Святой Frumentius | |
---|---|
Святой Фрументий из Аксумского царства | |
Епископ, исповедник и апостол Эфиопии | |
Родился | Тир 4 века, Восточная Римская империя (современный Ливан ) |
Умер | c.383 Аксумское царство |
Почитается в | Римский католицизм Восточное православие Восточное православие Англиканская община |
Праздник |
|
Покровительство | Королевство Аксум |
Часть серии по |
Восточное Православие |
---|
Восточные православные церкви |
Подразделения
|
Неканонические / независимые церкви
|
История и богословие
|
Литургия и практики |
Основные цифры
|
похожие темы |
Портал христианства |
|
Фрументий ( Ge'ez : ፍሬምናጦስ., Умер с 383) был финикийский христианский миссионер и первый епископ из Аксум, который принес христианство в Королевстве Аксум. Иногда его называют другими именами, такими как Абуна («Наш Отец») и Аба Салама.
По словам Руфина, он был этническим финикийцем, родившимся в Тире. Мальчиком он был схвачен вместе со своим братом, и они стали рабами царя Аксума. Он освободил их незадолго до своей смерти, и они были приглашены дать образование его юному наследнику. Они также начали проповедовать христианство в этом регионе. Позже Фрументий отправился в Александрию, Египет, где просил назначить епископа и послать священников-миссионеров на юг, в Аксум. После этого он был назначен епископом и основал Церковь в Эфиопии, обратив в христианство многих местных жителей, а также царя. Его назначение положило начало традиции, согласно которой Александрийский Патриарх назначал епископов Эфиопии.
Согласно историку четвертого века Тираннию Руфину (x.9), который цитирует брата Фруменция Эдезия как своего авторитета, в детстве (около 316) Фруменций и Эдезий сопровождали своего дядю Меропия из их родного города Тир (ныне в Ливане ). путешествие в Эфиопию. Когда их корабль остановился в одной из гаваней Красного моря, местные жители перебили всю команду, пощадив двух мальчиков, которых взяли в рабство у короля Аксума. Два мальчика вскоре получили благосклонность короля, который поднял их до доверительных должностей. Незадолго до своей смерти царь освободил их. Вдовствующая королева, однако, уговорила их остаться при дворе и помогать ей в воспитании молодого наследника Эзаны и в управлении королевством в то время, когда принц был меньшинство. Они остались и (особенно Фрументий) использовали свое влияние для распространения христианства. Сначала они поощряли христианских купцов, присутствующих в стране, открыто исповедовать свою веру и помогали им находить места, «где они могли бы собраться вместе для молитвы согласно римскому обряду»; позже они обратили некоторых туземцев.
Когда князь достиг совершеннолетия, Эдезий вернулся в Тир, где остановился и был рукоположен в священники. Фрументий, жаждущий обращения Эфиопии, сопровождал своего брата до Александрии, где просил Афанасия, Патриарха Александрийского, прислать епископа и нескольких священников в качестве миссионеров в Эфиопию. По словам самого Афанасия, он считал Фрументия наиболее подходящим человеком для этой должности и посвятил его в епископа, традиционно в 328 году, или, по другим данным, между 340 и 346 годами.
Фрументий вернулся в Эфиопию, где он построил свою епископскую кафедру в Аксуме, затем обратил и крестил царя Эзану, который построил множество церквей и распространил христианство по всей Эфиопии. Фрументий основал первый монастырь в Эфиопии под названием Дабба Селама в Догуа Тембиен. В народе звали Фрументия Кесате Бирхана ( Открывающий свет) и Абба Салама (Отец мира). Он стал первым Абуне, титулом главы эфиопской церкви.
Примерно в 356 году император Констанций II написал королю Эзане и его брату Сайзане, прося их заменить Фрументия в качестве епископа Феофилом Индийцем, который, как и император, поддерживал позицию ариан. Фрументий был назначен Афанасием, главным противником арианства. Король отказал в просьбе.
Эфиопские традиции приписывают ему первый перевод Нового Завета на геэз, а также участие в развитии письма геэз от абджада (только согласные) до абуджи (слогового).
Эфиопская православная церковь Тевахедо и Эритрейская православная церковь Тевахедо отмечают праздник посвящения Аббы Саламы в Тахшас (4-й месяц эфиопского или коптского календаря) 18 и отъезд из Хамле (12-й месяц эфиопского или коптского календаря) 26.
Коптская православная церковь отмечает праздник Фрументию на 18 декабря, Восточной Православной Церкви 30 ноября и католической церкви 20 июля.
В ХХ веке лютеране ошибочно утверждали, что святого Фрументия почитали 1 августа в эфиопской православной церкви Тевахедо, не представив никаких доказательств этого.
Фрументий считается покровителем бывшего Аксумского королевства и его современных территорий.
Он является покровителем Богословского колледжа Святого Фрументия, англиканской семинарии в Эфиопии.