История маори

редактировать

История Маори началась с приходом полинезийских поселенцев в Новой Зеландии ( Аотеароа в Маори ), в серии океанских миграций в каноэ, начиная с конца 13 - го или в начале 14 - го века. За несколько столетий изоляции полинезийские поселенцы сформировали особую культуру, которая стала известна как маори.

История ранних маори часто делится на два периода: архаический период ( ок. 1300  - ок.  1500) и классический период ( ок.  1500  - ок.  1642). Археологические памятники, такие как Бар Вайрау, свидетельствуют о ранней жизни полинезийских поселений в Новой Зеландии. Многие из сельскохозяйственных культур, которые поселенцы привезли из Полинезии, вообще не росли хорошо в более холодном климате Новой Зеландии, хотя многие местные птицы и морские виды подвергались охоте, иногда вплоть до исчезновения. Рост населения, конкуренция за ресурсы и изменения местного климата привели к социальным и культурным изменениям, наблюдаемым в классический период истории маори. В этот период возникла культура воинов и укрепленные деревни ( па ), а также более сложные формы культурного искусства. Одна группа маори поселилась на островах Чатем около 1500 года, сформировав отдельную пацифистскую культуру, известную как мориори.

Прибытие европейцев в Новую Зеландию, начавшееся в 1642 году с Абелем Тасманом, принесло огромные изменения в жизнь маори, которых европейские поселенцы, особенно из Великобритании, познакомили с западной едой, технологиями, оружием и культурой. В 1840 году британская корона и многие вожди маори подписали Договор Вайтанги, позволивший Новой Зеландии стать частью Британской империи и предоставив маори статус британских подданных. Первоначальные отношения между маори и европейцами (которых маори называли « пакея ») были в основном дружескими. Однако рост напряженности из-за спорных продаж земли привел к конфликту в 1860-х годах и крупномасштабной конфискации земли. Социальные потрясения и эпидемии занесенных болезней также нанесли разрушительный урон маори, в результате чего их население сократилось, а их положение в Новой Зеландии уменьшилось.

Но к началу 20-го века население маори начало восстанавливаться, и были предприняты усилия для повышения их социального, политического, культурного и экономического положения в более широком новозеландском обществе. Движение протеста получило поддержку в 1960 - х годах, ищущих возмещение исторических обид. По данным переписи 2013 года, в Новой Зеландии насчитывалось около 600 000 человек, идентифицировавших себя как маори, что составляло примерно 15 процентов населения страны.

СОДЕРЖАНИЕ
  • 1 Происхождение из Полинезии
  • 2 Поселение Новой Зеландии
  • 3 Архаический период (1300–1500)
  • 4 Классический период (1500–1642 гг.)
  • 5 Ранние европейские контакты (1642–1840)
  • 6 Договор с британской короной (1840 г.)
  • 7 Земельные споры и конфликты
  • 8 Упадок и возрождение
  • 9 Новейшая история (1960-е годы - настоящее время)
  • 10 См. Также
  • 11 Источники
  • 12 Внешние ссылки
Происхождение из Полинезии
Поселение маори в Новой Зеландии представляет собой конечную точку длинной череды путешествий по островам в южной части Тихого океана.

Данные генетики, археологии, лингвистики и физической антропологии указывают на то, что корни полинезийцев уходят корнями в коренные народы Тайваня. Исследования эволюции языка и данные о мтДНК предполагают, что большинство тихоокеанских народов произошли от тайваньских коренных народов около 5200 лет назад. Эти австронезийские предки перебрались на юг, на Филиппины, где поселились на некоторое время. Оттуда, некоторый в конце концов, плавал на юго - восток, огибая северную и восточную бахрому Меланезии вдоль берегов Папуа - Новой Гвинеи и Бисмарк островов Соломоновых островов, где они снова поселились, оставив осколки их Lapita керамики позади и поднимая небольшое количество Меланезийская ДНК. Оттуда некоторые мигрировали вниз на западные полинезийские острова Самоа и Тонга, в то время как другие прыгнули на восток, от Отонг Явы на Соломоновых островах до островов Общества Таити и Раиатеа (которые когда-то назывались Гавайи или Гавайки).). Оттуда волна мигрантов колонизировала остальную часть восточной Полинезии, вплоть до Гавайев на севере, Маркизских островов и Рапа-Нуи (острова Пасхи) на востоке и, наконец, Новой Зеландии на крайнем юге.

Анализ Kayser et al. (2008) обнаружили, что только 21 процент аутосомного генофонда маори и полинезийцев имеет меланезийское происхождение, а остальные (79 процентов) - восточноазиатского происхождения. Другое исследование Friedlaender et al. (2008) также подтвердили, что полинезийцы генетически ближе к микронезийцам, коренным народам Тайваня и выходцам из Восточной Азии, чем к меланезийцам. Исследование пришло к выводу, что полинезийцы перемещались через Меланезию довольно быстро, допуская лишь ограниченное смешение австронезийцев и меланезийцев. Население Полинезии испытало эффект основателя и генетический дрейф. Свидетельством наличия предковой фазы на юге Филиппин является открытие того, что полинезийцы разделяют около 40 процентов своей ДНК с филиппинцами из этой области.

Поселение Новой Зеландии
Смотрите также: Археология Новой Зеландии

В Новой Зеландии нет человеческих останков, артефактов или построек, которые достоверно датируются более ранним периодом, чем Кахароа Тефра, слой вулканических обломков, образовавшийся в результате извержения горы Таравера около 1314 года нашей эры. Датировка костей киоре (полинезийской крысы) в 1999 г. до 10 г. н.э. позже оказалась ошибкой. Новые образцы костей крыс (а также обглоданных крысами панцирей и коробок с древесными семенами) дали даты позже, чем извержение Таравера, за исключением трех, датированных примерно за десять лет до извержения.

Свидетельства пыльцы о широко распространенных лесных пожарах за десять или два года до извержения заставили некоторых ученых предположить, что люди могли их зажгли, и в этом случае первая дата поселения могла быть где-то в периоде 1280–1320 гг. Н.э., который сейчас широко цитируется. Дата. Однако самый последний синтез археологических и генетических данных позволяет сделать вывод о том, что независимо от того, прибыли ли некоторые поселенцы до извержения Тараверы, основной период поселений пришелся на десятилетия после него, где-то между 1320 и 1350 годами нашей эры, что, возможно, связано с координированной массовой миграцией. Этот сценарий также согласуется с широко обсуждаемой третьей линией свидетельств - традиционными генеалогиями ( whakapapa ), которые указывают на 1350 год нашей эры как вероятную дату прибытия многих каноэ-основателей ( waka ), от которых большинство маори прослеживают свое происхождение.

В устной истории маори описывается прибытие предков на нескольких больших океанских каноэ, или вака, с Хаваики. Хаваики - духовная родина многих восточно-полинезийских обществ и считается мифической. Однако ряд исследователей считают, что это реальное место - традиционно важный остров Райатеа на островах Подветренного общества (во Французской Полинезии ), который на местном диалекте назывался Havai'i. Счета миграции различаются между племенами ( иви ), члены которых могут идентифицировать себя с несколькими вака в своих генеалогиях.

С собой поселенцы привезли несколько видов, которые процветали: кумара, таро, ямс, тыква, ти, ауте (бумажная шелковица), а также собаки и крысы. Вполне вероятно, что с их родины были привезены и другие виды, но они не выжили во время путешествия и не выжили по прибытии.

За последние несколько десятилетий исследования митохондриальной ДНК (мтДНК) позволили оценить количество женщин в популяции основателей - от 50 до 100.

Архаический период (1300–1500)
Художник изображает орла Хааста, атакующего моа. Оба вида вымерли в архаический период.

Самый ранний период поселения маори известен как «архаический», «моахунтерский» или «период колонизации». Восточно-полинезийские предки маори прибыли в лесные земли, где обитало множество птиц, в том числе несколько ныне вымерших видов моа, весом от 20 кг (44 фунта) до 250 кг (550 фунтов) каждый. Другие виды, также ныне вымершие, включали новозеландского лебедя, новозеландского гуся и гигантского орла Хааста, который охотился на моа. Морские млекопитающие - особенно тюлени - населяли побережья, и свидетельства существования прибрежных колоний были намного севернее, чем те, которые сохранились сегодня. Огромное количество костей моа - по оценкам, от 29 000 до 90 000 птиц - было обнаружено в устье реки Вайтаки, между Тимару и Оамару на восточном побережье Южного острова. Дальше к югу, в устье реки Шаг ( Вайхемо), данные свидетельствуют о том, что по крайней мере 6000 моа были убиты людьми за относительно короткий период времени.

Археология показала, что регион Отаго был центром культурного развития маори в то время, и большинство архаичных поселений находились на или в пределах 10 км (6 миль) от побережья. Обычно люди устраивали небольшие временные лагеря далеко от берега для сезонной охоты. Поселения варьировались по размеру от 40 человек (например, залив Паллизер в Веллингтоне) до 300–400 человек, с сорока зданиями (например, на реке Шаг).

Предметы раннего архаического периода из археологического памятника Вайрау-Бар, выставленные в Кентерберийском музее в Крайстчерче.

Самое известное и наиболее широко изученное архаическое место находится в баре Вайрау на Южном острове. Это место похоже на восточно-полинезийские деревни с ядрами и является единственным археологическим памятником Новой Зеландии, содержащим кости людей, родившихся в другом месте. Радиоуглеродное датирование древесного угля, человеческой кости, кости моа, устьевой раковины и яичной скорлупы моа дало широкий диапазон оценок дат с начала 13-го до начала 15-го веков, многие из которых могут быть загрязнены "встроенным возрастом" из более старого углерода, который был съеден или поглощен отобранными организмами. Из-за тектонических сил, в том числе нескольких землетрясений и цунами с момента прибытия человека, некоторые участки Вайрау-Бар теперь находятся под водой. Работа над скелетами бара Вайрау в 2010 году показала, что продолжительность жизни была очень короткой: самому старому скелету было 39 лет, а большинство людей умирало в возрасте 20 лет. У большинства взрослых наблюдались признаки диетического или инфекционного стресса. Анемия и артрит были обычным явлением. Могли присутствовать такие инфекции, как туберкулез (ТБ), поскольку симптомы присутствовали на нескольких скелетах. В среднем взрослые были выше, чем другие жители южной части Тихого океана, на 170 сантиметров (5 футов 7 дюймов) для мужчин и 160 см (5 футов 3 дюйма) для женщин.

Архаический период примечателен отсутствием оружия и укреплений, столь типичных для более поздних «классических» маори, и его характерными «колье-барабанами». Начиная с этого периода, около 32 видов птиц вымерли либо из-за чрезмерного нападения людей, либо из-за введенных ими киоре и кури (полинезийская собака); многократное сжигание растительности, изменившее среду обитания; или похолодание климата, которое, по всей видимости, произошло примерно с 1400–1450 гг. В течение короткого периода - менее 200 лет - в рацион ранних маори входило обилие крупных птиц и морских котиков, на которых раньше никогда не охотились. Эти животные быстро пришли в упадок: вымерли многие виды, такие как различные виды моа, новозеландский лебедь и кохату-шаг ; в то время как другие, такие как какапо и тюлени, были сокращены по дальности и количеству.

Работа Хелен Лич показывает, что маори использовали около 36 различных пищевых растений, хотя многие из них требовали детоксикации и длительных периодов (12–24 часа) приготовления. Исследование Д. Саттона ранней фертильности маори показало, что первая беременность наступила примерно в 20 лет, а среднее количество рождений было низким по сравнению с другими неолитическими обществами. Низкое количество рождений могло быть связано с очень низкой средней продолжительностью жизни 31–32 года. Анализ скелетов в баре Вайрау показал признаки тяжелой жизни: у многих были сломанные кости, которые зажили. Это говорит о том, что люди ели сбалансированную диету и пользовались поддержкой сообщества, у которого были ресурсы для поддержки серьезно травмированных членов семьи.

Классический период (1500–1642 гг.)
Модель па (городища), построенного на мысе. Па распространился по мере роста конкуренции и войн среди растущего населения.

Похолодание климата, подтвержденное подробным исследованием годичных колец возле Хокитики, показывает значительный, внезапный и продолжительный период похолодания с 1500 года. Это совпало с серией мощных землетрясений в Альпийском разломе Южного острова, сильным землетрясением в 1460 г. в районе Веллингтона, цунами, разрушившее многие прибрежные поселения, а также исчезновение моа и других видов пищи. Вероятно, это были факторы, которые привели к радикальным изменениям в культуре маори, которая переросла в «классический» период, существовавший во время контактов с европейцами.

Этот период характеризуется тонко сделанный Pounamu (зеленокаменное) оружием и украшениями, искусно вырезанные байдарки - это традиция, которая позже была распространена и продолжала в искусно вырезанной встрече домов под названием wharenui - и свирепый воин культура. Они построили городища, известные как па, практиковали каннибализм и построили одни из самых больших военных каноэ ( вака тауа ) в истории.

Около 1500 года группа маори мигрировала на восток в Рекоху, ныне известные как острова Чатем. Там они адаптировались к местному климату и доступности ресурсов и превратились в народ, известный как мориори, родственный, но отличный от маори материковой части Новой Зеландии. Примечательной чертой культуры Мориори был упор на пацифизм. Когда в 1835 году прибыла группа вторгшихся маори северных таранаки, немногие из предполагаемого населения мориори численностью 2000 человек выжили; они были убиты сразу, и многие были порабощены.

Ранние европейские контакты (1642–1840)
Первое европейское впечатление Маори, в Бей Убийцы в Абель Тасман «S журнала путешествия (1642)

Европейское заселение Новой Зеландии произошло в относительно недавнее историческое время. Новозеландский историк Майкл Кинг в своей книге «История пингвинов Новой Зеландии» описывает маори как «последнее крупное человеческое сообщество на земле, не затронутое и не затронутое остальным миром». Первые европейские исследователи, в том числе Абель Тасман (прибывший в 1642 г.) и капитан Джеймс Кук (впервые посетивший остров в 1769 г.), записали свои впечатления от маори. Первоначальный контакт между маори и европейцами оказался проблематичным, а иногда и фатальным: по нескольким сообщениям европейцы были каннибализированы.

Взрыв Бойда, Луи Джон Стил, 1889 г.

С 1780-х годов маори сталкивались с европейскими и американскими тюленями и китобоями. Некоторые маори работали на иностранных судах, многие работали на китобойных судах и судах по охоте на тюленей, которые работали в водах Новой Зеландии. Некоторые из экипажей Южного острова почти полностью состояли из маори. Между 1800 и 1820 годами в Новую Зеландию было совершено 65 рейсов тюленей и 106 китобойных рейсов, в основном из Великобритании и Австралии. Ручей сбежавших осужденных из Австралии и дезертиров с посещающих кораблей, а также ранние христианские миссионеры также подвергали коренное население влиянию извне. Во время резни Бойда в 1809 году маори взяли в заложники и убили 66 членов экипажа и пассажиров парусного судна « Бойд» в явной мести за то, что капитан хлестал сына вождя маори. Учитывая сообщения о каннибализме в этой атаке, судоходные компании и миссионеры держались на расстоянии, что значительно сократило их контакты с маори на несколько лет.

Беглецы занимали разное положение в обществе маори, от рабов до высокопоставленных советников. Некоторые беглецы остались немногим больше, чем заключенные, в то время как другие отказались от европейской культуры и идентифицировались как маори. Этих европейцев, «ставших туземцами », стали называть пакея маори. Многие маори ценили их как средство приобретения европейских знаний и технологий, особенно огнестрельного оружия. Когда Вирия (Пумаре II ) возглавил войну против Титоре в 1838 году, среди его воинов был 131 европейец. Фредерик Эдвард Манинг, один из первых поселенцев, написал два ярких рассказа о жизни того времени, ставшие классикой новозеландской литературы : « Старая Новая Зеландия» и « История войны на севере Новой Зеландии против вождя Хеке». Европейское заселение Новой Зеландии неуклонно росло. К 1839 году, по оценкам, число европейцев, живущих среди маори, достигло 2000, две трети из которых жили на Северном острове, особенно на полуострове Нортленд.

Между 1805 и 1840 годами приобретение мушкетов племенами, находившимися в тесном контакте с европейскими посетителями, вызвало отчаянную потребность в приобретении мушкетов, чтобы избежать истребления со стороны своих соседей и позволить агрессию против них; недавнее введение картофеля позволило проводить более отдаленные кампании и больше времени для проведения кампаний среди племен маори. Это привело к периоду особенно кровопролитной межплеменной войны, известной как Мушкетные войны, в ходе которых многие группы были уничтожены, а другие изгнаны с их традиционной территории. Абсолютная потребность в товарах для торговли - в основном новозеландском льне, хотя мокомокаи (татуированные головы) также продавались - заставили многих маори перебраться в нездоровые болота, где можно было выращивать лен, и там уделять недостаточно труда производству продуктов питания до тех пор, пока они не исчезли. оставшиеся в живых были полностью экипированы, сначала мушкетом и боеприпасами, а затем и железными орудиями. Было подсчитано, что в течение этого периода численность маори сократилась с примерно 100 000 (в 1800 г.) до 50–80 000 к концу войн в 1843 году. Картина запутывается из-за неуверенности в том, как и были ли подсчитаны маори пакеа, а также из-за почти истребление многих из менее могущественных иви и хапу (подтриб) во время войн. Пацифист Moriori в Чатем так же пострадали массовые убийства и порабощения в руках какой - то Ngāti Mutunga и Ngāti Tama, бежавших из Таранаки региона.

В то же время маори страдали от высоких показателей смертности от евразийских инфекционных заболеваний, таких как грипп, оспа и корь, от которых погибло неизвестное количество маори: по оценкам, от 10 до 50 процентов. Распространение эпидемий было вызвано в основном отсутствием у маори иммунитета к новым болезням. 1850-е годы были десятилетием относительной стабильности и экономического роста для маори. Огромный приток европейских поселенцев в 1870-х годах увеличил контакты между коренными народами и пришельцами.

Те Ранги Хироа документирует эпидемию, вызванную респираторным заболеванием, которое маори назвали rewharewha. Он «истребил» население в начале 19 века и «с необычайной опасностью распространился по всему Северному острову и даже на юг... Корь, брюшной тиф, скарлатина, коклюш и почти все, кроме чумы и сонной болезни, забрали свое число погибших маори ".

Корао но Новой Зеландии; или первая книга новозеландца была написана миссионером Томасом Кендаллом в 1815 году и является первой книгой, написанной на языке маори.

Контакт с европейцами привел к обмену концепциями. Язык маори был впервые записан Томасом Кендаллом в 1815 году в A korao no New Zealand. Через пять лет за ним последовал «Грамматика и словарь новозеландского языка», составленный профессором Самуэлем Ли при помощи Кендалла, Вайкато Маори и вождя Хонги Хика во время визита в Англию в 1820 году. Маори быстро приняли письмо в качестве средства. обмена идеями, и многие из их устных рассказов и стихов были преобразованы в письменную форму. В период с февраля 1835 года по январь 1840 года Уильям Коленсо напечатал 74000 буклетов на языке маори в своей типографии в Пайхии. В 1843 году правительство бесплатно распространяло среди маори бюллетени под названием « Ко Те Карере О Нуи Тирени». Они содержали информацию о законах и преступлениях с пояснениями и замечаниями о европейских обычаях и были «предназначены для передачи официальной информации маори и поощрения идеи о том, что Пакека и маори заключили договор вместе в соответствии с Договором Вайтанги».

Договор с британской короной (1840 г.)
Основная статья: Договор Вайтанги Один из участников договора, Хоне Хеке из Нгапухи Иви, со своей женой Хариатой. Тамати Вака Нене из Нгапухи подписал договор и оказал влияние на то, чтобы убедить других подписать.

По мере роста христианской миссионерской активности и роста европейских поселений в 1830-х годах, а также с ростом беззакония в Новой Зеландии, британская корона соглашалась на неоднократные просьбы миссионеров и некоторых вождей ( рангатира ) вмешаться. Британское правительство отправило капитана Королевского флота Уильяма Хобсона с инструкциями по заключению договора между британской короной и народом Новой Зеландии. Вскоре после прибытия в Новую Зеландию в феврале 1840 года Хобсон заключил договор с вождями Северных островов, который позже стал известен как Договор Вайтанги. В конце концов, Договор подписали 500 племенных вождей и небольшое количество европейцев, в то время как некоторые вожди, такие как Те Уэроухеро из Вайкато, отказались подписать. Договор предоставил маори права британских подданных и гарантировал маори права собственности и племенную автономию в обмен на признание британского суверенитета.

Значительные споры продолжаются по аспектам Договора Вайтанги. Первоначальный договор был написан в основном Джеймсом Басби и переведен на маори Генри Уильямсом, который был умеренно знатоком маори, и его сыном Уильямом, который был более опытным. Им мешали несовершенные маори и отсутствие точно таких же слов на маори, а также глубокие разногласия между народами в концепциях прав собственности и суверенитета. В Вайтанги вожди подписали перевод маори.

Земельные споры и конфликты
Основная статья: Новозеландские войны

Несмотря на противоречивые толкования положений Договора Вайтанги, отношения между маори и европейцами в ранний колониальный период были в основном мирными. Многие группы маори открывают крупные предприятия, поставляя продукты питания и другие товары для внутреннего и внешнего рынков. Некоторые из первых европейских поселенцев выучили язык маори и записали мифологию маори, в том числе Джордж Грей, губернатор Новой Зеландии в 1845–1855 и 1861–1868 годах.

Портрет мужчины маори работы Готфрида Линдауэра, 1882 г. Тавиао, второй король маори

Однако растущая напряженность из-за спорных покупок земли и попытки маори в Вайкато создать то, что некоторые считали соперником британской системы королевской власти, а именно. король маори ( Kīngitanga) - привело к Новой Зеландии войн в 1860 - х годах. Эти конфликты начались, когда мятежники маори напали на изолированных поселенцев в Таранаки, но они велись в основном между войсками Короны - как из Великобритании, так и с новыми полками, сформированными в Австралии, при помощи поселенцев и некоторых союзных маори (известных как купапа) - и многочисленными группами маори, выступавшими против оспариваемых продажа земли, в том числе некоторых маори Вайкато.

В то время как эти конфликты привели к гибели нескольких маори (по сравнению с более ранними мушкетными войнами) или европейцев, колониальное правительство конфисковало участки племенных земель в качестве наказания за так называемые восстания. В некоторых случаях правительство конфисковало землю у племен, не принимавших участия в войне, но почти сразу же ее возвращали. Часть конфискованных земель была возвращена как купапе, так и «мятежным» маори. После войн также возникло несколько мелких конфликтов, в том числе инцидент в Парихаке в 1881 году и налоговая война с собаками в 1897–98.

Законы о коренных землях 1862 и 1865 годов учредили Суд по исконным землям, который был предназначен для передачи земли маори из общинной собственности в собственность индивидуального домохозяйства в качестве средства ассимиляции и содействия увеличению продаж европейским иммигрантам. Земля маори под индивидуальным титулом стала доступной для продажи колониальному правительству или поселенцам на частной продаже. Между 1840 и 1890 годами маори продали 95 процентов своей земли (63 000 000 из 66 000 000 акров (270 000 км 2) в 1890 г.). Всего было конфисковано 4 процента из них, но около четверти было возвращено. 300 000 акров земли были возвращены маори Купапа в основном в нижнем течении бассейна реки Вайкато. Отдельные правообладатели маори получали значительный капитал от этой продажи земли, причем некоторым вождям Вайкато более низкого уровня было выдано по 1000 фунтов каждому. Позже возникли споры о том, была ли полностью выплачена обещанная компенсация за некоторые продажи. Некоторые утверждают, что позже распродажа земель маори и отсутствие соответствующих навыков препятствовали участию маори в развитии экономики Новой Зеландии, в конечном итоге уменьшив способность многих маори обеспечивать себя.

Депутат-маори Хенаре Кайхау из Вайуку, который был исполнительным главой Движения короля, работал вместе с королем Махутой над продажей земли правительству. В то время король продавал 185 000 акров в год. В 1910 году земельная конференция маори в Вайхи обсуждала продажу еще 600 000 акров земли. Королю Махуте удалось добиться реституции некоторых участков земли, ранее конфискованных, и они были возвращены королю на его имя. Хенаре Кайхау инвестировал все деньги, 50 000 фунтов стерлингов, в оклендскую земельную компанию, которая рухнула; все 50 000 фунтов денег Кингитанги были потеряны.

В 1884 году король Тавиао снял деньги из банка Кингитанги, Те Пике о Аотеароа, чтобы поехать в Лондон, чтобы увидеть королеву Викторию и попытаться убедить ее соблюдать договор между их народами. Он не прошел мимо государственного секретаря по колониям, который сказал, что это проблема Новой Зеландии. Вернувшись в Новую Зеландию, премьер-министр Роберт Стаут настаивал на том, что все события, произошедшие до 1863 года, были ответственностью имперского правительства.

К 1891 году маори составляли всего 10 процентов населения, но все еще владели 17 процентами земли, хотя большая ее часть была плохого качества.

Упадок и возрождение
Белла, женщина маори с мужем, ребенком и двумя собаками перед их домом в Вакареварева, 1895 г. Женщина-маори и дети играют в карты на пороге своего дома, Вакареварева, 1895 г.

К концу 19 века как среди пакея, так и среди маори существовало широко распространенное убеждение, что население маори перестанет существовать как отдельная раса или культура и ассимилируется с европейским населением. В 1840 году в Новой Зеландии проживало от 50 000 до 70 000 маори, и только около 2 000 европейцев. К 1860 году европейцы увеличились до 50 000 человек. Население маори сократилось до 37 520 человек по переписи 1871 года, хотя Те Ранги Хироа (сэр Питер Бак) считал, что эта цифра была слишком низкой. По переписи 1896 года это было 42 113 человек, а к тому времени европейцы насчитывали более 700 000 человек. Профессор Ян Пул заметил, что еще в 1890 году 40 процентов всех родившихся детей маори женского пола умирали в возрасте до одного года, что намного выше, чем среди мальчиков.

Уменьшение численности маори не продолжалось; он стабилизировался и начал восстанавливаться. По словам профессора Пула, к 1936 году число маори составляло 82 326 человек, хотя резкое увеличение в 1930-х годах, вероятно, было связано с введением семейного пособия, выплачиваемого только при регистрации рождения. Несмотря на значительный уровень смешанных браков между маори и европейским населением, многие этнические маори сохранили свою культурную самобытность. Был разработан ряд дискурсов относительно значения слова «маори» и того, кто считается маори или нет.

В 1867 году парламент учредил четыре места для маори, предоставив всем мужчинам-маори всеобщее избирательное право, на 12 лет раньше, чем их европейские коллеги из Новой Зеландии. До всеобщих выборов 1879 года мужчины должны были удовлетворять имущественные требования, связанные с землевладением или арендной платой, чтобы считаться избирателями: владельцы земли стоимостью не менее 50 фунтов стерлингов или плательщики определенной суммы ежегодной арендной платы (10 фунтов стерлингов за сельхозугодья или городской дом, или 5 фунтов стерлингов за сельский дом). Таким образом, Новая Зеландия была первой неоевропейской страной в мире, которая предоставила право голоса своим коренным народам. В то время как места маори поощряли участие маори в политике, относительная численность маори того времени по сравнению с Пакеа гарантировала бы приблизительно 15 мест.

Сэр Эпирана Нгата сыграл важную роль в возрождении традиционных искусств, таких как капа-хака и резьба по дереву.

С конца 19 века успешные политики маори, такие как Джеймс Кэрролл, Эпирана Нгата, Те Ранги Хироа и Мауи Помаре, имели влияние в политике. В какой-то момент Кэрролл стал исполняющим обязанности премьер-министра. Группа, известная как Партия молодых маори, прошла через избирательные блоки в парламенте и стремилась возродить народ маори после разрушений прошлого века. Они считали, что будущий путь требует определенной степени ассимиляции, когда маори перенимают европейские практики, такие как западная медицина и образование, особенно изучение английского языка.

Во время первой мировой войны, пионер силы Маори был доставлен в Египет, но быстро превратился в успешный боевой пехотный батальон; в последние годы войны он был известен как «Пионерский батальон маори». В основном в него входили Те Арава, Те Айтанга-а-Махаки, Те Айтанга-а-Хауити, Нгати Пору и Нгати Кахунгуну, а затем и многие жители островов Кука ; племена Вайкато и Таранаки отказались записываться на военную службу или быть призванными в армию.

Маори сильно пострадали от эпидемии гриппа 1918 года, когда батальон маори вернулся с Западного фронта. Смертность от гриппа среди маори была в 4,5 раза выше, чем среди пакеха. Многие маори, особенно в Вайкато, очень неохотно посещали врача и обращались в больницу только тогда, когда пациент был почти мертв. Чтобы справиться с изоляцией, Вайкато Маори под руководством Те Пуэа все чаще возвращался к старому культу Пай Марире (Хау-хау) 1860-х годов.

До 1893 года, через 53 года после Договора Вайтанги, маори не платили налоги на земельные владения. В 1893 году очень небольшой налог платился только с арендованной земли, и только в 1917 году маори были обязаны платить более высокий налог, равный половине того, что платили другие новозеландцы.

Во время Второй мировой войны правительство решило освободить маори от призыва, который распространялся на других граждан. Маори в большом количестве вызвались добровольцами, сформировав 28-й батальон маори, который хорошо зарекомендовал себя, особенно на Крите, в Северной Африке и Италии. Всего в войне приняли участие 16 000 маори. Маори, включая жителей Островов Кука, составляли 12 процентов от общей численности сил Новой Зеландии. 3600 человек служили в батальоне маори, остальные служили в артиллерии, пионерах, ополчении, пехоте, военно-воздушных силах и флоте.

Новейшая история (1960-е годы – настоящее время)
Смотрите также: Возрождение маори Вина Купер возглавляет Марш земли маори через Гамильтон в 1975 году, добиваясь возмещения за исторические обиды.

С 1960-х годов Маоридом переживает культурное возрождение, одновременно с активизмом за социальную справедливость и протестным движением. Признание правительством растущей политической власти маори и политическая активность привели к ограниченному возмещению ущерба за конфискацию земли и нарушение других прав собственности. В 1975 году корона учредила Трибунал Вайтанги, орган, наделенный полномочиями следственной комиссии, для расследования и вынесения рекомендаций по таким вопросам, но он не может выносить обязательные решения; Правительству нет необходимости соглашаться с выводами трибунала Вайтанги, и оно отклонило некоторые из них. С 1976 года люди происхождения маори могут выбрать регистрацию либо в общем списке, либо в списке маори на всеобщих выборах, и могут голосовать либо маори, либо общим электоратом, но не одновременно.

В течение 1990-х и 2000-х годов правительство вело переговоры с маори о возмещении ущерба за нарушение Короной гарантий, изложенных в Договоре Вайтанги в 1840 году. К 2006 году правительство предоставило более 900 миллионов новозеландских долларов в поселениях, большая часть которых приходится на форма земельной сделки. Крупнейшее поселение, подписанное 25 июня 2008 года с семью маори иви, передало девять больших участков лесной земли под контроль маори. В результате возмещения ущерба, выплаченного многим иви, маори теперь имеют значительные интересы в рыболовной и лесной промышленности. Растет число лидеров маори, которые используют договоренности в качестве инвестиционной платформы для экономического развития.

Несмотря на растущее признание культуры маори в более широком обществе Новой Зеландии, поселения вызвали разногласия с обеих сторон. Некоторые маори жаловались, что поселения происходят на уровне от 1 до 2,5 центов на доллар стоимости конфискованных земель; и наоборот, некоторые немаори осуждают поселения и социально-экономические инициативы как равносильные расовому преференциальному режиму. Оба эти мнения были выражены во время спора о береговой полосе и дне Новой Зеландии в 2004 году.

Смотрите также
использованная литература
внешние ссылки
Последняя правка сделана 2023-03-29 01:22:52
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте