие в США
      • 1.5.2 Установление Раджнишпурама
      • 1.5.3 Биотеррористическая атака 1984 года
    • 1.6 Путешествие и возвращение в Пуну: 1985–1990
    • 1.7 Смерть
  • 2 Учения
    • 2.1 Эго и разум
    • 2.2 Медитация
    • 2.3 Саньяса
    • 2.4 Отречение и «новый человек»
    • 2.5 Эвтаназия и генетический отбор
    • 2.6 Противоречия и «общение от сердца к сердцу»
    • 2.7 Раджниш » Десять заповедей »
  • 3 Наследие
  • 4 Прием
    • 4.1 Оценка религиоведами
    • 4.2 Оценка как харизматический лидер
    • 4.3 Более широкая оценка как мыслитель и оратор
    • 4.4 Фильмы о Раджнише
  • 5 Выбранный диск ourses
  • 6 См. также
  • 7 Примечания
  • 8 Ссылки
    • 8.1 Цитаты
    • 8.2 Библиография
  • 9 Дополнительная литература
  • 10 Внешние ссылки
Жизнь

Детство и юность: 1931–1950 гг.

Раджниш (детское прозвище с санскрита रजनी раджани, ночь и ईश isha, господин) родился Чандра Мохан Джайн, старший из 11 детей торговца тканями, у его бабушки и дедушки по материнской линии. дом в Кучваде; небольшая деревня в Райсенском районе штата Мадхья-Прадеш в Индии. Его родители, Бабулал и Сарасвати Джайны, которые были таранпантхи джайнами, позволили ему жить со своими бабушкой и дедушкой по материнской линии, пока ему не исполнилось семь лет. По собственному мнению Раджниша, это оказало большое влияние на его развитие, потому что бабушка дала ему максимальную свободу, оставив его беззаботным без навязанного образования или ограничений. Когда ему было семь лет, умер его дед, и он уехал в Гадарвару, чтобы жить со своими родителями. На Раджниша глубоко повлияла смерть своего деда, а также смерть его подруги детства и двоюродного брата Шаши от брюшного тифа, когда ему было 15 лет, что привело к озабоченности смертью, которая длилась большую часть его детства и юности. В школьные годы он был одаренным и непослушным учеником и приобрел репутацию грозного спорщика. Раджниш стал критически относиться к традиционной религии, проявил интерес ко многим методам расширения сознания, включая контроль дыхания, йогические упражнения, медитацию, пост, оккультизм и гипноз. На короткое время он стал ассоциироваться с социализмом и двумя индийскими националистическими организациями : Индийской национальной армией и Раштрия Сваямсевак Сангх. Однако его членство в организациях было недолгим, поскольку он не мог подчиняться какой-либо внешней дисциплине, идеологии или системе.

Университетские годы и публичный оратор: 1951–1970

В 1951 г. в возрасте 19 лет Раджниш начал свое обучение в колледже Хиткарини в Джабалпуре. Когда его попросили уйти после конфликта с инструктором, он перешел в колледж Д. Н. Джайна, также в Джабалпуре. Доказав себя подрывным спором, он не был обязан посещать занятия в колледже Д. Н. Джайна, за исключением экзаменов, и использовал свое свободное время, чтобы несколько месяцев поработать помощником редактора в местной газете. Он начал публично выступать на ежегодном Сарва Дхарма Саммелан (Собрание всех вероисповеданий), проводимом в Джабалпуре, организованном общиной Таранпантхи Джайн, в которой он родился, и участвовал там с 1951 по 1968 год. принуждение родителей к вступлению в брак. Позже Раджниш сказал, что он стал духовно просветленным 21 марта 1953 года, когда ему был 21 год, в мистическом опыте, когда он сидел под деревом в саду Бханвартал в Джабалпуре.

Завершив свой BA изучая философию в DN Jain College в 1955 году, он поступил в Университет Сагара, где в 1957 году получил степень MA по философии (с отличием). Он сразу же получил должность преподавателя в Райпурском Санскритском колледже, но вице-канцлер вскоре попросил его добиться перевода, поскольку он считал его опасным для нравственности, характера и религии своих учеников. С 1958 года он преподавал философию в качестве лектора в Джабалпурском университете, а в 1960 году получил звание профессора. Его коллеги признали его популярным лектором как исключительно умного человека, сумевшего преодолеть недостатки его раннее образование в маленьком городке.

Параллельно с работой в университете он путешествовал по Индии под именем Ачарья Раджниш (Ачарья означает учитель или профессор; Раджниш было прозвищем, которое он получил в детство), читая лекции с критикой социализма, Ганди и институциональных религий. Он сказал, что социализм социализирует только бедность, и описал Ганди как мазохиста реакционера, поклоняющегося бедности. Чтобы избежать отсталости Индии, нужны были капитализм, наука, современные технологии и контроль рождаемости. Он критиковал ортодоксальные индийские религии как мертвые, наполненные пустыми ритуалами, угнетающие своих последователей страхом проклятия и обещаниями благословений. Такие заявления вызвали споры о нем, но также приобрели у него лояльных сторонников, среди которых был ряд богатых купцов и бизнесменов. Они обращались к нему за индивидуальными консультациями по поводу своего духовного развития и повседневной жизни в обмен на пожертвования - обычное дело в Индии - и его практика росла снежно. С 1962 года он начал руководить 3-10-дневными медитационными лагерями, и первые центры медитации (Дживан Джагрути Кендра) начали возникать вокруг его учения, тогда известного как Движение Пробуждения Жизни (Дживан Джагрути Андолан). После неоднозначного выступления в 1966 году он ушел с преподавательской должности по просьбе университета.

В серии лекций 1968 года, позже опубликованных под названием «От секса к сверхсознанию», он возмутил индуистов, призывая к более свободному принятию секса, и стали известны в индийской прессе как «секс-гуру». Когда в 1969 году его пригласили выступить на Второй всемирной индуистской конференции, несмотря на опасения некоторых индуистских лидеров, его заявления снова вызвали споры, когда он сказал: «Любая религия, которая считает жизнь бессмысленной и полной страданий и учит ненависти к жизни, это не настоящая религия. Религия - это искусство, которое показывает, как получать удовольствие от жизни ». Он сравнил лечение низших каст шудр и женщин с обращением с животными. Он охарактеризовал брамина как движимого корыстными интересами, провоцируя Шанкарачарью из Пури, который тщетно пытался остановить свою лекцию.

Мумбаи: 1970–1974

На публичном мероприятии по медитации в начале 1970 года Раджниш впервые представил свой метод динамической медитации. Динамическая медитация включала очень быстрое дыхание и празднование с музыкой и танцами. Он уехал из Джабалпура в Мумбаи в конце июня. 26 сентября 1970 года он инициировал свою первую группу учеников или неосаньясинов. Стать учеником означало принять новое имя и носить традиционную оранжевую одежду аскетов индуистских святых, включая мала (ожерелье из бисера), несущее медальон с его изображением. Однако его саньясинов побуждали вести скорее праздничный, чем аскетический образ жизни. Самому ему не поклонялись, но считали его катализатором, «солнцем, побуждающим цветок раскрыться».

К тому времени он обзавелся секретарем, Лакшми Такарси Курува, который, как его первый ученик взял имя Ма Йога Лакшми. Лакшми была дочерью одного из его ранних последователей, богатого джайна, который был ключевым сторонником Индийского национального конгресса во время борьбы за независимость Индии и имел тесные связи с Ганди, Неру и Морарджи Десаи. Она собрала деньги, которые позволили Раджнишу остановить свои путешествия и остепениться. В декабре 1970 года он переехал в апартаменты Woodlands в Мумбаи, где читал лекции и принимал посетителей, среди которых были его первые западные посетители. Теперь он редко путешествовал, больше не выступая на открытых публичных собраниях. В 1971 году он принял титул «Бхагаван Шри Раджниш». Шри - вежливая форма обращения, примерно эквивалентная английскому «сэр»; Бхагван означает «благословенный», используется в индийских традициях как выражение уважения к человеческому существу, в котором божественное больше не скрыто, но очевидно. Позже, когда он изменил свое имя, он переопределил значение слова Бхагван.

Ашрам Пуны: 1974–1981

Влажный климат Мумбаи оказался пагубным для здоровья Раджниша: он развился диабет, астма и многочисленные аллергии. В 1974 году, в 21-ю годовщину своего опыта в Джабалпуре, он переехал в собственность в Koregaon Park, Пуна, купленную с помощью Ма Йога Мукта (Катрин Венизелос), греческой наследницы судоходства. Раджниш выступал в ашраме Пуны с 1974 по 1981 год. Два соседних дома и 6 акров (2,4 га) земли стали ядром ашрама, и эта собственность по-прежнему является сердцем современного ОШО. Международный Медитационный Курорт. Это позволило производить регулярную аудиозапись, а затем видеозапись и печать его выступлений для распространения по всему миру, что позволило ему охватить гораздо более широкую аудиторию. Резко увеличилось количество западных посетителей. Вскоре в ашраме появился центр декоративно-прикладного искусства, производящий одежду, украшения, керамику и органическую косметику, а также устраивались представления театра, музыки и пантомимы. С 1975 года, после прибытия нескольких терапевтов из Движения за человеческий потенциал, ашрам начал дополнять медитации растущим числом терапевтических групп, которые стали основным источником дохода для ашрама.

Ашрам Пуны, по общему мнению, был захватывающим и насыщенным местом, с эмоционально заряженной атмосферой сумасшедшего карнавала. День начался в 6:00 с динамической медитации. С 8:00 Раджниш прочитал спонтанную лекцию продолжительностью от 60 до 90 минут в аудитории ашрама «Зал Будды», комментируя религиозные сочинения или отвечая на вопросы посетителей и учеников. До 1981 года серии лекций на хинди чередовались с сериями на английском языке. В течение дня проводились различные медитации и терапии, интенсивность которых была приписана духовной энергии «поля будды» Раджниша. На вечерних даршанах Раджниш беседовал с отдельными учениками или посетителями и инициированными учениками («давал санньясу»). Саньясины приходили на даршан, когда уходили или возвращались, или когда у них было что-то, что они хотели обсудить.

Чтобы решить, в каком лечении участвовать, посетители либо консультировались с Раджнишем, либо выбирали их в соответствии со своими предпочтениями. Некоторые из первых терапевтических групп в ашраме, такие как группа встреч, были экспериментальными, что допускало определенную степень физической агрессии, а также сексуальные контакты между участниками. В прессе начали появляться противоречивые сообщения о травмах, полученных на групповых занятиях Encounter. Ричард Прайс, в то время известный терапевт Движения человеческого потенциала и соучредитель Esalen Institute, обнаружил группы поощряли участников «проявлять насилие», а не «играть с насилием» (норма в группах встреч, проводимых в Соединенных Штатах), и критиковали их за «худшие ошибки некоторых неопытных лидеров группы Эсален». Прайс, как утверждается, покинул ашрам Пуны со сломанной рукой после восьми часов, запертых в комнате с участниками, вооруженными деревянным оружием. Бернар Гюнтер, его коллега по Эсалену, преуспел в Пуне и написал книгу «Умирая за просветление», в которой представлены фотографии и лирические описания медитаций и терапевтических групп. Насилие в терапевтических группах в конце концов прекратилось в январе 1979 года, когда ашрам выпустил пресс-релиз, в котором говорилось, что насилие «выполнило свою функцию в общем контексте ашрама как развивающейся духовной общины».

Саньясины, которые это сделали ». окончивший «месяцы медитации и терапии, мог применить к работе в ашраме, в среде, которая была сознательно смоделирована по образцу сообщества, которое русский мистик Гурджиев возглавлял во Франции в 1930-х годах. Ключевыми чертами, заимствованными у Гурджиева, были тяжелый, неоплачиваемый труд и супервизоры, выбранные из-за их резкой личности, и оба они были созданы, чтобы вызвать возможности для самонаблюдения и трансценденции. Многие ученики предпочли остаться на годы. Помимо разногласий вокруг методов лечения, обвинения в употреблении наркотиков саньясинами начали портить имидж ашрама. Утверждается, что некоторые западные саньясины финансируют длительное пребывание в Индии за счет проституции и торговли наркотиками. Несколько человек позже заявили, что, хотя Раджниш не принимал непосредственного участия, они обсудили с ним такие планы и действия на даршане, и он дал свое благословение.

К концу 1970-х годов ашрам Пуны был слишком мал, чтобы вместить быстрый рост, и Раджниш попросил найти место побольше. Саньясины со всей Индии начали искать недвижимость: одна была найдена в провинции Катч в Гуджарате и еще две на горном севере Индии. Планы так и не были реализованы, поскольку растущая напряженность между ашрамом и партией Джаната правительством Морарджи Десаи зашла в тупик. В разрешении на землепользование было отказано, и, что более важно, правительство прекратило выдачу виз иностранным посетителям, указавшим ашрам в качестве основного пункта назначения. Кроме того, правительство Десаи аннулировало статус ашрама, освобожденного от налогов, с ретроспективным эффектом, в результате чего был предъявлен иск в размере 5 миллионов долларов. Конфликты с различными индийскими религиозными лидерами усугубили ситуацию - к 1980 году ашрам стал настолько противоречивым, что Индира Ганди, несмотря на предыдущую связь между Раджнишем и Партией Индийского конгресса, восходящей к шестидесятым годам. после возвращения к власти не желала заступаться за это. В мае 1980 года во время одного из выступлений Раджниша было совершено покушение на его жизнь со стороны молодого индуистского фундаменталиста Виласа Тупе. Тупе утверждает, что он предпринял нападение, потому что считал Раджниша агентом ЦРУ.

К 1981 году ашрам Раджниша принимал 30 000 посетителей в год. К тому времени аудитория ежедневных дискурсов была преимущественно европейской и американской. Многие наблюдатели отметили, что стиль лекций Раджниша изменился в конце 70-х, стал менее интеллектуально сконцентрированным и стал включать все большее количество этнических или грязных шуток, направленных на шокирование или развлечение аудитории. 10 апреля 1981 года, проводя ежедневные лекции в течение почти 15 лет, Раджниш вступил в трех с половиной годовой период добровольного общественного молчания и сатсангов - молчаливого сидения с музыкой и чтением духовных книг. такие произведения, как Халила Джебрана Пророк или Иша Упанишад - заменили дискурсы. Примерно в то же время Ма Ананд Шила (Шила Сильверман) сменила Ма Йога Лакшми на посту секретаря Раджниша.

Соединенные Штаты и коммуна Орегон: 1981–1985 гг.

Прибытие в Соединенные Штаты

В 1981 г. усиление напряженности вокруг ашрама Пуны, наряду с критикой его деятельности и угрозой карательных мер со стороны индийских властей, побудили ашрам рассмотреть вопрос о создании новой коммуны в Соединенные Штаты. Согласно Сьюзен Дж. Палмер, переезд в Соединенные Штаты был планом Шилы. Гордон (1987) отмечает, что Шила и Раджниш обсуждали идею создания новой коммуны в США в конце 1980 года, хотя он не соглашался поехать туда до мая 1981 года. 1 июня того же года он отправился в Соединенные Штаты на туристическая виза, якобы для медицинских целей, и провел несколько месяцев в ретритном центре Раджниши, расположенном в Kip's Castle в Монтклер, Нью-Джерси. Ему поставили диагноз выпадение диска в начале 1981 года, и его лечили несколько врачей, в том числе Джеймс Сириакс, св. Больница Thomas опорно-двигательный аппарат врача и специалист в области эпидуральной инъекции прилетела из Лондона. Предыдущий секретарь Раджниша, Лакшми, доложила Фрэнсис Фицджеральд, что «ей не удалось найти в Индии собственность, соответствующую потребностям Раджниша, и поэтому, когда пришла неотложная медицинская помощь, инициатива перешла к Шиле». В публичном заявлении Шилы указывалось, что Раджниш окажется в серьезной опасности, если он останется в Индии, но получит соответствующее лечение в Америке, если ему понадобится операция. Несмотря на заявленный серьезный характер ситуации, Раджниш никогда не обращался за медицинской помощью за пределами США во время пребывания в Соединенных Штатах, что привело к тому, что Служба иммиграции и натурализации утверждала, что у него было предвзятое намерение остаться там. Спустя годы Раджниш признал себя виновным в иммиграционном мошенничестве, сохраняя при этом свою невиновность в обвинениях в том, что он сделал ложные заявления в своем первоначальном заявлении на визу о своем предполагаемом намерении остаться в США, когда он приехал из Индии.

Создание Раджнишпурама

13 июня 1981 г. муж Шилы, Джон Шелфер, подписал договор купли-продажи недвижимости в Орегоне за 5,75 миллиона долларов США, а через несколько дней был назначен собственность в фонд США. Имущество представляло собой ранчо площадью 64 229 акров (260 км), ранее известное как «Большое грязное ранчо» и расположенное в двух округах (Васко и Джефферсон ). Он был переименован в «Ранчо Раджниш», и Раджниш переехал туда 29 августа. Первоначальная реакция местного сообщества варьировалась от враждебности до терпимости, в зависимости от расстояния от ранчо. Пресса сообщила, и другое исследование показало, что разработка почти сразу же встретила сильное сопротивление со стороны правительства, прессы и граждан на местном, государственном и федеральном уровнях. В течение нескольких месяцев последовала серия юридических баталий, главным образом из-за землепользования. В течение года после прибытия Раджниш и его последователи оказались втянутыми в серию юридических баталий со своими соседями, главный конфликт был связан с землепользованием. Руководство коммуны было бескомпромиссным и нетерпеливым в отношениях с местными жителями. Они также настаивали на удовлетворении требований и вели неявно угрожающее и прямо конфронтационное поведение. Какими бы ни были истинные намерения, неоднократные изменения в их заявленных планах казались многим сознательным обманом.

В мае 1982 года жители Ранчо Раджниш проголосовали за включение его в состав города Раджнишпурам. Конфликт с местными жителями обострялся, и с обеих сторон росла ожесточенная враждебность, и в последующие годы коммуна подвергалась постоянному и скоординированному давлению со стороны различных коалиций жителей Орегона. «1000 друзей Орегона» немедленно начались и затем в течение следующих шести лет было возбуждено уголовное дело по многочисленным судебным и административным действиям с целью аннулирования регистрации и сноса зданий и улучшений. 1000 друзей публично призвали к «демонтажу» города. Адвокат 1000 друзей заявил, что, если 1000 друзей выиграют, Фонд будет «вынужден удалить их канализационную систему и снести многие здания. В какой-то момент коммуна импортировала большое количество бездомных из разных городов США в неудачной попытке чтобы повлиять на исход выборов, прежде чем высвободить их в близлежащие города и оставить некоторых штату Орегон, чтобы они вернулись в свои родные города за счет штата. В марте 1982 года местные жители сформировали группу под названием «Граждане за конституционные города», чтобы противостоять Развитие ранчо. Была подана петиция с инициативой, которая приказала бы губернатору «сдержать, контролировать и устранить» угрозу вторжения со стороны «инопланетного культа» ».

Законодательный орган штата Орегон принял несколько законопроектов, направленных на замедление или остановить развитие и город Раджнишпурам, в том числе HB 3080, который остановил распределение фондов распределения доходов для любого города, чей правовой статус был оспорен. Раджнишпурам был единственным городом, затронутым. Т. Губернатор штата Орегон Вик Атье заявил в 1982 году, что, поскольку они не нравятся их соседям, они должны покинуть Орегон. В мае 1982 года сенатор США Марк Хэтфилд позвонил в СИН в Портленде. В служебной записке INS говорится, что сенатор «очень обеспокоен» тем, что этот «религиозный культ» «ставит под угрозу образ жизни небольшого сельскохозяйственного городка... и представляет угрозу общественной безопасности». Такие действия «часто действительно влияют на решения об иммиграции». В 1983 году генеральный прокурор Орегона подал иск о признании города недействительным из-за предполагаемого нарушения пункта об учреждении Первой поправки к Конституции. Суд постановил, что собственность города принадлежит Фонду и контролируется им, и вынес решение в пользу государства. Суд проигнорировал контролирующие конституционные дела США, требующие устранения нарушения «наименее вмешивающимися средствами», необходимыми для исправления нарушения, на которое он ранее ссылался. Город был вынужден «согласиться» с этим решением в рамках урегулирования иммиграционного дела Раджниша.

Саньясины приветствовали Раджниша на одном из его ежедневных «проездов» в Раджнишпураме, примерно в 1982 г.

Последовавшие за этим юридические баталии Раджниш остался за кулисами, отказавшись от публичной роли в том, что руководство коммуны назвало периодом «молчания». В течение этого времени, которое длилось до ноября 1984 года, вместо публичных выступлений Раджниша перед общественными аудиториями были показаны видеозаписи его выступлений. Его время якобы проводилось в основном в уединении, и он общался только с несколькими ключевыми учениками, включая Ма Ананд Шилу и его подругу, ухаживающую за ним Ма Йога Вивек (Кристин Вульф). Он жил в трейлере рядом с крытым бассейном и другими удобствами. В это время он не читал лекций и общался с последователями посредством церемонии проезда Rolls Royce. Он также получил общественную известность благодаря тому, что собрал большую коллекцию автомобилей Rolls-Royce, которая в конечном итоге насчитывала 93 автомобиля. В 1981 году он выдал Sheela limited доверенность, сняв все оставшиеся ограничения в следующем году. В 1983 году Шила объявила, что впредь будет говорить только с ней. Позже он сказал, что она держала его в неведении. Многие саньясины выражали сомнение в том, что Шила должным образом представляла Раджниша, и многие диссиденты покинули Раджнишпурам в знак протеста против его авторитарного руководства. Саньясины-резиденты без гражданства США испытывали трудности с получением визы, которые некоторые пытались преодолеть путем заключения брака по расчету. Администрация коммуны пыталась разрешить собственное затруднение Раджниша в этом отношении, объявив его главой религии, «раджнишизма».

В годы правления Орегона все большее внимание уделялось предсказанию Раджниша, что мир может быть разрушен ядерным оружием. война или другие бедствия 1990-х годов. Еще в 1964 году Раджниш сказал, что «идет третья и последняя война», и часто говорил о необходимости создать «новое человечество», чтобы избежать глобального самоубийства. Теперь это стало основой для новой эксклюзивности, а статья 1983 года в Информационном бюллетене Фонда Раджниша, объявляющая, что «Раджнишизм создает Ноев ковчег сознания... Я говорю вам, что кроме этого нет другого пути», увеличила чувство безотлагательности строительства коммуны Орегон. В марте 1984 года Шила объявила, что Раджниш предсказал смерть двух третей человечества от СПИДа. Саньясины должны были носить резиновые перчатки и презервативы, если они занимались сексом, и воздерживаться от поцелуев, что широко представлялось в прессе как крайняя чрезмерная реакция, поскольку презервативы обычно не рекомендуются для профилактики СПИДа. потому что на том этапе СПИД считался гомосексуальным заболеванием. Во время своего пребывания в Раджнишпураме Раджниш также продиктовал три книги под воздействием закиси азота, которую дал ему его частный дантист: «Проблески золотого детства», «Записки сумасшедшего» и «Книги, которые я любил». Позже Шила заявила, что Раджниш принимал шестьдесят миллиграммов валиума каждый день и был зависим от закиси азота. Раджниш отрицал эти обвинения, когда его допрашивали о них журналисты.

На пике эры Раджнишпурама Раджниш, опираясь на сложную юридическую и бизнес-инфраструктуру, создал корпоративную машину, состоящую из различных подставных компаний и дочерних компаний. В это время тремя основными идентифицируемыми объектами в его организации были: Церковь ранчо или Международный фонд Раджниша (RIF); Rajneesh Investment Corporation (RIC), через которую RIF управлялся; и Международная коммуна Раджниша нео-саньясинов (RNSIC). Зонтичной организацией, которая контролировала всю инвестиционную деятельность, была компания Rajneesh Services International Ltd., зарегистрированная в Великобритании, но базирующаяся в Цюрихе. Существовали также более мелкие организации, такие как Rajneesh Travel Corp, Rajneesh Community Holdings и Rajneesh Modern Car Collection Trust, единственной целью которых было иметь дело с приобретением и арендой Rolls Royce.

Атака биотеррора 1984 года

Раджниш научил Шилу использовать освещение в СМИ в своих интересах, и в период публичного молчания он в частном порядке заявил, что, когда Шила говорила, она говорила от его имени. Он также поддерживал ее, когда в руководстве коммуны возникали споры о ее поведении, но в начале 1984 года, когда напряжение между внутренним кругом достигло пика, была созвана частная встреча с Шилой и его персоналом. Согласно показаниям дантиста Раджниша, Свами Девагита (Чарльз Харви Ньюман), во время встречи ее предупредили, и Раджниш заявил, что его дом, а не ее, был центром коммуны. Девагит утверждал, что Раджниш предупредил, что ревность Шилы к кому-либо из его близких неизбежно сделает их мишенью.

Несколько месяцев спустя, 30 октября 1984 г., он закончил период публичного молчания, объявив, что пора «говорить его собственные истины ". В июле 1985 года он возобновил ежедневные публичные выступления. 16 сентября 1985 года, через несколько дней после того, как Шила и вся ее команда менеджеров внезапно покинули коммуну и уехали в Европу, Раджниш провел пресс-конференцию, на которой назвал Шилу и ее соратников «бандой фашистов». Он обвинил их в совершении серьезных преступлений, большинство из которых относятся к 1984 году, и предложил властям провести расследование.

Предполагаемые преступления, которые, по его утверждению, были совершены без его ведома или согласия, включали покушение на его убийство. личный врач, отравления государственных служащих, прослушивание телефонных разговоров и прослушивание телефонных разговоров внутри коммуны и в его собственном доме, а также потенциально смертельная биотеррористическая атака, от которой страдает 751 гражданин Даллес, Орегон, используя Salmonella для воздействия на выборы в округе. Хотя его утверждения изначально были встречены со скептицизмом сторонними наблюдателями, последующее расследование, проведенное властями США, подтвердило эти обвинения и привело к осуждению Шилы и нескольких ее помощников. 30 сентября 1985 года Раджниш отрицал, что был религиозным учителем. Его ученики сожгли 5 000 экземпляров Книги Раджнишизма, 78-страничного сборника его учений, в котором «Раджнишизм» определяется как «религия без религии». Он сказал, что приказал сжечь книги, чтобы избавить секту от последних следов влияния Шилы, чьи одежды также были «добавлены к костру».

Атака сальмонеллы считается первым подтвержденным случаем химического воздействия. или биологический терроризм произошел в Соединенных Штатах. Раджниш заявил, что, поскольку он находился в тишине и изоляции, встречаясь только с Шилой, он не знал о преступлениях, совершенных руководством Раджнишпурама, пока Шила и ее «банда» не ушли, а саньясины не вышли вперед, чтобы сообщить ему. Ряд комментаторов заявили, что, по их мнению, Шилу использовали в качестве удобного козла отпущения. Другие указывали на тот факт, что, хотя Шила прослушивала жилые помещения Раджниша и предоставляла свои записи властям США в рамках своей собственной сделки о признании вины, никаких доказательств того, что Раджниш причастен к ее преступлениям, так и не появилось. Тем не менее, Гордон (1987) сообщает, что Чарльз Тернер, Дэвид Фронмайер и другие должностные лица правоохранительных органов, которые исследовали письменные показания под присягой, никогда не публиковавшиеся публично и прослушавшие сотни часов магнитофонных записей, намекнули ему, что Раджниш был виновен в большем количестве преступлений, чем те, за которые он был привлечен к уголовной ответственности. Фронмайер утверждал, что философия Раджниша не была «неодобрением отравления» и что он чувствовал, что он и Шила были «по-настоящему злыми». Тем не менее, американский прокурор Тернер и генеральный прокурор Фронмейер признали, что «у них мало доказательств причастности (Раджниша) к какой-либо преступной деятельности, которая происходила на ранчо». Согласно свидетельским показаниям в суде Ма Авы (Ава Авалос), видного ученика, Шила проиграла товарищам магнитофонную запись встречи, которую она провела с Раджнишем о «необходимости убивать людей», чтобы укрепить решимость колеблющихся саньясинов участвовать в ее убийственных заговорах. но это было трудно услышать, поэтому Шила предоставила расшифровку записи. «Она вернулась на встречу и... начала проигрывать пленку. Было немного трудно расслышать, что он говорил.... Но Парам Бодхи помог ей, пошел он расшифровал это. И суть ответа Бхагвана Да, нужно было убивать людей, чтобы остаться в Орегоне. И это на самом деле убийство людей не было таким уж плохим. И на самом деле Гитлер был великим человеком, хотя он не мог сказать это публично, потому что никто этого не понимал.. У Гитлера было великое видение ».

Ава Авалос также сказала в своих показаниях следователям ФБР, что« Шила сообщила им, что Багван не должен знать, что происходит, и что если Багван спросит их о чем-либо что произойдет, «им придется солгать Бхагвану».

Шила инициировала попытки убить смотрителя и подругу Раджниша, Ма Йога Вивек, и его личного врача Свами Деварадж (Джордж Мередит), потому что она думала что они были угрозой Раджнишу. Она тайно записала разговор между Девараджем и Раджнишем, «в котором доктор согласился получить лекарства, которые гуру хотел обеспечить мирной смертью, если он решит покончить с собой».

23 октября 1985 г. Большое жюри обвинило Раджниша и нескольких других учеников в заговоре с целью уклонения от иммиграционных законов. Обвинительный акт был возвращен в камеру, но слух просочился к адвокату Раджниша. Переговоры о том, чтобы позволить Раджнишу сдаться властям Портленда в случае выдачи ордера, провалились. Слухи о захвате Национальной гвардии и запланированном насильственном аресте Раджниша вызвали напряженность и опасения перед стрельбой. На основании магнитофонных записей Шилы власти позже заявили, что, по их мнению, существовал план, согласно которому женщинам и детям-саньясинам предлагалось создать живой щит, если власти попытаются арестовать Раджниша в коммуне. 28 октября 1985 г. Раджниш и небольшое количество сопровождающих его саньясинов были арестованы на борту арендованного Learjet на взлетно-посадочной полосе Северной Каролины ; согласно федеральным властям, группа направлялась на Бермудские острова, чтобы избежать судебного преследования. В самолете были обнаружены 58 000 долларов наличными, а также 35 часов и браслетов на общую сумму 1 миллион долларов. По общему мнению, Раджниш не был проинформирован ни о предстоящем аресте, ни о причине поездки. Официальным лицам потребовались полные десять дней, законно доступные для его перевода из Северной Каролины в Портленд для предъявления обвинения . Первоначально не признав себя виновным по всем пунктам обвинения и будучи освобожденным под залог, Раджниш, по совету своих адвокатов, подал «признание Алфорда » - своего рода признание вины через в которой подозреваемый не признает вины, но признает, что существует достаточно доказательств для его осуждения - по одному пункту обвинения в скрытом намерении остаться постоянно в США на момент подачи им первоначального заявления на визу в 1981 году и по одному пункту обвинения в сговоре с чтобы саньясины вступили в фиктивный брак, чтобы получить вид на жительство в США. В соответствии с сделкой, заключенной его адвокатами с прокуратурой США, он был приговорен к десяти годам условно, пяти годам испытательного срока и штрафу в размере 400000 долларов в виде штрафа и судебного преследования, а также согласился покинуть Соединенные Штаты, не возвращаясь в течение как минимум пяти лет. без разрешения Генерального прокурора США.

Что касается "предвзятого намерения", то во время расследования и судебного преследования апелляционные дела федерального суда и постановления INS допускали "двойное намерение", желание остаться, но готовность соблюдать закон в случае отказа в постоянном проживании. Кроме того, соответствующее намерение - это намерение работодателя, а не работника. Учитывая публичный характер прибытия и пребывания Раджниша, а также агрессивную проверку со стороны INS, Раджниш, похоже, был бы готов покинуть США, если бы ему было отказано в льготах. Тем не менее правительство привлекло его к ответственности на основании предвзятого умысла. Что касается заключения брака, правительство только заявило, что Раджниш сказал кому-то, кто жил в его доме, что они должны жениться, чтобы остаться. Такое поощрение, по всей видимости, составляет подстрекательство, преступление в США, но не заговор, который требует формирования плана и действий по его продвижению.

Путешествие и возвращение в Пуну: 1985–1990

После своего отъезда из США Раджниш вернулся в Индию, приземлившись в Дели 17 ноября 1985 года. Его индус встретил его героем. ученики и осудили Соединенные Штаты, заявив, что мир должен «поставить чудовищную Америку на ее место» и что «либо Америку нужно замять, либо Америка станет концом света». Затем он пробыл шесть недель в Манали, Химачал-Прадеш. Когда у неиндейцев из его партии отозвали визы, он перебрался в Катманду, Непал, а затем, несколько недель спустя, на Крит. Через несколько дней арестованный Греческой национальной разведывательной службой (KYP), он вылетел в Женеву, затем в Стокгольм и Лондон, но в каждом случае получил отказ. вход. Затем Канада отказала в разрешении на посадку, поэтому его самолет вернулся в аэропорт Шеннон, Ирландия, для дозаправки. Там ему разрешили остаться на две недели в отеле в Лимерике при условии, что он не будет выходить на улицу и вести переговоры. Ему было выдано уругвайское удостоверение личности, временный вид на жительство на один год и возможность постоянного проживания, поэтому группа отправилась в путь, остановившись в Мадриде, где самолет был окружен Guardia Civil. Ему разрешили провести одну ночь в Дакаре, затем он продолжил путь в Ресифи и Монтевидео. В Уругвае группа переехала в дом в Пунта-дель-Эсте, где Раджниш начал публично выступать до 19 июня, после чего его «пригласили уйти» без какой-либо официальной причины. Была оформлена двухнедельная виза на Ямайку, но по прибытии в Кингстон полиция дала группе 12 часов, чтобы уехать. Заправившись в Гандере и в Мадриде, Раджниш вернулся в Бомбей, Индия, 30 июля 1986 года.

В январе 1987 года Раджниш вернулся в ашрам в Пуне, где он каждый день проводил вечерние лекции. кроме случаев, когда прерывается периодическим ухудшением здоровья. Возобновились публикации и терапия, и ашрам расширился, теперь как «Мультиверситет», где терапия должна была служить мостом к медитации. Раджниш разработал новые методы «медитативной терапии», такие как «Мистическая роза», и начал проводить медитации в своих выступлениях после перерыва в более чем десять лет. Его западные ученики не образовывали больших общин, в основном предпочитая обычную независимую жизнь. Красно-оранжевое платье и мала были в значительной степени заброшены, поскольку с 1985 года они были необязательными. Ношение темно-бордовых одежд - только в помещениях ашрама - было вновь введено летом 1989 года, наряду с белыми халатами для вечерней медитации и черными халатами для групп.

В ноябре 1987 года Раджниш выразил уверенность в том, что его ухудшение здоровья (тошнота, усталость, боль в конечностях и отсутствие сопротивляемости инфекциям) было вызвано отравлением властями США во время пребывания в тюрьме. Его врачи и бывший поверенный, Филип Тулкес (Свами Прем Нирен), выдвинули гипотезу облучения и таллия в специально облученном матрасе, поскольку его симптомы были сконцентрированы справа стороны его тела, но не представил веских доказательств. Прокурор США Чарльз Х. Хантер назвал это «полной выдумкой», в то время как другие высказали предположение о наличии ВИЧ-инфекции или хронического диабета и стресса.

С начала 1988 года выступления Раджниша были сосредоточены исключительно на Дзен. В конце декабря он сказал, что больше не желает, чтобы его называли «Бхагван Шри Раджниш», и в феврале 1989 года взял имя «Ошо Раджниш», сокращенное до «Ошо» в сентябре. Он также попросил, чтобы все торговые марки, ранее имевшие марку «Rajneesh», были переименованы в «OSHO». Его здоровье продолжало ослабевать. Свою последнюю публичную речь он произнес в апреле 1989 года, с тех пор просто сидел в тишине со своими последователями. Незадолго до своей смерти Раджниш предположил, что один или несколько членов аудитории на вечерних собраниях (теперь именуемых Братством Белой Одежды) подвергали его той или иной форме злой магии. Были предприняты поиски преступников, но их найти не удалось.

Смерть

Раджниш умер 19 января 1990 года в возрасте 58 лет в ашраме в Пуне, Индия. Официальной причиной смерти была сердечная недостаточность, но в заявлении его коммуны говорилось, что он умер, потому что «жизнь в теле превратилась в ад» после предполагаемого отравления в тюрьмах США. Его прах был помещен в его недавно построенную спальню в доме Лао-цзы в ашраме в Пуне. эпитафия гласит: «Никогда не рождался - никогда не умирал. Посетил эту планету Земля только с 11 декабря 1931 года по 19 января 1990 года».

Учения

Учения Раджниша, доставленные через его выступления, не были представлены в академической обстановке, а перемежались шутками. Акцент не был статичным, но со временем менялся: Раджниш упивался парадоксами и противоречиями, из-за чего его работу было трудно подвести. Ему нравилось вести себя так, как будто это совершенно не соответствовало традиционным представлениям о просвещенных людях; его ранние лекции, в частности, были известны своим юмором и отказом воспринимать что-либо всерьез. Все такое поведение, каким бы капризным и трудным для восприятия ни было, было объяснено как «техника трансформации», чтобы вытолкнуть людей «за пределы разума».

Он говорил о главных духовных традициях, включая джайнизм, индуизм, хасидизм, тантризм, даосизм, суфизм, христианство, буддизм, на различных восточных и западных мистиках и на священные писания, такие как Упанишады и Гуру Грант Сахиб. Социолог Льюис Ф. Картер считал, что его идеи уходят корнями в индуистскую адвайта, в которой человеческий опыт раздельности, двойственности и темпоральности рассматривается как своего рода танец или игра космического сознания, в которой все священно., имеет абсолютную ценность и является самоцелью. Хотя его современник Джидду Кришнамурти не одобрял Раджниша, между их учениями есть явное сходство.

Раджниш также опирался на широкий спектр западных идей. Его вера в единство противоположностей напоминает Гераклита, в то время как его описание человека как машины, обреченной на беспомощность бессознательных, невротических паттернов, имеет много общего с Зигмунд Фрейд и Георгий Гурджиев. Его видение «нового человека», превосходящего ограничения условностей, напоминает книгу Фридриха Ницше По ту сторону добра и зла ; его продвижение сексуального освобождения можно сравнить с D. Х. Лоуренс ; и его "динамические" медитации в долгу перед Вильгельмом Райхом.

Эго и разумом

Согласно Раджнишу, каждый человек является Буддой со способностью просветление, способное к безусловной любви и реагированию, а не реагированию на жизнь, хотя эго обычно предотвращает это, отождествляя себя с социальными условиями и создавая ложные потребности и конфликты и иллюзорное чувство идентичности, которое является не чем иным, как преградой для мечтаний. В противном случае врожденное человеческое существо может расцвести, перемещаясь от периферии к центру.

Раджниш рассматривал разум прежде всего как механизм выживания, воспроизводя поведенческие стратегии, которые доказали свою эффективность в прошлом. Но апелляция разума к прошлому, по его словам, лишает людей способности подлинно жить в настоящем, заставляя их подавлять подлинные эмоции и отключаться от радостных переживаний, которые естественным образом возникают при принятии настоящего момента: «Разум не имеет врожденной способности радоваться... Он думает только о радости ". В результате люди отравляют себя всевозможными неврозами, ревностью и неуверенностью. Он утверждал, что психологическое подавление, часто пропагандируемое религиозными лидерами, заставляет подавленные чувства вновь проявляться в другом обличье, и что сексуальное подавление привело к тому, что общества одержимы сексом. Вместо подавления люди должны безоговорочно доверять себе и принимать себя. Это следует понимать не только интеллектуально, так как разум мог усвоить это только как дополнительную информацию: вместо этого было необходимо.

Медитация

Раджниш представил медитацию не просто как практику, но как состояние осознанности, которое необходимо поддерживать в каждый момент, полная осознанность, пробуждающая человека от сна механических реакций, обусловленных убеждениями и ожиданиями. Он использовал западную психотерапию на подготовительных этапах медитации, чтобы осознать ментальные и эмоциональные паттерны.

Всего он предложил более сотни техник медитации. Его собственные техники «активной медитации» характеризуются стадиями физической активности, ведущей к тишине. Самой известной из них остается Dynamic Meditation ™, которую описывают как своего рода микрокосм его мировоззрения. Он проводится с закрытыми глазами или с завязанными глазами и состоит из пяти этапов, четыре из которых сопровождаются музыкой. Сначала медитирующий использует десять минут быстрого дыхания через нос. Вторые десять минут - для катарсиса : «Пусть происходит все, что происходит... Смейтесь, кричите, кричите, прыгайте, тряситесь - делайте все, что хотите, делайте!» Затем десять минут прыгают вверх-вниз с поднятыми руками и кричат ​​«Ууу! каждый раз, когда кто-то приземляется на ступни. На четвертой стадии безмолвия медитатор внезапно и полностью прекращает движение, оставаясь полностью неподвижным в течение пятнадцати минут, наблюдая все, что происходит. Последний этап медитации состоит из пятнадцати минут танцев и празднования.

Раджниш разработал другие активные медитативные техники, такие как Кундалини «встряхивающая» медитация и «гудящая» медитация Надабрахмы. которые менее оживлены, хотя также включают в себя ту или иную физическую активность. Его более поздние «медитативные терапии» требуют сеансов в течение нескольких дней, OSHO Mystic Rose включает три часа смеха каждый день в течение недели, три часа плача каждый день в течение второй недели и третью неделю с тремя часами тихой медитации. Эти процессы «свидетельствования» позволяют «совершить прыжок в осознание». Раджниш считал, что такие катарсические методы необходимы, потому что современным людям трудно просто сидеть и входить в медитацию. Как только эти методы позволят получить представление о медитации, люди смогут без труда использовать другие методы.

Саньяс

Еще одним ключевым ингредиентом было его собственное присутствие в качестве мастера : «Мастер делится с вами своим существом, а не своей философией... Он никогда ничего не делает с учеником». Посвящение, которое он предложил, было еще одним таким приемом: «... если ваше существо может общаться со мной, оно становится общением.... Это наивысшая возможная форма общения: передача без слов. Наши существа сливаются. Это возможно. только если ты станешь учеником ». Однако, в конечном счете, как явно «самопародирующий» гуру, Раджниш даже деконструировал свой собственный авторитет, объявив свое учение не более чем «игрой» или шуткой. Он подчеркивал, что все и вся может стать возможностью для медитации.

Отречение и «новый человек»

Раджниш видел в своей «нео-саньясе» совершенно новую форму духовной дисциплины, или тот, который когда-то существовал, но теперь забыт. Он думал, что традиционная индуистская саньяса превратилась в простую систему социального отречения и подражания. Он подчеркивал полную внутреннюю свободу и ответственность перед собой, требуя не поверхностных поведенческих изменений, а более глубокого, внутреннего преобразования. Желания следовало принимать и превосходить, а не отвергать. Как только это внутреннее цветение произойдет, такие желания, как желание секса, останутся позади.

Раджниш сказал, что он был «гуру богатого человека» и что материальная бедность не была подлинной духовной ценностью. Он был сфотографирован в роскошной одежде и ручных часах, и, находясь в Орегоне, каждый день водил разные Rolls-Royce - его последователи, как сообщается, хотели купить ему 365 таких машин, по одному на каждый день. год. Рекламные снимки Роллс-Ройсов были отправлены в прессу. Возможно, они отражали как его отстаивание богатства, так и его желание пробудить американские чувства, так же, как он раньше наслаждался оскорблением индийских чувств.

Раджниш стремился создать «нового человека», сочетающего в себе духовность Гаутамы. Будда с жизнерадостностью, воплощенной Никосом Казандзакисом 'Греком Зорбой : «Он должен быть таким же точным и объективным, как ученый... таким же чувствительным, таким же полным сердце, как поэт... [и как] глубоко укоренившееся в его существе как мистик ». Его термин «новый мужчина» в равной степени относился к мужчинам и женщинам, роли которых он считал взаимодополняющими; действительно, большинство руководящих должностей в его движении занимали женщины. Этот новый человек, «Будда Зорба», не должен отвергать ни науку, ни духовность, но принимать и то, и другое. Раджниш считал, что человечество находится под угрозой исчезновения из-за перенаселения, надвигающейся ядерной катастрофы и таких болезней, как СПИД, и думал, что многие болезни общества можно вылечить научными методами. Новый человек больше не будет заключен в ловушку таких институтов, как семья, брак, политические идеологии и религии. В этом отношении Раджниш похож на других гуру контркультуры и, возможно, даже на некоторых постмодернистских и деконструктивных мыслителей. Раджниш сказал, что новый человек должен быть «совершенно лишенным амбиций», в отличие от жизни, которая зависит от амбиций. Новый человек, сказал он, «не обязательно лучше. Он будет живее. Он будет более радостным. Он будет более бдительным. Но кто знает, станет ли он лучше или нет? Что касается политиков? он не станет лучше, потому что он не будет лучшим солдатом. Он вообще не будет готов быть солдатом. Он не будет конкурентоспособным, и вся конкурентоспособная экономика рухнет ».

Эвтаназия и генетический отбор

Раджниш много раз говорил об опасностях перенаселения и выступал за универсальную легализацию контрацепции и абортов. Он охарактеризовал религиозные запреты как преступление и утверждал, что провозглашенная Организацией Объединенных Наций декларация человеческого «права на жизнь » сыграла на руку участникам религиозных кампаний. Согласно Раджнишу, человек не имеет права сознательно причинять страдания на всю жизнь: жизнь должна начинаться только при рождении, и даже тогда: «Если ребенок родился глухим, немым, и мы ничего не можем сделать, и родители хотят, чтобы ребенок был усыплен вечным сном, «а не« рисковать обременять землю хромым слепым ребенком ». Он утверждал, что это просто освобождает душу, чтобы вместо этого обитать в здоровом теле: «Только тело возвращается к своим основным элементам; душа улетит в другую утробу. Ничто не разрушается. Если вы действительно любите ребенка, вы не захотите его прожить семидесятилетнюю жизнь в нищете, страданиях, болезнях, старости. Так что даже если ребенок родился, если он с медицинской точки зрения не способен в полной мере наслаждаться жизнью со всеми чувствами, здоровым, тогда лучше, чтобы он засыпает вечным сном и рождается где-то в другом месте с лучшим телом ".

Он заявил, что решение иметь ребенка должно быть медицинским вопросом, и что надзор за популяцией и генетикой должен оставаться в сфере наука, вне контроля политиков: «Если генетика находится в руках Иосифа Сталина, Адольфа Гитлера, Бенито Муссолини, какова будет судьба мира?» Он считал, что в правильных руках эти меры могут быть использованы во благо: «Как только мы узнаем, как изменить программу, откроются тысячи возможностей. Мы можем дать каждому мужчине и женщине все самое лучшее. Нет нужды ни в ком. страдать без нужды. Отсталость, калека, слепота, уродливость - все это можно будет изменить ».

« Наука была кинжалом, вонзленным в спину природы. Философы не причинили большого вреда - они не могут потому что они абсолютные неудачи - но наука причинила много вреда. Теперь величайший враг сегодня - наука. И почему она была так вредна? - потому что с самого начала в основе лежит вражда. Ненависть, а не любовь... вражда с жизнью, а не с дружбой. Наука породила в человечестве идею, что они учат выживанию наиболее приспособленных - как будто жизнь - это просто борьба! Дело в другом, как раз наоборот. Жизнь - это обширное сотрудничество ». [1]

«Итак, первое, что нужно понять: все идеалы перфекционисты. Следовательно, ВСЕ идеалы бесчеловечны.

И все идеалы калечат и парализуют вас. Все идеалы создают вид тонкого рабства вокруг вас, они заключают вас в тюрьму. У действительно свободного человека нет идеалов ".

Если вы сделаете это идеалом, это бесчеловечно И невозможно. И это тебя уничтожит. Все идеалы разрушительны, и все идеалисты отравляют человечество. Остерегайтесь их!

Живите простой, обычной жизнью - изо дня в день. Чувствуя голод, ешьте; чувство сонливости, сон; чувство любви, любви. Не стремитесь ни к чему идеальному. Совершенство невозможно. И не начинайте создавать новый идеал из этого простого факта. "

Новый человек - самый обычный человек: ничего особенного, ничего превосходного, супраментального.

Новый человек - это тот самый первый человек, который признает, что достаточно быть человеком. Нет необходимости быть сверхчеловеком. Нет необходимости становиться богами и богинями, просто быть обычным человеком так приятно ».

Новый человек будет просто мужчиной. И еще раз повторяю: я не приемлю ничего выше человека. Я говорю об обычном, простом человеке.

Нет ничего выше этого ».

Противоречия и« общение от сердца к сердцу »

Раджниш заявил 30 октября 1984 г. в своей первой речи, которую он произнес после трех лет публичное молчание, что он ушел в публичное молчание отчасти, чтобы отвлечь тех, кто следил за ним только интеллектуально:

«Теперь я нашел своих людей, и я должен устроить молчаливое причастие, которое поможет двумя способами: те, кто не может понять тишину, выпадут. Это будет хорошо. Это будет хорошая прополка; в противном случае они будут продолжать цепляться за меня из-за слов, потому что их интеллект удовлетворен. И я здесь не для того, чтобы удовлетворить их интеллект. Моя цель гораздо глубже и другого измерения.

Итак, эти дни молчания помогли тем, кто был просто интеллектуально любопытен, рационально интересовался мной, повернуться спиной. А во-вторых, это помогло мне найти моих настоящих, аутентичных людей, которым не нужны слова, чтобы быть со мной. Они могут быть со мной без слов. В этом разница между общением и общением ".

Он оставался в своих беседах последовательным только на своих духовных основах, таких как медитация, любовь, юмор, несерьезность, празднование и просветление. Он также был последовательным на протяжении всей своей жизни. в обучении медитирующих опасаться сатори (временных пробуждений) и полупостоянных состояний, которые духовные искатели часто принимают за просветление.

«Десять заповедей» Раджниша

В первые годы своего существования как Ачарья Раджниш, Корреспондент однажды попросил его «Десять заповедей ». В ответ Раджниш сказал, что это трудный вопрос, потому что он был против любых заповедей, но «просто для развлечения», изложил следующее:

  1. Никогда не подчиняйтесь чьей-либо команде, если она также не исходит изнутри вас.
  2. Нет Бога, кроме самой жизни.
  3. Истина внутри вас, не ищите ее где-то еще.
  4. Любовь - это молитва.
  5. Стать ничтожеством - это дверь к истине. означает цель и достижение.
  6. Жизнь сейчас и здесь.
  7. Живите бодрствующим.
  8. Не плывите - плывите.
  9. Умирайте каждое мгновение, чтобы быть новым в каждый момент.
  10. Не ищи. То, что есть, есть. Остановитесь и посмотрите.

Он подчеркнул числа 3, 7, 9 и 10. Идеи, выраженные в этих Заповедях, остались неизменными лейтмотивами в его движении.

Наследие

Хотя учение Раджниша не приветствовалось многими в его родной стране при его жизни, после смерти Раджниша в индийском общественном мнении произошли изменения. В 1991 году индийская газета включила Раджниша вместе с такими фигурами, как Гаутама Будда и Махатма Ганди, среди десяти людей, которые больше всего изменили судьбу Индии; в случае Раджниша, «освободив умы будущих поколений от оков религиозности и конформизма». После смерти Раджниш получил больше признания на своей родине, чем когда-либо при жизни. В статье The Indian Express обозреватель Танвир Алам заявил: «Покойный Раджниш был прекрасным толкователем социальных абсурдов, разрушающих человеческое счастье». На праздновании в 2006 году, посвященном 75-летию со дня рождения Раджниша, индийский певец Васифуддин Дагар сказал, что учение Раджниша «более уместно в нынешней среде, чем когда-либо прежде». По состоянию на январь 2008 года в Непале было 60 центров Раджниша, в которых было почти 45 000 инициированных учеников. Полные работы Раджниша были помещены в Библиотеку Национального Парламента Индии в Нью-Дели. Болливудский актер и бывший государственный министр иностранных дел, Винод Кханна, работал садовником Раджниша в Раджнишпураме в 1980-х. Раджнишу приписывают более 650 книг, в которых выражаются его взгляды на все аспекты человеческого существования. Практически все они являются воспроизведением его записанных на пленку речей. Многие болливудские личности, такие как Махеш Бхатт, Парвин Баби, также были известны как последователи философии Раджниша. Его книги доступны на более чем 60 языках в более чем 200 издательствах и вошли в списки бестселлеров в Италии и Южной Корее.

Раджниш по-прежнему известен и издается во всем мире в области медитации и его работ. также включает социальные и политические комментарии. На международном уровне, после почти двух десятилетий споров и десятилетия примирения, движение Раджниша утвердилось на рынке новых религий. Его последователи пересмотрели его вклад, переосмыслив центральные элементы его учения, чтобы сделать их менее противоречивыми для посторонних. Общества в Северной Америке и Западной Европе пошли им навстречу, став более приспособленными к духовным темам, таким как йога и медитация. Международный фонд Ошо (OIF) проводит семинары по управлению стрессом для корпоративных клиентов, таких как IBM и BMW, с отчетным доходом (2000 г.) от 15 до 45 миллионов долларов. ежегодно в США.

Ашрам Раджниша в Пуне стал Международным курортом для медитации Ошо, одной из главных туристических достопримечательностей Индии. Описывая себя как Эсален Востока, он обучает разнообразным духовным техникам из широкого диапазона традиций и продвигает себя как духовный оазис, «священное пространство» для раскрытия себя и объединения желаний тело и разум в красивой курортной среде. По сообщениям прессы, среди видных посетителей были политики и представители СМИ. В 2011 году на кафедре философии женского колледжа Манкунварбай в Джабалпуре был открыт национальный семинар по учениям Раджниша. Семинар, финансируемый Бхопалом офисом Комиссии по университетским грантам, был посвящен учению Раджниша «Зорба Будда», стремящемуся примирить духовность с материалистическим и объективным подходом. По состоянию на 2013 год курорт требовал, чтобы все гости по прибытии прошли тестирование на ВИЧ / СПИД в приветственном центре.

Стойка регистрации

Раджниш обычно считается одним из самых популярных. противоречивые духовные лидеры вышли из Индии в двадцатом веке. Его послание о сексуальном, эмоциональном, духовном и институциональном освобождении, а также удовольствие, которое он получал от причинения оскорблений, гарантировали, что его жизнь была окружена противоречиями. Раджниш стал известен как «секс-гуру» в Индии и как «гуру роллс-ройса» в Соединенных Штатах. Он критиковал традиционные концепции национализма, открыто выражал презрение к политикам и высмеивал ведущих деятелей различных религий, которые, в свою очередь, находили его высокомерие невыносимым. Его учение о сексе, браке, семье и отношениях противоречило традиционным ценностям и вызвало большой гнев и сопротивление во всем мире. Его движение было широко признано культом. Считалось, что Раджниш живет «в показной и оскорбительной роскоши», в то время как его последователи, большинство из которых разорвали связи с внешними друзьями и семьей и пожертвовали все или большую часть своих денег и имущества в общину, могли жить лишь на «прожиточном уровне».

Оценка религиоведов

Академические оценки работы Раджниша неоднозначны и часто прямо противоречат друг другу. Удай Мехта увидел ошибки в своей интерпретации дзэн и буддизма Махаяны, говоря о «грубых противоречиях и несоответствиях в его учениях», которые «эксплуатируют» «невежество и легковерность» его слушателей. Социолог Боб Маллан писал в 1983 году о «заимствовании истин, полуправды и случайных искажениях из великих традиций»... часто мягких, неточных, ложных и крайне противоречивых ». Американский профессор религиоведения Хью Б. Урбан также сказал, что учение Раджниша не было ни оригинальным, ни особенно глубоким, и пришел к выводу, что большая часть его содержания была заимствована из различных восточных и западных философий. Джордж Криссайдс, с другой стороны, нашел такие описания Раджниша. преподавание в качестве «попурри» различных религиозных учений прискорбно, потому что Раджниш «не был философом-любителем». Обращая внимание на академическое образование Раджниша, он заявил, что: «Независимо от того, принимает ли кто-то его учения или нет, он не был шарлатаном, когда дело доходило до изложения идей. других ». Он описал Раджниша как в первую очередь буддийского учителя, пропагандирующего независимую форму« бит-дзен »и рассматривал бессистемные, противоречивые и возмутительные аспекты Радж Учения Ниша направлены на то, чтобы вызвать изменения в людях, а не как лекции по философии, направленные на интеллектуальное понимание предмета.

То же самое и в отношении охвата Раджнишем западной контркультуры и движения за человеческий потенциал, хотя Муллан признал, что Диапазон и воображение Раджниша были непревзойденными, и что многие из его заявлений были довольно проницательными и трогательными, возможно, даже глубокими временами, он воспринимал «попурри контркультуралистских и пост-контркультурных идей», сосредоточенных на любви и свободе. потребность жить настоящим моментом, важность себя, чувство «все в порядке», таинственность жизни, этика веселья, индивидуальная ответственность за свою судьбу и потребность отбросить эго, а также страх и чувство вины. Мехта отмечает, что обращение Раджниша к своим западным ученикам было основано на его социальных экспериментах, которые установили философскую связь между восточной традицией гуру и западным движением роста. Он видел в этом маркетинговую стратегию, направленную на удовлетворение желаний своей аудитории. Урбан тоже рассматривал Раджниша как отрицание дихотомии между духовными и материальными желаниями, отражая озабоченность телом и сексуальностью, характерную для поздней капиталистической потребительской культуры и созвучной социально-экономической условий своего времени.

Британский профессор религиоведения Питер Б. Кларк сказал, что большинство участников считают, что они достигли прогресса в самоактуализации, как это определено американским психологом Абрахамом Маслоу и движение за человеческий потенциал. Он заявил, что стиль терапии, разработанный Раджнишем, с его либеральным отношением к сексуальности как священной части жизни, оказался влиятельным среди других терапевтов и новых возрастных групп. Тем не менее, Кларк считает, что основной мотивацией искателей, присоединяющихся к движению, было «ни терапия, ни секс, а перспектива стать просветленным в классическом буддийском смысле».

В 2005 году Урбан заметил, что Раджниш претерпел замечательный апофеоз "после его возвращения в Индию, и особенно в годы после его смерти, продолжая описывать его как яркую иллюстрацию того, что Ф. Макс Мюллер более века назад называл «тот всемирный круг, по которому, подобно электрическому току, восточная мысль могла бежать на Запад, а западная мысль возвращалась на Восток». Кларк также сказал, что Раджниш стал «рассматриваться как важный учитель в самой Индии», который «все больше признается главным духовным учителем двадцатого века, находясь в авангарде нынешней тенденции« принятия мира »в духовности, основанной на саморазвитие ».

Оценка харизматического лидера

Ряд комментаторов отметили харизму Раджниша. Сравнивая Раджниша с Гурджиевым, Энтони Сторр писал, что Раджниш был «лично чрезвычайно впечатляющим», отмечая, что «многие из тех, кто посетил его впервые, почувствовали, что их самые сокровенные чувства мгновенно возникли. понял, что их приняли и однозначно приветствовали, а не осудили. [Раджниш], казалось, излучал энергию и пробуждал скрытые возможности в тех, кто вступал с ним в контакт ». Многие саньясины заявляли, что, услышав речь Раджниша, они «влюбились в него». Сьюзен Дж. Палмер отметила, что даже критики засвидетельствовали силу его присутствия. Джеймс С. Гордон, психиатр и исследователь, вспоминает, как по необъяснимым причинам обнаружил, что смеется, как ребенок, обнимает незнакомцев и у него на глазах появляются слезы благодарности после взгляда Раджниша из проезжающего мимо Rolls-Royce. Фрэнсис Фицджеральд выслушав лично Раджниша, пришел к выводу, что он был блестящим лектором, и выразил удивление по поводу его таланта комика, который не был очевиден при чтении его книг, а также гипнотическим качеством его разговоров, оказавшим глубокое влияние на его аудитория. Хью Милн (Свами Шивамурти), бывший преданный, который в период с 1973 по 1982 год работал в тесном сотрудничестве с Раджнишем в качестве лидера гвардии Ашрама Пуны и его личного телохранителя, отметил, что их первая встреча оставила у него чувство, которое было гораздо больше, чем просто слова. между ними: «Нет вторжения в личную жизнь, нет тревоги, но это как будто его душа медленно скользит внутрь моей и за доли секунды передает жизненно важную информацию». Милн также заметил еще одну грань харизматических способностей Раджниша, заявив, что он был «блестящим манипулятором беспрекословного ученика».

Хью Б. Урбан сказал, что Раджниш, похоже, подходил Максу Веберу ' классический образ харизматической фигуры, обладающей «необычайной сверхъестественной силой или« грацией », которая по сути своей иррациональна и аффективна». Раджниш соответствовал чисто харизматическому типу Вебера, отвергая все рациональные законы и институты и заявляя о подрыве всей иерархической власти, хотя Урбан сказал, что заложенное в этом обещание абсолютной свободы привело к бюрократической организации и институциональному контролю в более крупных коммунах.

Некоторые ученые предположили, что Раджниш, возможно, обладал нарциссической личностью. В своей статье «Нарциссический гуру: профиль Бхагавана Шри Раджниша» Рональд О. Кларк, заслуженный профессор религиоведения в Государственном университете Орегона, утверждал, что Раджниш проявлял все типичные черты нарциссического расстройства личности., такое как грандиозное чувство собственной важности и уникальности; озабоченность фантазиями безграничного успеха; потребность в постоянном внимании и восхищении; набор характерных ответов на угрозы самооценке; нарушения в межличностных отношениях; озабоченность личным уходом в сочетании с частыми уловками или откровенной ложью; и отсутствие сочувствия. Опираясь на воспоминания Раджниша о своем детстве в его книге «Проблески золотого детства», он предположил, что Раджниш страдал от фундаментального недостатка родительской дисциплины из-за того, что рос под присмотром чрезмерно снисходительных бабушек и дедушек. Он пришел к выводу, что признание Раджниша статусом Будды было частью бредовой системы, связанной с его нарциссическим расстройством личности; состояние раздувания эго, а не отсутствие эго.

Более широкая оценка мыслителя и оратора

Существуют широко расходящиеся оценки Раджниша качества мыслителя и оратора. Хушвант Сингх, выдающийся писатель, историк и бывший редактор Hindustan Times, охарактеризовал Раджниша как «самого оригинального мыслителя, созданного Индией: самого эрудированного, самого здравомыслящего. и самое новаторское ». Сингх считает, что Раджниш был «свободомыслящим агностиком», который обладал способностью объяснять самые абстрактные концепции простым языком, иллюстрированным остроумными анекдотами, высмеивал богов, пророков, писания и религиозные обряды, и дал совершенно новое измерение религии. Немецкий философ Питер Слотердейк, одно время преданный Раджнишу (живший в ашраме Пуны с 1978 по 1980 год), описал его как «Витгенштейна религий», причисляя его к одной из величайшие деятели 20 века; с его точки зрения, Раджниш радикально деконструировал словесные игры, в которые играли мировые религии.

В начале 1980-х годов ряд комментаторов в популярной прессе пренебрегали Раджнишем. Австралийский критик Клайв Джеймс пренебрежительно называл его «мытьем мешков», сравнивая переживание одного из его выступлений с сидением в прачечной и наблюдением за тем, как «ваше рваное нижнее белье часами крутится, источая серую пену. Багвош говорит так, как выглядит ». Джеймс закончил, сказав, что Раджниш, хотя и был «довольно доброжелательным примером своего типа», был «непреклонным дингбатом, который манипулирует управляемым, чтобы манипулировать друг другом». Отвечая на восторженный обзор выступлений Раджниша, сделанный Бернардом Левином в The Times, Доминик Вуястик, также писавший в The Times, аналогичным образом выразил свое мнение о том, что разговор, который он услышал во время посещения ашрама Пуны был очень низкого стандарта, утомительно повторял и часто ошибался с фактами, и заявил, что его беспокоит культ личности, окружающий Раджниша.

Написал в Seattle Post Intelligencer В январе 1990 года американский писатель Том Роббинс заявил, что, основываясь на чтении книг Раджниша, он убежден, что Раджниш был «величайшим духовным учителем 20 века». Роббинс, подчеркнув, что он не был учеником, далее заявил, что он «прочитал достаточно злобной пропаганды и искаженных сообщений, чтобы заподозрить, что он был одной из самых оклеветанных фигур в истории». Комментарий Раджниша к сикхскому тексту, известному как Джапуджи, был провозглашен лучшим из доступных Джани Заил Сингх, бывшим президентом Индии. В 2011 году автор Фаррух Донди сообщил, что кинозвезда Кабир Беди был поклонником Раджниша и рассматривал его работы как «самые возвышенные интерпретации индийской философии, с которыми он столкнулся». Сам Донди сказал, что Раджниш был «самым умным интеллектуальным обманщиком, созданным Индией. Его работа по« интерпретации »индийских текстов специально ориентирована на поколение разочарованных жителей Запада, которые хотели (и, возможно, все еще хотят)« съесть свой торт, съесть » он [и] в то же время заявляет, что поедание пирожных является высшей добродетелью согласно древней, слившейся с научной мудростью ».

Фильмы о Раджнише

  • 1974: Первый документальный фильм о Раджнише был сделан Дэвидом М. Книпом. Программа 13 исследования религий Южной Азии «Современный гуру: Раджниш». (Мэдисон: WHA-TV 1974)
  • 1978: Второй документальный фильм о Раджнише под названием Бхагван, Фильм был снят в 1978 году американским режиссером Робертом Хиллманном.
  • 1979: В 1978 году немецкий кинорежиссер Вольфганг Добровольны (Св Веет Арто) посетил Ашрам в Пуне и создал уникальный документальный фильм о Раджнише, его саньясинах и ашраме под названием «Ашрам в Пуне: эксперимент с бхагванами».
  • 1981: 1981: 1981, BBC передал документальный фильм под названием «Бог, который сбежал», снятый британско-американским журналистом Кристофером Хитченсом.
  • 1985 (3 ноября): CBS News '60 Minutes показал отрывок о Бхагване в Орегоне.
  • 1987: В середине восьмидесятых Jeremiah Films снял фильм «Страх - хозяин».
  • 1989: Другой документальный фильм под названием «Раджниш: духовный террорист» был снят австралийским режиссером Синтией Конноп в конце 1980-х для ABC TV / Learning Channel.
  • 1989: британский документальный сериал «Скандал» выпустил эпизод e. под названием «Бхагван Шри Раджниш: Человек, который был Богом».
  • 2002: Судебно-медицинская экспертиза, сезон 7, эпизод 8 рассматривает, как судебная экспертиза использовалась для определения причины биологической атаки в 1984 году. 186>
  • 2010: Швейцарский документальный фильм под названием «Гуру - Бхагван, его секретарь и его телохранитель» был выпущен в 2010 году.
  • 2012: Общественное вещание Орегона сняло документальный фильм под названием «Раджнишпурам», вышел в эфир 19 ноября 2012 года.
  • 2016: Мятежный цветок, выпущенный в Индии биографический фильм о ранней жизни Раджниша, основанный на его собственных воспоминаниях и воспоминаниях тех, кто его знал. Он был написан и продюсирован Джагдишем Бхарти, а режиссер - Кришан Худа, в главной роли - принц Шах и Шашанк Сингх.
  • 2018: Дикая дикая страна, Netflix документальный сериал о Раджнише, посвященный Раджнишпураму и спорам вокруг него.
  • 2020: Музыкант Суфджан Стивенс выпустил 10-минутный трек под названием «Мой Раджниш» 'как би-сайд сингла' America 'из его альбома The Ascension. [2]
Избранные дискурсы
См. также
  • flag Индийский портал
  • Биографический портал
Примечания
  1. ^«Его адвокаты, однако, уже вели переговоры с прокуратурой Соединенных Штатов, а 14 февраля В ноябре он вернулся в Портленд и признал себя виновным в двух тяжких преступлениях: дал ложные показания иммиграционным властям в 1981 году и скрыл свое намерение проживать в Соединенных Штатах ". (Фитцджеральд 1986b, стр. 111 harvnb error: no target: CITEREFFitzGerald1986b (help ))
  2. ^«Багвану вскоре может понадобиться свой голос, чтобы защитить себя от обвинений, на которых он солгал его первоначальное заявление на временную визу: если иммиграционная служба докажет, что он никогда не собирался уезжать, Бхагван может быть депортирован ". (Newsweek, Bhagwan's Realm: Культ Орегона с лидером с 90 золотыми роллс-ройсами, 3 декабря 1984 г., издание для США, стр. 34 по национальным вопросам, слова 1915 г., Нил Карлен с Памелой Абрамсон в Раджнишпураме.)
  3. ^«Столкнувшись с 35 пунктами обвинения в сговоре с целью нарушения иммиграционного законодательства, гуру признал два обвинения: ложь о причинах своего поселения в США и организация фиктивных браков, чтобы помочь иностранным ученикам присоединиться к нему». (American Notes, Time, понедельник, ноябрь 1985 г., доступно здесь Архивировано 9 июля 2009 г. в Wayback Machine )
Ссылки

Цитаты

Библиография

Дополнительная литература
  • Эпплтон, Сью (1987), Бхагван Шри Раджниш: Самый опасный человек со времен Иисуса Христа, Кельн: Rebel Publishing House, ISBN 3-89338 -001-9.
  • Бхарти, Ма Сатья (1981), Танец смерти приходит: празднование жизни с Бхагаваном Шри Раджнишем, Лондон, Бостон, Массачусетс, и Хенли: Рутледж, ISBN 0-7100-0705-1.
  • Бхарти Франклин, Сатья (1992), Обещание рая: интимная история женщин об опасностях жизни с Раджнишем, Барритаун, Нью-Йорк: Station Hill Press, ISBN 0-88268-136-2.
  • Браун, Кирк (1984), Rajneeshpuram: The Unwelcome Society, West Linn, OR: Scout Creek Press, ISBN 0-930219-00-7.
  • Брехер, Макс (1993), Путешествие в Америку, Мумбаи, Индия: Book Quest Publishers.
  • Фитцджеральд, Фрэнсис (19 86), Города на холме: путешествие по современным американским культурам, Нью-Йорк, Нью-Йорк: Саймон и Шустер, ISBN 0-671-55209-0. (Включает 135-страничный раздел о Раджнишпураме, ранее опубликованный в двух частях в журнале The New Yorker, выпусках от 22 и 29 сентября 1986 г.)
  • Форман, Джульетта (2002 г.)) [1991], Бхагван: Один человек против всего уродливого прошлого человечества, Кельн: Rebel Publishing House, ISBN 3-89338-103-1.
  • Голдман, Мэрион С. (1999), Страстные путешествия - почему успешные женщины присоединились к культу, Мичиганский университет Press, ISBN 0-472-11101-9
  • Гость, Тим (2005), Моя жизнь в апельсине: Выросшие с Гуру, Лондон: Granta Books, ISBN 1-86207-720-7.
  • Гюнтер, Бернард (Свами Дева Амит Прем) (1979), Умереть ради просветления: Жить с Бхагван Шри Раджниш, Нью-Йорк, Нью-Йорк: Harper Row, ISBN 0-06-063527-4.
  • Гамильтон, Розмари (1998), Hellbent for Enlightenment: Разоблачение секса, власти и смерти с помощью известного мастера, Эшленд, штат Орегон: White Cloud Press, ISBN 1-883991-15-3.
  • Латкин, Карл А.; Sundberg, Norman D.; Littman, Richard A.; Кацикис, Мелисса Дж.; Хаган, Ричард А. (1994), «Чувства после падения: восприятие бывшими членами общины Раджнишпурам и принадлежность к движению Раджниши», Социология религии, 55 (1): 65–74, doi : 10.2307 / 3712176, JSTOR 3712176.
  • McCormack, Win (1985), Oregon Magazine: The Rajneesh Files 1981–86, Портленд, ИЛИ: New Oregon Publishers, Inc.
  • Палмер, Сьюзан Джин (1994), Сестры Луны, Мать Кришны, Любители Раджниша: Роли женщин в новых религиях, Syracuse University Press, ISBN 978-0-8156-0297-2
  • Квик, Донна (1995), Место под названием Антилопа: История Раджниша, Райдервуд, Вашингтон: Август Пресс, ISBN 0 -9643118-0-1.
  • Шэй, Теодор Л. (1985), Раджнишпурам и злоупотребление властью, Вест Линн, Орегон: Scout Creek Press.
  • Томпсон, Джудит; Хилас, Пол (1986), Путь сердца: движение Раджниша, Веллингборо, Великобритания: Aquarian Press (серия новых религиозных движений), ISBN 0-85030-434-2.
  • Зайц, Лес. 25 лет спустя после краха коммуны Раджниши, правда выплескивается наружу. Орегонский. 2011.
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-03 07:11:50
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте