Эруэра Майхи Патуоне

редактировать
Эруэра Майхи Патуоне
Эруэра Майхи Патуоне, Готфрид Линдауэр.jpg Портрет Эруэры Майхи Патуоне Готфрид Линдауэр
Родился~ 1764
Умер(1872-09-19) 19 сентября 1872
НациональностьМаори

Эруэра Майхи Патуоне (c.1764 - 19 сентября 1872 г.) был маори рангатира (вождем), сыном вождя нгати Хао Тапуа и его жены Те Кавехау. Точный год его рождения неизвестен, но предполагается, что ему было не менее 108 лет, когда он умер.

Его младшим братом был Тамати Вака Нене. Вместе со своим отцом и братом он был одним из первых маори, контактировавших с европейцами во время посещения корабля Джеймса Кука в 1769 году.

Содержание
  • 1 Имя
  • 2 Семья
  • 3 Отношения Пакеха
    • 3.1 Коммерческие интересы
    • 3.2 Губернаторы
  • 4 Войны племен
  • 5 Поздние годы
  • 6 Наследие Патуоне и важные политические вопросы
  • 7 Патуоне в литературе
  • 8 Ссылки
  • 9 Библиография
Имя

Когда родился, его звали Патуоне, но более полное имя он получил, когда был крещен архидиаконом Генри Уильямсом в Пейхия в воскресенье, 26 января 1840 г., незадолго до первоначального подписания Договора Вайтанги 6 февраля. Эруэра Майхи (Эдвард Марш) было именем духовного наставника Уильямса в Англии, и это имя также было дано старшему сыну Уильямса. Третьей женой Патуоне была Такаранги, сестра вождя Нгати Паоа. Тогда же крестился Такаранги, приняв имя Ририя (Лидия). До этого, в моде маори, имя было просто Патуоне, в память о смерти двух старших братьев, Те Анга и убитых, сражаясь вместе со своим отцом Тапуа во время войн против Вангароа племя Нгати Поу, которое ранее было изгнано из области Хокианга в результате расширения хапу (подплеменных) группировок, которые позже стали называть Семья Нгапухи.

Оба старших брата Патуоне Те Анга и Те Руануи были убиты в драке на пляже (один), получив удары дубинками (пату) в ожесточенном рукопашном бою. Таким образом, имя Патуоне знаменует важное семейное событие, что является типичным соглашением об именах маори.

Патуоне родился третьим сыном и четвертым ребенком, кроме Те Анги и Те Руануи, старшей сестры Тари, которая позже вышла замуж за вождя Залива Островов Те Варарахи, старший брат Ревы и Мока Каинга-мата и их сестра Те Кареху. Младший брат Патуоне Нене (позже он был Тамати Вака (Томас Уокер) Нене после крещения, которое имело место до Патуоне), также был очень выдающимся вождем и сотрудничал со своим туаканой (старшим братом) во многих военных и коммерческие кампании. Оба были яростными пропагандистами европейского образа жизни. По их мнению, как только маори начали принимать европейские товары в торговлю и перенимать европейские методы продажи земли, пути назад уже не было. Паке (европейцы) остались там надолго.

Семья Тапуа / Те Кавехау произошла напрямую по нескольким старшим вождям от одноименного предка Нгапухи, Рахири и его первенца Уэнуку (чей мать была Ахуаити) и вторым сыном, Кахарау (чьей матерью была Вакаруру). Помимо того, что Тапуа был арики Нгати Хао, он был также тохунга (первосвященником). Это были роли и статус (мана), которые Патуоне унаследовал от Тапуа. Бабушка Патуоне, Рипия, тоже была тохунгой. Патуоне должен был призвать ее имя в известном pepeha (возражении) своему родственнику Хону Хеке в Охэавай: «Ко те вайти а Рипия!» («Мы - маленькая группа Рипии!»), Что означает, что нас мало, но мы храбры в битве. Это было ответом на замечание Хеке, что Патуоне и Нене, прибывшие в качестве тауа, чтобы противостоять своим родственникам, занявшим антибританскую позицию, силой около сотни человек, лучше вернутся домой, тогда как силам Хеке и Кавити насчитывалось около восьмисот. Таким образом, Патуоне был наследником знаменитой крови воина и авторитета жреца - два атрибута, которые частично объясняют его способности и долголетие через бесконечные племенные войны и изменения, такие как прибытие Пакея.

Как один из старших вождей конфедерации Нгапухи, Патуоне вместе со своим младшим братом Нене участвовал во многих военных кампаниях на Северном острове. Происходя также от Рахири, Патуоне был тесно связан со всеми главными вождями Нгапухи, включая Хонги Хика, Моэтара, Хоне Хеке, Те Руки Кавити, Вайкато, Пумаре, Титоре, Муривай, Пангари, Таонуи, Те Варауму и Тайвханга.

Таким образом, Патуоне родился в среде боевой аристократии нгапухи и с раннего возраста обучался как военному искусству, так и священству. Он прославился своими навыками и знаниями в обеих областях, став доверенным лицом многих как в мире маори, так и в мире Пакея. Во исполнение предсказаний провидцев, предсказавших приход Пакея, Патуоне стал свидетелем их прибытия. Его отец Тапуа был принят на борту «Индевора» капитаном Джеймсом Куком во время его визита в Залив островов в 1770 году. Потенциальные враги знали о репутации воина семьи Тапуа.

Отношения Пакеха

И Патуоне, и Нене оказали большое влияние на дела развивающейся страны Новой Зеландии и Патуоне в частности, несмотря на его военную доблесть, вместе со своим зятем Те Варарахи, стал известен как Миротворец. Пакеха также называл его Отцом Пакеха, поскольку его защита дала им возможность закрепиться на дикой и сложной земле, полной опасностей для людей и имущества.

На переговорах в Вайтанги 5 февраля 1840 г. вождь нгапухи Те Вхарерахи высказался за мир и принятие европейцев, и его должным образом поддержали Патуоне и его брат Нене. Влияние Патуоне было особенно сильным на этом собрании северных вождей для подписания Договора Вайтанги ; убедить ряд вождей подписать этот документ 6 февраля 1840 года. Таким образом, хотя Патуоне никогда не уклонялся от сражения в качестве крайней меры, его усилия по предотвращению конфликтов и урегулированию споров путем переговоров всегда предшествовали военным конфликтам.

Во время Войны с флагштоком (1845–46) он поддерживал своего брата Тамати Вака Нене в противостоянии Хоне Хеке и Те Руки Кавити. Патуоне участвовал в битве при Руапекапеке вместе с Тамати Вака Нене, Нопером Пана-кареао, Эруэрой Майхи Тавхай, Репа и около 450 воинов.

Коммерческие интересы

На коммерческом фронте Патуоне как главный вождь Хокианги контролировал многие ресурсы, в том числе обширные леса каури (Agathis australis). Помимо того, что Королевский флот ценил рангоут, Kauri стал ценным экспортным товаром в Новый Южный Уэльс, и в рамках коммерческой сделки Patuone стал партнером Sir George Murray, первого корабля европейского типа, построенного в Нью-Йорке. Зеландия на верфях в Хореке. Таонуи был еще одним партнером. Во время своего первого рейса с Патуоне на борту судно оказалось втянутым в юридическую проблему и подлежало конфискации в Сиднее, где морские законы того времени требовали, чтобы все иностранные суда имели регистр и ходили под флагом. Поскольку Новой Зеландии как национального образования и нации не существовало, это событие грозило спровоцировать серьезную «дипломатическую» проблему, учитывая присутствие на борту Патуоне и Таонуи, двух самых высокопоставленных северных вождей. Уже сейчас торговля между Новым Южным Уэльсом и Новой Зеландией стала значительной, и мысль о том, чтобы спровоцировать серьезную негативную реакцию маори, была совсем не привлекательной для колониальных властей Нового Южного Уэльса. В конце концов, был достигнут компромисс, который включал в себя разработку и принятие официального флага Объединенных племен Новой Зеландии. В 1835 году он был расширен и включил Декларацию независимости объединенных племен Новой Зеландии, подписанную в основном северными вождями как часть попытки утвердить власть на своей земле перед лицом растущего числа торговцев, китобоев, охотников на тюленей и т. Д. поселенцы и миссионеры. Хотя король Вильгельм IV одобрил флаг, Декларация была другим вопросом, создавая серьезную проблему для британского правительства и колонии Новый Южный Уэльс. Если не считать замысловатых структур, верований и процессов Управления по делам колоний в Лондоне, губернатора Нового Южного Уэльса это не впечатлило. Была выражена озабоченность по поводу того, что Декларация была «создана» группой влиятельных пакеха со скрытыми мотивами и, по сути, так и не была ратифицирована. Это было серьезной ошибкой в ​​оценке способности маори управлять своими делами и создавать действенные, функционирующие политические структуры.

Губернаторы

Патуоне знал всех губернаторов Новой Зеландии до своей смерти, и они советовались с ними. Он особенно дружил с сэром Джорджем Греем, который должен был служить два срока в качестве губернатора. В то время как суждение Грея и возрастающая эксцентричность создавали множество проблем, и маори становились все более разочарованными и отчужденными перед лицом закона пакеха, дружба оставалась. Патуоне также был важным информатором для Грея по поводу многих работ, которые он произвел на тему маори. Дружба также пережила решение Грея вторгнуться в Вайкато, полностью вопреки советам как Патуоне, так и Таувиту, другого влиятельного вождя, чьей базой была Матакана, недалеко от острова Кавау, где Грей содержал резиденцию, Особняк, сделав остров ботаническим и витрина животных.

Войны между племенами

Известно, что в рукопашном бою в 1806 году в битве при Вайтуне Патуоне убил вождя Те Ророа / Нгати Ватуа Татакахуануи.

После этого, в немалой степени, и Патуоне, и Нене должны были внести свой вклад в славу Нгапухи как боевой силы, даже несмотря на крупные поражения, такие как битва при Моремонуи в 1807 год, когда нгапухи тауа (военный отряд) за завтраком были застигнуты врасплох объединенными силами Нгати Ватуа / Те Ророа. Хотя Патуоне и Нене не присутствовали в этой битве, это было крупное поражение, и многие из присутствовавших вождей Нгапухи были убиты, в том числе дядя Хеке Покая и Те Хоуаве, старший брат Хонги Хика.. Сестра Хонги Вайтапу также была убита, а ее тело осквернено, все это было сказано как часть помощи Хонги в побеге, чтобы сохранить имя и дело семейной чести, которая теперь вручена ему после смерти его туаканы. Хонги назвал один из своих мушкетов Te Teke Tanumia в память об ужасной смерти своей сестры: она была прорезана в области гениталий и засыпана песком.

Учитывая тесные родственные связи между Нгапухи, Нгати Ватуа и Те Ророа, эта битва, как правило, была результатом многих попыток (проблем), перегоняющих родственные связи. Это также было характерной чертой группировок на севере: война не ограничивалась теми, кто не состоял в родстве. Резня Нгапухи в Моремонуи была такова, что событие стало известно как Те-Кай-а-Те-Кароро (Праздник Чайки). Однако именно родственные связи привели к тому, что Тек Теке по указанию вождя Таохо провел на песке линию, за которой больше не было убийств. Таким образом, некоторые ключевые нгапухи сбежали в результате родства и рыцарского акта, столь типичного для маори. Только в 1825 году и в битве при Те-Ика-а-Рангануи возле Кайваки Нгапухи добились ужасного уту (возмездие; расплата) за свою военную катастрофу в Мормонуи. Частично проблема нгапухи заключалась в их уверенности в том, что у них есть больше мушкетов, а также в неудачном выборе лагеря, уязвимого для внезапной атаки с укрытых позиций.

Период с 1815 по 1840 год ознаменовался множеством войн, в которых участвовали Нгапухи с южными племенными группировками, особенно с Нгати Ватуа, Нгати Паоа, Нгати Мару и Вайкато в целом. После особенно ожесточенного периода крупных сражений с Нгати Паоа, в частности, в рамках мирного соглашения между Нгапухи и Нгати Паоа, Патуоне женился на Такаранги, сестре вождя Нгати Паоа Те Купенги. Это было примерно в 1828 году. После этого Патуоне переместил свою базу в район Хаураки в Южном Окленде, поддерживая па (оборонительные, укрепленные деревни) в Факативаи в заливе Хаураки к югу от современного Окленда и в Путики на острове Вайхеке. Позже, после подарка 115 акров (0,47 км) в Такапуна, Патуоне основал там свое поместье. Нене было оставлено контролировать и защищать интересы Хокианги.

Более поздние годы
Портрет Эруэры Майхи Патуоне.jpg

Более поздние годы Патуоне в Окленде не препятствовали тому, чтобы его призвали выполнять определенные обязанности, включая участие в приветствии принца и принцессы Уэльских. А также продолжает вести бизнес в сфере древесины, картофеля и льна (Phormium tenax). Патуоне также разводил лошадей. Грей подарил ему лошадь по имени новозеландец, которая пользовалась некоторым успехом на скачках в Окленде. Патуоне был также источником первой лошади, когда-либо принадлежавшей Те Арава, пегой лошади по имени Тайка. В системе ценностей маори лошади имели большую ценность и считались высшей собственностью.

Патуоне и Нене должны были пережить всех старых вождей Нгапухи, смерть которых началась в 1828 году с Хонги, Те Вареуму и Муривай. Патуоне руководил ритуалами, ведущими к смерти Хонги, его родственника и соратника-воина, и после нее. Это было время великих потрясений, и смерть Хунги, примерно через два года после получения пулевого ранения в битве с Нгати Поу, вызвала большие опасения по поводу атак мести с юга. Через Хунги южные племена постигли много страданий. Но Новая Зеландия превращалась в новую нацию, созданную, как и многие другие, в конфликтах и ​​различиях. 1828 год был также годом семейной смерти для Патуоне: его первая жена Те Уеке, его первенец Тоа, еще один сын Мата и дочь. Скорее всего, эти смерти были вызваны каким-то занесенным инфекционным агентом, таким как туберкулез. Как и многие коренные народы, маори не сопротивлялись занесенным болезням и сильно страдали от них. Даже такие вещи, как грипп, оказались смертельными, не считая более серьезных инфекционных агентов и венерических заболеваний, принесенных моряками и поселенцами.

Пережив всех своих товарищей-вождей, и Патуоне, и Нене подверглись сильному негодованию со стороны сына Кавити, Майхи Параоне Кавити, у которого были личные претензии и сторонники, стремящиеся сделать его арикинуи или верховным вождем Нгапухи. Помимо вопросов происхождения, происхождения, старшинства и маны, этот план провалился. Нгапухи всегда был коалицией тесно связанных вождей, каждый из которых имел самостоятельное «положение», и поэтому любое понятие верховного вождя было чревато проблемами. Патуоне и Нене, разумеется, не вступали в дебаты: у них не было причин для этого, поскольку их высокий статус и большая личная мана были понятны всем. Нене, конечно же, предлагал построить мукомольную мельницу за свой счет для людей Кавити и Хеке в рамках мирного предложения, но в равной степени добивался восстановления флагштока на холме Майки, обязательство, данное старшим Кавити перед его смертью. Обидчивость Майхи П. Кавити была многослойной и сложной.

Патуоне также получил доспехи от короля Великобритании Вильгельма IV и ряд другой одежды. Официальная запись указывает, что подарок был доставлен из лондонского Тауэра 16 июля 1836 года и, наконец, был доставлен и подписан Патуоне 4 ноября 1837 года на корабле Королевского флота HMS Buffalo. Доставка прямо в Патуоне в его Па в Факативаи в заливе Хаураки, где он жил в то время, свидетельствует о значительной эффективности со стороны Королевского флота. HMS Buffalo также доставил губернатора Хиндмарша в Южную Австралию и оставался там, пока для губернатора был построен подходящий дом, чтобы губернатор мог комфортно жить на борту в это время.

Точные причины подарка неясны, но могут быть связаны либо с предоставлением Patuone лонжеронов Каури Королевскому флоту, либо с подарком в рамках укрепления коммерческих отношений. Судьба доспехов (которые были со времен короля Карла II ) неизвестна, однако влажный климат Новой Зеландии и, вероятно, хранение в неидеальных условиях, вполне могли повлиять на это. Кроме того, поскольку он считался значительным таонга (сокровищем), маловероятно, что его разбили и выковали в оружие. Никаких подробностей в семейных архивах нет.

26 февраля 1840 года преподобный Генри Уильямс крестил Патуоне, а также жену Патуоне по имени Лидия. Четыре жены Патуоне (Те Уеке, Те Хойя, Такаранги и Руту) родили в общей сложности двенадцать детей. Хохайя (ок. 1825–1901) дольше всех пережил Патуон. Хори Харе Патуоне (c.1835-1878) также пережил Патуоне, и еще один неназванный ребенок Патуоне умер в 1886 году. whāngai (приемный) сын Патуоне Тимоти (сын родственника Матетакахиа, убитый Нене при неудачных обстоятельствах), умер в 1896 году. Нене часто слишком поспешно отправлял правосудие, и его убийство Матетакахиа, которого он считал виновным в убийстве английского торговца по имени Варанги, было лишь одним из примеров такой поспешности. Лицом, ответственным за убийство Варанги, был Те Нгарара, который, в свою очередь, был застрелен как уту (возмездие) за противоправную смерть Матетакахии от рук Нене. Высокий статус Нене помешал прямому уту против него.

Хотя некоторые ставят под сомнение подробности рождения Патуоне и воспоминания о визите капитана Кука в Залив островов в 1770 году, важно признать высшие интеллектуальные способности великих рангатира, таких как Патуоне, которые были обучены в течение многих лет, чтобы изучить и запомнить множество деталей из широкого спектра повседневных и эзотерических / священнических знаний. Тохунга действительно были средством сохранения и передачи критического знания; они были энциклопедией маори. Ошибка недопустима и привела бы к немедленному изгнанию из whare wananga. Умственные способности старших вождей и тохунгов, таких как Патуоне, поразили бы первых исследователей пакеха и вызвали бы множество комментариев. Следовательно, ошибки в фактах и ​​информации были маловероятны, особенно из авторитетных источников, таких как Патуоне.

Наследие Патуоне и важные политические вопросы
Патуоне в последние годы его жизни

Жизнь Патуоне охватывает самые ранние годы поселения пакеха в Аотеароа / Новая Зеландия. Патуоне, как и другие главным образом тохунга, знал о старых пророчествах Те Маоя и других, предсказывавших приход пакеха. Они знали также, что их будущее будет сильно отличаться от всего, что они знали раньше. Одна из причин, по которой Патуоне, Нене и другие поддержали британское дело, заключалась в том, что они знали, что пути назад нет. Пакеха нельзя было отправить домой в качестве неудавшегося эксперимента, а тем временем они привезли товары, животных, урожай и технологии, которые принесут большую пользу маори. Негативные аспекты поселения (особенно новые болезни, новое оружие, нездоровые изменения образа жизни, табак, алкоголь), безусловно, встревожили многих лидеров маори, в том числе Патуоне, однако он чувствовал, что хорошее приходит вместе с плохим в пакете.

В то время как население маори превосходило численностью поселенцев и переселенцев, миссионерам различных христианских убеждений приходилось вкладывать значительные усилия в процессы «цивилизации», обращения и убеждения маори отказаться от практик, которые считались злом., особенно такие вещи, как каннибализм, многоженство и война. Однако маори по-прежнему «контролировали ситуацию».

Патуоне в литературе

Патуоне упоминается в большом количестве публикаций и рукописей, но не всегда точно и с достоверностью. Самая обширная работа, посвященная ему, - это книга С.О. Дэвиса «Жизнь и времена Патуона, знаменитого вождя нгапухи» (1876 г.). Дэвис был близким другом Патуоне в его более поздние годы и поэтому был в состоянии многое прояснить о жизни Патуоне в той степени, в которой сам Патуоне был готов допустить. Как прославленному вождю «старой школы», наделенному большой маной, Патуоне нечего было доказывать, и он не был заинтересован в лести. Он позволил своим подвигам говорить за себя, как великие вожди древности.

Ссылки
Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Эруэра Майхи Патуоне.
Библиография
  • Баллара, А. (2003). Тауа. Окленд: Penguin Books.
  • Белич, Дж. (1986). Новозеландские войны. Окленд: Penguin Books.
  • Белич, Дж. (1996). Создание народов: история новозеландцев. Окленд: Penguin Books.
  • Бинни, Дж. (2005). Наследие вины: жизнь Томаса Кендалла. Веллингтон: Книги Бриджит Уильямс.
  • Коуэн, Джеймс (1922). «Том I: 1845–1864». Новозеландские войны: история кампаний маори и пионерский период. Веллингтон: Р.Э. Оуэн. С. 73–144.
  • Дэвис, К. О. (1876). "III". Жизнь и времена Патуоне, знаменитого Нгапухи вождя. Ранние новозеландские книги (NZETC). п. 8.
  • Ли, Дж. (1987). Хокианга. Окленд: Hodder Stoughton.
  • Майн-Смит, П. (2005). Краткая история Новой Зеландии. Кембридж: Cambridge University Press.
  • Monin, P. (2001). Это мое место: Хаураки оспаривал 1769-1875. Веллингтон: Бриджит Уильямс Букс Лимитед.
  • Мун, П. (2001). Воин Хонэ Хеке Нгапухи. Окленд: David Ling Publishing.
  • Ngata, A.T., Hurinui, P.T. (1970). Nga moteatea. Vol. III. Веллингтон: The Polynesian Society Inc.
  • Orange, C. (2001). Договор Вайтанги. Веллингтон: Bridget Williams Books Limited.
  • Orange, C. (2004). Иллюстрированная история Договора Вайтанги. Веллингтон: Bridget Williams Books Limited.
  • Owens, J.M.R. (1974). Пророки в пустыне. Новая Зеландия: Auckland University Press / Oxford University Press.
  • Petrie, H. (2006). Руководители промышленности. Окленд: издательство Оклендского университета.
  • Пойнер-Вебстер, Дж. П. (1967). Дерево рата. Самоизданный буклет.
  • Reed, A.H. (Ed.). (1979). Маори сцены и портреты. Веллингтон: А.Х. И А. Рид.
  • Rusden, G.W. (1883). История Новой Зеландии, Том I. Лондон: Chapman and Hall Limited.
  • Salmond, A. (1991). Двух миров. Окленд: Viking / Penguin Books.
  • Салмонд, А. (2004). Суд над собакой-людоедом. Окленд: Penguin Books.
  • Серабиан, Х. (2005). Le Journal du Père Антуан Гарин 1844-1846. Предоставление критики без исключения с комментариями, транскрипцией и аннотациями. Неопубликованная докторская диссертация. Крайстчерч: Кентерберийский университет.
  • Смит, П.С. (1910). Войны маори девятнадцатого века. Крайстчерч: Whitcombe and Tombs.
  • Томпсон, Н. (2006). Heke te toa! Как Хоне Хеке Покай, изображенный в картинках, внес свой вклад в создание национальной идентичности Новой Зеландии? Неопубликованная магистерская работа. Крайстчерч: Кентерберийский университет.
  • Урлич-Клоэр, Д. (2003). Хонги Хика, вождь воинов. Окленд: Викинг.
  • Уордс, И. (1968). Тень земли. Веллингтон: ARShearer, Government Printer.
Последняя правка сделана 2021-05-19 14:19:51
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте