Понтормо

редактировать
Понтормо
138 le vite, jacopo pontormo.jpg Иллюстрация из Жизни самых выдающихся художников, скульпторов и архитекторов автора Джорджио Вазари, издание 1568 года
РодилсяЯкопо Каруччи. 24 мая 1494. Понторме около Эмполи, Италия
Умер2 января 1557 (1557-01-02) (62 года). Флоренция, Италия
НациональностьИтальянец
ИзвестенЖивописью
Известная работаСнятие с креста
ДвижениеМаньеризм

Якопо Каруччи (24 мая 1494 - 2 января 1557), обычно известный как Якопо да Понтормо, Якопо Понтормо или просто Понтормо, итальянский маньерист художник и портретист из флорентийской школы. Его работы представляют собой глубокий стилистический отход от спокойной перспективной закономерности, характерной для искусства флорентийского Возрождения. Он известен тем, что использует позы сплетения в сочетании с неоднозначной перспективой; его фигуры часто кажутся парящими в неопределенной среде, им не мешают силы тяжести.

Содержание
  • 1 Биография и ранние работы
  • 2 Основные работы во Флоренции
  • 3 Утраченные или поврежденные работы
  • 4 Критическая оценка и наследие
  • 5 Антология произведений
    • 5.1 Ранние работы ( до 1521 года)
    • 5.2 Зрелые работы (1522–30)
    • 5.3 Поздние работы (после 1530 года)
  • 6 См. также
  • 7 Ссылки
  • 8 Дополнительная литература
  • 9 Внешние ссылки
Биография и ранние работы

Якопо Каруччи родился в Понторме, недалеко от Эмполи, в семье Бартоломео ди Якопо ди Мартино Карруччи и Алессандры ди Паскуале ди Заноби. Вазари рассказывает, как осиротевший мальчик, «молодой, меланхоличный и одинокий», возился в качестве молодого ученика:

Якопо не пробыл много месяцев во Флоренции, прежде чем Бернардо Веттори отправил его к Леонардо да Винчи, затем с Мариотто Альбертинелли, Пьеро ди Козимо и, наконец, в 1512 году с Андреа дель Сарто, с которым он пробыл недолго, поскольку после того, как он нарисовал карикатуры на арку сервитов, не похоже, чтобы Андреа оказал ему какую-либо добрую волю, какой бы ни была причина.

Посещение, 1514–1516; Фреска; 392 х 337 см; СС. Аннунциата, Флоренция Посещение, 1528–1529 гг., Церковь Сан-Франческо и Микеле, Карминьяно

Рисование Понтормо во Флоренции и его окрестностях, часто поддержанное покровительством Медичи. Набег в Рим, в основном для того, чтобы увидеть работы Микеланджело, повлиял на его более поздний стиль. Призрачные лица и удлиненные тела характерны для его работ. Примером раннего стиля Понтормо является фреска, изображающая Посещение Богородицы и Святой Елизаветы с его танцевальными, уравновешенными фигурами, написанная с 1514 по 1516 год.

Это раннее Посещение представляет интерес сравнение с его картиной на тот же сюжет, которая была написана примерно десятью годами позже и сейчас находится в приходской церкви Святого Михаила Архангела в Карминьяно, примерно в 20 км к западу от Флоренции. Соединение этих двух картин вместе - одно из его раннего стиля, а другое из его зрелого периода - резко подчеркивает художественное развитие Понтормо. В более ранних работах Понтормо гораздо ближе по стилю к своему учителю Андреа дель Сарто и к художественным принципам эпохи Возрождения начала шестнадцатого века. Например, фигуры составляют чуть менее половины высоты общей картины, и хотя они немного более тесны, чем хотелось бы, чтобы истинный баланс высокого Возрождения предпочел, по крайней мере, они помещены в классическую архитектурную обстановку на удобном расстоянии. от зрителя. В более поздних работах зрителя почти неудобно приближают к Богородице и Св. Элизабет, которые плывут навстречу друг другу в облаках драпировки. Более того, четкая архитектурная обстановка, тщательно созданная в более ранней части, была полностью оставлена ​​в пользу своеобразной невзрачной городской среды.

Иосиф в Египте, 1515–1518 гг.; Масло по дереву; 96 х 109 см; Национальная галерея, Лондон

Холсты Джозефа (сейчас находятся в Национальной галерее в Лондоне) - еще один пример развивающегося стиля Понтормо. Выполненные примерно в то же время, что и более раннее «Посещение», эти работы (например, «Иосиф в Египте», слева) демонстрируют гораздо более манерный характер. Согласно Джорджо Вазари, сидящий на ступеньке мальчик - его молодой ученик, Бронзино.

В годы между посещениями СС Аннунциата и Сан-Микеле Понтормо принимал участие в фреска украшение салона страны Медичи вилла в Поджо-а-Кайано (1519–2020 гг.), В 17 км к северо-западу от Флоренции. Там он писал фрески в пасторальном жанровом стиле, очень необычном для флорентийских художников; их предметом был малоизвестный классический миф о Вертумне и Помоне в люнете.

Из люнета Вертумна и Помоны, 1520–21

В 1522 году, когда чума разразилась во Флоренции, Понтормо уехал в Чертоза-ди-Галлуццо, уединенный картезианский монастырь, где монахи следовали обетам молчания. Он написал серию фресок, теперь уже сильно поврежденных, на страстях и воскресении Христа.

Основные работы во Флоренции
Крестное поклонение, 1525–1528 гг.

Большой холст для алтаря для Брунеллески капеллы Каппони в церкви Санта Феличита, Флоренция, изображающая Крестное повествование (1528 г.), считается многими уцелевшим шедевром Понтормо.

Фигуры с их резко смоделированными формами и яркими цветами объединены в чрезвычайно сложную спиралевидную овулярную композицию, помещенную в неглубокое, несколько уплощенное пространство. Хотя это широко известно как «Снятие с креста», на картинке нет настоящего креста. Эту сцену правильнее назвать Плач или Несение Тела Христова. Те, кто опускают (или поддерживают) Христа, кажутся такими же страдающими, как и скорбящие. Хотя они несут вес взрослого мужчины, кажется, что они почти не касаются земли; нижняя фигура, в частности, тонко и неправдоподобно балансирует на двух передних пальцах ног. Эти два мальчика иногда интерпретировались как ангелы, несущие Христа в его путешествии на Небеса. В этом случае объект изображения будет больше похож на Погребение, хотя отсутствие какой-либо заметной гробницы опровергает эту теорию, так же как отсутствие креста создает проблему для Толкование осаждения. Наконец, также было отмечено, что позиции Христа и Девы, кажется, перекликаются с позицией Микеланджело «Пьета» в Риме, хотя здесь, в «Смещении», мать и сын были разделены. Таким образом, помимо элементов Оплакивания и Погребения, эта картина несет намек на Пьета. Было высказано предположение, что бородатая фигура на заднем плане в крайнем правом углу - это автопортрет Понтормо в роли Иосифа Аримафейского. Еще одна уникальная особенность этого конкретного Deposition - пустое пространство, занимающее центральную изобразительную плоскость, поскольку все библейские персонажи, кажется, отступают от этой точки. Было высказано предположение, что эта пустота может быть физическим представлением Девы Марии эмоциональной пустоты перед перспективой потери своего сына.

Благовещение, фреска

На стене справа от Поклонения Понтормо написал фреской Благовещение сцену (слева). Как и в случае с Deposition, основное внимание художника уделяется самим фигурам, а не их оправе. Расположенные на фоне белых стен, Ангел Гавриил и Дева Мария представлены в среде, которая настолько упрощена, что кажется почти абсолютной. Выдуманные архитектурные детали над каждым из них окрашены, чтобы напоминать серый камень pietra serena, украшающий интерьер Санта-Фелисита, таким образом объединяя их нарисованное пространство с реальным пространством зрителя. Поразительный контраст между фигурами и землей заставляет их блестящие одежды почти светиться в свете окна между ними на урезанном фоне, как если бы пара чудесным образом появилась в пристройке стены часовни. Благовещение напоминает его вышеупомянутое «Посещение церкви Сан-Микеле в Карминьяно как стилем, так и покачивающимися позами.

Вазари сообщает нам, что купол изначально был расписан Богом-Отцом и Четырьмя Патриархами. Украшение купола часовни утрачено, но четыре кругляка с евангелистами все еще украшают подвески, над которыми работал и Понтормо, и его главный ученик Аньоло Бронзино. Два художника так тесно сотрудничали, что специалисты спорят, какие медали нарисовал каждый из них.

Понтормо, чтобы создать этот шумный овал из фигур, потребовалось три года. По словам Вазари, поскольку Понтормо прежде всего хотел «делать все по-своему, не беспокоясь никого», художник заслонил часовню, чтобы не мешать мнениям. Вазари продолжает: «И поэтому, нарисовав его по-своему, и никто из друзей не смог ему ничего указать, он был наконец обнаружен и с удивлением замечен всей Флоренцией...»

Ряд других работ Понтормо также остался во Флоренции; Галерея Уффици хранит его мистическую Ужин в Эммаусе, а также портреты.

Многие известные полотна Понтормо, такие как ранняя серия «Иосиф в Египте» (ок. 1515 г.) и более поздняя серия «Мученичество святого Маврикия и Фиванский легион» (ок. 1531 г.), изображают толпы, сновавшие в крайности Contrapposto самых разных позиций.

Его портреты, остро охарактеризованные, демонстрируют те же маньеристские пропорции.

Утраченные или поврежденные произведения
Христос и Сотворение Евы Этюд к Потопу Мертвые на Страшном суде

Многие работы Понтормо были повреждены, в том числе люнеты для монастыря в Картезианский монастырь Галлуцо. Теперь они отображаются в помещении, хотя и в поврежденном состоянии.

Пожалуй, наиболее трагичной является утрата незаконченных фресок для хора Базилики Сан-Лоренцо, Флоренция, которая заняла последнее десятилетие его жизни. На его фресках был изображен день Страшного суда, состоящий из тревожного болота извивающихся фигур. Остальные рисунки, показывающие причудливую и мистическую перевязку тел, производили почти галлюцинаторный эффект. Флорентийская фигурная живопись в основном подчеркивала линейные и скульптурные фигуры. Например, Христос в Страшном суде Микеланджело в Сикстинской капелле представляет собой массивный расписной блок, суровый в своем гневе; Напротив, «Иисус на Страшном суде» Понтормо извилисто закручивается, как будто он колеблется в небесах в танце окончательной окончательности. Ангелы кружатся вокруг него в еще более змеиных позах. Если работы Понтормо 1520-х годов казались плывущими в мире, мало затронутом гравитационной силой, фигуры Страшного суда, кажется, совсем ускользнули от нее и мчатся в разреженном воздухе.

В своем Страшном суде Понтормо пошел против живописных и богословских традиций, поместив Бога-Отца к ногам Христа, а не над ним, и эта идея Вазари глубоко встревожила:

Но мне никогда не удавалось понять значение этой сцены, хотя я знаю, что Якопо имел достаточно остроумия для себя, а также общался с учеными и грамотными людьми; Я имею в виду то, что он мог иметь в виду в той части, где Христос на высоте, воскрешающий мертвых, а под Его ногами находится Бог-Отец, который создает Адама и Еву. Кроме того, в одном из углов, где находятся четыре обнаженных евангелиста с книгами в руках, мне не кажется, что в одном месте он задумывался о каком-либо порядке композиции, измерения или времени., или разнообразие в головах, или разнообразие телесных цветов, или, одним словом, любое правило, пропорции или закон перспективы, ибо вся работа полна обнаженных фигур с определенным порядком, дизайном, изобретением, композицией, раскраска и живопись, придуманные по его собственному обычаю, с такой меланхолией и таким незначительным удовлетворением для того, кто наблюдает за работой, что я полон решимости, поскольку сам не понимаю ее, хотя я художник, оставить всех, кто может увидеть чтобы сформировать собственное суждение, по той причине, что я верю, что сведу себя с ума и похороню себя заживо, даже если мне кажется, что Якопо в течение одиннадцати лет, которые он потратил на это, пытался похоронить он сам и все, кто мог видеть картину, среди всех этих необычных фигур.... Следовательно, похоже, что в этой работе он не обращал внимания ни на что, кроме определенных частей, а другие, более важные части, он вообще не принимал во внимание. Одним словом, в то время как он думал в своей работе, чтобы превзойти все картины в мире искусства, он не смог сравниться со своими собственными (прошлыми) работами; откуда очевидно, что тот, кто стремится превзойти свои силы и как бы заставить природу, разрушает те хорошие качества, которыми он мог быть щедро наделен ею.

Критическая оценка и наследие

Вазари Жизнь Понтормо изображает его замкнутым и погруженным в невроз, находящимся в центре художников и покровителей своей жизни. Этот образ Понтормо имеет тенденцию окрашивать популярное представление о художнике, как видно из фильма Джованни Фаго, Понтормо, еретическая любовь. Фаго изображает Понтормо одиноким и в конечном итоге параноидальным преданностью своему последнему проекту «Страшный суд», который он часто скрывал от посторонних. Тем не менее, как отметила искусствовед Элизабет Пиллиод, Вазари жестко конкурировал с мастерской Понтормо / Бронзино в то время, когда писал свои Жизни самых выдающихся художников, скульпторов и архитекторов. Это профессиональное соперничество между двумя боттегами вполне могло дать Вазари достаточную мотивацию для того, чтобы отказаться от художественной линии своего оппонента ради покровительства Медичи.

Портрет Марии Сальвиати, жены известного военачальника Джованни делле Банде Нере де Медичи и Джулия, родственница Медичи, оставшаяся на попечении Марии после убийства отца ребенка; Художественный музей Уолтерса

Возможно, из-за насмешек Вазари или, может быть, из-за капризов эстетического вкуса, работы Понтормо несколько столетий выходили из моды. Тот факт, что так много его работ было потеряно или серьезно повреждено, свидетельствует об этом пренебрежении, хотя историки современного искусства вновь привлекли к нему внимание. Действительно, в период с 1989 по 2002 год «Портрет алебардщика» Понтормо (справа) считался самой дорогой картиной в мире Старым мастером.

. Независимо от правдивости рассказа Вазари., несомненно, правда, что художественные особенности Понтормо создали стиль, которому немногие могли (или хотели) подражать, за исключением его ближайшего ученика Бронзино. Ранние работы Бронзино настолько близки к творчеству его учителя, что авторство нескольких картин 1520-х и 30-х годов все еще остается предметом споров - например, четырех тонди, содержащих евангелистов в капелле Каппони, и Портрет дамы в красном сейчас во Франкфурте.

Понтормо разделяет манеры Россо Фьорентино и Пармиджанино. В некотором смысле он предвосхитил барокко, а также напряженность Эль Греко. Его эксцентричность также привела к оригинальному чувству композиции. В лучшем случае его композиции связаны. Например, фигуры в Отложении, кажется, поддерживают друг друга: удаление любой из них привело бы к разрушению здания. В других работах, например, на полотнах Иосифа, теснота создает запутанную живописную схватку. Именно на более поздних рисунках мы видим изящное слияние тел в композиции, включающей овальную рамку Иисуса на Страшном суде.

Антология произведений
Портрет алебардщика, 1528–1530, холст, масло, Музей Дж. Пола Гетти, Лос-Анджелес Портрет дамы в красном, ок. 1532–1535, масло на панели, Städelsches Kunstinstitut und Städtische Galerie, Франкфурт; по-разному приписывается Понтормо или Бронзино

Ранние работы (до 1521 г.)

ЖивописьДатаМестоСсылка
Леда и Лебедь (неопределенная атрибуция)1512–1513Галерея Уффици, Флоренция
Аполлон и Дафна1513Художественный музей Колледжа Боудоин, Брансуик, Мэн[2]
Священная беседа1514Часовня Сан-Лука, Сантиссима Аннунциата, Флоренция
Мадонна с младенцем и младенцем Иоанном Крестителемс. 1514Whitfield Fine Art, Лондон[3]
Эпизод из больничной жизни1514Accademia, Флоренция[4]
Вероника и образ1515Капелла Медичи, Санта-Мария-Новелла, Флоренция
Посещение 1514–1516Сантиссима Аннунциата, Флоренция [5]
Дама с корзиной веретен (приписывается Андреа дель Сарто )1516–1517Галерея Уффици, Флоренция
Панно свадебной спальни для Пьера Франческо Боргерини (два). другие от Франческо Баккиакка )
Иосиф открывает себя своим братьям1516–1517Национальная галерея, Лондон
Иосиф продан Потифару1516– 1517Национальная галерея, Лондон[6]
Братья Иосифа умоляют о помощи1515Национальная галерея, Лондон[7]
Фараон со своими дворецкими и Бейкером1516–1517Национальная галерея, Лондон[8]
1517–1518Национальная галерея, Лондон[9]
*Сент-Квентин (Также укажите ред.)1517Pinacoteca comunale, Sansepolcro
Портрет меховщика1517–1518Лувр, Париж[10]
Святой Иероним и Святой Франциск1518Whitfield Fine Art, Лондон[11]
Мадонна с младенцем и святыми 1518Сан-Микеле Висдомини, Флоренция
Портрет музыканта1518–1519Галерея Уффици, Флоренция
Сент-Энтони Эбботт1518–1519Галерея Уффици, Флоренция[12]
Портрет Козимо Старшего1518–1519Галерея Уффици, Флоренция[13]
Иоанн Богослов и архангел Гавриил1519Церковь Сан-Микеле, Эмполи
Поклонение волхвов1519–1521Палаццо Питти, Флоренция
Вертумн и Помона 1519–1521Вилла Медичи, Поджио а Кайано
Эскиз головы человека (рисунок)Музей Метрополитен, Нью-Йорк[14]

Зрелые работы (1522–30)

ЖивописьДатаS iteСсылка
Мария с младенцем и четыре святых1520–1530Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Портрет двух друзейc. 1522Фонд Джорджо Чини, Венеция
Мадонна с младенцем и двумя святыми (Бронзино?)ок. 1522Галерея Уффици, Флоренция[15]
Святое Семейство со Святым Иоанном1522–1524Эрмитаж, Санкт-Петербург [16]
Мадонна с младенцем и святым Иоанном (приписывается Россо Фиорентино )1523–1525Галерея Уффици, Флоренция
Молитва в гестхемане (копии Якопо da Empoli )1523–1525Чертоза-ди-Галлуццо [17]
Пешком на Голгофу1523–1525Чертоза-ди-Галлуцо[18]
Христос перед Пилатом1523–1525Certosa di Galluzzo[19]
Поклонение1523–1525Certosa ди Галлуццо
Воскресение1523–1525Чертоза ди Галлуццо[20]
Ужин в Эммаусе1525Уффици Галерея, Флоренция[21]
Эскиз картезианского монаха (рисунок)1525Галерея Уффици, Флоренция[22]
Мадонна с младенцем и два ангела1525Музей искусств Сан-Франциско, Сан-Франциско[23]
Портрет молодого человека в розовом1525–1526Pinacoteca Communale, Лукка
Скиния Сан-Джулиано, Болдроне, Распятие с Мадонной и Св. Иоанном и Сант-Агостино1525 –1526Академия, Флоренция
Рождение святого Иоанна Крестителя1526Галерея Уффици, Флоренция
Святой Иероним Кающийся1526 –1527Государственный музей Нижней Саксонии, Ганновер
Мадонна с младенцем и святым Иоанном (Бронзино?)1526–1528Палаццо Корсини, Флоренция
Мадонна с младенцем и святым Иоанном1527–1528Галерея Уффици, Флоренция[24]
Мэтью, Люк и Иоанн (Марк, нарисованный Бронзино)1525–1526Санта-Феличита, капелла Каппони, Флоренция.
Погребение 1526–1528 гг.Санта-Феличита, часовня Каппони, Флоренция.[25]
Благовещение 1527–1528Санта-Феличита, капелла Каппони, Флоренция[26pting [27]
Портрет Франчески Каппони, как Святая Мария Магдалина1527–1528Whitfield Fine Art, Лондон[28]
Посещение 1528–1529Церковь из Сан-Франческо и Микеле, Карминьяно [29]
Мадонна с младенцем, Святой Анной и четырьмя святыми 1528–1529Лувр, Париж[30]
Портрет алебардера1528–1530Дж. Музей Пола Гетти, Лос-Анджелес[31]
Одиннадцать тысяч мучеников1529–1530Палаццо Питти, Флоренция
Портрет мужчины в красном cap1530Национальная галерея, Лондон

Поздние работы (после 1530 года)

ЖивописьДатаСайтСсылка
Мученичество Сан-Маурицио и фиванские легионы (Понтормо и Бронзино)1531Галерея Уффици, Флоренция
Ноли ме Тангере (Бронзино?)1531Casa Buonarroti, Флоренция[32]
Портрет дамы в красном со щенком, (Бронзино?)1532–1533Städelsches Kunstinstitut, Франкфурт
Венера и Амур1532–1534Galleria dell'Accademia, Флоренция
Портрет Алессандро Медичидо декабря 1535 годаФиладельфийский музей искусств, Филадельфия[33]
Портрет Алессандро Медичиок. 1534–1535Институт искусств Чикаго, Чикаго[34]
Адам и Ева1535Галерея Уффици, Флоренция
Исследование для Три грации (рисунок)1535Галерея Уффици, Флоренция[35]
Портрет Марии Сальвиати Медичи и Джулии Медичи (живопись)с. 1539Художественный музей Уолтерса, Балтимор[36]
Портрет Никколо АрдингеллиНациональная галерея, Вашингтон, округ Колумбия[37]
Портрет Марии Сальвиати1543–1545Галерея Уффици, Флоренция
Сцена жертвоприношения ок. 1545Музей Каподимонте, Неаполь
Моя книга (Дневник Понтормо)1554–1556Национальная библиотека, Флоренция
Портрет Понтормо (Бронзино)[38]
Санкт-Петербург. Фрэнсис (рисунок)Музей изящных искусств, Бостон[39]
Сан-Лоренцо (карикатуры на фрески)[40pting [41] [42]
См. Также

Утраченные работы

Ссылки
Дополнительная литература
  • Кристоф, Дорис. Джозеф Карруччи, известный как Понтормо 1494–1557 гг. Köln: Konemann, 1988. ISBN 3-8290-0254-8
  • Эдельштейн, Брюс и Гаспаротто, Давиде. Чудесные встречи: Понтормо от рисунка к живописи. 160 страниц ISBN 978-1-60606-589-1

Getty Publications Выходные данные: J. Paul Getty Museum 2018

Внешние ссылки
Wikimedia Commons содержит материалы, связанные с Якопо Понтормо.
Последняя правка сделана 2021-06-02 11:01:15
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте