Нгати Туухаретоа

редактировать
Маори иви (племя) в Аотеароа, Новая Зеландия
Нгати Тууаретоа
Иви (племя) в Маоридом
Turangi1b.jpg Восточное озеро Таупо, от Туранги до Таупо
NgatiTuwharetoa.png
Роэ (регион)Центральный Северный остров
Вака (каноэ)Арава
Население35 877
Веб-сайтhttp://www.tuwharetoa.iwi.nz/

Нгати Туухаретоа - потомок иви (племя маори ) из Нгаторо-и-ранги, священника, который плавал на каноэ Арава в Новую Зеландию. Регион Тууаретоа простирается от Те Ава о те Атуа (река Таравера ) в Матата через центральное плато Северного острова до земель вокруг горы. Тонгариро и озеро Таупо.

Туухаретоа - шестой по величине иви в Аотеароа с населением 35 877 человек по данным переписи населения Новой Зеландии 2013 года, и 40% населения моложе 15 лет. Племя состоит из нескольких хапу (подтриб), представленных 33 марае (местами встреч). Коллектив связан наследием Нгаторо-и-ранги, воплощенным в Арики (Верховный вождь), который в настоящее время является сэром Туму те Хеухеу Тукино VIII.

Содержание
  • 1 История
    • 1.1 Ранняя история
    • 1.2 Современная история
  • 2 Мана
    • 2.1 Хэ Вайата Ароха мо Те Токо («Ка Экэ ки Вайрака»)
  • 3 Вождя
  • 4 Медиа
    • 4.1 Tuwharetoa FM
  • 5 См. Также
  • 6 Ссылки
  • 7 Внешние ссылки
История

Ранняя история

Ketetahi Springs Western Taupo Steam and Hot Springs Западное Таупо, смотрящее на север

Нгати Туухаретоа - потомки одноименного мужчины-воина Туухаретоа и те Аупури. Он родился как в Onepu (Kawerau) ок. 1300. Основные племенные районы его народа базируются от Те Ава о те Атуа в Матате до Тонгариро. Он черпает свою ману в основном от могущественного тохунга и навигатора Нгаторо-и-ранги, который пилотировал великую вака Те Арава от Хаваики до Аотеароа, а также от великого мореплавателя Тороа вака Матаатуа. Вождь Тама-те-капуа обманом заманил Нгаторо-и-ранги на «Те Арава вака», так как его присутствие на борту считалось удачей. Изначально ему было предназначено путешествовать на борту Тайнуи вака. Это сильно разозлило Нгаторо-и-ранги, и его презрение и враждебность к вождю Те Арава привели к тому, что он покинул группу вскоре после прибытия.

В Аотеароа они вышли на берег в Те Ава о Те Атуа, и Нгаторо-и-ранги направился вглубь страны в Те Таканга ио Апа (область Каверау), оттуда в Руавахию, где он встретил чудовищного Тама о Хой и в конце концов достигнув Таупо района, где он поднялся на гору Таухара. Из Таухары Нгаторо-и-ранги направился к Тонгариро с намерением встать на его вершину и, таким образом, объявить этот район своим. Когда он поднимался на гору, сильный южный ветер хлестал его по лицу, ледяные бури вырезали тепло из его тела, а замерзший вулкан болезненно врезался в его ноги, в конце концов заставив его упасть на колени от холода. Когда Нгаторо-и-ранги лежал умирая, он призвал своих сестер Куиваи и Хаунгароа на Гавайках, чтобы они послали огонь, чтобы согреть его: «Куйвай э! Хаунгароа э! Ка риро ау и те тонга! Тукуна май хе ахи!» (О, Куйвай! О, Хаунгароа! Меня схватил холодный южный ветер! Пошли мне огонь!)

Услышав его зов, они послали огонь в виде двух танива (демонов), Те Пупу и Те Хоата. Когда они путешествовали под землей, пламя сначала вспыхнуло на Белом острове, затем в Роторуа и Таупо, наконец, вспыхнув у ног Нгаторо-и-ранги, поднявшись из большого отверстия на вершине вулкана, согревая тохунгу и, таким образом, позволяя ему достичь своей цели. Цель. На вершине Тонгариро Нгаторо-и-ранги поблагодарил и основал «Te Wharetoa o Tūmatauenga» Дом Воинов Ту - наследие Тууаретоа.

Нгаторо-и-ранги не остался в Тонгариро, а вместо этого вернулся на побережье, чтобы прожить свою жизнь на острове Мотити. Его потомки поселились в Те Ава о Те Атуа внутри страны до Каверау, увеличиваясь на протяжении поколений до времен Маваке Таупо, потомка Нгаторо-и-ранги в 8-м поколении. Маваке Таупо женился на арики из Хапуонеоне по имени Хахуру, чья родословная включала коренных жителей этого района, и их сын Манайя в конечном итоге получил имя Туваретоа.

Современная история

Нгати Туваретоа были очень активны в течение в начале 19 века в результате военных и дипломатических действий среди окружающих иви. Хотя расположение Туваретоа на Центральном Северном острове держало их изолированными от контактов с Европой до 1833 года, иви, тем не менее, были хорошо осведомлены о воздействии Пакеха на побережье как из-за появления новых культур и поголовья (лошадей), так и из-за волнений и конфликтов соседний иви к северу, вызванный применением мушкетов. Те Раупараха искал убежища у Туваретоа во время его раннего восхождения к известности, и военный отряд Туваретоа встретился с Хонги Хикой в ​​1820-х годах в рамках кампании Рото-а-тара в Херетонге. В частности, действия Туваретоа в этот период укрепили его положение как доминирующего иви центрального плато и маны (авторитета) Те Хеухеу Манануи как Парамаунта Арики.

В 1840 году Ивикау Те Хеухеу и другие торговали льном в Окленде, а позже присутствовали на собрании в Вайтанги. Однако он не имел права подписывать документы, поскольку это право принадлежало его старшему брату Манануи как Арики. Позже во время Войны Флагстаффа Манануи попытался поддержать Хоун Хеке, но Вайкато отговорил сделать это. Ивикау Те Хеу Хеу сменил своего брата в 1846 году и был ключевым сторонником основания движения Кингитанга после того, как услышал о растущих злоупотреблениях и кражах земель со стороны британских колонистов.

Туваретоа не принимал участия ни в одном из набегов и сражений в Окленде в начале 1863 года. Их первая попытка присоединиться к Патриотам Кингитанги в легендарной битве при Оракау. Несколько мужчин, женщин и детей Нгати Туваретоа сражались с Колониалами вместе со своими сослуживцами внутри укреплений Оракау. Основная часть воинов Туваретоа Хоронуку Те Хеухе не могла войти в цитадель повстанцев из-за раннего прибытия правительственных войск, которые быстро сформировали кольцо вокруг цитадели, чтобы предотвратить подкрепление. Воинов Туваретоа оставили наблюдать со склона холма в 900 метрах, где их периодически обстреливали из пушек Армстронга. Они могли лишь подбодрить незадачливых защитников хакой с безопасного расстояния.

Позже, в 1869 году Туваретоа присоединился к Воину-маори за суверенитет Те Кути и его сторонникам Хау Хау. Те Кути бросил вызов королю маори Таухайо в Те Куити за его позицию, но получил отказ. Однако Кингитанга пристально следили за Те Кути, когда он сражался с правительством, поселенцами и лояльными маори. Туваретоа присоединился к Хау Хау Те Кути в Редуте Те Порере, который был стилизован под европейский форт. Результатом битвы стало решающее поражение Туваретоа и Те Кути. Женщины, взятые в плен в Те Порере правительственными солдатами, указали, что Туваретоа не хотел сражаться. Те Кути держал женщин Туваретоа под охраной Хау Хау, чтобы гарантировать, что мужчины Тувахретоа будут сражаться. Дональд Маклин, министр по рождению, понял, что конфискация земли Туваретоа может вызвать дальнейшее антиколониальное несогласие. Вместо этого Туваретоа были вынуждены отдать короне некоторую землю - гору Тонгариро.

Сыновья Туваретоа перебрались из Каверау через Ваярики и, в конечном итоге, в район вокруг Таупо, и благодаря своему оружию, стратегии и, возможно, в конечном итоге основали рохе Тууаретоа, расселившуюся на три подразделения в Каверау, Ваярики и Тонгариро. Май Те Ава о Те Атуа Ки Тонгариро, Туваретоа Ки Каверау, Туваретоа Ки Вайарики, Туухаретоа Ки те Тонга (От Те Ава-о-те-Атуа до Тонгариро, Туваретоа в Кавератоа, Тууаретоа, Тууаретоа, Туварейтоа, Туварейки Тонгариро). Эта пепеха (племенная поговорка) описывает границы племен Нгати Тувааретоа, простирающиеся от Те Ава о Те Атуа (место слияния рек в Матате ) на юг до Тонгариро.

Мана

Академик Нгати Тууаретоа Хемопереки Симон написал ману, в частности ману когдауа, и мана мотухаке Нгати Тууаретоа происходит от прибытия Нгаторо-и-ранги, и это лучше всего демонстрируется культурно через Мотеатеа Пухивахине, Хэ вайата ароха мо Те Токо или более известный как «Ка Экэ ки Вайрака».

Хэ Вайата Ароха мо Те Токо («Ка Эке ки Вайрака»)

Следующие строки из этого мотеатеа относятся к истории Нгаторо-и-ранги.

Kāti au ka hoki ki taku whenua tupu

Ki te wai koropupū i heria mai nei

I Hawaiki ra anō e Ngātoroirangi

E na tuāhine Te Hoata, Te Пупу

E hū rā i Tongariro, ka mahana i taku kiri.

Вожди

Следующие Ngā Ariki o Te Whare Ariki o te Heuheu (верховные вожди) занимали должность Арики из Нгати Туваретоа. Однако эта структура была создана только для удобства колониального правительства и не имела основы на тиканга маори, и была создана для облегчения правового титула на землю, что позволило приобретать землю маори и никоим образом не отражало истинные наследственные титулы.

Продавцы земли перечислены здесь в хронологическом порядке:

СМИ

Tuwharetoa FM

Tuwharetoa FM - официальная радиостанция Ngāti Tūwharetoa. Он начался в Политехническом университете Ваярики в Туранги в феврале 1991 года, был снят с эфира в конце 1992 года, возобновлен в 1993 году и увеличил частоту, достигающую Таумарунуи. Внешняя радиостанция Tahi FM начала свою работу в феврале 1993 года, но больше не работает. Tuwharetoa FM вещает на 97.2 FM в Туранги и 95.1 FM в районах Taumarunui, Национальный парк, Whakapapa и Raetihi.

См. Также
Ссылки
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-31 08:03:48
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте