Тапу (полинезийская культура)

редактировать
Традиционное полинезийское понятие, обозначающее нечто святое или священное

Тапу или табу - это полинезийское традиционное понятие, обозначающее нечто святое или священное, с «духовным ограничением» или «подразумеваемым запретом»; он включает правила и запреты. Английское слово taboo происходит от этого более позднего значения и восходит к визиту капитана Джеймса Кука на Тонга в 1777 году.

Эта концепция существует во многих обществах, включая традиционные фиджийцы, маори, самоанцы, кирибати, рапануи, таитянская, гавайская и тонганская культуры, в большинстве случаев с использованием узнаваемо схожего слова, хотя термин ротуман для этого понятия это «ха-а». На Гавайях аналогичная концепция известна как «капу ".

. В традиции маори

В традиции маори и тонга то, что называется тапу, считается неприкосновенным или священным. Вещи или места, относящиеся к тапу, должны быть оставить в покое, и к ним нельзя приближаться или вмешиваться. В некоторых случаях о них не следует даже говорить.

В обществе маори это понятие часто использовалось tohunga (священники ) для защиты ресурсов от чрезмерной эксплуатации, объявив промысел или другой ресурс как тапу (см. рахуи ).

Есть два вида тапу, частное (относящееся к отдельным лицам) и публичное тапу (относящееся к сообществам). Человек, объект или место, являющееся тапу, не могут быть затронуты человеческим контактом, а в некоторых случаях даже не приближены. Человек, объект, или место можно было сделать священным с помощью тапу на определенное время.

В обществе до контакта тапу было одной из самых сильных сил в жизни маори. Нарушение тапу могло иметь ужасные последствия, включая смерть о защищаться от болезни или от рук кого-либо, пострадавшего от правонарушения. В прежние времена пища, приготовленная для человека высокого ранга, была тапу, и ее не могли есть люди низшего ранга. Дом вождя был тапу, и даже вождь не мог есть пищу внутри своего дома. Тапу считались не только домами высокопоставленных людей, но и их имуществом, в том числе одеждой. Могильники и места смерти всегда являлись тапу, и эти места часто окружали защитным забором.

По крайней мере в одном случае вождь объявил все поселение - Окленд, недавно основанный город европейских поселенцев - тапу, чтобы разъяснить другим племенам, что он считает его находящимся под его защитой..

Сегодня тапу по-прежнему соблюдается в вопросах, связанных с болезнью, смертью и погребением:

  • Тангиханга или погребальные обряды могут длиться до пяти дней. Покойный лежит в государстве, обычно в открытом гробу, по бокам которого находятся родственницы, одетые в черное, их головы иногда увенчаны листьями кавакава, которые делают небольшие перерывы. В течение дня посетители приходят, иногда с больших расстояний, несмотря на только дальние отношения, чтобы обратиться к умершему. Они могут откровенно говорить о его или ее недостатках, а также о достоинствах, но пение и шутки также уместны. Поощряется свободное выражение горя как мужчинами, так и женщинами. Можно использовать традиционные верования и приказать умершему вернуться на родину предков, Хавайки, через te rerenga wairua, путешествие духов. Близкие родственники или кири-мат («мертвая кожа») могут не говорить. В последнюю ночь, pō whakamutunga (ночь окончания), скорбящие проводят бдение, и на восходе солнца гроб закрывают перед церковной или панихой и / или церемонией погребения на могиле, неизменно христианской. Скорбящие традиционно моют руки в воде и окропляют голову перед тем, как покинуть кладбище. По окончании погребального обряда традиционно сервируется пир. Ожидается, что скорбящие принесут коха или подарки к трапезе. После погребения дом умершего и место, где он умер, ритуально очищается с помощью каракии (молитв или заклинаний) и очищается с помощью еды и питья в церемонии, называемой такахи варе, топчая дом. В эту ночь pō whakangahau (ночь развлечений) - это ночь расслабления и отдыха. Вдова или вдовец не остаются одни на несколько ночей после этого.
  • В течение следующего года родственники известного умершего человека будут посещать других мараэ, «неся им смерть» (kawe mate). Они несут фотографии этого человека на мараэ.
  • Открытие надгробий (хура котяту) обычно проводится примерно через год после смерти, часто в праздничные дни, чтобы разместить посетителей, которые не смогли добраться до тангиханги. Вспоминаются мертвые и выражается еще больше горя.
  • Рангатира (вождь) или Тоа (воин), когда он делает его Та моко (татуировка на лице), считается Тапу, а татуировщик -
  • Гости манухири / манувири или посетители марэ считаются тапу до тех пор, пока еда не коснется их рта или не пройдет через рот.

Тапу также все еще наблюдается на месте высадки китов на берег. Киты считаются духовным сокровищем как потомки бога океана, Тангароа, и как таковые пользуются большим уважением. Места высадки китов и любые китовые туши из выброшенных на берег рассматриваются как священная земля.

Ноа

Ноа, с другой стороны, отрывает тапу от человека или объекта. Ноа подобна благословению. Тапу и ноа остаются сегодня частью культуры маори, хотя люди сегодня не подчиняются тому же тапу, что и в предыдущие времена. Например, в новом доме сегодня может быть проведена ноа-церемония удаления тапу, чтобы обезопасить дом до того, как туда переедет семья.

Ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-09 09:56:40
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте