Мараэ

редактировать
О текущих событиях телесериала см. Мараэ (сериал). Тапутапуатеа, древнее каменное здание мараэ на Раиатеа на островах Общества Французской Полинезии, восстановленное в 1994 году.

Marae (в Новой Зеландии Маори, Острова Кука Маори, Таити ), mala'e (в тонганском ), me'ae (в Marquesan ) или malae (в самоанском ) коммунальный или священное место, которое служит религиозные и социальные цели в полинезийских обществах. На всех этих языках этот термин также означает очищенный от сорняков и деревьев. Мараэ обычно представляет собой территорию расчищенной земли примерно прямоугольной формы (сама мараэ), окаймленную камнями или деревянными столбами (называемыми ау на Таити и маори Островов Кука), возможно, с паэпаэ (террасами), которые традиционно использовались для церемониальных целей; и в некоторых случаях центральный камень аху или ау. В культуре рапа-нуи острова Пасхи термин аху стал синонимом всего комплекса мараэ.

В некоторых современных полинезийских обществах, особенно в обществе маори из Аотеароа Новой Зеландии, мараэ по-прежнему является жизненно важной частью повседневной жизни. В тропической Полинезии большинство мараэ были разрушены или заброшены с приходом христианства в 19 веке, а некоторые стали достопримечательностью для туристов и археологов. Тем не менее, место, где были построены эти мараэ, до сих пор считается тапу (священным) в большинстве этих культур.

СОДЕРЖАНИЕ
  • 1 Этимология
  • 2 Новая Зеландия
    • 2.1 Правовой статус
    • 2.2 Традиционное, церковное и образовательное использование
      • 2.2.1 Тангиханга (погребальные обряды)
  • 3 острова Кука
  • 4 Рапа Нуи / Остров Пасхи
  • 5 Таити
  • 6 См. Также
  • 7 Примечания
  • 8 ссылки
  • 9 Внешние ссылки
Этимология

Это слово было реконструировано лингвистами до восточно-океанического * malaqe со значением «открытое, очищенное пространство, используемое как место встречи или церемониальное место».

Новая Зеландия
См. Также: Списки мараэ в Новой Зеландии Marae в Kaitotehe, недалеко от горы Taupiri, Вайкато район, 1844. Это было связано с Потатау Т Уроухеро, начальника, который стал первым Маори король.

В обществе маори мараэ - это место, где можно праздновать культуру, где можно говорить на языке маори, где могут выполняться межплеменные обязательства, где можно изучать и обсуждать обычаи, где можно проводить семейные мероприятия, такие как дни рождения, и где могут проводиться важные церемонии, такие как приветствие посетителей или проводы с мертвыми ( тангиханга ). Подобно родственным учреждениям старой Полинезии, мараэ - это вахи тапу, «священное место», имеющее большое культурное значение.

В использовании маори marae ātea (часто сокращается до marae) - это открытое пространство перед wharenui ( молитвенный дом; буквально «большое здание»). Обычно термин мараэ используется для обозначения всего комплекса, включая здания и ātea. Эта зона используется для пувири (приветственных церемоний) с ораторским искусством. Некоторые иви (племена) и хапу (суб-племена) не позволяют женщинам выполнять ораторское искусство во время их мараэ, хотя обычно женщины выполняют Карангу (зов). Варенуи - это место для важных встреч, ночевок, ремесел и других культурных мероприятий.

Wharekai (столовая) используется в основном для коммунальных приемов пищи, но и другие виды деятельности могут осуществляться там.

Многие слова, связанные с мараэ в тропической Полинезии, сохранены в контексте маори. Например, слово paepae относится к скамейке, на которой сидят говорящие; это означает, что он сохраняет свои священные и церемониальные ассоциации. Мараэ различаются по размеру: некоторые wharenui немного больше, чем двойной гараж, а некоторые больше, чем типичная ратуша.

Правовой статус

Marae является местом встречи зарегистрирована в качестве резерва под законом Te Ture Whenua Маори 1993 (Закон земли маори). Каждый Marae имеет группу доверенных лиц, которые несут ответственность за деятельность в марае. Закон регулирует регулирование мараэ как оговорок и устанавливает обязанности попечителей по отношению к бенефициарам. Обычно у каждого мараэ есть устав, который попечители согласовывают с бенефициарами мараэ. В уставе подробно описаны такие вопросы, как:

  • название марэ и его описание;
  • список бенефициаров: обычно иви (племена / нации), хапу (кланы) или ванау (семьи); в некоторых случаях мараэ посвящается общему благу народа Новой Зеландии.
  • методы, используемые для выбора попечителей;
  • общие руководящие принципы мараэ ;
  • способы, которыми доверительные собственники могут нести ответственность перед бенефициарами, и методы разрешения конфликтов;
  • принципы, регулирующие назначение и признание комитетов по проведению мараэ ;
  • процедуры внесения поправок в устав и обеспечения соблюдения его принципов.

В 1963 году был принят Закон Новой Зеландии об институте искусств и ремесел маори, и институт был построен для сохранения традиции вакаиро. Институт отвечает за строительство и восстановление более 40 мараэ по всей стране.

Традиционное, церковное и образовательное использование

Уэйпапа Marae, Университет Окленда, Новая Зеландия. Трава перед молитвенным домом - это мараэ ātea.

У большинства иви, хапу и даже многих небольших поселений есть свои мараэ. Примером такого небольшого поселения с собственным мараэ является залив Хонгока в Плиммертоне, где проживает известная писательница Патрисия Грейс. Со второй половины 20-го века маори в городских районах основывают межплеменные мараэ, такие как Мараероа в восточной части Порируа. Для многих маори мараэ так же важны, как и их собственный дом.

В некоторых новозеландских церквях также есть собственные мараэ, в которых выполняются все функции традиционного мараэ. Действующие мараэ церкви включают англиканскую, пресвитерианскую и католическую церкви. В последние годы в образовательных учреждениях, включая начальные и средние школы, технические колледжи и университеты, стало обычным строить мараэ для использования учащимися и преподавания культуры маори. Эти мараэ также могут служить местом проведения официальных церемоний, связанных со школой.

Marae из Университета Окленда, например, используется для церемоний окончания Департамента Маори, а также приветствуя церемонии для новых сотрудников университета в целом. Его основная функция - служить местом для обучения вайкреро (ораторского искусства), языка и культуры маори, а также проведения важных церемоний для выдающихся гостей университета. Два подробной средняя школа Marae расположена в Вайката в Te Awamutu колледже и Fairfield колледже. Последний был разработан архитектором маори с детальным знанием резьбы и ткачества; его wharenui имеет замысловатый резной вращающийся пу, а также многие другие поразительные особенности. Помимо школьных мероприятий, его используют для проведения свадеб.

Тангиханга (поминальные обряды)

Как и в доевропейские времена, Мараэ по-прежнему является местом проведения многих церемониальных мероприятий, включая дни рождения, свадьбы и юбилеи. Самым важным событием в Мараэ является тангиханга. Тангиханга - это средство прощания с мертвыми и поддержка оставшихся в живых членов семьи в обществе маори. Как указывали Каай и Хиггинс, «важность тангиханги и ее центральное место в обычаях мараэ отражается в том факте, что она имеет приоритет над любым другим собранием на мараэ».

Острова Кука
Араи-те-Тонга Мараэ, Раротонга. Taputapuātea marae в Аваруа

На Островах Кука есть много исторических мараэ ( тапу или священных мест ), которые использовались для религиозных церемоний на островах. На Раротонге и Аитутаки есть особенно впечатляющие мараэ. Хотя многие из резных фигур на мараэ были уничтожены или конфискованы христианскими миссионерами, камни многих древних мараэ сохранились до наших дней. Некоторые мараэ в лучшей форме, чем другие, так как на островах быстро растет растительность. На Раротонге некоторые из мараэ (Араи-те-Тонга, Верота, Тапутапуатеа) все еще поддерживаются и быстро убираются перед введением нового арики.

Традиция Раротонга гласит, что марае Тапутапуатеа на Раротонге, которую археологи датируют 13 веком, построил Тангиа, который принес с собой центральный камень из древнего одноименного мараэ в Раиате. Действительно, кажется, что в древности брать камень из этого мараэ было обычным делом.

Сын Тетупайи и Теу имел не только право на место в великом Марае Тапутапуатеа в Райатеа, но он мог взять свой камень из Тапутапуатеи и установить его в своем собственном районе Паре Ару (Таити), таким образом основав Мараэ. Сам Тапутапуатеа, чтобы носить Маро-'ура (красный пояс арики).

В Мангаиа был мараэ по имени Тапутапуатеа и дом ариори.

Рапа-Нуи / остров Пасхи
Смотрите также: Аху Тонгарики и Аху Акиви

В отдаленном юго-восточном углу Полинезийского треугольника элементы традиционных полинезийских мараэ превратились в Рапа-Нуи / остров Пасхи Аху и их культовые моаи (статуи).

Таити
Мараэ Ти'и-руа, Моореа, Французская Полинезия

Согласно Салмонду, мараэ - это «порталы между По, миром богов и тьмы, и Ао, повседневным миром людей и света, чтобы люди могли общаться со своими предками». Известные мараэ включают мараэ Вайотаа на Бораборе, мараэ Мата'иреа на Хуахине и мараэ Тапутапуатеа на Раитеа. 'Oro Marae на Таити включен Vai'otaha Marae в Tautira, первом, а затем Ут-'ai-mahurau в Paea, Mahaiatea марай в Papara, Taraho'i марай в Паре - ' Аруя и Hitia'a Marae на Hitiaa O Те Ра.

В Таити, Marae были посвящены конкретным божествам, а также связанные с конкретными родословные говорят, построил их. Во время реставрации Taputapuātea marae на острове Раиатеа в 1994 году археологами из Таитянского музея под некоторыми строениями были обнаружены человеческие кости. Возможно, это останки жертвоприношений полинезийскому богу Оро, почитаемому на Таити.

Смотрите также
Примечания
  1. ^ Полинезийской Lexicon Project Online
  2. ^ Ka'ai, TM, amp; Higgins, R. (2004). Те ао маори - мировоззрение маори. TM Ka'ai, JC Moorfield, MPJ Reilly, amp; S. Mosely (Eds.), Ki te whaiao: Введение в культуру и общество маори (стр. 13–25). Окленд. Новая Зеландия: Pearson Education.
  3. ^ Эррол Хант (2003). Раротонга и острова Кука. Одинокая планета. стр. 22, 44, 86, 87, 75. ISBN   174059083X.
  4. ^ Генри Адамс (1947). Роберт Эрнест Спиллер (ред.). Воспоминания об Арии Таймаи и Мараме из Эймео, Терирере из Туараи, Терринуи из Таити, Таураатуа и Амо. Нью-Йорк: факсимиле ученых и перепечатки.
  5. ^ a b Салмонд, Энн (2010). Остров Афродиты. Беркли: Калифорнийский университет Press. С.  24, 26, 34, 38, 53, 67, 96, 149, 266, 273-274. ISBN   9780520261143.
использованная литература
внешние ссылки
Последняя правка сделана 2024-01-01 07:01:17
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте