Моаи

редактировать
Монолитные человеческие фигуры на острове Пасхи

Моаи, обращенные вглубь суши в Аху Тонгарики, восстановленные чилийским археологом Клаудио Кристино в 1990-е годы

моаи (Об этом звуке слушай ) или моаи (испанский : moái, Rapa Нуи : моаи, что означает «статуя» в Рапа Нуи ), монолитные человеческие фигуры, вырезанные народом Рапа Нуи на острове Пасхи. на востоке Полинезии между 1250 и 1500 годами. Почти половина из них все еще находится в Рано Рараку, главном карьере моаи, но сотни были перевезены оттуда и установлены на каменных платформах, называемых аху по периметру острова. Почти у всех моаи чересчур большие головы в три восьмых размера всей статуи. Моаи - это в основном живые лица (аринга ора) обожествленных предков (аринга ора ата тепуна). Когда европейцы впервые посетили остров в 1722 году, статуи все еще смотрели вглубь страны, через земли своих кланов , но все они пали во второй половине XIX века.

Производство и транспортировка более 900 статуй считается замечательным творческим и физическим подвигом. Самый высокий из возведенных моаи, называемый Паро, был почти 10 метров (33 фута) в высоту и весил 82 тонны (90,4 коротких тонны). Самым тяжелым моаи был невысокий, но приземистый моаи в Аху Тонгарики, весом 86 тонн. Одна незаконченная скульптура, если она будет завершена, имела бы высоту примерно 21 м (69 футов) и вес около 145–165 тонн (160–182 метрических тонны). Моаи были свергнуты в конце 18 и начале 19 веков, возможно, в результате контактов с европейцами или междоусобных межплеменных войн.

Содержание
  • 1 Описание
    • 1.1 Характеристики
      • 1.1.1 Глаза
    • 1.2 Символика
      • 1.2.1 Узлы и головные уборы Пукао
      • 1.2.2 Маркировка
  • 2 История
    • 2.1 Ремесленники
    • 2.2 Транспорт
    • 2.3 Культ Птичеловека
    • 2.4 Моаи Кавакава
    • 2.5 1722–1868 опрокидывание моаи
    • 2.6 Удаление
  • 3 Сохранение и восстановление
  • 4 Символ Unicode
  • 5 См. Также
  • 6 Примечания
  • 7 Ссылки
  • 8 Внешние ссылки
Описание
Моаи на склоне холма в Рано Рараку

Моаи - монолитные статуи, их минималистский стиль связан с формами, встречающимися по всей Полинезии. Моаи вырезаны в относительно плоских плоскостях. Человеческие фигуры сначала будут очерчены на каменной стене, а затем отколоты до тех пор, пока не останется только изображение. Сверхбольшие головы (соотношение между головой и туловищем - три к пяти, скульптурная черта, демонстрирующая полинезийскую веру в святость головы вождя) имеют тяжелые брови и удлиненные носы с характерной формой рыболовного крючка. завиток ноздрей. Губы высовываются в тонкую надутую губу. Как и нос, уши имеют удлиненную и продолговатую форму. Линии челюсти выделяются на фоне усеченной шеи. Туловище тяжелое, иногда ключицы слегка окаймлены камнем. Руки вырезаны на барельефе и упираются в тело в различных положениях, руки и длинные тонкие пальцы лежат на гребнях бедер, встречаются в хами (набедренной повязке), при этом большие пальцы иногда направлены в сторону бедра. пупок. Как правило, анатомические особенности спины не детализируются, но иногда на ягодицах и пояснице присутствуют мотивы в виде кольца и пояса. За исключением одного стоящего на коленях моаи, у статуй нет четко видимых ног.

Каменоломня Моаи в Рано Рараку Все пятнадцать стоявших моаи в Аху Тонгарики.

Хотя моаи представляют собой статуи всего тела, в популярной литературе их часто называют «головами острова Пасхи». Отчасти это из-за непропорционального размера голов большинства моаи, а отчасти из-за того, что многие из знаковых изображений острова, показывающих вертикальные моаи, - это статуи на склонах Рано Рараку, многие из которых похоронены по плечи. Некоторые из «голов» в Рано Рараку были раскопаны, и их тела были замечены и отмечены отметинами, которые были защищены от эрозии их захоронением.

Средняя высота моаи составляет около 4 м (13 футов), а средняя ширина у основания около 1,6 м (5,2 фута). Эти массивные создания обычно весят около 12,5 тонн (13,8 тонны) каждое.

Все, кроме 53 из более чем 900 известных на сегодняшний день моаи, были вырезаны из туфа (сжатого вулканического пепла) из Рано Рараку, где 394 моаи в различной степени завершенности все еще видны сегодня. Есть также 13 моаи, вырезанных из базальта, 22 из трахита и 17 из хрупкого красного шлака. В конце резьбы строители натирали статую пемзой.

Характеристики

Восстановленный туф моаи в Аху Тахаи с восстановленными пукао и точными глазами

статуи острова Пасхи известны своими большими, широкими носами и сильным подбородком, а также прямоугольными ушами и глубокими прорезями для глаз. Их тела обычно сидят на корточках, с руками в разных положениях и без ног. Большинство аху обитают вдоль побережья и обращены вглубь страны, в сторону сообщества. Есть некоторые внутренние аху, такие как Аху Акиви. Эти моаи обращены лицом к сообществу, но, учитывая небольшой размер острова, также кажется, что они обращены к побережью.

Глаза

В 1979 году группа археологов обнаружила, что полусферический или глубокий эллиптический глаз глазницы предназначены для размещения коралловых глаз с зрачками либо черного обсидиана, либо красного шлака. Открытие было сделано путем сбора и повторной сборки сломанных фрагментов белого коралла, которые были найдены в различных местах. Впоследствии находки, ранее не классифицированные в музее острова Пасхи, были повторно исследованы и классифицированы как фрагменты глаза. Считается, что моаи с резными глазницами, вероятно, были отнесены к аху и церемониальным местам, предполагая, что выборочная иерархия рапа-нуи была приписана дизайну моаи до его кончины с появлением религии, вращающейся вокруг tangata manu.

Символизм

Многие археологи предполагают, что «[] статуи были, таким образом, символами власти и власти, как религиозной, так и политической. Но они были не только символами. Для людей, которые возводили и использовали их, они были настоящими хранилищами священного духа. В древних полинезийских религиях резные каменные и деревянные предметы считались заряженными магической духовной сущностью, называемой маной »

. Считают, что статуи были изображением предков древних полинезийцев. Статуи моаи обращены в сторону от океана в сторону деревень, как будто наблюдая за людьми. Исключение составляют семь Аху Акиви, которые обращены к морю, чтобы помочь путешественникам найти остров. Существует легенда, согласно которой семь мужчин ждали прибытия своего короля. Исследование, проведенное в 2019 году, пришло к выводу, что древние люди считали, что добыча моаи может быть связана с улучшением плодородия почвы и, как следствие, с критически важными запасами пищи.

Узлы и головные уборы Пукао

Хоа Хакананайа в Британский музей

У более поздних моаи на головах пукао, которые представляют хохолок вождей. Согласно местной традиции, мана хранилась в волосах. пукао были вырезаны из красного шлака, очень легкого камня, добытого в карьере в Пуна-Пау. Сам по себе красный цвет считается священным цветом в Полинезии. Добавленные пукао предполагают дальнейший статус моаи.

Маркировка

Петроглифы на обратной стороне раскопанных моаи.

При первом вырезании поверхность моаи была отполирована до гладкости путем растирания пемзой. Однако легко обрабатываемый туф, из которого было вырезано большинство моаи, легко подвергается эрозии, так что лучшее место для просмотра деталей поверхности - это несколько моаи, вырезанных из базальта, или на фотографиях и других археологических записях поверхностей моаи, защищенных захоронениями.

У тех моаи, которые менее подвержены эрозии, обычно есть рисунки, вырезанные на спине и задней части тела. Экспедиция Рутледжа 1914 года установила культурную связь между этими рисунками и традиционными татуировками острова, которые были подавлены миссионерами полвека назад. До современного анализа ДНК островитян и их предков это было ключевым научным доказательством того, что моаи были вырезаны рапа-нуи, а не отдельной группой из Южной Америки.

По крайней мере, некоторые из моаи были раскрашены; Хоа Хакананайа был украшен бордовыми и белыми красками до 1868 года, когда он был удален с острова. В настоящее время он находится в Британском музее в Лондоне, но были выдвинуты требования о его возвращении в Рапа-Нуи.

История
Карта острова Пасхи с использованием моаи, чтобы показать местонахождение различных аху

Статуи были вырезаны полинезийскими колонизаторами острова, в основном между 1250 и 1500 годами. Помимо изображения умерших предков Моаи, когда они были возведены на аху, также могли рассматриваться как воплощение могущественных живых или бывших вождей и важные символы статуса родословной. Каждый моаи представлял статус: «Чем больше статуя, помещенная на аху, тем больше маны было у вождя, который ее заказал». Соревнование за самую грандиозную статую когда-либо существовало в культуре островитян Пасхи. Доказательством этого являются моаи разных размеров.

Завершенные статуи были перенесены в аху в основном на побережье, а затем установлены, иногда с пукао, красными каменными цилиндрами на головах. Моаи, должно быть, были чрезвычайно дороги в изготовлении и транспортировке; не только фактическая резьба каждой статуи потребовала усилий и ресурсов, но и готовое изделие было затем доставлено на свое окончательное место и установлено.

Незавершенный моаи в карьере

Карьеры в Рано Рараку, кажется, были внезапно заброшены, с мусором каменных инструментов и множеством законченных моаи за пределами карьера, ожидающих транспортировки, и почти таким же количеством незавершенных статуй еще на месте как были установлены на аху. В девятнадцатом веке это привело к предположению, что остров был остатком затонувшего континента и что наиболее законченные моаи находились под водой. Эта идея давно была опровергнута, и теперь стало понятно, что:

  • Некоторые статуи были вырезаны на скалах и никогда не предназначались для завершения.
  • Некоторые были неполными, потому что, когда включения были обнаружены, резчики оставляли частичную статую и начинали новую. Туф - это мягкий камень, в который время от времени попадают комки гораздо более твердого камня.
  • Некоторые завершенные статуи в Рано Рараку были размещены там навсегда, а не были временно припаркованы в ожидании удаления.
  • Некоторые были действительно неполными, когда эпоха строительства статуй подошла к концу.

Ремесленники

Точно неизвестно, какая группа в общинах была ответственна за резьбу статуй. Устные традиции предполагают, что моаи были вырезаны либо выдающимся классом профессиональных резчиков, которые были сопоставимы по статусу с высокопоставленными членами других полинезийских ремесленных гильдий, либо, альтернативно, членами каждого клана. Устные рассказы показывают, что карьер Рано Рараку был разделен на разные территории для каждого клана.

Транспортировка

Аху Акиви, самый дальний внутренний край всех аху

Поскольку к моменту первого посещения европейцами остров был практически безлесным, перемещение статуй было загадкой для много времени; Анализ пыльцы теперь установил, что остров был почти полностью засажен деревьями до 1200 г. н.э. Пыльца деревьев исчезла из записей к 1650 году.

Точно неизвестно, как моаи перемещались по острову. Ранее исследователи предполагали, что для этого процесса почти наверняка потребуются человеческая энергия, веревки и, возможно, деревянные сани (сани) и / или ролики, а также проложенные дорожки через остров (дороги острова Пасхи). Другая теория предполагает, что моаи клали на бревна и катили к месту назначения. Если эта теория верна, то для перемещения моаи потребуется 50–150 человек. Самое недавнее исследование демонстрирует на основании археологических данных, что статуи были связаны веревками с двух сторон и заставлены «ходить», наклоняя их из стороны в сторону при движении вперед. Они также использовали пение, «гуляя» по моаи. Координация и сплоченность были важны, поэтому они разработали песнопение, в котором ритм помогал им тянуть в нужный момент.

Устные истории рассказывают, как различные люди использовали божественную силу, чтобы приказать статуям идти. Самые ранние источники говорят, что царь по имени Туу Ку Иху переместил их с помощью бога Макемаке, в то время как более поздние рассказы рассказывают о женщине, которая жила одна на горе, приказывая им по своей воле. Ученые в настоящее время поддерживают теорию о том, что основным методом было то, что моаи «ходили» в вертикальном положении (некоторые предполагают, что это происходит путем раскачивания), поскольку укладывание их ничком на санях (метод, используемый островитянами Пасхи для перемещения камня в 1860-х годах), потребовалось около 1500 человек, чтобы переместить самый крупный моаи, который был успешно возведен. В 1998 году Джо Энн Ван Тилбург предположила, что меньше половины этого числа могли бы сделать это, поместив сани на смазанные ролики. В 1999 году она руководила экспериментом по перемещению девятитонного моаи. Копию погрузили на сани, построенные в форме А-рамы, которые были помещены на ролики, и 60 человек натянули несколько веревок в двух попытках буксировать моаи. Первая попытка не удалась, когда ролики заклинило. Вторая попытка удалась, когда гусеницы были заложены в землю. Это было на ровной земле, и использовалось дерево эвкалипта, а не местные пальмы.

Знак, указывающий на защищенный статус моаи

В 1986 году Павел Павел, Тур Хейердал и музей Кон-Тики экспериментировал с пятитонным моаи и девятитонным моаи. Обернув веревку вокруг головы статуи, а другую - вокруг основания, используя восемь рабочих для меньшей статуи и 16 для большей, они «вели» моаи вперед, поворачивая и раскачивая его из стороны в сторону; однако эксперимент был завершен досрочно из-за повреждения оснований статуй от сколов. Несмотря на раннее завершение эксперимента, Тур Хейердал подсчитал, что этот метод для 20-тонной статуи над ландшафтом острова Пасхи позволит получить 320 футов (100 м) в день. Другие ученые пришли к выводу, что, вероятно, моаи двигались не так, из-за сообщений о повреждении базы, вызванном «шаркающим» движением.

Примерно в то же время археолог экспериментировал с 10-тонной копией. Его первый эксперимент показал, что раскачивание статуи при ходьбе было слишком неустойчивым на расстоянии более нескольких сотен ярдов. Затем он обнаружил, что, установив статую вертикально на двух полозьях на бревнах, 25 человек смогли переместить статую на 150 футов (46 м) за две минуты. В 2003 году дальнейшие исследования показали, что этот метод может объяснить якобы регулярно расположенные почтовые ямы (его исследование по этому поводу еще не было опубликовано), когда статуи перемещались по неровной земле. Он предположил, что отверстия содержали вертикальные столбы по обе стороны от дорожки, так что, когда статуя проходила между ними, они использовались в качестве консолей для столбов, чтобы подтолкнуть статую вверх по склону без необходимости дополнительных людей, тянущих за веревки, и аналогично замедлите движение на спуске. Столбы также могут выступать в качестве тормоза, когда это необходимо.

Основываясь на подробных исследованиях статуй, найденных вдоль доисторических дорог, археологи показали, что характер поломки, форма и положение статуй соответствуют «вертикальному» «гипотеза о транспортировке». Хант и Липо утверждают, что, когда статуи были вырезаны в карьере, скульпторы оставили их основания широкими и изогнутыми по переднему краю. Они показали, что у статуй вдоль дороги есть центр масс, который заставляет статую наклоняться вперед. Когда статуя наклоняется вперед, она покачивается боком по изогнутому переднему краю и делает «шаг». Видны крупные хлопья, отколовшиеся от сторон оснований. Они утверждают, что после того, как статую «спустили» по дороге и установили в ландшафте, широкое и изогнутое основание было вырезано. Все эти свидетельства указывают на практику вертикального транспорта.

Недавние экспериментальные воссоздания доказали, что вполне возможно, что моаи буквально прошли от карьера до конечной позиции, изобретательно используя веревки. Команды рабочих работали, раскачивая моаи взад и вперед, создавая ходьбу и удерживая моаи в вертикальном положении. Если это верно, то можно сделать вывод, что упавшие моаи на дороге были результатом того, что команды балансиров не смогли удержать статую в вертикальном положении, и, по-видимому, было невозможно поднять статуи снова после опрокидывания. Однако споры продолжаются.

Культ Бёрдмэнов

Первоначально у жителей островов Пасхи был верховный вождь или единоличный лидер. С годами уровень власти изменился от единоличного вождя к классу воинов, известному как мататоа. териантропическая фигура полуптицы и получеловека была символом мататоа; этот особый персонаж связывает священное место Оронго. Новый культ спровоцировал битвы племен из-за поклонения предкам. Создание моаи было одним из способов, которым островитяне почитали своих предков; Есть свидетельства того, что во время расцвета культа человека-птицы строительство моаи прекратилось.

Петроглиф человека-птицы с яйцом в руке.

«Одна из самых захватывающих достопримечательностей Оронго - это сотни петроглифов, вырезанных с изображениями людей-птиц и Макемаке. Вырезанные в твердом базальте, они выдержали века суровой погоды. Было высказано предположение, что на изображениях изображены победители соревнований по птицам. Более 480 петроглифов птиц было найдено на острове, в основном вокруг Оронго ». Оронго, место празднования культа, представлял собой опасный ландшафт, состоящий из «узкого гребня между 300-метровым падением в океан с одной стороны и глубоким кратером с другой». Считающийся священным местом Оронго, Мата Нгарау был местом, где жрецы-птицы молились и пели для успешной охоты за яйцами. «Целью конкурса птицелов было получение первого в сезоне яйца с прибрежного островка Моту Нуи. Участники спустились с отвесных утесов Оронго и доплыли до Моту Нуи, где они ждали появления птиц. Добыв яйцо, участник поплыл и подарил его своему спонсору, который затем был объявлен птичником на тот год, что стало важной статусной позицией ».

Моаи Кавакава

Эти цифры намного меньше, чем у более известного камня моаи. Они сделаны из дерева и имеют небольшой тонкий корпус, что придает им унылый вид. Считается, что эти фигуры были сделаны после того, как цивилизация на Рапа-Нуи начала рушиться, поэтому они кажутся им более исхудалыми.

1722–1868 гг., Падение моаи

Повергнутые моаи

В какой-то момент после прибытия в 1722 г. Якоба Роггевена все моаи, воздвигнутые на аху, были свергнуты, а последние статуи, о которых сообщил в 1838 г., Абель Обер дю Пети-Туар, и к 1868 году никаких вертикальных статуй, кроме частично захороненных на внешних склонах Рано Рараку.

Устные рассказы включают одно сообщение о клане, сбившем одного моаи ночью, но другие относятся к «сотрясению земли», и есть признаки того, что по крайней мере некоторые из них пали из-за землетрясений. Некоторые из моаи падали вперед так, что их лица были скрыты, и часто падали так, что их шеи ломались; другие упали со своих платформ. Сегодня около 50 моаи возведены в своих аху или в других музеях.

В 1862 году народ Рапа Нуи был опустошен на острове. В течение года люди, оставшиеся на острове были больны, ранены и лишены руководства. У выживших после набегов рабов появилась новая компания из высадившихся миссионеров. Оставшееся население обратилось в христианство. Коренные жители островов Пасхи утратили свою самобытность, поскольку сначала их стиль одежды, а затем их новые христианские запреты. История их предков была уничтожена (произведения искусства, здания, священные предметы), оставив мало записей об их прежней жизни. Затем они были подвергнуты принудительному выселению с их родных земель и переселены на гораздо меньшую часть острова, а остальная часть использовалась для ведения сельского хозяйства. «В конце концов вся чистая кровь рапа Нуи вымерла. Присоединение к Чили принесло новые влияния, и сегодня осталось лишь несколько человек, связанных с первоначальным населением».

Удаление

Одиннадцать или больше Моаи были вывезены с острова и перевезены в разные места по всему миру, включая шесть из тринадцати моаи, вырезанных из базальта.

Аху Тахай
Сохранение и восстановление
Посетителям запрещено подниматься на моаи. Ранний европейский рисунок моаи в нижней части испанской карты 1770 года острова Пасхи ; оригинальные рукописные карты испанской экспедиции находятся в военно-морском музее Мадрида и в коллекции Джека Долтона, США.

С 1955 по 1978 год американский археолог, Уильям Маллой провел обширное исследование производства, транспортировки и монтажа монументальной скульптуры острова Пасхи. Проекты Маллоя на Рапа Нуи включают исследование комплекса Акиви-Вайтека и физическое восстановление Аху Акиви (1960); исследование и восстановление Аху Ко Те Рику и Аху Вай Ури и Церемониального комплекса Тахаи (1970); исследование и восстановление двух аху ат (1972 г.); исследование и восстановление церемониальной деревни в Оронго (1974) и многочисленные другие археологические исследования по всему острову.

Национальный парк Рапа-Нуи и моаи включены в Конвенцию ООН 1972 года об охране всемирного культурного и природного наследия и, следовательно, в список 1994 года. ЮНЕСКО Объекты всемирного наследия.

Моаи были нанесены на карту несколькими группами на протяжении многих лет, в том числе усилиями отца Себастьяна Энглерта и чилийских исследователей. EISP (Проект статуи острова Пасхи) провел исследования и документировал многие моаи на Рапа-Нуи и артефакты, хранящиеся в зарубежных музеях. Цель проекта - понять первоначальное использование, контекст и значение фигур, а результаты будут предоставлены семьям Рапа Нуи и государственным органам острова, отвечающим за сохранение и сохранение моаи. Другие исследования включают работы и.

В 2008 году финский турист отколол кусок уха одному моаи. Туриста оштрафовали на 17000 долларов и запретили въезд на остров на три года.

В 2020 году незанятый грузовик въехал в Моаи, разрушив статую и причинив «неисчислимый ущерб».

Символ Unicode
Мойя в Сибуя.

В 2010 году Моаи был включен как смайлик (🗿) в Unicode версии 6.0 под кодовой точкой U + 1F5FF.

Официальное имя смайлика в кодировке Unicode пишется «Moyai». Это название [джа ] возле станции Сибуя в Токио, навеянное моаи, но отличным от него. Это привело к тому, что различные компании использовали несогласованные рисунки для этого смайлика с собственными изображениями смайликов.

См. Также
  • Марае - полинезийские церемониальные места, из которых произошли традиции моаи и аху.
  • Тики, резные изображения легендарного первого человека среди маори и других культур Западной Полинезии
  • Анито, духов-предков и божеств филиппинского народа, часто вырезанные на деревянных или каменных фигурах
  • Таотао Мона, духи предков народа чаморро в Микронезии
  • Чемамул, большие погребальные статуи мапуче в Южной Америке, которые напоминают моаи
  • дол харебанг, большие древние каменные статуи на острове Чеджу, Южная Корея, которые напоминают моаи
  • Поклонение мертвым
  • Список крупнейших монолитов
Примечания
Ссылки
  • Хейердал, Тор. Skjølsvold, Арне. Павел Павел. "Ходячие" моаи с острова Пасхи. Проверено 8 августа 2005 г.
  • McCall, Grant (1995). «Рапануи (Остров Пасхи) ». Ежегодник тихоокеанских островов 17-е издание. Fiji Times. Проверено 8 августа 2005 г.
  • Мэтьюз, Руперт (1988). Древние тайны. Издательство Wayland. ISBN 0-531-18246-0.
  • Пелта, Кэти (2001). Открытие заново острова Пасхи. Издательская группа Лернера. ISBN 978-0-8225-4890-4.
  • Рутледж, Кэтрин (1919) Тайна острова Пасхи ISBN 0-932813-48-8.
  • Ван Тилбург, Джо Энн (2001). "Остров Пасхи". В П. Перегин и М. Эмбер (ред.), Энциклопедия доисторической эпохи, Том 3: Восточная Азия и Океания. Kluwer Academic / Plenum Publishers. ISBN 0-306-46257-5
  • Ван Тилбург, Джо Энн (2006). Удаленные возможности: Hoa Hakananai'a и HMS Topaze на Рапа-Нуи. Исследования Британского музея.
Внешние ссылки
На Викискладе есть материалы, связанные с Моаи.
Последняя правка сделана 2021-05-30 04:08:54
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте