Франсиско Гойя | |
---|---|
Портрет Гойи работы Висенте Лопеса Портанья, c.1826 г. Музей Прадо, Мадрид | |
Родился | Франсиско Хосе де Гойя и Люсьентес. (1746-03-30) 30 марта 1746 года. Фуэндетодос, Арагон, Испания |
Умер | 16 апреля 1828 г. (1828-04-16) (82 года). Бордо, Франция |
Национальная | Испанский |
Известен | Живописью, рисунком |
Движением | Романтизмом |
Франсиско Хосе де Гойя и Люсьентес (; испанский: ; 30 марта 1746 - 16 апреля 1828 г.) был испанским романтическим художником и гравером. Он считается важным направлением своей художником конца 18 - начала 19 веков на протяжении всей своей долгой карьеры был комментатором и летописцем своей эпохи. Гойя, очень успешный в своей жизни, часто упоминается как последний из старых мастеров и первый из современных. Он также был одним из великих портретистов своего времени.
Гойя родился в семье низшего среднего класса в 1746 году в Фуэндетодосе в Арагон. Он изучал живопись с 14 лет у Хосе Лусана-и-Мартинеса и переехал в Мадрид, чтобы учиться у Антона Рафаэля Менгса. Он женился на Жозефе Байе в 1773 году; их жизнь характеризовалась почти постоянной чередой беременностей и выкидышей, и только один ребенок, сын, дожил до взрослой жизни. Гойя придворным художником испанской короны в 1786 году, и эта ранняя часть его карьеры отмечена портретами испанской аристократии и королевской семьи, а также стилем рококо гобеленовые рисунки для королевского дворца.
Его охраняли, и хотя письма и записи сохранились, о его мыслях мало что известно. В 1793 году он перенес тяжелую и невыявленную болезнь, оставившую его глухим, после чего его работа стала все более мрачной и пессимистической. Его более поздние станковые и фрески картины, гравюры и рисунки, кажется, отражают мрачный взгляд на личный, социальный и политический уровень и контрастируют с его социальным восхождением. Он был назначен директором Королевской академии в 1795 году, в году Мануэль Годой заключил невыгодный договор с Францией. В 1799 году Гойя стал Primer Pintor de Cámara (Главный придворный художник), высшим званием для испанского придворного художника. В конце 1790-х годов по заказу Годоя он завершил свою La maja desnuda, удивительно смелую обнаженную фигуру для времени, явно обязанную Диего Веласкесу. В 1800–01 гг. Написал Карла IV Испании и его семьи, также находясь под селеском Веласкеса.
В 1807 году Наполеон повел французскую армию в Полуостровную войну против Испании. Гойя остался в Мадриде во время войны, которая, похоже, сильно на него повлияла. Хотя он не высказывал своих мыслей публично, их можно вывести из его серии гравюр Бедствия войны (хотя они были опубликованы через 35 лет после его смерти) и его картин 1814 года Второе мая 1808 года и Третье мая 1808 г.. Среди работ его среднего периода - серии Caprichos и Los Disparates офорт, а также большое количество картин, посвященных безумию, психиатрическиеницы, ведьмы, фантастические существа и религиозные и политическая коррупция, все из которых предполагают, что он боялся как для судьбы его страны, так и для его собственного психического и физического здоровья.
Его поздний период завершается Черными картинами 1819–1823 гг., Нанесенными маслом на гипсовые стены его дома Quinta del Sordo (Дом глухих Man), где, разочаровавшись в политическом и социальном развитии Испании, он жил в изоляции. В конце концов, Гойя покинул Испанание в 1824 году и уединился во французском городе Бордо в сопровождении своей более молодой горничной и компаньона, Леокадии Вайс, которая могла быть или не быть его любовницей. Здесь он завершил серию "Тавромакия" и ряд других крупных полотен.
После инсульта, в результате которого он был парализован с правой стороны, страдал от потери зрения и плохого доступа к нему, он умер и был похоронен 16 апреля 1828 года в возрасте 82 лет. позже повторно предан земле в Реал Эрмита де Сан Антонио де ла Флорида в Мадриде. Известно, что отсутствовал - деталь, которую отправил своему начальству в Мадриде, которое ответило телеграммой: «Отправьте Гойю с головой или без головы».
Франсиско Гойя родился в Фуэндетодос, Арагон, Испания, 30 марта 1746 года - Хосе Бенито де Гойя-и-Франке и Грасиа де Люсьентес и Сальвадор. Семья переехала в том году из города Сарагоса, но неизвестно, почему; вероятно, Хосе был нанят для работы там. Они принадлежали к низшему среднему классу. Хосе был сыном нотариуса и баскского происхождения, его предки были из Зерен, зарабатывал себе на жизнь как позолот по специальности в религиозных и декоративных ремеслах. Он наблюдал за позолотой и большей частью орнамента во время восстановления Базилики Богоматери Колонны (Санта-Мария-дель-Пилар), главного собора Сарагосы. Франциско был их четвертым ребенком после сестры Риты (род. 1737), брата Томаса (р. 1739) (который должен был следовать в ремесле своего отца) и второй сестры Хасинты (р. 1743). Было два младших сына, Мариано (род. 1750) и Камило (р. 1753).
Семья его матери претендовала на благородство, и дом, скромный кирпичный коттедж, принадлежал ее семье и, возможно, причудливо, несли свой герб. Около 1749 года Хосе и Грасиа купили дом в Сарагосе и смогли вернуться в город. Хотя нет сохранившихся признанных, считается, что Гойя, возможно, посещал Escuelas Pías de San Antón, который предлагал бесплатное обучение. Его образование, кажется, было адекватным, но не поучительным; у него были навыки чтения, письма и счета, а также некоторые знания классической литературы. Согласно Роберту Хьюзу художник, «похоже, интересовался философскими или теологическими вопросами не, чем плотник, и его взгляды на живопись... были очень приземленными: Гойя не был теоретиком». В школе он подружился на всю жизнь с однокурсником Мартином Сапатером ; 131 письмо, которое Гойя написал ему с 1775 года до смерти Сапатера в 1803 году, дает ценное представление о ранних годах Гойи при дворе в Мадриде.
В 14 лет Гойя учился у художника Хосе Лусан, где он копировал марки в течение 4 лет, пока не решил работать самостоятельно, как он позже писал в «краске из моих изобретений». Он переехал в Мадрид, чтобы учиться у Антона Рафаэля Менгса, популярного художника с испанской королевской семьи. Он поссорился со своим учителем, и его экзамены были неудовлетворительными. Гойя подал заявки на участие в Real Academia de Bellas Artes de San Fernando в 1763 и 1766 годах, но ему было отказано во входе.
Жертвоприношение Пану, 1771. Colección José Gudiol, БарселонаРим был тогда культурной столицей Европы и хранила все прототипы классической древности, в то время как Испании не хватало последовательного художественного направления со всеми ее значительными визуальными достижениями в прошлом. Не сумев заработать стипендию, Гойя за свой счет переехал в старых традициях старых моделей, восходящих по крайней мере к Альбрехту Дюреру. В то время он был неизвестен, поэтому записи скудны и недостоверны. Согласно ранним биографам, он ехал в Рим с бандой тореадоров, где работал уличным акробатом, или для русского дипломата, или влюбился в красивую молодую монахиню, которую он планировал похитить из ее монастыря.. Возможно, что во время визита Гойя завершил две уцелевшие мифологические картины: «Жертвоприношение Весте» и «Жертвоприношение Пану», датированные 1771 годом.
Портрет Жозефы Байе (1747–1812)В 1771 году он получил вторую премию в конкурс живописи, организованный город Парма. В том же году он вернулся в Сарагосу и расписал элементы куполов Базилики Столпа (включая Поклонение Имени Бога ), цикл фресок для монастырской церкви Картины Аула Деи и фресок дворца Собрадиель. Он учился у арагонского художника Франсиско Байеу-и-Субиаса, и в его картинах начали проявляться признаки тонких тональностей, которыми он прославился. Он подружился с Франсиско, Байеу и женился на своей сестре Хосефе (он прозвал ее «Пепа») 25 июля 1773 года. Их первый ребенок, Антонио Хуан Рамон Карлос, родился 29 августа 1774 года.
Брак и член Франсиско Байе в 1765 году в Real Academia de Bellas Artes de San Fernando и руководство гобеленами с 1777 года помогли Гойе заработать комиссию за серию гобеленов для Королевской фабрики гобеленов. За пять лет он разработал около 42 узоров, которые используются для изоляции каменных стен Эль-Эскориал и Palacio Real del Pardo, резиденций испанских монархов. Хотя создание гобеленов не было ни престижным, ни хорошо оплачиваемым, его мультфильмы в основном популярны в стиле рококо, и Гойя использовал их, чтобы привлечь к себе более широкое внимание.
Карикатуры были не единственной его королевской фигурой. комиссий и сопровождались серией гравюр, в основном копиями старых мастеров, таких как Маркантонио Раймонди и Веласкес. У Гойи были сложные отношения с последним художником; Хотя многие из его современников видели безрассудство в попытках Гойи копировать и подражать ему, он имел доступ к широкому спектру работ давно умершего художника, которые хранились в королевской коллекции. Таким не менее эффективным средством было раскрытие своего воображения, так и его политические убеждения. Его c. Офорт 1779 года Человек с удушьем («Эль агарротадо») был самой большой работой, которую он написал на сегодняшний день, и явным предчувствием его более поздней серии «Бедствия войны ».
Человек с удушениями, до 1780 года. Национальная галерея искусств, Вашингтон, округ КолумбияГойя был охвачен болезнью, и его состояние использовалось против него его соперниками, которые ревностно смотрели на любого вида, что художник поднимается в росте. Были больше 8 на 10 футов и доказали, что его физическая сила истощается. Всегда находчивый, Гойя исправил это несчастье, заявив, что его болезнь дала ему возможность создавать работы, которые были более личными и неформальными. Однако он обнаружил, что формат ограничивает его, поскольку он не позволяет ему фиксировать сложные цветовые сдвиги или текстуру и не подходит для техник impasto и глазурования, которые он к тому времени применял к своим расписанным работы. Гобелены кажутся комментариями к человеческим типам, моде и модам.
Другие работы того периода включают холст для алтаря церкви Сан-Франциско Эль-Гранде в Мадриде, что привело к его назначению членом Королевской академии изящных искусств.
В 1783 году графрида Флоридабланка, фаворит короля Карла III, поручил Гойе написать свой портрет. Он подружился с сводным братом короля Луисом, и два лета работал над портретами Инфанте и его семьи. В течение 1780-х годов круг его покровителей расширился, и в него вошли герцог и герцогиня Осуна, король и другие люди известные королевства, которых он рисовал. В 1786 году Гойя получил оплачиваемую должность художника Карла III.
Семья Инфанта Дона Луиса, 1784., ПармаГойя был назначен придворным художником Карла IV в 1789 году. В следующем году он стал Первым придворным художником с зарплатой 50 000 реалов и пособие в размере 500 дукатов на тренера. Он писал портреты короля и королевы, а также премьер-министр Испании Мануэля де Годоя и многих других дворян. Эти портреты отличаются нежеланием льстить; его Карл IV Испанский и его семья - особенно жестокая оценка королевской семьи. Современные интерпретаторы рассматривают портрет как сатирический; считается, что это раскрывает коррупцию, стоящую за правлением Карла IV. Считалось, что во его правления его жена Луиза время реальной власти, и поэтому Гойя поместил ее в центр группового портрета. Сзади слева от картины можно увидеть самого художника, смотрящего на зрителя, картина позади изображает Лота и его дочерей, тем еще раз повторяя скрытое послание о порче и разложении.
Портрет Мануэля Годоя, 1801 год. Настоящая Академия изящных искусств Сан-ФернандоГойя заработал комиссионные от высших должностных лиц испанской знати, включая Педро Телес-Хирон, Девятый герцог Осуны и его Мария Хосефа Пиментель, 12-я графиня-герцогиня Бенавенте, Хосе Альварес де Толедо, герцог Альба и его жена Мария дель Пилар де Сильва и Мария Ана де Понтехос-и-Сандовал, маркиза Понтехосская. В 1801 году он написал Годоя для ознаменования победы в краткой войне апельсинов против Португалии. Эти двое были друзьями, даже если портрет Гойи 1801 года обычно как сатира. Но даже после того, как Годой впал в немилость, политик относился к артисту очень тепло. Годой укрепляют роль в публикации Капричосов, как полагают, заказал La maja desnuda.
La Maja Desnuda (La maja desnuda) была описана как «первая полностью профанная обнаженная женщина в натуральном в западном искусстве», не претендующая на аллегорический или мифологический смысл. Личность Маджаса неясна. Наиболее часто упоминаемые модели - герцогиня Альба, с которой Гойя, как иногда думали, имел роман, и Пепита Тудо, любовница Мануэля де Годоя. Ни одна из теорий не была проверена, остается вероятным, что картина предоставит собой идеализированную композицию. Картины никогда публично не выставлялись при жизни Гойи и принадлежали Годою. В 1808 году все имущество Годоя было конфисковано Фердинандом VII после его падения от власти и изгнания, а в 1813 году Инквизиция конфисковала произведения как «непристойные», вернув их в 1836 году Академии. изящных искусств Сан-Фернандо. В 1798 году он написал светлые и воздушные сцены для подвесов и купола Реальной Эрмита (Часовни) Сан-Антонио-де-ла-Флорида в Мадриде. Многие из них изображают чудеса святого Антония Падуанского, происходящие в центре современного Мадрида.
Сон разума порождает чудовищ, c.1797, 21,5 см × 15 см (8 ⁄ 2 дюймов × 5 ⁄ 8 дюймов)В какой-то момент между поздним 1792 и начало 1793 года невыявленная болезнь оставила Гойю глухим. Он стал замкнутым и задумчивым, в то время как направление и тон его работы изменились. Он начал серию акватинированных офортов, опубликованных в 1799 году под названием Caprichos, которые были завершены более официальными заказами портретов и религиозных картин. В 1799 году Гойя опубликовал 80 гравюр Капричос, представляющих то, что он описал как «бесчисленные слабости и безрассудства, которые можно найти в любом цивилизованном обществе, и от обычных предрассудков и лживых обычаев, которые стали обычным явлением, невежеже или личными интересами». Видения на этих гравюрах частично объясняются подписью «Сон разума рождает чудовищ». Тем не менее, это не только уныние; они демонстрируют острое сатирическое остроумие художника, особенно ярко проявляющееся в таких офортах, как «Охота за зубами».
Физический и психологический срыв Гойи, похоже, произошел через несколько недель после объявления войны Испании Францией. Современник сообщил: «Шумы в голове и глухота не улучшаются, но его зрение намного улучшилось, и он снова контролирует свое равновесие». Эти симптомы могут указывать на длительный вирусный энцефалит или, возможно, на серию миниатюрных инсультов, вызванных высоким кровяным давлением и повлиявших на центры слуха и равновесия головного мозга. Симптомы шум в ушах, эпизоды дисбаланса и прогрессирующей глухоты типичны для болезни Меньера. Вполне возможно, что Гойя страдал от кумулятивного отравления свинцом, он использовал огромное количество свинцового белого - который он сам отшлифовал - в своих картинах, как в качестве грунтовки для холста, так и в как основного материала. цвет.
Другие посмертные диагностические исследования указывают на параноидальную деменцию, возможно, из-за травмы мозга, о чем свидетельствуют заметные изменения в его работе после выздоровления, кульминацией которых стали «черные» картины. Историки искусства отметили исключительную способность Гойи выражать своих личных демонов в виде ужасающих и фантастических образов, которые говорят повсеместно и позволяют его аудитории находить собственный катарсис в образах.
Французская армия вторглась в Испанию в 1808 году, что привело к войне на полуострове 1808–1814 годов. Степень причастности Гойи к двору «царя-нарушителя» Иосифа I, брата Наполеона Бонапарта, неизвестна; он писал работы для французских покровителей и сочувствующих, но сохранял нейтралитет во время боевых действий. После восстановления испанского короля Фердинанда VII в 1814 году Гойя отрицал какую-либо связь с французами. К моменту смерти своей жены Хосефы в 1812 году он писал Второе мая 1808 года и Третье мая 1808 года и готовил серию офортов, позже известных как Бедствия войны (Los desastres de la guerra). Фердинанд VII вернулся в Испанию в 1814 году, но отношения с Гойей не были теплыми. Художник выполнил портреты короля для различных министерств, но не для самого короля.
Выздоравливая между 1793–1794 гг., Гойя завершил набор из одиннадцати маленьких картинок, написанных на жести, которые знаменуют собой существенное изменение тона и тематики его искусства, и черпают из мрачных и драматических царств фантастического кошмара.. Двор с лунатиками - это воображаемое видение одиночества, страха и социального отчуждения. Осуждение жестокости по отношению к заключенным (преступникам или душевнобольным) - это тема, которую Гойя исследовал в более поздних работах, посвященных деградации человеческой фигуры. Это была одна из первых работ Гойи середины 1790-х годов кабинетных картин, в которой его ранние поиски идеальной красоты уступили место исследованию взаимосвязи между натурализмом и фантазией, которая будет занимать его до конца его карьеры.. У него был нервный срыв и продолжительное физическое заболевание, и он признался, что сериал был создан, чтобы отразить его собственную неуверенность в себе, беспокойство и страх, что он сходит с ума. Гойя писал, что эти произведения «занимали мое воображение,терзаемое созерцанием моих страданий ». По его словам, серия состоит из картин, которые «обычно не находят места в заказных работах».
Хотя Гойя не заявил о своем намерении при создании «Бедствий войны», историки искусства рассматривают как визуальный протест против насилия 1808 года Восстания Дос-де-Майо, предыдущие войны на полуострове и движение против либерализма после восстановления монархии Бурбонов в 1814 году. Сцены необычайно тревожные, иногда мрачные в их изображении ужаса поля битвы и представляют собой возмущенную совесть перед лицом смерти и разрушение. Они не были опубликованы до 1863 года, через 35 лет после его смерти. Вполне вероятно, что только тогда было сочтено политически безопасным распространять серию произведений искусства, критикующих как французов, так и восстановленных Бурбонов.
Первые 47 листов посвящены инцидентам во время войны и показывают последствия войны. конфликт между отдельными солдатами и гражданскими лицами. Средняя серия (листы 48–64) последствия голода, поразившего Мадрид в 1811–1812 годах, до того, как город был освобожден от французов. Последние 17 отражают горькое разочарование либералов, когда восстановленная монархия Бурбонов, воспроизводимая католической иерархией, отвергла Конституцию Испании 1812 года и выступила против государственной и религиозной реформы. С момента их первой публикации сцены зверств, голода, унижения и унижения Гойи были достижения как «колоссальный расцвет гнева».
Третье мая 1808 года 1814 года. Холст, масло, 266 см × 345 см (105 × 136 дюймов). Музей Прадо, Мадрид
Второе мая 1808 г., 1814 г.
Таблица 4: Las mujeres dan valor (Женщины мужественны). На этой табличке изображена борьба между группой мирных жителей, сражающихся с солдатами.
Пластина 5: Y son fieras (И они свирепы или И сражаются, как дикие звери). Мирные жители, в том числе женщины, сражаются с солдатами копьями и камнями.
Пластина 46: Esto es malo (это плохо). Французские солдаты убивают монаха, грабившего церковные сокровища. Редкий сочувственный образ духовенства, обычно изображаемый на стороне угнетения и несправедливости.
Таблица 47: Así sucedió (Вот как это произошло). Последний отпечаток в первой группе. Убитые монахи лежат французскими солдатами, грабящими церковными сокровищами.
Его работы с 1814 по 1819 год в основном представляют собой заказные портреты, но в том числе включают алтарь Санта-Хуста и Санта-Руфина для Севильского собора, серия гравюр La Tauromaquia с изображением сцен из корриды и, вероятно, офорты Los Disparates.
Записи о более поздней жизни Гойи относительно скудны, и когда-либо политически осведомленный, он скрыл ряд своих работ того периода, вместо этого в частном порядке. Гойя мучился страхом перед старостью и страхом перед безумием, последний, возможно, из-за беспокойства, вызванного невыявленной болезнью, которая оставила его глухим с начала 1790-х годов. Гойя был успешным художником, занимающим царское положение. С конца 1810-х годов он жил почти уединенно за пределами Мадрида в фермерском доме, переоборудованном в студию. Дом стал как известен «La Quinta del Sordo » (Дом глухого), в честь ближайшего фермерского дома, который по совпадению также принадлежал глухому.
Историки искусства предполагают Гойя чувствовал себя отчужденным от социальных и политических тенденций, последовавших за восстановление монархии Бурбонов в 1814 г. , и рассматривал эти события как реакционные средства социального контроля. В своем неопубликованном искусстве он, кажется, выступал против того, что он видел как тактическое отступление в средневековье. Считается, что он надеялся на политическую и религиозную реформу, но, как и многие либералы, разочаровался, когда восстановленная монархия Бурбонов и католическая иерархия отвергли Испанскую конституцию 1812 года..
В возрасте 75 лет, в одиночестве и мысленно, и в одиночку. В физическом отчаянии он завершил работу над своими 14 Черными рисунками, все из которых были выполнены прямо на штукатурке стен его дома. Гойя не собирался выставлять картины, не писал о них и вероятно, никогда о них не говорил. Примерно в 1874 году, через 50 лет после его смерти, они были сняты и перенесены на брезентовую опору. «В лучшем случае является грубым точным копированием того, что нарисовал Гойя». Воздействие времени на фрески в сочетании с неизбежным повреждением, вызванным деликатной операцией по установке осыпной штукатурки на холст, означало, что большинство фресок сильно пострадали и потеряли краску. Сегодня они находятся в постоянной экспозиции Museo del Prado, Мадрид.
Шабаш ведьм или Аквеларр входит в число 14 из серии Черные картины.Леокадия Вайс (урожденная Зоррилла, 1790–1856) служанка художника, моложе на 35 лет, и дальняя родственница, жила и заботилась о ней. Гойя после смерти Байева. Она жила с ним на его вилле Кинта дель Сордо до 1824 года со своей дочерью Росарио. Леокадия, вероятно, была похожа по чертам лица на первую жену Гойи Хосефу Байеу, до такой степени, что один из его хорошо известных портретов носит название Хосефа Байе (или Леокадия Вайс).
Кроме того, о ней мало что известно. ее пылкий темперамент. Она, вероятно, была связана с семьей Гойкоэчеа, богатой династией, в которой женился сын художника, беспомощный Хавьер. Известно, что у Леокадии был несчастливый брак с ювелиром Исидором Вайсом, но с ним расстались с 1811 года, после того как он обвинил ее в «противоправном поведении». До того времени у нее было двое детей, и она родила третьего, Росарио, в 1814 году, когда ей было 26. Исидор не был отцом, и часто высказывались предположения - хотя и с небольшими твердыми доказательствами - что ребенок принадлежал Гойе. Было много предположений, что Гойя и Вайс были романтически связаны; однако более вероятно, что их привязанность была сентиментальной.
Гойя умер 16 апреля 1828 года. Леокадия не оставила ничего в завещании Гойи; любовниц в таких случаях часто не упоминается, но также вероятно, что он не хотел останавливаться на своей смертности, обдумывая или пересматривая свое завещание. Гойи написала нескольким друзьям, чтобы пожаловаться на ее исключение. В степени обездоленная, она переехала арендованное жилье, позже передав свою копию фильма Капричос бесплатно.
Wikimedia Commons содержат материалы, относящиеся к: Francisco de Goya y Lucientes (категория ) |
Викицитатник содержит цитаты, связанные с : Франсиско Гойя |