Питер Слотердейк | |
---|---|
Слотердейк читает из. Du mußt dein Leben ändern | |
Родился | (1947-06-26) 26 июня 1947 (возраст 73). Карлсруэ, Вюртемберг-Баден |
Alma mater | Мюнхенский университет. Гамбургский университет |
Эра | философия 21 века |
Регион | Западная философия |
Школа | Феноменология, философская антропология, постгуманизм |
Выдающиеся идеи | Сферология (Sphärologie), Human Park (Menschenpark), Подарки вместо налогов |
Влияния | |
Под влиянием | |
Питер Слотердейк (; Немец: ; родился 26 июня 1947 г.) - немецкий философ ее и теоретик культуры. Он профессор философии и теории медиа в Университете искусства и дизайна Карлсруэ. С 2002 по 2012 год он был одним из ведущих немецкого телешоу Im Glashaus: Das Philosophische Quartett.
Отец Слотердейка был голландец, мать - немка. Он изучал философию, германистику и историю в Мюнхенском университете и Гамбургском университете с 1968 по 1974 год. В 1975 году он получил докторскую степень в университете. Гамбурга. В 1980-х годах он работал писателем-фрилансером и в 1983 году опубликовал свою книгу Kritik der zynischen Vernunft. С тех пор он опубликовал ряд философских работ, получивших признание в Германии. В 2001 году он был назначен ректором Университета искусства и дизайна Карлсруэ, входящего в Центр искусства и медиа Карлсруэ. Его самым известным учеником и бывшим помощником Карлсруэ является Марк Йонген, член Бундестага. В 2002 году Слотердайк стал соведущим Im Glashaus: Das Philosophische Quartett («Философский квартет в стеклянном доме»), шоу на немецком телеканале ZDF, посвященное обсуждению ключевых современных проблем в мире. глубина.
Слотердейк отвергает существование дуализмов - тело и душа, субъект и объект, культура и природа и т. д. - поскольку их взаимодействия, "пространства" сосуществования ", а общий технический прогресс создает гибридные реальности. Идеи Слотердейка иногда называют постгуманизмом и стремятся объединить различные компоненты, которые, по его мнению, ошибочно считались отделенными друг от друга. Следовательно, он предлагает создать «онтологическую конституцию», которая включала бы всех существ - людей, животных, растения и машины.
В стиле Ницше, Слотердейк по-прежнему убежден, что современные философы должны мыслить опасно. хитростью и позволили «похитить» себя современными «сверхсложностями»: они должны оставить наш нынешний гуманистический и националистический мир ради более широкого горизонта, одновременно экологического и глобального. Философский стиль Слотердайка находит баланс между твердым академизмом ученого профессора и определенным чувством антиакадемизма (свидетельством тому его постоянный интерес к идеям Ошо, учеником которого он стал в конце семидесятых). Занимая социологическую позицию, Андреас Доршель видит своевременное нововведение Слотердейка в начале 21 века в том, что он ввел принципы знаменитости в философию. Сам Слотердейк, считая, что для привлечения внимания необходимо преувеличение, описывает способ, которым он представляет свои идеи, как «гиперболический» (гиперболический).
The Kritik der zynischen Vernunft, опубликованная Suhrkamp в 1983 году (и на английском языке как Cynical Reason, 1988), стала самой продаваемой работой по философии на немецком языке. со времен Второй мировой войны и положил начало карьере Слотердайка как автора.
Трилогия «Сферы» - это великое произведение философа. Первый том был опубликован в 1998 году, второй - в 1999 году, а последний - в 2004 году.
Трилогия предназначена для образованной аудитории; это становится ясным во введении, где Слотердайк рассматривает академию Платона, которая якобы не допускала никого, кто не был математиком или очень точным ученым. Однако, чтобы прояснить, что его книга была написана из любви к человечеству и для того, чтобы найти точки соприкосновения, он цитирует другое правило платоновской академии: всем, кто не желал вступать в любовные отношения с другими учениками, следовало избегать. Чтобы подчеркнуть это, он отмечает, что «всякий, кто отворачивается от Эроса, лишает себя жизненной формы». Сферы были задуманы из-за любви Слотердайка к философии, которую он высоко ценит: «Если философия рассматривается как нечто исключительное, то только потому, что люди отрицают для себя лучшее». Кроме того, книги были написаны, чтобы кратко выразить его богатое и подробное мировоззрение, надеясь, что это позволит другим обогатить свое собственное: «Границы того, что я могу выразить (или: того, что я могу передать), являются границы моего мира... Если бы я держал кого-либо подальше от своей трилогии, это были бы только те, кто не желает передавать (то, что они узнали или пережили), чтобы впоследствии уменьшить одиночество ».
Сферы имеют дело с «пространствами сосуществования», пространствами, которые обычно упускаются из виду или считаются само собой разумеющимися, которые скрывают информацию, имеющую решающее значение для развития понимания человечества. Исследование этих сфер начинается с принципиальной разницы между млекопитающими и другими животными: биологическим и утопическим комфортом материнской утробы, которую люди пытаются воссоздать с помощью наука, идеология и религия. От этих микросфер (онтологические отношения, такие как плод - плацента ) до макросфер (макро-матки, такие как состояния ), Слотердийк анализирует сферы где люди пытаются, но не могут жить, и прослеживает связь между жизненными кризисами (например, пустота и нарциссическая непривязанность) и кризисами, возникающими при разрушении сферы.
Слотердейк сказал, что первые абзацы Сфер - это «книга, которую Хайдеггер должен был написать», сопутствующий том к Бытие и Время, а именно «Бытие и космос ». Он имел в виду свое первоначальное исследование идеи Dasein, которое затем развивалось по мере того, как Слотердейк дистанцируется от позиций Хайдеггера.
25 августа 2000 г. в Веймаре Слотердейк произнес речь о Ницше; поводом стало столетие со дня смерти последнего философа. Позднее речь была напечатана в виде небольшой книги и переведена на английский язык. Слотердейк представил идею о том, что язык по своей сути нарциссичен : люди, государства и религии используют язык для продвижения и утверждения себя. Однако исторически христианство и нормы в западной культуре не позволяли ораторам и авторам напрямую хвалить себя, так что, например, они вместо этого почитали Бога или восхваляли мертвых в панегириках, чтобы продемонстрировать свое мастерство через доверенных лиц. По словам Слотердейка, Ницше нарушил эту норму, регулярно хваля себя в своей работе.
В качестве примеров классического западного «прокси-нарциссизма» Слотердайк цитирует Отфрида Вайссенбургского, Томаса Джефферсона и Льва Толстого, каждого из которых подготовил отредактированные версии четырех Евангелий : Evangelienbuch, Библии Джефферсона и Gospel in Brief соответственно. Для Слотердейка каждое произведение можно рассматривать как «пятое евангелие», в котором редактор подтверждает свою культуру, редактируя традицию, чтобы она соответствовала его собственной исторической ситуации. На этом фоне Слотердейк объясняет, что Ницше также представил свою работу Так говорил Заратустра как своего рода пятое евангелие. По словам Слотердейка, Ницше занимается нарциссизмом до позорной степени, особенно в Ecce Homo, продвигая форму индивидуализма и представляя себя и свою философию как бренд. Однако точно так же, как христианские Евангелия были присвоены вышеупомянутыми редакторами, так же и мысль Ницше была присвоена и неверно истолкована нацистами. Слотердайк завершает работу, сравнивая индивидуализм Ницше с индивидуализмом Ральфа Уолдо Эмерсона, как в Самостоятельность.
Слотердейк также утверждает, что нынешняя концепция глобализация лишена исторической перспективы. По его мнению, это всего лишь третья волна в процессе преодоления расстояний (первая волна - это метафизическая глобализация греческой космологии, а вторая - морская глобализация 15 века). Разница для Слотердейка состоит в том, что вторая волна создала космополитизм, а третья - глобальный провинциализм. Набросок философской истории глобализации, сделанный Слотердайком, можно найти в «Im Weltinnenraum des Kapitals» (2005; переводится как «Во внутреннем мире капитала») с подзаголовком «Die letzte Kugel» («Последняя сфера»). В интервью журналу Noema Magazine Слотердейк расширил идею «планетарного коиммунизма», отметив необходимость «делиться средствами защиты даже с самыми отдаленными членами семьи мужчины / женщины» при столкновении с общими угрозами. такие как пандемии.
В своей книге Zorn und Zeit (переводится как Ярость и время) Слотердейк характеризует эмоцию гнева как психополитическую силу всей человеческой история. Политические аспекты особенно ярко выражены в западной традиции, начиная с первых слов Гомера Илиады: «О гневе Ахилла, сына Пелея, пой, о Богиня...». Слотердайк признает вклад психоанализа в наше понимание сильных эмоциональных установок: «В соответствии со своим основным эротодинамическим подходом психоанализ выявил много ненависти, другую сторону жизни». (Ярость и время, стр. 14). Важно отметить, что для Слотердейка иудео-христианские концепции Бога в конечном итоге «совмещают» чувства гнева и негодования, создавая «метафизические банки мести». Для Слотердейка «Бог, таким образом, становится местом трансцендентного хранилища приостановленных человеческих сбережений гнева и замороженных планов мести».
Вскоре после того, как Слотердейк провел симпозиум по философии и Хайдеггеру, он вызвал споры своим эссе «Regeln für den Menschenpark» («Правила парка людей»). В этом тексте Слотердийк рассматривает культуры и цивилизации как «антропогенные теплицы», сооружения для выращивания людей; Так же, как мы создали заповедники дикой природы для защиты определенных видов животных, мы также должны принять более продуманную политику, чтобы гарантировать выживание Аристотеля политики зоона.
«Укрощение человека не удалось», - сетует Слотердейк. «Возможности цивилизации для варварства растут; повседневная зоофилия человека увеличивается».
Из-за евгенической политики нацистов в новейшей истории Германии такие дискуссии рассматриваются в Германии как несущие зловещий груз. Нарушая немецкое табу на обсуждение генетических манипуляций, эссе Слотердайка предполагает, что появление новых генетических технологий требует более откровенного обсуждения и регулирования «биокультурного» воспроизводства. В глазах Хабермаса это делало Слотердейка «фашистом». Слотердейк ответил, что это само по себе было прибеганием к «фашистской» тактике, чтобы дискредитировать его.
Суть разногласий заключалась не только в идеях Слотердейка, но и в его использовании немецких слов Züchtung («разведение», «выращивание» ") и Selektion (" выбор "). Слотердайк отверг обвинение в нацизме, которое он считал чуждым своему историческому контексту. Тем не менее, газета вызвала полемику, в которой Слотердайк подвергся резкой критике, как за то, что он якобы использовал фашистскую риторику, чтобы продвигать Платон видение правительства с абсолютным контролем над населением, так и за совершение не -нормативное упрощенное сокращение самой биоэтической проблемы. Эта вторая критика была основана на расплывчатой позиции Слотердейка о том, как именно на общество повлияют разработки генетической науки. После того, как полемика увеличила количество позиций как за, так и против него, Die Zeit опубликовало открытое письмо Слотердейка Хабермасу, в котором он яростно обвинил Хабермаса в «критике за его спиной» и поддержке взглядов гуманизма, которые Слотердейк провозгласил
Другой спор возник после статьи Слотердайка «Die Revolution der gebenden Hand» (13 июня 2009 г.; перевод: «Революция дающей руки») в Frankfurter Allgemeine, одна из самых читаемых газет Германии. Там Слотердайк утверждал, что национальное государство всеобщего благосостояния - это «фискальная клептократия», которая превратила страну в «болото негодования» и унизила ее граждан до «загадочных субъектов налогового права».
Слотердейк открыл текст известной цитатой левых критиков капитализма (прославленных в 19 веке Прудоном в его «Что такое собственность? ")" Имущество - это кража ", тем не менее, заявляя, что в настоящее время наиболее крупными покупателями являются современное государство. «Мы живем в условиях фискального полусоциализма, и никто не призывает к финансовой гражданской войне».
Он повторил свои заявления и вызвал споры в своих статьях под названием «Kleptokratie des Staates» (пер. Клептократия государства ») и« Aufbruch der Leistungsträger »(перевод« Восстание исполнителей ») в немецком ежемесячном журнале Cicero - Magazin für politische Kultur.
Согласно Слотердейку, Институты государства всеобщего благосостояния подчиняются системе, которая отдает предпочтение маргинализированным слоям населения, но неустойчиво полагается на класс граждан, добившихся материального успеха. Провокационная рекомендация Слотердайка заключалась в том, что подоходный налог должен быть значительно снижен, причем разница должна быть компенсирована пожертвованиями от богатых в рамках системы, которая будет вознаграждать более дающих с социальным статусом. Преуспевающих будут хвалить за их щедрость, а не заставлять чувствовать вину за свой успех или возмущение зависимостью общества от них.
В январе 2010 года был опубликован английский перевод под названием «A Grasping Hand - The современное демократическое государство грабит своих продуктивных граждан ", в Forbes и в зимнем выпуске 2010 г. журнала City Journal.
Слотердайк 2010 года, книга Die nehmende Hand und die gebende Seite, содержит тексты, которые вызвали Спор о социальном государстве 2009–2010 гг.
В сентябре 2016 года Слотердайк опубликовала по электронной почте роман «Проект Шеллинга». Полуавтобиографический текст содержит автопортрет автора в лице «Пер Слотердейк»; несколько друзей Слотердайка, таких как Томас Мачо, Зигфрид Маузер и Микаэла Боэнке, фигурируют в романе в легкой маскировке. Вместе, согласно сюжету, они составляют исследовательское предложение для Немецкого агентства по финансированию исследований (Deutsche Forschungsgemeinschaft) по эволюции женского оргазма. Чтобы сделать его более глубоким и таким образом произвести впечатление на рецензентов, команда симулирует связь проблемы с метафизикой немецкого философа-идеалиста Фридриха Вильгельма Йозефа Шеллинга. Рецензенты, однако, разглядывают мистификацию и отклоняют заявку. После отказа команда разделяется, и каждый из ее членов идет своим курсом. Хотя электронный роман Слотердайка об академической мистификации был оценен посредственно с точки зрения литературного качества, он стал рассматриваться скорее как политическое заявление, а именно как атака на гендерный мейнстрим в Германии 21-го века. Критик Эльке Шмиттер в обзорной статье для Der Spiegel под заголовком «Женщина как шутка стариков» описал текст Слотердайка как антифеминистский памфлет, тонко завуалированный как роман. В интервью Süddeutsche Zeitung Слотердейк защищался от обвинений и утверждал, что его отношение к женщинам было скорее обожанием, чем презрением.