Нгай Таху

редактировать

Маори иви (племя) Южного острова, Новая Зеландия
Нгаи Таху
Иви (племя) в Маоридом
Ngāi Tahu Takiwa.jpg Традиционный роэ
Рохе (регион)Южный остров
Вака (каноэ)Такитиму
Население54,819
Веб-сайтngaitahu.iwi.nz Edit this at Wikidata

Ngāi Tahu, или Kāi Tahu, является основным Māori iwi (племя) Южного острова. Его takiwā (ареал племен) является самым большим в Новой Зеландии и простирается от Белых Утесов / Те Паринуи о Вити (к юго-востоку от Бленхейм ), горы Маханга и Мыса Кахуранги. на севере до острова Стюарт на юге. Такива состоит из 18 рунанга (областей управления), соответствующих традиционным поселениям.

Нгай Таху возник в районе Гисборн на Северном острове, вместе с Нгати Пору и Нгати Кахунгуну, которые все породнились среди местного нгати Ира. Со временем все, кроме Нгати Пору, мигрируют из района. Несколько иви уже занимали Южный остров до прибытия Нгай Таху, причем Кати Мамое прибыл только столетием раньше из района Гастингс и уже завоевал Вайтаха, которые сами были собранием древних групп. Другие иви, с которыми Нгай Таху столкнулся во время миграции через Южный остров, были: Рангитане и - все они также мигрировали с Северного острова в разное время. В течение 1800-х годов массовые группы европейцев, особенно британцев, начали мигрировать в Новую Зеландию. После прибытия европейцев Нгати Тоа (в союзе с Нгати Тама ) и Нгати Раруа вторглись на территорию Нгаи Таху с мушкетами. Европейцы неизбежно смешались с коренным населением иви, и сегодня большинство семей, которые происходят от Нгаи Таху, также имеют нгати Мамое и британское происхождение.

Нгай Таху переводится как «Люди Таху», имея в виду имя предка. Наряду с другими иви, которые впитал Нгай Таху, существует пять основных хапу (подплемен) Нгаи Таху, а именно: Нгати Кури, Нгати Иракеху, Кати Хуирапа, Нгаи Туахурири и Нгаи Те Руакихики. Ветвь Нгаи Туахурири и Нгати Кури, Кай Те Ракиамоа, была одной из последних хапу, от которых произошли ведущие вожди.

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 Традиционное происхождение
    • 1.2 16 век
    • 1.3 17 век
      • 1.3.1 Миграция в Веллингтон
      • 1.3.2 Миграция на Южный остров
    • 1.4 XVIII век
    • 1.5 XIX век
      • 1.5.1 Кайхуанга вражда
      • 1.5.2 Войны с нгати Тоа
      • 1.5.3 Договор Вайтанги
    • 1.6 XX век
      • 1.6.1 Связь с Антарктикой
      • 1.6.2 Эпоха мировой войны
      • 1.6.3 Новейшая история
  • 2 Диалект
  • 3 Управление
  • 4 Рунанга и мараэ
    • 4.1 Кентерберийская рунанга
    • 4.2 Отаго рунанга
    • 4.3 Западное побережье рунанга
    • 4.4 Саутленд рунанга
  • 5 Торговое предприятие
    • 5.1 Туризм
    • 5.2 Первичные отрасли
    • 5.3 Недвижимость и другие инвестиции
    • 5.4 Таху FM
  • 6 Известный Нгаи Таху
  • 7 Ссылки
  • 8 Внешние ссылки

История

Традиционное происхождение

Нгай Таху ведет свое традиционное происхождение от Тахупритики (также Те Тухи-марейкура-оохо-а-тама-вахине и Тахуматуа), младший брат Поуранги. Считается, что братья произошли от Пайкеи как внуки, правнуки или праправнуки. В любом случае, сам Пайкеа всегда был сыном Шефа Уэнуку. Некоторые группы могут даже отследить братьев как правнуков другого сына Уэнуку Руатапу, а также Пайкеа.

Как бы то ни было, Тахупритики родился в Вангара ( место, связанное с Пайкеа), около 1450 г. Ему было поручено командовать Такитиму вака (каноэ), и он отвез его на Южный остров, где он высадился на реке Арахура на Западное побережье - или у реки Вайау около Манапсури. Он пробыл там некоторое время, прежде чем отправиться обратно в Вангара на новом каноэ, узнав о смерти своего брата. Согласно древнему протоколу, он принял скорбящую жену Поуранги Хамо-те-ранги как свою собственную, от которой у него было по крайней мере четыре сына: Ира-а-Таху, Ира- (апа) -роа, Тахумури-хапе и Каримоэ. Некоторые говорят, что его другими сыновьями были Ира-манава-пико, Ракароа, Ракахуруману, Турото, Тахутиоро и Руануку.

побережье Северного острова, к северу от Гисборна. Нгай Таху возник в районе Гисборн

Тахупритики, Ира-а-Таху, Ирароа и Тахумури-хапе двинулись на юг в сторону Туранги, затем поселились в Мараета в северной части хребта Варерата. Вместо этого Каримоэ двинулся на север и поселился на берегу ручья Мангахейя, внутри Чавануи-а-Руаматуа. Позже семья переехала в Ивитеа, где Тахупритики построил Тауматахинаки . Предок Те Матуаханга (потомок Турото и Ракароа) до сих пор известен в окрестностях. Больше па было основано дальше вглубь страны вдоль квартала Тукемкихи.

16 век

Из-за растущей напряженности между различными иви, населявшими окрестности, многие группы начали миграцию из Ваеренга-а-Хика в районе Гисборн. Одним из самых первых примечательных случаев напряженности было то, что Ракаихикуроа, внук, убил своих братьев-близнецов из ревности и был изгнан после того, как его собственный сын Тупурупуру был убит в отместку.

Возможно, более примечательный случай - это когда другой сын Ракаихикуроа, Ракаипака, был оскорблен местным вождем Тутекохи, который пригласил его к себе в па, а затем накормил приготовленным пиршеством его кури (собака) Кауерехуануи. В то время посетители никак не отреагировали, но после ухода Ваитирипото велел Вакаруру-а-Нуку вернуться и съесть собаку в отместку. Это действие привело к войне против Takutaioterangi pā и их союзников.

Аналогичное сражение произошло с Нгаи Таху, в котором участвовал вождь Ракавахакура (правнук Ира-а-Таху), Вайтирипото и Вхакаруру-а-Нуку. Рыбы и птицы для этого пира были на самом деле искусно вырезанными кусками дерева, призванными создать впечатление, что эти продукты готовятся на складе. Позднее сражение стало известно как Те Ватароа из-за этого. Дети начали играть в игры, соблазняя взрослых присоединиться к ним, чтобы отвлечься, в то время как хозяева начали организовывать атаку, даже убивая собак посетителей. В конечном итоге Тутекохи победил, и поэтому Нгай Таху был вынужден двинуться дальше по Северному острову. Позже Ракавахакура был убит около Вайкато.

17 век

Миграция в Веллингтон

Из Гисборна иви двинулись вдоль побережья в Херетунга. Предок Тухайтара, старшая внучка Ракавахакура, оскорбляющая своего мужа, вождя Марукоре из Нгати Мамоэ или его предков, а также различные другие обмены мнениями являются причиной войны между их двумя иви. Сама Тухайтара имела некоторое наследие Нгати Мамое, но он был местным жителем, что считалось ниже ее статуса. Всего у пары было 11 детей, в том числе Тамараэроа, Уирапа, Тахумата, Пахируа и Хинехо. Хуирапа - сын, от которого происходит Кати Хуирапа.

Двоюродный брат Тухайтары через Ракавахакура, Кури, также жил в это время. Подобно тому, как Тухайтара была старшей прародительницей Нгай Таху с ее собственным хапу, названным в честь нее, Нгаи Тухайтара, Кури также является предком выдающейся Кати Кури хапу.

Тухайтара проинструктировал Тамараэроа и Хирапа убить Марукоре в месте - позвал Папануи. Однако Марукоре знал об их плане и победил их в битве при Хукете, после чего их сестра Хинехоу положила их на пол своего дома, чтобы их внуки увидели, и оставила им свои вещи перед тем, как сжечь дотла дотла. здание в результате инцидента, теперь известного как Карара Kōpae («Положение боевых вождей»). Кроме того, сам Марукоре сжег их тела на погребальном костре. Жена Тамараэроа также была убита, но у них остался сын по имени Те Аохураки. Сын Хуйрапы Марайнака также выжил.

Затем братья Пахируа и Тахумата пытались победить Марукоре. Когда они собирались послушаться совета местного вождя по имени Ракаймоари, его дочь Хинэваи-а-тапу сделала замечание о Тахумате, которое спровоцировало битву при Те Пакьяка («Корни»), которая длилась несколько дней. Он был назван так, потому что Тахумата поймал Хинэвай-а-тапу, прячущегося под корнями деревьев, и сделал ее своей женой.

В конце концов, вождю нгати мамо Хикаоророа удалось поймать партию Марукоре в кит. Хикаоророа попросил, чтобы «вождь длинного перья» подошел к двери, чтобы его съели. Младший кузен Марукоре, Рокопаэкава, взял головной убор Марукоре (его знак статуса) и был принесен в жертву вместо этого. Однако он не готовил как следует, и перо головного убора все еще было видно в грязи. Это было сочтено дурным предзнаменованием, и поэтому тело было выброшено, и инцидент получил название Пикитуроа («Длинные перья перьев»).

Марукоре и Тухайтара оба погибли в битве при Тапапануи от рук их сын Пахируа, который был очень зол на всю ситуацию. В одном из рассказов о серии сражений Хинехо и Пахируа вместе построили Карара Крипа и сожгли там тела всех убитых. Оставшиеся дети враждующих родителей перебрались бы в место под названием Те Ореорехуа в Вайрарапа, где уже жил Хинехо, и на юг в Те Вангануи-а-Тара через несколько поколений.

Миграция на Южный остров

Вид на гавань Веллингтона, Нгай Таху жил в этой области до миграции на Южный остров

В Веллингтоне Те Аохикураки, старший вождь, спала с Ракайтекурой (высокопоставленной женщиной из племени нгай-таху), пока ее муж Тамаро был в гостях у своей семьи. От этого Тэ Хикутаватава (позже названный Туахурири), предок Нгаи Туахурири, родился незаконнорожденным. Из-за высокого ранга Ракайтекуры Тумаро не смог убить ее, поэтому вместо этого заставил ее подготовиться к браку с Те Аохикураки. Ручей, в котором она укладывала волосы, назывался Кукурарата. Тамаро собрал свою семью и отправился в Ваймеа, около Нельсона через пролив Кука, оставив позади Ракайтекуру и Те Хикутаватаву.

Любопытство горело в нем с детства, когда другие дети подшучивали над ним за то, что он незаконнорожденный, Те Хикутаватава покинул Кайвакавару в поисках отчима. По прибытии в Ваймеа отец Тамаро Кахукура-те-паку, не зная, кем он был, намеревался съесть его, но позже остановил приготовление еды, когда местные дети услышали, как Те Хикутаватава бормочет о его происхождении. Затем Кахукура-те-паку попросил Те Хикутаватаву пролезть через окно, чтобы устранить брешь на тапу, где он и Тумаро приветствовали его с распростертыми объятиями. Те Хикутаватава все еще был возмущен тем, что его мана была осквернена Кахукура-те-паку, поэтому он вернулся позже, чтобы разрушить это место и убить всех, кто там жил. После этого он был известен как Туахурири (туаху означает «священный жертвенник», рири означает «гневаться»).

В конце 17 века иви начали мигрировать в северную часть Южного острова под руководством вождя нгати-кури Пурахо с его сыновьями Макх-ха-кирикири и Марукаитатеа основали Кайхину па в канале тори / Кура Те Ау. После инцидента, в котором некий Нгаи Таху тауа осквернил кости одного из предков России, Пурахо был убит в отместку рано утром, когда пошел на помощь. Это вылилось в серию битв между двумя иви.

На Северном острове Хикаоророа, видный член племени, напал на Те Мата-ки-кайпоинга па после того, как Туахурири оскорбил его. Тутекава (зять Туахурири старшего Нгати Кахунгуну, Нгати Пору и Нгати Мамое) отозвал своих людей, чтобы атаковать под другим углом после того, как его младший родственник признал оскорбление со стороны Хикаоророа. Он послал того же родственника предупредить Туахурири о побеге, что он и сделал в ближайшем кусте. По неизвестным причинам, когда Тутекава вошел в па, он убил жен Туахурири, Хинекаитаки и Туаравати (сестер Вакуку). После битвы Тутекава сбежал в Вайкакахи на берегу озера Элсмир / Те Вайхора, где он жил среди своих товарищей Нгати Мамоэ. Собственная жена Тутекавы, Тукёреро, была сестрой другой жены Туахурири, Хинетэвай (матери Хамуа, Туракаутахи и Моки). Он также приходился двоюродным братом вождю нгати-кури Те Ракивакапута и вождю нгати-мамо Тукиауау.

Однажды, когда Нгати Кури сражался с Рангитане, вождь Тутеурутира ошибся. его пленниц, Хинеронго, как одной из вражеских женщин. На самом деле она была членом Нгати Мамое, который уже был взят в плен Рангитаном, и поэтому он вернул ее в Матарики па на реке Кларенс. Это заключило новый союз между их иви, после чего они успешно атаковали Рангитане в долине Вайрау. Для этого Нгати Мамое затем уступил районы восточного побережья к северу от реки Кларенс Нгаи Таху, а Тутеурутира и Хинеронго поженились и поселились в па.

В битве при Апокихи против Нгати Мамо Марукаитатеа был спасен его братья Мако-ха-кирикири и Кахупупуни. В Pariwhakatau pā недалеко от области Конвей Мако-ха-кирикири был со своими сестрами Те Апай и Токерау, женами Манава-и-вахо, когда Тукиауау проник внутрь и убил Манаву. Первые трое были спасены защитой Те Хинеумутахи. Однако они были вынуждены оставить па через ее ноги (это была бы деревянная фигура или резьба, подвешенная в воздухе).

Побережье Кайкшуры, смотрящее на север от железнодорожной станции. Нгати Кури - местное хапу в этом районе

. К 1690-м годам Нгай Таху обосновался в Кентербери, включая Нгати Кури, завоевавшего восточное побережье до Кайкшура, и мирное поселение Нгати Иракеху. среди Banks Peninsula - Ngāti Māmoe. Последней битвой, которая произошла между двумя иви до этого момента, была битва при Вайпапе, до того как Нгати Кури захватил Такаханга па. Марукаитатеа решил остаться здесь, в то время как другие вожди продолжали продвигаться на юг. Примерно в это время арики Тутеахука перемещал последних членов племени на Южный остров через пролив Кука. В результате игнорирования совета шефа Те Авиве связать два каноэ вместе для более безопасного прохода, Туахурири, как говорят, был оставлен тонуть вместе с Тумаро при попытке покинуть Веллингтон. Весьма вероятно, что старший сын Туахурири Хамуа также утонул, иначе он мог умереть в Кайкшуре в молодом возрасте.

18 век

После установления господства вплоть до Кайкшуры многие из ведущих Нгаи Таху вожди были готовы расширяться дальше на юг, в глубь острова. Один, Моки, другой сын Туахурири, получил отчеты от Каяпу и Тамакино (братьев Мавы, жены Моки). что убийца жены его отца, Тутекава, жил чуть южнее в Те Вайхора. Он отправился на своем каноэ, Макавхиу, и напал на различные небольшие деревни, включая Паракакарики па ат. В конечном итоге Тутекава был убит Вакуку вместо Моки, отомстив за смерть своих сестер. Сын Тутекавы Те Ракитамау вернулся в дом, где он нашел свою жену Пунахикою и детей целыми и невредимыми, а нападавших спали возле костра. Те Ракитамау не мстил за Тутекаву, но вместо этого оставил знак того, что он сохранил жизни нападавших, и мир в конечном итоге был восстановлен между их потомками.

Вождь Те Ракивакапута захватил территорию Вакараупо, назвав пляж Рапаки-о-Те-Ракивакапута. Он уничтожил па Нгати Мамое в Мануке, за холмами в Тайтапу, а до этого некоторое время жил в Те Па-о-Те Ракивакапута на реке Кам / Руатанива. Его сын Манухири изгнал Нгати Мамое из Тхинетахи и основал там свою базу, а другой его сын Те Уеке создал свою собственную базу в устье реки реки Эйвон / Отакаро. Мако-ха-кирикири получил Литл-Ривер и Вайрева, а Те Руахикихики из Кати Кури, предка Нгаи Те Руакихикихи, сына Манавайвахо и Те Апай, получили Кайтурете и Те Вайхора. Вождь Хуйкай также обосновался в Кукоурарате (названном в честь ручья в Веллгинтоне, где Ракайтекура приготовила волосы), а его сын Таутахи взял Ōtautahi. Второй старший сын Туахурири Туракаутахи, знаменитый вождь Нгай Тухайтара, рожденный с косолапостью, основал Те Кōхака-а-каикай-а-варо па (ныне Кайапой па) в Лагуна Таэруту около Вуденда и захватила территорию вокруг полуострова Бэнкс.

Аораки / Гора Кука, самая высокая гора из всех его братьев. Аораки был божественным предком, который превратился в камень в мифах Кай Таху. Самое раннее известное название Южного острова - Те Вака о Аораки, в связи с его историей

С открытием Нрити-Раурека (Браунинг-Пасс) его тезкой Раурекой из иви Западного побережья Нгай Тухайтара быстро проявил интерес к Те Тай Путини для поунаму, которое можно найти там. Говорят, что это было решение Туракаутахи изучить генеалогию и традиции Нгати Вайранги, и первый из которых уже имел общую родословную с Нгаи Таху через предков Туру и Пайкеа, а последний был из Курахаупо Вака, как Нгати Мамое, Нгай Тара и Рангитане. Аналогичный подход применялся и для изучения генеалогии и историй Вайтахи. Мифы, которые Нгай Таху принес на Южный остров, включают мифы о горах Такитиму (являющихся Такитиму вака) и Шрайтеуру.

Туракаутахи и некоем Тэ-аке узко избежал резни на территории Нгати Вайранги после того, как другие были убиты за нарушение священных обычаев. Однако брату Туракаутахи Танетики и двум родственникам Тутаэмаро и Тутепирираки повезло меньше. Дядя братьев Хикатутаэ отрубил им головы и вернулся к остальной семье в Кайкшура. Мако-ха-кирикири из Вайревы и Моки отомстили за смерть рядом с тем местом, где были найдены тела в воде, на берегу озера Махинапуа в битве под названием Тавири-о-Те Мако. Позже Моуки был проклят двумя tohunga, Ирираки и Таутини, за оскорбление двух женщин. Говорят, что он похоронен в Кайтукутуку, недалеко от льняной мельницы Вайкуку. После битвы Макх-ха-кирикири основал Тхири па в Литл-Ривер. Туракаутахи также заручился помощью Те Ракитамау в преодолении Нгати Вайранги, убив их рангатира Те Уэканука около озера Каньер.

Сын Туракаутахи Каверири со своим тестьом поселились в южной части Энда-Таумикиути. Те Вайхора. Позже Каверири отправился с тауа на юг, в Лоутер, где он был убит вождем Кати Мамое Тутемакоху примерно в 1725 году во время битвы при Вайтарамеа. Другой сын Туракаутахи от его жены Те Ааухарепапа, Ракиамоа, продолжил основные линии происхождения Нгаи Таху. Собственный сын Те Руахикихики, Таока, от его жены Те Аотаурева, продвинется дальше на юг, к Отаку, где он участвовал в некоторых из последних сражений с Нгати Мамоэ.

Со временем между Нгай Таху и Нгати Мамое были заключены браки, чтобы укрепить мир. В частности, Раки-ихия (Нгати Мамое) и Хинехакири, двоюродный брат главного вождя Нгай Таху, Те-хау-тапунуи-о-Ту, и Хонэкай, сын Тэ-хау-тапунуи-о-Ту, с дочерью Раки-ихия. Кохувай. Несмотря на это, случайные стычки все еще продолжались.

Тухуру Кокаре, внук сына Туракаутахи Вэваэ (таким образом, вождя Нгати Вэваэ), стал активным участником сражений против Нгати Вайранги на рубеже веков. Сначала он победил их у озера Бруннер, а затем начал кампанию, которая двинулась вниз из района Карамеа, сражаясь в битвах у Вангануи Инлет, Каватири, Мауэра, Тарамакау, Арахура, Хокитика, Окарито, и, наконец, в Макавхио, с окончательным поражением в Те Папароа колеблется. После своей победы группа Тухуру обсудила на Рунанге, должны ли они вернуться домой или остаться в этом районе. Решение не было принято, поэтому они снова обсудили этот вопрос возле Кайаты и Омотумоту после перехода Мауэрануи и приняли решение построить па в Мауэре. Они стали известны как Путини Нгай Таху.

19 век

Вражда Кайхуанга

Вражда Кайхуанга 1820-х годов в значительной степени вовлекла упоко Арики (верховный вождь) Тамайхарануи, чей статус был настолько духовно выше среди иви, что люди более низкого ранга отводили взгляд и избегали смотреть прямо на него. Если его тень падала на пищу, эта пища становилась тапу и ее нужно было уничтожить. Вражда Кайхуанга - исторический случай, который подчеркивает важность духовного статуса арики и важность тапу. Вражда вспыхнула, когда женщина из Вайкакахи па в Вайрева по имени Мурихака надела плащ из собачьей кожи, принадлежащий Тамаихарануи, что нанесло ему оскорбление. Затем его последователи убили Ререваку, раба одного из родственников Мурихаки. Затем родственники в ответ убили другого вождя, Хапе.

Жена Хапе приходилась сестрой двум вождям из Таумуту па на южном озере Элсмир / Те Вайхора. Жители Таумуту ответили на смерть Хапе, напав на Вайкакахи и убив несколько человек. Тамайхарануи привел тауа против Таумуту и ​​уволил его. Затем таумуту обратились за помощью к хапу Отаго, на что Тайароа и Те Вакатаупука привели тауа, и вместе с воинами из Каяпоя все атаковали Вайкакахи. Однако они обнаружили, что папа пуста, так как Тайароа предупредил своих людей, что нападавшие прибудут с мушкетами. Считается, что это был первый случай применения огнестрельного оружия в Кентербери.

Поскольку они никого не убили в Вайкакахи, воины каяпоев опасались насмешек. Они наткнулись на племянника вождя Таунуну с острова Рипапа и убили его. В отместку Таунуну захватил Вакепа па около Коулгейта, убив жителей. Хапу Отаго снова напали на Вайкакахи, и хотя Тайароа снова предупредил их, их преследовали и убили. Двое из близких родственников Тамайхарануи, его сестры, были убиты. Отряды Отаго и Таумуту уничтожили Рипапа перед тем, как вернуться на Отаго. Многие поселения и общины на полуострове Бэнкс были заброшены в результате серии ответных атак.

Затем Тамайхарануи отправился в Отаго и убедил народ таумуту вернуться домой, заверив, что война окончена. Однако он вернулся первым и поджидал людей таумуту с мушкетами. По словам Хакопы Те Ата-о-Ту, члена партии Тамайхарануи, Тамайхарануи стал менее воодушевлен атакой, когда понял, что у беженцев есть свои собственные мушкеты. Тем не менее его убедили атаковать, и беженцы были убиты. Последним актом вражды стало убийство Таунуну, которого забили до смерти томагавком вместе со своим товарищем, недалеко от Отокитоки.

Войны с Нгати Тоа

В 1827–1828 гг. Нгати Тоа под предводительством Те Раупараха, вооруженный мушкетами, успешно атаковал Кати Кури в Кайкнуре, которые уже ожидали Ту-те-пакихи-ранги хапу от Нгати Кахунгуну в качестве дружеских посетителей. Он назвал битву Нихо Маака («Зуб акулы») в честь угрозы от Ререваки, местного вождя. Затем Нгати Тоа посетил Каяпой якобы для торговли. Когда Нгати Тоа напали на их хозяев, хорошо подготовленный Нгаи Таху убил всех ведущих вождей Нгати Тоа, кроме Те Раупараха, который впоследствии вернулся в свою цитадель на острове Капити. В это время Нгати Туматакокири продолжал атаковать Путини Нгай Таху из Каватири из-за споров о земле и охоте, Нгати Раруа также атаковал Путини Нгаи Таху из мушкетов в поисках пунаму.

В ноябре 1830 г. Раупараха убедил капитана брига «Элизабет» Джона Стюарта тайно отнести его и его воинов в Такапунеке недалеко от современного Акароа, где они с помощью уловок захватили Тамайхарануи, его жену и дочь. Уничтожив Такапунеке, они вместе со своими пленниками отправились в Капити. Тамайхарануи задушил свою дочь и выбросил ее за борт, чтобы спасти от рабства. Нгати Тоа убил оставшихся пленников. Джон Стюарт, хотя и был арестован и предан суду в Сиднее как соучастник убийства, тем не менее избежал осуждения. Другой пленник, Хоне Тикао (Нгаи Те Кахукура, Нгай Туахурири) действительно выжил и позже посетил Францию ​​.

Летом 1831–1832 Те Раупараха напал на Кайапой Па. После трехмесячной осады пожар в па позволил Нгати Тоа преодолеть его. Затем Нгати Тоа атаковал Нгаи Таху на полуострове Бэнкс и взял па в Онаве. В 1832–1833 годах Нгай Таху принял ответные меры под предводительством Тухавайки, Тайароа, Каретаи и Херероа, напав на Нгати Тоа на озере Грассмер. Нгай Таху победил и убил многих Нгати Тоа, хотя Те Раупараха снова сбежал.

В 1834 году вождь Ивикау, брат Те Майхарануи, возглавил военный отряд в Мальборо-Саундс, хотя Нгати Тоа прятался от них и не мог быть найден. Кампания была известна как Ораумоануи или Тауануи.

Бои продолжались около года, и Нгаи Таху поддерживал верх. В 1836 году вождь Те Пуохо из Нгати Тама, союзник Нгати Тоа, повел своих тауа от залива Уонгануи вниз на западное побережье к реке Хааст. Оттуда он пересек перевал Хааст в центральный Отаго и Саутленд. Тухавайки к этому моменту узнал об этом приближающемся нападении и повел своих тауа с острова Руапуке на Тутурау, где он сражался и убил Те Пуохо.

Нгати Тоа больше никогда не совершал крупных вторжений в Территория Нгаи Таху. К 1839 году Нгай Таху и Нгати Тоа установили мир, и Те Раупараха освободил пленников Нгаи Таху, которых он держал в Капити. Официальные браки между ведущими семьями двух племен скрепили мир.

Договор Вайтанги

В 1840 году более 500 вождей со всей Новой Зеландии подписали Договор Вайтанги с представителями Корона. На Южном острове использовался только один лист - лист Herald (Bunbury), который был у майора Thomas Bunbury на борту HMS Herald, который плыл из Bay of Islands на 28 апреля. Лист Кука (Генри Уильямс ) использовался на острове Арапао и Рангитото ки те Тонга / острове Д'Юрвиль на северной оконечности Южного острова, но не был подписан Нгай Таху.

Первые четыре подписи на листе были сделаны из Коромандел Харбор неделей позже, 4 мая, а следующие две подписи были подписаны на борту HMS Herald недалеко от Острова Меркурия 7 мая. Эти подписи были собраны иви Нгати Ванаунга, Нгати Паоа и Нгати Мару.

Первым подписавшимся Нгай Таху был вождь Ивикау в Акароа 30 мая, после чего Hone Tīkao подписывает контракт с John Love. Его племянником был Хоне Тааре Тикао.

Синяя книга: запись Нгай Таху кауматуа живым в 1848 году

Третьим лицом, подписавшим Нгаи Таху, был вождь Тухавайки, подписавший контракт как Джон Тувайк на борту HMS Herald на острове Руапуке. 10 июня, который попросил Каикоура (возможно, Кайкура Факатау) подписать его в тот же день, за которым затем последовал Тайароа (или Тарароа; возможно, Те Матенга Тайароа).

Последние подписи Нгаи Таху были от Otago Heads 13 июня. Подписавшимися были Хоне Каретаи (Нгати Руахикихики, Нгай Те Кахукура, Нгаи Туахурири, Нгати Хинекура), подписавшийся как Джон Каритай в Атаку, и один Корако (Нгаи Туахурири, личность которого неизвестна). но это могли быть либо Хоне Ветере Курако, Корако Каретай, либо Хоани Курако и другие.

Последние подписи в основном исходили от членов Нгати Тоа в Те Коко-о-Купе / Облачный залив ( 17 июня) и Остров Мана (19 июня) - включая Те Раупараха, который уже подписал лист Кука (Генри Уильямс) 14 мая - и от трех членов Нгати Кахунгуну в Хокс-Бей 24 июня, всего 27 подписей на листе.

ХХ век

Связь с Антарктидой

В самом конце XIX века человек Кай Таху по имени Уильям Тимару Джосс (1844–1895), китобой с острова Стюарт и капитан почтового корабля «Ульва», был членом первой подтвержденной высадочной группы Антарктики на континент Антарктида на мысе Адэр, а также Булл, Борхгревинк и Тунзельманн в январе 1895 г., что делает Джосса первым известным маори, который так близко подошел к континенту. Тимару Уильям Джосс (1905–1955), внук Уильяма Тимару, присоединился к экспедиции адмирала Ричарда Э. Берда в Антарктиду в 1935 году.

Эпоха мировой войны

Скульптура Типене О'Реган, рангатира, кауматуа, писатель, оратор, учитель и главный переговорщик в поселении Нгаи Таху

Более 270 человек, связанных с Нгаи Таху, служили во время Первой мировой войны, включая тех, кто сражался в составе новозеландского (маори) пионерского батальона. В число известных военнослужащих входили: Туру Ракерава Хироти, Хоани Парата, Джеймс Уильям Тепене и Джон Чарльз Тамануиаранги Тикао, все они имели звание капитана. Одним из высокопоставленных солдат, рожденных вождем, был рядовой Хохепа Тейхока из Каяпоя, которому было почти 19 лет, когда он прибыл в Дарданеллы в июле 1915 года.

Джордж Генри Уэст ( Кай Те Ракиамоа) был первым пилотом происхождения маори, присоединившимся к Королевским ВВС Новой Зеландии (RNZAF) в 1936 году. Во время тренировочного полета в ночь на 11 мая 1939 года его ученик случайно недокус при приземлении. Уэст умер от полученных ран на следующий день. Джон Поэ был первым чистокровным пилотом маори, присоединившимся к RNZAF в 1941 году.

Туру Ракерева Хироти и Джон Чарльз Тамануиаранги Тикао продолжали служить во время Второй мировой войны. Первый служит офицером по вербовке, а второй - капитаном батальона маори. Тимару Уильям Джосс также служил в ВМС США, отвечая за баржу во время высадки в Нормандии.

Современная история

Парламент Новой Зеландии приняла Закон об урегулировании претензий Нгаи Таху в 1998 году, чтобы зафиксировать извинения от Короны и урегулировать претензии, предъявленные в соответствии с Договором Вайтанги 1840 года. Одно из положений Закона касалось использования двойных названий на английском и маори для географических местоположений в районе проживания племен нгай-таху. Признанный авторитет племен, Те Рунанга о Нгаи Таху, основан в Крайстчерче и в Инверкаргилле.

Диалект

. В 19 веке многие нгай-таху, особенно в самых южных районах. Южного острова, говорил на отличном диалекте языка маори, иногда называемого южным маори, который настолько отличался от северной версии языка, что миссионер преподобный в Каритан обнаружил, что материалы, подготовленные миссиями Северного острова, не могут быть использованы в Отаго. Однако с 20-го века до начала 21-го века этот диалект был близок к исчезновению и официально не приветствовался.

Южные маори содержат почти все те же фонемы, что и другие диалекты маори (/ a, e, i, o, u, f, h, k, m, n, p, r, t, w /), а также те же самые дифтонги, но без / ŋ / ("ng"), звук, который слился с / k / в доисторические времена: Нгаи Таху становится Кай Таху). Изменение не произошло в северной части области Нгай Таху, и возможное присутствие дополнительных фонем (/ b, p, l, r /) обсуждалось. Нестандартные согласные иногда идентифицируются в написании топонимов Южного острова, таких как g (в отличие от k, например, Katigi, Otago), v (например, Mavora), l вместо r (например, Little Akaloa, Kilmog, Waihola, Rakiula), и w или u вместо wh, что отражает различие диалектов, но похожие варианты написания и произношения также встречаются на Северном острове (например, залив Толага).

apocope, падение последней гласной слов, возникающих в результате произношения типа «Wacky-white» для «Waikouaiti », отождествляется с южными маори. Однако в речи коренных жителей Новой Зеландии, говорящих на языке маори, происходит облагораживание, а не апокоп, а при произношении названий городов Северного острова местными жителями также часто пропускаются финальные гласные, например, при произношении " Парапарам или Вайук.

Управление

Те Рунанга о Нгаи Таху (TRoNT) является органом управления Нгай Таху, в соответствии с соглашением Вайтанги между иви и Правительство Новой Зеландии в соответствии с Законом об урегулировании претензий Нгаи Таху 1998 года. Это также уполномоченная организация иви в соответствии с Законом о рыболовстве маори 2004 года, аквакультурная организация иви в соответствии с Законом об урегулировании претензий по коммерческой аквакультуре маори 2004 года, орган иви в соответствии с Законом об управлении ресурсами. 1991 и организация Тухоно. Он также представляет Нгаи Таху Вануи, коллектив хапу, включающий Вайтаха, Нгати Мамое и Нгай Таху, в том числе Нгати Кури, Нгати Иракеху, Нгати Хуирапа, Нгаи Туахурири и Нгаи Те Руахуаханга Тэ Рахикианги, под редакцией Те Рунуикии, 1996 г. 93>

Интересы Нгай Таху охватывают широкий спектр регионов, включая территории Окружного совета Тасмана, Окружного совета Мальборо, Регионального совета Западного побережья, Environment Canterbury, Региональный совет Отаго и Environment Southland, а также окружные советы, которые составляют эти региональные советы.

Papatipu rūnanga / рунака, как составные части Нгаи Таху, имеют выборный совет, который затем избирает представителя в Те Рунанга о Нгай Таху. Кай Таху имеет очень корпоративную структуру, отчасти из-за смерти важного упоко арики (верховного вождя) Те Майхарануи во время прибытия европейцев в Новую Зеландию. Согласно Закону об управлении ресурсами, по вопросам природных ресурсов следует консультироваться как с трастом, так и с местным papatipu rūnanga. 18 представителей папатипу рунанга осуществляют надзор за благотворительным фондом «Те Рунанга о Нгаи Таху». По состоянию на 2016 г. исполняющим обязанности кайвакахаэре (председателем) является Лиза Тумахай, главным исполнительным директором является Крис Форд, а главным юрисконсультом является Аддингтон, Крайстчерч.

Рунанга и мараэ

Кентерберийская рунанга

У Нгая Таху девять рунангов в Кентербери :

  • Те Рунанга о Кайкшура с центром на Такаханге и простирается от Те Паринуи о Вити до Река Хурунуи и внутренние районы Южных Альп / Ка Тиритири о те Моана. Takahanga marae в Kaikōura включает в себя молитвенный дом Maru Kaitatea.
  • сосредоточен на Rūnanga Tuahiwi и простирается от Hurunui до Hakatere, разделяя интересы с Arowhenua Runanga к северу до Река Ракайя, а оттуда вглубь страны к Южным Альпам / Ка Тиритири о те Моана. Мараэ Туахиви хапу Нгай Туахурири находится в Туахиви и включает в себя дом собраний Махунуи II.
  • сосредоточен на Рапаки-о-Те-Ракивакапута и включает водосборный бассейн Вакараупо и Те Кайтуна. Рапаки Мараэ, также известный как Те Уеке Мараэ, расположен около Губернаторского залива.
  • Те Рунанга о Кукурарата, центр на Кукурарата и простирается от Похату па до берегов озера Элсмир / Те Вайхора, включая Те Кайтуна. Кукурарата Мараэ расположен в Кукурарате и включает в себя дом собраний Тутеуарева.
  • Вайрева Рунанга сосредоточен на Вайреве и водосборе озера Те-Вайрева, а также холмах и побережье до прилегающих к Кукурарата такива, Онукурарата. Рунанга и Таумуту Рунанга. Мараэ Вайрева находится в Литл-Ривер и включает в себя дом собраний Те Мако.
  • сосредоточен на холмах и побережьях Акароа до прилегающих к ним Такива Те Рунанга о Кукоурарата и Вайрева Рунанга. Onuku marae находится в Акароа и включает в себя дом собраний Karaweko.
  • сосредоточен в водах озера Элсмир / Те Вайхора и прилегающих земель и разделяет общие интересы с Те Нгай Туахурири Рунанга и Те Рунанга о Ароухенуа в районе к югу от Хакатере. Местное мараэ, Нгати Моки, находится в Таумуту.
  • Те Рунанга о Ароухенуа сосредоточено на Ароухенуа, Темука и простирается от Ракая до Вайтаки, разделяя интересы между Хакатере и Ракайя, а оттуда вглубь материка Аораки / гора Кука и Южные Альпы / Ка Тиритири о те Моана. Нгати Хуирапа (хапу) Ароухенуа, Те Хапа о Ниу Тирени, Темука.
  • Те Рунанга о Вайхао сосредотачиваются на разделении интересов с Те Рунанга о Ароухенуа до реки Вайтаки и простираются вглубь страны в Омарама и Южные Альпы / Ка Тиритири о те Моана. Мараэ Вайхао находится в Ваймате.

Отаго рунанга

У Нгая Таху есть три рунанги в Отаго:

  • Те Рунанга о Моераки сосредоточен на Моераки и простирается от Вайтаки до Вайхемо и дальше до Южных Альп / Ка Тиритири о те Моана. Моераки Мараэ находится в Моераки и включает в себя дом собраний Уэнуку.
  • Кати Хуйрапа ки Пукетераки сосредотачивается на Каритане и простирается от Вайхемо до Пурехуреху и включает в себя долю в Отепоти и большая гавань tākou. Такива простирается вглубь суши до Южных Альп / Ка Тиритири о те Моана, разделяя интерес к озерам и горам до Факатипу-Вайтай с Рунангой на юге. У хауирапа хапу есть мараэ Пукетераки в Каритане.
  • Те Рунанга о Отаку сосредоточен на Отаку и простирается от Пурехуреху до Те Матау и вглубь страны, разделяя интерес к озерам и горам на западе. побережье с Рунангой на север и юг (включая город Данидин ). Мараэ Атаку находится в Отаго Хедс и включает в себя молитвенный дом Таматеа. ​​

Рунанга Западного побережья

У Нгаи Таху есть два рунанга в Западном мире:

  • Центры Те Рунанга о Макаавхио на Махитахи и простирается от южного берега реки Поуэруа до Пиопиотахи и вглубь страны до Главного водораздела, вместе с общей долей с Te Rūnanga o Ngāti Waewae в районе, расположенном между северным берегом реки Поуэруа и южным берегом реки реки Хокитика. Их мараэ, Те Таурака Вака-а-Мауи, в Махитахи, официально открылось 23 января 2005 года. Южный Вестленд, который маори был заселен лишь слабо, - уникально для региона иви - не имел marae в течение 140 лет. Мараэ включает в себя молитвенный дом Кайпо.
  • Те Рунанга о Нгати Вэваэ (иногда Те Рунака о Кати Вэваэ) сосредоточен на реке Арахура и Хокитика и простирается от северный берег реки Хокитика до мыса Кахуранги и вглубь страны к Южным Альпам / Ка Тиритири о те Моана, вместе с общей долей собственности с Те Рунанга о Макаавхио в районе, расположенном между северным берегом реки Поуэруа и южный берег реки Хокитика. Нед Таухар в настоящее время председатель Рунанги. Арахура Мараэ, к северу от Хокитики, включает в себя молитвенный дом Тухуру.

Южный рунанга

У Нгай Таху есть четыре рунанга в Южном крае:

  • Вайхопай Рунака центрируется на Вайхопай и простирается на север до Те Матау разделяет интерес к озерам и горам на западном побережье с другими Мурихику рунанга и теми, что расположены от Вайхемо южнее. Мараэ Мурихику и дом собраний Те Ракитаунеке расположены в Инверкаргилле.
  • Те Рунанга о Аваруа центрируется на Аваруа и простирается до побережья и устьев рек, прилегающих к Вайхопаю, разделяя интересы озер и гор между Факатипу-Вайтай и Таухититарере. другие Мурихику рунанга и те, что расположены от Вайхемо к югу. Его мараэ, Те Рау Ароха, находится по адресу Блафф и включает в себя молитвенный дом Таху Потики.
  • Те Рунанга о Орака Апарима сосредоточен на заливе Колак / Арака и простирается от Вайматуку до Таухититарере, разделяя интерес к озерам и горам от Факатипу-Вайтай до Таухититарере с другими Мурихику Рунанга и теми, что расположены от Вайхемо к югу. У рунанги есть мараэ, Такутаи о те Тити, в Ривертоне.
  • Хоконуи. Рунанга сосредоточен в регионе Хоконуи и включает в себя общий интерес к озерам и горам между Факатипу-Вайтай и Таухитарере с другими Мурихику рунанга и расположенные к югу от Вайхемо. Его мараэ, О Те Ика Рама, находится в Гор.

Торговом предприятии

Шотовер Джет в Квинстауне и является одним из нескольких активов, принадлежащих Ngāi Tahu Holdings

Нгай Таху, которым активно владеет или инвестирует во многие предприятия по всей стране. В 2008 финансовом году Ngāi Tahu Holdings имела чистый профицит в размере 80,4 миллиона долларов, из которых 11,5 миллиона долларов были распределены среди членов iwi через рунангу и ванау.

Туризм

Первичный отрасли

  • Ngāi Tahu Seafood
  • 31 лес общей площадью более 100 000 га

Недвижимость и другие инвестиции

Ngai Tahu Property в настоящее время имеет активы с рыночной стоимостью более 550 миллионов долларов п. У Нгай Таху есть инвестиционный портфель первоклассной недвижимости, в том числе:

  • жилые комплексы Акароа
  • Armstrong Prestige, Christchurch
  • Christchurch Civic Building
  • Christchurch Courts Complex
  • Бывший полицейский участок Крайстчерча участок
  • Пост-билдинг Крайстчерча (с Городским советом Крайстчерча )
  • жилыми комплексами Крайстчерча
  • Полицейский участок Данидина
  • Горячие бассейны на леднике Франца-Иосифа
  • Жилые комплексы Губернаторз-Бэй
  • Террасы Айви-Бэй
  • Подразделение фермы Линкольна (с Университетом Линкольна )
  • Офисом Махануи (для Департамент охраны природы )
  • О'Реганс-Уорф, озеро Эспланада, Квинстаун
  • Здание 4 (Здание суда Квинстауна)
  • Полицейский участок Квинстауна
  • Свинья и свисток, Квинстаун
  • Райман Healthcare (40 миллионов акций)
  • Sockburn Business Park, Blenheim Road
  • St Omer Wharf, Queenstown
  • Tower Junction Village, Addington
  • Tower Junction Megacentre, Christchurch
  • Turners Car Auctions, Addington
  • Tumara Park
  • Air Base Wigram, Christchurch
  • Wigram National Trade Academy
  • Деревня Виграм

Таху FM

Таху FM - официальная радиостанция iwi. Он начался как Te Reo Iriraki Ki Otautahi из Крайстчерча 6 февраля 1991 года. В период с 1996 по 2001 год он сформировал вещательное партнерство с Mai FM и начал играть больше городской современной музыки. Он изменил свое название на Tahu FM в декабре 1997 года и ненадолго изменил свое название на Mai FM в 1999 году, прежде чем вернуться на Tahu FM. Вещает в Крайстчерч на 90,5 FM. В 2000 году он начал вещание Kaikōura на 90,7 FM, Dunedin на 95,0 FM, Invercargill на 99,6 FM и по всей стране на 505 Sky Digital.

Tahu FM возобновило вещание. через пять дней после землетрясения в Крайстчерче в 2011 году при поддержке Те Упоко О Те Ика и других радиостанций iwi и работала в качестве городской станции гражданской обороны на языке маори. В декабре 2014 года она была признана самой рейтинговой радиостанцией маори в стране.

Notable Ngāi Tahu

References

External links

Wikimedia Commons has media related to Ngāi Tahu.
Последняя правка сделана 2021-05-31 08:01:44
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте