Тапу или табу - это полинезийское традиционное понятие, обозначающее нечто святое или священное, с «духовным ограничением» или «подразумеваемым запретом»; он включает правила и запреты. Английское слово taboo происходит от этого более позднего значения и восходит к визиту капитана Джеймса Кука на Тонга в 1777 году.
Эта концепция существует во многих обществах, включая традиционные фиджийцы, маори, самоанцы, кирибати, рапануи, таитянская, гавайская и тонганская культуры, в большинстве случаев с использованием узнаваемо схожего слова, хотя термин ротуман для этого понятия это «ха-а». На Гавайях аналогичная концепция известна как «капу ".
В традиции маори и тонга то, что называется тапу, считается неприкосновенным или священным. Вещи или места, относящиеся к тапу, должны быть оставить в покое, и к ним нельзя приближаться или вмешиваться. В некоторых случаях о них не следует даже говорить.
В обществе маори это понятие часто использовалось tohunga (священники ) для защиты ресурсов от чрезмерной эксплуатации, объявив промысел или другой ресурс как тапу (см. рахуи ).
Есть два вида тапу, частное (относящееся к отдельным лицам) и публичное тапу (относящееся к сообществам). Человек, объект или место, являющееся тапу, не могут быть затронуты человеческим контактом, а в некоторых случаях даже не приближены. Человек, объект, или место можно было сделать священным с помощью тапу на определенное время.
В обществе до контакта тапу было одной из самых сильных сил в жизни маори. Нарушение тапу могло иметь ужасные последствия, включая смерть о защищаться от болезни или от рук кого-либо, пострадавшего от правонарушения. В прежние времена пища, приготовленная для человека высокого ранга, была тапу, и ее не могли есть люди низшего ранга. Дом вождя был тапу, и даже вождь не мог есть пищу внутри своего дома. Тапу считались не только домами высокопоставленных людей, но и их имуществом, в том числе одеждой. Могильники и места смерти всегда являлись тапу, и эти места часто окружали защитным забором.
По крайней мере в одном случае вождь объявил все поселение - Окленд, недавно основанный город европейских поселенцев - тапу, чтобы разъяснить другим племенам, что он считает его находящимся под его защитой..
Сегодня тапу по-прежнему соблюдается в вопросах, связанных с болезнью, смертью и погребением:
Тапу также все еще наблюдается на месте высадки китов на берег. Киты считаются духовным сокровищем как потомки бога океана, Тангароа, и как таковые пользуются большим уважением. Места высадки китов и любые китовые туши из выброшенных на берег рассматриваются как священная земля.
Ноа, с другой стороны, отрывает тапу от человека или объекта. Ноа подобна благословению. Тапу и ноа остаются сегодня частью культуры маори, хотя люди сегодня не подчиняются тому же тапу, что и в предыдущие времена. Например, в новом доме сегодня может быть проведена ноа-церемония удаления тапу, чтобы обезопасить дом до того, как туда переедет семья.