HMS Endymion (1797)

редактировать

Обмен HMS Endymion и USS President broadsides.jpg HMS Endymion (справа) обменивается залпами с президентом USS (слева)
История
Великобритания
Имя:Endymion
Оператор:Royal Navy
Заказано:30 апреля 1795 г.
Строитель:John Randall Co, Ротерхайт
Заложен:ноябрь 1795 года
Спущен на воду:29 марта 1797 года
Введен в эксплуатацию:12 июня 1797 года
Реклассифицирован :Переименован в 50-пушечный четвертого ранга в 1817 году
Пораженный:1859, Принимающий корабль
Почести и. награды:Военно-морская медаль за общие службы с застежками: «8 апреля Boat Service 1814», «Эндимион, президент»
Судьба:Распалась в Плимуте, 18 июня 1868 г.
Общие характеристики
Класс и тип:Эндимион-класса фрегат
Масса в тоннах:1,277 bm
Длина:159 футов 3 дюйма (48,5 м)
Ширина:42 футов 7 дюймов (13,0 м)
Осадка:15 футов 8 дюймов (4,8 м)
Пропульси на:Парус
Скорость:
Комплектация :300, увеличено до 340 во время войны 1812 года
Вооружение:
  • 1797:
    • Верхняя палуба: 26 × 24-фунтовые пушки (11 кг);
    • QD : 6 × 32-фунтовые пушки (15 кг) карронады + 8 × 9-фунтовых (4 кг) длинных орудий
    • Fc : 2 × 32-фунтовых (15 кг) карронад + 4 × 9-фунтовых (4 кг) орудий
  • С ноября 1803 г. по 17 мая 1813 г.:
    • Верхняя палуба: 26 × 18-фунтовые (8 кг);
    • QD: 14 ​​× 32-фунтовые (15 кг) карронады
    • Fc : 4 × 32-фунтовые (15 кг) карронады, + 2 9-фунтовых (4 кг) орудия
  • С 17 мая 1813 года:
    • Верхняя палуба: 26 24-фунтовых орудий
    • QD: 16 32-фунтовых (15 кг) карронад
    • Fc : 1 18-фунтовая (8 кг) латунная длинная пушка + 4 32-фунтовых карронады
  • Дополнительное неофициальное вооружение:
    • Корабельная лодка: 1 12-фунтовая (5 кг) ганнада
    • : Меньшие орудия с шарнирным креплением

HMS Endymion представляли собой 40-пушечные пятого ранга, которые служили в Французских революционных войнах, Наполеоновских войнах,Война 1812 года и во время Первой опиумной войны. Он был построен по образцу французской премии Pomone, захваченной в 1794 году. Из-за его исключительных управляемости и ходовых качеств фрегаты класса Severn были построены на его линиях, хотя орудийные порты были переоборудованы для установки дополнительной пары орудий с каждой стороны, корабли были сделаны из древесины хвойных пород и не строились почти до конца наполеоновских войн.

Она была известна своим сражением с президентом USS 15 января 1815 года, в котором она поймала американский фрегат и искалечила его, что привело к окончательному захвату президента через несколько часов. Кроме того, Эндимион был известен как самый быстрый парусный корабль в Королевском флоте во время Age of Sail, лесозаготовки 14,4 узла (26,7 км / ч) большой парусный спорт и почти 11,0 узлов (20,4 км / ч) малый бейдев.

Последняя действующая служба Эндимиона пришлась на Первую опиумную войну и включала операции на Янцзы река. Она стала принимающим судном в 1859 году и была разобрана в июне 1868 года.

На протяжении всей своей карьеры Эндимион хвалили за ее замечательные мореходные качества. Поэтому она была очень желанной командой для капитанов фрегатов. Даже в 1830-х годах, спустя много времени после военной службы, она считалась эталоном фрегатов Королевского флота. Находясь в компании с гораздо более новыми кораблями, она все еще могла обойти их.

Содержание

  • 1 Французские революционные войны
  • 2 Наполеоновские войны и война 1812 года
    • 2.1 Роколл
    • 2.2 Североамериканская станция
    • 2.3 Взаимодействие с президентом USS
  • 3 Post 1815
  • 4 Командиры
  • 5 Сноски
    • 5.1 Примечания
    • 5.2 Цитаты
  • 6 Ссылки
  • 7 Внешние ссылки

Французские революционные войны

В апреле 1797 года капитан Томас Уильямс заказал Эндимион для Ла-Манша и ирландской станции. В октябре Эндимион присоединился к флоту Северного моря с приказом преследовать разбросанные голландские корабли после битвы при Кампердауне. Через несколько часов Эндимион столкнулся с линейным кораблем Брут недалеко от берега, но защищенная якорная стоянка помешала Уильямс успешно атаковать голландский корабль, и он смог сбежать.

В течение следующих трех лет Уильямс работал у берегов Ирландии и сопровождал конвой на остров Святой Елены. В начале 1798 года Эндимион захватил четырех каперов во время плавания у побережья Ирландии.

  • Французская шхуна «Реванш», 12 латунных шестифунтовых орудий и 88 человек. Она была покрыта медью и подготовлена ​​для трехмесячного круиза. Она отсутствовала 21 день, но ничего не взяла.
  • Французский капер-люггер Брут, шесть 6-фунтовых орудий и 50 человек. Она была подготовлена ​​для двухмесячного плавания, отсутствовала 15 дней и захватила два нейтральных корабля.
  • Испанская шхуна «Св. Антония» пробила 16 орудий, но с шестью установленными 6-фунтовыми орудиями. Она была из Гаваны и везла депеши оттуда и из других мест Южной Америки. Ее команда выбросила депеши за борт, привязанные к одному из ее якорей, но лодка Эндимиона вернула их.
  • Капер французского корабля Хуит Амис, двадцать шестифунтовых орудий и 160 человек. Она была специально построена для каперства, совсем недавно и во время своего первого круиза. Она была подготовлена ​​для четырехмесячного круиза, отсутствовала 20 дней, но ничего не взяла. Королевский флот принял ее на вооружение как HMS Bonetta.

5 сентября 1798 года Уильямс сообщил о захвате или повторном захвате трех судов:

  • Britannia, «дополнительный корабль», плывший из Бенгалии в Лондон по поручению Британская Ост-Индская компания. Французский капер Гурон захватил Британию. Эндимион в то время был в компании с Амарантом.
  • Софи, французским капером с 20 пушками и 130 мужчинами. Она отсутствовала 82 дня, но ничего не захватила. Уильямс описал ее как «очень хороший корабль, совершенно новый и хорошо приспособленный для службы Его Величества, будучи необычайно быстрым парусником; за ней восемь раз преследовали наши военные корабли восемь раз во время ее последнего круиза, и каждый раз она сбегала с лица земли. Парусный спорт ". Королевский флот принял Софи на вооружение как HMS Sophie.
  • Май Флауэр из Нью-Йорка, который плыл из Лиссабона в Лондон, когда ее захватил французский капер-катер Telemaque.

В конце 1799 года по май. 1800 г. Эндимион захватил в плен несколько французских и испанских каперов.

  • Испанский капер-люггер Сент-Джозеф, вооруженный четырьмя длинными латунными шестифунтовыми пушками, вертлюжками и стрелковым оружием, на борту 38 человек.
  • испанский люггер-капер Интрипидо, вооруженный двумя 6-фунтовыми пушками, вертлюжками и стрелковым оружием, на борту которого находится 21 человек.
  • французский каперский знак Пэ, вооруженный десятью 6-фунтовыми пушками, и 44 человека. Она везла груз из Нанта на Иль-де-Франс. Она была построена как военный и поэтому была пробита двадцатью 9-фунтовыми орудиями. Уильямс описал ее как «совершенно новую и быстро падающую».
  • Каперское судно «Сципион», вооруженное восемнадцатью латунными 9-фунтовыми орудиями и несущее команду из 149 человек. Она была из Бордо, через три дня из Санкт-Петербурга. Андеро, но ничего не взял. Уильямс описал ее как «совершенно новую, очень совершенную и очень быструю». Сципион привел Эндимиона в «тяжелую гонку». Наконец, лейтенант Чарльз Остин отправился на небольшой лодке в шторм только с четырьмя другими людьми, и ему удалось подняться на абордаж и овладеть ею; он контролировал Сципиона до следующего дня, когда Эндимион смог завершить захват.

В ноябре 1799 г. Эндимион сопровождал конвой судов, прибывших из Индии через остров Святой Елены. Подошел шторм и разогнал конвой в Ла-Манше. Эндимион достиг Плимута, но 12 ноября на французском побережье недалеко от Булони потерпел крушение торговец Бхавани. Двадцать четыре члена экипажа погибли, но остальные достигли берега. Французы взяли их в плен, но освободили 10 января 1800 года.

Эндимион плыл вместе с конвоем по Средиземному морю, когда они наткнулись на тяжеловесный португальский корабль из Бразилии, полностью разобранный и брошенный. Британцы после значительных усилий смогли вывести ее в состояние судоходства. Затем Чемпион отбуксировал ее в Гибралтар.

В 1801 году Уильямс принял на себя командование 74-пушкой третьесортным линейным кораблем HMS Vanguard. Капитан Филип Чарльз Дарем заменил Уильямса.

Наполеоновские войны и война 1812 года

Когда снова вспыхнула война в 1803 году, она была частью блокадной эскадры от Бреста. до 1805 года. В течение этих первых лет службы Эндимион получил несколько французских и испанских призов, в основном купцов и каперов, но также и некоторых военных кораблей до 20 орудий.

18 июня Эндимион и Дракон захватили французский «Национальный корвет» Коломб. Она находилась в 40 днях от Мартинка, направлялась в Брест, и у нее была команда из 65 человек под командованием лейтенанта де Вайссо Каро. Королевский флот принял ее на вооружение как HMS Colombe.

Семь дней спустя Эндимион захватил в Атлантике французский корвет Bacchante, состоящий из восемнадцати 12-фунтовых орудий и 200 человек, после восьмичасовой погони. Вакханка под командованием лейтенанта де Вайссо Керимеля возвращалась в Брест после трехмесячного плавания в Санто-Доминго. Попытки Керимеля сбежать привели к тому, что Вакханка потеряла восемь человек убитыми и девять ранеными; ее ответный огонь не причинил потерь на Эндимионе. Капитан Чарльз Пэджет описал Вакханку как «замечательно прекрасный Корабль больших размеров, совершенно новый и очень быстрый». Королевский флот принял ее на вооружение как HMS Bacchante.

В июле 1803 года Эндимион столкнулся с East Indiaman Culland's Grove, который возвращался в Великобританию после плавания в Бенгал и Бенкулен. Офицер Пэджета, посланный на борт «Индиамана», приступил к набирать 12 моряков. Капитан и второй офицер Кулландс Гроув яростно протестовали, что это оставит их в меньшинстве, но Пэджет действовал в рамках закона. В Королевском флоте не хватало людей, и он имел обыкновение останавливать возвращающиеся на родину торговые суда и брать с собой некоторых из своих лучших моряков. Позиция Пэджета заключалась в том, что люди, которых он взял, были «лишней ротой, и что ему было разрешено вытеснять людей с кораблей, направляющихся домой».

Осенью 1805 года Эндимион присоединился к эскадре контр-адмирала Луи от Кадиса, часть флота вице-адмирала Нельсона, блокирует союзные франко-испанские силы под командованием адмирала Вильнева. 2 октября Нельсон приказал пяти линейным кораблям Луи с Эндимионом на Гибралтар за водой и провизией; как следствие, Эндимион пропустил Трафальгарскую битву 21 октября.

В 1807 году она участвовала в Дарданелльской операции, где была откомандирована в Константинополь с британским послом для переговоров с Османская империя. Миссия провалилась, и когда эскадра отступила через Дарданеллы, турецкие береговые батареи атаковали британцев, при этом Эндимион пострадал от трех убитых и девяти раненых. С 1808 г. «Эндимион» снова служил в домашних водах, куда он взял несколько французских каперов.

Роколл

Набросок Роколла, сделанный Т. Харви в 1810 году

В августе 1810 года Эндимион в компании с HMS Princess Charlotte отплыл к тогда малоизвестной отдаленной местности. островок Роколл. Т. Харви, ее хозяин под командованием капитана Томаса Бладена Капела, нанесла его положение на 57 ° 39′32 ″ с.ш., 13 ° 31′16 ″ з.д. / 57,65889 ° с.ш., 13,52111 ° з.д. / 57.65889; -13.52111, примерно в 7 милях (11 км) к северо-востоку от его истинного положения.

Мемуары Джона Парди долгое время считались датой первой высадки на Роколл во время этого рейса 8 июля 1810 года. Однако, изучив собственные журналы Эндимиона в Государственном архиве, Джеймс Фишер (из высадки Роколла в 1955 году) обнаружил, что первой датой высадки на самом деле было воскресенье, 8 сентября 1811 года. Капитан сэр Уильям Болтон принял командование где-то с 1810 года по 9 марта 1812 года. из ее лейтенантов во время плавания 1810 года был один Бэзил Холл, который все еще был на корабле, когда была совершена высадка в 1811 году.

Бэзил Холл высадился на Роколл в 1811 году

В июле 1811 года Эндимион снова оказался в пределах видимости Роколла и провел зондирование берега Роколла. К 8 сентября она вернулась и пролетела в 2 милях (3,2 км) к востоку-северо-востоку. Датировка приземления снова была детективной работой Фишера, основанной на собственном журнале Холла. Лейтенант Бэзил Холл был частью этого первого десантного отряда, вероятно, под командованием лейтенанта, первого лейтенанта Эндимиона.

. Похоже, высадка началась совершенно случайно. Цитируя собственную книгу Холла: «Так как у нас не было ничего лучше в наших руках, было решено совершить исследовательскую экспедицию, чтобы посетить этот маленький островок. Для этого были укомплектованы две лодки;... художники подготовили свои альбомы для рисования и геологи - молотки для великого дня научной работы ». Указывая на импровизированный характер приземления, это также означает, что наука была преднамеренной целью с самого начала. Море в это «прекрасное осеннее утро» было необычайно ровным, но многогранная волна затрудняла посадку и требовала большой уверенности при прыжке на берег. Наблюдения и измерения производились до появления тумана. Обеспокоенность продолжающейся видимостью Эндимиона заставила их начать возвращение. Увеличивающаяся зыбь затрудняла посадку, и чтобы добраться до лодки, потребовалось полчаса. К этому времени Эндимион потерялся в тумане. Один из участников группы приземлился обратно на скалу, чтобы попытаться взобраться на нее в поисках беспрепятственного обзора. Сначала он увидел приближающуюся гору тумана, которая в этом районе может длиться несколько дней. Однако корабль заметили, и после очередной задержки, чтобы забрать своего «дрожащего разведчика», они отправились в погоню. К сожалению, корабль не заметил их до того, как вернулся туман, и они были вынуждены снова вернуться в Роколл. С этого момента началось планирование длительного пребывания на острове, несмотря на недостаток провизии и пресной воды. Было решено бросить более тяжелую из двух лодок и вытащить другую на берег, чтобы создать ночлег. К счастью, их спас внезапно поднявшийся туман, снова открывший корабль. Когда, наконец, вернувшись на корабль, часов через пять или шесть после тумана, было почти темно.

Хотя Холл был не один в десантном отряде и вряд ли был его командиром или «дрожащим разведчиком», он известен тем, что был единственным человеком, опубликовавшим письменный отчет об этом. В результате высадки в 1955 году большой выступ возле вершины, на котором они установили свой флагшток, был назван «выступом Холла» по единственному имени, которое они знали наверняка.

11 ноября 1810 года Эндимион захватил 14-пушечный частный Милан.

Североамериканская станция

В 1812 году корабль подвергся капитальному ремонту в Плимут, окончательно вышедшая в док в июле 1813 года. К ее вооружению были добавлены еще две 32-фунтовые пушки carronades, а ее численность увеличилась до 340 человек. Затем ее отправили в Северную Америку, где она захватила несколько американских каперов. Ее экипаж также предпринял несколько нападений на американское судоходство.

Ее лодки пытались захватить печально известного американского капера принца де Невшателя, но безуспешно. В целом Эндимион потерял более 100 человек убитыми, ранеными, пленными или пропавшими без вести. В то время принцем де Невшатель командовал Джон Ордроно, который также был одним из трех ее владельцев. Она была вооружена 17-18 орудиями, почти все 12-фунтовые карронады, и имела экипаж из 130 человек.

6 декабря 1813 года, когда Джон и Джеймс, хозяин Кросби, возвращались из Чили с 1000 баррелей нефти, Помоне схватил ее и отправил на Бермуды. Помоне разделила с Эндимионом призовые для Джона и Джеймса. 1 января 1814 года Эндимион захватил американское торговое судно Фелисити в Атлантическом океане, поджег его и потопил.

7 марта 1814 года Эндимион, Белвидера и захватили американского капера - 15-пушечное судно «Марс» - с 70 людьми. С 7 по 8 апреля 1814 года лодки Хога, Эндимиона, Мейдстоуна и Бурера атаковали мыс Петтипага. В 1847 году Адмиралтейство наградило медалью за морскую службу с застежкой «8 апреля 1814 года» всем выжившим претендентам на участие в акции. В августе 1814 года вместе с Армид Эндимион захватил американский капер Геральд с 17 орудиями и 100 солдатами. В конце 1814 года Эндимион присоединился к блокадной эскадре у берегов Нью-Йорка.

. В августе Эндимион принял участие в экспедиции по реке Пенобскот в штате Мэн. Первыми отправились корабли: Дракон, Эндимион, Перу, а также несколько транспортов. Бастион, Стрелок и Пикто присоединились 31-го числа. Вечером 31 августа «Сильфида», перуанец и транспортная «Гармония» в сопровождении лодки с «Дракона» подняли на борт морских пехотинцев, пехотинцев и отряд Королевской артиллерии под командованием капитана Роберта Барри из «Дракона».. Целью был американский фрегат Адамс, из двадцати шести 18-фунтовых орудий, который укрылся примерно в 27 милях вверх по течению в Хэмпдене, штат Мэн. Здесь Адамс высадил свои орудия и укрепил позицию на берегу с пятнадцатью 18-фунтовыми орудиями, командующими рекой. Перемещение вверх по реке заняло два дня, но в конце концов, после битвы при Хэмпдене, британцы смогли захватить американских защитников в Бангор, но только после того, как американцы сожгли Адамс. Британцы также захватили 11 других кораблей и уничтожили шесть. Британцы потеряли убитым только одного человека, матроса из Дракона, и несколько солдат были ранены.

HMS Armide, Endymion, и были в компании, когда Армида захватила американского капера Непобедимого Наполеона 16 января. Август.

Бой с президентом USS

Президент USS (слева на переднем плане) сдался, HMS Endymion (справа на переднем плане) показан без передней стеньги из-за повреждений, которые она получила во время дуэли с американским кораблем.

14 января 1815 года президент USS под командованием коммодора Стивена Декейтера покинул Нью-Йорк для миссии в Индийский океан. Затем она присоединилась к британской блокадной эскадре, состоящей из разжи Маджестик (56 орудий, командор Джон Хейс ) и фрегатов Endymion (Капитан Генри Хоуп ), Помоне (38 пушек, капитан) и (38 пушек, капитан Хайд Паркер ). Сразу же британская эскадрилья бросилась в погоню во главе с Majestic. В полдень «Эндимион», будучи гораздо лучшим парусником, отремонтировал свою эскадру и оставил их позади. В 14:00 она догнала президента и заняла позицию на американском корабельном посту, стреляя в президента, когда она пыталась сбежать. Эндимион смог трижды ударить Президента и причинил ей значительный ущерб; Напротив, Президент в первую очередь направила свой огонь на оснастку Эндимиона, чтобы замедлить ее. Наконец, в 19:58 Президент прекратил огонь и включил фонарь в ее снаряжении, указывая на то, что она нанесла удар. Фок Эндимиона был поврежден в бою, и она направилась к нему для ремонта оснастки (не имея возможности забрать свой приз из-за отсутствия лодок, которые могли бы «плавать»). Пока Эндимион занимался ремонтом, коммодор Стивен Декатур воспользовался этим фактом и, несмотря на нанесенный ему удар, в 20.30 скрылся с места; Эндимион, все еще занятый ремонтом, не мог немедленно преследовать его и возобновил погоню в 20.32.

В 21.05 Помоне и Тенедос подошли к сильно поврежденному Президенту. Не зная, что противник уже нанес удар, Помоне выстрелил в президента двумя залпами, после чего Декейтер снова поразил его корабль и окликнул британцев, чтобы сказать, что он сдался. Вскоре после этого капитан Ламли из Помона овладел президентом.

Согласно британским данным, президент потерял 35 человек убитыми и 70 ранеными, включая Декейтера. Американские источники называют свои потери 24 убитыми и 55 ранеными. У Эндимиона было 11 убитых и 14 раненых. В 1847 году Адмиралтейство санкционировало выдачу всем оставшимся в живых экипажам Эндимиона медали за военно-морскую службу с застежкой «Эндимион, президент».

Давно ведутся споры о том, победил ли Эндимион Президента или президент победил Эндимиона. Ясно, что президент не мог вести обычную дуэль, подобную той, в которой USS Construction сражался с Java. Если бы Декатур попытался бороться с Эндимионом залпом к залпу, у него было бы мало шансов спастись от других британских кораблей. Его единственной надеждой было избавиться от Эндимиона путем демонтажа ее снастей, и в этом он не смог, ударив Эндимиона до того, как это могло быть выполнено, факт, подтвержденный г-ном Боуи, корабельным капелланом президента, который подтвердил подъем огня, свидетельствующий о капитуляции. Эндимион. С другой стороны, «Эндимион» - как меньший и более слабый корабль (см. Ниже) - сумел замедлить и повредить американский фрегат, нанеся ему три обстреливающих борта, что привело к тяжелым потерям и вынудило его нанести удар. Эндимион успешно вывел из строя шесть орудий по правому борту президента, выстрелив в них из лафетов или повредив стволы. В общей сложности 10 из 15 орудийных портов верхней палубы правого борта корабля President были поражены, а расчет орудий уменьшился. Было зафиксировано, что выстрел из Эндимиона пронзил Президент ниже ватерлинии, и шесть футов (1,8 м) воды было обнаружено в трюме Президента, когда Помоне поднялась на нее. Выстрел из Эндимиона был даже найден в президентском журнале . Тем не менее, также утверждается, что президент не только не сдался Эндимиону, но и фактически вывел из строя Эндимиона и удалил ее от преследования. Вместо этого президент был вынужден сдаться только тогда, когда подошли Помоне и Тенедос. Эта неопределенность возникла рано и отражена в собственных записанных комментариях коммодора Декейтера. Декатур дал показания в (британском) Адмиралтейском суде на Бермудских островах Св. Георгия в январе 1815 года. В нем записано, что, когда лодки Помоне поднялись на борт президента, Декейтер настоял на том, чтобы его меч был отправлен капитану «черного корабля» ( Эндимион), поскольку он нанес удар только ей. Однако в своем более позднем послании, предназначенном в первую очередь для американского потребления, он опроверг это утверждение.

Также было много споров о том, сколько американских потерь произошло из-за залпов Помоне. Перед тем, как Помоне произвела свой первый залп, «Президент» уже был разбит пробоинами с правого борта, с той стороны, в которую стрелял Эндимион. Помоне атаковал левый борт, и было зафиксировано лишь небольшое повреждение. (См. Внешние ссылки для двух разных описаний боя). На самом деле никаких споров нет, поскольку свидетельские показания офицеров на президентском посту четко заявили, что потерь не было, в основном из-за плохо нацеленных залпов и большого количества американского персонала, находящегося под палубой.

Сравнение силы (использовались английские методы измерения для обоих судов)

HMS EndymionUSS President
Длина (орудийная палуба)159 футов 3 дюйма (48,54 м)173 футов 3 дюйма (52,81 м)
Ширина42 фута 7 дюймов (12,98 м)44 фута 4 дюйма (13,51 м)
Тоннаж1277 тонн (bm)1533 тонны (bm)
Комплектация346 человекне менее 450 человек
Вооружение26 × 24-фунтовые,. 20 × 32-фунтовые карронады. 1 × 18-фунтовые32 × 24-фунтовые. 20 × 42-фунтовые карронады. 1 × 24-фунтовые гаубицы
Вес бортовой641 фунт (291 кг)816 фунтов (370 кг)

После 1815 года

После войны 1812 года, Эндимион содержалась в ординарном до 1833 г. С 1840 по 1842 г. служила на флоте под командованием от сэра Уильяма Паркера в Первой англо-китайской войне (1839–1842 гг.), широко известной как Первая опиумная война, включая операции на реке Янцзы. 8 декабря 1846 года она спасла восемь членов экипажа USS Somers, который потерпел крушение у Vera Cruz, Mexico, блокируя этот порт. В 1859 году он стал принимающим кораблем в Плимуте и был окончательно разбит в июне 1868 года.

Командующие

капитаны Эндимиона были: -

Сноски

Примечания

Цитаты

Ссылки

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-22 09:08:25
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте