Metalcut - техника рельефной печати, относящаяся к разряду гравюр старых мастеров. Он был почти полностью ограничен периодом примерно с 1450 по 1540 год, и главным образом регионом вокруг Рейна в Северной Европе, Нидерландах, Германии, Франции и Швейцарии ; эта техника, возможно, возникла в окрестностях Кельна.
Было два разных метода изготовления металлических гравюр, которые давали очень разные результаты.
Первая техника - это, по сути, ксилография, но с использованием тонкой металлической пластины, а не деревянного бруска. Области, которые нельзя печатать, обрезаются или забиваются дыроколом. Эти гравюры очень похожи на обычные гравюры на дереве того времени, и иногда экспертам бывает сложно их отличить. [1] В ранний период тема почти полностью религиозна, в основном это отдельные гравюры для демонстрации или коллекционирования, а в возрождении XVI века - в основном орнаментальные, которые в основном состоят из иллюстраций и рамок для книг. Примерно в 1500 году во Франции начался поздний расцвет оригинального метода, когда была выпущена серия щедрых «Часовщиков». В шестнадцатом веке эта техника продолжала использоваться для сложных границ и начальных букв в книгах [2], особенно Якобом Фабером, который часто использовал рисунки Ганса Гольбейна Младшего.
Вторая техника была представлена во второй половине 15 века и работала от черного к белому, что означает, что на принте были белые линии на черном фоне, а не наоборот, как в первой технике. Опять же, гравюры почти всегда были на религиозные темы. Обычно основные линии фигур и пейзажа выполнялись гравировкой. Затем с помощью слесарных пуансоны, остальная часть изображения состоит из многократного использования одного и того же шаблона пуансона в конкретной области. Это могут быть точки, круги, ромбики, звезды, буквы, образующие текстовые надписи, или более сложные формы для границ. Обычно очень мало места остается без отделки; и эту технику легко распознать. [3] Эти гравюры прекратили выпускаться примерно в 1500 году. Сами пластины могли рассматриваться как произведения искусства в форме мемориальных досок, а печатные оттиски - полезный побочный продукт; в некоторых случаях надписи печатаются наоборот, в других - нет. Некоторые медные пластины сохранились, часто с отверстиями для гвоздей по углам.
Как и в случае с другими современными методами печати, сохранилось очень мало отпечатков, вырезанных из металла. Отпечатки, сделанные с помощью второй техники, иногда называют оттисками с точками или с точками: Schrotblatt на немецком языке и Manière criblée на французском.
Также можно было комбинировать техники на одной тарелке с фигурами, использующими черные линии, и фонами с пробитыми белыми точками на черном фоне. Французские печатные часы с часами конца века часто используют такие комбинации.
Несмотря на ограничения техники, многие художники, использовавшие вторую технику, были очень талантливы, а лучшие гравюры обладают значительной силой. [4] По сравнению с современными гравюрами и гравюрами на дереве они обычно были большими, так как техника требовала места на пластине. Имена художников неизвестны; по-видимому, большинство из них прошли обучение на ювелиров, поскольку формы пуансонов были типичными для ювелиров.