Третье мая 1808 года

редактировать
Картина Франсиско де Гойи 1814 года, посвященная сопротивлению Испании армии Наполеона

Третье мая 1808 года
Эль Трес де Майо, Франсиско де Гойя, из Прадо тонкое черное поле. Jpg
ХудожникФрансиско Гойя
Год1814
СреднийХолст, масло
Размеры268 см × 347 см (106 дюймов × 137 дюймов)
МестоположениеMuseo del Prado, Мадрид
Y no hay correio Гойи (И с этим ничего не поделать) из "Бедствия войны "(Los desastres de la guerra), c. 1810–1812, прообраз элементов Третьего мая.

Третье мая 1808 года (также известный как El tres de mayo de 1808 en Madrid или Los fusilamientos de la montaña del Príncipe Pío, или Los fusilamientos del tres de mayo ) - картина, написанная в 1814 году испанским художником Франсиско Гойя, сейчас находится в Museo del Prado, Мадрид. В своей работе Гойя стремился увековечить память испанского сопротивления армии Наполеона во время оккупации 1808 года в ходе войны на полуострове . Вместе с сопутствующей фигурой того же размера, Второго мая 1808 (или Обвинение мамлюков ), он был заказан временным правительством Испании по предложению Гойи.

Содержание, презентация и эмоциональная сила картины обеспечивают ее статус новаторского, архетипического изображения ужасов войны. «Третье мая 1808 года», хотя и опирается на многие источники как высокого, так и популярного искусства, знаменует собой явный отход от условностей. В отличие от традиций христианского искусства и традиционного изображения войны, она не имеет явных прецедентов и признана одной из первых картин современной эпохи. Согласно историку искусства Кеннету Кларку, «Третье мая 1808 года» - это «первая великая картина, которую можно назвать революционной во всех смыслах этого слова, по стилю, по сюжету и по замыслу»

Третье мая 1808 года послужило вдохновением для создания ряда других крупных картин, включая серию Эдуара Мане и Пабло Пикассо Резня в Корее и Герника.

Содержание

  • 1 Предпосылки
  • 2 Картина
    • 2.1 Описание
    • 2.2 Бедствия войны
    • 2.3 Иконография и изобретения
  • 3 Происхождение
  • 4 Источники
  • 5 Наследие
    • 5.1 В кино
    • 5.2 В музыке
  • 6 Источники
  • 7 Библиография
  • 8 Внешние ссылки

Предыстория

Наполеон I Франции объявил себя Первый консул Французской республики 10 ноября 1799 г. и коронованный императором в 1804 г. Поскольку Испания контролировала доступ к Средиземному морю, страна имела политическое и стратегическое значение для французских интересов. Правящий испанский суверен Карл IV в международном масштабе считался неэффективным. Даже в своем собственном дворе он считался «недоумком королем, который отказывается от государственных забот ради удовлетворения охоты», и рогоносцем, неспособным контролировать свою энергичную жену, Марию Луизу Пармскую. Наполеон воспользовался слабым королем, предложив двум нациям завоевать и разделить Португалию, причем каждая Франция и Испания забирают по трети добычи, а последняя треть досталась премьер-министру Испании Мануэлю де Году вместе с ним. с титулом принца Алгарве. Годой был соблазнен и принял французское предложение. Однако он не смог понять истинные намерения Наполеона и не знал, что его новый союзник и совверен, сын бывшего короля Фердинанд VII Испанский, использовал вторжение просто как уловку, чтобы захватить испанцев. парламент и трон. Фердинанд намеревался не только убить Годоя во время надвигающейся борьбы за власть, но и принести в жертву жизни его собственных родителей.

Второе мая 1808 года было завершено в 1814 году, за два месяца до его сопутствующей работы «Третий». в мае 1808 г. Он изображает восстание, которое ускорило казни третьего мая.

Под предлогом усиления испанских армий 23 000 французских войск беспрепятственно вошли в Испанию в ноябре 1807 г. Даже когда намерения Наполеона стали ясны в феврале следующего года, оккупационные силы не встретили большого сопротивления, если не считать единичных действий в отдельных районах, включая Сарагосу. Главный полководец Наполеона, маршал Иоахим Мюрат, считал, что Испании будут выгодны правители более прогрессивные и компетентные, чем Бурбоны, а брат Наполеона Жозеф Бонапарт должен был стать король. После того, как Наполеон убедил Фердинанда вернуть испанское правление Карлу IV, последнему не оставалось ничего другого, кроме как отречься от престола 19 марта 1808 года в пользу Жозефа Бонапарта.

Мануэль Годой из Гойи, герцог Алькудийский, принц мира, 1801. Годой был премьер-министром Испании во время наполеоновского вторжения в 1808 году в Испанию.

Хотя испанцы люди принимали иностранных монархов в прошлом, они глубоко возмущались новым французским правителем. Французский агент в Мадриде сообщил: «В Испании все по-другому. У испанцев благородный и щедрый характер, но они склонны к свирепости и терпеть не могут, чтобы с ними обращались как с побежденной нацией. Доведенные до отчаяния, они были бы готовы дать волю своей победе. самый ужасный и мужественный бунт и самые жестокие излишества ». 2 мая 1808 г., спровоцированный известиями о планируемом переселении во Францию ​​последних членов испанской королевской семьи, жители Мадрида восстали в восстании Дос-де-Майо. В прокламации, выпущенной в тот день для своих войск маршалом Мюратом, говорилось: «Население Мадрида, сбившееся с пути, предалось восстанию и убийствам. Потекла французская кровь. Она требует мести. Все арестованные в восстании с оружием в руках, будет расстрелян ". Гойя вспомнил о восстании в своем произведении «Второе мая», в котором изображена кавалерийская атака против повстанцев на площади Пуэрта-дель-Соль в центре Мадрида, где несколько часов шли ожесточенные бои. «Третье мая», более известное из этой пары, иллюстрирует репрессалии французов: до рассвета следующего дня сотни испанцев были окружены и расстреляны в нескольких местах вокруг Мадрида. Гражданское сопротивление Испании сохранялось в результате последовавшей пятилетней войны на полуострове, первой из которых была названа партизанская война. Нерегулярные испанские войска значительно помогли испанской, португальской и британской армиям, совместно возглавляемым сэром Артуром Уэлсли, который впервые высадился в Португалии в августе 1808 года. К моменту зачатия картины бунтовщиками стало воображение публики. символы героизма и патриотизма.

Йо ло ви (я видел это), в Бедствия войны (Los desastres de la guerra, таблица 44, c. 1810–1812

Как и другие испанские либералы, Гойя лично оказался в затруднительном положении из-за французского вторжения. Он поддерживал первоначальные цели Французской революции и надеялся на то же самое в Испании. Некоторые из его друзей, например поэтов Хуан Мелендес Вальдес и Леандро Фернандес де Моратин, были открытыми Афрансадос, термин для сторонников - соучастников в глазах многих - Жозефа Бонапарта. Портрет Гойи 1798 года французского посла, ставшего комендантом Фердинанда Гиймарде, выказывает личное восхищение. Это положение придворного художника, для которого требовалась клятва верности Джозефу, Гойя по природе своей инстинктивно не любил власть. Он был свидетелем порабощения своих соотечественников французскими войсками. В эти годы он мало писал, хотя опыт оккупации послужил источником вдохновения для рисунков, которые легли в основу его гравюр «Бедствия войны» (Los desastres de la guerra).

В феврале 1814 года, после финала. После изгнания французов Гойя обратился к временному правительству с просьбой «увековечить с помощью его кисти наиболее заметные и героические действия нашего славного восстания против тирана Европы». Его предложение было принято, Гойя приступил к работе над «Третьим мая». Неизвестно, был ли он лично свидетелем восстания или репрессий, несмотря на многие более поздние попытки приписать его к событиям того или иного дня.

Картина

Описание

<236 Действие 3 мая 1808 года происходит в ранние утренние часы после восстания и сосредоточено на двух массах людей: одна - это жестко уравновешенная расстрельная команда, другая - неорганизованная группа пленников, удерживаемых под прицелом. Палачи и жертвы резко смотрят друг на друга на узком пространстве; по словам Кеннета Кларка, «гениальным ходом [Гойя] противопоставил яростное повторение позиций солдат и стальную линию их винтовок с рассыпающейся неровностью их цели». Квадратный фонарь, расположенный на земле между двумя группами, проливает драматический свет на сцену. Самый яркий свет падает на сбившихся в кучу жертв слева, среди которых есть монах или монах в молитве. Справа и в центре полотна в очереди на расстрел стоят другие осужденные фигуры. Центральная фигура - ярко освещенный мужчина, стоящий на коленях среди окровавленных трупов уже казненных, широко раскинув руки в знак призыва или неповиновения. Его желто-белая одежда повторяет цвета фонаря. Его простая белая рубашка и обгоревшее лицо показывают, что он простой рабочий.

Справа стоит расстрельная команда, окутанная тенью и нарисованная как монолитный отряд. Если смотреть почти сзади, их штыки и их кивер головные уборы образуют безжалостную и неизменную колонну. Большинство лиц фигур не видны, но лицо человека справа от главной жертвы, испуганно выглядывающего в сторону солдат, действует как репуссуар в задней части центральной группы. Не отвлекаясь от драматизма на переднем плане, в ночное время вырисовывается городской пейзаж с колокольней, вероятно, включая бараки, используемые французами. На заднем плане между склоном холма и шакосом - толпа с факелами: возможно, зеваки, возможно, несколько солдат или жертв.

Считается, что второе и третье мая 1808 г. были задуманы как части более крупной серии. Письменные комментарии и косвенные свидетельства позволяют предположить, что Гойя написал четыре больших полотна в память о восстании в мае 1808 года. В своих воспоминаниях о Королевской академии 1867 года Хосе Каведа написал четыре картины Гойи второго мая и Кристобаль Феррис - художник и коллекционер Гойи - упомянул еще две картины на эту тему: восстание в королевском дворце и оборона артиллерийских казарм. Современная гравюра стала прецедентом для такой серии. Исчезновение двух картин может указывать на официальное недовольство изображением народного восстания.

Бедствия войны

No se puede mirar Гойи (на это нельзя смотреть) в Бедствия войны (Los desastres de la guerra), ок. 1810–1812 гг. Это очень похожая композиция, хотя Гойя более свободно выражался в гравюрах, чем на картинах, в которых он больше соответствовал традиционным условностям.

Серия акватинта офортов Гойи Бедствия войны (Los desastres de la guerra) не были завершены до 1820 года, хотя большинство гравюр были сделаны в период 1810–1814 годов. Однако альбом корректур, который Гойя дал другу, теперь хранится в Британском музее, дает много указаний на порядок, в котором были составлены как предварительные рисунки, так и сами гравюры. Группы, идентифицированные как самые ранние, явно появились раньше, чем заказали две картины, и включают в себя две гравюры с явно связанными композициями (иллюстрированными), а также, как я видел это, предположительно, это сцена, свидетелем которой был во время поездки Гойи в Сарагосу. No se puede mirar (На это нельзя смотреть) явно связаны композиционно и тематически; женская центральная фигура протягивает руки, но указывает вниз, в то время как у другой фигуры руки сложены в молитве, а несколько других прикрывают или скрывают свои лица. На этот раз солдат не видно даже сзади; видны только штыки их орудий.

Y no hay correio (и тут ничего не поделаешь) - еще один из ранних отпечатков, от немного более поздней группы, очевидно созданный в разгар войны, когда материалы были недоступны, так что Гойе пришлось уничтожить пластину более ранней альбомной печати, чтобы сделать эту и еще одну работу из серии Disasters. На заднем плане изображена расстрельная команда в кивере, на этот раз уходящая вперед, а не сзади.

Иконография и изобретение

Свобода Эжена Делакруа , ведущая Люди, 1830 год. Более поздний пример революционного искусства, который сохраняет идеализированный и героический стиль исторической живописи, с которым Гойя резко порвал.

Сначала картина вызвала неоднозначную реакцию со стороны искусства критики и историки. Раньше художники были склонны изображать войну в высоком стиле исторической живописи, и негероическое описание Гойи было необычным для того времени. Согласно некоторым ранним критикам, картина была технически несовершенной: перспектива плоская или жертвы и палачи стоят слишком близко друг к другу, чтобы быть реалистичными. Хотя эти наблюдения могут быть строго верными, автор Ричард Шикель утверждает, что Гойя стремился не к академической приличности, а скорее к усилению общего воздействия пьесы.

Третье мая ссылается на количество более ранних произведений искусства, но его сила заключается в его резкости, а не в его приверженности традиционным композиционным формулам. Изобразительное искусство уступает место эпическому изображению неприкрашенной жестокости. Даже современные художники-романтики - которых также интересовали темы несправедливости, войны и смерти - сочиняли свои картины с большим вниманием к условностям красоты, как это видно в Теодоре Жерико Плот Медузы (1818–1819) и картина Эжена Делакруа 1830 года Свобода, ведущая народ.

Деталь правой руки жертвы, на которой изображен клеймо - рана, подобная той, которую получил Христос, когда был пригвожден к кресту

Картина структурно и тематически связана с традициями мученичества в христианском искусстве, примером чего является драматическое использование светотень, и обращение к жизни в сочетании с неизбежностью неминуемой казни. Однако живопись Гойи отходит от этой традиции. В произведениях, изображающих насилие, таких как работы Хусепе де Риберы, характерна искусная техника и гармоничная композиция, которые предвосхищают «мученический венец» для жертвы.

В Третьем мая Человека с поднятыми руками в центре композиции часто сравнивают с распятым Христом, и похожая поза иногда встречается в изображениях ночных Христовых агоний в Гефсиманском саду. На фигуре Гойи видны стигматы на его правой руке, а фонарь в центре холста отсылает к традиционному атрибуту римских солдат, арестовавших Христа в саду. Он не только изображен на кресте, но и одет в желтое и белое: геральдические цвета папства.

Джованни Баттиста Тьеполо 1722 г. Святой Варфоломей - традиционная сцена мученичества со святым умоляя Бога. Гойя черпал вдохновение в иконографии подобных сцен насилия.

Фонарь как источник освещения в искусстве широко использовался художниками барокко и усовершенствован Караваджо. Традиционно эффектный источник света и возникающая светотень использовались как метафоры присутствия Бога. Освещение факелом или свечой приобрело религиозный оттенок; но в Третьем мая фонарь не являет такого чуда. Скорее, он дает свет только для того, чтобы расстрельная команда могла завершить свою мрачную работу, и обеспечивает резкое освещение, чтобы зритель мог стать свидетелем беспричинного насилия. Традиционная роль света в искусстве как проводника духовного была подорвана.

Жертва, представленная Гойей, столь же анонимна, как и его убийцы. Его мольба обращена не к Богу в манере традиционной живописи, а к невнимательной и безличной расстрельной команде. Ему не дарован героизм индивидуальности, он просто часть континуума жертв. Под ним лежит окровавленный и изуродованный труп; позади и вокруг него другие, которых скоро постигнет та же участь. Здесь впервые, по словам биографа Фреда Лихта, благородство в индивидуальном мученичестве заменяется тщетностью и бесполезностью, жертвой массовых убийств и анонимностью как отличительной чертой современного состояния.

Способ живописи показывает, что ход времени также не имеет прецедентов в западном искусстве. Смерть безупречной жертвы обычно представлялась как решающий эпизод, проникнутый добродетелью героизма. Третье мая не предлагает такого очищающего послания. Вместо этого идет непрерывное шествие осужденных в механической формализации убийства. Неизбежный исход виден в трупе человека, распластанном на земле в левой нижней части произведения. Нет места возвышенному; его голова и тело были изуродованы до такой степени, что воскрешение невозможно. Жертва изображается лишенной всякой эстетической или духовной грации. Для остальной части изображения уровень глаз зрителя в основном расположен вдоль центральной горизонтальной оси; только здесь перспектива меняется, так что зритель смотрит на изуродованное тело сверху вниз.

Наконец, художник не пытается смягчить жестокость объекта с помощью технических навыков. Метод и предмет неразделимы. Процедура Гойи определяется не столько требованиями традиционной виртуозности, сколько его внутренне болезненной темой. Рукописную манеру нельзя было назвать приятной, а цвета ограничены земными тонами и черным, перемежаемыми яркими вспышками белого и красной кровью жертв. Качество самого пигмента предвещает более поздние работы Гойи: гранулированный раствор, создающий матовый песочный оттенок. Мало кто восхищался бы живописью этой работы, такова ее ужасающая сила и отсутствие театральности.

Происхождение

Карл IV Испании и его семья, 1800–1801 гг. Хотя Гойя написал много портретов Дома Бурбонов, они не считали Третье мая 1808 года «подходящим предметом» для королевской коллекции.

Несмотря на памятную ценность работы, подробностей о ней нет. его первая выставка известна, и она не упоминается ни в каких сохранившихся свидетельствах того времени. Это отсутствие комментариев может быть связано с предпочтением Фернандо VII неоклассическому искусству и с тем фактом, что народные восстания любого рода не рассматривались восстановленными Бурбонами как подходящие темы. Памятник павшим во время восстания, также поставленный в 1814 году временным правительством, «был остановлен Фердинандом VII, в глазах которого сенаторы и герои войны за независимость пользовались малой благосклонностью из-за их реформаторских тенденций». 84>

Согласно некоторым источникам происхождения, картина хранилась от тридцати до сорока лет до того, как была показана публике. Его упоминание в описи Прадо 1834 года показывает, что картина оставалась во владении правительства или монархии; Большая часть королевской коллекции была передана в музей при его открытии в 1819 году. Теофиль Готье упомянул, что видел «резню» Гойи во время посещения музея в 1845 году, и посетитель в 1858 году отметил это как что ж, хотя оба рассказа относятся к работе как к изображению событий второго мая, возможно потому, что Дос де Майо продолжает оставаться испанским названием всего эпизода.

В 1867 г. Биограф Гойи Чарльз Эмиль Ириарте считал картину достаточно важной, чтобы гарантировать ее собственную специальную выставку, но только в 1872 году Третье мая было внесено в опубликованный каталог Прадо под названием «Сцена третьего мая 1808 года». и Второе мая пострадали в дорожно-транспортном происшествии, когда их перевозили на грузовике в Валенсию в целях безопасности во время гражданской войны в Испании, очевидно, единственный раз, когда они покинули Мадрид. Значительные потери краски на левой стороне второго мая были намеренно оставлены без ремонта до реставрации обеих картин, выполненных в 2008 году к выставке, посвященной двухсотлетию восстания.

В 2009 году Прадо выбрал «Третье мая 1808 года» в качестве одной из четырнадцати самых важных картин музея, которые будут отображаться в Google Планета Земля с разрешением 14 000 мегапикселей.

Источники

Картины Жака-Луи Давида, Клятва Горациев считается вероятным источником элементов из «Третьего мая 1808 года» Гойи.

Наиболее вероятными источниками для Третьего мая были популярные изображения, гравюры и ролики. Изображения расстрелов были обычным явлением в испанских политических образах во время наполеоновской войны, и ассигнования Гойи предполагают, что он задумал картины героического масштаба, которые понравятся широкой публике. Считается, что источником для сочинения Гойи послужил религиозный эстамп Мигеля Гамборино «Убийство пяти монахов из Валенсии» 1813 года. Сходства включают жертву в позе распятия, белая одежда которой отличает ее от его товарищей; постриженный монах со сжатыми руками, который стоит на коленях слева от него; и казненный труп, лежащий на переднем плане.

Геометрия композиции может быть ироническим комментарием к французскому художнику Жаку-Луи Давиду работы 1784 года Клятва Горациев. Раскинутые руки трех римлян Горатия Давида в салюте превращены в винтовки расстрельной команды; Поднятые руки отца Горациев становятся жестом жертвы, когда он смотрит на своих палачей. В то время как Дэвид рисовал выражения лиц своих фигур с неоклассическим блеском, ответ Гойи основан на жестоком реализме. Гойя, возможно, также отвечал на картину Антуана-Жана Гро ; французская оккупация Мадрида является предметом капитуляции Мадрида Гро, четвертого декабря 1808 г..

наследства

казни Эдуара Мане императора Максимилиана (1868–1869)), является одной из пяти версий его представления о казни австрийского императора Мексики, которая произошла 19 июня 1867 года. Мане в значительной степени тематически и технически заимствовал из романа Гойи «Третье мая 1808 года».

Первым перефразированием «Третьего мая» была «Казнь императора Максимилиана » Эдуара Мане , написанная в нескольких версиях между 1867 и 1869 годами. В записи текущего события, к которому ни он, ни Свидетелем тому было новое искусство фотографии, Мане, кажется, вдохновлен прецедентом Гойи. Возможно, он видел работы в Прадо в 1865 году, прежде чем начал свои собственные картины, которые были слишком чувствительны, чтобы быть выставленными во Франции при жизни Мане. Он, несомненно, видел ее оттиск, опубликованный в 1867 году знакомым. Искусствовед Артур Данто сравнивает работы Гойи и Мане:

Третье мая также изображает казнь, раннее событие в так называемой войне на полуострове между Францией и Испанией. Наполеон Бонапарт вторгся в Испанию в 1808 году, захватив ее королевскую семью и заменив ее своим братом Иосифом. Французы были столь же непопулярны в Испании, как и позже в Мексике, и они столкнулись с ожесточенным восстанием, которое в конечном итоге восторжествовало. Казнь третьего мая была неизбирательным убийством мирных жителей французскими солдатами в отместку за партизанское нападение накануне. Картина Гойи, изображающая бойню, на которой запуганные мирные жители предстают перед расстрельной командой, была призвана вызвать гнев и ненависть со стороны испанских зрителей. Картина Гойи представляет собой очень романтическую картину глубоко эмоционального эпизода.

Третье мая упоминается как влияние на Пабло Пикассо 1937 Герника, в котором показаны последствия Нацистские немецкие бомбардировки Герники во время гражданской войны в Испании. Выставка 2006 года в Прадо и Reina Sofía показала "Третье мая", "Гернику" и "Казнь императора Максимилиана" в одной комнате. Также в комнате была картина Пикассо Резня в Корее, написанная в 1951 году во время Корейской войны - даже более прямая отсылка к композиции «Третье мая». Преступниками на этой картине должны были быть армия Соединенных Штатов или их союзники из Организации Объединенных Наций.

Пабло Пикассо Резня в Корее (1951) была изображена как протест против интервенции Соединенных Штатов в Корее. Пикассо прямо цитирует «Третье мая 1808 года» в композиции, которую один критик считает более напыщенной и юмористической.

Олдос Хаксли писал в 1957 году, что Гойе не хватало способности Рубенса заполнить холст упорядоченной композицией; но он считал «Третье мая» успешным, потому что Гойя «говорит на своем родном языке, и поэтому он может выразить то, что он хочет сказать, с максимальной силой и ясностью».

Кеннет Кларк заметил на картине радикальный отход от исторической живописи и ее исключительная интенсивность:

С Гойей мы не думаем о студии или даже о художнике за работой. Мы думаем только о событии. Означает ли это, что «Третье мая» - это своего рода высшая журналистика, запись инцидента, в котором глубина резкости принесена в жертву немедленному эффекту? Мне стыдно сказать, что я когда-то так думал; но чем дольше я смотрю на эту необычную картину и на другие работы Гойи, тем яснее осознаю, что ошибался.

В фильме

Испанский фильм 1999 года «Гойя в Бордо», библиографический фильм о жизни Гойи., изображает сцену, демонстрирующую реальное, действующее представление Третьего мая

Фильм 1961 года Счастливые воры показывает план кражи Второго мая 1808 года из Прадо, спрятанного под копией «Третьего мая 1808 года».

В музыке

Fleet Foxes ' «Третье мая» / Адайгахара использует образы картины как второстепенное значение.

Ссылки

Библиография

  • Уилсон Баро, Джульетта. Отпечатки Гойи, Томас Харрис Коллекция Британского музея. Публикации Британского музея, 1981. ISBN 0-7141-0789-1
  • Бойме, Альберт. Искусство в эпоху бонапартизма, 1800–1815 гг. Издательство Чикагского университета, 1990. ISBN 0-226-06335-6
  • Кларк, Кеннет. «Глядя на картинки ». Beacon Press, 1968.
  • Коннелл, Эван С. Франциско Гойя: Жизнь. Нью-Йорк: Counterpoint, 2004. ISBN 1-58243-307-0
  • Форд, Ричард. Справочник для путешественников в Испании, 3-е изд., 1855 г. Интернет-издание из Google Книги, часть II, содержащая главу.
  • в Мадриде Гудиол, Хосе. Гойя. Нью-Йорк: Hyperion Press, 1941.
  • Гудиол, Хосе. Goya 1746–1828, Volume 1. Ediciones Poligrafa, S.A., 1971.
  • Heras, Margarita Moreno de las, et al. Гойя и дух просвещения. Музей изящных искусств, Бостон, 1989. ISBN 0-87846-300-3
  • Хьюз, Роберт. Гойя. Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф, 2004. ISBN 0-394-58028-1
  • Licht, Fred. Гойя: Истоки современного темперамента в искусстве. Universe Books, 1979. ISBN 0-87663-294-0
  • Мениус, Чейз. 13 шедевров. Underground Media Publishing, 2015. ISBN 1320309550
  • Мюррей, Кристофер Джон. «Третье мая 1808–1814», в «Энциклопедии романтической эры», 1760–1850, Тейлор и Фрэнсис, 2004. ISBN 1-57958-422-5
  • Музей Прадо. Catálogo de las pinturas. Ministerio de Educación y Cultura, Мадрид, 1996. ISBN 84-87317-53-7
  • Шиллер, Гертруда. Иконография христианского искусства, Vol. II. Лунд Хамфрис, Лондон, 1972 год. ISBN 0-415-23391-7
  • Спайви, Найджел. Несокрушимое творение: искусство, боль и стойкость. University of California Press, 2001. ISBN 0-520-23022-1
  • Стоичита, Виктор I и Кодерч, Анна Мария. Гойя: Последний карнавал. Лондон: Reaktion Books, 1999. ISBN 1-86189-045-1
  • Томас, Хью. Гойя: Третье мая 1808 г. Нью-Йорк: Викинг, 1972 г.
  • Томлинсон, Янис А. Гойя в сумерках Просвещения. Yale University Press, 1992. ISBN 0-300-05462-9

Внешние ссылки

{{внешние носители | ширина = 210 пикселей | align = right

| headerimage = | video1 = Третье мая 1808 года в [[Smarthistory.]}}

Последняя правка сделана 2021-06-11 05:36:43
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте