Венера Анадиомена (от греческого «Венера, поднимающаяся из моря») является одной из иконические изображения богини Венеры (Афродита ), прославившаяся на вызывающей восхищение картине Апеллеса, ныне утерянной, но описанной в Плинии. Естествознание, с анекдотом, что великий Апеллес использовал Кампаспу, любовницу Александра Великого, в качестве своей модели. Согласно Афинею, идея восхождения Афродиты из моря была вдохновлена куртизанкой Фриной, которая во время праздников Элевсинии и Посейдония, часто плавала обнаженной в море. раковина морского гребешка, часто встречающаяся на Венере Анадиомен, является символом женской вульвы.
. Этот предмет никогда полностью не исчезал в западном искусстве и сильно возродился в итальянском Возрождении, с дальнейшим развитием в стиле барокко и рококо, а в конце 19 века академическая живопись. По крайней мере, в сюжете практически требуется одна центральная обнаженная женщина, что способствовало его популярности.
Согласно греческой мифологии, Афродита родилась взрослой женщиной из моря, что также постоянно возобновляло ее девственность. Часто повторяется мотив богини, выкручивающей волосы. Тема часто повторялась в «Античности», скульптурном изображении четвертого века с галло-римской виллы в Аквитании (Лувр ), что свидетельствует о сохранении жизнеспособности этого мотива в Поздняя античность.
Апеллес 'Роспись была выполнена для храма Асклепия на Кос, откуда она была перенесена в Рим Августом <25.>в части уплаты дани и установлен в Храме Цезаря. Во времена Нерона из-за своего ветхого состояния он был заменен копией художника Дорофея. Плиний, перечисляя лучшие картины Апеллеса, отмечал: «[Еще одна] Венера, выходящая из моря, освященная покойным Августом блаженной памяти в святыне Цезаря своего [приемного] отца, который называется» «Анадиомена», воспеваемая в греческих стихах, как и другие произведения, покоренная временем, но не потускневшая известностью ».
Образ Венеры Анадиомены - одно из очень немногих образов, сохранившихся в Западной Европе, практически не изменившихся по сравнению с ее классическим обликом., из Античности в Средневековье. Жан Сезнек приводит два изображения Венеры среди созвездий, иллюстрирующих провансальские рукописи XIV века из Матфра Эрменгау из Безье 'Breviari d'amor, в которых Венера изображена обнаженной в море: "Это необычайный консерватизм, возможно, можно объяснить тем фактом, что культура последних языческих веков оставалась жива в Провансе дольше, чем где-либо еще ».
Благодаря желанию художников эпохи Возрождения, читающих Плиния, подражать Апеллесу и, если возможно, превзойти его Венера Анадиомена была снова рассмотрена в 15 веке: помимо знаменитого Рождения Венеры Боттичелли (Галерея Уффици, Флоренция), еще одна ранняя Венера Анадиомена - это барельеф работы Антонио Ломбардо из Wilton House (Музей Виктории и Альберта, Лондон).
Тициана Венера Анадиомена, c.1520, ранее долгосрочно предоставленная герцогом Сазерлендом, была куплена Национальной галереей Шотландии, Эдинбург в 2003 году. На нем изображена Венера, стоящая в море и выкручивающая волосы. Раковина гребешка просто символична, так как не взаимодействует с Венерой. Скульптура Джамболоньи также представляет собой единственную фигуру, выжимающую себе волосы.
Эта тема была популярна у художников барокко и рококо, которые составляли большие группы с херувимами, морскими нимфами, морскими коньками, и тритоны вокруг богини; их также можно назвать Триумфом Венеры, и их можно проследить до Рафаэля Галатеи (ок. 1514). Это, а не Боттичелли, было доминирующим влиянием на живопись предмета до конца 19 века. Картины в этом ключе включают картины Николя Пуссена (1635-36, Филадельфия), Себастьяно Риччи (ок. 1713, Музей Гетти), Пьера-Жака Каза, Франсуа Буше (1740, Стокгольм, и ок. 1743 Эрмитаж ). Корнелис де Вос в Прадо имеет оригинальную и менее формальную композицию.
Скульптуры этого предмета в стиле рококо были скромно драпированы на бедрах, но более смелые обнаженные тела понравились мужчинам-покровителям девятнадцатого века. Теодор Шассерио казнил субъекта в 1835 году; он повторил жест заламывания волос в своем самом известном произведении Туалет Эстер (1841). Жан-Огюст-Доминик Энгр 'Венера Анадиомена, завершенная через много лет в 1848 году, является одной из самых знаменитых работ художника (Musée-Dominique, Chantilly, Франция).
Работа Александра Кабанеля Рождение Венеры, переделывающая недавно обнаруженную фреску Помпеи, была показана на Парижском салоне в 1863 году и куплена Наполеоном III Для личной коллекции. Венера неоднозначно лежит обнаженной на волнах, а над ней летают путти. Роберт Розенблюм комментирует картину Кабанеля: «Эта Венера парит где-то между древним божеством и современной мечтой... и двусмысленностью ее глаз, которые кажутся закрытыми, но при близком взгляде обнаруживаются что она бодрствует... Обнаженная ню, которая может спать или бодрствовать, особенно устрашающа для зрителя-мужчины ".
Такая в высшей степени условная тема с оттенками эротизма, оправданная ее мифологическими контекст созрел для модернистской деконструкции ; в 1870 году Артур Рембо вызвал образ дородной Клары Венеры («знаменитая Венера») со слишком человеческими изъянами (дефектами) в сардонической поэме, которая познакомила целлюлит с высокой литературой. : La graisse sous la peau paraît en feuilles plate («жир под кожей появляется в виде кусков»).
Рождение Венеры, Вильям-Адольф Бугро (1879), переосмысливает композицию традиции Рафаэля и Пуссена, отражая постоянную популярность этого предмета среди академических художников конца 19 века. Он был показан на Парижском салоне 1879 года и был куплен для Люксембургского музея. Обнаженная фигура Венеры занимает центральное место в композиции, вокруг нее собралось множество поклонников.
Пабло Пикассо переделал образ Венеры Анадиомены в центральной фигуре своей основополагающей картины Les Demoiselles d'Avignon (1907), модернистской деконструкции иконы и одного из основополагающих произведений искусства Кубизм.
Венера Анадиомена предложила естественный сюжет для фонтана: Национальная галерея искусств, Вашингтон, округ Колумбия, имеет бронзовый размер в натуральную величину, установленный по вертикали, так что вода капает с волос Венеры, смоделированная близким последователь Джамболоньи, конец шестнадцатого века. Скульптуры этого предмета в стиле рококо были скромно драпированы на бедрах, но более смелые обнаженные тела понравились мужчинам-покровителям девятнадцатого века: Теодор Шассерио исполнил предмет в 1835 году и Жан-Огюст-Доминик Энгр ' Венера Анадиомена, завершенная спустя много лет в 1848 году, является одной из самых знаменитых работ художника (Musée Condé, Шантильи, Франция).
В 1793 Томас Стотхард создал офорт для третьего издания книги Брайана Эдвардса «История, гражданская». "Коммерция британских колоний в Вест-Индии", вдохновленная Рафаэлем, или композициями в стиле барокко. «Путешествие Соболя Венеры из Анголы в Вест-Индию» изображает африканскую женщину в роли Венеры. В сопровождении восьми херувимов, обмахивающих ее перьями страуса или павлина, она держит поводья пары дельфинов, которые тянут половину раковины, на которой она стоит, в Америку. Купидон изображен в сцене, прицеливающейся в изображение Нептуна слева, размахивающего британским флагом. Справа изображен Тритон, оглядывающийся на Соболью Венеру и обнимающий одного из дельфинов. Фигура олицетворяет женскую силу: мускулистая, стройная, украшенная ожерельем из драгоценных камней.
В 1913 году британский археолог Джон Майрес был на побережье недалеко от Пафос зимой. Наблюдая за морем, он увидел, как ветер сдувал два буруна вместе
Когда угол удара составляет около 90 °, «разрыв» концентрируется в пределах небольшой ширины волны и очень сильный, так что молот взрывается вверх. в колонну, похожую на водосток, высотой 10-15 футов, и падает назад в виде каскада пены, которая может быть унесена ветром на несколько футов с подветренной стороны. Он выглядит в точности как человеческая фигура, буквально «поднимающаяся из моря», распускающая длинные волосы и мокрые руки.
Венеры Анадиомены от Тициана, c.1520 (Шотландская национальная галерея ).
Рождение Венеры, Вильям-Адольф Бугро, c.1879 (Musée d'Orsay, Париж).
Рождение Венеры от Александра Кабанеля, 1863 (Musée d'Orsay, Париж).
| Викискладе есть медиафайлы, связанные с Венерой Анадиомен. |