Движение короля маори

редактировать

Король Киингитанги
Kiingi
Действующий
Король Тухейтия Паки 2009.jpg
Tūheitia Potatau Te Wherowhero VII с 21 августа 2006 г.
Подробности
Предполагаемый наследник Никто; выборный
Первый монарх Pōtatau Te Wherowhero
Формирование 1858 г.
Резиденция Дом Туронго, Турангаваеваэ
Назначающий Племена по Kīngitanga

Король маори, называется Kīngitanga в Маори, это движение, возникшее среди некоторых племен маори из Новой Зеландии в центральной части Северного острова в 1850 - х годах, чтобы установить роль, аналогичную по статусу, что монарха британских колонистов, как способ остановить отчуждение земель маори. Монарх маори действует в неконституционном качестве, не имея правовой или судебной власти в правительстве Новой Зеландии. Правящие монархи сохраняют положение верховного вождя нескольких племен ( иви ) и обладают некоторой властью над ними, особенно в пределах Тайнуи.

Нынешний монарх маори, Тухейтия Паки, был избран в 2006 году, а его официальная резиденция - дом Тунго на мараэ Турангаваеваэ в городе Нгаруавахия. Тухейтия является седьмым монархом с момента создания этой должности и является продолжением династии, восходящей к первому королю, Пататау Те Вероверо.

Движение возникло среди группы иви центрального Северного острова в 1850-х годах как средство достижения единства маори, чтобы остановить отчуждение земли во время быстрого роста населения европейскими колонистами. Движение стремилось установить монарха, который мог бы претендовать на статус, аналогичный статусу королевы Виктории, и, таким образом, позволить маори иметь дело с пакеа (европейцами) на равных. Он принял вид альтернативного правительства с собственным флагом, газетой, банком, советниками, магистратами и правоохранительными органами. Но колониальное правительство рассматривало это как вызов превосходству британской монархии, что, в свою очередь, привело к вторжению в Вайкато 1863 года, которое отчасти было мотивировано стремлением нейтрализовать власть и влияние Кингитанги. После поражения при Шракау в 1864 году силы кингитанги отступили в племенной регион Нгати Маниапото на Северном острове, который стал известен как Страна Королей.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 История
    • 1.1 Предпосылки
    • 1.2 Pōtatau Te Wherowhero
    • 1.3 Матутаэра Тавиао
    • 1.4 Махута Тавиао
    • 1.5 Те Рата Махута
    • 1.6 Короки Махута
    • 1.7 Те Атаирангикааху
    • 1.8 Тухейтия паки
  • 2 Наследование
  • 3 силы
  • 4 практики
  • 5 Список монархов маори
  • 6 См. Также
  • 7 Примечания
  • 8 ссылки
  • 9 Внешние ссылки

История

Фон

Флаг, поднятый в Нгаруавахии после провозглашения Пётатау Те Веровхеро королем маори, нарисован в 1863 году. Флаг раннего движения короля маори, использовавшийся во время правления Потатау Те Уэроухеро.

С начала 1850-х годов маори Северного острова испытывали растущее давление, чтобы удовлетворить потребность европейских фермеров-поселенцев в пахотных землях. В то время как маори возделывали небольшие участки, полагаясь на обширные леса для выращивания ягод, птиц и корнеплодов, поселенцы расширяли свои производственные мощности, сжигая лес и папоротник и сажая семена травы в пепел. Некоторые влиятельные вожди, в том числе Те Раупараха, выступали против продажи земли в 1840-х годах (кульминацией которой стало нападение на Вайрау в 1843 году), и эта точка зрения стала более распространенной в следующее десятилетие, когда население Пакеха (европейское) выросло, превзойдя численность маори и покупку коренных земель колониальным правительством. Департамент использовал недобросовестные методы передачи собственности, которые включали предложения начальникам или небольшим группам собственников. Сделки с отдельными маори или группами, которые не представляли интересы большинства, также втягивали маори в споры друг с другом. По мере того как белая граница вторгалась в их землю, многие забеспокоились, что их земля и раса скоро будут захвачены.

Примерно с 1853 года маори начали возрождать древние племенные рунанга, или в основном военные советы, в которых поднимались земельные вопросы, и в мае 1854 года в Манавапу на юге Таранаки состоялось большое собрание, на котором присутствовало до 2000 лидеров маори, на котором выступавшие призвали к согласованному противодействию продаже земли.. Встречи стали важным форумом для сына Те Раупарахи, обращенного в христианство Тамихана Те Раупараха, который в 1851 году посетил Англию, где был представлен королеве Виктории. Тамихана Те Раупараха вернулся в Новую Зеландию с идеей создания королевства маори с одним королем, правящим всеми племенами, и использовал рананга, чтобы заручиться согласием влиятельных вождей Северного острова с его идеей. Kotahitanga или единство движение было направлено на приведение к Маори единства, которое было очевидна, что сила среди европейцев. Считалось, что, имея монарха, который может претендовать на статус, аналогичный статусу королевы Виктории, маори смогут иметь дело с Пакея на равных. Он также был направлен на установление системы правопорядка в общинах маори, к которой правительство Окленда пока не проявляло особого интереса.

Pōtatau Te Wherowhero

Основная статья: Pōtatau Te Wherowhero Первый король маори, Pōtatau Te Wherowhero

Несколько кандидатов с Северного острова, которых попросили выдвинуть свою кандидатуру, отказались; в феврале 1857 года, через несколько недель после ключевого межплеменного собрания в Таупо, Вирму Тамихана, глава Нгати Хауа иви в восточном Вайкато, распространил предложение назначить королем пожилого и высокопоставленного вождя Вайкато Те Вероверо и провести крупное собрание был организован для Рангирири в апреле, чтобы разобраться с этим.

После первоначального отказа - он не желал предпринимать новых начинаний в его возрасте и был описан европейским посетителем как слепой и дряхлый, «на самом краю своей могилы», - в сентябре 1857 года Тэ Уероверо согласился принять королевство, а в июне 1858 года. он был коронован в Нгаруавахии, позже приняв имя Pōtatau Te Wherowhero или просто Ptatau.

В своей приветственной речи Пататау подчеркнул дух единства, символизируемый королевской властью, и призвал свой народ «твердо держаться любви, закона и веры в Бога». Со временем у Движения Короля появился флаг, государственный совет, свод законов, «Постоянный магистрат короля», полиция, инспектор и газета Te Hokioi - все это придало движению вид альтернативы. правительство. Жизнь его последователей обрела новый смысл благодаря законотворчеству, судебным процессам, длительным встречам и дебатам. Историк Майкл Кинг отмечал: «В глазах его сторонников вожди, которые подняли его, сделали его хранилищем для своей собственной маны и тапу, а также для своих земель. Теперь Пататау стал человеком повышенного престижа и святости. вера заключалась в том, чтобы побудить людей пойти на героические поступки, чтобы поддержать царскую власть, а затем бороться за нее ».

Пататау провозгласил границу, отделяющую его власть от власти губернатора, сказав: «Пусть Маунгатаутари будет нашей границей. Не посягайте на эту сторону. Точно так же я не должен ступать на эту сторону». Король предусматривал совместную администрацию, в которой он правил на территории, все еще находившейся под обычным титулом маори, в то время как губернатор правил на территориях, приобретенных короной.

Губернатор Томас Гор Браун с беспокойством следил за развитием событий. В июне 1857 года он написал в Лондон, что «я не вижу никакой опасности со стороны нынешнего движения, но очевидно, что установление отдельной национальности маори в любой форме или форме, если они будут настойчивы, рано или поздно закончится столкновением. " Хотя по-прежнему не было признаков того, что движение развивало агрессивный дух, Браун вскоре начал выражать опасения, что «это приведет к конфликту рас и станет величайшей политической трудностью, с которой нам приходилось бороться».

Карта иви маори с нгати махута иви, с которыми Потатау имел связи, выделена. Территория движения короля маори примерно соответствовала региону, обозначенному « Тайнуй ».

Признание нового короля, однако, произошло не сразу: несмотря на широкое уважение к усилиям движения по созданию «земельной лиги» для замедления продажи земли, роль Пётатау была решительно воспринята только маори Вайкато, а также иви из Северного Окленда и юга. Вайкато показывает ему скудное признание. Некоторые оппоненты отвергали Кингитангу как исключительно движение Вайкато. В течение 1859 г. эмиссары Королевского движения путешествовали по Северному острову, включая Таранаки, Вангануи и Хоукс-Бей, в поисках новых сторонников, причем иви иногда разделяли их поддержку. Считалось, что даже внутри движения существует глубокое разделение: историк Кейт Синклер утверждал, что «умеренные» присоединились к Вайрму Тамихана, а «антиевропейские экстремисты» последовали за вождем Нгати Маниапото и военачальником Реви Маниапото, хотя Белич и историк Винсент О'Мэлли оспаривают это., заявив, что обе фракции руководствовались общими целями и заботами, а разногласия были преувеличены историками. Племенное соперничество могло также ослабить единство. Историк Б.Дж. Далтон заметил: «За пределами Вайкато Движение короля больше всего привлекало молодое поколение, которое не видело другого способа получить ману, которую их отцы выиграли в битвах».

10 апреля 1860 года, через три недели после начала войн Таранаки, депутации из племен западного побережья Те Шти Ава и Нга Руануи посетили собрание маори Вайкато в Нгаруавахии и заявили о своей официальной верности королю. Обсуждения на этой встрече, а также на второй встрече в Периа шесть недель спустя, которая привлекла большую группу сторонников из нижнего Вайкато, были сосредоточены на военных действиях в Таранаки и вопросе о том, следует ли вмешиваться Движению Королей. Фракция умеренных внутри движения отказалась от прямого участия, но новости о встречах вызвали панику в Окленде по поводу возможности нападения маори на столицу, что, в свою очередь, вызвало то, что Далтон назвал «настроением дикой мстительности по отношению ко всем». Маори". В конце июня 1860 года большое количество маори Вайкато отправилось в Таранаки, чтобы подкрепить силы вождя Тети Ава Вирму Кинги, и присоединились к разграблению заброшенных ферм, но вмешательство было неорганизованным и ограниченным, что избавило поселенцев Таранаки от некоторого страха перед полномасштабное вовлечение Кингитанги.

Пётатау умер от гриппа 25 июня 1860 года, и ему наследовал его сын Матуэра Тавиао.

Матутаэра Тавиао

Основная статья: Tāwhiao Тавиао, второй король маори (1860–1894)

Преемственность Тауиао на посту короля совпала с периодом растущих трений между маори и правительством поселенцев из Окленда по вопросам собственности на землю и суверенитета. Вражда вокруг покупки земли в Таранаки распространилась, вылившись в серию конфликтов, которые стали известны как Новозеландские войны.

Тамихана, стратег, которого почитают как «создателя королей», выразил основную озабоченность движения Кингитанга в письме Брауну в конце Первой войны Таранаки в 1861 году. Он сказал, что племена Вайкато никогда не подписывали Договор Вайтанги и что маори представляют собой отдельную группу. нация. «Я не хочу изгонять Королеву с этого острова, но с собственного куска (земли). Я должен быть тем человеком, который не заметит мою собственную часть», - написал он. Но Браун расценил позицию кингитанги как акт нелояльности; его планы по вторжению в Вайкато в значительной степени подпитывались его желанием отстоять «превосходство королевы» перед лицом вызова Кингитанги. Преемник Брауна, сэр Джордж Грей, сказал большому собранию маори в Таупари недалеко от устья реки Вайкато в декабре 1861 года, что движение короля было плохим и его следует оставить. 9 июля 1863 года Грей выдвинул ультиматум, чтобы все маори, живущие между Оклендом и Вайкато, принесли присягу на верность королеве Виктории или были изгнаны к югу от реки Вайкато. Войска перешли на территорию Вайкато через три дня, чтобы начать вторжение.

Силы Кингитанги были вынуждены вести оборонительную войну, основанную на разочаровании и замедлении своего врага, но не смогли одолеть профессиональную армию с почти неограниченными людскими ресурсами и огневой мощью.

Тавиао и его ближайшие последователи бежали в кусты и крутые известняковые долины на территории Маниапото, которая впоследствии была известна как Страна Королей, заявив, что европейцы рискуют смертью, если они пересекают аукати или границу конфискованной земли. Губернатор Грей, тем временем, начал проводить законодательные акты парламента с целью повсеместного захвата земель «мятежных» маори. Конфискация 486 500 гектаров земли, включая плодородные посевы, захоронения и районы, которые были заселены на протяжении веков, стала тяжелым ударом для маори Вайкато. В 1869 и 1870 годах Пророк Рингату и лидер партизан Те Кути призвал Тавиао возобновить военные действия против правительства, чтобы попытаться вернуть конфискованные земли. Однако Таухиао отказался от войны и объявил 1867–1868 гг. «Годом ягненка» и «годом мира»; в апреле 1869 года он издал еще одно провозглашение, что «убийство человека человеком должно прекратиться». Хотя в движении Кингитанга были радикальные элементы, которые выступали за возобновление войны, в том числе Реви Маниапото и, возможно, сам Тавиао, умеренные продолжали предупреждать короля, что у них мало шансов на успех, и они рискуют уничтожить, участвуя в действиях Те Кути.

Тавиао оставался в изгнании в течение 20 лет, скитаясь по поселениям Маниапото и Таранаки, приняв ветхозаветный взгляд на себя как на помазанного лидера избранного народа, блуждающего по пустыне, ожидая избавления в свое наследство.

Заголовок из Те Паки о Матарики, газеты Кингитанги (Движение царей маори), выпуск от 8 мая 1893 года. На нем Матарики или Плеяды изображены как предвестники хорошей погоды и плодотворных усилий.

С 1870-х годов правительство, стремящееся протолкнуть железнодорожное сообщение с севера на юг через центр Северного острова и открыть Страну королей для большего количества поселенцев, начало приближаться к Тауиао, чтобы предложить условия мира. Грей, к настоящему времени премьер Новой Зеландии, посетил короля в мае 1878 года, чтобы предложить ему «земли на левом берегу Вайпы, 500 акров в Нгаруавахии, земли во всех поселках», а также экономическую помощь и права на дороги и землю. сделки. Tāwhiao отказался от предложения. Три года спустя, в июле 1881 года, он вызвал местного магистрата Уильяма Гилберта Мэра на встречу в Александре (сегодня известная как Пиронгия ), где он и 70 последователей сложили оружие, а затем положили рядом с собой 70 жареных голубей и хвост, объяснив: « Это означает мир ".

Он отправился в Лондон в 1884 году с депутатом от западных маори Вайрму Те Уэоро, чтобы возглавить делегацию с петицией к короне о земельных претензиях маори, но ему было отказано в аудиенции у королевы. Вернувшись в Новую Зеландию в 1886 году и ища решения маори проблем маори через институты маори, он обратился к министру по коренным народам Джону Баллансу с ходатайством о создании Совета маори «для всех вождей этого острова». Когда это предложение также было проигнорировано, он создал свой собственный Каухангануи, парламент кингитанга, в Маунгакаве в 1892 году. Хотя все иви Северного острова были приглашены принять участие, участие ограничивалось в основном народами Вайкато, Маниапото и Хаураки, которые уже были часть Движения Короля. Обсуждения ассамблеи включали слушания в национальном парламенте, толкование Договора Вайтанги, вопрос конфискации и условий продажи земли, но его обсуждения и рекомендации либо игнорировались, либо высмеивались парламентом и государственными служащими. Создание Каухангануи Тауиао совпало с формированием парламента маори в Вайпату Мараэ в Херетонге. Этот парламент, который состоял из 96 членов с Северных и Южных островов под руководством премьер-министра Хамиоры Мангакахиа, был сформирован как часть Движения Котахитанга (объединение), к которому Таавиао отказался присоединиться.

Примерно с 1886 по 1905 год у него также был банк, Банк Аотеароа, который действовал в Паравера, Маунгататаури и Маунгакава.

Tāwhiao также ввел систему ежегодных poukais - визитов короля на Kīngitanga marae, которые он разработал как средство возвращения людей на их marae в определенный день каждый год. Позже пукаи превратились в регулярные консультационные встречи между руководством Кингитанги и его последователями, на которых также собирались средства для покрытия расходов движения и содержания местных марэ.

26 августа 1894 года Тавиао внезапно скончался, и ему наследовал его старший сын Махута Тавиао.

Махута Тавиао

Основная статья: Махута Тавиао Махута Тавиао, третий король маори, коронованный в 1894 году.

Махута, родившийся около 1854 года, вырос во время войн 1860-х годов и последующего изгнания, не получил европейского образования и плохо говорил по-английски. К моменту его коронации поддержка Движения Короля уменьшилась, и его последователи были ограничены в основном племенами Тайнуи в Вайкато и Нгати Маниапото из Страны Королей.

С самого начала своего царствования Махута интересовался политикой: он требовал от правительства компенсации за конфискацию земель 1860-х годов, спонсировал родственника, Хенаре Кайхау, для западного электората маори, а с конца 1890-х годов часто контактировал с премьер-министром Ричардом Седдоном. и министр по делам коренных народов Джеймс Кэрролл, первый маори, занявший должность в кабинете министров. Махута был сторонником примирения между маори и Пакея; Согласно историку Майклу Кингу, Седдон воспользовался своей доброй волей и наивностью, чтобы обеспечить продажу большего количества земель маори. Седдон пригласил Махуту в Веллингтон в качестве члена Законодательного совета (верхней палаты) и заседать в Исполнительном совете в качестве «министра, представляющего расу маори». Несмотря на широкое сопротивление маори Вайкато, опасавшегося, что это была попытка нейтрализовать Движение короля, Махута согласился, и он был приведен к присяге в мае 1903 года. Он доверил королевство своему младшему брату Те Вероверо Таухиао, но возобновил его 21 мая 1910 года. разочарованы политическим процессом рассмотрения исков маори о конфискации.

На протяжении всех лет правления Махуты Вайкато пребывал в экономической и социальной депрессии. Многие маори были безземельными и обездоленными из-за конфискации, в то время как те, кто все еще владели землей, не могли использовать ее в качестве продуктивной. В районе были серьезные проблемы со здоровьем, с постоянными приступами эпидемий брюшного тифа, гриппа, кори и коклюша. Санитарные условия в целом были плохими, безработица высока, пьянство широко распространено, а уровень школьного образования детей очень низок.

В 1911 году Махута отказался от поддержки Кайхау в западных маори после того, как обнаружил, что он руководил потерей 50 000 фунтов стерлингов денежных средств Кингитанги и использовал свою племянницу Те Пуэа Херанги, чтобы поддержать врача и бывшего медицинского сотрудника Департамента здравоохранения Мауи Помаре в том году. всеобщие выборы. Помаре получил место с 565 голосами. Участие Те Пуэа в предвыборной кампании за кандидата Махуты ознаменовало ее повышение до должности главного организатора Движения королей, роль, которую она выполняла до своей смерти в 1952 году.

В течение 1912 года здоровье Махуты ухудшалось, и 9 ноября он умер в возрасте 57 лет.

Те Рата Махута

Основная статья: Те Рата

Старший сын Махуты Те Рата, которому тогда было от 30 до 33 лет, был коронован 24 ноября 1912 года мастером королей Тупу Тайнгакава. Он был застенчивым и физически слабым, давно страдал ревматизмом, артритом и сердечными заболеваниями. При сильной поддержке своего кузена и защитника Те Пуэа (позже широко известного как «Принцесса Те Пуэа») он выдержал вызов своему авторитету со стороны Тайнгакавы, который основал конкурирующий каухангануи (собрание) в Рукумоана, недалеко от Морринсвилля. Те Пуэа построил помещения в Mangatawhiri и возродил чтение истории племен, пение песен Waikato и другие культурные традиции.

В 1913 году Тайнгакава убедил Те Рата возглавить другую делегацию в Англию, чтобы подать прошение короне об отмене конфискации земель как нарушение Договора Вайтанги. На межплеменном собрании в Раглане было решено, что все сторонники Движения короля внесут по шиллингу на голову, чтобы покрыть расходы, и делегация из четырех человек отплыла из Окленда 11 апреля 1914 года. После первоначального отказа они получили аудиенцию у короля Георга V и королевы Марии. 4 июня при условии, что не будет поднято ничего смущающего. Они покинули Англию 10 августа, не получив ничего, кроме уверенности, что их требования будут переданы правительству Новой Зеландии.

Поскольку Новая Зеландия уже была вовлечена в Первую мировую войну по возвращении Те Рата, король не одобрял вступление Вайкато в армию - как из-за заявления Таухайо 1881 года о том, что маори Вайкато никогда больше не будет сражаться, так и из-за продолжающегося негодования по поводу несправедливости конфискации. Те Пуэа объяснил: «Они говорят нам сражаться за короля и страну. У нас есть король, но у нас нет страны. Это отнято у нас». Война рассматривалась как битва пакея между народами пакея. С июня 1917 года в Закон о военной службе были внесены поправки, предусматривающие призыв ко всем маори, хотя министр обороны посоветовал чиновникам применять его только к маори Вайкато. 11 июля 1918 года полиция прибыла в Те Пайн, па королевского движения в Мангатауири, и начала арестовывать мужчин, не явившихся на военную службу. Мужчины были доставлены в тренировочный лагерь армии «Узкая шея» в Окленде, где их неоднократно наказывали за отказ одеваться в военную форму. В конце войны 111 остались в заключении; они были освобождены в мае 1919 года. Антипризывная позиция привела к тому, что Движение Кингитанга было широко расценено Пакеа как крамольные предатели и сторонники Германии, а также вбил клин между Те Пуэа и Помаре, которые на протяжении всей войны призывали всех маори сражаться за империю. силы.

Те Пуэа продолжала укреплять свои позиции в качестве организатора и духовного лидера. Она была инициатором усилий по оказанию помощи жертвам эпидемии гриппа 1918 года, помогла маори Вайкато превратить ранее неиспользуемые земли в фермы и создать новый духовный и культурный дом движения - мараэ Турангаваэваэ в Нгаруавахии. 25 декабря 1921 года здесь состоялось первое хуэй.

Те Рата умерла 1 октября 1933 года. Те Пуэа отклонила предложение сделать ее монархом маори, полагая, что 21-летний Короки, старший сын Те Рата, был законным наследником престола.

Короки Махута

Основная статья: Короки Махута Короки Махута, пятый король маори, коронованный в 1933 году.

Короки Те Рата Махута Тавиао Пататау Те Уэроухеро был пятым в роду королей маори. Застенчивый и сдержанный, он был коронован 8 октября 1933 года в возрасте около 25 лет и неохотно принял эту роль, протестуя против того, что при таком количестве маори Вайкато, живущих в бедности, они не могут позволить себе короля. На протяжении своего правления он находился под сильным, но противоречивым влиянием нескольких противоборствующих фракций, что вызвало некоторые противоречия; он также заметно проиграл битву с политиками за то, чтобы Кантри не получал лицензий на продажу спиртных напитков. 30 декабря 1953 г. он посетила Турангаваэваэ с кратким визитом королевы Елизаветы ; правительство отказало ему в разрешении произнести речь, в которой он должен был сделать исторический шаг, заявив о лояльности британской короне, но копия речи позже была отправлена ​​королеве. С конца 1950-х годов его здоровье начало ухудшаться, и он умер в Нгаруавахии 18 мая 1966 года.

Те Атаирангикааху

Основная статья: Те Атаирангикааху

Т Атейрейнджикау, дочь Маори короля Короки Махьюта, был избран первым Маори Королеве 23 мая 1966 и служил до своей смерти 15 августа 2006 г. В Новый год с отличием 1970 Т Атейрейнджикау был первым Маори быть назначен Dame Командующий Орден Британской империи за «... выдающиеся заслуги перед народом маори...». Ее 40-летнее правление было самым продолжительным из всех монархов маори.

Тухейтия паки

Основная статья: Тухейтия паки

После смерти своей знаменитой матери, Дамы Те Атаирангикааху, Тухейтия Паки был приведен к присяге как Король маори 21 августа 2006 года. В августе 2014 года Тухейтия Паки создал Систему почестей маори. Имеется три награды: Орден короля Поотатау Те Уороверо; Орден Танива; и Прославленный Орден Королевы Те Арикинуи Те Атаирангикааху.

Наследование

Монарх назначается лидерами племен, участвующих в движении Кингитанга, в день похорон предыдущего монарха и перед похоронами.

В принципе положение монарха маори не передается по наследству. Однако до сих пор монархия была наследственной по сути, поскольку каждый новый монарх маори был наследником предыдущего монарха по родословному первородству, переходя в семи поколениях от Pōtatau Te Wherowhero до нынешнего короля маори. С каждым последующим монархом роль семьи Пататау закреплялась, хотя после окончания любого правления существует вероятность передачи мантии кому-то из другой семьи или племени, если вожди различных племен согласны.

Полномочия

Кингитанга является избранной парламентом монархией с 1890 года. Власть разделена между парламентами Каухангануи, Кингитанга и Вайкато Тайнуи, а также постоянным монархом маори. Положение короля маори - это в основном уважаемая церемониальная роль в племени Вайкато Тайнуи с ограниченными полномочиями. Тем не менее, постоянный монарх может влиять на политику племени на основе своей маны и имеет право назначить одного из 11 членов Те Аратаура, исполнительного совета Каухангануи.

Хотя монархи Kīngitanga не признаются законодательством Новой Зеландии или многими племенами маори, они проводят различие быть верховными вождями ряда важных племен маори и обладают некоторой властью на местном уровне, особенно в Tainui иви.

Использование титула "Король маори" оспаривалось различными лидерами маори, в частности лидерами севера. В своем выступлении Дэвид Рэнкин, лидер нгапухи- иви Северной Земли, объясняет, что монарх не является королем всех маори. Аргумент утверждает, что из-за того, что кингитанга заявляет о праве собственности на такой титул, рангатиратанга и мана иви, не связанные (или прочно связанные) с движением, тем самым уменьшаются, что нарушает их идентичность и автономию как маори и иви.

Практики

Празднование коронации, Коронейхана, проводится ежегодно на марае Турангаваеваэ в Нгаруавахии. Библия традиционно используется во время коронации монарха.

Poukai ежегодная схема визитов монарха Маори в марае, которые поддерживают движение короля. Традиция была основана в 1880-х годах вторым королем маори Тавиао. Посещения включают пиршества и культурные представления.

Список монархов маори

Смотрите также

Примечания

использованная литература

внешние ссылки

Последняя правка сделана 2023-03-20 11:43:58
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте