Портрет донора

редактировать
Это Рождество XV века от Рогир ван дер Вейден показывает модно одетого донора интегрированная в основную сцену, центральная панель триптиха.

A портрет донора или вотивный портрет представляет собой портрет на большой картине или другой работе, изображающий человека, который заказал и оплатил изображение, или член его, или (гораздо реже) ее, семьи. Портрет донора обычно относится к портрету или портретам одних дарителей как к части более крупной работы, тогда как вотивный портрет может часто относиться к целому произведению искусства, предназначенному как ex-voto, включая, например, Мадонна, особенно если донор очень видный. Как отмечает Анджела Марисоль Робертс, эти термины не очень последовательно используются историками искусства, а также могут использоваться для более мелких религиозных предметов, которые, вероятно, были оставлены комиссаром, а не пожертвованы церкви.

Портреты доноров очень часто встречаются в религиозных произведениях искусства, особенно в картинах Средневековья и Возрождения, жертвователь обычно изображается стоящим на коленях в стороне, в передний план изображения. Часто, даже в конце эпохи Возрождения, портреты доноров, особенно когда изображены целые семьи, будут иметь гораздо меньший масштаб, чем основные фигуры, вопреки линейной перспективе. К середине 15 века жертвователей стали показывать интегрированными в основную сцену, как сторонних наблюдателей и даже участников.

Содержание
  • 1 Размещение
  • 2 История
  • 3 Иконография раскрашенных фигурок доноров
  • 4 Галерея
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки
  • 7 Дополнительная литература
Размещение
Мужская боковая панель Триптиха Вильгельма Морееля Ганса Мемлинга ; отца поддерживает его святой покровитель, за которым стоят его пять сыновей. Центральная панель здесь.

Цель портретов доноров заключалась в том, чтобы увековечить память дарителя и его семью, и особенно просить помолиться за них после их смерти. Подарки церкви в виде зданий, запрестольных образов или больших площадей из витражей часто сопровождались завещанием или условием, что мессы для дарителя должны проводиться бессрочно, и портреты людей Считалось, что обеспокоенные поощряют молитвы от их имени в это и в другое время. Показ портретов в общественном месте также был выражением социального статуса; Портреты доноров накладывались на надгробные памятники в церквях, что являлось другим основным способом достижения этих целей, хотя портреты доноров имели то преимущество, что донор мог видеть их выставленными при жизни.

Женская сторона триптиха Мемлинга Вильгельма Мореля, матери Барбары Ван Хертсвельде, поддерживает ее святая покровительница, за которой стоят ее одиннадцать дочерей. Центральная панель здесь.

Кроме того, портреты доноров на ранней нидерландской живописи предполагают, что их дополнительная цель заключалась в том, чтобы служить образцом для подражания для молящегося смотрящего во время его собственной эмоциональной медитации и молитвы, а не в чтобы ему подражали идеальным людям, подобным нарисованным Святым, но чтобы он служил зеркалом для того, чтобы получатель отражал себя и свой греховный статус, в идеале приводя его к познанию себя и Бога. Выполнение этого во время молитвы согласуется с позднесредневековыми концепциями молитвы, полностью разработанными Modern Devotion. Этот процесс может быть усилен, если молящийся смотрящий является самим жертвователем.

Когда финансируется все здание, скульптура покровителя может быть размещена на фасаде или в другом месте здания. Мадонна Ролина Яна ван Эйка - это небольшая картина, где донор Николас Ролин делит пространство картины наравне с Мадонной с младенцем, но Ролин дал большое суммы в его приходскую церковь, где она была повешена, что представляет собой церковь над его молящимися руками на фоне городского пейзажа позади него.

Иногда, как в Гентском алтаре, жертвователи были показан на закрытом виде алтаря с подвижными крыльями или на обеих боковых панелях, как в Алтаре Портинари и Мемлингах выше, или только на одной стороне, как в Алтаре Мерод. Если они находятся по разные стороны, мужчины обычно находятся слева для зрителя, почетно справа в пространстве изображения. В семейных группах цифры обычно делятся по полу. Встречаются также группы членов братств, иногда со своими женами. Позже могут быть добавлены дополнительные члены семьи, рожденные или состоящие в браке, а смерти могут регистрироваться добавлением небольших крестов в сцепленных руках.

По крайней мере, в Северной Италии, а также великих алтарей и фрески ведущих мастеров, привлекающие наибольшее историко-художественное внимание, была более многочисленная группа небольших фресок с одним святым и дарителем на боковых стенах, которые подлежали перекрашиванию, как только перед ними зажигалось количество свечей упал, или богатому дарителю понадобилось место для большого цикла фресок, как это показано в итальянской сказке XV века:

И, обходя мастера-каменщика, исследуя, какие фигуры оставить, а какие уничтожить, Священник заметил святого Антония и сказал: «Спасите этого». Затем он нашел фигуру святого Сано и сказал: «От этой нужно избавиться, так как за все время, что я был здесь священником, я ни разу не видел, чтобы кто-нибудь зажигал перед ней свечу мне это никогда не казалось полезным; поэтому, каменщик, избавься от него ».

История
Миланские фрески 13-го века: Мадонна с младенцем, Святой Амвросий и донор Бонамико Таверна)

Портреты доноров имеют непрерывную историю с поздняя античность, а портрет в рукописи VI века Венский Диоскурид вполне может отражать давно устоявшуюся классическую традицию, так же как считается, что портреты авторов, найденные в той же рукописи, отражают. На картине в Катакомбах Коммодиллы 528 года изображены тронные Богородица с младенцем в окружении двух святых, с Туртурой, женщиной-донором, перед левым святым, у которого есть его рука на ее плече; очень похожие композиции создавались тысячелетием позже. Еще одна традиция, имевшая дохристианский прецедент, - царские или императорские изображения, показывающие правителя с религиозным деятелем, обычно с Христом или Девой Марией в христианских примерах, с изображенными божественными и царскими фигурами, каким-то образом общающимися друг с другом. Хотя ни один из них не сохранился, есть литературные свидетельства портретов доноров в небольших часовнях раннехристианского периода, вероятно, продолжающих традиции языческих храмов.

Мозаика VI века панели в базилике Сан-Витале в Равенне императора Юстиниана I и Императрица Феодора с придворными не из тех, кто показывает правителя, получающего божественное одобрение, но каждый из них изображает одного из императорских пар, уверенно стоящих с группой слуг и смотрящих на зрителя. Их масштаб и состав - единственные среди крупных пережитков. Также в Равенне есть небольшая мозаика с изображением Юстиниана, возможно, первоначально Теодориха Великого в базилике Сант-Аполлинаре-Нуово. В раннем средневековье группа мозаичных портретов в Риме Пап, заказавших строительство или перестройку церквей, содержащих их, показывает стоящие фигуры с моделями здания, обычно среди группа святых. Постепенно эти традиции распространились по социальной шкале, особенно в иллюминированных рукописях, где они часто являются портретами владельцев, поскольку рукописи сохранялись для использования лицом, заказавшим их. Например, часовня в Мальс в Южном Тироле имеет две фрески фигуры доноров, датируемые до 881 года, одна из которых - миряне, а другая - постриженная Клерик держит в руках модель здания. В последующие века епископы, аббаты и другое духовенство были наиболее распространенными дарителями, кроме королевской семьи, и оставались широко представлены в более поздние периоды.

Донорские портреты дворян и богатых бизнесменов стали обычным делом в комиссиях к 15-му века, в то же время, когда этот класс начал заказывать панельный портрет - хотя в более крупных произведениях церквей, сохранившихся до 1450 года, возможно больше портретов доноров, чем панельных портретов. Очень распространенным голландским форматом середины века был небольшой диптих с Мадонной с младенцем, обычно на левом крыле, и «дарителем» справа - даритель здесь был владельцем, поскольку они обычно предназначались для хранения. в доме субъекта. В них портрет может принять молитвенную позу или позу, больше похожий на объект чисто светского портрета. Диптих Уилтона из Ричарда II Английского был их предшественником. В некоторых из этих диптихов портрет первоначального владельца был перерисован поверх портрета более позднего.

Особым условием в иллюминированных рукописях был «презентационный портрет», где Рукопись начиналась с фигуры, часто стоявшей на коленях, представляющей рукопись своему владельцу, а иногда и владельца, заказывающего книгу. Представляющее лицо может быть придворным, делающим подарок своему принцу, но часто это автор или писец, и в этом случае получатель фактически заплатил за рукопись.

Иконография раскрашенных фигурок доноров
Распятие Автор Альбрехт Альтдорфер, c. 1514 год, с крошечной парой доноров среди ног основных фигур. Альтдорфер был одним из последних крупных художников, сохранивших эту конвенцию.

В средние века фигуры жертвователей часто показывались в гораздо меньшем масштабе, чем священные фигуры; изменение, датированное Дирком Коксом 14 веком, хотя в рукописях можно найти более ранние примеры. Более поздняя конвенция была для фигурок примерно в три четверти размера основных. С 15 века Ранние нидерландские живописцы такие, как Ян ван Эйк интегрировали с разной степенью тонкости донорские портреты в пространство основной сцены запрестольных образов в том же масштабе, что и основные цифры.

Подобный стиль можно найти во флорентийской живописи той же даты, что и в Мазаччо Святая Троица (1425–28) в Санта-Мария. Новелла, где, однако, доноры изображены стоящими на коленях на подоконнике снаружи и под основным архитектурным сооружением. Однако это нововведение появилось в венецианской живописи только на рубеже следующего столетия. Обычно основные фигуры игнорируют присутствие нарушителей в сюжетных сценах, хотя находящиеся рядом святые могут положить руку поддержки на плечо на боковой панели. Но в религиозных предметах, таких как Мадонна с младенцем, которые, скорее всего, предназначались для дома дарителя, основные фигуры могут смотреть на дарителя или благословлять дарителя, как в показанном Мемлинге.

До 15 века физическое подобие, возможно, нечасто пытались или достигали; изображенные лица в любом случае часто не были доступны художнику или даже живы. К середине 15 века это уже не имело место, и жертвователей, у которых сохранились другие сходства, часто можно увидеть как тщательно изображенные, хотя, как в Мемлинге выше, дочери, в частности, часто выглядят как стандартизированные красавицы в стиле день.

Представление Христа, ок. 1470. Стоящие рядом с Святым Семейством, две модно одетые девушки и, вероятно, молодой человек справа - портреты доноров.

В сюжетные сцены они начали превращать в фигуры изображенной сцены, возможно, это нововведение Рогира ван дер Вейдена, где их часто можно отличить по их дорогой современной одежде. Во Флоренции, где уже существовала традиция включать портреты городских знаменитостей в массовые сцены (упомянутые Леоном Баттистой Альберти ), Шествие волхвов Беноццо Гоццоли (1459–1461 гг.), Который, по общему признанию, находился в частной часовне Палаццо Медичи, доминирует гламурная процессия, содержащая больше портретов Медичи и их союзников, чем сейчас можно идентифицировать. К 1490 году, когда большой цикл фресок Капеллы Торнабуони был завершен Доменико Гирландайо, члены семьи и политические союзники Торнабуони в значительном количестве заселяют несколько сцен в дополнение к обычным портретам на коленях. Джованни Торнабуони и его жена. В часто цитируемом отрывке Джон Поуп-Хеннесси карикатурно изображает итальянских жертвователей 16-го века:

мода на коллективный портрет росла и росла... статус и портретная живопись стали неразрывно переплетены, и почти покровители ничего не сделали бы, чтобы вторгнуться в картины; забивали камнями женщин, взятых в прелюбодеянии, убирали после мученичества, служили за столом в Эммаусе или в доме фарисея. Старейшины в истории Сюзанны были одними из немногих авторитетных венецианцев, которые не хотели выдавать себя за другое лицо.... единственная случайность, которую они не предусмотрели, - это то, что произошло на самом деле, что их лица сохранятся, но их имена сбиваются с пути.

В Италии жертвователи или владельцы редко изображались как крупные религиозные деятели, но в судах В Северной Европе есть несколько примеров этого в конце 15 - начале 16 веков, в основном в виде небольших панелей, не предназначенных для всеобщего обозрения. Самый известный из них - изображение девственных лактанов (или просто пост-лактанов) Аньес Сорель (умерла в 1450 г.), любовницы Карла VII Французского, на панели автор Жан Фуке.

Джан Лоренцо Бернини "Экстаз Святой Терезы ", Санта-Мария-делла-Виттория, Рим.

Портреты доноров в работах для церквей, и чрезмерно выдающаяся геральдика, не одобрялись клерикальными толкователями расплывчатых декретов по искусству Трентского совета, таких как Святой Чарльз Борромео, но сохранились в период барокко и получил светский эквивалент в исторической живописи, хотя здесь часто главным фигурам придали черты комиссара. Очень поздним примером старого нидерландского формата триптиха с донорами на панелях крыльев является Рубенс 'Рококс Триптих 1613–1615 годов, однажды в церкви над надгробием жертвователи и сейчас в Королевском музее изящных искусств, Антверпен. Центральная панель показывает Неверие Томаса («Сомневающийся Томас»), и работа в целом неоднозначна относительно того, представлены ли доноры как занимающие то же место, что и священная сцена, с разными указаниями в обоих

Дальнейшим светским развитием было то, что группы натурщиков изображали из себя исторические или мифологические персонажи. Одна из самых известных и ярких групп портретов доноров в стиле барокко - это портреты мужчин из семьи Корнаро, которые сидят в ложах, как в театре, по обе стороны от скульптурного алтаря Джана. Лоренцо Бернини Экстаз Святой Терезы (1652). Они были заимствованы из фресок Пеллегрино Тибальди столетием раньше, и в которых использовалось то же самое тщеславие.

Хотя портреты доноров были относительно мало изучены как отдельный жанр, они в последние годы вызывает больший интерес и дискуссии об их отношениях в Италии с ростом индивидуализма в эпоху Раннего Возрождения, а также об изменениях в их иконографии после Черной смерти середины XIX века. 14 век.

Галерея
Примечания
Ссылки
  • Кэмпбелл, Лорн, Портреты эпохи Возрождения, Европейская портретная живопись в 14, 15 и 16 веках, с. 151, 1990, Йель, ISBN 0-300-04675-8
  • Додуэлл, К.Р. ; Живописное искусство Запада, 800–1200, 1993, Йельский университет, ISBN 0-300-06493-4
  • «Справочник». Искусство в христианском мире, 300–1500; Справочник стилей и форм, Ив Крист и другие, Фабер и Фабер, 1982, ISBN 0-571-11941-7
  • Джейкобс, Линн Ф., Рубенс и северное прошлое: триптих Михильсена и пороги современности », The Art Bulletin, Vol. 91, № 3 (сентябрь 2009 г.), стр. 302–24, JSTOR 40645509
  • Кинг, Кэтрин. Женщины-покровительницы эпохи Возрождения, Manchester University Press, 1998, ISBN 0-7190-5289-0. Портреты доноров обсуждаются на стр. 129–144
  • Пенни, Николас, Каталоги Национальной галереи (новая серия): Итальянские картины шестнадцатого века, том I, 2004 г., National Gallery Publications Ltd, ISBN 1-85709-908-7
  • Робертс, Анджела Марисоль; Портреты доноров в позднесредневековой Венеции c.1280–1413, докторская диссертация, 2007, Университет Квинса, Канада (большой файл)
  • , Das altniederländische Stifterbild. Emotionsstrategien des Sehens und der Selbsterkenntnis, Gebr. Манн, Берлин, 2013 г., ISBN 978-3-7861-2695-9
  • Ширман, Джон. Маньеризм, 1967, Пеликан, Лондон, ISBN 0-14-020808-9
Дополнительная литература
  • Дирк Кокс, Die Stifterdarstellung in der italienischen Malerei des 13.-15. Ярхундертс (Портрет донора в итальянской живописи XIII – XV вв.), Кельн, 1971
  • Иоанн Поуп-Хеннесси ; Портрет в искусстве Возрождения, Лондон, 1966
  • Йоханна Шил, Das altniederländische Stifterbild. Emotionsstrategien des Sehens und der Selbsterkenntnis, Берлин, 2013
На Викискладе есть материалы, связанные с портретами доноров.
Последняя правка сделана 2021-05-17 13:05:04
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте