Эдвин Максвелл Фрай, CBE, RA, FRIBA, F RTPI, известный как Максвелл Фрай (2 августа 1899 г. - 3 сентября 1987 г.), был английским архитектором- модернистом, писателем и художником.
Первоначально обученный неоклассическому стилю архитектуры, Фрай стал отдавать предпочтение новому стилю модернизма и практиковал его с выдающимися коллегами, включая Вальтера Гропиуса, Ле Корбюзье и Пьера Жаннере. Фрай оказал большое влияние на поколение молодых архитекторов. Среди младших коллег, с которыми он работал, был Денис Ласдун.
В 1940-х годах Фрай проектировал здания для стран Западной Африки, которые тогда были частью Британской империи, включая Гану и Нигерию. В 1950-х годах он и его жена, архитектор Джейн Дрю, три года работали с Ле Корбюзье над амбициозным проектом по созданию новой столицы Пенджаба в Чандигархе.
Работы Фрая в Великобритании варьируются от железнодорожных вокзалов до частных домов и крупных корпоративных штаб-квартир. Среди его самых известных работ в Великобритании - квартиры Kensal House в Ladbroke Grove, Лондон, спроектированные вместе с Уолтером Гропиусом, которые были нацелены на предоставление высококачественного недорогого жилья, над которым Фрай и Гропиус также сотрудничали с Элизабет Денби, чтобы установить новые стандарты.
Работы Фрая включают критические и описательные книги по городскому планированию и архитектуре, особенно его « Искусство в эпоху машин». Его последней книгой были Автобиографические очерки его жизни с детства до момента его женитьбы на Джейн Дрю.
Фрай родился в Лискарде, Чешир (ныне Мерсисайд). Он описывает своего отца, уроженца Канады Амброуза Фрая, как «делового человека, у которого в огне валяются всевозможные утюги - химикаты, электрика, старая собственность...»; он упоминает, что жил в доме с террасой, перестроенном его отцом, с видом на собор; и его первая работа была работа на фабрике его отца, Liverpool Borax Co. на Эдж-стрит. Его матерью была Лидия (Лили) Томпсон. У него были две старшие сестры, Мюриэл и Нора, и младший брат Сидней. Своей семье и друзьям он был известен как Макси или Макс.
Фрай получил образование в средней школе Ливерпульского института. Он служил в Королевском Ливерпульском полку в конце Первой мировой войны. После войны он получил стипендию бывшего военнослужащего, которая позволила ему в 1920 году поступить в архитектурную школу Ливерпульского университета, где он обучался «учтивому неогрузинскому классицизму » профессора Чарльза Рейли. Учебная программа курса включала городское планирование как важный компонент, и Фрай сохранял интерес к планированию на протяжении всей своей карьеры. Он получил диплом с отличием в 1923 году. В следующем году он недолго проработал в Нью-Йорке, прежде чем вернуться в Англию, чтобы присоединиться к офису Томаса Адамса и Ф. Лонгстрета Томпсона, специалистов по городскому планированию.
Фасад железнодорожного вокзала МаргейтЕго следующая должность была главным помощником в архитектурном отделе Южной железной дороги, где в 1924-1946 годах он был архитектором трех железнодорожных станций, оформленных в неоклассическом стиле, в Маргейте, Рамсгейте и Дамптон-парке.
В 1926 году он женился на своей первой жене Этель Лиз ( урожденная Спикман). Она была разведена, ранее была замужем за ланкаширским игроком в крикет Чарльзом Лизом (1889–1947), и ей было 38 лет, когда они поженились. Брак не был счастливым: Макс описал ее как «слишком воспитанную жену без шалости в природе... с той же решимостью [как и ее мать], чтобы о ней хорошо думали, не пытаясь», и он также отметил, что она был заядлым курильщиком. У них родилась дочь Энн Фрай.
Он вернулся к Адамсу и Томпсону в 1930 году в качестве партнера.
Карандашный набросок Максвелла ФраяВ исследовании Фрая в 2006 году в Журнале Общества историков архитектуры Р. В. Лискомб пишет, что Фрай, разочарованный преобладающим консерватизмом британской архитектуры и общества, отказался от неоклассицизма Рейли в пользу «независимой функциональной идиомы дизайна, модифицированной по сравнению с главные немецкие и французские прародители современного движения ». Лискомб добавляет, что «строгий формализм и социальный идеализм» континентального модернизма апеллировал к моральным взглядам Фрая и его стремлению к социальным изменениям. Биограф Фрая Алан Пауэрс пишет, что изменение эстетических взглядов Фрая происходило постепенно; он продолжал проектировать в неоклассическом стиле в течение нескольких лет: «В качестве партнера Адамса, Томпсона и Фрая он спроектировал садовый поселок в Кемсли недалеко от Ситтингборна в 1929 году и дом в Вентворте, графство Суррей, в 1932 году, в изысканный неогородинский стиль, типичный для ливерпульской школы ». Уэллс Коутс, коллега по Адамсу, Томпсону и Фраю, пытался увлечь Фрая примером Ле Корбюзье, но его обращение к модернизму, по словам Пауэрса, «произошло главным образом благодаря его членству в Ассоциации дизайна и промышленности, которая познакомила его с современностью. Немецкое жилищное строительство... [Фрай] также находился под влиянием Congrès Internationaux d'Architecture Moderne и был тесно связан с его английским отделением, Modern Architectural Research (MARS) Group, после его основания в 1933 году ». Даже после его обручения модернизма, Фрай остался любил неоклассической архитектуры, предоставляя свою поддержку кампании по сохранению Nash «s Carlton House Terrace в 1930 году.
Impington Village CollegeФрай был одним из немногих британских архитекторов-модернистов, работавших в Британии в тридцатые годы; большинство из них были выходцами из континентальной Европы, где зародился модернизм. Среди них был Вальтер Гропиус, бывший директор Баухауза, бежавший из нацистской Германии в 1934 году и с которым Фрай в том же году открыл практику в Лондоне. Партнерство продлилось до 1936 года, когда Гропиус, получив предложения о работе от Гарвардского университета, решил эмигрировать в США. Гропиус хотел, чтобы Фрай пошел с ним, сказав, что «ваша страна будет в состоянии войны», но, хотя Фрай согласился, он «не мог столкнуться с перспективой стать беженцем, как бы благородно его ни сопровождали». Среди их совместных работ был колледж Импингтон- Виллидж, Кембриджшир : Гропиус создал оригинальный дизайн, а Фрай пересмотрел его и руководил строительством после того, как Гропиус ушел.
Фрай впервые встретился с первым социальным реформатором Элизабет Денби в 1934 году, которую он описал как «маленькую динамичную женщину», на вечеринке в студии Генри Мура. У Денби был спонсор, леди Мозель Сассун, для квартир - RE Sassoon House - они спроектировали как часть рабочего поместья около Pioneer Health Center в Пекхэме, Лондон. Как приятное социальное жилье по минимальной цене, Sassoon House стал его первым сотрудничеством с Денби. Он снова работал с Денби над созданием Kensal House в Ladbroke Grove, Лондон, на заброшенном участке земли, принадлежащем Gas Light and Coke Company, между каналом Гранд Юнион и железной дорогой. Проект, завершенный в 1937 году, принадлежал застройщику Чарльзу Керли. Фрай произвольно спланировал, что многоквартирные дома изгибаются перед местом заброшенного газохранилища, в котором тогда находился детский сад, и его простой дизайн выиграл конкурс на этот проект. Результатом стало просторное поместье для рабочего класса с современными удобствами. которые установили новые стандарты для своего времени. Фрай признал в своих « Автобиографических очерках», что во время их совместной работы его энтузиазм по поводу их работы над проектом какое-то время был неотличим от его энтузиазма по отношению к ней, отвлеченного «печальными несоответствиями» своего собственного брака: но он разорвал отношения, потому что он признался: «... Я не признал ее публично и нанес нам обоим непоправимый вред».
Среди известных зданий Фрая 1930-х годов - Sun House, Frognal Lane, Hampstead (1936) и Miramonte в Нью-Малдене, Кингстоне, Суррее (1937). «Таймс» писала об этом периоде, что «места в офисе Фрая были очень востребованы энергичными молодыми людьми этой профессии. Многие из тех, кто позже отличился, прошли через это и никогда не забыли раннее влияние Фрая на них».
С 1937 по 1942 год Фрай работал секретарем с Артуром Корном в качестве председателя в руководящем комитете группового плана MARS по перестройке послевоенного Лондона, результаты которого были изложены в его работе 1944 года Fine Building. План был описан Деннисом Шарпом, одним из сотрудников Фрая, как «откровенно утопический и социалистический по концепции».
В 1939 году Фрай стал сотрудником Королевского института британских архитекторов.
Во время Второй мировой войны он служил в Королевских инженерах, закончив войну в звании майора.
В 1942 году, недавно развелся со своей первой женой, Фрай женился на архитекторе Джейн Дрю, с которой познакомился во время работы над планом MARS. Она разделяла рвение Фрая к архитектурной и социальной модернизации, и они стали профессиональными и личными партнерами, основав компанию Fry, Drew and Partners, которая существовала с 1946 по 1973 год. Их первая совместная работа была для британского правительства в его западноафриканских колониях. В 1944 году Фрай был назначен советником по городскому планированию лорда Суинтона, постоянного министра Британской Западной Африки; Дрю был помощником Фрая. Их официальные сообщения продолжались до 1946 года, когда Фрай и Дрю занялись частной практикой. Хотя они базировались в Лондоне, большая часть их работы в течение следующих нескольких лет продолжалась в Западной Африке для британских колониальных властей. Семья Фрайс открыла офис в Гане (тогда известный как Золотой Берег) и работала там и в Нигерии, в основном в учебных заведениях, и часто во временном партнерстве с другими британскими архитекторами. The Times считает, что самой известной работой Фрая в Западной Африке является Ибаданский университет.
В 1951 году Фрай и Дрю присоединились к амбициозному проекту по планированию и созданию нового города Чандигарх. После раздела Индии индийской части Пенджаба потребовалась новая столица. Фрай и его жена несли ответственность за обеспечение участия Ле Корбюзье в проекте. Ранее он отклонял приглашения, но Фрай и Дрю посетили его в Париже и заручились его согласием присоединиться к ним. Он занимался проектированием главных правительственных и юридических зданий новой столицы и консультировал по генеральному плану города. Вместе с Пьером Жаннере и командой местных архитекторов Фры работали в рамках плана Ле Корбюзье по созданию Чандигарха; они провели там три года, проектируя жилье, больницу, колледжи, поликлинику, бассейны и магазины.
И Фрай, и Дрю часто сотрудничали и были близкими друзьями Уве Арупа, основателя инженерной фирмы Arup. Как Фрай, Дрю и партнеры, главной британской комиссией пары была штаб-квартира Pilkington Glass в Сент-Хеленсе, Ланкашир. В здании работает ряд комиссий по модернистскому искусству с работами Виктора Пасмора. Фрай и Дрю наняли несколько более молодых партнеров, и со временем практика выросла до значительных размеров. Однако, по мнению некролога The Times, «в этих новых обстоятельствах его личный талант каким-то образом исчез, и работу фирмы, носившей его имя, хотя и приемлемого качества, было нелегко отличить от компетентной современной работы. Сделано многими другими фирмами. Оригинальность Фрая и его талант дизайнера были гораздо менее очевидны, чем в его довоенных зданиях ».
Фрай также был художником, писателем и поэтом. В 1950-х годах он часто бывал в сообществе художников-сюрреалистов, собравшихся на вилле Уильяма и Нома Копли в Лонгпон-сюр-Орж на окраине Парижа. Среди друзей Фрая и Дрю были такие современные художники, как Генри Мур, Барбара Хепуорт, Бен и Уинифред Николсон, Виктор Пэсмор и Эдуардо Паолоцци ; и автор Ричард Хьюз. Фрай был избран ARA в 1966 году и перешел в RA в 1972 году. Он выставлялся на летней выставке Королевской академии, провел персональную выставку в 1974 году в галерее Drian в Лондоне и продолжил рисовать на пенсии. Он работал в совете Королевского института британских архитекторов, вице-президентом которого он был в 1961–1962 годах. В 1964 году он был награжден Королевской золотой медалью института. Он также работал в Королевской комиссии изящных искусств и в совете Королевского общества искусств. Он был назначен CBE в 1955 году, был избран членом-корреспондентом Acádemie Flamande в 1956 году и почетным членом Американского института архитекторов в 1963 году. Он был почетным доктором юридических наук Университета Ибадана и к концу своей жизни стал Профессор архитектуры Королевской академии.
Выйдя на пенсию в 1973 году, Фрай и его жена переехали из Лондона в коттедж в Котерстоне, графство Дарем, где он умер в 1987 году в возрасте 88 лет.