Хавайки

редактировать
Мифический полинезийский остров

В Полинезийской мифологии, Хавайки (также переводится как ʻAvaiki на Маори Островов Кука, Savaiʻi на Самоане, Гавайи на Таити ) является первоначальным домом полинезийцев до расселения через Полинезию. Он также фигурирует как преступный мир во многих историях маори.

Энн Салмонд утверждает, что Хаваи - старое название Райатеа, родины маори. Когда британский исследователь Джеймс Кук впервые увидел Новую Зеландию в 1769 году, у него на борту был Тупайя, райатеи мореплаватель и лингвист. Прибытие Кука казалось подтверждением пророчества Тойроа, священника из Махии. В бухте Толага Тупайя беседовал со священником, тохунга, связанным с расположенной там школой обучения, называемой Те Равхеоро. Священник спросил о родине маори: «Рангиатеа» (Ra'iatea), «Hawaiki» (Havai'i, древнее название Ra'iatea) и «Tawhiti» (Таити).

Содержание

  • 1 Этимология
  • 2 Легенды
  • 3 Современная наука и практическая проверка теорий
  • 4 См. Также
  • 5 Сноски
  • 6 Ссылки
  • 7 Внешние ссылки

Этимология

Лингвисты реконструировали термин до Прото - Ядерный полинезийский * саваики.

Слово маори Хавайки фигурирует в легендах о прибытии маори в Аотеароа (Новая Зеландия). То же самое понятие встречается и в других полинезийских культурах, при этом имя появляется по-разному как Havaiki, Havaiʻi или ʻAvaiki в других полинезийских языках. Hawaiki или неправильное написание "Hawaiiki", по-видимому, стали наиболее распространенными вариантами, используемыми в английском языке. Хотя самоан не сохранил традиций своего происхождения где-то еще, в названии самого большого острова Самоа Савайи сохранилось родственное слову Хавайки, как и в названии полинезийских островов Гавайи (ʻokina обозначает глоттальную остановку, заменяющую «k» в некоторых полинезийских языках).

На нескольких островных группах, включая Новую Зеландию и Маркизские острова, этот термин был зарегистрирован как связанный с мифическим преступным миром и смертью. Уильям Уайетт Гилл подробно описал в девятнадцатом веке легенды об Авайки как о подземном мире или Аиде из Мангаиа на Островах Кука. Гилл (1876: 155) записывает пословицу: Ua po Avaiki, ua ao nunga nei - «Сейчас ночь в стране духов, потому что это свет в этом верхнем мире». Tregear (1891: 392) также записывает термин Avaiki как означающее «подземный мир » в Мангаиа, вероятно, получено от Гилла. Нет никакого реального противоречия в том, что Хаваики является одновременно прародиной (то есть местом обитания предков) и подземным миром, который также является жилищем место предков и духов.

Другие возможные родственники слова хавайки включают сауали («духи» в самоане ) и хоуэйки («вожди» в тонганском ) Это привело к тому, что некоторые ученые выдвинули гипотезу о том, что слово Hawaiki и, в более широком смысле, Savaiʻi и Hawaiʻi, возможно, на самом деле изначально не относились к географическому месту, а скорее к главным образом предков и основанной на вождях социальной структуры, которая обычно проявлялась в доколониальной Полинезии.

На острове Пасхи название мифической родной страны появляется как Hiva. to Тур Хейердал, Хива, как говорили, лежала к востоку от острова. Себастьян Энглерт записи:

Хе-ки Хау Мака: «Хе-ки ирото и те раа, ируга! Ка-охо коруа, ка-û'ii те каига мо нохо о те Арики О'Хоту Мату'а!
Перевод: «Остров к солнцу, выше! Иди, посмотри на остров, куда пойдет и будет жить король Хоту Матуа ! "

Энглерт выдвигает утверждение, что Хива находится к западу от острова. Имя Хива встречается на Маркизских островах. Острова, в названиях нескольких островов: Нуку-Хива, Хива-Оа и Фату-Хива (хотя в Фату-Хива элемент хива может быть другим слово «ива». Также примечательно, что на Гавайских островах прародина называется Кахики (родственник Таити, откуда пришла по крайней мере часть гавайского населения).

Легенды

Согласно различным устным преданиям, полинезийцы мигрировали с Гавайков на острова Тихого океана на открытых каноэ, мало что другое. от традиционного ремесла, найденного сегодня в Полинезии. народ маори Новой Зеландии прослеживает свою родословную до групп людей, которые, как сообщается, приехали с Гавайков примерно на 40 названных каноэ (вака) (сравните дискредитированная теория Великого флота Полин азиатское поселение Новой Зеландии).

Полинезийские устные предания говорят, что духи полинезийского народа возвращаются на Хавайки после смерти. В контексте Новой Зеландии такие обратные путешествия проходят через залив Спиритс, мыс Рейнга и острова Трех Королей на крайнем севере Северный остров Новой Зеландии. Это может указывать на направление, в котором может лежать Хавайки.

Современная наука и практическая проверка теорий

Пути миграции полинезийцев

В последнее время до начала 21 века многие антропологи сомневались, что в каноэ-легендах описывается преднамеренная миграция.. Они были склонны полагать, что миграция произошла случайно, когда моряки заблудились и ушли к безлюдным берегам. В 1947 году Тур Хейердал направил Кон-Тики, бальсовый деревянный плот из Южной Америки в Тихий океан в попытке показать, что люди могли заселить Полинезию с восточных берегов Тихого океана, с моряками, использующими преобладающие ветры и простые методы строительства.

Но ДНК, лингвистические, ботанические и археологические данные указывают на то, что народы, говорящие на австронезийском языке (включая полинезийцев), вероятно, произошли с островов в Восточной Азии, возможно с сегодняшнего дня Тайвань. Оттуда они постепенно мигрировали на юг и восток через юг Тихого океана. Общие предки всех австронезийских языков, из которых полинезийские языки образуют основную подгруппу, а также все австронезийские языковые семьи, кроме малайско-полинезийских, существуют только на Тайване, и таким образом поддерживают эту теорию.

сладкий картофель, имеющий южноамериканское происхождение, широко культивируется в Полинезии. Это предполагает, что между полинезийцами и индейцами Южной Америки могло иметь место какое-то взаимодействие. Но сладкий картофель, возможно, также был введен в более позднюю торговлю европейцами или другими выходцами из Юго-Восточной Азии, где он получил широкое распространение. Никакие полинезийские культуры не были завезены в Америку, и есть свидетельства полинезийских поселений только в Чили. Австронезийские и полинезийские мореплаватели могли сделать вывод о существовании необитаемых островов, наблюдая за миграционными моделями птиц.

В последние десятилетия судостроители (см. Полинезийское плавсредство ) построили океанские суда, используя традиционные материалы и методы. Они проплыли по предполагаемым традиционным маршрутам, используя древние методы навигации, демонстрируя возможность такой преднамеренной миграции с использованием преобладающих ветров.

См. Также

Сноски

Ссылки

Внешние ссылки

  • Hawaiki в Te Ara - Энциклопедия Новой Зеландии
Последняя правка сделана 2021-05-23 03:42:24
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте