Апеллес

редактировать
Реконструкция мозаичного изображения битвы при Иссе по картине, предположительно принадлежащей Апеллесу или Филоксену Эретрийскому найдено в Доме Фавна в Помпеи

Апеллес Кос (; Греческий : Ἀπελλῆς ; эт. 4 век до н. Э.) Был известным живописцем древней Греции. Плиний Старший, которому современные ученые во многом обязаны знанием этого художника (Naturalis Historia 35.36.79–97 и passim), оценил его выше, чем предшествующих и последующих художников. Он датировал Апеллеса 112-й Олимпиадой (332–329 до н.э.), возможно потому, что он создал портрет Александра Македонского.

Содержание

  • 1 Биография
  • 2 Работы
  • 3 Наследие
  • 4 Ссылки и источники
    • 4.1 Ссылки
    • 4.2 Источники
  • 5 Внешние ссылки

Биография

Вероятно, родился в Colophon в Иония, сначала он учился у Эфора из Эфеса, но после того, как он стал знаменитостью, он стал учеником Памфила в Сикион Таким образом, он объединил дорийскую тщательность с ионической грацией. Привлеченный ко двору Филиппа II, он нарисовал его и молодого Александра с таким успехом, что стал признанным придворным художником Македонии, а его изображение Александра с молнией вошло в число лучших. умы многих с Александром с копьем скульптора Лисиппа. Сотни лет спустя Плутарх был среди не впечатленных, решив, что он не смог точно воспроизвести цвет Александра: «Он сделал цвет лица Александра слишком темнокожим и смуглым, тогда как нам говорят, что он был светловолосым. с кожей, с красным оттенком, который особенно проявлялся на его лице и груди ".

Эта фреска из Помпеи, как полагают, основана на Венере Анадиомене Апеллеса, привезенной в Рим Автор Август.

Многое из того, что известно об Апеллесе, происходит от Плиния Старшего (Естественная история, XXXV). Его умение рисовать человеческое лицо - центральная часть истории, связывающей его с Птолемеем I Сотером. Этот бывший генерал Александра не любил Апеллеса, когда они оба были в свите Александра. Много лет спустя, путешествуя по морю, шторм вынудил Апеллеса приземлиться в египетском царстве Птолемея. Шута Птолемея подкупили соперники Апеллеса, чтобы передать художнику ложное приглашение отобедать с Птолемеем. Неожиданное появление Апеллеса привело короля в ярость. Птолемей спросил, кто послал Апеллесу приглашение, и с помощью куска древесного угля из камина Апеллес нарисовал на стене изображение, в котором Птолемей узнал своего шута в первых штрихах рисунка ..

Апеллес был современником Протогена, репутацию которого он защищал. Плиний также записал анекдот, который ходил по кругу эллинистических знатоков первого века нашей эры: Апеллес отправился в дом Протогена на Родосе, чтобы познакомиться с этим художником, о котором он так слышал. много о. Прибыв в студию Протогенеса, он встретил старуху, которая сказала ему, что Протогенес отсутствует, и спросила его имя, чтобы она могла сообщить, кто его интересовал. Наблюдая в студии за панно, которое Протогенес подготовил для картины, Апеллес подошел к мольберту и, взяв кисть, сказал слуге, чтобы он сказал Протогенесу, что «это от меня», и нарисовал цветную тонкую линию поперек панели. Когда Протоген вернулся и старуха объяснила, что произошло, он осмотрел строчку и объявил, что только Апеллес мог выполнить такую ​​безупречную работу; Затем Протоген окунул кисть в другой цвет, провел еще более тонкую линию над первой и попросил своего слугу показать это посетителю, если он вернется. Когда Апеллес вернулся, и ему показали ответ Протогена, стыдясь, что его могут улучшить, он провел третьим цветом еще более тонкую линию между первыми двумя, не оставив места для еще одной демонстрации мастерства. Увидев это, Протоген признал поражение и отправился искать Апеллеса и встретиться с ним лицом к лицу.

