Генри Уильямс | |
---|---|
Уильямс около 1865 года | |
Родился | (1792-02- 11) 11 февраля 1792. Госпорт, Англия |
Умер | 16 июля 1867 (1867-07-16) (75 лет). Пакарака, Залив островов, Новая Зеландия |
Национальность | Британец |
Другие имена | Те Вирему и Кару-ва |
Занятие | Миссионер |
Супруг (а) | Марианна Уильямс (урожденная Колдхэм) |
Родственники | Уильям Уильямс (брат). Эдвард Марш Уильямс (сын). Сэмюэл Уильямс (сын). Генри Уильямс (сын). Джон Уильямс (сын). Хью Карлтон (зять). Октавиус Хэдфилд (зять) |
Генри Уильямс (11 февраля 1792 - 16 июля 1867) был лидером Миссия Церковного миссионерского общества (CMS) в Новой Зеландии в первой половине XIX века.
Уильямс вступил в Королевский флот в возрасте четырнадцати лет и участвовал в Наполеоновских войнах. Он отправился в Новую Зеландию в 1823 г. в качестве миссионера. Маори Залива Островов дали Уильямсу прозвище Кару-ва («Четыре глаза», поскольку он носил очки). Он более известен как Те Вирему. (Wiremu - это маорийская форма слова «Уильям»). Его младший брат, Уильям Уильямс, также был миссионером в Новой Зеландии и известен как «ученый-хирург». Их дед, преподобный Томас Уильямс (1725–1770), был конгрегационным священником в Независимой часовне Госпорта.
Хотя Уильямс был не первым миссионером в Новой Зеландии - Томас Кендалл, Джон Гар Батлер, Джон Кинг и Уильям Холл, прибывшие до него - он был «первым, кто сделал миссию успешной, частично потому, что он был единственным, достаточно упрямым и достаточно сильным, чтобы продолжать идти, несмотря ни на какие опасности и каких бы средств он ни нажил ».
В 1840 году Уильямс перевел Договор Вайтанги на язык маори с некоторой помощью своего сына Эдварда.
21 сентября 1844 года Уильямс был назначен Архидьякон Те-Ваймате в епархии с центром в Миссия Те-Ваймате.
Уильямс был сыном Томаса Уильямса (Госпорт, Англия, 27 мая 1753 г. - Ноттингем 6 января 1804 г.) и Мэри Марш (10 апреля 1756 г. - 7 ноября 1831 г.), который женился в Госпорте 17 апреля 1783 г. Томас Уильямс был продавец униформы для Королевского флота в Госпорте. В 1794 году Томас и Мэри Уильямс и их шестеро детей переехали в Ноттингем, в то время процветающий центр промышленной революции в Ист-Мидлендсе. Томас Уильямс был указан в торговых каталогах Ноттингема как чулочно-носочные изделия. Промышленность была основана на Уильяме Ли чулочной раме вязальной машине. Бизнес был успешным. Томас Уильямс получил признание как Берджесс Ноттингема в 1796 году и Шериф Ноттингема в 1803 году. Однако процветание, которое было такой чертой чулочно-носочной промышленности во второй половине закончился 18 век. В 1804 году, когда Томас Уильямс умер от сыпного тифа в возрасте 50 лет, его жена осталась с сильно заложенным бизнесом с пятью сыновьями и тремя дочерьми, за что нужно было ухаживать.
У родителей Уильямса было девять детей, из которых шесть (включая его самого) родились в Госпорте и трое (включая Уильяма Вильямса) в Ноттингеме:
Уильямсу было 11 лет, когда умер его отец (его брату Уильяму Уильямсу было три года).
В 1806 году в возрасте 14 лет Уильямс поступил в Королевский флот, служа на HMS Barfleur. Он стал гардемарином в 1807 году. Затем он служил на HMS Maida под командованием капитана Сэмюэля Худ Линзее во время битвы при Копенгагене, когда датчане флот был захвачен в 1807 году. Он высадился с партией моряков, стоявших у прорывной батареи перед городом. Он участвовал в бою 13 февраля 1810 года, когда 8 лодок под командованием лейтенанта Гардинера Генри Гори атаков девять французских канонерских катеров на Баскских дорогах. На HMS Galatea под командованием капитана Вудли Лосака он принял участие в битве при Таматаве (1811 г.) между тремя английскими фрегатами под командованием Капитан Шомберг и три превосходных французских корабля. Уильямс был ранен и так и не выздоровел. За эту службу он получил медаль за общую службу на флоте, которая была награждена в 1847 году застежкой «У берегов Таматаве 20 мая 1811 года».
После начала войны 1812 года. Он служил на HMS Saturn в составе блокадной эскадрильи Нью-Йорка. Он был переведен в HMS Endymion и служил под командованием капитана Генри Хоупа в бою 14 января 1815 года против американского военного корабля Президент USS. Когда последний был вынужден сдаться, Уильямс был членом небольшого призовой команды, которая доставила сильно поврежденное судно в порт после шторма и подавления восстания американских пленных. В 1848 году Адмиралтейство санкционировало выдачу медали за общую службу военно-морского флота с застежкой «Эндимион, президент» для всех оставшихся в живых экипажей из Эндимиона.
Перед тем, как служить на HMS Saturn, Уильямс сдалены на звание лейтенант, хотя он не был повышен в звании до лейтенанта до 28 февраля 1815 г., после того как Гентский договор был ратифицирован Соединенными Штатами. Когда в 1815 году наступил мир, он вышел на пенсию с половинной зарплатой. В возрасте 23 лет он побывал «в Северном и Балтийском морях, у французского и испанского побережья, на юге до мыса, до восточных берегов Мадагаскара, через Индийский океан до Маврикия и на север до побережья Маврикия». Индия. После службы в Мадрасе и Калькутте, он переживал холодную американскую зиму и последний грандиозный морской бой, в котором он участвовал, на «Эндимионе».
Опыт Уильямса во время наполеоновских войн и война 1812 года повлияли на его решение стать христианином миссионером и миротворцем в выполнении работы церковного миссионерского в обществе том, что тогда считалось изолированной и опасной миссией. в Аотеароа (Новая Зеландия).
После ухода из Королевского флота Уильямс устроился на работу в Челтенхем учителем рисования. Его художественные способности проявляются в рисунках, которые он сделал в Новой Зеландии. Уильямс женился на Марианне Колдхэм 20 января 1818 года. У них было одиннадцать детей:
Эдвард Гаррард Марш, муж их сестры Лидии, сыграет роль в жизни Генри и Уильяма. Он был членом Церковного миссионерского общества (CMS) и был назван «влиятельным» в решении Генри и Уильяма обратиться в англиканство в феврале 1818 года, а затем присоединиться к нему. CMS. Уильямс получил от Марша «Миссионерский реестр», в котором описывалась работа миссионеров CMS. Уильямс проявлял особый интерес к Новой Зеландии и ее коренным народам маори. Лишь в 1819 году он использовал свои услуги в качестве миссионера CMS, установленым поселенцем, но позже был рукоположен.
Уильямс изучал хирургию и медицину и узнал о строительстве лодок. Учился на священный сан в течение двух лет и был рукоположен в диакона (англиканской ) англиканской церкви 2 июня 1822 года. епископ Лондона ; и как священник 16 июня 1822 года епископом Линкольна.
11 сентября 1822 года Уильямс со своей женой Марианной и тремя детьми отправился на корабль лорда Сидмута, заключенного корабль с осужденными женщинами в Порт-Джексон, Новый Южный Уэльс, Австралия. В феврале 1823 года в Хобарте Уильямс впервые встретил Сэмюэля Марсдена. В Сиднее он снова встретился с Марсденом, и в июле 1823 года они отправились в Новую Зеландию, сопровождая Марсдена в его четвертый визит в Новую Зеландию на борту «Брэмптона». В 1823 году он прибыл в Залив Островов и поселился в Пайхии, через залив от Корорарека (ныне Рассел) ; затем описывается как «адская дыра в южной части Тихого океана» из-за злоупотребления алкоголем и проституции, которые были следствием запечатывания судов и китобойных судов, посещавших Корорареку.
Члены CMS находились под защитой Хонги Хика, рангатира (вождь) и военачальник Нгапухи иви (племя). Непосредственным защитником миссии в Пайхии был вождь Те Коки и его жена Ана Хаму, женщина высокого ранга и владелица земли, занятой миссией в Пайхии. Уильямс был назначен руководителем миссионерской команды. Уильямс принял другой подход к миссионерской работе, чем тот, который применял Марсден. Политика Марсдена заключалась в обучении полезном навыкам, а не сосредоточении внимания на религиозном обучении. Такой подход не имел большого успеха в реализации устремлений CMS как евангелизационной организации. Кроме того, чтобы получить специальную пищу, миссионеры уступили давлению и вынудили торговать мушкетами, предметом обмена, к которым маори проявляли наибольший интерес, чтобы участвовать в межплеменной войне во время так называемого Musket Wars.
Уильямс сосредоточился на спасении душ. Первое крещение произошло в 1825 году, хотя до второго крещения оставалось еще 5 лет. Были созданы созданные школы, занимались религиозным обучением, чтением и письмом и практическими навыками. Уильямс также остановил торговлю мушкетами, когда это привело к сокращению торговли продуктами питания, поскольку маори прекратили поставки продуктов питания. В конце концов миссия начала выращивать достаточно еды для себя. В конце концов маори пришли к выводу, что запрет на мушкеты был единственным способом положить конец межплеменным войнам, но это заняло время некоторое время.
Сначала было несколько конфликтов и столкновений с нгапухи. Одним из самых жестоких было столкновение с вождем Тохитапу 12 января 1824 г., свидетелями которого стали другие вожди. Инцидент начался, когда Тохитапу посетил миссию. Когда ворота были закрыты, Тохитапу перепрыгнул через забор. Уильямс потребовал, чтобы Тохитапу вошел в миссию через ворота. Тохитапу был вождем и тохунга, искусным в магии, известной как макуту. Тохитапу был оскорблен требованием Уильяма и начал угрожающую хака, расцветая его простой и тайахой. Уильямс столкнулся с этой проблемой. Затем Тохитапу отобрал горшок, который он потребовал в качестве компенсации за травму ноги при перепрыгивании через забор, после чего Уильямс забрал горшок у Тохитапу. Инцидент продолжался всю ночь, когда Тохитапу начал каракию или заклинание колдовства. Уильямс не боялся каракии. На следующее утро Тохитапу и Уильямс примирили свои разногласия - Тохитапу оставался сторонником Уильямса и миссия в Пайхии.
Этот и другие инциденты, в которых Уильямс столкнулся с воинствующими вождями, способствовали его росту маны Среди маори он установил для маори, что Уильямс обладал сильной личностью, «хотя его способность понимать местную культуру была сильно ограничена его евангелическим христианством, его упорство было в некотором смысле преимущества в отношениях с маори. С момента своего прибытия он отказывался запугиваться угрозами и неистовыми действиями уту и грабительских групп муру ».
Корорарека (Рассел) был станцией снабжения для действующих китобоев и охотников на тюленей. в южной части Тихого океана. Помимо миссионеров CMS, европейцы из Залива Островов в основном участвовали в обслуживании торговли в Корорареке. Однажды беглые осужденные прибыли в залив Островов. Утром 5 января 1827 года прибыл бриг «Веллингтон», каторжный корабль из Сиднея, направляющийся на остров Норфолк. Осужденные поднялись, сделав пленными капитана, команду, охранника и пассажиров. Уильямс убедил капитанов двух китобойных судов в гавани открыть огонь по «Веллингтону» и вернуть его обратно. Сорок осужденных сбежали. Угрожали застрелить Уильямса, которого осужденные считали способствующим их поимке.
Начало с 1824 года 55-тонная schooner Herald был построен на пляже в Пайхии. Уильямсу помогал Гилберт Мэр, который стал капитаном Геральда с Уильямсом Гилбертом Паки в качестве помощника. Они запустили «Геральд» в 1826 году. Этот корабль позволил Уильямсу лучше снабжать миссионерские станции и более выгодными более отдаленные районы Новой Зеландии. Первое путешествие Геральда привело Уильямса в Порт-Джексон, Австралия. Здесь он присоединился к своему младшему брату Уильяму и его жене Джейн. Уильям, который учился на хирурга, решил стать миссионером в Новой Зеландии. Они поплыли в Пейхию на борту того же корабля, на котором Уильям и Джейн были доставлены из Англии.
Вестник потерпела крушение в 1828 году при попытке войти в гавань Хокианга.
Первой книгой, опубликованной на языке маори, была Корао но Новой Зеландии ! Первая книга новозеландцев!, Опубликованная Томасом Кендаллом в 1815 году. В 1817 году Титоре и Туи (также известные как Тухи или Тупея (1797? -1824)) отплыли в Англии. Они использовали профессора Самуэля Ли в Кембриджском университете и помогли ему в подготовке грамматики и словарного запаса маори. Кендалл отправился в Лондон в 1820 году с Хонги Хика и Вайкато (начальник Нгапухи более низкого ранга), во время которого была проделана работа сором Сэмюэлем, результатом которой стала первая грамматика и словарь Новозеландский язык (1820 г.). Миссионеры CMS не очень высоко оценили эту книгу. Уильямс организовал миссионеров CMS для систематического изучения языка и вскоре начал переводить Библию на язык маори. После 1826 г. Уильямс Уильямс стал заниматься переводом христианской литературы, а Генри Уильямс уделяет больше времени своим усилиям по созданию миссий CMS в Вайкато, Роторуа. и Залив Изобилия.
В июле 1827 года Уильям Коленсо напечатал Библию маори, состоящую из трех глав Бытия, 20-й главы Исхода, первой главы Евангелия Св. Иоанна, 30 стихов пятой главы Евангелия от Матфея, Отче наш и некоторые гимны. К 1830 году миссионеры CMS пересмотрели орфографию для написания маори; например, «Kiddeekiddee» превратилось в современное написании «Kerikeri».
После 1844 года Роберт Маунселл работал с Уильямом Уильямсом над переводом Библии. Уильям Уильямс сосредоточился на Новом Завете; Маунселл работал над Ветхим Заветом, части которого были опубликованы в 1827, 1833 и 1840 годах, а полный перевод был завершен в 1857 году. Уильям Гилберт Паки также сотрудничал с Уильямом Уильямсом над переводом Нового Завета, который был опубликовано в 1837 году, а его редакция - в 1844 году. Уильям Уильямс опубликовал Словарь новозеландского языка и краткую грамматику в 1844 году.
В первые годы миссии CMS были инциденты межплеменной войны. В 1827 г. Хунги Хика, верховный вождь нгапухи, развязал войну с племенами к северу от Залива Островов. В январе 1827 года Хонги Хика был случайно ранен в грудь одним из своих воинов. 6 марта 1828 года Хонги Хика скончался в Вангароа. Уильямс активно продвигал мирное решение в том, что грозило перерасти в кровавую войну. Смерть Тики, сына Пумаре I (также называемого Ветой) и последующая смерть Те Вареуму в 1828 году повергла Хокиангу в состояние неопределенности. поскольку вожди нгапухи обсуждали необходимость мести после смерти вождя. Уильямс, Ричард Дэвис и Тохитапу выступали посредниками между воюющими сторонами. Поскольку вожди не хотели обострять боевые действия, было достигнуто мирное решение.
В 1830 году произошло сражение при Корорарека, которое иногда называют Войной девочек, что привело к смерти лидера нгапухи Хенги. Вожди Уильямс и Нгапухи, в том числе Тохитапу, пытались положить конец конфликту. Когда очень уважаемый Сэмюэл Марсден прибыл с визитом, он и Уильямс попытались договориться об урегулировании, по которому Корорарека будет уступлена Пумаром II (племянником Пумаре I, первоначально называвшимся Вирией, также называемый Ветой) в качестве компенсации за смерть Хенги, которая была принята участниками боевых действий. Несмотря на то, что обязанность отомстить перешла к Манго и Какаха, сыновьям Хенги, они считали, что смерть их отца должна быть признана посредством муру, военного похода против племен на юге. Было принято проводить муру противплемен, не участвовавших в событиях, приведших к важного вождя.
Титоре, военный вождь нгапухи, начинал муру только в январе 1832 года. Предположим, что положен конец битве. В дневнике Генри Вильямса подробный отчет об этой экспедиции, который можно описать как инцидент в так называемых мушкетных войнах. В этой экспедиции нгапухи добились успеха в сражениях на островах Меркурия и Тауранге, а муру продолжалось до конца июля 1832 года. Когда Уильямс отплыл обратно в Пайхию из Тауранги, лодка была поймана в бушующем море. Уильямс взял командование из рук капитана и спас корабль. К 1844 году обращение вождей нгапухи в христианстве способствовало значительному сокращению случаев межплеменной войны на севере.
Караитиана Ранги была первый человек крестился, что произошло в 1825 году. 7 февраля 1830 года Равири Тайвханга, вождь нгапухи, был крещен. Он был первым высокопоставленным маори, обратившимся в христианство. Это дало большой импульс миссионерской работе CMS, так как побудило многих сделать то же самое. Хоне Хеке посещал миссионерскую школу CMS в Керикери в 1824 и 1825 годах. Хеке и его жена Оно крестились 9 августа 1835 года, и позже Хеке стал мирским чтецом в англиканской церкви. церковь. Какое-то время Хеке жил в Пайхии, и тогда Уильямс стал его близким другом и советником.
26 февраля 1840 года Уильямс крестил Эруэру Майхи Патуоне, а также жену Патуоне именем «Лидия». В январе 1844 года Уильямс крестил Вайкато, вождя нгапухи, который путешествовал в Англию с Хонги Хика в 1820 году. Те Руки Кавити был крещен Уильямсом в 1853 году.
Уильямс ведущую роль в расширении деятельности CMS. В 1833 г. была создана миссия в Каитаиа в Нортленде, а также миссия в Пурири В 1835 г. были открыты миссии в регионах Залива Пленти и Вайкато в Тауранга, Матамата и Роторуа, а в 1836 г. миссия была открыта в Манакау. площадь.
В апреле 1833 года 7 мужчин Нгати Пору и 5 женщин прибыли в Залив Островов на китобойном судне Элизабет. китобой судна покинул Ваяпу после столкновения с теми местами. В Заливе Островов они были доставлены вождям нгапухи в рабство. Генри Уильямс, Уильямс и Альфред Несбит Браун убедили нгапухи отказаться от рабов. а предпринята попытка вернуть их на шхуне Активна, но шторм помешал этой попытки. Они вернулись в Залив Островов, где получили религиозное наставление до следующего лета. В январе 1834 года шхуна Стойкость доставила Уильяма Уильямса и Нгати Пору к Восточному мысу.
В 1839 году Уильямс отправился на корабле в Порт-Николсон, Веллингтон,, затем пешком до Отаки. с преподобным Октавиусом Хэдфилдом, где Хэдфилд основал миссионерскую станцию. С декабря 1839 г. по январь 1840 г. Уильямс вернулся по суше через Уонгануи, Таупо, Роторуа и Тауранга, первый европеец, который предпринял это путешествие.
«С 1830 по 1840 год Генри Уильямс руководил миссией доброжелательно, но твердо. рука. (...) И когда первые поселенцы Новой Зеландии высадились в Веллингтоне в 1839 году, Уильямс сделал все возможное, чтобы отразить их, потому что он чувствовал, что они захватят страну, захватят землю и обучат безбожным обычным маори »
В ноябре 1839 года Уильямс и Октавиус Хэдфилд прибыли в Порт-Николсон, Веллингтон, через несколько дней после новозеландской компании купил землю вокруг гавани Веллингтона. В течение нескольких месяцев компания намеревалась приобрести около 20 миллионов акров (8 миллионов гектаров) в районах Нельсон, Веллингтон, Уонгануи и Таки. Уильямс пытался вмешаться в практику компании по покупке земли. Рейхана, христианин, который провел время в Заливе Островов, купил для себя 60 акров (24 гектара) земли в Те Аро, на территории нынешнего центра Веллингтона. Когда Рейхана и его жена решили переехать и жить в Таранаки, Уильямс убедил Рейхану передать ему землю, чтобы держать доверие для Рейханы. Во время своего путешествия на север Уильямс записывает в письме своей жене: «Я надеюсь, что получил участок земли из лап новозеландской компании для туземцев; еще один участок, который, надеюсь, я расстроил ». По прибытии в Уонгануи Уильямс пишет: «После завтрака провел совет с вождями, уважая их землю, так как они были в большом тревоге, чтобы европейцы не завладели графством. Все одобряют их покупку земли и владение ею для своих
Церковное миссионерское общество в Лондоне просьбу Уильямса о поддержке этой практики приобретения земли в доверительное управление в пользу маори. Обществу было хорошо известно, что новозеландская компания ведет активную кампанию против противников ее планов. В то время как Церковное миссионерское общество имело связи с правительством вигов виконта Мельбурна, в августе 1841 года к власти пришло правительство тори. Церковное миссионерское общество не хотело вступить в конфликт с новозеландской компанией, поскольку его лидеры имели влияние в правительстве тори во главе с сэром Робертом Пилом.
Уильямс сильная роль. роль в переводе Договора роль вайтанги (1840 г.). В августе 1839 года капитан Уильям Хобсон получил инструкции от Колониального управления принять конституционные меры, необходимые для основания британской колонии в Новой Зеландии. Хобсон был приведен к присяге в качестве вице-губернатора в Сиднее 14 января и, наконец, прибыл в Залив островов 29 января 1840 года. Управление по делам не предоставило Хобсону проект договора, поэтому он был был вынужден написать свой собственный договор с помощью своего секретаря Джеймса Фримена и британского резидента Джеймса Басби. Весь договор был подготовлен за четыре дня. Понимая, что договор на английском языке не может быть ни понятен, ни согласован, ни согласован маори, Хобсон проинструктировал Уильямса, который работал со своим сыном Эдвардом, также хорошо владел языком маори ( Те Рео), чтобы перевести документ на маори, и это было сделано в ночь на 4 февраля. В это время Уильямс, который также хорошо разбирался в Те Рео, нашел в Бухте бедности.
Епископ Бротон написал Уильямсу в январе 1840 года, чтобы рекомендовать, «ваше влияние было проявлено среди приданных вам вождей. 5 февраля 1840 года исходный договор на английском языке и его перевод на маори были выставлены перед собранием северных вождей в большом шатре на лужайке перед домом Басби в , чтобы побудить их к желанной сдаче суверенитета Ее Величеству ". Вайтанги. Хобсон прочитал договор вслух на английском, а Уильямс прочитал свою версию для маори. В своем переводе он использовал диалект, известный как «миссионер маори», который не был традиционным маори, но был придуман миссионерами. Примером этого Договоре является kāwanatanga (губернаторство), родственное слово, которое, как полагают, Уильямс перенес из английского языка, Слово каванатанга впервые было использовано в Декларации независимости Новой Зеландии. (1835 г.). Он вновь появился в 1840 году в Договоре и, следовательно, некоторые утверждают, что это был неподходящий выбор., что мана (престиж, авторитет) более точно передал бы передачу суверенитета; хотя другие утверждают, что мана не может быть отдана и это не то же самое, что суверенитет.
Хоне Хеке подписал Договор Вайтанги, хотя есть неуверенность в том, подписал ли он его 6 мая 1840 г. или подписали позже только после того, как другие маори убедили его подписать. В случае, позже он был срубить флагшток на Флагстафф-Хилл Корорарека (ныне Рассел), чтобы выразить свое недовольство тем, как представители Короны имели относились к власти вождей как подчиненной власти Короны.
Уильямс также участвовал в разъяснении договора лидерам маори, сначала на встречах с Уильямом Хобсоном в Вайтанги, но позже также во время поездки в Порт-Николсон, пролив Королевы Шарлотты, Капити., Вайканаэ и Отаки, чтобы убедить вождей маори подписать договор. Его участие в этих дебатах привело его к «все более низкие роли посредника между двумя расами».
В 1830-х годах Уильямс купил 11000 акров (5420 гектаров) у Те Моренга. из Пакарака в районе Тай-а-май, вдали от залива Островов, для обеспечения занятости и финансового обеспечения своих сыновей и пяти дочерей, поскольку у церковного миссионерского общества не было никаких договоренностей о пенсиях или других миссионеров CMS и их семей, которые жили в Новой Зеландии. Церковное миссионерское общество внедрило политику покупки земли для своих миссионеров в Австралии, в которой общество платило за покупку земли для детей миссионеров, но обсуждение такой политики для миссий Новой Зеландии не было завершено.
Покупка земли была рассмотрена земельным комиссаром Фитцджеральдом в соответствии с Постановлением о земельных претензиях 1841 года. Фитцджеральд в отчете Земельного управления от 14 июля 1844 года рекомендовал губернатору Фитцрою утвердить присуждение Уильямсу 9000 из 11000 акров земли. Уильямс «заплатил за себя и детей достаточно, чтобы дать им право на (22 131) двадцать две тысячи сто тридцать один акр». Это не положило конец спорам по поводу покупки земли Уильямсом, поскольку новозеландская компания и другие компании, заинтересованные в приобретении земли маори, продолжали атаковать характер Уильямса. Эти покупки земли были использованы печально известным Джоном Данмором Лэнгом из Нового Южного Уэльса в качестве темы яростного нападения на миссию CMS в Новой Зеландии во втором из четырех "Письма к правому достопочтенному графу" Дарем », изданные в Англии. Лорд Дарем был сторонником Новой Зеландии.
В 1845 году Джордж Грей прибыл в Новую Зеландию, чтобы занять пост губернатора. В это время Хоун Хеке бросил вызов авторитету британцев, начав с того, что срубил флагшток на Флагстафф-Хилл в Корорарека. На этом флагштоке раньше развевался флаг Объединенных Племен Новой Зеландии, теперь был поднят Юнион Джек ; следовательно, флагшток символизировал недовольство Хеке и его союзников по поводу изменений, которые произошли после подписания Договора Вайтанги.
После битвы при Те Ахуаху Хеке отправился в свою па в Кайкохе, чтобы оправиться от ран. Его посетили Уильямс и Роберт Берроуз, которые надеялись убедить Хеке прекратить боевые действия. Во время Войны Флагстаффа Уильямс также написал письма Хону Хеке в дальнейших попытках убедить Хеке и Кавити прекратить конфликт. В 1846 году, после сражений при Охэавай па и Руапекапека па, Хоне Хеке и Те Руки Кавити стремились положить конец Флагстафф Война ; с Тамати Вака Нене, действующим в качестве посредника, они согласовали мирные условия с губернатором Греем.
В последующие годы губернатор Грей прислушивался к голосам выступая против миссионеров CMS, и Грей обвинил Уильямса и других миссионеров CMS в ответственности за Флагстаффскую войну ; Газета New Zealander от 31 января 1846 г. разжигала атаку в статье, в которой говорилось о «Предательских письмах. Среди недавних прокламаций в« Правительственной газете »от 24-го числа есть одно, касающееся некоторых писем, найденных в папе по адресу Руапекапека, и заявив, что его превосходительство, хотя и осознавая, что они были предательского характера, приказал предать их огню, не просматривая и не позволяя взять их копию ».
В тонко замаскированном виде. Ссылаясь на Уильямса, со ссылкой на «своих корреспондентов из рангатира пакеха [джентльменов]», новозеландец продолжил: «Мы считаем этих английских предателей гораздо более виновными и заслуживающими сурового наказания, чем храбрые туземцы, которых они советовали и Введенные в заблуждение. Трусы и мошенники в полном смысле этого слова, они следовали своим предательским планам, боясь рисковать своей собственной личностью, но искусно жертвуя другими ради собственного возвеличивания, и, вероятно, в то же время, т. они самым лицемерным образом исповедовали самую ревностную преданность ».
Официальные источники также обвиняли миссионеров в войне Флагстаффа. В письме от 25 июня 1846 г. Уильяму Юарту Гладстону, министру по делам колоний в правительстве сэра Роберта Пила, губернатор Грей упомянул землю, приобретенную Миссионеры CMS и прокомментировали, что «Правительство Ее Величества также может быть удовлетворено тем, что эти люди не могут быть переданы во владение этими участками земли без больших затрат британской крови и денег». Тем не менее, Хеке не предпринял никаких действий против миссионеров CMS во время войны и направил свой протест против представителей Короны, при этом Хоне Хеке и Те Руки Кавити сражались. британские солдаты и нгапухи во главе с Тамати Вака Нене, который оставался верным короне.
В 1847 году Уильям Уильямс опубликовал брошюру, в которой защищала роль Церковного миссионерского общества в годы, предшествующие вплоть до войны на севере.Первый англиканский епископ Новой Зеландии, Джордж Август Селвин, встал на сторону Грея в отношении покупки земли, и в 1849 году CMS решил уволить Уильямса из
Уильямс и его семья переехала, когда он отказался отдать землю, приобретенную для семьи в Пакараке. в Пакарака, где его дети обрабатывали землю, которая была источником его проблем. служить и проповедовать в церкви Святой Троицы в Пакараке, построенной его семьей. Он жил рядом с церковью, в доме, известном как «Убежище», который стоит до сих пор.
Первый срок полномочий губернатора Грея закончился в 1853 году. В 1854 году Уильямс был восстановлен в CMS после епископа Селвина и Джордж Грей обратился к комитету CMS с просьбой восстановить его на работе. Сэр Джордж Грей вернулся в Новую Зеландию в 1861 году в качестве губернатора. Уильямс приветствовал его возвращение, встретив Грея на миссию Те Ваймате в ноябре 1861 года.
Уильямс умер 16 июля 1867 года и был похоронен на территории церкви Святой Троицы в Пакараке.
Преподобный Мэтью Таупаки возглавил сбор средств в размере 200 фунтов стерлингов среди нгапухи для монументального камня в память архидьякона Уильямса. Он выступил на открытии монументального камня на территории англиканской церкви Святого Павла в Пайхии 11 января 1876 года.
Церковь Святой Троицы, Пакарака
Надгробия Генри и Марианны Уильямс, Церковь Святой Троицы, Пакарака
Интерьер Святой церкви Святой Троицы, Пакарака
Мемориальная доска в церкви Троицы, Пакарака
Викискладе есть материалы, связанные с: Генри Уильямсом (миссионер) (категория ) |