Карел ван Мандер

редактировать

Карел ван Мандер
Карел- van-mander-schilderboeck.JPG Портрет Карела ван Мандера из его книги
Родилсямай 1548 года. Меулебеке
Умер2 сентября 1606 (1606-09-02) (58 лет). Амстердам
ОбразованиеЛукас де Хере и Питер Влерик
ИзвестныЖивописью, поэзией, письмо
Известные работыSchilder-boeck (1604), несколько картин
ДвижениеМаньеризм
Покровитель (-ы)Харлем город совет

Карел ван Мандер (I) или Карел ван Мандер I (май 1548 г. - 2 сентября 1606 г.) был фламандским художником, поэтом, искусствовед и теоретик искусства, обосновавшийся в Голландской республике во второй половине своей жизни. В основном его помнят как биографа художников ранней Голландии и художников Северного Возрождения в его Шильдер-беке. Как художник и теоретик искусства он сыграл значительную роль в распространении и развитии северного маньеризма в Голландской республике.

Содержание

  • 1 Жизнь
  • 2 Харлемские маньеристы
  • 3 сочинения
  • 4 Schilder-boeck
  • 5 Legacy
  • 6 Public Collections
  • 7 Литературные произведения
  • 8 Ссылки
  • 9 Дополнительная литература
  • 10 Внешние ссылки

Life

Большая часть информации о жизни Карела ван Мандера основана на кратком анонимном биографическом очерке, включенном во второе посмертное издание Schilder-boeck, опубликованное в 1618 году Якобом Питерсом Вахтером. Неизвестно, кто написал этот биографический очерк, и были предложены различные кандидатуры. Совсем недавно утверждалось, что его написал его сын Карел ван Мандер Младший. Его сын полагался бы на биографические данные, которые Карел ван Мандер написал сам, а также на свои собственные воспоминания и записи. Информация в биографическом очерке не совсем надежна, но по-прежнему считается лучшим источником информации о жизни ван Мандера.

Ван Мандер родился в дворянской семье в Меулебеке, в Графство Фландрия. Учился у Лукаса де Хере в Генте, а в 1568-1569 гг. У Кортрейка. Следующие пять лет он посвятил написанию религиозных пьес, к которым также писал декорации. Затем последовали три года в Риме (1574–1577). В его биографическом очерке Ван Мандер упоминается как первооткрыватель «пещер» в Риме. Это может быть ссылка на Катакомбы Рима, хотя точное значение ссылки неясно. В Риме он также мог контактировать с товарищем Флемингом Бартоломеусом Шпрангером, который покинул Рим в 1575 году в Вену, чтобы поступить на службу к императору. Его покровителями в Риме были несколько кардиналов. На обратном пути он проехал через Вену, где вместе со Шпрангером и скульптором Хансом Монтом он сделал триумфальную арку для королевской въездной императора Рудольфа II.

Ван Мандер поселился в Меулебеке в 1578 году, где он был художником и писателем. Он женился на 18-летней местной девушке, от которой у него родился сын. В 1580 году он уехал в Кортрейк из-за религиозных проблем, вызванных католическими фанатиками в Меулебеке. Карел ван Мандер в какой-то момент стал меннонитом и поэтому стал возможной целью этих фанатиков. В Кортрейке он получил заказ на запрестольный образ. В Кортрейке родился еще один сын. Он покинул Кортрейк в Брюгге в 1582 году из-за вспышки чумы и по другим причинам. В Брюгге он работал с художником Полем Вейтсом. Из-за угрозы религиозных проблем и чумы Карел сбежал со своей семьей и свекровью на корабле в Голландскую республику, где он поселился в Харлеме в провинции Голландия в 1583 году.

Здесь он в течение 20 лет работал по заказу отцов города Харлема по инвентаризации «их» коллекции произведений искусства. Город Харлем конфисковал все католическое религиозное искусство после того, как удовлетворение ван Харлема, дававшее католикам равные права с протестантами, было отменено в 1578 году. Ван Мандер использовал свою работу в комиссии в своем «Шильдер-беке». ". Находясь в Харлеме, он продолжал рисовать, концентрируя свою энергию на своем любимом жанре: исторических аллегориях. В 1603 году он арендовал укрепленное поместье ("het Huis te Zevenbergen"), позже переименованное в Heemskerk, чтобы вычитать свою книгу, опубликованную в 1604 году. Он умер вскоре после того, как она была опубликована в Амстердаме в возрасте 58 лет..

Харлемские маньеристы

Сад любви, 1602 г., Эрмитаж

Карел ван Мандер был основателем вместе с Хубертусом Гольциусом и Корнелисом ван Харлемом «Академия для изучения после жизни». Не совсем понятно, чем занималась эта академия, но считается, что это была неформальная дискуссионная группа, которая могла организовывать уроки рисования с моделями из жизни. Также утверждалось, что природа академии была скорее литературной.

Он оказал большое влияние на искусство в Голландской республике, когда в 1585 году показал своего друга Хендрика Гольциуса рисунки Бартоломеуса Шпрангера. Шпрангер был тогда ведущим художником северного маньеризма и жил в Праге как придворный художник императора Рудольфа II. Эти рисунки вдохновили Гольциуса, на стиль которого они повлияли. Гольциус сделал гравюры с рисунков, которые сыграли важную роль в распространении стиля маньеризма. Ван Мандер, Гольциус и Корнелис ван Харлем стали известны как «харлемские маньеристы», и к движению присоединились художники из других городов. Их живописный язык характеризовался сильным чувством стиля и изысканной элегантностью. Они стремились скорее к искусной изобретательности, чем к натурализму. Они также предпочитали изображать преувеличенно мускулистых мускулистых мужчин, жестокую драму, дикую фантазию и повышенное богатство деталей. Распространение гравюр Гольциуса шло рука об руку с новой практикой теоретизирования искусства, которая была новой для XVI века и в которой Карел ван Мандер сыграл важную роль.

Он принимал подающих надежды художников в своем доме для вечера совместного рисования и изучения классической мифологии. После иконоборчества кальвинистов религиозные темы вышли из моды, а мифология стала популярной. Однако немногие художники могли позволить себе поездку в Италию, подобную той, которую предпринял ван Мандер. Его цель заключалась в обучении молодых художников правильным художественным приемам. Он твердо верил в иерархию жанров. Он был твердо убежден в том, что только при правильном изучении существующих произведений можно реализовать правдивые исторические аллегории.

Его собственные работы включали маньеристические мифологические сюжеты, а также портреты и жанровые картины под влиянием Питера Брейгеля Старшего, такие как Кермис в Эрмитаже.. Относительно немного картин его сохранилось.

Сочинения

Пейзаж со снегом и распятием, 1599 г., частное собрание

Как писатель ван Мандер работал в разных жанрах: драма, поэзия, песни, биография, теория искусства. Он также переводил классическую литературу. Его литературные произведения отражают две стороны его интеллектуальных и духовных интересов: гуманизм эпохи Возрождения и религиозные убеждения благочестивого меннонита. Его ранними произведениями были библейские пьесы, которые он написал еще во Фландрии. Таких не сохранилось. Его первые духовные сочинения содержатся в «Де Гулден Харпе», опубликованном в 1597 году. Этот сборник стихов состоит из довольно длинных стихотворений библейских историй, которые были предназначены для обучения читателей библейскими словами. Его стиль развился под влиянием его переводов (с французского) классической литературы, такой как Илиада и, в частности, Bucolica en Georgica Вергилия. Он отказался от тяжелого стиля риторов ради косяков Вергилия в его сборнике духовных песен, опубликованном в 1613 году после его смерти под названием Bethlehem dat is het Broodhuys.

Schilder-boeck

Воздержание Сципиона, 1600, Рейксмузеум, Амстердам

Шильдер-бек Карела ван Мандера, написанный в 17 веке на голландском языке и опубликованный в Харлеме в 1604 году Пассиером ван Весбушем, описывает жизнь и творчество более 250 художников, как исторических, так и современных, и объясняет теорию современного искусства для начинающих художников. Во время своих путешествий и пребывания в Италии ван Мандер читал и находился под влиянием знаменитых биографических описаний художников Джорджо Вазари в его книге Жизни самых выдающихся художников, скульпторов и архитекторов, часто называемый Vite. Он был опубликован в 1550 году и переиздан в 1568 году с гравюрами на дереве, которые, вероятно, изучал ван Мандер. Он приступил к переводу этой работы на голландский, и именно во время этого проекта ему было предложено провести инвентаризацию коллекции произведений искусства Харлема, результатом которой стали главы его книги о ранних нидерландских художниках. В обеих книгах жизнь художников рассказывается в стандартной манере «Vita di...» католических святых, превознося достоинства художников одну за другой в нескольких главах. В книге ван Мандера многие записи об итальянских художниках были просто переведены или адаптированы из итальянского Vite, но биографические данные ранних нидерландских художников и, в частности, художников Харлема, уникальны и собраны во время заказа ван Мандера.

Книга Карела ван Мандера также содержит интерпретацию историй из Овидия Метаморфозы. Это предназначалось для помощи художникам, которые хотели писать мифологические темы, а не религиозные. Символизм был очень важен в живописи того времени, и использование персонажей Овидия в сочетании с правильным использованием художественного символизма позволило художнику рассказать конкретную историю. В последней главе Шильдера-Бека описывается значение животных и других фигур.

Наследие

Поклонение пастухов (1596), Национальная галерея в Праге

Ван Мандер был хозяином Франса Хальса. Похоже, что Франс Хальс не разделял точку зрения ван Мандера о том, что историческая живопись была высшей в иерархии жанров, поскольку Франс Халс создавал почти исключительно портретные картины.

Шильдер-Бек познакомил голландских художников с итальянским искусством и побудил их путешествовать, если не следовать инструкциям книги по итальянским методам живописи. Его зарегистрированными учениками, помимо сына Карела ван Мандера Младшего и Франса Хальса, были Корнелис Энгельш, Эверард Кринс ван дер Маес, Якоб Мартенс (художник-пейзажист и отец художника Ян Марцзен де Йонге ), Якоб Марсен (жанрист), Якоб ван Мюссер, Хендрик Герритц Пот и.

Ван Мандер оказал дальнейшее влияние на художественная письменность семнадцатого и восемнадцатого веков. Корнелис де Би (Кабинет Гульдена, 1662), Иоахим фон Сандрарт (Немецкая академия, 1675), Филиппо Бальдинуччи (Notizie de 'Professori, 1681) и Арнольд Хубракен (Шубург, 1720) - одни из первых биографов, которые использовали материалы из его Шильдер-бека для своих биографических зарисовок нидерландских художников. Его книга по-прежнему является наиболее цитируемым первоисточником в биографических отчетах о жизни многих художников, которых он включил. Наибольший интерес для искусствоведов представляет его критика работ этих художников, особенно когда он описывает местонахождение и владельца картин, тем самым становясь ценным источником искусства происхождение. Schilder-boeck является частью Базовой библиотеки dbnl (Канон голландской литературы ), которая содержит 1000 наиболее важных произведений голландской литературы от средневековья до наших дней.

Публичные коллекции

Литературные произведения

  • De harpe, oft des herten snarenspel (?)
  • Het Herder Pijpken (?)
  • Dat hooghe liedt Salomo, met noch andere gheestelycke liedekens (1595)
  • Bucolica en Georgica, то есть Ossen-stal en Landt-werck (1597)
  • De harpe, oft des herten snarenspel (1599)
  • De kerck der deucht (1600)
  • Een schriftuerlijck Liedeken van Jephtah. Op de wijse (1600)
  • Историческая история ван ден Ауден Тобиас. Op de wijse Venus der minnen Godinnen (1600)
  • Het Herder Pijpken (1603)
  • Het schilder-boeck (1604)
  • Olijfbergh ofte poëma van den laetsten dagh (1609))
  • Den Nederduytschen Helicon (1610)
  • De eerste XII boecken vande Ilyadas (1611)
  • Bethlehem dat is het Broodhuys (1613)
  • De gulden harpe, inhoudende al de geestelijcke liedekens (1613)
  • Bethlehem dat is het Broodhuys (1627)
  • De gulden harpe, inhoudende al de liedekens, die voor desen by KVM gemaeckt, ende in verscheyden Boecxkens uyt-ghegaen zijn (1627)

Ссылки

Дополнительная литература

  • Уолтер С. Мелион, Формирование нидерландского канона: Шильдер-Бок Карела Ван Мандера, University of Chicago Press, 1991
  • Hessel Miedema, Жизни выдающихся нидерландских и немецких художников, из первого издания Schilder-boeck (1603–1604), которому предшествуют происхождение, обстоятельства и место рождения, жизнь и..., из второго издания Schilder-boeck (1616–1618), Soest: Davaco, 1994–1997.
  • Seymour Slive, Dutch Painting, 1600-1800, Yale UP, 1995, ISBN 0-300-07451-4

Внешние ссылки

Викискладе есть медиафайлы, связанные с Карел ван Мандер (I).
  • Шильдербек в Digitale Bibliotheek der Nederlandse Letteren (DBNL, «Цифровая библиотека голландской литературы»)
Последняя правка сделана 2021-05-25 12:16:24
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте