Гданьский аэропорт имени Леха Валенсы. Порт Лотничи Гданьск им. Lecha Wałęsy | |||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Резюме | |||||||||||
Тип аэропорта | Public | ||||||||||
Владелец / оператор | Порт Лотничи Зоопарк Гданьск Спулка | ||||||||||
обслуживает | Труймясто, Польшу | ||||||||||
Высота AMSL | 149 м / 489 футов | ||||||||||
Координаты | 54 ° 22′39 ″ N 018 ° 27'58 ″ E / 54,37750 ° N, 18,46611 ° E / 54,37750; 18.46611 | ||||||||||
Веб-сайт | airport.gdansk.pl | ||||||||||
Карта | |||||||||||
GDN Расположение аэропорта в Польше | |||||||||||
Взлетно-посадочные полосы | |||||||||||
| |||||||||||
Статистика (2019) | |||||||||||
| |||||||||||
Источник: польский AIP в ЕВРОКОНТРОЛЬ Статистика: сайт аэропорта |
Гданьский аэропорт имени Леха Валенсы (Польский : Порт Lotniczy Gdańsk im. Lecha Wałęsy, ранее Польский : Порт Lotniczy Gdańsk-Rębiechowo, Немецкий : Flughafen Danzig Lech Walesa) (IATA : GDN, ICAO : EPGD ) - международный аэропорт, расположенный в 12 км (7,5 миль) к северо-западу от Гданьск, Польша, недалеко от центров городов округа столичного округа : Гданьск (12 км (7,5 миль)), Сопот (10 км (6,2 мили)) и Гдыня (23 км (14 миль)). С 2004 года аэропорту присвоено имя Леха Валенсы, бывшего президента Польши. В 2019 году обслужено около 5,4 миллиона пассажиров, что делает его третьим по величине аэропортом в Польше по пассажиропотоку.
Первые пассажирские рейсы в Гданьск эксплуатировался в 1919 году с аэродрома в районе Лангфур Вольного города Данцига (ныне Вжещ район Гданьска). Это стало возможным благодаря превращению этого военного объекта в гражданский объект. В то время аэропорт дополнительно использовался для авиапочты и полиции. В следующие годы аэропорт продолжил приобретение новых территорий, что позволило ему расширяться и инвестировать в современную инфраструктуру в то время. После технического развития аэропорта Гданьск Вжещ (аэропорт Данциг-Лангфур) были открыты регулярные рейсы в Варшаву, Берлин, Москву, Кенигсберг. и другие важные города области. Рейсы уже выполнялись многочисленными международными авиационными компаниями.
A Юнкерс F.13 в Гданьск-Вжещ в 1921 году.Первый польский маршрут был обслужен между Гданьском, Варшавой и Львовом Аэроллойд, и он был запущен в сентябре 1922 года. Первоначально на этом ежедневном маршруте компания использовала самолет Junkers F.13. Эти внутренние рейсы положили начало компании, которая позже постепенно превратилась в LOT Polish Airlines, которая до сих пор является национальным перевозчиком Польши.
. Железнодорожное сообщение с аэропортом Гданьск Вжещ было построено в 1920-х годах. За этим последовали новые пути трамвая в 1930 году. Сам аэропорт имел бетонную взлетно-посадочную полосу со световыми и навигационными приборами, позволяющими самолетам совершать посадку и взлет в ночное время. В 1930-х годах аэропорт Гданьск-Вжещ обслуживал менее 2 тысяч пассажиров в год, но был важным международным узлом, который соединял четыре страны и предоставлял транспортные услуги между польскими городами.
Аэропорт в Вжеще был важной базой немецких военно-воздушных сил во время Второй мировой войны. Еще до этого на территории этого аэропорта проходили подготовку немецкие пилоты. Сильные бомбардировки и другие военные действия привели к разрушению аэропорта. Однако после войны он был реконструирован и оснащен современными технологиями, которые позволили аэропорту развиваться. Были возобновлены старые внутренние маршруты, а также многие международные направления. Аэропорт имел регулярные рейсы в такие страны, как Венгрия, Германия, Болгария, Дания и Швеция.
Поскольку в конце 1960-х оборудование аэропорта стало старым и нефункциональным (включая огни взлетно-посадочной полосы, которые заставили власти аэропорта запретить ночные полеты), новое местоположение рядом с деревней из Ребехово был выбран. Аэропорт пришлось строить где-то в другом месте также из-за дальнейшего градостроительства. Новые площади были необходимы для того, чтобы общественные инвесторы могли построить новые здания для растущего населения Гданьска. Кроме того, была необходима новая более длинная взлетно-посадочная полоса, чтобы позволить более крупным реактивным авиалайнерам безопасно взлетать и приземляться, когда началась эра современных реактивных самолетов. Старый аэропорт во Вжеще был официально закрыт 1 мая 1974 года и практически прекратил свое существование, так как на его территории был построен большой жилой массив . В настоящее время можно найти лишь несколько оставшихся элементов инфраструктуры старого аэропорта Вжещ, в том числе остатки его основной взлетно-посадочной полосы, ориентированной с севера на юг, на территории нынешнего района Заспа.
После закрытия старого аэропорта был построен новый, который открылся в 1974 году недалеко от деревни Ребехово (на самой западной территории, включенной в состав гданьского района Матарня в 1973 году). Текущее название аэропорт получил в 2004 году. Были некоторые разногласия относительно того, следует ли писать имя Лех Валенса (без диакритических знаков, но лучше узнаваемым в мире) или Лех Валенса (с польскими буквами, но трудно писать и произносить для иностранцев., наиболее близким английским фонетическим приближением является "Vawensa").
С 1993 года 31,45% аэропорта Гданьска принадлежат властям Поморского воеводства, 29,45% - городу Гданьску, 1,14% - городу Гдыня, 0,35% в городе Сопот и 37,61% в Государственном предприятии «Польские аэропорты». В 2006 году аэропорт впервые в своей истории обслужил более 1 миллиона пассажиров в год. В 2010 году количество пассажиров превысило 2 миллиона человек. После строительства нового современного пассажирского терминала с увеличенной пропускной способностью (открытие состоялось в апреле 2012 года в преддверии чемпионата UEFA Euro 2012 по футболу) аэропорт продолжил свое развитие и впервые обслужил более 3 миллионов пассажиров за один год в 2014 году. Летом 2015 года авиакомпании, выполнявшие рейсы в аэропорт и из него, обслужили более 50 регулярных маршрутов, а также чартерные и грузовые рейсы.
Гданьский аэропорт имени Леха Валенсы имеет единственную асфальтобетонную взлетно-посадочную полосу в направлении 29 ноября. Взлетно-посадочная полоса имеет длину 2800 м (9 200 футов) и оборудована современной системой ILS CAT II, позволяющей самолетам приземляться в туманную погоду. высота принятия решения, установленная для системы захода на посадку в Гданьске, составляет 30 м (98 футов), тогда как минимум видимости для пилотов варьируется от 125 м (410 футов) до 300 м (980 футов), причем большее значение требуется на начальной одной трети длины взлетно-посадочной полосы. Кроме того, средства навигации в аэропорту дополнены современной системой широкополосной мультилатерации.
Взлетно-посадочная полоса, а также рулежные дорожки оснащены системой световых средств с использованием светодиодов технологии. Освещением взлетно-посадочной полосы можно управлять дистанционно с диспетчерской вышки. Взлетно-посадочная полоса имеет восемь выездных рулежных дорожек, ведущих к пяти перронам, где можно припарковать до 18 средних самолетов (например, Boeing 737 или Airbus 321 ). В аэропорту также есть дополнительный перрон, который зимой используется для защиты от обледенения самолетов. Противогололедная подушка сконструирована таким образом, чтобы соответствовать экологическим стандартам.
В аэропорту Гданьска имени Леха Валенсы есть два пассажирских терминала (T1 и T2), из которых полностью функционирует только терминал T2. Терминал T1 был построен в 1993 году и в настоящее время используется для отправлений (паспортный контроль и посадка) в страны, не входящие в Шенгенскую зону, в основном в Великобританию, Ирландию и в места отдыха, например. в Египет. В Терминале Т1 нет стоек регистрации, но пассажиры, ожидающие своего рейса, могут делать покупки в магазинах беспошлинной торговли, расположенных недалеко от выхода на посадку. Здание соединено с новым Терминалом Т2 мостом. Старое здание планируется снести в будущем при расширении нового терминала.
Новый терминал, получивший название Терминал Т2, представляет собой современное здание с характерными архитектурными элементами, примером которых является крыша, имитирующая морские волны. Он был построен к западу от Терминала Т1. Первая часть (только вылеты) была завершена в 2012 году, а зона прилета начала работу в сентябре 2015 года. С тех пор Терминал 1 не обслуживал прибывающих рейсов.
Общая площадь Терминала 2 составляет ок. 54 000 м (580 000 кв. Футов). Терминал имеет прямое сообщение с железнодорожным вокзалом. Он имеет 25 стоек регистрации, современное оборудование для транспортировки и сортировки багажа, а также просторную зону отправления с выходами. В аэропорту Гданьска авиакомпаниям доступны пять реактивных мостов. В 2014 году терминал обслужил 3,3 млн пассажиров, что составляет около 66% от максимальной пропускной способности. Однако после завершения строительства новой зоны прибытия максимальная пропускная способность аэропорта оценивается в 7 миллионов пассажиров в год. Терминал предлагает такие услуги, как туристическая информация, магазины, киоски, бары, пункты обмена валюты, прокат различных автомобилей и представительский лаундж. Также есть конференц-зал и помещения для обслуживания VIP-пассажиров и рейсов авиации общего назначения.
По заявлению администрации аэропорта, в ближайшие годы Гданьский аэропорт имени Леха Валенсы получит дальнейшее развитие. Планируется установка еще более современной системы посадки ILS CAT IIIb, которая позволит пилотам работать при очень плохой видимости из-за тумана и плохой погоды. Гданьский аэропорт имени Леха Валенсы станет вторым аэропортом в Польше после варшавского аэропорта имени Фредерика Шопена, который будет иметь этот объект.
Существующий терминал также планируется расширить, несмотря на то, что он новый и может легко обслуживать текущие потоки пассажиров. Новый вестибюль будет построен исключительно для вылетающих рейсов. Когда он будет завершен, старое здание аэровокзала, обслуживающее рейсы в страны, не входящие в Шенгенскую зону, будет либо снесено, либо перестроено для других целей, не предназначенных непосредственно для обслуживания пассажиров. Строительство новой части терминала планируется завершить в 2021 году.
После работ по модернизации и расширению новая пропускная способность Гданьского аэропорта имени Леха Валенсы будет оцениваться в 9 миллионов пассажиров в год..
Также прямо рядом с аэропортом планируется построить совершенно новый район Гданьска. Он будет называться Gdansk Airport City и будет состоять в основном из новых зданий с офисами и услугами, а также отелей. Строительные работы планируется начать в 2019 году. Однако некоторые объекты, которые в будущем войдут в состав Airport City, уже существуют. К ним относятся Allcon Park с офисными помещениями, а также первое из пяти запланированных зданий BCB Business Park. Существующий отель Hampton by Hilton, расположенный напротив терминала аэропорта, также станет частью нового района Airport City в Гданьске.
Авиакомпании | Пункты назначения |
---|---|
DHL Aviation | Лейпциг / Галле, Таллинн |
FedEx Feeder | Берлин-Бранденбург, Париж-Шарль де Голль |
SprintAir | Варшава-Шопен |
Год | Пассажиры | Смена пассажиров | Груз (t ) | Полеты |
---|---|---|---|---|
1999 | 249,913 | 1,472 | 10,512 | |
2000 | 269,960 | 8,0% | 1,552 | 11,586 |
2001 | 319174 | 18,2% | 1,953 | 14,052 |
2002 | 318,033 | 0,4% | 2,211 | 13,450 |
2003 | 365,036 | 14,8% | 2,686 | 14,346 |
2004 | 463,840 | 27,1% | 2,742 | 17,500 |
2005 | 677,946 | 46,2% | 3,433 | 19,000 |
2006 | 1,249,780 | 84,3% | 4,037 | 24,200 |
2007 | 1,708,739 | 36,7% | 4,757 | 28,200 |
2008 | 1,954,166 | 14,4% | 4,610 | 31,000 |
2009 | 1890,925 | 3,2% | 4,067 | 30,000 |
2010 | 2,232,590 | 18,1% | 4,487 | 32,000 |
2011 | 2,483,000 | 11,2% | 4,943 | 34,360 |
2012 | 2,906,000 | 17,0% | 4,851 | 37,022 |
2013 | 2,843,737 | 2,1% | 4,918 | 42,041 |
2014 | 3,288,180 | 15,6% | 5,658 | 39,974 |
2015 | 3,706,108 | 12,7% | 5,162 | 40,261 |
2016 | 4,004,081 | 8,0% | 4,863 | 41,079 |
2017 | 4,611,714 | 15,0% | 5,500 | 43,422 |
2018 | 4,980,647 | 8,0% | 6,213 | 46,482 |
2019 | 5,376,120 | 7,9% | 6,887 | 48,882 |
Город | 2019 | 2018 | 2017 | 2016 |
---|---|---|---|---|
Лондон, Соединенное Королевство | 591170 | 534676 | 513,563 | 486,864 |
Осло, Норвегия | 442,987 | 380,671 | 324,518 | 291,794 |
Стокгольм, Швеция | 289,985 | 299,024 | 279,970 | 231,435 |
Варшава, Польша | 280,670 | 269,283 | 522,449 | 443,418 |
Копенгаген, Дания | 196,820 | 167 841 | 167 793 | 154 872 |
Амстердам, Нидерланды | 151,220 | 120,231 | 47,826 | 0 |
Мюнхен, Германия | 148,283 | 153,460 | 132,550 | 156,865 |
Эйндховен, Нидерланды | 132,355 | 124,419 | 88,993 | ? |
Франкфурт, Германия | 119,529 | 128,041 | 149,872 | 143 346 |
Турку, Финляндия | 117 273 | 117 008 | 92 712 | 88 098 |
Авиакомпания | Пассажиры (2019) | Пассажиры (2018) | Пассажиры (2017) | Пассажиры (2016) | Пассажиры ( 2015) |
---|---|---|---|---|---|
Wizz Air | 2,460,163 | 2,259,969 | 2,037,832 | 1,862,137 | 1,772,840 |
Ryanair | 1,262,600 | 1,194,672 | 1,312,084 | 1,026,016 | 820,590 |
LOT Polish Airlines | 334,731 | 328,136 | 328,905 | 299,902 | 250,268 |
Lufthansa | 267,812 | 273,326 | 246,301 | 270,349 | 277 245 |
Скандинавские авиалинии | 213 133 | 213,384 | 219,827 | 199,351 | 164,628 |
Norwegian Air Shuttle | 154,303 | 123,874 | 86,668 | 79,986 | 73,829 |
KLM Royal Dutch Airlines | 151,220 | 120,231 | 47,826 | 0 | 0 |
Finnair | 60,301 | 51,538 | 33,131 | 31,099 | 21,563 |
Swiss International Air Lines | 22,885 | 0 | 0 | 0 | 0 |
easyJet | 17,348 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Air Baltic | 9,113 | 7,243 | 0 | 0 | 0 |
Eurowings | 6,518 | 0 | 0 | 0 | 0 |
- | - | 17,891 | 15,239 | 69,156 | |
Международные авиалинии Украины | 0 | 0 | 0 | 3,310 | 0 |
Pomorska Kolej Metropolitalna (PKM, 'Поморская столичная железная дорога) соединяет аэропорт Гданьска имени Леха Валенсы с Вжещ, железнодорожной станцией Гдыня Глувна и центром Гданьска. Он соединяется с Szybka Kolej Miejska (Труймясто) «Скоростной городской железной дорогой», которая обеспечивает дальнейшее сообщение частыми поездами каждые 6–30 минут до 27 станций в Труймясто.
С октября 2015 года билеты на поезд в аэропорт Гданьска имени Леха Валенсы и обратно можно купить в ZTM, а также в билетных автоматах SKM, расположенных на станциях по всему городу. Билеты также продаются в поездах кондукторами, и в этом случае их следует приобретать сразу после посадки в поезд. Обычные билеты в и из Гданьска (городской билет) стоят 3,50 злотых в одну сторону. Обычные билеты в / из Гдыни (билет в Труймясто) стоят 6,50 злотых в одну сторону. Есть возможность пересесть на поезд и добраться до других районов Труймяста. При этом стоимость билетов может варьироваться в зависимости от конечной станции путешествия.
По состоянию на январь 2018 года следующие маршруты городских автобусов соединяют аэропорт:
СМИ, относящиеся к Гданьскому аэропорту имени Леха Валенсы на Wikimedia Commons