Претензии и урегулирования в соответствии с Договор Вайтанги был важной чертой расовых отношений и политики Новой Зеландии со времен Закона 1975 года Договора Вайтанги. Сменявшие друг друга правительства все чаще предоставляли формальные правовые и политические возможности маори добиваться возмещения ущерба за нарушение Короной гарантий, изложенных в Договоре Вайтанги. Несмотря на то, что это привело к прекращению ряда серьезных давних претензий, процесс подвергался критике с разных сторон: от тех, кто считает, что возмещение недостаточно для компенсации потерь маори, до тех, кто не видит в этом никакой ценности. возвращение к болезненным и спорным историческим вопросам. Поселения обычно рассматриваются как часть более широкого Возрождения маори.
Поскольку Договор Вайтанги сам по себе имеет ограниченную юридическую силу, основным средством регистрации и исследования претензий по Договору является Трибунал Вайтанги. Основное средство урегулирования этих претензий - переговоры с нынешним правительством.
Договор Вайтанги часто считается основанием документ для европейского (Pākehā ) поселения в Новой Зеландии. Он гарантировал маори право хранить свои земли, леса, рыбные промыслы и все свои сокровища, но они передавали суверенитет в английской версии и губернаторство в маори, перешла к версии Crown и также будет доступна только для продажи Crown. Первоначально споров не возникало, поскольку поселенцы могли покупать землю у маори по законным каналам. Однако через некоторое время маори разочаровались и стали менее желать продавать, в то время как корона испытывала все большее давление со стороны поселенцев, желавших покупать. Следовательно, правительственные земельные агенты были вовлечены в ряд сомнительных сделок по покупке земли. Соглашения заключались только с одним владельцем земли, принадлежащей племени, и в некоторых случаях земля покупалась не у тех людей. Беспорядки и восстания, вызванные этими действиями, были встречены карательной конфискацией земель. В конце концов это привело к новозеландским войнам, кульминацией которых стала конфискация значительной части Вайкато и Таранаки.
в В 1920-е годы земельные комиссии расследовали жалобы хапу, чья земля была конфискована или получена иным образом обманным путем в предыдущем столетии, и многие из них были признаны действительными. К 1940-м годам расчеты в виде небольших ежегодных платежей были организованы с некоторыми хапу. Однако хапу посчитали суммы недостаточными, особенно потому, что инфляция подорвала их стоимость, и Корона признала, что не добивалась согласия хапу в достаточной степени, чтобы объявить свои требования урегулированными.
В конце 1960-х и 1970-х годах Договор Вайтанги стал центром сильного протестного движения маори, которое сплотилось вокруг призывов к правительству «соблюдать договор» и «урегулировать претензии по договору». Маори выразили разочарование продолжающимися нарушениями договора и последующего законодательства государственными чиновниками, а также несправедливым законодательством и неблагожелательными решениями Земельного суда маори, отчуждающих землю маори от ее владельцев-маори.
В 1975 году в соответствии с Законом о Договоре Вайтанги был учрежден Трибунал Вайтанги для рассмотрения заявлений о нарушениях Короной Договора Вайтанги для решения этих проблем. Он позволял маори подавать иски против Короны за нарушение Договора Вайтанги и его принципов. Первоначально его мандат ограничивался претензиями по актуальным вопросам, то есть тем, которые возникли после учреждения Трибунала. Ранние претензии включали претензию "Те Рео Маори". В результате отчета Трибунала по иску в 1987 году правительство сделало Те Рео Маори официальным языком Новой Зеландии и учредило Комиссию по языку маори, чтобы способствовать этому. Ключевой вопрос, рассмотренный Трибуналом, заключался в том, может ли язык считаться «сокровищем» или «таонга» и, таким образом, защищаться Договором.
В 1985 году Четвертое лейбористское правительство расширило полномочия Трибунала, чтобы позволить ему рассматривать действия Короны, относящиеся к 1840 году, включая период, охваченный новозеландскими войнами. Количество претензий быстро росло, и в начале 1990-х годов правительство начало переговоры об урегулировании исторических (до 1992 года) претензий.
В то время как ранние рекомендации Трибунала в основном касались современная проблема, которая могла быть пересмотрена или исправлена правительством в то время, исторические поселения поднимали более сложные вопросы. Управление по урегулированию международных договоров было создано в Министерстве юстиции для разработки государственной политики в отношении исторических претензий. В 1995 году правительство разработало «Предложения Короны по урегулированию претензий по Договору Вайтанги», чтобы попытаться решить эти проблемы. Ключевым элементом предложений было создание «фискального пакета» в размере 1 миллиарда долларов для урегулирования всех исторических претензий, эффективного ограничения на то, что Корона будет выплачивать при урегулировании. Корона провела серию консультаций хуэй по всей стране, на которых маори категорически отвергли такое ограничение до того, как станет полностью известна степень претензий. Концепция финансового пакета была впоследствии отброшена после всеобщих выборов 1996 г..
Несмотря на протест, за это время были достигнуты три основных соглашения. Тогдашнему министру юстиции и переговоров по договорам, сэру Дугласу Грэму, приписывают руководство в значительной степени консервативным национальным правительством, которое совершило эти прорывы.
Договор гарантировал маори их земли, леса и рыболовство. Однако со временем законодательство Новой Зеландии начало регулировать коммерческое рыболовство, так что контроль маори был существенно ослаблен. Для разрешения этой жалобы в 1989 г. было достигнуто временное соглашение. Корона передала Комиссии по рыболовству Вайтанги 10 процентов квоты на вылов рыбы Новой Зеландии (около 60 000 тонн) вместе с пакетами акций в рыболовных компаниях и 50 млн долларов наличными. Эта комиссия отвечала за владение рыбными активами от имени маори до тех пор, пока не было достигнуто соглашение о том, как эти активы должны быть разделены между племенами. В 1992 году вторая часть сделки, именуемая сделкой, ознаменовала полное и окончательное урегулирование претензий маори в области коммерческого рыболовства в соответствии с Договором Вайтанги. Это включало 50% Sealord Fisheries и 20% всех новых видов, попадающих в систему квот, больше акций в рыболовных компаниях и 18 миллионов долларов наличными. В общей сложности он стоил около 170 миллионов долларов. Это урегулирование было предпринято под руководством достопочтенного. Матиу Рата и доктор Джордж Хабиб.
Первое крупное урегулирование претензий в отношении исторической конфискации, или раупату, было согласовано в 1995 году. Вайкато - Претензии Тайнуи о конфискации были удовлетворены в отношении пакета стоимостью 170 миллионов долларов, состоящего из денежных средств и земли, принадлежащей Короне. Мировое соглашение сопровождалось официальными извинениями в рамках закона о претензиях, предоставленных королевским согласием лично королевой Елизаветой II во время ее королевского турне по Новой Зеландии в 1995 году. Корона принесла извинения за вторжение в Вайкато и последующую неизбирательную конфискацию земли.
Претензии Нгай Таху охватывают большую часть Южного острова Новой Зеландии и связаны с неспособностью Короны выполнить свои обязательства по сделке в продаже земли, которая происходила с 1840-х гг. Нгай Таху стремился признать их отношения с землей, а также с деньгами и имуществом, и для решения этой проблемы был разработан ряд новых договоренностей. Среди прочего, Нгаи Таху и Корона договорились, что гора Кук будет официально переименована в Аораки / гора Кука и возвращена в Нгай Таху для передачи народу Новой Зеландии.
Процесс согласования исторических претензий продолжился после выборов 1999 года и последующей смены правительства без радикальных изменений в политике правительства. Модели, разработанные для ранних поселений, продолжают оказывать сильное влияние. Первым лейбористом министром переговоров по договорам была Маргарет Уилсон. После назначения на должность спикера палаты в начале 2005 года за ней последовал Марк Бертон. Его сменил заместитель премьер-министра Майкл Каллен в ноябре 2007 года.
В июне 2008 года Корона и представители семи племен маори подписали соглашение, касающееся лесных земель Короны, получившего название «Древние владыки». "СМИ, из-за предполагаемого сходства с сделкой Силорд 1990-х годов. Как и Силорд, он относится к одной проблеме, но охватывает несколько племен. Соглашение содержит только финансовую компенсацию за счет всеобъемлющих расчетов, которые должны быть согласованы с каждым племенем внутри Коллектива. Соглашение является крупнейшим на сегодняшний день по финансовой стоимости и составляет в общей сложности 196 млн новозеландских долларов в отношении лесных угодий (включая стоимость доли дочернего предприятия Te Arawa Iwi и Hapu). Кроме того, но не учитываемые правительством как часть пакета возмещения ущерба, племена получат арендную плату, накопившуюся на земле с 1989 года, на сумму 223 миллиона новозеландских долларов.
По состоянию на июль 2008 года, было внесено 23 населенных пункта (считая выше) разной величины. За исключением указанного выше, урегулирование обычно включает в себя возмещение ущерба, официальные извинения Короны за нарушение Договора и признание культурных ассоциаций группы с различными объектами.
В ноябре 2008 года Крис Финлейсон, юрист из Веллингтона, имеющий опыт рассмотрения претензий по Договору, был назначен министром по переговорам по договорам после победы Национальной партии в Выборы 2008 года.
Помимо широко разрекламированной земли и финансовой компенсации, многие из этих более поздних поселений включали изменение официальных названий мест. Это впервые внесло значительное количество макронов в официальные топонимы Новой Зеландии.
Группа заявителей | Год урегулирования | Стоимость урегулирования (NZ $ ) | Закон |
---|---|---|---|
о рыболовстве (известная как «сделка») | 1992 | 170,000,000 | |
Ngati Rangiteaorere | 1993 | 760,000 | |
1993 | 715682 | ||
Нгати Вакауэ | 1994 | 5,210,000 | |
Вайкато - Тайнуи Раупату | 1995 | 170,000,000 | Закон об урегулировании претензий Вайкато Раупату 1995 |
1995 | 375,000 | ||
1996 | 43,931 | ||
1996 | 129,032 | ||
Нгай Таху | 1997 | 170 000 000 | Закон об урегулировании претензий Нгай Таху 1998 |
Нгати Турангитукуа | 1998 | 5 000 000 | Закон об урегулировании претензий Нгати Турангитукуа 1999 |
Поуакани | 1999 | 2,000,000 | |
Те Ури о Хау | 2000 | 15,600,000 | Закон об урегулировании претензий Те Ури о Хау 2002 года |
Нгати Руануи | 2001 | 41,000,000 | Нгати Руануи Кла Закон об урегулировании убытков 2003 г. |
Нгати Тама | 2001 | 14,500,000 | Закон об урегулировании претензий Нгати Тама 2003 г. |
Нгати Ава (включая дополнительные требования) | 2003 | 43,390,000 | Закон об урегулировании претензий Нгати Ава 2005 года |
Нгати Туваретоа (Залив Изобилия) | 2003 | 10,500,000 | Нгати Туваретоа (Залив Изобилия) Множество) Закон об урегулировании требований 2005 г. |
Нга Рауру Китахи | 2003 | 31 000 000 | |
Те-Арава (озера) | 2004 | 2 700 000 | Те-Арава Закон об урегулировании убытков от 2006 г. |
Нгати Мутунга | 2005 г. | 14 900 000 | Закон об урегулировании требований Нгати Мутунга 2006 г. |
Те Ророа | 2005 | 9 500 000 | Те Ророа Закон об урегулировании требований 2008 г. |
Te Arawa Филиал Iwi and Hapu | 2008 | 38 600 000 | Филиал Te Arawa Iwi и Hapu Закон об урегулировании требований 2008 г. |
Central North Island Forests Iwi Collective (известная как сделка «Treelords») | 2008 | 161,000,000 | |
Таранаки Вануи ки Те Упоко о Те Ика | 2008 | 45,159,000 | |
Вайкато-Тайнуи | Закон об урегулировании претензий Вайкато-Тайнуи Раупату (река Вайкато) от 2010 года | ||
Нгати Апа | Закон об урегулировании претензий Нгати Апа (Северный остров) 2010 года | ||
Уангануи Иви (Уангануи (Кайтоке) тюрьма) Северная часть леса Вангануи) Закон об урегулировании претензий 2011 года | |||
Нгати Манава | Закон об урегулировании претензий Нгати Манава 2012 года | ||
Нгати Варе | Закон 2012 года об урегулировании претензий Нгати Варе | ||
Нгати Пахаувера | Нгати Акт об урегулировании претензий по договору 2012 г. | ||
Закон об урегулировании претензий Нгати Пору 2012 г. | |||
Закон об урегулировании претензий Нгати Макино 2012 г. | |||
Закон об урегулировании претензий Нгати Таманухири 2012 | |||
Итого 952 082 645 (по состоянию на 2008 г.) |
Трибунал Вайтанги, в Те Папарахи Запрос о те Раки (Вай 1040) находится в процессе рассмотрения понимания Маори и Короны в Хе Вакапутанга о те Рангатиратанга / Декларация Независимости 1835 г. и Те Тирити о Вайтанги / Договор Вайтанги 1840 г. Этот аспект расследования поднимает вопросы о природе суверенитета и о том, намеревались ли маори, подписавшие Договор Вайтанги, передать свой суверенитет.
Первый этап отчета был опубликован в ноябре 2014 года и обнаружил, что вожди маори в Нортленде никогда не соглашались отказаться от своего суверенитета, когда они подписали Договор Вайтанги в 1840 году. Хотя Корона намеревалась вести переговоры о передаче суверенитета через По соглашению, вожди понимали, что соглашение заключалось в том, что они лишь уступили власть Короны контролировать Пакея и защищать маори. Менеджер трибунала Джули Тангаэре заявила при передаче отчета истцам-нгапухи:
Ваши тупуна [предки] не отдавали свою ману в Вайтанги, Ваймате, в Мангунгу. Они не отказались от своего суверенитета. Это истина, которую вы долго ждали услышать.
С точки зрения манамотухаке Хе Вакапутанга, создавший государство и правительство маори в 1835 году и / или Те Тирити о Вайтанги, и тех, кто ничего не подписывал, тем самым сохраняя ману мотухаке. В отношении первого краткий отчет (озаглавленный «Нгапухи говорит») с доказательствами, представленными Трибуналу Вайтанги, убедительно демонстрирует, что:
Иви и Хапу, не подписавшие договор.
Нгати Туваретоа академик Хемопереки Саймон описал случай 201 г. 7, используя Нгати Туваретоа в качестве примера, показывает, как хапу и иви, которые не подписали Договор, по-прежнему поддерживают мана-мотухаке и как суверенитет Короны можно считать сомнительным. Эта работа была основана на решении суда Вайтанги по расследованию дела Те Папарахи от те Раки (Wai 1040).
С самого начала процесс урегулирования Договора вызывал критику со стороны всего политического спектра. Как отмечалось выше, маори были обеспокоены тем, что уровень предоставленной компенсации был слишком низким и что процесс урегулирования находился под слишком большим контролем короны. Защитники природы были обеспокоены воздействием претензий на охраняемые земли, и многие Пакея были обеспокоены тем, что поселения могут напрямую повлиять на них. Public Access New Zealand и One New Zealand Foundation соответственно были лоббистскими группами, сформированными для представления этих взглядов. В общем, пакеа считают, что процесс рассмотрения претензий по Договору зашел слишком далеко, а те, кто считает, что он не зашел достаточно далеко, - маори. Тем не менее, есть некоторые исключения с обеих сторон: политик, который, возможно, был наиболее заметным в аргументах против Договора, - это Уинстон Питерс, который является маори, в то время как был ряд групп, выступающих за Договор Пакека.
Однако в течение 1990-х годов между основными политическими партиями существовало широкое согласие относительно того, что урегулирование исторических претензий было целесообразным в рамках государственной политики по ограничению воздействия на частных землевладельцев и доступа к заповедным землям. Законодательство, вводящее в действие договорные соглашения, было принято парламентом подавляющим большинством голосов. Со стороны истцов поддержка урегулирования была выражена через ратификацию среди взрослых членов племени, в отличие от ранних попыток урегулирования 1940-х годов.
Со временем консенсус среди политиков пошатнулся. Уинстон Петерс подверг критике растущее число исков, зарегистрированных в Трибунале Вайтанги, в результате закона, который позволяет любому маори подавать иски, и предположил, что вокруг процесса рассмотрения претензий сформировался «Договор о поезде соуса Вайтанги». Партия ACT поддержала эту критику - несмотря на заявление о том, что «претензии должны быть незамедлительно урегулированы в случаях, когда земля была незаконно отнята или была неправильно компенсирована, если мы сможем идентифицировать потомков тех, кто был обижен», они никогда не голосовали за поддержка законодательства об урегулировании в соответствии с Договором, и придумал фразу «Соглашение об индустрии рассмотрения жалоб Вайтанги» для описания участников процесса урегулирования.
В речи Орева в 2004 году Национальная партия впервые применила термин «Соглашение об индустрии рассмотрения жалоб Вайтанги». Представитель National по делам маори Джорджина те Хеухеу, которая была заместителем министра сэра Дугласа Грэма, была заменена в этой роли на Джерри Браунли. Конкретная критика, которую члены Национальной партии высказывали в отношении урегулирования, заключается в том, что переговоры по ним ведутся недостаточно быстро, что недостаточно внимания уделяется тому, чтобы участники переговоров пользовались поддержкой своих людей, и что в законодательстве об урегулировании неуместное значение придается урегулированию. духовные убеждения маори.
Партия маори и Партия зеленых критикуют соглашения по соглашению на том основании, что Корона имеет слишком большую власть в переговорах, что на уровне иви игнорируются права хапу (кланы или подгруппы), и такая компенсация за урегулирование слишком скудна.
Хотя некоторые разногласия сохраняются, стороны единодушно поддержали закон о реализации Те Ророа, Присоединенные поселения Те Арава и Центрального Северного острова, которые были приняты в сентябре 2008 года.
Ученые-маори, Карвин Джонс, Маргарет Муту и Роберт Джозеф выступают с критикой процессов Trea ти поселение.