В культуре маори из Новой Зеландии тохунга (тохука на диалекте южных маори ) является опытным практикующим в любом искусстве или искусстве, будь то религиозное или иное. В Тохунгу входят опытные священники, целители, навигаторы, резчики, строители, учителя и советники. «Тохунга тоже мог быть главой ванау, но довольно часто был также рангатира и арики ». Эквивалент и родственное слово в гавайской культуре - кахуна.
Есть много классов тохунга (Best 1924: 166), включая:
Каждый тохунга был одаренным духовным лидером и обладал естественной способностью общаться между духовным и мирским миром посредством каракии (молитвы), (пения) или выполнения вайата (песни), которые были переданы им до них от tohunga. Однако их обряды были в основном в тех областях, в которых они практиковали, как указано выше.
Тохунга обладал знаниями о большинстве духовных и мирских обрядов, и знания в целом передавались из поколения в поколение посредством устного общения в вананга (места обучения / школы). Они также использовали орудия taonga pūoro для вызова божественного вмешательства или помощи богов.
Хотя маори высоко ценили знания и навыки тохунга, колдовства опасались как суеверные маори, так и европейцы. Из-за предрассудков поселенцев, риска использования шарлатанами уязвимых людей, а также из-за того, что многие формы традиционной медицины маори больше не были эффективны против завоеванных европейских болезней, эта комбинация факторов привела к принятию Закона о подавлении Тохунги 1907 года.
Многие тохунга отказались передать свои устные традиции после того, как Закон вступил в силу в Новой Зеландии, в результате чего народ маори лишился большей части своей традиционной основы, верований и обычаев; в то же время он ускорил ассимиляцию. Закон был отменен в 1962 году, но к этому времени большая часть языка и традиций была искажена или утеряна, но некоторые кауматуа и куя продолжали устно передавать свои знания через поколения.
Важность, роль и практика женского тохунга до некоторой степени игнорировались или кратко затрагивались учеными двадцатого века, и только в наше время были исследованы с большей глубиной.
Тапу был одним из наиболее глубоко укоренившиеся верования и религиозные обычаи маори. Слово тапу можно перевести как священное или запретное, но тапу маори имеет множество вариаций. Было личное тапу и местное тапу; та или иная тапу повсюду сталкивалась с маори. Это часто служило цели, аналогичной некоторым из еврейских законов о запрете и карантине.
Тохунга были проникнуты таинственными сущностями тапу из-за их знания древних и могущественных каракией, религиозных церемоний и их офис как средство общения со страхом атуа. У всех арики также было сильное личное тапу, которое не позволяло обычным людям есть из одной корзины с едой или использовать что-либо, принадлежащее вождю.
Останки священных мертвецов и все, что с ними связано, подвергались высокому тапу, и любой, кто имел дело с мертвыми или костями мертвых, был чрезвычайно тапу и не осмеливался прикоснуться к еде руками. Следовательно, таких людей нужно было кормить так, как показано на картине. Это было написано с натуры в старинном па (деревне) в районе Вангануи. На заднем плане показан внешний частокол па с его грубо вырезанными столбами, обычно тотара. Тохунга стоит на коленях на циновках перед раупо китом (домом) в дальнем углу поселения.