Майкл Серветус | |
---|---|
Родился | Неизвестно, возможно, 29 сентября 1511 г. Спорный, Вильянуэва-де-Сигена или Тудела, Королевство Наварра |
Умер | ( 1553-10-27)27 октября 1553 г. (42 года) Женева, Женевская Республика |
Альма-матер | Парижский университет |
Занятие | Богослов, врач, редактор, переводчик |
Богословская работа | |
Эра | Ренессанс |
Традиция или движение | Гуманизм эпохи Возрождения |
Основные интересы | Теология, медицина |
Известные идеи | Нетринитарная христология, малое кровообращение |
Майкл Сервет ( / s ər v я т ə s / ; испанский : Мигель служат для как реальное имя, французский : Мишель Сервет, также известный как Мигеля Сервета, Мигель де Вильянуэва, Rêves или Мишель де Вильнев, 29 сентября 1509 или 1511 - 27 октября 1553 г.) был испанским теологом, врачом, картографом и гуманистом эпохи Возрождения. Он был первым европейцем, который правильно описал функцию малого круга кровообращения, как это обсуждается в Christianismi Restitutio (1553). Он был эрудитом, разбирающимся во многих науках: математике, астрономии и метеорологии, географии, анатомии человека, медицине и фармакологии, а также юриспруденции, переводе, поэзии и научном изучении Библии на языках оригинала.
Он известен в истории нескольких из этих областей, особенно медицины. Он участвовал в протестантской Реформации, а позже отверг доктрину Троицы и господствующую католическую христологию. Будучи осужденным католическими властями во Франции, он бежал в кальвинистскую Женеву, где был сожжен на костре за ересь по приказу городского совета.
Долгое время считалось, что Сервет, вероятно, родился в 1511 году в Вильянуэва-де-Сигена в королевстве Арагон, современная Испания. День 29 сентября был условно предложен для его рождения из-за того, что 29 сентября является днем Святого Михаила по католическому календарю святых, но нет никаких доказательств, подтверждающих эту дату. Некоторые источники указывают более раннюю дату, основанную на случайных заявлениях Сервета о том, что он родился в 1509 году. Однако в 2002 году в статье, опубликованной Франсиско Хавьером Гонсалесом Эчеверриа и Марией Терезой Ансин, было высказано предположение, что он родился в Туделе, Королевство Наварра. Также было установлено, что его настоящее имя было Де Вильянуэва согласно письмам о его французской натурализации (Chamber des Comptes, Королевское канцлерство и Парламент Гренобля) и реестру Парижского университета.
Предки его отца происходили из деревни Сервето в Арагонских Пиренеях. Его отец был нотариусом христианских предков из низшего дворянства ( infanzón), который работал в соседнем монастыре Санта-Мария-де-Сигена. Долгое время считалось, что у Сервета было всего два брата: Хуан, католический приходской священник, и Педро, нотариус. Тем не менее, недавно было документально подтверждено, что у Сервета на самом деле было еще два брата (Антон и Франсиско) и по крайней мере три сестры (Каталина, Джеронима и Хуана). Хотя Серветус заявил во время судебного процесса в Женеве, что его родители были «христианами древней расы» и что он никогда не общался с евреями, его материнская линия на самом деле произошла от Запорта (или Чапорта), богатой и социально значимой семьи из Районы Барбастро и Монсон в Арагоне. Об этом свидетельствует нотариальный протокол, опубликованный в 1999 году.
Семья Сервета использовала прозвище «Ревес» в соответствии со старой традицией сельских жителей Испании использовать альтернативные имена для семей из поколения в поколение. Происхождение прозвища Ревес могло быть связано с тем, что член (вероятно, выдающейся) семьи, живший в Вильянуэве с фамилией Ревес, установил кровные узы с семьей Сервет, таким образом объединив обе фамилии для следующих поколений.
Сервет не присутствовал на Grammar Studium в Сариньена, Арагон, возле Вильянуэва - де - Sijena, под мастер - Доминго Manobel до 1520. От конечно 1520/1521 до 1522/1523, Майкл Сервет был учеником Гуманитарных в примитивном Университете Сарагосы, в Studium Generale искусств. Студиумом управляли архиепископ Сарагосы, ректор, высокий магистр («маэстро-мэр») и четыре «магистра искусств», которые напоминали профессоров искусств на факультетах искусств других примитивных университетов. Сервет учился у Высокого Мастера Гаспара Лакса и у мастеров Эксериха, Ансиаса и Миранды, и в те годы этот образовательный центр находился под значительным влиянием идей Эразма. Ансиас и Миранда вскоре умерли, и были назначены два новых профессора: Хуан Лоренцо Карнисер и Виллалпандо. В 1523 году он получил степень бакалавра, а в следующем году - степень магистра. Начиная с курса 1525/1526, Серветус стал одним из четырех мастеров искусств в Студиуме и по неизвестным причинам отправился в Саламанку в феврале 1527 года. Но 28 марта 1527 года, также по неизвестным причинам, мастер Михаил Серветус устроил драку. с верховным магистром (и дядей) Гаспаром Лаксом, и это, вероятно, было причиной его изгнания из Studium и его изгнания из Испании в Studium of Toulouse, пытаясь избежать сильного влияния Гаспара Лакса в любом испанском Studium Generale.
Около 1527 года Сервет учился в Тулузском университете, где изучал право. Сервет мог иметь доступ к запрещенным религиозным книгам, некоторые из них, возможно, протестантские, когда он учился в этом городе.
В 1530 году Сервет присоединился к свите императора Карла V в качестве пажа или секретаря духовника императора Хуана де Кинтаны. Сервет путешествовал по Италии и Германии и присутствовал на коронации Карла как императора Священной Римской империи в Болонье. Он был возмущен пышностью и роскошью, проявленными Папой и его свитой, и решил пойти по пути реформации. Неизвестно, когда Сервет покинул императорское окружение, но в октябре 1530 года он посетил Иоганна Эколампадия в Базеле, пробыл там около десяти месяцев и, вероятно, поддерживал себя в качестве корректора в местной типографии. К этому времени он уже распространял свои богословские убеждения. В мае 1531 года он встретил Мартина Бусера и Вольфганга Фабрициуса Капито в Страсбурге.
Два месяца спустя, в июле 1531 года, Сервет опубликовал « De Trinitatis Erroribus» (« Об ошибках Троицы»). В следующем году он опубликовал в том же томе работу Dialogorum de Trinitate ( Диалоги о Троице) и дополнительную работу De Iustitia Regni Christi ( О справедливости царствования Христа ). После преследований инквизиции Сервет принял имя «Мишель де Вильнёв», пока оставался во Франции. Он учился в Коллеж де Кальви в Париже в 1533 году Сервет также опубликовал первое французское издание Птолемея «s географии. Он посвятил свое первое издание Птолемея и свое издание Библии своему покровителю Югу де ла Порт. Находясь в Лионе, его покровителем был медицинский гуманист Симфориен Шампьер. Сервет написал фармакологический трактат в защиту Champier против Leonhart Fuchs В Leonardum Fucsium Апологии ( Апология против Леонарда Фукса). Работая также корректором, он опубликовал еще несколько книг, посвященных медицине и фармакологии, например, его Syruporum universalia ratio ( Полное объяснение сиропов ), благодаря которому он получил известность.
После некоторого перерыва Сервет вернулся в Париж, чтобы изучать медицину в 1536 году. В Париже его учителями были Якоб Сильвий, Жан Фернель и Иоганн Винтер фон Андернах, которые приветствовали его вместе с Андреа Везалием как его самого способного помощника в препарировании. В эти годы он написал свою рукопись Комплутенсе, неопубликованный сборник своих медицинских идей. Сервет преподавал математику и астрологию, пока изучал медицину. Он предсказал затенение Марса со стороны Луны, и это присоединилось к его учению генерируемого много зависти среди учителей медицины. Его уроки были приостановлены деканом медицинского факультета Жаном Таго, и Сервет написал свою « Апологетическую речь Мишеля де Вильнева в пользу астрологии и против одного врача». Позже Таго выступал за смертную казнь в решении Парижского университета против Сервета. Он был обвинен в преподавании De Divinatione по Цицерону. Наконец, приговор был сокращен до отзыва этой редакции. Из-за рисков и трудностей изучения медицины в Париже Сервет решил поехать в Монпелье, чтобы закончить медицинское образование, возможно, благодаря своему учителю Сильвию, который делал то же самое, что и студент. Там он стал доктором медицины в 1539 году. После этого он жил в Чарли. Ревнивый врач устроил засаду и попытался убить Сервета, но Сервет защитился и ранил одного из нападающих в бою на мечах. Из-за этого инцидента он провел в тюрьме несколько дней.
После учебы в медицине Сервет начал медицинскую практику. Он стал личным врачом Пьера Пальмье, архиепископа Венского, а также был врачом Ги де Могирона, вице-губернатора Дофине. Благодаря печатнику Жану Фреллону II знакомый Жана Кальвина и друг Мишеля Сервет и Кальвин начали переписываться. Кальвин использовал псевдоним « Шарль д'Эспевиль ». Серветус также стал гражданином Франции, используя свою личность «Де Вильнев», в соответствии с Королевским процессом (1548–1549) французской натурализации, выданным Генрихом II из Франции.
В 1553 году Михаил Сервет опубликовал еще один религиозный труд с дальнейшими антитринитарными взглядами. Он назывался Christianismi Restitutio ( Восстановление христианства), работа, которая резко отвергала идею предопределения как идею о том, что Бог осуждает души в ад, независимо от их достоинства или заслуг. Бог, настаивал Сервет, не осуждает никого, кто не осуждает себя мыслью, словом или делом. Эта работа также включает первое опубликованное описание малого круга кровообращения в Европе, хотя считается, что оно основано на работе сирийского эрудита 13 века ибн ан-Нафиса.
Для Кальвина, написавшего свое краткое изложение христианской доктрины Institutio Christianae Religionis ( Институты христианской религии ), последняя книга Сервета была нападением на историческое христианское учение Никейского периода и неправильным толкованием библейского канона. В ответ Кальвин прислал копию своей книги. Сервет тут же вернул его, тщательно прокомментировав критическими замечаниями. Кальвин писал Сервету: «Я не ненавижу тебя и не презираю тебя; и я не хочу преследовать тебя; но я буду жестким, как железо, когда я с такой великой дерзостью вижу, как ты оскорбляешь здравое учение». Со временем их переписка становилась все более жаркой, пока Кальвин не прекратил ее. Сервет послал Кальвину еще несколько писем, на которые Кальвин обиделся. Таким образом, разочарование Кальвина в отношении Сервета, по-видимому, было основано главным образом на критике Серветом кальвинистской доктрины, но также и на его тоне, который Кальвин считал неуместным. Кальвин рассказал об этом разочаровании Серветом, когда писал своему другу Уильяму Фарелу 13 февраля 1546 года:
Сервет только что прислал мне длинный сборник своих бредов. Если я согласен, он придет сюда, но я не дам своего слова; ибо если он придет сюда, если моя власть чего-нибудь стоит, я никогда не позволю ему уйти живым ( латинское : Si venerit, modo valeat mea autoritas, vivum exire nunquam patiar).
16 февраля 1553 года Майкл Сервет, находясь в Вене, Франция, был объявлен еретиком Гийомом де Три, богатым купцом, который нашел убежище в Женеве и который был хорошим другом Кальвина, в письме, отправленном кузену. Антуан Арни, живший в Лионе. От имени французского инквизитора Матье Ори были допрошены Майкл Серветус и Бальтазар Арнолле, типограф « Christianismi Restitutio», но они отвергли все обвинения и были освобождены из-за отсутствия доказательств. Ори попросил Арниса ответить Де Три, требуя доказательств. 26 марта 1553 года письма, посланные Майклом Кальвину, и несколько страниц рукописей Christianismi Restitutio были отправлены Де Три в Лион. 4 апреля 1553 года Сервет был арестован римско-католическими властями и заключен в тюрьму в Вене. Через три дня он сбежал из тюрьмы. 17 июня он был признан виновным в ереси «благодаря 17 письмам, отправленным Жаном Кальвином, проповедником из Женевы», и приговорен к сожжению вместе с его книгами. В его отсутствие он и его книги были сожжены в виде чучела (чистый лист бумаги для книг).
Намереваясь бежать в Италию, Сервет необъяснимым образом остановился в Женеве, где Кальвин и его реформаторы осудили его. 13 августа он присутствовал на проповеди Кальвина в Женеве. После службы он был арестован и снова заключен в тюрьму. Все его имущество было конфисковано. Сервет утверждал, что во время этого приговора он был арестован в гостинице в Женеве. Французские инквизиторы потребовали выдачи Сервета для казни. Кальвин хотел проявить такую же стойкость в защите христианской ортодоксии, как и его обычные противники. «Он был вынужден протолкнуть осуждение Сервета всеми доступными ему средствами». Из-за слабого здоровья Кальвина он лично не выступал против Сервета. Николас де ла Фонтен играл более активную роль в судебном преследовании Сервета и перечислении пунктов, которые осуждали его. Среди возможных причин, помешавших Кальвину лично выступить против Сервета, была одна, которая сама по себе должна была казаться достаточной. Законы, регулирующие уголовные действия в Женеве, требуют, чтобы в некоторых серьезных случаях сам заявитель содержался под стражей до суда. Хрупкое здоровье Кальвина и его огромная и постоянная полезность в управлении государством делали длительное отсутствие в общественной жизни Женевы невыполнимым. Тем не менее Кальвина следует рассматривать как автора обвинения. Николас де ла Фонтен был беженцем в Женеве и поступил на службу к Кальвину, у которого он работал секретарем.
На суде, Сервет был осужден по двум пунктам, для распространения и проповеди антитринитарии, в частности, Modalistic Monarchianism или Sabellianism и анти- крещение детей (анти-крещение младенцев). О педокрещении Сервет сказал: «Это изобретение дьявола, адская ложь для разрушения всего христианства». В случае, когда генеральный прокурор (главный прокурор) добавил несколько любопытно звучащих обвинений в форме запросов - возможно, наиболее странно звучащим: «женат ли он, и если он ответит, что не женат, его спросят. почему, учитывая его возраст, он мог так долго воздерживаться от брака ». На это косвенное обвинение в его сексуальности Сервет ответил, что разрыв ( паховая грыжа ) давно сделал его неспособным к этому конкретному греху. Другой вопрос заключался в том, «знал ли он, что его доктрина пагубна, учитывая, что он благоволит евреям и туркам, оправдывая их, и не изучал ли он Коран, чтобы опровергнуть и опровергнуть доктрину и религию, которые церкви держат вместе с другими светскими книгами, от которых люди должны воздерживаться в вопросах религии, согласно учению св. Павла ".
Кальвин считал, что Сервет заслуживает смерти из-за того, что он назвал «отвратительными богохульствами». Кальвин выразил эти чувства в письме Фарелю, написанном примерно через неделю после ареста Сервета, в котором он также упомянул обмен с Серветом. Кальвин писал:
... после того, как его [Сервета] узнали, я подумал, что его следует задержать. Мой друг Николас вызвал его по уголовному делу, предложив себя в качестве обеспечения согласно lex talionis. На следующий день он предъявил ему сорок письменных обвинений. Сначала он пытался уклониться от них. Соответственно, нас вызвали. Он нагло оскорбил меня, как будто считал меня неприятной для себя. Я ответил ему так, как он заслуживал... о наглости этого человека ничего не скажу; но его безумие было таково, что он, не колеблясь, сказал, что дьяволы обладают божественностью; да, что многие боги были в отдельных дьяволах, поскольку божество было существенным образом передано тем, кто в равной степени с деревом и камнем. Я надеюсь, что ему по крайней мере будет вынесен смертный приговор; но я хотел смягчить суровость наказания.
Поскольку Сервет не был гражданином Женевы и в худшем случае мог быть изгнан по закону, правительство, пытаясь найти какое-нибудь правдоподобное оправдание, чтобы игнорировать эту правовую реальность, проконсультировалось с реформатскими кантонами Швейцарии ( Цюрих, Берн, Базель, Шаффхаузен ). Они повсеместно поддерживали его осуждение и подавление его доктрины, но не говорили, как этого добиться. Мартин Лютер резко осудил его писательство. Сервет и Филипп Меланхтон относились друг к другу враждебно. Партия под названием « Либертины », которые в целом были против всего и всего, что поддерживал Жан Кальвин, в данном случае решительно выступала за казнь Сервета на костре (в то время как Кальвин настаивал на том, чтобы вместо этого его обезглавили). Фактически, совет, осудивший Сервета, возглавлял Ами Перрин (либертинец), которая в конечном итоге 24 октября приговорила Сервета к смертной казни через сожжение за отрицание Троицы и крещения младенцев. Кальвин и другие служители просили обезглавить его, а не сжечь, зная, что сожжение на костре является единственным средством правовой защиты. Эта просьба была отклонена, и 27 октября Сервет был заживо сожжен на костре его собственных книг на плато Чампел на окраине Женевы. Историки записывают его последние слова как: «Иисус, Сын Вечного Бога, помилуй меня».
Себастьян Кастеллио и бесчисленное количество других осудили эту казнь и стали резкими критиками Кальвина из-за всего этого дела.
Некоторые другие антитринитарные мыслители стали более осторожными в выражении своих взглядов: Мартин Целлариус, Лелио Соццини и другие либо прекратили писать, либо писали только наедине. Тот факт, что Сервет был мертв, означал, что его сочинения могли быть распространены более широко, хотя другие, такие как Джорджо Биандрата, разработали их под своими собственными именами.
Сочинения Сервета повлияли на зарождение унитарного движения в Польше и Трансильвании. Пропаганда взглядов Сервета Петром Гонезиусом привела к отделению польских братьев от кальвинистской реформатской церкви в Польше и заложила основы социнианского движения, которое способствовало развитию первых унитариев в Англии, таких как Джон Биддл.
В своих первых двух книгах ( De trinitatis erroribus и Диалоги о Троице плюс дополнительная De Iustitia Regni Christi) Сервет отверг классическую концепцию Троицы, заявив, что она не основана на Библии. Он утверждал, что оно возникло из учений греческих философов, и выступал за возврат к простоте Евангелий и учениям ранних отцов церкви, которые, по его мнению, предшествовали развитию никейского тринитаризма. Сервет надеялся, что отказ от тринитарной догмы сделает христианство более привлекательным для верующих в иудаизм и ислам, которые сохранили единство Бога в своих учениях. Согласно Сервету, сторонники триединства превратили христианство в форму «троебожия», или веры в трех богов. Сервет утверждал, что божественный Логос, проявление Бога, а не отдельная божественная Личность, воплотился в человеческом существе, Иисусе, когда Божий дух вошел в утробу Девы Марии. Только с момента зачатия был фактически рожден Сын. Следовательно, хотя Логос, из которого Он был сформирован, был вечным, Сам Сын не был вечным. По этой причине Сервет всегда отказывался называть Христа « вечным Сыном Бога », а скорее называл его «Сыном вечного Бога».
Описывая взгляд Сервета на Логос, Эндрю Дибб объяснил: «В« Бытии »Бог раскрывает Себя как создателя. В« Иоанне »он показывает, что он создал посредством Слова или Логоса. Наконец, также в« Иоанне »., он показывает, что этот Логос стал плотью и «обитал среди нас». Сотворение произошло устным словом, потому что Бог сказал: «Да будет...» Изреченное слово Бытия, Логос Иоанна и Христос - это все одно и то же ".
В своем «Трактате о Божественной Троице» Сервет учил, что Логос был отражением Христа, и «Это отражение Христа было« Словом с Богом », которое состояло из Самого Бога, ярко сияющего на небесах», и это был Сам Бог. «и что» Слово было самой сущностью Бога или проявлением сущности Бога, и в Боге не было никакой другой субстанции или ипостаси, кроме Его Слова, в ярком облаке, где тогда, казалось, существовал Бог. лицо и личность Христа ярко сияли ».
Унитарист граф Морс Уилбур утверждает: « Ошибки Троицы Сервета вряд ли являются еретическими по своему замыслу, скорее они наполнены страстной серьезностью, горячим благочестием, пылким почтением к Писанию и любовью ко Христу, столь мистической и всепоглощающей, что [он] может трудно найти слова, чтобы выразить это... Сервет утверждал, что Отец, Сын и Святой Дух были характерами Бога, а не отдельными и отдельными существами ». Уилбур продвигает идею, что Сервет был модалистом.
Сервет ясно излагает свою точку зрения в преамбуле к « Восстановлению христианства» (1553 г.): «Нет ничего более великого, читатель, чем признать, что Бог явился как субстанция и что Его божественная природа была истинно передана. проявление Бога через Слово и Его общение через Духа, и то и другое существенно во Христе ».
Это богословие, хотя и оригинальное в некоторых отношениях, часто сравнивают с адопционизмом, арианством и савеллианством, все из которых тринитаристы отвергают в пользу веры в то, что Бог вечно существует в трех различных лицах. Тем не менее, Сервет в своих книгах отвергал эти богословия: адопционизм, потому что он отрицал божественность Иисуса; Арианство, потому что оно умножило ипостаси и установило чин; и савеллианство, потому что оно, по-видимому, смешивало Отца с Сыном, хотя сам Сервет, похоже, отрицал или уменьшал различия между Лицами Божества, отвергая троичное понимание единого Бога в трех лицах.
Непостижимый Бог познается через Христа, верой, а не философскими рассуждениями. Он являет нам Бога, являясь выражением самого Его существа, и только через него можно познать Бога. Священные Писания открывают Его тем, кто имеет веру; и таким образом мы приходим к познанию Святого Духа как Божественного импульса внутри нас.
Под сильным давлением католиков и протестантов Сервет разъяснил это объяснение в своей второй книге « Диалоги» (1532 г.), чтобы показать, что Логос совпадает с Христом. Тем не менее он был обвинен в ереси из-за его настойчивого отрицания догмата о Троице и различий между тремя божественными Лицами в одном Боге.
У Сервета также были очень неортодоксальные взгляды на последнее время. Он верил, что он был Михаилом, упомянутым как в Даниила, так и в Откровении, который будет сражаться с антихристом. Более того, он верил, что все это произойдет при его жизни. Возможно, это объясняет его решение посетить Кальвина в Женеве. Сервет мог подумать, что он каким-то образом вызывает начало конца времен, встречаясь с теми, кто спорил и боролся против него.
Из-за того, что он отверг Троицу и в конечном итоге казнил его за ересь, унитарии часто считают Сервета первым (современным) унитаристским мучеником, хотя он не был унитарием ни в смысле термина 17-го века, ни в современном смысле этого слова. Хотя Сервет был резко критически настроен по отношению к ортодоксальной формулировке троицы, его лучше описать как крайне неортодоксального тринитария.
Аспекты его мышления - его критика существующего тринитарного богословия, его девальвация доктрины первородного греха и его свежий анализ библейских доказательств - действительно повлияли на тех, кто позже вдохновил или основал унитарные церкви в Польше и Трансильвании.
Другие нетринитарные группы, такие как Свидетели Иеговы и пятидесятники-единственники, также утверждают, что Сервет придерживался тех же нетринитарных взглядов, что и их. Пятидесятники-единственники отождествляют себя с учением Сервета о божественности Иисуса Христа и его настойчивым утверждением о единстве Бога, а не о Троице трех отдельных личностей: «И поскольку Его Дух был полностью Богом, Он назван Богом, как и от Его плоти. Его называют человеком ».
Ученый-пятидесятник Дэвид К. Бернар написал следующее относительно богословия Михаила Сервета: «... некоторые историки считают его движущей силой развития унитаризма. Однако он определенно не был унитарием, поскольку он признавал Иисуса как Бог ".
Сведенборг написал систематическое богословие, во многом похожее на богословие Сервета.
Широко распространенное отвращение к смерти Сервета было воспринято как сигнал о зарождении в Европе идеи религиозной терпимости, принципа, который сейчас более важен для современных унитаристов-универсалистов, чем антитринитаризм. Испанский исследователь работ Сервета Анхель Алькала назвал радикальный поиск истины и право на свободу совести главным наследием Сервета, а не его теологией. Польско-американский ученый Мариан Хиллар изучал эволюцию свободы совести от Сервета и польских социнианцев до Джона Локка и Томаса Джефферсона и Американской Декларации независимости. По словам Хиллара: «С исторической точки зрения Сервет умер для того, чтобы свобода совести стала гражданским правом в современном обществе».
Сервет был первым европейцем, описавшим функцию малого круга кровообращения (это уже было известно в исламском мире), хотя его достижение не было широко признано в то время по нескольким причинам. Во-первых, это описание появилось в богословском трактате Christianismi Restitutio, а не в книге по медицине. Однако разделы, в которых он обращается к анатомии и медицине, демонстрируют удивительное понимание тела и методов лечения. Большинство экземпляров книги были сожжены вскоре после публикации в 1553 году из-за преследований Сервета со стороны религиозных властей. Сохранились три копии, но они оставались скрытыми в течение десятилетий. В отрывке V Серветус рассказывает о своем открытии, что кровь малого круга кровообращения течет от сердца к легким (а не воздух из легких, поступающий к сердцу, как считалось). Его открытие было основано на цвете крови, размере и расположении различных желудочков, а также на том факте, что легочная вена была чрезвычайно большой, что предполагало, что она осуществляет интенсивный и трансцендентный обмен. Однако Серветус занимается не только кардиологией. В том же отрывке, на страницах 169–178, он также обращается к мозгу, мозжечку, мозговым оболочкам, нервам, глазу, барабанной перепонке, rete mirabile и т. Д., Демонстрируя большие познания в анатомии. В некоторых других разделах этой работы он также говорит о медицинских изделиях.
Серветус также внес огромный вклад в медицину с другими опубликованными работами, конкретно относящимися к этой области, такими как его « Полное объяснение сиропов» и его исследование сифилиса в его « Апологии против Леонхарта Фукса», среди прочих.
В Женеве, спустя 350 лет после казни, память о Сервете все еще оставалась спорной. В 1903 году сторонники Сервета сформировали комитет для установки памятника в его честь. Группу возглавил французский сенатор Огюст Дид [ фр ], автор книги о еретиках и революционерах, опубликованной в 1887 году. Комитет поручил местному скульптору Клотильде Рош выполнить статую, изображающую страдающего Сервета. Работа велась три года и была завершена в 1907 году. Однако к тому времени сторонники Кальвина в Женеве, услышав о проекте, уже в 1903 году воздвигли простую стелу в память о Сервете, основным текстом которой служил в качестве извинения за Кальвина:
Покорные и благодарные последователи Кальвина, нашего великого реформатора, осуждая при этом ошибку его времени и твердо приверженные свободе совести в соответствии с истинными принципами его Реформации и Евангелия, мы воздвигли этот искупительный памятник. 27 октября 1903 г.
Примерно в то же время его именем была названа короткая улочка у стелы.
Затем городской совет отклонил просьбу комитета установить завершенную статую на том основании, что уже существовал памятник Сервету. Затем комитет предложил статую соседнему французскому городу Аннемасс, который в 1908 году поместил ее перед ратушей со следующими надписями:
«Арест Сервета в Женеве, где он не публиковал и не догматизировал, следовательно, он не подчинялся его законам, следует рассматривать как варварский акт и оскорбление права наций». Вольтер
«Прошу вас, сократите, пожалуйста, эти обсуждения. Ясно, что Кальвин ради своего удовольствия хочет заставить меня сгнить в этой тюрьме. Вши съедают меня заживо. Моя одежда порвана, и у меня нет ничего для мелочи, ни рубашки, только изношенный жилет. Сервет, 1553 г.
В 1942 году правительство Виши сняло статую, так как это был праздник свободы совести, и расплавило ее. В 1960 году, найдя оригинальные формы, Аннемасс переделал их и вернул статую на прежнее место.
Наконец, 3 октября 2011 года в Женеве была воздвигнута копия статуи, от которой отказались более 100 лет назад. Он был отлит в Арагоне по слепкам оригинальной статуи Клотильды Рох. Реми Пагани, бывший мэр Женевы, открыл статую. Ранее он называл Сервета «диссидентом инакомыслия». На церемонии присутствовали представители Римско-католической церкви в Женеве и директор Женевского международного музея Реформации. Одна из женевских газет отметила отсутствие официальных лиц из Национальной протестантской церкви Женевы, церкви Жана Кальвина.
В 1984 году государственная больница Сарагосы сменила название с Хосе Антонио на Мигеля Сервета (в настоящее время это Университетская больница Мигеля Сервета).
Включены только даты первых изданий.
В 1553 году лионский печатник Жан Фреллон признался французской инквизиции, что Майкл Серветус работал в его типографии и перевел для него, среди прочего, несколько трактатов по латинской грамматике на испанский язык и «somme espagnole». Новые исследования показывают, что Сервет является автором дополнительного набора анонимных изданий грамматических, медицинских и библейских сочинений - точно таких же, как его Biblia cum glossis 1545 года, - которые поступили из этой типографии. Эти работы не были полностью оригинальными, но дополняли и комментировали редакции предыдущих работ других авторов, во многом подобно тому, что сделал Сервет в своей « Географии Птолемея» (1535 г.). Эти работы были анонимными по четырем причинам: (основная) серьезное наказание, которое Сервет получил от Парижского университета через его факультеты медицины, права и теологии; тот факт, что в этих работах были ссылки на авторов, которые были запрещены в Испанской империи и противостояли теологическому факультету Сорбонны, таким как Эразм и Роберт Эстиен ; тот факт, что некоторые другие авторы, упомянутые в этих работах, такие как Матюрен Кордье и Роберт Эстьен, в то же время были очень близки к Жану Кальвину ; запрет на любой библейский перевод на любой общий язык, навязанный Испанской империей. Основными работами, которые Сервет редактировал в типографии Жана Фреллона, были: