Анри Руссо | |
---|---|
Руссо в 1907 году;. фото Дорнак | |
Родился | Анри Жюльен Феликс Руссо. (1844-05-21) 21 мая 1844. Лаваль, Майенн, Франция |
Умер | 2 сентября 1910 (1910-09-02) ( 66 лет). Париж, Франция |
Национальность | Француз |
Образование | Самоучка |
Известен | Живописью |
Известные работы | Спящий цыган, Тигр во время тропической бури, Голодный лев бросается на антилопу, Мальчик на скалах |
Движение | Постимпрессионизм, Наивное искусство, Примитивизм |
Анри Жюльен Феликс Руссо (французский: ; 21 мая 1844 г. - 2 сентября 1910 г.) был французским постимпрессионистом живописцем в наивной или примитивной манере. Он был также известен как Ле Дуанье (таможенник) - юмористическое описание его профессии сборщика пошлин и налогов. Он начал серьезно рисовать, когда ему было за сорок; К 49 годам он ушел с работы и стал заниматься своим искусством на постоянной основе.
Прижизненный критики высмеивали его как гения-самоучки, чьи работы отличаются высоким художественным качеством. Творчество Руссо оказало огромное влияние на несколько поколений художников-авангардистов.
Руссо родился в Лавале, Майенн, Франция, в 1844 году в семье жестянщика; он был вынужден работать там маленьким мальчиком. Он учился в средней школе Лаваля как дневный ученик, а затем как пансионер, после того как его отец стал должником, а его родителям пришлось покинуть город после захвата их дома. Хотя Руссо был посредственным в некоторых школьных предметах, он получил призы по рисованию и музыке.
После школы он работал юристом и изучал право, но «попытался дать лжесвидетельство и нашел убежище в армии. " Он прослужил четыре года, начиная с 1863 года. После смерти отца Руссо переехал в Париж в 1868 году, чтобы содержать свою овдовевшую мать в качестве государственного служащего.
В 1868 году он женился на Клеманс Буатар, 15-летняя дочь домовладельца, от которой у него было шестеро детей (выжил только один). В 1871 году он был назначен сборщиком octroi Парижа, собирая налоги с товаров, ввозимых в Париж. Его жена умерла в 1888 году, и он женился на Жозефине Нури в 1898 году.
С 1886 года он регулярно выставлялся в Salon des Indépendants, и, хотя его работы не занимали видного места, с годами они привлекали все больше поклонников. Тигр во время тропической бури (удивлен!) был выставлен в 1891 году, и Руссо получил свой первый серьезный отзыв, когда молодой художник Феликс Валлотон написал: «Его тигр, удивляющий свою добычу, не должен нужно скучать; это альфа и омега живописи ". И все же прошло более десяти лет, прежде чем Руссо вернулся к изображению своего видения джунглей.
В 1893 году Руссо переехал в студию на Монпарнасе, где он жил и работал до своей смерти в 1910 году. В 1897 году он написал одну из своих самых известных картин, «Богемскую эндормию» («Спящая цыганка» ).
В 1905 году большая сцена Руссо в джунглях Голодный лев бросается на Антилопу была выставлена в Салоне Независимых рядом с работами молодых ведущих художников-авангардистов, таких как Анри Матисс, в том, что сейчас считается первым показом The Fauves. Картина Руссо, возможно, даже повлияла на именование фовистов.
В 1907 году мать художника Робер Делоне, Берт, графиня де Делоне, заказала ему написать Заклинатель змей.
Когда Пабло Пикассо наткнулся на картину Руссо, продаваемую на улице в качестве холста для рисования, молодой художник сразу же осознал гений Руссо и пошел ему навстречу. В 1908 году Пикассо устроил полусерьезный, полубурлескный банкет в своей мастерской в Le Bateau-Lavoir в честь Руссо. Le Banquet Rousseau, «одно из самых заметных общественных событий двадцатого века, - писал американский поэт и литературный критик Джон Малкольм Бриннин, - не был ни оргиастическим событием, ни даже роскошью. Его последующая слава росла. от того факта, что это было красочное событие в рамках революционного художественного движения в момент его самого раннего успеха, и от того факта, что в нем приняли участие люди, чьи отдельные влияния излучались, как спицы творческого света, через мир искусства на протяжении поколений ».
Среди гостей банкета Руссо были: Гийом Аполлинер, Жан Метцингер, Хуан Грис, Макс Джейкоб, Мари Лорансен, Андре Сэлмон, Морис Рейналь, Даниэль-Анри Канвейлер, Лео Штайн и Гертруда Стайн.
Морис Рейналь в Les Soirées de Paris, 15 января 1914 г., стр. 69, писал о «Le Banquet Rousseau». Спустя годы французский писатель Андре Салмон вспоминал обстановку знаменитого банкета:
Здесь прошли ночи Голубого периода... здесь расцвели дни периода роз... здесь Demoiselles d «Авиньон остановился в своем танце, чтобы перегруппироваться в соответствии с золотым числом и секретом четвертого измерения... здесь братались поэты, которых серьезная критика возвысила до школы на улице Равиньян... здесь, в этих темных коридорах. жили истинные поклонники огня... здесь однажды вечером 1908 года развернулось зрелище первого и последнего банкета, устроенного его поклонниками художнику Анри Руссо по имени Дуанье.
После выхода на пенсию в 1893 году Руссо дополнил свою небольшую пенсию подработкой и работой, например, игрой на скрипке на улице. Он также некоторое время работал в Le petit Journal, где выпустил несколько его обложек. Руссо выставил свою последнюю картину Сон в марте 1910 года в Salon des Independants.
Сон (1910), MoMAВ том же месяце Руссо получил флегмону в ноге, которую он проигнорировал. В августе, когда он был госпитализирован в больницу Неккера в Париже, где умер его сын, у него обнаружили гангрену ноги. После операции он умер от тромба 2 сентября 1910 года.
На его похоронах семь друзей стояли у его могилы: художники Поль Синьяк и Мануэль Ортис де Сарате, пара художников Робер Делоне и Соня Терк, скульптор Бранкузи, домовладелец Руссо Арман Кеваль и Гийом Аполлинер, который Бранкуши написал эпитафию, которую Бранкуши положил на надгробную плиту:
Мы приветствуем вас, нежный Руссо, вы слышите нас.. Делоне, его жена, месье Кваль и я.. Пусть наш багаж беспошлинно проходит через небесные врата.. Мы принесем вам кисти, краски и холст.. Чтобы вы могли провести свой священный досуг в. свете и Истине живописи.. Как вы однажды сделали мой портрет лицом к лицу со звездами, львом и цыганом..
Руссо утверждал, что у него «нет учителя, кроме природы», хотя он признал, что получил «кое-что». совет "от двух авторитетных художников-академиков, Феликса Огюста Клемана и Жана-Леона Жерома. По сути, он был самоучкой и считается наивным или примитивным художником.
Его самые известные картины изображают сцены из джунглей, хотя он никогда не покидал Францию и не видел джунглей. Рассказы поклонников о том, что в его армию входил французский экспедиционный корпус в Мексику, безосновательны. Его вдохновили иллюстрации в детских книгах и ботанических садах Парижа, а также изображения таксидермии диких животных. Во время своего срока службы он также встречал солдат, переживших французскую экспедицию в Мексику, и слушал их рассказы о субтропической стране, с которой они столкнулись. Критику Арсена Александра он описал свои частые посещения Сада растений : «Когда я захожу в стеклянные дома и вижу странные растения экзотических земель, мне кажется, что мне, что я вхожу в сон ".
Наряду с его экзотическими сценами параллельно производились более мелкие топографические изображения города и его окрестностей.
Он утверждал, что изобрел новый жанр портретного пейзажа, чего он достиг, начав рисовать с определенного вида, например, любимой части города, а затем изобразив человека на переднем плане.
Плоский, казалось бы, детский стиль Руссо был осужден многими критиками; люди часто были шокированы его работой или высмеивали ее. Его наивность была чрезвычайной, и он всегда напрасно стремился к общепринятому признанию. Многие наблюдатели отмечали, что он рисовал как ребенок, но работа демонстрирует изысканность с его особой техникой.
Работы Руссо оказали обширное влияние на несколько поколений художников-авангардистов., в том числе Пабло Пикассо, Жан Гюго, Фернан Леже Жан Метцингер, Макс Бекманн и Сюрреалисты. Согласно Роберте Смит, искусствоведу, писавшей в The New York Times, «удивительные автопортреты Бекманна, например, происходят от резких, концентрированных форм портрета писателя Руссо Пьера Лоти."
В 1911 году в Salon des Indépendants была показана ретроспективная выставка работ Руссо. Его картины также были показаны на первой выставке Blaue Reiter.
Критики. отметили влияние Руссо на поэзию Уоллеса Стивенса. См., например, «Цветочные украшения для бананов » Стивенса в сборнике Гармониум.
Американский поэт Сильвия Плат была большой поклонницей Руссо, ссылаясь на его искусство, а также черпая вдохновение из его произведений в своих стихах. Поэма «Ядвига на красном диване среди лилий» (1958) - это основан на его картине «Сон», а стихотворение «Заклинатель змей» (1957) основано на его картине «Заклинатель змей».
Песня «Линия джунглей» Джони М. Итчелл, основан на картине Руссо.
Художник-подпольный комик Билл Гриффит нарисовал четырехстраничный биографический набросок Руссо, «Диван на солнце», который был включен в выпуск №2 в антологии аркад.
Визуальный стиль анимационного фильма Мишеля Оцелота 1998 года Кирику и чародейка частично вдохновлен Руссо, особенно его изображение растительности джунглей.
Картина Руссо послужила источником вдохновения для анимационного фильма 2005 года Мадагаскар.
В 1984–1984 годах были проведены две крупные музейные выставки его работ. 85 (в Париже, в Большом дворце; и в Нью-Йорке, в Музее современного искусства ) и в 2001 году (Тюбинген, Германия). «Эти усилия противопоставили образу скромного, забывчивого наифа, подробно описав его уверенную целеустремленность и проследив за тем огромным влиянием, которое его работы оказали на несколько поколений авангардных художников», - писала критик Роберта Смит в обзоре более поздней выставки
.Основная выставка его работ «Анри Руссо: Джунгли в Париже» была показана в Тейт Модерн с ноября 2005 года в течение четырех месяцев, организованных галереей Тейт и Музеем д''102. Орсе, где тоже появилось шоу. Выставка, на которой было представлено 49 его картин, демонстрировалась в Национальной галерее искусств в Вашингтоне с 16 июля по 15 октября 2006 года.
Основная коллекция работ Руссо была показана в Большой дворец с 15 марта по 19 июня 2006 года.
Карнавальный вечер, 1886, Художественный музей Филадельфии, Филадельфия, Пенсильвания
Self Портрет, 1890, Национальная галерея, Прага, Чехия
Ле Мулен (Мельница), ок. 1896, Musée Maillol, Париж, Франция
Мальчик на скалах, 1895–1897, Национальная галерея искусств, Вашингтон, округ Колумбия
Спящая цыганка, 1897, MoMA, Нью-Йорк
La tour Eiffel peinte par Henri Rousseau, 1898, Хьюстонский музей изящных искусств, Хьюстон, Техас
Автопортрет Художник с лампой, 1903
Веселые шуты, 1906, Художественный музей Филадельфии, Филадельфия, Пенсильвания
Фламинго, 1907, частная коллекция
Заклинатель змей, 1907, Музей д'Орсе, Париж
Трапеза льва, c.1907, Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Экзотический пейзаж, 1908, Частная коллекция
Бой между тигром и буйволом, 1908, Музей искусств Кливленда, Кливленд, Огайо
Вид на мост в Севре и холмы Кламара, Сен-Клу и Бельвю с бипланом, воздушным шаром и дирижаблем, 1908, ГМИИ
В тропическом лесу. Битва тигра и буйвола, 1908-1909 гг., Ее Музей наследия, Санкт-Петербург, Россия
Футболисты, 1908, Музей Соломона Р. Гуггенхайма, Нью-Йорк
Муза, вдохновляющая поэта (Портрет Гийома Аполлинера и Мари Лорансен ), 1909, Художественный музей Базеля, Швейцария
Экваториальные джунгли, 1909, Национальная галерея искусств, Вашингтон, округ Колумбия
Букет цветов, 1910, Галерея Тейт, Лондон, Великобритания
Пьер Лоти, 1910, Kunsthaus Zürich, Швейцария
Викискладе есть медиафайлы, связанные с Анри Руссо. |