Рангатира (Произношение маори: ) - это наследственные маори лидеры хапу, которые были описаны этнологами, такими как Элсдон Бест как вожди. В идеале рангатира были людьми большой практической мудрости, которые обладали властью от имени племени и поддерживали границы между землями племени и землями других племен. Изменения в законах о собственности на землю в 19 веке, в частности индивидуализация прав собственности на землю, подорвали положение рангатира, как и повсеместная потеря земли при колониальном правительстве.
Слово «рангатира» означает «вождь (мужчина или женщина), знатный, благородный» и происходит от прото-центрально-восточного полинезийского * langatila («вождь вторичного статуса»). Родственные слова встречаются в Мориори, Таитян, Маори Островов Кука, Туамотуан, Маркизец и Гавайские.
. Три интерпретации рангатира рассматривают его как соединение маориных слов «ранга» и «тира». ". В первом случае" ранга "задумана как песчаная отмель, а" тира "- как плавник акулы. Аллегорическая отмель помогает уменьшить эрозию дюны (или людей). Плавник отражает как внешний вид песчаной отмели, так и, что еще более важно, «его физическое и преднамеренное доминирование в качестве опекуна» (Gray-Sharp, 2011, p. 195). Рангатира укрепляет сообщества, перестает существовать без них («что такое песчаная коса без песка?») и имеет защиту.
Этнограф Джон Уайт (1826-1891) дал другая точка зрения в одной из его лекций об обычаях маори. Он сказал, что маори традиционно образовывали двух кахуи, которые собирались вместе, чтобы обсудить историю или вакапапа.
Это толкование хорошо согласуется со вторым переводом, где« ранга »- это сокращение от раранга (или ткачество), а« тира »означает группу.
Третья интерпретация одинаково хорошо сочетается с этим переводом, связывая концепции, связанные с идентичностью «тира». В первую очередь условное гостеприимство, представленное в виде плетения, созданного для «тира» гостей. Во втором случае коллективная интенциональность «разыгрывается в плетении» «тира» хозяев. Вместе эти концепции подчеркивают ценность «личных отношений» между лидером и его группой. Этот тип отношений похож на махара атавхай (нежность или «благожелательное отношение»), предложенный в преамбуле Договора Вайтанги королевой Викторией, отражающий период до XIX века " личная связь между правителем и подданным »(McHugh, 1991, p. 177).