Marae (в Новой Зеландии Маори, Острова Кука Маори, Таити ), mala'e (в тонганском ), me'ae (в Marquesan ) или malae (в самоанском ) коммунальный или священное место, которое служит религиозные и социальные цели в полинезийских обществах. На всех этих языках этот термин также означает очищенный от сорняков и деревьев. Мараэ обычно представляет собой территорию расчищенной земли примерно прямоугольной формы (сама мараэ), окаймленную камнями или деревянными столбами (называемыми ау на Таити и маори Островов Кука), возможно, с паэпаэ (террасами), которые традиционно использовались для церемониальных целей; и в некоторых случаях центральный камень аху или ау. В культуре рапа-нуи острова Пасхи термин аху стал синонимом всего комплекса мараэ.
В некоторых современных полинезийских обществах, особенно в обществе маори из Аотеароа Новой Зеландии, мараэ по-прежнему является жизненно важной частью повседневной жизни. В тропической Полинезии большинство мараэ были разрушены или заброшены с приходом христианства в 19 веке, а некоторые стали достопримечательностью для туристов и археологов. Тем не менее, место, где были построены эти мараэ, до сих пор считается тапу (священным) в большинстве этих культур.
Это слово было реконструировано лингвистами до восточно-океанического * malaqe со значением «открытое, очищенное пространство, используемое как место встречи или церемониальное место».
В обществе маори мараэ - это место, где можно праздновать культуру, где можно говорить на языке маори, где могут выполняться межплеменные обязательства, где можно изучать и обсуждать обычаи, где можно проводить семейные мероприятия, такие как дни рождения, и где могут проводиться важные церемонии, такие как приветствие посетителей или проводы с мертвыми ( тангиханга ). Подобно родственным учреждениям старой Полинезии, мараэ - это вахи тапу, «священное место», имеющее большое культурное значение.
В использовании маори marae ātea (часто сокращается до marae) - это открытое пространство перед wharenui ( молитвенный дом; буквально «большое здание»). Обычно термин мараэ используется для обозначения всего комплекса, включая здания и ātea. Эта зона используется для пувири (приветственных церемоний) с ораторским искусством. Некоторые иви (племена) и хапу (суб-племена) не позволяют женщинам выполнять ораторское искусство во время их мараэ, хотя обычно женщины выполняют Карангу (зов). Варенуи - это место для важных встреч, ночевок, ремесел и других культурных мероприятий.
Wharekai (столовая) используется в основном для коммунальных приемов пищи, но и другие виды деятельности могут осуществляться там.
Многие слова, связанные с мараэ в тропической Полинезии, сохранены в контексте маори. Например, слово paepae относится к скамейке, на которой сидят говорящие; это означает, что он сохраняет свои священные и церемониальные ассоциации. Мараэ различаются по размеру: некоторые wharenui немного больше, чем двойной гараж, а некоторые больше, чем типичная ратуша.
Marae является местом встречи зарегистрирована в качестве резерва под законом Te Ture Whenua Маори 1993 (Закон земли маори). Каждый Marae имеет группу доверенных лиц, которые несут ответственность за деятельность в марае. Закон регулирует регулирование мараэ как оговорок и устанавливает обязанности попечителей по отношению к бенефициарам. Обычно у каждого мараэ есть устав, который попечители согласовывают с бенефициарами мараэ. В уставе подробно описаны такие вопросы, как:
В 1963 году был принят Закон Новой Зеландии об институте искусств и ремесел маори, и институт был построен для сохранения традиции вакаиро. Институт отвечает за строительство и восстановление более 40 мараэ по всей стране.
У большинства иви, хапу и даже многих небольших поселений есть свои мараэ. Примером такого небольшого поселения с собственным мараэ является залив Хонгока в Плиммертоне, где проживает известная писательница Патрисия Грейс. Со второй половины 20-го века маори в городских районах основывают межплеменные мараэ, такие как Мараероа в восточной части Порируа. Для многих маори мараэ так же важны, как и их собственный дом.
В некоторых новозеландских церквях также есть собственные мараэ, в которых выполняются все функции традиционного мараэ. Действующие мараэ церкви включают англиканскую, пресвитерианскую и католическую церкви. В последние годы в образовательных учреждениях, включая начальные и средние школы, технические колледжи и университеты, стало обычным строить мараэ для использования учащимися и преподавания культуры маори. Эти мараэ также могут служить местом проведения официальных церемоний, связанных со школой.
Marae из Университета Окленда, например, используется для церемоний окончания Департамента Маори, а также приветствуя церемонии для новых сотрудников университета в целом. Его основная функция - служить местом для обучения вайкреро (ораторского искусства), языка и культуры маори, а также проведения важных церемоний для выдающихся гостей университета. Два подробной средняя школа Marae расположена в Вайката в Te Awamutu колледже и Fairfield колледже. Последний был разработан архитектором маори с детальным знанием резьбы и ткачества; его wharenui имеет замысловатый резной вращающийся пу, а также многие другие поразительные особенности. Помимо школьных мероприятий, его используют для проведения свадеб.
Как и в доевропейские времена, Мараэ по-прежнему является местом проведения многих церемониальных мероприятий, включая дни рождения, свадьбы и юбилеи. Самым важным событием в Мараэ является тангиханга. Тангиханга - это средство прощания с мертвыми и поддержка оставшихся в живых членов семьи в обществе маори. Как указывали Каай и Хиггинс, «важность тангиханги и ее центральное место в обычаях мараэ отражается в том факте, что она имеет приоритет над любым другим собранием на мараэ».
На Островах Кука есть много исторических мараэ ( тапу или священных мест ), которые использовались для религиозных церемоний на островах. На Раротонге и Аитутаки есть особенно впечатляющие мараэ. Хотя многие из резных фигур на мараэ были уничтожены или конфискованы христианскими миссионерами, камни многих древних мараэ сохранились до наших дней. Некоторые мараэ в лучшей форме, чем другие, так как на островах быстро растет растительность. На Раротонге некоторые из мараэ (Араи-те-Тонга, Верота, Тапутапуатеа) все еще поддерживаются и быстро убираются перед введением нового арики.
Традиция Раротонга гласит, что марае Тапутапуатеа на Раротонге, которую археологи датируют 13 веком, построил Тангиа, который принес с собой центральный камень из древнего одноименного мараэ в Раиате. Действительно, кажется, что в древности брать камень из этого мараэ было обычным делом.
Сын Тетупайи и Теу имел не только право на место в великом Марае Тапутапуатеа в Райатеа, но он мог взять свой камень из Тапутапуатеи и установить его в своем собственном районе Паре Ару (Таити), таким образом основав Мараэ. Сам Тапутапуатеа, чтобы носить Маро-'ура (красный пояс арики).
В Мангаиа был мараэ по имени Тапутапуатеа и дом ариори.
В отдаленном юго-восточном углу Полинезийского треугольника элементы традиционных полинезийских мараэ превратились в Рапа-Нуи / остров Пасхи Аху и их культовые моаи (статуи).
Согласно Салмонду, мараэ - это «порталы между По, миром богов и тьмы, и Ао, повседневным миром людей и света, чтобы люди могли общаться со своими предками». Известные мараэ включают мараэ Вайотаа на Бораборе, мараэ Мата'иреа на Хуахине и мараэ Тапутапуатеа на Раитеа. 'Oro Marae на Таити включен Vai'otaha Marae в Tautira, первом, а затем Ут-'ai-mahurau в Paea, Mahaiatea марай в Papara, Taraho'i марай в Паре - ' Аруя и Hitia'a Marae на Hitiaa O Те Ра.
В Таити, Marae были посвящены конкретным божествам, а также связанные с конкретными родословные говорят, построил их. Во время реставрации Taputapuātea marae на острове Раиатеа в 1994 году археологами из Таитянского музея под некоторыми строениями были обнаружены человеческие кости. Возможно, это останки жертвоприношений полинезийскому богу Оро, почитаемому на Таити.