Ганс Гольбейн Младший

редактировать
Немецкий художник и гравер

Ганс Гольбейн Младший
Ганс Гольбейн дер Юнгере
Ганс Гольбейн Младший, self-portrait.jpg
Родилсяc.1497. Аугсбург (вольный имперский город ), Священная Римская империя
Умероктябрь или ноябрь 1543 года (1543-11-00) (в возрасте 45 лет –46). Лондон, Англия
НациональностьНемецкий
ИзвестныйПортреты
Известные работыПослы
ДвижениеСеверное Возрождение

Ганс Гольбейн Младший (UK :,US : ; Немецкий : Ханс Гольбейн дер Юнгере; ок. 1497 - с 7 октября по 29 ноября 1543 г.) был немецким художником и гравером, работавшим в стиле Северного Возрождения, и считается одним из величайшие портретисты XVI века. Он также занимался религиозным искусством, сатирой и реформацией пропагандой, и он внес значительный вклад в историю книжного дизайна. Его называют «Младшим», чтобы отличить его от отца Ганса Гольбейна Старшего, опытного художника позднеготической школы.

Гольбейн родился в Аугсбурге, но в основном он работал в Базеле как молодой художник. Сначала он писал фрески и религиозные произведения, проектировал витражи и печатал книги. Он также писал случайные портреты, сделав свой международный успех портретами гуманиста Дезидериуса Эразма из Роттердама. Когда Реформация достигла Базеля, Гольбейн работал на клиентов-реформистов, продолжая при этом служить традиционным религиозным покровителям. Его стиль поздней готики обогатили художественные течения Италии, Франции и Нидерландов, а также гуманизм эпохи Возрождения. Результатом стала его уникальная комбинированная эстетика.

Гольбейн отправился в Англию в 1526 году в поисках работы по рекомендации Эразма. Его приняли в гуманистический круг Томаса Мора, где он быстро заработал себе высокую репутацию. Он вернулся в Базель на четыре года, а затем возобновил свою карьеру в Англии в 1532 году под патронажем Анны Болейн и Томаса Кромвеля. К 1535 году он был Королевским Художником Генриха VIII Английского. В этой роли он создавал портреты и праздничные украшения, а также создавал украшения, тарелки и другие драгоценности. Его портреты королевской семьи и дворян - это свидетельство двора в те годы, когда Генрих утверждал свое превосходство над англиканской церковью.

Искусство Гольбейна ценилось с самого начала его карьеры. Французский поэт и реформатор Николас Бурбон (старший) окрестил его «Апеллесом нашего времени», что было типичной похвалой того времени. Гольбейна также называют великим «уникальным произведением» в истории искусства, поскольку он не основал никакой школы. Некоторые из его работ были утеряны после его смерти, но многое было собрано, и к 19 веку он был признан среди великих мастеров портрета. Недавние выставки также подчеркнули его многогранность. Он создавал различные дизайны, от замысловатых украшений до монументальных фресок.

Искусство Гольбейна иногда называют реалистическим, поскольку он рисовал и писал с редкой точностью. Его портреты в свое время были известны своим сходством, и именно через его глаза сегодня изображаются многие известные фигуры его времени, такие как Эразм и другие. Однако он никогда не довольствовался внешним видом; он вложил в свое искусство слои символизма, намеков и парадоксов, что неизменно привлекало ученых. По мнению историка искусства Эллиса Уотерхауса, его портретная живопись «остается непревзойденной по уверенности и экономии изложения, проникновению в характер и сочетанию богатства и чистоты стиля».

Содержание
  • 1 Биография
    • 1.1 Начало карьеры
    • 1.2 Англия, 1526–1528 гг.
    • 1.3 Базель, 1528–1532 гг.
    • 1.4 Англия, 1532–1540 гг.
    • 1.5 Последние годы и смерть, 1540–1543
  • 2 Искусство
    • 2.1 Влияния
    • 2.2 Религиозные произведения
    • 2.3 Портреты
    • 2.4 Миниатюры
    • 2.5 Дизайн
  • 3 Наследие и репутация
  • 4 Галерея
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки
  • 7 Дополнительная литература
  • 8 Внешние ссылки
Биография

Начало карьеры

Ганс (справа) и Амброзиус Гольбейн, Ганс Гольбейн Старший, 1511. Сильверпойнт на белой мелованной бумаге, Государственные музеи Берлина

Гольбейн родился в свободном имперском городе в Аугсбурге зимой. 1497–98 гг. Он был сыном художника и рисовальщика Ганса Гольбейна Старшего, чьим ремеслом занимались он и его старший брат Амвросий. Гольбейн Старший руководил большой и загруженной мастерской в ​​Аугсбурге, иногда ему помогал его брат Зигмунд, тоже художник.

К 1515 году Ганс и Амброзиус переехали в качестве подмастерьев художников в город Базель, центр обучения и полиграфии. Там они пошли в ученики к Гансу Хербстеру, ведущему художнику Базеля. Братья нашли работу в Базеле в качестве дизайнеров ксилографии и резьбы по металлу для печатников. В 1515 году проповедник и богослов Освальд Миконий предложил им добавить рисунки пером на полях копии Похвала безрассудству, написанного гуманистом ученым Дезидериус Эразм из Роттердама. Эскизы служат ранним свидетельством остроумия и гуманизма Гольбейна. Другие его ранние работы, в том числе двойной портрет мэра Базеля Якоба Мейера цум Хасена и его жены Доротеи, следуют стилю его отца

Молодой Гольбейн, рядом с ним. брат и его отец изображены на левой панели запрестольного образа Гольбейна Старшего триптиха 1504 года «Базилика Святого Павла», который выставлен в Государственной галерее в Аугсбурге.

В 1517 году отец и сын начали проект в Люцерне (Люцерн), расписывая внутренние и внешние фрески для купца Якоба фон Гертенштейна. Находясь в Люцерне, Гольбейн также создавал мультфильмы для витражей. Городские записи показывают, что 10 декабря 1517 года он был оштрафован на пять ливров за драку на улице с ювелиром по имени Каспар, который был оштрафован на такую ​​же сумму. Той зимой Гольбейн, вероятно, посетил северную Италию, хотя никаких записей о поездке не сохранилось. Многие ученые считают, что он изучал работы итальянских мастеров фрески, таких как Андреа Мантенья, прежде чем вернуться в Люцерн. Он заполнил две серии панелей в доме Гертенштейна копиями работ Мантеньи, в том числе Триумфы Цезаря.

Портрет Эразма Роттердамского, 1523 г. Масло и темпера по дереву, Национальная галерея, Лондон, предоставлено замком Лонгфорд

В 1519 году Гольбейн вернулся в Базель. Примерно в это же время его брат исчезает из записей, и обычно предполагается, что он умер. Гольбейн быстро восстановил свои позиции в городе, запустив загруженную мастерскую. Он вступил в гильдию художников и получил гражданство Базеля. Он женился на Эльсбет Бинзеншток-Шмид, вдове, которая была на несколько лет старше его, у которой был малолетний сын Франц, и которая вела дубильный бизнес своего покойного мужа. В первый год их брака она родила Гольбейну собственного сына Филиппа.

Гольбейн был плодовитым человеком в этот период в Базеле, который совпал с приходом лютеранства в город. Он выполнил ряд крупных проектов, таких как внешние фрески для Дома Танца и внутренние фрески для Залы Совета Ратуши. Первые известны по подготовительным чертежам. Фрески в Зале Совета сохранились в нескольких плохо сохранившихся фрагментах. Гольбейн также создал серию религиозных картин и нарисовал карикатуры для витражей окон.

В период революции в книжном дизайне он иллюстрировал для издателя Иоганн Фробен. Его гравюра на дереве включала рисунки Пляски Смерти, Икон (иллюстрации к Ветхому Завету ) и титульный лист Мартина Лютера Библия. Посредством ксилографии Гольбейн отточил свое владение выразительными и пространственными эффектами.

Гольбейн также писал случайные портреты в Базеле, в том числе двойной портрет Якоба и Доротеи Майер, а в 1519 году - портрет молодого человека. академик Бонифаций Амербах. По словам историка искусства Поля Ганца, портрет Амербаха знаменует собой прогресс в его стиле, особенно в использовании непрерывных цветов. Для Мейера он написал запрестольный образ Мадонны, который включал портреты дарителя, его жены и дочери. В 1523 году Гольбейн написал свои первые портреты великого ученого эпохи Возрождения Эразма, которому требовалось отправить его друзьям и почитателям по всей Европе его изображения. Эти картины сделали Гольбейна художником международного уровня. Гольбейн посетил Францию ​​в 1524 году, вероятно, в поисках работы при дворе Франциска I. Когда Гольбейн решил искать работу в Англии в 1526 году, Эразм порекомендовал его своему другу, государственному деятелю и ученому Томасу Мору. «Искусство в этой части света застыло, - писал он, - и он едет в Англию, чтобы забрать нескольких ангелов».

Портрет сэра Томаса Мора, 1527 год. Масло и темпера на дуб, Коллекция Фрика, Нью-Йорк

Англия, 1526–1528 гг.

Гольбейн прервал свое путешествие в Антверпен, где он купил несколько дубовых панелей и, возможно, встретил художника Квентина Матсиса. Сэр Томас Мор приветствовал его в Англии и получил ряд поручений. «Ваш художник, мой дорогой Эразм, - писал он, - прекрасный художник». Гольбейн написал знаменитый Портрет сэра Томаса Мора и еще один портрет Мора с его семьей. Групповой портрет, оригинальный по замыслу, известен только по предварительному эскизу и копиям, сделанным другими руками. По словам историка искусства Андреаса Бейера, это «прелюдия к жанру, который по-настоящему получит признание только в голландской живописи семнадцатого века». Также сохранились семь прекрасных исследований членов семьи Мора.

Во время своего первого пребывания в Англии Гольбейн работал в основном для гуманистического кружка, связанного с Эразмом. Среди его заказов был портрет Уильяма Уорхэма, архиепископа Кентерберийского, которому принадлежал портрет Эразма Гольбейна. Гольбейн также нарисовал баварского астронома и математика Николаса Кратцера, наставника семьи Мор, чьи заметки присутствуют на эскизе Гольбейна для их группового портрета. Хотя Гольбейн не работал на короля во время этого визита, он нарисовал портреты придворных, таких как сэр Генри Гилфорд и его жена леди Мэри, а также портреты Анны Ловелл, недавно опознанной как объект леди с белкой и скворцом. В мае 1527 года «Мастер Ганс» также нарисовал панораму осады Теруанны для визита французских послов. Вместе с Крацером он разработал потолок, покрытый планетными знаками, под которым обедали посетители. Летописец Эдвард Холл описал спектакль как показывающий «всю Землю, окруженную морем, как карту или тележку».

Базель, 1528–1532 гг.

29 августа 1528 года Гольбейн купил дом в Базеле, в районе Санкт-Йоханнс-Форштадт. Предположительно, он вернулся домой, чтобы сохранить свое гражданство, поскольку ему был предоставлен отпуск только на два года. Обогащенный успехом в Англии, Гольбейн купил второй дом в городе в 1531 году.

Семья художника, ок. 1528. Бумага, масло, темпера, вырезанная по дереву. Kunstmuseum Basel.

В этот период в Базеле он написал картину «Семья художника», изображая Эльсбет с двумя старшими детьми пары, Филиппом и Катериной, вызывая образы Богородицы с младенцем и святого Иоанна Крестителя. Историк искусства Джон Роулендс считает эту работу «одним из самых трогательных портретов в искусстве, в том числе художника, который всегда характеризовал своих натурщиков с сдержанной сдержанностью».

Базель превратился в неспокойный город в отсутствие Гольбейна. Реформаторы, движимые идеями Цвингли, проводили акты иконоборчества и запрещали изображения в церквях. В апреле 1529 года свободомыслящий Эразм счел себя обязанным покинуть свое бывшее пристанище во Фрайбург-им-Брайсгау. Иконоборцы, вероятно, уничтожили некоторые религиозные произведения Гольбейна, но подробности неизвестны. Доказательства религиозных взглядов Гольбейна отрывочны и неубедительны. «Религиозная сторона его картин всегда была неоднозначной, - предполагает искусствовед Джон Норт, - и так она и осталась». Согласно реестру, составленному для обеспечения того, чтобы все основные граждане подписались на новые доктрины: «Мастер Ганс Гольбейн, художник, говорит, что мы должны быть лучше осведомлены о [священном] столе, прежде чем приближаться к нему». В 1530 году власти призвали Гольбейна к ответу за неявку на реформаторское причастие. Вскоре после этого, однако, он был включен в список тех, «кто не имеет серьезных возражений и желает идти вместе с другими христианами».

Гольбейн, очевидно, сохранил благосклонность нового порядка. Реформистский совет заплатил ему оставшуюся плату в размере 50 флоринов и поручил ему возобновить работу над фресками в Зале Совета. Теперь они выбрали темы из Ветхого Завета вместо предыдущих историй из классической истории и аллегорий. Фрески Гольбейна Ровоама и встречи Саула и Самуила были спроектированы проще, чем их предшественники. Гольбейн одновременно работал с традиционными клиентами. Его старый покровитель Якоб Мейер заплатил ему за добавление фигур и деталей к семейному алтарю, который он нарисовал в 1526 году. Последним заказом Гольбейна в этот период было украшение двух циферблатов на городских воротах в 1531 году. Уменьшение уровня патронажа в Базеле, возможно, подтолкнул его к решению вернуться в Англию в начале 1532 года.

Англия, 1532–1540 гг.

Двойной портрет Жана де Динтевилля и Жоржа де Сельва («Послы»), 1533; масло и темпера на дубе, Национальная галерея, Лондон

Гольбейн вернулся в Англию, где политическая и религиозная среда радикально менялась. В 1532 году Генрих VIII готовился отречься от Екатерины Арагонской и жениться на Анне Болейн вопреки папе. Среди тех, кто выступал против действий Генри, был бывший хозяин и покровитель Гольбейна сэр Томас Мор, который ушел в отставку с поста лорд-канцлера в мае 1532 года. Гольбейн, похоже, дистанцировался от гуманистической среды Мора во время этого визита, и «он обманул тех. кому он был рекомендован ", по словам Эразма. Художник нашел благосклонность в радикально новых властных кругах семьи Болейн и Томаса Кромвеля. Кромвель стал секретарем короля в 1534 году, контролируя все аспекты правительства, включая художественную пропаганду. Мор был казнен в 1535 году вместе с Джоном Фишером, портрет которого также нарисовал Гольбейн.

В заказы Гольбейна на ранних этапах его второго английского периода входили портреты лютеранских купцов Ганзейский союз. Купцы жили и занимались своей торговлей на Стилярде, комплексе складов, офисов и жилищ на северном берегу Темзы. Гольбейн арендовал дом на Мейден-лейн неподалеку и изображал своих клиентов в самых разных стилях. Его портрет Георга Гизе из Гданьска изображает торговца в окружении изящно нарисованных символов его ремесла. Его портрет Дериха Берка из Кельна, с другой стороны, классически прост и, возможно, под влиянием Тициана. Для ратуши Стильярда Гольбейн написал монументальные аллегории «Триумф богатства» и «Триумф бедности», которые теперь утрачены. Купцы также заказали уличную картину горы Парнас для шествия Анны Болейн в канун коронации 31 мая 1533 года.

Гольбейн также изобразил различных придворных, землевладельцев и посетителей того времени, и его самого. знаменитой картиной того периода была Послы. На этой панели в натуральную величину изображены Жан де Динтевиль, посол Франциск I Франции в 1533 году, и Жорж де Сельв, епископ Лавора, посетивший Лондон в том же году. Работа включает символы и парадоксы, в том числе анаморфный (искаженный) череп. По мнению ученых, это загадочные ссылки на обучение, религию, смертность и иллюзии в традициях Северного Возрождения. Историки искусства Оскар Бэтчманн и Паскаль Гринер предполагают, что в «Посланниках» «Науки и искусства, предметы роскоши и славы сравниваются с величием Смерти».

Портрет Генриха VIII, ок. 1536. Дуб, масло и темпера, Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид.

Не сохранилось ни одного портрета Анны Болейн Гольбейна, возможно, потому, что ее память была очищена после ее казни за измену, инцест и прелюбодеяние в 1536 г. Ясно, однако, что Гольбейн работал непосредственно на Анну и ее окружение. Он разработал чашу с выгравированным изображением сокола, стоящего на розах, а также украшения и книги, связанные с ней. Он также зарисовал нескольких женщин, связанных с ее окружением, в том числе ее невестку Джейн Паркер. В то же время Гольбейн работал на Томаса Кромвеля, руководя реформацией Генриха VIII. Кромвель поручил Гольбейну создать реформистские и роялистские изображения, включая антиклерикальные гравюры на дереве и титульный лист английского перевода Библии Майлса Ковердейла. Генрих VIII приступил к грандиозной программе художественного покровительства. Его усилия по прославлению своего нового статуса Верховного Главы Церкви достигли высшей точки в строительстве Дворца Нонсач, начатого в 1538 году.

К 1536 году Гольбейн работал в качестве Королевского художника на ежегодном зарплата 30 фунтов, хотя он никогда не был самым высокооплачиваемым художником в королевской платежной ведомости. Королевский «художник-живописец» Лукас Хоренбаут зарабатывал больше, и другие континентальные художники также работали на короля. В 1537 году Гольбейн написал свой самый известный образ: Генрих VIII, стоящий в героической позе с расставленными ногами. Сохранилась левая часть мультфильма Гольбейна для настенной росписи в натуральную величину в Уайтхолл Палас, изображающая короля в этой позе с отцом позади него. На фреске также изображены Джейн Сеймур и Елизавета Йоркская, но она была уничтожена пожаром в 1698 году. Она известна по гравюрам и копии 1667 года, сделанной Ремигиусом ван Лемпутом. Более ранний поясной портрет изображает Генри в аналогичной позе, но все его портреты в полный рост являются копиями, основанными на узоре Уайтхолла. Фигура Джейн Сеймур на фреске связана с ее эскизом и изображением Гольбейна.

Портрет Эдварда VI в детстве, ок. 1538. Дуб, масло и темпера, Национальная галерея искусств, Вашингтон, округ Колумбия

Джейн умерла в октябре 1537 года, вскоре после рождения единственного сына Генриха Эдварда VI, и Гольбейн написал портрет примерно два года спустя принца-младенца, сжимающего золотую погремушку, похожую на скипетр. Последний портрет Генриха Гольбейном датируется 1543 годом и, возможно, был завершен другими, изображая короля с группой хирургов-парикмахеров.

Портретный стиль Гольбейна изменился после того, как он поступил на службу к Генриху. Он более пристально сосредоточился на лице и одежде натурщика, в основном опуская реквизит и трехмерную обстановку. Он применил эту чистую ремесленную технику к миниатюрным портретам, таким как Джейн Смолл, и к великолепным портретам, таким как Кристина из Дании. Он отправился с Филипом Хоби в Брюссель в 1538 году и нарисовал Кристину для короля, который оценивал молодую вдову как будущую невесту. Джон Хаттон, английский посол в Брюсселе, сообщил, что рисунок Кристины другого художника был «слюнявым» (слюнявым) по сравнению с рисунком Гольбейна. По мнению Уилсона, последующий портрет Гольбейна маслом - «самая прекрасная картина женщины, которую он когда-либо писал, то есть один из лучших женских портретов, когда-либо написанных». В том же году Гольбейн и Хоби отправились во Францию, чтобы нарисовать Луизу из Гиза и Анну Лотарингскую для Генриха VIII. Ни одного портрета этих кузенов не сохранилось. Гольбейн нашел время, чтобы побывать в Базеле, где его встретили власти и назначили пенсию. На обратном пути в Англию он отдавал своего сына Филиппа в ученики к ювелиру из Базеля Якову Давиду в Париже.

Портрет Анны Клевской

Гольбейн написал Анну Клевскую в Бургау. Касл, позирующая прямо и в изысканном наряде. Это была женщина, на которой Генрих женился в Дюрене с одобрения Томаса Кромвеля летом 1539 года. Английский посланник Николас Уоттон сообщил, что «Ганс Гольбейн взял изображения миледи Анны и леди Амелия [сестра Анны] очень живо выразила свои образы ». Однако Генри разочаровался в Анне во плоти, и он развелся с ней после непродолжительного брака, который не состоялся. Существует традиция, что портрет Гольбейна польстил Анне, что основано на свидетельстве сэра Энтони Брауна.

. Генри сказал, что он был встревожен ее появлением в Рочестере, увидев ее фотографии и услышав рекламу ее красоты - настолько, что его лицо упало. Никто, кроме Генри, никогда не называл Анну отвратительной; Французский посол Шарль де Марильяк считал ее довольно привлекательной, милой и величавой, хотя и одетой в нелестную тяжелую немецкую одежду, как и ее слуги. Часть вины за разочарование короля легла на Томаса Кромвеля, который сыграл важную роль в организации свадьбы и передал некоторые преувеличенные претензии на красоту Анны. Это был один из факторов, приведших к падению Кромвеля.

Последние годы и смерть, 1540–1543 гг.

Гольбейн ловко пережил падение своих первых двух великих покровителей, Томаса Мора и Анны Болейн, но внезапный арест и казнь Кромвеля по сфабрикованным обвинениям в ереси и измене в 1540 году, несомненно, повредили его карьере. Хотя Гольбейн сохранил свое положение королевского художника, смерть Кромвеля оставила пробел, который не мог заполнить другой покровитель. По иронии судьбы именно портрет Гольбейном Анны Клевской в значительной степени привел к падению Кромвеля: разгневанный тем, что его обременяют женой, которую он считал совершенно непривлекательной, король направил весь свой гнев на Кромвеля. Конечно, Кромвель преувеличивал ее красоту, но нет никаких доказательств того, что Генри обвинял Гольбейна в том, что он якобы льстил внешности Анны.

Эскиз для Энтони Денни Clocksalt, 1543. Перо и черные чернила на бумаге с серой заливкой, красная заливка на компасе, Британский музей, Лондон.

Помимо обычных служебных обязанностей, Гольбейн теперь занимался частными заказами, снова обращаясь к портретам купцов Стилярда. Он также написал некоторые из своих лучших миниатюр, в том числе миниатюры Генри Брэндона и Чарльза Брэндона, сыновей друга Генриха VIII Чарльза Брэндона, 1-го герцога Саффолка и его четвертая жена, Кэтрин Уиллоби. Гольбейну удалось добиться комиссионных от тех придворных, которые теперь боролись за власть, в частности от Энтони Денни, одного из двух главных джентльменов в спальне. Он сблизился с Денни настолько, что занял у него деньги. Он написал портрет Денни в 1541 году, а два года спустя разработал для него часовую соль. Денни был частью круга, получившего влияние в 1542 году после провала брака Генриха с Кэтрин Ховард. Брак короля в июле 1543 года с реформисткой Катрин Парр, чей брат Гольбейн написал в 1541 году, утвердил партию Денни у власти.

Гольбейн мог навестить свою жену и детей в конце 1540 года, когда истек срок его отпуска из Базеля. Ни одна из его работ не относится к этому периоду, и власти Базеля выплатили ему зарплату за шесть месяцев вперед. Состояние брака Гольбейна заинтриговало ученых, которые основывают свои предположения на отрывочных свидетельствах. За исключением одного краткого визита, Гольбейн жил отдельно от Эльсбет с 1532 года. Его завещание показывает, что у него было двое маленьких детей в Англии, о которых ничего не известно, кроме того, что они находились на попечении медсестры. Неверность Гольбейна Эльсбет, возможно, не была новостью. Некоторые ученые считают, что Магдалена Оффенбург, модель Дармштадской Мадонны и двух портретов, написанных в Базеле, какое-то время была любовницей Гольбейна. Другие отвергают эту идею. Один из портретов был Лаис Коринфской, любовницей Апеллеса, известного художника греческой античности, в честь которого в гуманистических кругах был назван Гольбейн. Как бы то ни было, вполне вероятно, что Гольбейн всегда поддерживал жену и детей. Когда Эльсбет умерла в 1549 году, она была обеспечена и все еще владела многими прекрасными нарядами Гольбейна; с другой стороны, она продала его портрет перед его смертью.

Ганс Гольбейн умер в период с 7 октября по 29 ноября 1543 года в возрасте 45 лет. Карел ван Мандер заявил в в начале 17 века он умер от чумы. Уилсон относится к этой истории с осторожностью, поскольку друзья Гольбейна приходили к его постели; и Питер Клауссен предполагает, что он умер от инфекции. Называя себя «слугой королевского величества», Гольбейн составил завещание 7 октября в своем доме в Олдгейте. Ювелир Иоанн Антверпенский и несколько немецких соседей расписались в качестве свидетелей. Гольбейн, возможно, спешил, потому что завещание не было засвидетельствовано адвокатом. 29 ноября Иоанн Антверпенский, герой нескольких портретов Гольбейна, по закону взял на себя исполнение последнего желания художника. Он предположительно погасил долги Гольбейна, позаботился о его двух детях, а также продал и рассредоточил свои вещи, включая многие сохранившиеся эскизы и предварительные чертежи. Место захоронения Гольбейна неизвестно и, возможно, никогда не было отмечено. Церкви Сент-Кэтрин Кри или Сент-Эндрю Андершафт в Лондоне - это возможные места, расположенные недалеко от его дома.

Искусство

Влияния

Холбейна Коринфская, 1526 год, раскрывает влияние Леонардо. Масло и темпера на липовом дереве, Kunstmuseum Basel.

Первое влияние на Гольбейна оказал его отец, Ганс Гольбейн Старший, опытный религиозный художник и портретист, который передал свои методы как религиозный художник и его дар портретиста своему сыну. Молодой Гольбейн изучил свое ремесло в мастерской своего отца в Аугсбурге, городе с процветающей книжной торговлей, где процветали гравюра на дереве и гравюра. Аугсбург также был одним из главных «портов входа» в Германию для идей итальянского Возрождения. К тому времени, когда Гольбейн начал свое обучение у Ганса Хербстера в Базеле, он уже был погружен в стиль поздней готики с ее беспощадным реализмом и акцентом на линии, которые оказывали на него влияние на протяжении всей его жизни. В Базеле его любили гуманисты покровители, идеи которых помогли сформировать его видение зрелого художника.

В свои швейцарские годы, когда он, возможно, посетил Италию, Гольбейн добавил итальянский элемент к его стилистическому словарю. Ученые отмечают влияние техники Леонардо да Винчи "sfumato " (дымный) на его работы, например, в его Венера и Амор и Лаис Коринфские. От итальянцев Гольбейн научился искусству одноточечной перспективы и использованию античных мотивов и архитектурных форм. В этом на него, возможно, повлиял Андреа Мантенья. На его поздних портретах декоративная деталь отступает, но расчетная точность сохраняется. Несмотря на усвоение итальянских методов и теологии Реформации, искусство Гольбейна во многих отношениях расширило готическую традицию. Его портретный стиль, например, отличался от более чувственной техники Тициана и от маньеризма Уильяма Скротса, преемника Гольбейна на посту художника короля. Портреты Гольбейна, особенно его рисунки, имели больше общего с портретами Жана Клуэ, которые он, возможно, видел во время своего визита во Францию ​​в 1524 году. Он перенял метод рисования Клуэ цветными мелками на ровной поверхности. а также его забота о предварительных портретах ради самих себя. Во время своего второго пребывания в Англии Гольбейн изучил технику лимнинга, которую практиковал Лукас Хоренбаут. В свои последние годы он поднял искусство портретной миниатюры на первый пик блеска.

Религиозные произведения

Настоятель, гравюра на дереве из Танец смерти серия, 1523–1526, 6,5 x 4,8 см внутри рамки

Гольбейн пошел по стопам аугсбургских художников, таких как его отец и Ганс Бургкмайр, которые в основном зарабатывали на жизнь религиозные комиссии. Несмотря на призывы к реформе, церковь конца 15 века была средневековой в традициях. Он сохранял верность Риму и веру в такие пиршества, как паломничество, почитание реликвий и молитвы за мертвые души. Ранние работы Гольбейна отражают эту культуру. Однако растущее движение за реформы, возглавляемое такими гуманистами, как Эразм и Томас Мор, начало менять религиозные взгляды. Базель, где были опубликованы основные работы Мартина Лютера, стал главным центром передачи идей Реформации.

Постепенный переход от традиционной религии к реформированной можно проследить в работах Гольбейна. Его Тело мертвого Христа в гробнице 1522 года выражает гуманистический взгляд на Христа, созвучный реформистской атмосфере в Базеле того времени. «Танец смерти» (1523–1526) представляет позднесредневековую аллегорию из Danse Macabre как реформистскую сатиру. Серия гравюр на дереве Гольбейна показывает фигуру "Смерти" во многих масках, противостоящую людям из всех слоев общества. Никто не избежит когтей скелета Смерти, даже благочестивые.

В дополнение к Пляске Смерти Гольбейн завершил «Иконы» или «Цикл древних сплетен» (он содержит две работы: изображения историй Ветхого Евангелия и портреты или печатные доски рассказа Ветхого Евангелия). Эти работы были аранжированы Гольбейном с Мельхиором и Гаспаром Трехселем около 1526 года, позже напечатаны и отредактированы на латыни Жаном и Франсуа Фреллонами с 92 гравюрами на дереве. Эти две работы также разделяют первые четыре фигуры с Танцем смерти.

Судя по всему, братья Трехсель изначально намеревались нанять Гольбейна для иллюстрации Библии. Фактически, некоторые из гравюр Гольбейна с иконами появляются в недавно обнаруженной Библии с глоссисом Мишеля де Вильнева (Michael Servetus ). Ксилография Гольбейна появляется в нескольких других произведениях Сервета: в его испанском переводе «Образы историй из Старого Евангелия», напечатанном Хуаном Стельсио в Антверпене в 1540 году (92 гравюры на дереве), а также в его испанском стихотворении соответствующей работы Портреты или печать доски истории Ветхого Евангелия, напечатанные Франсуа и Жаном Фреллоном в 1542 году (те же 92 гравюры на дереве плюс еще 2), как это было продемонстрировано в Международном обществе истории медицины опытным исследователем в Серветусе - Гонсалес Эчеверриа, который также доказал существование другой работы Гольбейна Де Вильнева, Biblia cum Glossis или «Утерянной Библии».

Гольбейн написал много крупных религиозных произведений между 1520 годами. и 1526 г., включая Алтарь Оберрида, Мадонну Золотурн и Страсти. Только когда реформаторы Базеля обратились к иконоборчеству в конце 1520-х годов, пострадали его свобода и доход как религиозного художника.

Гольбейн продолжал заниматься религиозным искусством, но в гораздо меньших масштабах. Он разработал сатирические религиозные гравюры на дереве в Англии. Его небольшая картина для личной преданности, Noli Me Tangere, была воспринята как выражение его личной религии. Изображая момент, когда воскресший Христос говорит Марии Магдалине не прикасаться к нему, Гольбейн придерживается деталей библейского рассказа. Дневник 17 века Джон Эвелин писал, что он «никогда не видел такого благоговения и небесного изумления, выраженного в картине»

Дармштадтская Мадонна с портретами доноров, на ковре Гольбейна. 1525–26 и 1528. Масло и темпера на липовом дереве, Würth Collection, Schwäbisch Hall.

Гольбейн был описан как «высший представитель немецкого искусства Реформации». Однако Реформация была разнообразным движением, и его позиция часто была двусмысленной. Несмотря на свои связи с Эразмом и Мором, он подписался на революцию, начатую Мартином Лютером, которая призвала к возвращению к Библии и ниспровержению папства. В своих гравюрах на дереве «Христос как свет миру» и «Продажа индульгенций» Гольбейн иллюстрировал нападки Лютера на Рим. В то же время он продолжал работать с эразмианцами и известными традиционалистами. После своего возвращения из Англии в реформированный Базель в 1528 году он возобновил работу над Мадонной Якоба Майера и фресками для Совета Ратуши. Мадонна была символом традиционного благочестия, а фрески Ветхого Завета иллюстрировали реформистские планы.

Гольбейн вернулся в Англию в 1532 году, когда Томас Кромвель собирался преобразовать там религиозные учреждения. Вскоре он стал работать на пропагандистскую машину Кромвеля, создавая образы в поддержку королевского превосходства. В период роспуска монастырей он создал серию небольших гравюр на дереве, на которых библейские злодеи были одеты как монахи. Его реформистская картина Ветхий и Новый Закон отождествляла Ветхий Завет с «Старой религией». Ученые обнаружили в его портретах более тонкие религиозные отсылки. В «Посланниках», например, такие детали, как книга лютеранских гимнов и распятие за занавесом, намекают на контекст французской миссии. Гольбейн написал несколько религиозных образов в более поздний период своей карьеры. Он сосредоточился на светском дизайне декоративных предметов и на портретах, лишенных несущественного.

Портреты

Портрет Маргарет, леди Элиот, ок. 1532–34. Королевская коллекция, Виндзорский замок. Портрет сэра Томас Элиот, ок. 1532–34. Королевская коллекция, Виндзорский замок.

Для Гольбейна «все началось с рисунка». Одаренный рисовальщик, он унаследовал немецкие традиции рисования линий и точного предварительного проектирования. Портреты Гольбейна мелом и тушью демонстрируют его мастерство рисования. Он всегда делал подготовительные портреты своих натурщиков, хотя сохранилось много рисунков, по которым не известно ни одной раскрашенной версии, что позволяет предположить, что некоторые были нарисованы ради них самих. Гольбейн создал относительно мало портретов за годы своего пребывания в Базеле. Среди них были его исследования Якоба и Доротеи Майер в 1516 году, сделанные, как и многие портретные рисунки его отца, серебряной иглой и мелом.

Гольбейн написал большую часть своих портретов в течение двух периодов своей жизни. Англия. Во-первых, сделайте ставку В 1526 и 1528 годах он использовал технику Жана Клуэ для своих предварительных исследований, сочетая черный и цветной мел на бумаге без грунтовки. Во втором, с 1532 года до своей смерти, он рисовал на меньших листах бумаги с розовой грунтовкой, добавляя перо и мазки чернилами к мелу. Судя по трехчасовому сидению, которое ему дала Кристина Датская, Гольбейн мог быстро производить такие портретные этюды. Некоторые ученые считают, что он использовал механическое устройство, которое помогало ему прослеживать контуры лиц своих испытуемых. Гольбейн уделял меньше внимания тонам лица в своих более поздних рисунках, делая все меньше и больше выразительных мазков, но они никогда не были шаблонными. Его понимание пространственных отношений гарантирует, что каждый портрет, даже небрежно нарисованный, передает присутствие натурщика.

Рисованные портреты Гольбейна были тесно связаны с рисунком. Каждый нарисованный портретный этюд Гольбейн перенес на панно с помощью геометрических инструментов. Затем он создал окрашенную поверхность темперой и маслом, записывая мельчайшие детали, вплоть до каждого стежка или застежки костюма. По мнению историка искусства Поля Ганца, «Глубокая глазурь и эмалевый блеск окраски были достигнуты с помощью металлической полированной цветной основы, которая допускала несколько исправлений и, как и предварительный набросок, оставалась видимой через тонкий слой цвета ».

Портрет купца Георг Гизе, 1532. Дуб, масло и темпера, Государственные музеи Берлина.

Результатом является блестящий портретный стиль, в котором Натурщики, по словам Фойстера, выглядят как «узнаваемые индивидуальные и даже современные» люди, одетые в тщательно обработанную одежду, которая является непревзойденным источником истории тюдоровских костюмов. Клиенты-гуманисты Гольбейна высоко ценили индивидуальность. По словам Стронга, его портретные герои пережили «новый опыт, который был глубоким визуальным выражением гуманистических идеалов».

Комментаторы по-разному реагируют на точность и объективность Гольбейна как портретиста. То, что одни видят в его ситтерах выражением духовной глубины, другие называют печальным, отчужденным или даже пустым. «Возможно, скрытая холодность наполняет их лица, - писал биограф Гольбейна 19 века Альфред Вольтманн, - но за этой внешней безмятежностью скрывается широта и глубина внутренней жизни». Некоторые критики видят в культовом и урезанном стиле поздних портретов Гольбейна регресс. Кеньон Кокс, например, считает, что его методы стали более примитивными, сводя живопись «почти к состоянию средневекового освещения». Эрна Ауэрбах связывает «декоративную формальную плоскость» позднего искусства Гольбейна со стилем освещения. документы, цитирующие групповой портрет Генриха VIII и компании Barber Surgeons '. Другие аналитики не обнаруживают потери сил в последней фазе Гольбейна.

До конца 1530-х годов Гольбейн часто помещал своих натурщиков в трехмерную среду. Иногда он включал классические и библейские ссылки и надписи, а также драпировку, архитектуру и символический реквизит. Такие портреты позволили Гольбейну продемонстрировать свою виртуозность и силу аллюзий и метафор, а также намекнуть на личный мир своих подданных. Его портрет сэра Брайана Тьюка 1532 года, например, намекает на слабое здоровье натурщика, сравнивая его страдания с страданиями Иова. Изображение пяти ран Христа и надпись «INRI » на распятии Тьюка, по мнению ученых Бэтчманна и Гринера, «предназначены для защиты его владельца от плохого здоровья». Гольбейн изображает купца Георга Гизе среди сложных символов науки и богатства, которые вызывают в памяти личную иконографию натурщика. Однако некоторые из других портретов торговцев Стилярда Гольбейном, например, Дериха Борна, сосредоточены на естественности лица. Они являются прообразом более простого стиля, который Гольбейн предпочитал в более позднюю часть своей карьеры.

Шарль де Солье, Сьер де Моретт, 1534. Gemäldegalerie Alte Meister, Дрезден.

Этюд более поздних портретов Гольбейна усложняется количеством приписываемых ему копий и производных работ. В настоящее время ученые стремятся отличить настоящих гольбейнов по изысканности и качеству работы. Отличительной чертой искусства Гольбейна является поисковый и перфекционистский подход, заметный в его изменениях своих портретов. По словам историка искусства Джона Роулендса:

Это стремление к совершенству очень очевидно в его портретных рисунках, где он ищет кистью правильную линию для профиля натурщика. Критическая способность сделать этот выбор и его восприятие его способности решительно передать характер натурщика - истинная мера высочайшего величия Гольбейна как портретиста. Никто никогда не мог превзойти откровенный профиль и положение его портретов: благодаря их выразительному использованию Гольбейн до сих пор с непревзойденным мастерством передает на протяжении столетий характер и сходство своих натурщиков.

Миниатюры

Джейн Смолл, портрет миниатюра, c. 1540. Bodycolour на пергаменте, Музее Виктории и Альберта, Лондон.

За последнее десятилетие Гольбейн написал несколько миниатюр ; маленькие портреты носили как своего рода драгоценность. Его техника миниатюры заимствована из средневекового искусства подсветки рукописей. Его небольшой панельный портрет Генриха VIII демонстрирует взаимопроникновение его панно и миниатюрной живописи. Большие изображения Гольбейна всегда отличались точностью миниатюр. Теперь он адаптировал это умение к меньшей форме, каким-то образом сохранив монументальный эффект. Двенадцать или около того определенных миниатюр Гольбейна, которые сохранились до наших дней, демонстрируют его мастерство «лимнинга», как называлась техника. Его миниатюрный портрет Джейн Смолл с его насыщенным синим фоном, четкими контурами и отсутствием затемненных участков считается шедевром жанра. По словам историка искусства Грэма Рейнольдса, Гольбейн «изображает молодую женщину, чья невзрачность едва ли улучшается ее простым костюмом из черно-белых материалов, и все же нет никаких сомнений в том, что это один из величайших портретов мира. замечательная объективность. Гольбейн ничего не добавил от себя и не убрал из образа своей натурщицы; он видел ее, когда она появлялась в торжественном настроении в холодном свете его живописной комнаты ».

Дизайн

Дизайн для дымоход, c. 1538–40. Перо и черные чернила с серой, синей и красной размывкой на бумаге, Британский музей, Лондон.

На протяжении всей своей жизни Гольбейн создавал как крупномасштабные декоративные работы, такие как фрески, так и более мелкие предметы, в том числе тарелка и украшения. Во многих случаях его рисунки или их копии являются единственным доказательством таких работ. Например, его фрески для Дома Гертенштейна в Люцерне и Дома танца в Базеле известны только благодаря его рисункам. По мере развития своей карьеры он добавил мотивы итальянского Возрождения в свой готический словарь.

Многие из замысловатых дизайнов, выгравированных на костюмах гринвичских доспехов, в том числе личные турнирные ремни короля Генриха, были основаны на дизайне Гольбейна. Его стиль продолжал влиять на уникальную форму английских доспехов почти полвека после его смерти.

Карикатура Гольбейна для части настенной росписи времен Тюдоров в Уайтхолле показывает, как он готовился к большой росписи. Он был сделан из 25 листов бумаги, каждая фигурка вырезана и наклеена на фон. Многие из работ Гольбейна по росписи по стеклу, изделиям из металла, ювелирным изделиям и оружию также сохранились. Все демонстрируют точность и плавность его рисования. По мнению историка искусства Сьюзан Фойстер, «эти качества настолько оживляют его декоративные узоры, будь то отдельные мотивы, такие как его любимые змеиные водяные и женщины, или более крупные формы чашек, рамок и фонтанов, что они сверкают на бумаге еще раньше. их превращение в драгоценный металл и камень ».

Способ конструирования предметов Гольбейном состоял в том, чтобы зарисовывать предварительные идеи, а затем рисовать последовательные версии с возрастающей точностью. Его окончательный вариант был презентационной версией. Он часто использовал традиционные узоры для декоративных деталей, таких как листва и ветви. Создавая драгоценные предметы, Гольбейн тесно сотрудничал с такими мастерами, как ювелиры. Его дизайнерская работа, как полагает искусствовед Джон Норт, «дала ему беспрецедентное ощущение текстуры материалов всех видов, а также дала ему привычку соотносить физические аксессуары с лицом и личностью в своих портретах». Хотя о мастерской Гольбейна мало что известно, ученые предполагают, что его рисунки частично предназначались в качестве источников для его помощников.

Наследие и репутация
Этюд для семейного портрета Томаса Мора, ок. 1527. Черное перо и кисть на меловом наброске, Художественный музей Базеля.

Слава Гольбейна чем-то обязана его натурщикам. Некоторые из его портретов стали иконами культуры. Он создал стандартный образ Генриха VIII. Однако, изображая Генри как культового героя, он также тонко передал тиранию своего персонажа. Портреты Гольбейна других исторических личностей, таких как Эразм, Томас Мор и Томас Кромвель, закрепили их изображения для потомков. То же верно и для множества английских лордов и дам, внешность которых часто известна только благодаря его искусству. По этой причине Джон Норт называет Гольбейна «оператором истории Тюдоров». В Германии, с другой стороны, Гольбейн считается художником Реформации, а в Европе гуманизмом.

В Базеле наследие Гольбейна было сохранено его другом Амербахом и сыном Амербаха Базилиусом, который собрал его Работа. Позже Amerbach-Kabinett составили основу коллекции Гольбейна в Художественном музее Базеля. Хотя искусство Гольбейна также ценилось в Англии, несколько английских документов XVI века упоминают его. Архиепископ Мэтью Паркер (1504–75) заметил, что его портреты были «расширены и выражены до подобия жизни». В конце XVI века художник-миниатюрист Николас Хиллиард в своем трактате Arte of Limning говорил о своем долге перед Гольбейном: «Я когда-либо подражал манере Гольбейна и держу ее как нельзя лучше». Никакой отчет о жизни Гольбейна не был написан до тех пор, пока Карел ван Мандер не написал часто неточную «Книгу художника» 1604 года.

Человек в черной кепке, Джон Беттс Старейшина, 1545. Масло на дубе, Тейт Британ, Лондон.

Последователи Гольбейна производили копии и версии его работ, но он, похоже, не основал школу. Биограф Дерек Уилсон называет его одним из величайших произведений искусства в истории искусства. Единственным художником, который, кажется, перенял его технику, был Джон Беттс Старший, чей «Человек в черной шапке» (1545) по стилю близок к Гольбейну. Ученые расходятся во мнениях о влиянии Гольбейна на английское искусство. По мнению Фойстера: «У Гольбейна не было реальных преемников и мало подражателей в Англии. Несоответствие между его тонкими, вопрошающими портретами мужчин и женщин, чьи взгляды следят за нами, и стилизованными портретами Елизаветы I и ее придворных может показаться чрезмерным, тем более что поскольку трудно проследить правильную стилистическую преемственность творчества Гольбейна, связанного с серединой века ». Тем не менее, можно сказать, что «современная» живопись в Англии началась с Гольбейна. То, что более поздние художники знали о его работах, очевидно, иногда явно. Ганс Эворт, например, в 1560-х годах написал две полноразмерные копии картины Гольбейна «Генрих VIII» по образцу Уайтхолла и включил Гольбейна на заднем плане своей Мэри Невилл, леди Дакр. Влияние «монументальности и внимания к фактуре» Гольбейна было обнаружено в творчестве Юортса. По словам историка искусства Эрны Ауэрбах: «Влияние Гольбейна на стиль английской портретной живописи, несомненно, было огромным. Благодаря его гению был создан портретный тип, который одновременно отвечал требованиям натурщика и поднял портретную живопись в Англии на европейский уровень. прототип английского придворного портрета эпохи Возрождения ».

Камера Гольбейна 18-го века в Strawberry Hill House.

Мода на старых мастеров в Англии после 1620-х годов вызвала спрос на Гольбейна во главе с знаток Томас Ховард, граф Арундел. Фламандские художники Энтони ван Дейк и Питер Пауль Рубенс открыли Гольбейна через Арундела. Арундел заказал гравюры своих гольбейнов у чешского Венцеслава Холлара, некоторые из работ теперь утеряны. С этого времени искусство Гольбейна ценилось и в Нидерландах, где торговец картинами Мишель Ле Блон стал знатоком Гольбейна. Первый резюмирующий каталог работ Гольбейна был составлен французом Шарлем Патеном и швейцарцем Себастьяном Фешем в 1656 году. Они опубликовали его вместе с Encomium moriæ (Похвала безрассудства) Эразма и неточным биография, изображающая Гольбейна распутным.

В 18 веке Гольбейн снискал себе расположение в Европе среди тех, кто считал его точное искусство противоядием от барокко. В Англии знаток и антиквар Гораций Уолпол (1717–1797) хвалил его как мастера готики. Уолпол повесил свой неоготический дом на Strawberry Hill копиями Гольбейнов и держал комнату Гольбейнов. Примерно с 1780 года началась переоценка Гольбейна, и он был причислен к каноническим мастерам. Возник новый культ шедевра сакрального искусства, одобренный немецкими романтиками. Эта точка зрения потерпела неудачу во время знаменитого спора, известного как «Гольбейн-Штрайт» (спор Гольбейна) в 1870-х годах. Выяснилось, что почитаемая Мадонна Мейера в Дрездене была копией, а малоизвестная версия в Дармштадте была оригиналом Гольбейна. С тех пор ученые постепенно удалили атрибуцию Гольбейна из многих копий и производных работ. Нынешний научный взгляд на искусство Гольбейна подчеркивает его универсальность не только как художника, но и как рисовальщика, гравера и дизайнера. Историк искусства Эрика Майкл считает, что «широта его художественного наследия была важным фактором в устойчивом восприятии его творчества».

Галерея
Примечания
Ссылки
  • Экройд, Питер. Жизнь Томаса Мора. Лондон: Chatto Windus, 1998. ISBN 1-85619-711-5.
  • Ауэрбах, Эрна. Тюдоровские художники: исследование художников на королевской службе и портретной живописи на иллюминированных документах от присоединения Генриха VIII до смерти Елизаветы I. Лондон: Athlone Press, 1954. OCLC 1293216.
  • Бэтчманн, Оскар, И Паскаль Гринер. Ганс Гольбейн. Лондон: Reaktion Books, 1997. ISBN 1-86189-040-0.
  • Бейер, Андреас. «Лондонская интерлюдия: 1526–1528». В книге Ганса Гольбейна Младшего: Базельские годы, 1515–1532, Мюллер и др., 66–71. Мюнхен: Prestel, 2006. ISBN 3-7913-3580-4.
  • Borchert, Till-Holger. «Ганс Гольбейн и художественная критика немецких романтиков». В Гансе Гольбейне: картины, гравюры и прием, под редакцией Марка Роскилла и Джона Оливера Хэнда, 187–209. Вашингтон: Национальная галерея искусств, 2001. ISBN 0-300-09044-7.
  • Брук, Ксанте и Дэвид Кромби. Генрих VIII раскрыл: портрет Гольбейна и его наследие. Лондон: Пол Холбертон, 2003. ISBN 1-903470-09-9.
  • Бак, Стефани. Hans Holbein, Cologne: Könemann, 1999, ISBN 3-8290-2583-1.
  • Calderwood, Mark. «Коды Гольбейна: анализ Послов Ганса Гольбейна». Ньюкасл (Au): Университет Ньюкасла, 2005. Проверено 29 ноября 2008 г.
  • Клауссен, Питер. «Карьера Гольбейна между городом и судом». В книге Ганса Гольбейна Младшего: Базельские годы, 1515–1532, Мюллер и др., 46–57. Мюнхен: Prestel, 2006. ISBN 3-7913-3580-4.
  • Фойстер, Сьюзен. Гольбейн в Англии. Лондон: Тейт: 2006. ISBN 1-85437-645-4.
  • Фойстер, Сьюзен; Ашок Рой; И Мартин Уайлд. Создание и значение: послы Гольбейна. Лондон: Публикации Национальной галереи, 1997. ISBN 1-85709-173-6.
  • Ганц, Пол. Картины Ганса Гольбейна: первое полное издание. Лондон: Phaidon, 1956. OCLC 2105129.
  • Гонт, Уильям. Придворная живопись в Англии от Тюдоров до Викторианской эпохи. Лондон: Констебль, 1980. ISBN 0-09-461870-4.
  • Хирн, Карен. Династии: Живопись в Тюдоровской и Якобинской Англии, 1530–1630 гг. Лондон: Tate Publishing, 1995. ISBN 1-85437-157-6.
  • Айвз, Эрик. Жизнь и смерть Анны Болейн. Oxford: Blackwell, 2005. ISBN 978-1-4051-3463-7.
  • Кинг, Дэвид Дж. «Кем была дама Гольбейна с белкой и скворцом? ? ". Аполлон 159, 507, май 2004: 165–75. Rpt. на bnet.com. Проверено 27 ноября 2008 г.
  • Ландау, Дэвид и Питер Паршалл, The Renaissance Print, New Haven (CT): Yale, 1996, ISBN 0-300- 06883-2.
  • Майкл, Эрика. «Наследие Gedankenreichtum Гольбейна». В Hans Holbein: Paintings, Prints, and Reception, под редакцией Марка Роскилла и Джона Оливера Хэнда, 227–46. Вашингтон: Национальная галерея искусств, 2001. ISBN 0-300-09044-7.
  • Мюллер, Кристиан; Стефан Кемпердик; Марьян В. Эйнсворт; и др. Ганс Гольбейн Младший: Базельские годы, 1515–1532 гг. Мюнхен: Prestel, 2006. ISBN 3-7913-3580-4.
  • North, John. Секрет послов: Гольбейн и мир Возрождения. Лондон: Феникс, 2004. ISBN 1-84212-661-X.
  • Паркер, К.Т. Рисунки Ганса Гольбейна в Виндзорском замке. Oxford: Phaidon, 1945. OCLC 822974.
  • Reynolds, Graham. Английские портретные миниатюры. Кембридж: Cambridge University Press, 1988. ISBN 0-521-33920-0.
  • Робертс, Джейн, Гольбейн и суд Генриха VIII, Национальная галерея Шотландии, (1993). ISBN 0-903598-33-7.
  • Роскилл, Марк и Джон Оливер Хэнд (ред.). Ганс Гольбейн: картины, гравюры и прием. Вашингтон: Национальная галерея искусств, 2001. ISBN 0-300-09044-7.
  • Роулендс, Джон. Гольбейн: Картины Ганса Гольбейна Младшего. Бостон: Дэвид Р. Годин, 1985. ISBN 0-87923-578-0.
  • Сандер, Йохен. «Художественное развитие Ганса Гольбейна Младшего как художника-панно в течение его базельских лет». В книге Ганса Гольбейна Младшего: Базельские годы, 1515–1532, Мюллер и др., 14–19. Мюнхен: Prestel, 2006. ISBN 3-7913-3580-4.
  • Scarisbrick, J. J. Henry VIII. Лондон: Penguin, 1968. ISBN 0-14-021318-X.
  • Скофилд, Джон. Взлет и падение Томаса Кромвеля. Страуд (Великобритания): The History Press, 2008. ISBN 978-0-7524-4604-2.
  • Старки, Дэвид. Шесть жен: Королевы Генриха VIII. Лондон: Винтаж, 2004. ISBN 0-09-943724-4.
  • Стронг, Рой. Гольбейн: Полное собрание картин. Лондон: Гранада, 1980. ISBN 0-586-05144-9.
  • Уотерхаус, Эллис. Живопись в Великобритании, 1530–1790. Лондон: Penguin, 1978. ISBN 0-14-056101-3.
  • Уилсон, Дерек. Ганс Гольбейн: Портрет неизвестного. Лондон: Pimlico, Revised Edition, 2006. ISBN 978-1-84413-918-7.
  • Цвингенбергер, Жанетт. Тень смерти в творчестве Ганса Гольбейна Младшего. Лондон: Parkstone Press, 1999. ISBN 1-85995-492-8.
  • Мауро Занчи, «Гольбейн», Art e Dossier, Giunti, Firenze 2013. ISBN 9788809782501
Дополнительная литература
  • Hervey, Mary FS «Послы» Гольбейна: картина и люди. Историческое исследование. Лондон, Джордж Белл и сыновья, 1900.
  • О'Нил, Дж. Возрождение на Севере Нью-Йорк, Музей искусств Метрополитен, 1987.
Внешние ссылки
Викискладе есть медиа, связанные с: Ганс Гольбейн Младший (категория )
Викиисточник содержит текст Британской энциклопедии 1911 года статьи Гольбейн, Ганс младший.
Последняя правка сделана 2021-05-22 12:53:56
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте