Джованни Баттиста Тьеполо | |
---|---|
Родился | (1696-03- 05) 5 марта 1696 г.. Венеция, Венецианская республика |
Умер | 27 марта 1770 (1770-03-27) (74 года). Мадрид, Испания |
Национальность | Итальянец |
Другие имена | Джанбаттиста Тьеполо, Джамбаттиста Тьеполо |
Известны | Живопись |
Движение | Рококо |
Джованни Баттиста Тьеполо (, итальянский: ; 5 марта 1696 г. - март 27, 1770), также известный как Джамбаттиста (или Джанбаттиста ) Тьеполо, был итальянским художником и гравером из Венецианской республики, писавший в стиле рококо, считающийся важным представителем венецианской школы 18 века. Он был плодовитым и работал не только в Италии, но также в Германии и Испании.
Джован Баттиста Тьеполо вместе с Джамбаттистой Питтони, Каналетто, Джован Баттиста Пьяццетта, Джузеппе Мария Креспи и Франческо Гварди считаются традиционными старыми мастерами того периода.
Успешный с самого начала своей карьеры, он был описан Майклом Леви как «величайший художник-декоратор в Европе восемнадцатого века, а также самый способный мастер» <487.>Содержание
Родился в Венеции он был младшим из шести детей Доменико и Орсетты Тьеполо.. Его отец был мелким торговцем, принадлежавшим к семье, носившей престижное патрицианское имя Тьеполо, не претендуя на какое-либо дворянское происхождение. У некоторых из детей появились благородные крестные родители, и Джамбаттиста первоначально был назван в честь своего крестного отца, венецианского дворянина по имени Джованни Баттиста Дориа. Он был крещен 16 апреля 1696 года в местной церкви Сан-Пьетро-ди-Кастелло (тогда еще официально собор Венеции). Его отец умер примерно через год, оставив свою мать воспитывать семью с маленькими детьми, по-видимому, в довольно трудных обстоятельствах.
В 1710 году он стал учеником Грегорио Лаццарини, преуспевающего художник в стиле эклектики. Однако, по крайней мере, столь же сильное влияние на него оказало изучение работ других современных художников, таких как Себастьяно Риччи и Джованни Баттиста Пьяццетта, а также работы его венецианских предшественников, особенно Тинторетто и Веронезе. В биографии его учителя, опубликованной в 1732 году, говорится, что Тьеполо «отошел от изученной [Лаццарини] манеры живописи и, весь дух и огонь, принял быстрый и решительный стиль». Его самые ранние известные работы - это изображения апостолов, написанные пеленами как часть украшения церкви Оспедолетто в Венеции в 1715–176 гг. Примерно в то же время он стал художником дожа Джованни II Корнаро и руководил развешиванием картин в своем дворце, а также сам написал много работ, из которых были идентифицированы только два портрета. Он написал свою первую фреску в 1716 году на потолке церкви в Тревизо. Вероятно, он покинул студию Лаццарини в 1717 году, когда его приняли в Fraglia, или гильдию художников.
Примерно в 1719–2020 годах он написал схему фресок для богатых, а недавно облагороженный, издатель Джамбаттиста Бальоне в холле своей виллы в Массанзаго недалеко от Падуи. Тьеполо изобразил Триумф Авроры на потолке и Миф о Фаэтоне на стенах, создав своего рода текучую пространственную иллюзию, которая стала повторяющейся темой в его работах.
В 1722 году он был одним из двенадцати. художники заказали картину на холсте одного из апостолов как часть декоративной схемы нефа Сан-Стае в Венеции. Среди других художников были Риччи, Пиазетта и Пеллегрини.
В 1719 году Тьеполо женился на дворянке Марии Сесилии Гварди, сестре двух современных венецианцев. художники, Франческо и Джованни Антонио Гварди. У Тьеполо и его жены было девять детей, из которых четыре дочери и три сына дожили до совершеннолетия. Двое из его сыновей, Доменико и Лоренцо, рисовали вместе с ним в качестве его помощников и позже добились некоторого независимого признания, в частности, Джованни Доменико Тьеполо. Его дети рисовали фигуры с рисунком, похожим на рисунок их отца, но с отличительными, в том числе жанровыми стилями. Его третий сын стал священником. Фабио Канал, Франческо Лоренци и Доменико Паскини были среди его учеников.
Некоторые крупные заказы поступили от семьи патрициев Долфинов. Дионисио Долфин, архиепископ Удине в Фриули нанял его для украшения часовни в соборе в Удине, а затем для написания еще одного цикла, изображающего эпизоды из жизни Авраама и его потомков из Книги Бытия в его архиепископском дворце («Arcivescovado») (завершено в 1726–1728 гг.). Несмотря на возвышенный сюжет, они яркие по цвету и беззаботные по настроению: Майкл Леви описывает картины во дворце как «мерцающий набор картин, полных остроумия и элегантности. Тьеполо использовал гораздо кулер, чем предыдущие венецианские художники, чтобы создать убедительный эффект дневного света. Его первыми шедеврами в Венеции был цикл из десяти огромных полотен, написанных для украшения большой приемной на Гранд-канале Венеции (ок. 1726–1729), изображающие сражения и победы из истории Древнего Рима.
Эти ранние шедевры, новаторские среди венецианских фресок по своей яркости, принесли ему много заказов. Он писал холсты для таких церквей, как эта. из Веролануова (1735–1740), для Scuola dei Carmini (1740–1747) и Chiesa degli Scalzi (1743–1744; ныне уничтожено) в Cannaregio, потолок для Palazzi Archinto и Casati-Dugnani в Милане (1731 г.), Colleo ni Часовня в Бергамо (1732–1733), потолок для Джезуати (Санта-Мария-дель-Росарио) в Венеции Святого Доминика, учредившего Розарий (1737–1739), Палаццо Клеричи, Милан (1740 г.), украшения для виллы Корделлина в Монтеккьо Маджоре (1743–1744) и для бального зала Палаццо Лабиа в Венеции ( ныне телестудия), показывающая "Историю Клеопатры " (1745–1750).
Тьеполо создал два набора офортов: Каприччи (ок. 1740–1742) и Scherzi di fantasia (ок. 1743–1757). Десять каприччи были впервые опубликованы Антоном Марией Дзанетти и включены в третье издание сборника гравюр на дереве после Пармиджано. Они не публиковались отдельно до 1785 года. Сюжет часто бывает причудливым и фантастическим, и работы во многом обязаны примеру Сальватора Розы и Джованни Бенедетто Кастильоне. 23 Scherzi были выгравированы на протяжении более десяти лет и находились в частном обращении, а коммерческие публикации были опубликованы только после смерти Тьеполо, с номерами и названиями, добавленными его сыном Джандоменико. Сюжеты включают загадочные восточные фигуры, а на некоторых из более поздних гравюр - сцены некромантии.
Апофеоз Испании (1762-1766) в Королевском дворце в Мадриде. Богатство и блага испанской монархии при Карле III, 1762, Национальная художественная галереяК 1750 году репутация Тьеполо прочно утвердилась по всей Европе с помощью его друга Франческо Альгаротти, торговец произведениями искусства, критик и коллекционер. В том же году по указанию принца епископа Карла Филиппа фон Грайффенклау он отправился в Вюрцбург, куда он прибыл в ноябре 1750 года. Он оставался там в течение трех лет, в течение которых выполнял росписи потолков в Новой резиденции дворец (завершен в 1744 г.). Он расписал салон Kaisersaal в сотрудничестве со своими сыновьями Джандоменико и Лоренцо, а затем был приглашен разработать дизайн грандиозной входной лестницы (Treppenhaus), разработанный Бальтазаром Нойманом. Это массивная потолочная фреска на площади 7287 квадратных футов (677 м), завершенная в ноябре 1753 года. Его «Аллегория планет и континентов» изображает Аполлона, отправляющегося на свой ежедневный курс; окружающие его божества символизируют планеты; аллегорические фигуры (на карнизе) представляют четыре континента. Он включил несколько портретов в раздел «Европа» этой фрески, в том числе автопортрет; один из его сына Джандоменико; один из принца-епископа фон Грайффенклау; один из художников Антонио Босси; и один из архитекторов, Бальтазар Нойман.
Тьеполо вернулся в Венецию в 1753 году. Теперь он был востребован на местном уровне, а также за рубежом, где был избран президентом Академии Падуи. Он продолжал завершать театральные фрески для церквей; Триумф веры для Chiesa della Pietà ; панельные фрески для Ка 'Реццонико (где сейчас также находится его потолочная фреска из Палаццо Барбариго ); и картины для патрицианских вилл в венецианской сельской местности, например, в Виченце и сложный панегирический потолок для Виллы Пизани в Стра.
на некоторых знаменитых фресках в Palazzo Labia, он изобразил две сцены из жизни Клеопатры: Встреча Антония и Клеопатры [1] и Пир Клеопатры, [2], а также, на фреске центрального потолка "Триумф Беллерофона над временем". Здесь он сотрудничал с Джироламо Менгоцци Колонна. Эта связь с Колонной, который также создавал декорации для оперы, подчеркивает растущую тенденцию к композиции как к постановочной фантастике во фресках Тьеполо. Архитектура банкетной фрески также напоминает архитектуру свадьбы Веронезе в Кане. В 1757 году он написал алтарь для семьи Тьене, представляющий апофеоз святого Каетана. Он находится в церкви деревни Рампаццо в Камизано Вичентино.
В 1761 году Карл III поручил Тьеполо создать потолочную фреску для украшения тронного зала Королевского дворца в Мадриде. Тема панегирика является Апофеозом Испании и имеет аллегорические изображения, напоминающие о господстве Испании в Северной и Южной Америке и во всем мире.
Он также расписал два других потолка во дворце и выполнил много частных заказов в Испании. Однако он страдал от ревности и ожесточенного сопротивления восходящего поборника неоклассицизма, Антон Рафаэль Менгс ; по наущению сторонника Менгса, исповедника короля, он заменил серию полотен Тьеполо для церкви Сан Паскуаль в Аранхуэсе работами своего любимца.
Тьеполо умер в Мадриде 24 декабря. 27 марта 1770 года.
После его смерти подъем сурового неоклассицизма и постреволюционный упадок абсолютизма привели к медленному упадку стиля рококо, связанного с его именем, но не повредили его репутации. В 1772 году сын Тьеполо пользовался достаточным уважением, чтобы стать художником Дожа Джованни II Корнаро, отвечавшего за украшение Палаццо Мочениго в сестере Сан-Поло, Венеция.
Работа | Дата | Место | Ссылка |
---|---|---|---|
Освобождение Сципиона Африканского Массива | между 1719 и 1721 гг. | Художественный музей Уолтерса, Балтимор, США | |
Мученичество Святого Варфоломея | 1722 | Сан-Стае, Венеция | |
Слава святого Доминика | 1723 | Gallerie dell'Accademia, Венеция | |
Похищение Европы | c.1725 | Gallerie dell'Accademia, Венеция | |
Аллегория силы красноречия | ок. 1725 | Институт Курто, Модельло для Палаццо Санди, Венеция | |
Фрески | 1726 | Епископальный дворец, Удине | |
Ca 'Долфин Тьеполос | 1726–1729 | Метрополитен-музей, Нью-Йорк; Эрмитаж, Санкт-Петербург; Художественно-исторический музей, Вена | |
Персей и Андромеда | 1730 | Коллекция Фрика | |
Воспитание Богородицы | 1732 | Санта-Мария-делла-Консолазионе (Фава), Венеция | |
Ангел, спасающий Агарь | 1732 | Scuola di San Rocco, Венеция | |
Иоанн Креститель проповедует | 1732–1733 | Капелла Коллеони, Бергамо | |
Усекновение главы Иоанна Крестителя | 1732–1733 | Капелла Коллеони, Бергамо | |
Бич змей | 1732– 1735 | Галерея Академии, Венеция | |
Джозеф получает кольцо от фараона | 1732–1735 | Картинная галерея Далвич | |
Триумф Зефира и Флоры | 1734–1735 | Museo del Settecento Veneziano, Ca 'Rezzonico, Венеция | |
Юпитер и Даная | 1736 | , Стокгольм | |
Обретение Моисея | 1736–1738 | Национальная галерея Шотландии, Эдинбург | |
Папа Святой Климент, поклоняющийся Троице | 1737–1738 | Старая пинакотека, Муни ch | |
Святой Августин, Святой Людовик Французский, Святой Иоанн Богослов и епископ | 1737–1738 | Дворец изящных искусств в Лилле | |
Учреждение Розария | 1737–1739 | Церковь Джезуати, Венеция | |
Христос, несущий крест | 1737–1738 | Сант-Альвиз, Венеция | |
Мадонна на горе Кармель | 1730-е годы | Pinacoteca di Brera, Милан | |
Богородица с шестью святыми | 1737–1740 | Музей изящных искусств, Будапешт |
Работа | Дата | Место | Ссылка | |
---|---|---|---|---|
Богородица с тремя доминиканскими святыми женщинами | 1739 –1748 | Церковь Джезуати, Венеция | ||
Александра Великого и Кампаспа в Студии Апеллеса | 1740 | Центр Гетти, Лос-Анджелес | ||
Богородица, являющаяся святому Филиппу Нери | 1740 | Museo Diocesano, Camerino | ||
Сбор Манны | 1740–1740– 1742 | Parrocchiale, Verolanuova | ||
Жертвоприношение Мелхиседека | 1740–1742 | Приходская церковь, Веролануова | ||
Обретение Моисея | 1740–1745 | Национальная галерея Виктории, Мельбурн | [3] | |
Ринальдо, очарованный Армидой | 1742 | Институт искусств Чикаго | ||
Ринальдо и Армида в своем саду | 1742 | Институт искусств Чикаго | ||
Армида, брошенная Ринальдо | 1742 | Институт искусств Чикаго | ||
Ринальдо и маг Аскалона | 1742 | Институт искусств Чикаго | ||
Триумф добродетели и благородства над невежеством | 1743 | Музей Нортона Саймона, (Пасадена, Калифорния) | ||
Империя Флоры | 1743 | Почетный легион, (Сан-Франциско, Калифорния) | ||
Время, открывающее истину | c. 1743 | Museo Civico Palazzo Chiericati, Виченца | ||
Банкет Клеопатры | 1743–1744 | Национальная галерея Виктории, Мельбурн | [4] | |
Прихожане | 1743–1745 | Gallerie dell'Accademia, Венеция | ||
Аполлон и Дафна | 1755–1760 | Национальная галерея искусств, Вашингтон, округ Колумбия | [5] | |
Открытие Истинного Креста | в. 1745 | Галерея Академии, Венеция | ||
Время, открывающее истину | ок. 1745–1750 | Музей изящных искусств, Бостон | ||
Фрески истории Клеопатры | 1746 | Палаццо Лабиа, Венеция | ||
Святой Патрик, епископ Ирландии | 1746 | Musei Civici di Padova, Падуя | ||
Последнее причастие Святой Люси | 1747–1748 | Санти Апостоли, Венеция | ||
Банкет Клеопатра и Энтони | 1747–1750 | Художественный музей Северной Каролины, Роли, Северная Каролина, США | ||
Прославление семьи Барбаро | 1749–1750 | Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США | ||
Св. Джеймс Великий, покоряющий мавров | 1749–1750 | Музей изящных искусств, Будапешт, Венгрия | ||
Вакх и Ариадна | 1743–1745 | Национальная галерея Арт, Вашингтон, округ Колумбия, США |
Работа | Дата | Место | Ссылка |
---|---|---|---|
Фрески | 1751–1753 | Резиденция, Вюрцбург | [6] [7] |
Сбор манны | c. 1751 | Национальный музей Сербии, Белград | |
Аллегория планет и континентов | 1752 | Метрополитен-музей, Нью-Йорк | [8] |
Смерть Гиацинта | 1752–1753 | Коллекция Тиссена-Борнемисы, Мадрид | |
Поклонение волхвов | 1753 | Старая пинакотека, Мюнхен | |
Коронация Богородицы | 1754 | Художественный музей Кимбелла, Даллас (модель для Ospedale della Pietà ) | |
Вход в Гонфалоньер Пьеро Содерини в Фиренце в 1502 г. (L'ingresso di gonfaloniere Piero Soderini in Firenze nel 1502) | 1754 | Посольство Швейцарии, Рим, Италия | [9] |
Аллегория с Венерой и временем | 1754–1758 | Национальная галерея, Лондон, Англия | |
Фрески из римской мифологии | 1757 | , Виченца | |
Сидящий Мужчина и девушка с кувшином | ок. 1755 | Национальная галерея, Лондон | |
Богословские добродетели | ок. 1755 | Королевские музеи изящных искусств Бельгии, Брюссель | |
Мученичество святой Агаты | ок. 1756 | Staatliche Museen, Берлин, Германия | |
Аллегория заслуг в сочетании с благородством и добродетелью | 1757–1758 | Museo del Settecento Veneziano, Ca 'Rezzonico, Венеция | |
Санта-Текла молится об освобождении Эсте от чумы | 1759 | Церковь Санта-Текла, Эсте | |
Видение Святой Анны | 1759 | Gemäldegalerie, Dresden | |
Добродетель и благородство венчают любовь | 1759–1761 | Музей изящных искусств | |
Модель для апофеоза семьи Пизани | 1760 | Музей изящных искусств Ангелов | |
Мадонна Щегла | ок. 1760 | Национальная галерея искусств, Вашингтон | |
Женщина с попугаем | 1760–1761 | Музей Ашмола, Оксфорд | |
Апофеоз семьи Пизани | 1761–1762 | Вилла Пизани, Стра | |
Сан-Карло Борромео | 1767–1769 | Художественный музей Цинциннати | |
Непорочное зачатие | 1767–1769 | Museo дель Прадо, Мадрид | |
Слава Испании | 1762–1766 | Тронный зал Королевский дворец в Мадриде | |
Апофеоз испанской монархии | 1762–1766 | Вестибюль королевы, Королевский дворец, Мадрид | |
Венера и Вулкан | 1762–1766 | Комната алебардиров, Palacio Real, Мадрид | |
Погребение Христа | 1769–1770 | Национальный музей древнего искусства, Лиссабон | [10] |
Бегство в Египет | 1765–1770 | Национальный музей древнего искусства, Лиссабон | [11] |
Wikimedia Commons содержит материалы, связанные с Джованни Баттиста Тьеполо. |
Викиисточник содержит текст Британской энциклопедии 1911 года статьи Тьеполо, Джованни Баттиста. |