Александр Великий приносит в жертву свою наложницу Кампаспа Художнику Апеллесу (Гаэтано Гандольфи, c. 1793–97)

Плиний утверждает, что эта самая картина была частью коллекции Юлия Цезаря, но была разрушена, когда особняк Цезаря на Палатинском холме сгорел. Рисуя одну из наложниц Александра Великого, Кампаспу, Апеллес влюбился в нее. В знак признательности за работу великого живописца Александр подарил ее ему. Говорят, что Апеллес работал над картиной Афродиты из Кос, когда он умер, и картина осталась незавершенной, так как никого не удалось найти с достаточным мастерством, чтобы завершить ее.

Известная работа Апеллеса предоставила несколько примеров повествовательного реализма, которым восхищались греко-римские знатоки, лаконично выраженного в словах Горация ut pictura poesis, "as живопись и поэзия ". Апеллес, похоже, имел склонность к сложной аллегории и персонификации, которую он далеко продвинул в своей интерпретации Клеветы, описанной Люцианом, в которой невиновный юноша ложно обвиняется Невежеством, Зависть, предательство и обман. История, связанная с картиной, якобы была ложным обвинением конкурирующего художника в том, что Апеллес участвовал в заговоре против Птолемея IV Филопатора. Это чуть не привело к казни художника. «В Ренессансе образцом поэтической живописи, который неизменно цитировался всякий раз, когда обсуждался вопрос об искусстве и поэзии, была Клевета Апеллеса, известная по описанию Люциана» Сандро Боттичелли. Панель Клевета Апеллеса была написана в сознательном стремлении сравняться с картиной в экфрасисе.

Лукиана Пирронист философ Секст Эмпирик использовал Апеллеса в аналогия того, как атараксия (то есть свобода от психических расстройств) достигается. Приобретение атараксии можно сравнить с процессом, когда Апеллес пытался нарисовать лошадь. Он хотел изобразить его пену (в греческой мифологии Посейдон создал лошадей из морской пены). Ему так не удалось, что в ярости он сдался и швырнул губку, которой он чистил кисти, в среду, и ее след произвел эффект конской пены.

Работы

Картины Апеллеса (ни одна из которых не сохранилась) включали:

  • Александр, владеющий молнией, одно из многих, что он сделал, как Александра, так и его отца Филиппа;
  • Афродита Анадиомена («Афродита, поднимающаяся из моря»), изображающая богиню, поднимающуюся из моря (не картина, над которой он работал, когда умер, а более ранняя картина), для которой Плиний Старший рассказывает о традиции, которую он использовал бывшую любовницу Александра, Кампаспа, в качестве модели Афродиты. Согласно Афинею,] идея Афродиты, поднимающейся из моря была вдохновлена ​​Фриной, которая во время фестивалей Элевсинии и Посейдонии без проблем плавал в море обнаженным.
  • Портрет Антигона I Монофтальма верхом на трех четвертях обзора, который искусно скрыл слепые глаза объекта;
  • Портрет Артемиды в окружении группы девушек, приносящих жертву, на основе Одиссея 6.102ff;
  • Жертвоприношение в Кос, описанный в мимах (4.59) Герода.
  • Портреты Клита Черного и Архелая I Македонского.
  • Процессия высших священник Артемиды в Эфесе.
  • Великая аллегория Калумни.

Некоторые его картины были перевезены в Рим (включая Афродиту Анадиомену) и выставлены там на всеобщее обозрение; в двух композициях с портретами Александра (Кастор и Поллукс с Победой и Александром Македонским и Фигура войны со связанными за ним руками вслед за триумфальной колесницей Александра) император Клавдий позже заменил лицо Александра с тем своего деда Август.

Наследие

Александр Великий и Кампасп в мастерской Апеллеса, Джованни Баттиста Тьеполо.

Оценка ученый-классик Перси Гарднер в Британской энциклопедии, одиннадцатом издании, гласит:

Мало что может быть более безнадежным, чем попытка осознать стиль художника, чьи работы исчезли. Но огромное количество историй, правдивых или выдуманных, касалось Апеллеса в древности; и современные археологи, естественно, пытались выяснить, на что они указывают.

Нам говорят, например, что он придавал большое значение рисованию контуров, практикуясь каждый день. Хорошо известен рассказ о его посещении Протогенеса и о соперничестве двух мастеров за то, кто из них может провести самую лучшую и устойчивую черту. Сила прорисовки таких линий бросается в глаза в декоре краснофигурных ваз Афин. Говорят, что Апеллес проявил великодушие к своему сопернику, так как он увеличил ценность своих картин, распространив сообщение о том, что он намеревался купить их и продать как свои собственные.

Апеллес допускал превосходство некоторых из своих современников в определенных вопросах: по словам Плиния, он восхищался диспозитивом Мелантия, т. Е. Тем, как он располагал свои фигуры, и менсурами Асклепиодор, который, должно быть, был великим мастером симметрии и пропорций. Апеллес особенно отличался в этой неописуемой «грации». Вероятно, он использовал лишь небольшое разнообразие цветов и избегал сложной перспективы: простота дизайна, красота линий и очарование выражения были его главными достоинствами. Когда хвалят натурализм некоторых из его работ - например, говорят, что рука его Александра выделялась из картины - мы должны помнить, что это заслуга, которую невежественные критики всегда приписывают произведениям, которыми они восхищаются. На самом деле эпоха Александра была эпохой выдающегося идеализма, и, вероятно, Апеллесу удалось в значительной степени придать своим фигурам красоту, превосходящую природную красоту.

На этой реплике картины художника Аппеллес изображен в центре зала. Художественный музей Уолтерса.

Плиний связывает с Апеллесом ряд высказываний, которые могут быть взяты из утерянного трактата Апеллеса по искусству живописи. Один из них исходит из суждения Апеллеса о Протогенесе, которое Протогенес знал, когда его картина была закончена: quod manum de tabula scirat - «[Он знал], когда убрать руку с картины». Другой относится к его практике выставлять свои работы перед своим магазином, а затем прятаться поблизости, чтобы услышать комментарии прохожих. Когда сапожник прокомментировал свои ошибки при покраске туфлей, Апеллес внес исправления в ту же ночь; На следующее утро сапожник заметил изменения и, гордый своим влиянием на работу художника, начал критиковать то, как Апеллес изобразил ногу - после чего Апеллес вышел из своего укрытия и заявил: Ne sutor ultra crepidam - «Пусть сапожник не рискует дальше чем обувь ". Последнее высказывание, которое Плиний приписывает Апеллесу, относится к усердию художника в ежедневной практике своего искусства: Nulla dies sine linea - «Ни дня без проведенной линии». Сообщается, что Апеллеса также спросили, почему он так постоянно трогал и ретушировал свои картины, пытаясь достичь совершенства (по крайней мере, в своем собственном уме); на что он ответил: «Я рисую для вечности».

Плиний утверждает, что Апеллес внес ряд полезных нововведений в искусство рисования, но его рецепт черного лака, названный Плинием atramentum, служил обоим чтобы сохранить свои картины и смягчить их цвет, и создать эффект, который Плиний безмерно хвалит - Апеллес держал в секрете и был утерян со своей смертью.

Вряд ли можно сомневаться в том, что Апеллес был одним из самых смелых и прогрессивных художников. Его слава была такова, что несколько итальянских художников эпохи Возрождения повторяли его сюжеты в тщетной надежде дать некоторое представление о их составе. Рафаэль, возможно, изобразил себя Апеллесом в Афинская школа и Сандро Боттичелли основали две картины - Рождение Венеры и Клевета Апеллеса - на его произведениях.

Ссылки и источники

Ссылки

Источники

Внешние ссылки

На Викискладе есть медиафайлы, связанные с Apelles.
Последняя правка сделана 2021-06-11 20:18:21
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте