Кеннет Кларк

редактировать
Английский историк искусства, директор музея и телеведущий (1903–1983)

Достопочтенный. Лорд Кларк. OM CH KCB FBA
Кеннет Кларк в 1934.jpg Кларк, сфотографированный в 1934 году Говардом Костером
РодившимсяКеннетом Маккензи Кларком. (1903-07-13) 13 июля 1903 года. Мэйфэр, Лондон, Англия
Умер21 мая 1983 г. (1983-05-21) (79 лет). Хайт, Кент, Англия
Alma materТринити-колледж, Оксфорд
Род занятийАвтор, телеведущий, историк искусства
Супруг (ы)
  • Элизабет Уинифред «Джейн» Мартин. ​​(m.1927; умер в 1976 г.) ​
  • Нолвен де Жанзе-Райс. ​​(m.1977⁠ - 1983) ​

Кеннет Маккензи Кларк, барон Кларк OM CH KCB FBA (13 июля 1903 - 21 мая 1983 г.) был британским историком искусства, директором музея и телеведущим. После того, как он руководил двумя важными художественными галереями в 1930-х и 1940-х годах, он стал широкой публике по телевидению, представив серию программ об искусстве в 1950-х и 1960-х годах, кульминацией стала серия Цивилизация в 1969 году.

Кларк, сын богатых родителей, познакомился с искусством в раннем возрасте. Среди его ранних важных были работы Джона Раскина, которые внушили ему веру в то, что каждый должен иметь доступ к великому искусству. Попав под влияние знатока и дилера Бернарда Беренсона, Кларк был назначен директором Эшмоловского музея в Оксфорде в возрасте двадцати семи лет, а три года спустя он был назначен заведующим британской Национальной галереей. За двенадцать лет, проведенных там, галерея была преобразована, чтобы сделать ее доступной и привлекательной для широкой публики. Во время Второй мировой войны, когда коллекция была перевезена из Лондона на хранение, Кларк предоставил здание для проведения серии ежедневных концертов, которые оказались знаменитым подъёмом морального духа во время Блица.

После войны и три года работы профессором изящных искусств Слейда в Оксфорде, Кларк удивил многих, принявшее председательство в первой коммерческой телевизионной сети Великобритании. После успешного запуска службы он согласился писать и представлять программы об искусстве. Это сделало его именем нарицательным в Британии, и его попросили создать первый цветной сериал об искусстве «Цивилизация», впервые транслировавшийся в 1969 году в Великобритании и вскоре после этого во многих других странах.

Среди множества наград Кларк был посвящен в рыцари в необычно молодом возрасте тридцати пяти лет, за три десятилетия спустя стал пэром незадолго до первой передачи Цивилизации. Спустя три десятилетия после смерти Кларка чествовали на выставке в Тейт Британ в Лондоне, что побудило новое поколение критиков и историков переоценить его карьеру. Мнения о его эстетических суждениях разошлись, особенно в том, что он приписывал картины старым мастерам, но его писательское мастерство и его энтузиазм по популяризации искусства были широко признаны. И BBC, и Тейт в ретроспективеали его как одну из самых влиятельных фигур в британском искусстве двадцатого века.

Содержание

  • 1 Жизнь и карьера
    • 1.1 Ранние годы
    • 1.2 Ранняя карьера
    • 1.3 Национальная галерея
      • 1.3.1 Военное время
    • 1.4 Послевоенное
    • 1.5 Радиовещание: администратор, 1954–1957
    • 1.6 Радиовещание: ITV, 1957–1966
    • 1.7 Цивилизация, 1966–1969
    • 1.8 Поздние годы: 1970–1983
  • 2 Семья и личная жизнь
    • 2.1 Убеждения
  • 3 Почести и наследие
    • 3.1 Награды и памятные знаки
    • 3.2 Репутация
  • 4 Книги Кларка
  • 5 Примечания, ссылки и источники
    • 5.1 Примечания
    • 5.2 Ссылки
    • 5.3 Источники
    • 5.4 Далее чтение
  • 6 Внешние ссылки

Жизнь и карьера

Ранние годы

Кларк родился в 32 Гросвенор-Сквер, Лондон, единственный ребенок Кеннета Маккензи Кларка ( 1868–1932) и его жена (Маргарет) Алиса, дочь Джеймса МакАртура из Манчестера. Кларки были шотландской семьей, разбогатевшей на торговле текстилем. Прадед Кларка изобрел хлопчатобумажную катушку, и Clark Thread Company из Пейсли превратилась в крупный бизнес. Кеннет Кларк-старший недолго фирмы проработал директором и ушел на пенсию, когда ему было за двадцать, как член «бездельников», как позже выразился Кларк-младший: «хотя« многие люди были богаче, мало кто бездельничал ». ". Кларки содержали загородные дома в Садборн-Холле, Саффолк, и Арднамурчан, Аргайл, и зимовали на Французской Ривьере. Кеннет-старший был спортсменом, игроком, эксцентриком и сильно пьющим. Элис Кларк была застенчивой и отстраненной, но ее сын получил любовь от преданной няни.

Единственный ребенок, не особенно близкий к своему родителям, юный Кларк в детстве часто был одиноким, Позже он вспоминал, что он имел обыкновение совершать длительные прогулки, разговаривать сам с собой, и эта привычка, по его мнению, сослужила ему хорошую службу как телеведущему: «Телевидение - это форма монолога». -старший собирал фотографии, а юному Кеннету было позволено переставить коллекцию талантов по рисованию, за что позже он получил несколько призов в школе., которая оказала оказывающее влияние на его художественные вкусы; он вспоминал, «онемев от восторга, я почувствовал, что вошел в новый мир».

Джон Раскин, чьи труды вдохновили молодого Кларка

Кларк получил образование в Виксенфордской школе и, с 1917 по 1922 год, Винчестерский колледж. Последний был изучен своей интеллектуальной строгостью и - к Клару Кларка - энтузиазмом к спорту, но также наплыл своих учеников развивает интерес к искусству. Директор школы Монтегю Рендалл был приверженцем итальянской живописи и скульптуры и вдохновил Кларка, среди многих других, оценил работы Джотто, Боттичелли, Беллини И их соотечественники. В школьной библиотеке хранились собрание сочинений Джона Раскина, которые кларк читают с жадностью и которые повлияли на него на всю оставшуюся жизнь, не только в их художественных суждениях, но и в их прогрессивных политических и социальных убеждениях.

В Винчестере Кларк получил стипендию в Тринити-колледж в Оксфорде, где он изучал современную историю. Он окончил его в 1925 году с отличием второй степени. В Оксфордском направлении национальной биографии сэр Дэвид Пайпер комментирует, что Кларк ожидал получить первоклассную степень, но не посвятил себя целенаправленно историческим исследованием: «его интересы уже окончательно обратились к изучению искусства».

Находясь в Оксфорде, Кларк был очень впечатлен лекциями Роджера Фрая, влиятельного искусствоведа, который поставил первую Постимпрессионизм выставки в Британии. Под регион Фрая он развил понимание современной французской живописи, особенно творчества Сезанна. Кларк привлек внимание Чарльза Ф. Белла (1871–1966), хранителя отдела изящных искусств Эшмоловского музея. Белл стал его наставником и использованием Кларку в своей диссертации B Litt написать о готическом возрождении в архитектуре. В то время это была глубоко немодная тема; с девятнадцатого века не было опубликовано ни одного серьезного исследования. Хотя раскрыью областью исследований Кларка был Ренессанс, его восхищение, наиболее выдающимся защитником неоготического стиля, привлекло его основной к этой теме. Он не защитил диссертацию, но позже превратил свои исследования в свою первую полнометражную книгу «Готическое возрождение» (1928). В 1925 году Белл познакомил Кларка с Бернардом Беренсоном, влиятельным ученым итальянского Возрождения и консультантом крупных музеев и коллекционеров. Беренсон работал над редакцией своей книги «Рисунки флорентийских художников» и пригласил Кларка помочь. Этот проект занял два года, онал с исследованиями Кларка в Оксфорде.

Начало карьеры

Леонардо да Винчи : руководитель Леда в Королевской коллекции

в 1929 году, в результате работы с Беренсоном, Кларка попросили каталогизировать обширную коллекцию рисунков Леонардо да Винчи в Виндзорском замке. В том же году он был соорганизатором выставки итальянской живописи, которая открылась в Королевской академии 1 января 1930 года. Он и его соорганизатор лорд Бальнель обеспечили себе шедевры, которые раньше никогда не были за пределами Италии, многие из них были из частных коллекций. Выставка охватывала итальянское искусство «от Чимабуэ до Сегантини » - с середины тринадцатого до конца девятнадцатого века. Это было встречено общественностью и критиками и подняло профиль Кларка, но он сожалел о пропагандистской ценности выставки итальянского диктатора Бенито Муссолини, который показал роль в создании стольких востребованных картин. имеется в наличии. Несколько высокопоставленных деятелей британского искусства не одобрили выставку; Белл был среди них, но, тем не менее, он продолжал рассматривать Кларка как своего любимого преемника в Эшмоле.

Кларк не был уверен, что его будущее зависит от администрации; ему нравилось писать, и он предпочел бы быть ученым, не директором музея. Тем не менее, когда Белл ушел на пенсию в 1931 году, Кларкился сменить его в Эшмолин. В течение следующих двух лет Кларк курировал строительство пристройки к музею, чтобы обеспечить лучшее пространство для своего отдела. Развитие стало возможным благодаря анонимному благотворителю, названному как сам Кларк. Более поздний куратор музея писал, что Кларка будут помнить за то время, которое он провел там, «когда с его характерной смесью высокомерию он преобразовал и коллекции, и их экспозицию».

Национальная галерея

Национальная галерея, Трафальгарская площадь, Лондон (фотография 2013 года)

В 1933 году директор Национальной галереи в Лондоне сэр Огастес Даниэль, ему было шестьдесят семь лет, и он должен был выйти на пенсию в конце года. Его заместитель директора, В. Г. Констебль, который был его преемником, перешел в новый Институт искусств Курто в качестве его директора в 1932 году. Историк Питер Стански пишет, что позади сцены в Национальной галерее «были в большом смятении; сотрудники и попечители находились в постоянной войне друг с другом ». Председатель попечителей, лорд Ли, убедил премьер-министра, Рамси Макдональда, что Кларк будет лучшим назначением, приемлемым для профессионального персонала и попечителей, способ восстановить гармонию. Когда он получил предложение Макдональда о должности, Кларк не был в восторге. Он считал себя слишком молодым, 30-летним, и снова чувствовал себя разрывающимся между ученой и административной карьерой. Он согласился на должность директора, хотя, как он писал Беренсону, «между тем, чтобы стать менеджером в большом универмаге, мне придется быть профессиональным артистом в приземленных и официальных классах».

Примерно так же Приняв предложение Макдональда стать директором, Кларк отклонил одно из экспертов короля Георга V, чтобы стать преемником С. Х. Коллинз Бейкер как инспектор королевских картин. Он чувствовал, что не может отдать должное должность в тандеме со своими новыми функциями в галерее. Король, решивший добиться успеха там, где его посох потерпел неудачу, пошел с королевой Мэри в Национальную галерею и убедил Кларка изменить свое мнение. О назначении было объявлено в The London Gazette в июле 1934 г.; Кларк занимал этот пост в течение следующих десяти лет.

Кларк верил в то, что изобразительное искусство станет доступным для всех, и запустит в игровой галерее, он разработал множество инициатив с этой целью. В редакционной статье The Burlington Magazine сказано: «Кларк вложил всю свою проницательность и воображение в то, чтобы сделать Национальную галерею более привлекательным местом, где посетитель мог бы насладиться великолепной коллекцией европейской картин». Он велел заново повесить комнаты и улучшить рамы; к 1935 году он построил лабораторию и ввел электрическое освещение, что впервые сделало возможным вечернее открытие. Была начата программа чистки, несмотря на спорадические выстрелы со стороны тех, кто в принципе выступал против чистки старых картинок; экспериментально стекло было удалено с некоторых картинок. Через несколько лет он открыл галерею на два часа раньше обычного в день финала Кубка Англии для людей, приезжающих в Лондон на матч.

Кларк писал и читал лекции. в течение десятилетия. Аннотированный каталог королевской коллекции рисунков Леонардо да Винчи, который начал работу в 1929 году, был опубликован в 1935 году и получил весьма положительные отзывы; восемьдесят лет спустя Oxford Art Online назвал его «трудом твердой науки, выводы которого выдержали испытание временем». Другая публикация Кларка 1935 года оскорбила некоторых в авангарде: эссе, опубликованное в Слушатель, «Будущее живописи», в котором упрекал сюрреалистов, с одной стороны, и абстрактных художников, с другой, за утвержддая, что они заменить будущее искусства. Он считал и то, и другое слишком элитарным и слишком специализированным - «конец периода самосознания, инбридинга и истощения». Он утверждал, что хорошее искусство должно быть доступно каждому. В 1930-е годы Кларк был востребован как лектор, и он часто использовал свои исследования в своих выступлениях в качестве основы для своих книг. В 1936 году он читал лекции Райерсона в Йельском университете ; из них появилось его исследование Леонардо, опубликованное три года спустя; она тоже вызвала много похвал в то время и значительно.

Одна из четырех картин Андреа Превитали, которую Кларк приписал Джорджоне в 1937 году

The Burlington Magazine, глядя еще во времена Кларка в галерее, среди произведений, приобретенных под его руководством, он выделил семь панелей, образующих Сассетту алтарь Сан-Сеполькро пятнадцатого века, четыре работы Джованни ди Паоло из того же периода, Никколо дель Абате «Смерть Эвридики »Шестнадцатого века и Энгр 'мадам Муатессье девятнадцатого века. Другими важными приобретениями, перечисленными Пайпер, были: Рубенс Плейс, Хэдли-Кастл Констебля, Саския в роли Флоры Рембрандта и Пуссен Поклонение золотому тельцу.

Одним из наименования успешных действий Кларка в качестве режиссера была покупка четырех начала шестнадцатого века, ныне известных как Сцены из «Эклогов». Он увидел их в 1937 году у дилера в Вене и вопреки единому совету своего профессионального персонала убедил попечителей купить их. Джорджоне. Попечители разрешили израсходовать 14 000 фунтов стерлингов из государственных средств, и картины были выставлены в галерее с большой помпой. Его сотрудники не согласились с приписыванием Джорджоне, и в течение года научились работать работой Андреа Превитали, одного из младших современников Джорджоне. Британская пресса протестовала против растраты денег налогоплательщиков, репутация Кларка сильно пострадала, а его отношения с его командой, и без того непростые, стали еще более напряженными.

Военное время

Война с Германией в 1939 году заставила Кларка и его коллегу задуматься о том, как защитить коллекцию Национальной галереи от бомбардировок. Было решено, что все произведения искусства должны быть вывезены из центра Лондона, где они крайне уязвимы. Одно из предложений состояло в том, чтобы отправить их в Канаду на хранение, но к этому времени уже началась война, и Кларкился о возможности подводных атак на корабли, переправляющие коллекцию через Атлантику; он не был недоволен, когда премьер-министр Уинстон Черчилль наложил вето на идею: «Спрячьте их в пещерах и подвалах, но ни одна картина не должна покинуть этот остров». Вышедший из употребления сланцевый рудник возле Blaenau Ffestiniog в северном Уэльсе был выбран в качестве магазина. Для картинок защиты были созданы специальные отсеки для хранения, и благодаря тщательному контролю за коллекцией сделаны открытия в отношении контроля температуры и окружающей среды, которые помогли ей сохранить ее и проверить, когда она вернулась в Лондон после войны.

Майра Хесс, вдохновение и оплот концертов Национальной галереи во время войны

Имея пустую галерею, чтобы председательствовать, Кларк собирался стать волонтером Королевского военно-добровольческого резерва, но был завербован по инициативе лорда Ли в недавно сформированном Министерство информации, где он был назначен руководителем отдела кинематографии, а был назначен контролером внутренней рекламы. Он учредил правительство государственных художников и убедил правительство военных художников в значительном количестве. По инициативе Кларка было задействовано до двухсот человек. В число этих «официальных военных деятелей» входили Эдвард Ардиццоне, Пол и Джон Нэш, Мервин Пик, Джон Пайпер и Грэм Сазерленд. Среди художников, работающих по краткосрочным контрактам, были Джейкоб Эпштейн, Лаура Найт, Л. С. Лоури, Генри Мур и Стэнли Спенсер.

Хотя картины хранились, Кларк держал Национальную галерею открытой для публики во время войны, устроив знаменитую серию обедов. и ранние вечерние концерты. Они были вдохновением пианистки Майры Хесс, идею которой Кларк встретил с восторгом, как подходящего способа для того, чтобы здание «снова использовалось для его истинных целей, наслаждения красотой». Предварительного бронирования не было, и зрители могли есть свои бутерброды и входить или выходить во время перерывов в представлении. Концерты сразу имели огромный успех. The Musical Times прокомментировала: «Бесчисленное количество лондонцев и гостей Лондона, как гражданских, так и служащих, пришли посмотреть на концерты как на убежище рассудка в обезумевшем мире». Всего было дано 1698 концертов для более чем 750 000 человек. Кларк организовал дополнительный публичный показ ежемесячно показываемого изображения, приносимого из хранилища и выставляемого вместе с пояснительными материалами. Институт «картины месяца» был сохранен после войны, а в 2018 году сохраняется и по сей день.

В 1945 году, наблюдая за возвращением коллекций в Национальную галерею, Кларк подал в отставку. как директор, намереваясь посвятить себя написанию. В годы войны опубликовал мало. Для галереи он написал небольшой том о романе Констебля Тележка сена (1944); из лекции, которую он прочитал в 1944 году, он опубликовал небольшой трактат на тему Леона Баттисты Альберти «О живописи» (1944). В следующем году он внес введение и примечания к тому флорентийской живописи в серии художественных книг, изданных Фабером и Фабером. Все три публикации занимали между ними менее восьмидесяти страниц.

Послевоенный

Пьеро делла Франческа, предмет исследования Кларка 1951 года

В июле 1946 года Кларк был назначен профессором изящных искусств Слейда. в Оксфорд сроком на три года. Пост требовал, чтобы он читал восемь публичных лекций каждый год на тему «История, теория и практика изящных искусств». Первым обладателем профессорской должности был Раскин; Кларк взял в качестве своей первой темы срок пребывания Раскина на этой должности. Джеймс Стортон, уполномоченный биограф Кларка, считает это назначение самым полезным из когда-либо проводившихся его предметом, и отмечает, как в этот период Кларк зарекомендовал себя как самый востребованный лектор Британии и написал две из своих лучших книг, Пейзаж в искусство ( 1947) иПьеро делла Франческа (1951). К этому времени Кларк больше не мечтал о карьере чисто ученого, но видел свою роль в том, чтобы делиться своими знаниями и опытом с широкой общественностью.

Кларк работал в официальных комитетах в этом периоде и помог организовать новаторская выставка в Париже его друга и протеже Генри Мура. Он больше симпатизировал современной живописи и скульптуре, чем большей части современной архитектуры. Он восхищался Джайлсом Гилбертом Скоттом, Максвеллом Фраем, Фрэнком Ллойдом Райтом, Алваром Аалто и другими, но находил многими современными зданиями посредниками. Кларк был одним из первых, кто пришел к выводу, что частный патронаж больше не может поддерживать искусство; во время войны он был видным членом финансируемого Совета по поощрению музыки и искусств. Когда он был преобразован в Совет по делам искусств Великобритании в 1945 году, его пригласили служить его членом исполнительного комитета и председателем совета по делам искусств.

В 1953 году Кларк стал председателем Художественного совета. Он занимал этот пост до 1960 года, но для него это было разочаровывающим опытом; он оказался главным образом подставным лицом. Более того, он был незащищен тем, что то, как совет финансировал искусство, могло нанести ущерб индивидуализму художников, которых он поддерживал.

Радиовещание: администратор, 1954–1957

Год Став председателем Совета по делам искусств, Кларк многих удивил, а некоторые шокировал, приняв председательство в новом Независимом телевизионном управлении (ITA). Оно было создано правительством консерваторов для того, чтобы представить ITV, коммерческое телевидение, финансируемое за счет рекламы, в качестве конкурента Британской радиовещательной корпорации. Многие из тех, кто выступал против нового вещателя, опасались вульгаризации со стороны американского телевидения, и хотя назначение кларка успокоило некоторых, другие сочли его принятие этого поста предательством художественных и интеллектуальных стандартов.

Кларк не был новичком в этом. вещание. Он часто появлялся в эфире 1936 года, когда он выступал по радио на выставке китайского искусства в Берлингтон-Хаус ; В следующем году он дебютировал на телевидении, представив флорентийские картины из Национальной галереи. Во время войны он регулярно появлялся на радио BBC The Brains Trust. Руководя новой ITA, он обычно не выходил в эфир и сосредоточился на поддержании новой сети в ее трудные первые годы. К концу своего трехлетнего срока на посту председателя Кларк был признанным порядком считал, что в сети было слишком мало высококачественных программ. Лью Грэйд, который в качестве председателя Associated Television (ATV) владел одной из франшизов ITV, был твердо убежден, что Кларк должен делать свои собственные художественные программы, и как только Кларк ушел в председателя в 1957 году он принял приглашение Града. Стортон комментирует: «Это было истинное начало его, пожалуй, самой успешной карьеры - в качестве ведущего искусства на телевидении».

Радиовещание: ITV, 1957–1966

Рембрандт, последний из Серия Кларка «Пять революционных художников» (1960)

Первая серия Кларка для ATV, «Нужно ли искусство?», Началась в 1958 году. И он, и телевидение находили свой путь, и программы в сериале изменились от жестких и привязанных к студии. к фильму, в котором Кларк и Генри Мур совершали поездку по ночному Британскому музею, зажигая свои факелы на выставках. Когда в 1959 году серия подошла к концу, Кларк и производственная группа пересмотрели и усовершенствовали свои методы для следующей серии «революционных художников». Британский институт кино наблюдает:

С телекамерой, прогуливающейся среди картин (Гойя, Брейгель, Караваджо, Ван Гог и Рембрандт ) и вежливый, уверенный Кларк, передающий свои огромные знания на исключительно ясном английском языке, зрителю был представлен суть того, что художник увидел в своем творении (нелегко задача в своем творении) телевидения).

К тому времени, когда в 1960 году он представил программу о Пикассо, Кларк еще больше отточил свои презентационные навыки и выглядел как расслабленный, так и авторитетный. Затем последовали две серии об этой системе, кульминацией, которая стала программой «Королевские дворцы Великобритании в 1966 году», совместное предприятие ITV и BBC, названная «безусловно самой программой наследия, показываемой британском телевидении на сегодняшний день». The Guardian описал Кларка как «идеального человека для работы - ученого, вежливого и мягко ироничного». Королевские дворцы, отличие от своих предшественников, снимались на 35-миллиметровую цветную пленку, но передача все еще была черно-белой, что раздражало Кларка. BBC планировала вести цветную трансляцию, и его возобновление контактов с корпорацией по поводу этого фильма проложило путь для возможного возвращения к ее расписанию. Тем временем он оставался с ITV для серии 1966 года «Три лица Франции», в которой были представлены работы Курбе, Мане и Дега.

Цивилизация, 1966–1969

Я не подумал, что это означает «цивилизация», но я подумал, что это предпочтительнее варварства, и подумал, что сейчас подходящий момент, чтобы так сказать.

Кларк о происхождении цивилизации

Дэвид Аттенборо, контролер нового второго телеканала BBC, BBC2, отвечал за введение цветного вещания в Великобритании. Он задумал серию о великих картинах как знаменосец для цветного телевидения, и не сомневался, что Кларк станет лучшим ведущим для этого. Кларка привлекло это предложение, но сначала он отказался брать на себя обязательства. Позже он должен принять участие, чтобы резюмировать его в том, что он должен принять участие, было использование Аттенборо «цивилизация», чтобы резюмировать, о чем будет сериал.

Сериал состоял из тринадцати программ, написанных каждые пятьдесят минут и представленный Кларком, охватывающий западноевропейскую цивилизацию с конца Средневековья до начала двадцатого века. Предлагаемая цивилизация исключала греко-римскую, азиатскую и другие исторически важные культуры, было выбрано название, не претендующее на полноту: «Цивилизация: личный взгляд» Кеннета Кларка. Хотя он был сосредоточен в основном на изобразительном искусстве и силе движения, в нем были основные разделы о драме, литературе, философии и социально-политических движениях. Кларк хотел добавить больше о законе и философии, но «я не мог придумать другого сделать их визуально интересными».

После первоначальной взаимной антипатии Кларк и его главный директор, Майкл Гилл, установили хорошие рабочие отношения. Они и их продюсерская группа провели три года с 1966 года, снимаясь в ста семнадцати местах в тринадцати странах. Съемки проходили по самым высоким техническим стандартам того времени и быстро превысили бюджет; к моменту завершения он стоил 500 000 фунтов стерлингов. Аттенборо пересмотрел свои расписания трансляций, чтобы распределить расходы.

У ученых и были свои понятные придирки, но для широкой публики сериал стал чем-то вроде откровения. Экспонаты художественных музеев как в Англии, так и в США сообщали о всплеске посетителей после каждого эпизода.

Житель Нью-Йорка в Цивилизации

Тогда и позже были жалобы на то, что из-за традиционного выбора великие художники на протяжении веков - все мужчины - Кларк пренебрегалми и представил «сагу о благородных именах и возвышенных объектовх, мало обращая внимания на формирующие силы экономики или практической политики ». Его образ действий был назван «подходом великого человека», и он описал себя на экране как герой-поклонник и палка в грязи. Он прокомментировал, что в его мировоззрении «нет ничего поразительного, ничего оригинального, ничего такого, что не могло бы быть написано обычным безобидным буржуа конца девятнадцатого века»:

Я придерживаюсь ряда убеждений, которые были отвергнуты самыми живыми умами наше время. Я считаю, что порядок лучше хаоса, созидание лучше разрушения. Я предпочитаю мягкость насилие, прощение вендетте. В целом я считаю, что знание предпочтительнее невежества, и я уверен, что человеческое сочувствие более ценно, чем идеология.

Деталь из Рафаэля Афинская, воспроизведено на обложке книги и DVD версии Civilization

Телекомпания Хью Велдон считал, что Civilization была «поистине великим сериалом», крупным произведением... первым великим произведением, которое было предпринято и реализовано в терминах. Среди критиков было широко распространено мнение, в том числе не сочувствующие выбору Кларка, что исследования установили новые стандарты. Цивилизация привлекла беспрецедентные цифры просмотров сериалов о высоком искусстве: 2,5 миллиона зрителей в Великобритании и 5 миллионов в США. Кларка никогда не выходила из печати, и BBC продолжала продавать тысячи копий DVD-диска Civilization каждый год. В 2016 году Житель Нью-Йорка повторил слова Джона Бетджемана, назвав Кларка «человеком, который снял

Британский институт кино отмечает, что Civilization изменила облик культурного телевидения, установив стандарты для более поздних документальных сериалов, начиная с Аластера Кука Америка (1972) и Джейкоб Броновски Восхождение человека (1973) до наших дней.

Более поздние годы: 1970–1983

Кларк сделал серию шесть прогр амм для ITV. Их под общим названием «Пионеры современной живописи» руководил его сын Колин. Показывали в ноябре и декабре 1971 года, по каждой из программ Мане, Сезанн, Моне, Сёра, Руссо и Мунк. Хотя их показывали по коммерческому телевидению, рекламных пауз во время каждой передачи не было. С помощью гранта национального фонда гуманитарных наук Национальная галерея искусств в Вашингтоне, округ Колумбия, приобрела копии этой серии и распространила их по колледжам и университетам по всей территории США.

Пять лет спустя Кларк вернулся на BBC, представив пять программ о Рембрандте. Сериал, снятый Колином Кларком, рассматривал различные аспекты творчества художника, от его автопортретов до его библейских сцен. Национальная галерея отмечает об этой серии: «Эти лекции по истории искусства являются авторитетным исследованием Рембрандта и содержат примеры его работ из более чем пятидесяти музеев».

Кларк был канцлером из Йоркский университет с 1967 по 1978 год и попечитель Британского музея. За последние десять лет он написал тринадцать книг. Помимо некоторых, взятых из его исследований для его лекций и телесериалов, было два тома мемуаров, Другая часть леса (1974) и Другая половина (1977). На протяжении всей своей жизни он был известен своим непостижимым фасадом и загадочным характером, которые нашли отражение в двух автобиографических книгах: Пайпер описывает их как «элегантно и тонко отполированные, временами очень трогательные, часто очень забавные, [но] несколько отстраненные, как будто кто-то другой. "

В последние годы Кларк страдал артериосклерозом. Он умер в возрасте семидесяти девяти лет в доме престарелых в Хите, Кент, после падения.

Семья и личная жизнь

В 1927 году Кларк женился на парне. студентка Элизабет Уинифред Мартин, известная как «Джейн» (1902–1976), дочь Роберта Макгрегора Мартина, дублинского бизнесмена, и его жены Эмили Уинифред Диксон. У пары было трое детей: Алан в 1928 году и близнецы Колетт (известная как Селли) и Колин в 1932 году.

Вдали от своих официальных обязанностей, Кларк наслаждался тем, что он назвал «Великим Кларком Бум» в 1930-х годах. Он и его жена жили и развлекались в большом доме на Портленд-плейс. По словам Пайпер, «Кларки в совместном союзе стали звездами лондонского высшего общества, интеллигенции и моды, от Мейфэра до Виндзора».

Брак Кларков был преданным, но бурным. Кларк был бабником, и хотя у Джейн были любовные связи, особенно с композитором Уильямом Уолтоном, она плохо относилась к некоторым внебрачным отношениям своего мужа. Она перенесла сильные перепады настроения, а позже - алкоголизм и инсульт. Кларк по-прежнему твердо поддерживал свою жену во время ее упадка. Отношения Кларков с их тремя детьми иногда были трудными, особенно со старшим сыном Аланом. Его отец считал его фашистом по убеждениям, хотя и самым способным членом семьи Кларков, «включая родителей»; он стал консервативным членом парламента и младшим министром, а также известным ведущим дневников. Младший сын Колин стал кинорежиссером, который, помимо прочего, снял своего отца в телесериалах 1970-х годов. Дочь-близнец, Колетт, стала официальным членом и членом правления Королевского оперного театра ; она пережила своих родителей и братьев и была ключевым источником официальной биографии Джеймса Стортона ее отца, опубликованной в 2016 году.

Солтвудский замок, Кент, купленный Кларком в 1953 году

Во время войны жили Кларки в Капо Ди Монте, коттедж в Хэмпстеде, прежде чем переехать в гораздо более крупный Верхний дом с террасой поблизости. Они переехали в 1953 году, когда Кларк купил нормандский замок в Солтвуд в Кенте, который стал семейным домом. В более поздние годы он передал замок своему старшему сыну, переехав в специально построенный дом на территории.

Джейн Кларк умерла в 1976 году. Ее смерть была ожидаемой, но Кларк был опустошен. Некоторые из его подруг надеялись, что он женится на них. Его ближайшей подругой на протяжении многих лет была Джанет Стоун, жена гравера Рейнольдса Стоуна ; как и дочь и сыновья Кларка, она была встревожена, когда он объявил о своем намерении жениться на Нолвен де Жанзе-Райс (1924–1989), дочери Фредерика и Алисы де Жанзе. Семья считала, что Кларк опрометчиво женился на ком-то, кого он не очень хорошо знал, но свадьба состоялась в ноябре 1977 года. Кларк и его вторая жена оставались вместе до его смерти.

Убеждения

Политические взгляды Кларка были умеренно левоцентристскими; он был пожизненным избирателем лейбористкой. Это соответствовало его воспитанию, несмотря на семейное богатство: его родители были либералами в социальных и политических взглядах Рескина повлияли на молодого Кларка. Его религиозное мировоззрение было нестандартным, но он верил в божественный, отверг атеизм и нашел англиканскую церковь слишком светской по своему мировоззрению. Незадолго до смерти он был принят в Римско-католическую церковь.

Почести и наследие

Награды и памятные знаки

Государственные и другие почести, полученные Кларком, включая Рыцаря- командора Орден Бани 1938 г.; член Британской академии, 1949, почетный товарищ, 1959; пожизненное звание пэра, 1969 г.; Товарищ по литературе, 1974; и Орден за заслуги перед законом 1976 г. Зарубежные награды включали командующего Почетного легиона, Франция; Командующий Орденом Финского льва и Орденом Заслуги, Австрия.

Кларк был избранным членом или почетным членом Conseil Artistique des Musées Nationaux Франции; Американская академия искусств и наук ; Американский институт архитекторов. Шведская академия ; Испанская академия ; Флорентийская академия ; Французская академия ; и Институт Франции. Он был удостоен почетных степеней университетов Бата, Кембриджа, Глазго, Ливерпуля, Лондона, Оксфорд, Шеффилд, Уорвик, Йорк, а в США Колумбия и Браун университеты. Он был почетным членом Королевского института британских архитекторов и Королевского колледжа искусств. Другие награды и награды: медаль Серены Британской академии (итальянские академии); Золотая медаль и Почетный знак Нью-Йоркского университета ; и медаль Национальной галереи искусств США. Старая школа Кларка, Винчестерский колледж, ежегодно проводит конкурс лекций по истории искусства на приз Кеннета Кларка. Победитель конкурса награждается золотой медалью лорда Кларка, созданной товарищем Олд Викхемист, Энтони Смит. В Институте Курто в Лондоне, лекционный зал назван в честь Кларка.

Репутация

В 2014 Тейт проводил «Кеннета Кларка»: В поисках цивилизации »выставка, подчеркивающая влияние Кларка« как одного из самых влиятельных фигур в британском искусстве ХХ века ». Выставка, основанная на работе из личной коллекции Кларка и многих других источников, рассматривает его роль как «мецената и коллекционера, историка искусства, государственного служащего и телеведущего... приносящего искусство двадцатого века более популярной аудитории». BBC назвала его «возможно, самой влиятельной фигурой в британском искусстве 20 века».

Кларк знал, что его широко использованный взгляд на искусство будет анафемой для марксистского элемента в мире искусства. и не удивился, когда в 1970-х годах на него напали более молодые критики, особенно Джон Бергер. Репутация Кларка среди критиков в первом веке выше его книг и телесериалов, чем его постоянства как коллекционера. Во время празднования Кларка в галерее Тейт в 2014 критик Ричард пишет, что как в публичном, так и в частном порядке Кларк совершил много хороших покупок, но также и много ошибок. В дополнение к Сценам Превитали из Эклога Тебальдео, Дормент перечисленных, ошибочно приписанные Кларком Микеланджело, Понтормо, Эльшаймер и Клод, а также Сёра и Коро, которые были подлинными, но плохими образцами творчества художников. Другие критики согласились с выводом, что самые устойчивые достижения Кларка были как писатель и популяризатор.

Среди его книг - «лучшее введение в искусство Леонардо да Винчи из когда-либо написанных». В дополнение к монографии Леонардо Пайпер выделяет Пьеро делла Франческа Кларка (1951), Обнаженную (1956, на основе его лекций Меллона в Вашингтоне в 1953 году) и Рембрандта и итальянское Возрождение (1966 из его лекций Райтсмена в Нью-Йорке).). Критик Джеки Вулльшлагер писал в 2014 году, что Кларк преуспел как писатель, а не как коллекционер: «непревзойденный со времен Рескина по ясности, эрудиции и моральной убежденности». Джеймс Холл в «Гардиан» выразил подобное мнение, назвав Кларка «самым соблазнительным писателем по искусству со времен Раскина и Патера... Сегодня, когда большинство историков искусства пишут так же безрадостно, как юристы и бухгалтеры, такое воодушевление крайне необходимо. "

Книги Кларка

  • Готическое возрождение (1928)
  • Каталог рисунков Леонардо да Винчи из собрания Величества Короля в Виндзорском замке (1935, 2 тома)
  • Сто деталей в Национальной галерее (1938)
  • Последние лекции Роджера Фрая, отредактированные с введением (1939)
  • Леонардо да Винчи: рассказ своего развития как художника (1939, ред. 1952 и 1967)
  • Hay Wain Констебля (1944)
  • Л. Б. Альберти о живописи (1944)
  • Флорентийская живопись: пятнадцатый век (1945)
  • Введение в Praeterita (1949))
  • Пейзаж в искусстве (1949, адаптировано из его Slade Lectures)
  • Пьеро делла Франческа (1951)
  • Moments of Vision (1954, Romanes Lecture за 1954 г.)
  • Обнаженная: исследование в идеальной форме (1956 г. Лекции А. В. Меллона по изящным искусствам, прочитанные в 1953 г.)
  • Глядя на картинки (1960 и 1972 гг.).)
  • Раскин сегодня (1964)
  • Рембрандт и Итальянское Возрожден ие (1966)
  • Нервная недостаточность (1967)
  • Рисунки Леонардо да Винчи из собрания Ее Величества Королевы в Виндзорском замке (1968–1969, с Карло Педретти, 3 тома))
  • Цивилизация : личный взгляд (1969, книжная версия телесериала)
  • Художник стареет - новая лекция (1972)
  • Вестминстерское аббатство (1972)
  • Блейк и визионерское искусство (1973)
  • Романтическое против классического искусства (1973)
  • Романтический Реблион (1973, книжная версия телесериала)
  • Другая часть леса: Автопортрет (1974)
  • Рисунки Генри Мура (1974)
  • Рисунки Сандро Боттичелли для "Божественной комедии" Данте (1976)
  • Другая половина: Автопортрет (1977)
  • Животные и люди (1977)
  • Лучшее из Обри Бердсли (1978)
  • Знакомство с Рембрандтом (1979)
  • Что такое шедевр? (1979)
  • Женская красота (1980)
  • Искусство Гуманизм (1983)
Источник: Who's Who.

Примечания, ссылки и источники

Примечания

Ссылки

Источники

  • Кларк, Кеннет (1969). Цивилизация: личное мнение. Лондон: BBC и Джон Мюррей. OCLC 879537495.
  • Кларк, Кеннет (1974). Другая часть леса: автопортрет. Лондон: Джон Мюррей. OCLC 855447282.
  • Кларк, Кеннет (1977). Другая половина: автопортрет. Лондон: Джон Мюррей. ISBN 978-0-7195-3432-4.
  • Конлин, Джонатан (2006). Каминная плита нации: история Национальной галереи. Лондон: Афина Паллада. ISBN 978-1-84368-018-5.
  • Камминг, Роберт (2015). Мой дорогой BB...: Письма Бернарда Беренсона и Кеннета Кларка, 1925–1959. Нью-Хейвен: издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-20737-8.
  • Фосс, Брайан (2007). Боевая краска: искусство, война, государство и идентичность в Великобритании, 1939–1945. Нью-Хейвен и Лондон: Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-10890-3.
  • Хирн, Маркус (2005). Цивилизация. Лондон: BBC. OCLC 778343652.
  • Хотта-Листа, Акайо (2013). Японско-британская выставка 1910 года. Оксфорд и Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 978-1-315-07353-8.
  • Ллойд, Стивен (2001). Уильям Уолтон: Муза огня. Вудбридж: Бойделл. ISBN 978-0-85115-803-7.
  • Ротенштейн, Джон (1970). Воровское продвижение времени. Лондон: Касселл. ISBN 978-0-304-93578-9.
  • Секрест, Мерил (1984). Кеннет Кларк: биография. Лондон: Вайденфельд и Николсон. ISBN 978-0-297-78398-5.
  • Станский, Питер (2003). Сассун. Нью-Хейвен: издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-09547-0.
  • Стауртон, Джеймс (2016). Кеннет Кларк: жизнь, искусство и цивилизация. Лондон: Коллинз. ISBN 978-0-00-749341-8.
  • Торранс, Дэвид (2008). Джордж Младший. Эдинбург: Бирлинн. ISBN 978-1-84158-686-1.

Дополнительная литература

  • Стивенс, Крис; и другие. (2014). Кеннет Кларк: В поисках цивилизации. Лондон: Тейт. ISBN 978-1-84976-260-1.

ние ссылки

Викицитатник содержит цитаты, относящиеся к: Кеннет Кларк
Культурные офисы
Предшественник. сэр Эрнест Пули, бакалавр председатель Совета по делам искусств Великобритании. 1953–1960Преемник. лорд Коттесло
Почетные звания
Предыдущий. К. Х. Коллинз Бейкер Surveyor of the King's Pictures. 1934–1944Преемник. Энтони Блант
Академический офис
Предыдущий. Лорд Хэрвуд Канцлер Йоркского университета. 1967–1978Преемник. Майкл Суонн
Медиа-офисы
Предшествующий. Новый офисПредседатель Независимого телевизионного управления. 1954–1957Преемник. сэр Ивон Киркпатрик
Последняя правка сделана 2021-05-25 03:45:23
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте