Резня Бойда произошла в декабре 1809 года, когда маори жителей гавани Вангароа на севере Новой Зеландии убили и съели от 66 до 70 европейцев. По общему мнению, это самое большое количество европейцев, убитых маори в результате единственного события в Новой Зеландии, и этот инцидент также является одним из самых кровавых случаев каннибализма в истории. Считается, что резня была местью за избиение молодого вождя маори командой парусного корабля Бойд.
В отместку европейские китобои напали на остров па вождя Те Пахи примерно в 60 км к юго-востоку, ошибочно полагая, что он заказал убийства. В столкновении погибли от 16 до 60 маори и один европеец. Новости о событиях отсрочили первые миссионерские визиты в страну и привели к тому, что количество морских визитов упало «почти до нуля» в течение следующих нескольких лет.
Boyd был 395-тонным (bm ) бригантина каторжным судном который в октябре 1809 г. отправился из австралийской Сиднейской бухты в Уангароа на восточном побережье полуострова Нортленд Новой Зеландии, чтобы забрать каури лонжероны. Судно находилось под командованием капитана Джона Томпсона и на нем находилось около 70 человек.
Корабль перевозил несколько пассажиров, включая бывших заключенных, отбывших наказание за транспортировку, и четырех или пяти новозеландцев которые возвращались на свою родину. Среди последних был Те Ара, или Таррах, известный команде как Джордж, сын маори вождя из Вангароа. Те Ара потратил больше более года на различных судах, включая экспедицию по тюленям на остров Находки в Южном океане.
На «Бойд» он должен был пройти свой переход на корабле. В некоторых сообщениях говорится, что он отказался сделать это, потому что был болен или из-за своего статуса сына вождя. В другом сообщении говорится, что корабельный повар случайно выбросил за борт несколько оловянных ложек и обвинил Те Ара в их краже, чтобы избежать порки самого себя. Александр Берри в письме с описанием событий сказал: «Капитан был слишком поспешен, обидевшись на небольшую кражу».
Какой бы ни была причина, в результате капитан лишил его еды, привязал к лебедке и хлестал с кошкой-девятихвостым.
Такое обращение с Те Ара побудило его искать уту, или мести. Те Ара вернул доверие капитана и убедил его войти в залив Фангароа, заверив его, что это лучшее место для хранения древесины, которую он желал.
Достигнув Фангароа, Те Ара сообщил о своих унижениях своему племени. и показал следы хлыста на спине. В соответствии с обычаями маори они составили план для уту. Согласно британским законам, порка была обычным наказанием за мелкие преступления: британец мог быть повешен за кражу товаров на сумму пять шиллингов. Однако в культуре маори сын вождя был привилегированной фигурой, которая не подчинялась авторитету посторонних. Физическое наказание его сына привело к тому, что вождь потерял лицо (или «мана »), и для маори это потребовало жестокого возмездия.
Через три дня после прибытия Бойда маори пригласили капитана Томпсона последовать за их каноэ в поисках подходящих деревьев каури. Томпсон, его старший офицер и трое других последовали на каноэ к входу в реку Каео. Оставшаяся команда осталась на борту с пассажирами, готовя судно к рейсу в Британию.
Когда лодки были вне поля зрения Бойда, маори напали на пятерых пакеха (иностранцев), убив их всех дубинками и топорами. Маори сняли одежду с жертв, и группа людей надели ее, чтобы замаскироваться под европейцев. Другая группа отнесла тела в свою па (деревню), чтобы их съесть.
В сумерках замаскированная группа укомплектовала баркас, а с наступлением темноты они проскользнули рядом с Бойдом и были встречены командой.. Другие каноэ маори ждали сигнала к атаке. Первым погиб офицер корабля: после этого нападавшие прокрались по палубе, украдкой убив весь экипаж. Пассажиров вызвали на палубу, а затем убили и расчленили. Пять человек спрятали мачту среди снастей, где они стали свидетелями событий.
На следующее утро выжившие увидели, как в гавань вошло большое каноэ с вождем Те Пахи из Залива Островов. Вождь прибыл в этот район, чтобы торговать с маори вангароа. Европейцы призвали каноэ Те Пахи за помощью. После того, как Те Пахи собрал выживших с Бойда, они направились к берегу. Но их преследовали две каноэ Whangaroa. Пока выжившие бежали вдоль пляжа, Те Пахи наблюдал, как все, кроме одного, были пойманы и убиты преследователями.
В ходе резни были спасены пять человек: Энн Морли и ее ребенок в хижине; ученик Томас Дэвис (или Дэвисон), спрятанный в трюме; второй помощник капитана; и двухлетняя Элизабет «Бетси» Бротон, захваченная местным вождем, который вложил перо ей в волосы и держал ее в течение трех недель перед спасением. Второй помощник был убит и съеден, когда его способность делать рыболовные крючки была исчерпана.
Маори Вангароа буксировали Бойд к своей деревне, пока тот не остановился на илистых отмелях возле Моту. Вай (Красный остров). Они провели несколько дней, обыскивая корабль, выбрасывая за борт муку, соленую свинину и вино в бутылках. Маори интересовались большим складом мушкетов и пороха.
Около 20 маори разбили бочки с порохом и попытались привести мушкеты в рабочее состояние. Вождь Пиопио зажег кремень. Это привело к воспламенению пороха, вызвав мощный взрыв, в результате которого он и девять других маори мгновенно убили его. Затем пожар охватил судно, вызвав возгорание китового жира. Вскоре от «Бойда» остался только обгоревший затонувший корпус. Маори объявили корпус тапу священным или запрещенным.
Когда известия о резне достигли европейских поселений, капитан Александр Берри предпринял спасательную операцию на борту Эдинбурга. Берри спас четырех оставшихся в живых: Энн Морли и ее ребенка, Томаса Дэвиса (или Дэвисона) и Бетси Бротон.
Эдинбургская команда обнаружила на берегу груды человеческих костей, многие из которых проявляли каннибализм.
Капитан Берри схватил двух вождей маори, ответственных за массовое убийство, и сначала удержал их за выкуп за возвращение выживших. После того, как выжившие были возвращены, Берри сказал вождям, что их отправят в Европу, чтобы они ответили за свои преступления, если они не выпустят документы Бойда. После того, как ему передали бумаги, он отпустил начальников. Он поставил условием их освобождения, что они будут «понижены до ранга и приняты в число его рабов», хотя он никогда не ожидал, что это условие будет выполнено. Они выразили благодарность за милость. Жест Берри позволил избежать дальнейшего кровопролития, неизбежного, если бы вожди были казнены.
Четыре спасенных человека были доставлены на борт корабля Берри, направлявшегося к мысу Доброй Надежды. Однако судно столкнулось с штормом и было повреждено, и после ремонта прибыло в Лиму, Перу. Миссис Морли умерла в Лиме. Мальчик, которого звали Дэвис или Дэвисон, отправился из Лимы в Англию на борту эрцгерцога Чарльза, а затем работал на Берри в Новом Южном Уэльсе. Он утонул, исследуя вход в реку Шоулхэвен вместе с Берри в 1822 году. Ребенок миссис Морли и Бетси Броутон были доставлены Берри в Рио-де-Жанейро, откуда они вернулись в Сидней в мае 1812 года на борту «Аталанты». Бетси Бротон вышла замуж за Чарльза Тросби, племянника исследователя Чарльза Тросби, и умерла в 1891 году.
В марте 1810 года моряки пяти китобойных судов предприняли попытку мести. Их целью был Моту Апо па в заливе Рангиуа, принадлежащий Те Пахи, вождю, который пытался спасти выживших Бойд, а затем увидел их убитыми. Позже Те Пахи принял одну из маленьких лодок Бойда и другую добычу, и его имя было перепутано с именем Те Пухи, который был одним из заговорщиков резни. Так считал Самуэль Марсден, видный ранний миссионер, который сказал, что это Те Ара (Джордж) и его брат Те Пухи отомстили Бойду. В результате нападения от 16 до 60 маори и один моряк были убиты.
Те Пахи, который был ранен в шею и грудь, понял, что моряки напали на него из-за действий маори вангароа. Незадолго до 28 апреля он собрал оставшихся воинов и напал на Фангароа, где был убит ударом копья.
Новости о резне Бойд достигли Австралии и Европы, отложив запланированный визит миссионеров до 1814 года. было напечатано и распространено в Европе извещение, в котором совет не посещать «этот проклятый берег» Новой Зеландии, опасаясь быть съеденным каннибалами.
Доставка в Новую Зеландию «почти ни к чему» в течение следующих трех лет.
Подробности резни фигурируют в многочисленных научно-популярных публикациях. Одним из наиболее подробных из них был:
Резня стала темой новозеландской детской книги 2010 года. :
Отсылки к исторической фантастике включают:
Резня также изображена в нескольких картинах: