Танива

редактировать
Урея, танива-хранитель народа хаураки. Резьба из молитвенного дома Хотунуи, 1878

В мифологии маори, танива (произношение маори: ) - существа которые живут в глубоких водоемах в реках, темных пещерах или в море, особенно в местах с опасными течениями или обманчивыми волнами (гигантскими волнами). Их можно считать очень уважаемыми каитиаки (защитными хранителями ) людей и мест, или, в некоторых традициях, опасными хищными существами, которые, например, похищали женщин, чтобы иметь в жены.

Содержание
  • 1 Этимология и тихоокеанские аналоги
  • 2 Характеристики
  • 3 Как хранители
  • 4 Как пресловутые монстры
  • 5 Отношения с людьми
  • 6 Современные противоречия
  • 7 Сходства с другими Полинезийские культуры
  • 8 В массовой культуре
  • 9 См. Также
  • 10 Примечания
  • 11 Ссылки
  • 12 Внешние ссылки
Этимология и тихоокеанские аналоги

Лингвисты реконструировали слово taniwha к Протоокеанический * tanifa, что означает «вид акул». В тонганском и ниуэ тенифа относится к большой опасной акуле, как и самоанец танифа; токелауский танифа - морское чудовище, поедающее людей. В большинстве других полинезийских языков родственные слова относятся к акулам или просто рыбе. Некоторые антропологи заявили, что у танивхи есть «аналоги, которые встречаются в других полинезийских космологиях ".

Характеристики
Наскальная резьба танивха около озера Таупо Рисунок художника

В море, танива часто появляется как кит или довольно большая акула; сравните название маори с большой белой акулой : mangō-taniwha. Во внутренних водах они все еще могут иметь китоподобные размеры, но больше похожи на геккона или туатара, с рядом шипов вдоль спины. Другие танива выглядят как плавающее бревно, которое ведет себя сбивающим с толку (Orbell 1998: 149- 150, Reed 1963: 297). Некоторые могут прокладывать туннели сквозь землю, выкорчевывая при этом деревья. Легенды приписывают определенным танивам создание гаваней, проложив канал к океану. Гавань Веллингтона, Те Вангануи-а-Тара, по общему мнению, был высечен двумя танива. Окаменелые останки одного из них превратились в холм, возвышающийся над городом. Другой танива утверждал вызвали оползни у озер или рек.

Танива может быть мужчиной или женщиной. Танива Арайтеуру, как говорят, прибыла в Новую Зеландию на первых каноэ, и ее одиннадцати сыновьям приписывают создание различных ответвлений гавани Хокианга (Orbell 1995: 184-185

В качестве хранителей

Большинство танивха связаны с племенными группами; у каждой группы может быть своя танива. Танива Урея, изображенный на этой странице, был связан как хранитель с народом маори района Хаураки. Многие известные танива прибыли из Хавайки, часто в качестве хранителей особого древнего каноэ. Прибыв в Новую Зеландию, они взяли на себя защитную роль над потомками команды каноэ, которое они сопровождали. Происхождение многих других танивха неизвестно.

При должном уважении танива обычно хорошо относились к своему народу. Танива действовал как страж, предупреждая о приближении врагов, передавая информацию через священника, который был медиумом; иногда танива спасали людей от утопления. Поскольку они жили в опасных или темных и мрачных местах, люди старались умилостивить таниву соответствующими подношениями, если им нужно было оказаться поблизости или пройти мимо его логова. Эти подношения часто делались из зеленой веточки и сопровождались подходящим заклинанием. Во время сбора урожая танива часто дарили первую кумару (сладкий картофель ) или первую таро.

Происходящее из роли Танива как племенных опекунов, это слово также может относиться к вождям как дополнение. Знаменитая поговорка тайнуи района Вайкато играет на этом двойном значении: Вайкато танива рау (Вайкато сотни вождей) (Mead Groves 2001: 421).

Вити Ихимаэра, автор The Whale Rider, говорит, что у него есть женщина каитиаки (опекун) танива по имени Хайне Те Арики, которая живет в реке Вайпаоа.

Как пресловутые монстры

В своей роли стражей танива бдительно следили за соблюдением людьми ограничений, налагаемых тапу. Они позаботились о наказании за любые нарушения тапу. Танива были особенно опасны для людей из других племен. Существует множество легенд о битвах с танивха как на суше, так и на море. Часто эти конфликты происходили вскоре после заселения Новой Зеландии, обычно после того, как танива напали и съели человека из племени, к которому он не имел никакого отношения. Людям всегда удается перехитрить и победить таниву. Многие из этих танивха описаны как существа, похожие на ящериц, а в некоторых рассказах говорится, что огромные звери были изрезаны и съедены убийцами. Когда Хоту-пуку, танива из района Роторуа, был убит, его живот был разрезан, и на нем были обнаружены тела мужчин, женщин и детей, целые и еще не переваренные, а также различные тела. части. Танива проглотил все, что было у его жертв, и в его желудке также было различное оружие, дротики, зелёные украшения, зубы акулы, льняная одежда и различные меховые изделия. и перьевые плащи высшего качества.

Многие танива были убийцами, но в этом конкретном случае танива Кайваре в конечном итоге был приручен Тамуре. Тамуре жил в Хаураки и считался обладателем магического простого / поунаму, способного победить таниву. Затем люди манукау призвали Тамуре помочь убить таниву. Тамуре и Кайваре боролись, и Тамуре ударил таниву по голове. Хотя он не смог убить его, его действия приручили таниву. Кайваре по-прежнему обитает в водах, но теперь обитает на курах (раках ) и трюках (осьминогах ).

Нагарара Хаурау - танива, известный из мифов нескольких групп маори на северном Южном острове. В большинстве версий этой истории монстр съедает нескольких жителей деревни и захватывает молодую женщину, которую держит в пещере на берегу моря. Нагарара Хаурау в конечном итоге соблазняется прийти в местную деревню на пир, где он попадает в засаду и убит В каждой версии истории после его смерти хвост монстра отделяется и его бросает далеко в водоем. В версии о заливе Вайнуи и Такака маори хвост приземляется в воду. бассейн у основания водопада Вайнуи.

Отношения с людьми

Иногда человек, который имел дело с танива в течение своей жизни, мог превратиться в таниву после их смерти. Это случилось с Те Тахи. о-те-ранги, который был медиумом для танивха и когда-то был спасен одним из создателей es. Тухейта, один из первых утонувших предков, стал танива, несмотря на то, что до этого он не имел дела с мифическими животными. Иногда между людьми и танивхой складываются отношения. Хайне-коурако была женщиной-танива, вышедшей замуж за человека-человека, и женщиной из моря, которая вышла замуж за человека и родила таниву (Орбелл 1998: 150).

В легенде «Танива Кайпара » три сестры вышли собирать ягоды. Одна из сестер была особенно красивой. Танива устроили хаос на их обратном пути, и сестры сбежали. Танива ловили сестер одну за другой, пытаясь запечатлеть прекрасную. После успеха он отвел ее обратно в свою пещеру. Прошло много лет, и женщина родила таниву шестерых сыновей, из которых трое были такими же, как их отец, и трое полностью человеческих. Она обучила всех своих сыновей и, в частности, обучила своих сыновей-людей искусству войны, помогая им создавать и использовать оружие. Затем человеческие сыновья убили своих трех братьев танивха и, в конце концов, своего отца. Все они вернулись в свои дома.

Современные споры

«В последние годы танива занимали видное место в новостях Новой Зеландии - из-за того, что духи танива упоминались как в судебных делах, так и в судебных процессах. различные юридические переговоры ». Убеждения в существовании танивха могут вызывать разногласия в тех случаях, когда они использовались для блокировки или изменения схем развития и инфраструктуры.

В 2002 году Нгати Нахо, племя маори из района Меремер, успешно обеспечило изменение маршрута части главной автомагистрали страны, State Highway 1. чтобы защитить обитель своего легендарного защитника. Говорят, что этот танива имеет вид большого белого угря, и Нгати Нахо утверждал, что его нельзя убирать, а лучше двигаться по собственному желанию; удалить таниву значило бы навлечь на себя неприятности. Телевидение Новой Зеландии сообщило в ноябре 2002 года, что Transit New Zealand заключила договор с Нгати Нахо, в соответствии с которым «были сделаны уступки для обеспечения уважения танива». Некоторые, такие как журналист Брайан Рудман, критиковали такие сделки в отношении «скрытных танивха, которые то и дело поднимаются из болот и русел рек, требуя десятины от Transit New Zealand».

В 2001 году «другим примечательным примером танива, широко освещавшимся общественностью, был проект тюрьмы в Нортленде по адресу Нгава, который в конечном итоге получил одобрение через суд.. "

Ученый-маори Рангинуи Уокер сказал, что в современную эпоху танива является проявлением механизма выживания для некоторых маори. Это не означало, что в воде действительно пряталось существо, это просто их способ показать, что их обеспокоил какой-то инцидент или событие.

В 2010 году был эпизод Destination Truth где Джош Гейтс и его команда отправились искать таниву, но не нашли убедительных доказательств.

Сходства с другими полинезийскими культурами

Мо'о или Мохо, рептилии божества, которые можно увидеть в гавайских преданиях, во многом схожи с характеристиками Танивха как защитники и вредные для людей, меняющие форму и т. д.

В популярной культуре

Power Rangers Dino Charge в эпизоде ​​«Deep Down Under» упоминает миф о Таниве, но идентифицирует его с такими криптидами как Лох-Несское чудовище.

в песне «Dirty Creature »новозеландской арт-рок-группой Split Enz, Танива описывается как поднимающийся из« реки ужаса »и парализующий своих жертв« щупальцами на мозгу », которые« связывают и затыкают рот [thei г] остроумие ".

В первом эпизоде ​​второй серии Wellington Paranormal полиция расследует пропавших без вести рыбаков в районе гавани Веллингтона и встречает двух танивха.

Танива - легендарное существо из коллекционной карточной игры Magic: The Gathering.

В 1874 году мосазавр Танивазавр, впервые обнаруженный в Новой Зеландии, был назван в честь Танива.

В фильме Once Were Warriors можно увидеть персонажа Грейс Хек, рассказывающего своим братьям и сестрам историю о Таниве за пределами семейного дома.

См. Также
Примечания
Ссылки
  • A. Асбьорн Йон, «Дорога и Танива» в австралийском фольклоре 22 (2007), стр. 85–94. ISBN 1-86389-831-X
  • Х.М. Мид, Н. Гроув, Нга Пепеха анга Типуна, Сказания предков (Victoria University Press : Wellington), 2001.
  • М. Орбелл, Краткая энциклопедия мифов и легенд маори (Canterbury University Press : Christchurch), 1998.
  • М. Орбелл, «Иллюстрированная энциклопедия мифов и легенд маори» (издательство Кентерберийского университета: Крайстчерч), 1995.
  • М. Орбелл, «Традиционные истории маори» (Reed Publishing : Auckland), 1992.
  • AW Reed, «Reed Book of Maori Mythology» (Reed Publishing: Auckland), 2004.
  • AW Reed, Сокровищница фольклора маори (AH AW Reed: Wellington), 1963.
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-09 09:34:31
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте