Святой. Адальберт Пражский | |
---|---|
Епископ и мученик | |
Родился | ок. 956. Либице-над-Цидлиной, Герцогство Богемия. (ныне Чехия ) |
Умер | 23 апреля 997 (997 г.) -04-23) (в возрасте 40–41 лет). Свенты Гай или Приморск, Пруссия. (ныне Польша или Россия ) |
Почитается в | Католической Церкви. Восточной Православной Церкви |
Канонизирован | 999, Рим Папой Сильвестром II |
Майор святыня | Гнезно, Прага |
Праздник | 23 апреля |
Атрибуты | копья |
Покровительство | Польша, Чехия, Архиепископия из Эстергома |
Адальберт Пражский(латинское : Sanctus Adalbertus, чешский : svatý Vojtěch, словацкий : svätý Vojtech, польский : święty Wojciech, венгерский : Szent Adalbert; ок.956-23 апреля 997), известен в Чехии, Польше и Словакия по имени при рождении Войтех(лат. : Voitecus), был богемским миссионером и христианином святой. Он был епископом Праги и миссионером венгров, поляков и пруссаков, который принял мученическую смерть в своих попытках обратить балтийских пруссаков. - Христианство. Он считается автором старейшего чешского гимна Hospodine, pomiluj ny и Bogurodzica, самого старого известного польского гимна, но его авторство не подтверждено.
Позже Адальберт был объявлен покровителем Чешской Республики, Польши и Прусского герцогства. Он также является покровителем архиепископа Эстергома в Венгрии.
Родился как Войтех в 952 г. или ок. 956 в горде Либице, он принадлежал к клану славников, одной из двух самых влиятельных семей в Богемии. События его жизни были позже записаны богемским священником Пражским Косьмой (1045–1125). Отцом Войтеха был Славник (ум. 978–981), князь, правивший провинцией с центром в Либице. Его матерью была Стржезислава (ум. 985–987), и, по словам Давида Калхуса, он принадлежал к династии Пршемысловичей. У него было пять братьев: Собеслав, Спитимир, Доброслав, Поржей и Часлав. Косма также называет Радима (позже Гаудентиус ) своим братом; который, как полагают, был сводным братом из-за связи своего отца с другой женщиной. После того, как он в детстве пережил тяжелую болезнь, родители решили посвятить его служению Богу. Адальберт был хорошо образован и проучился около десяти лет (970-80) в Магдебурге под опекой Адальберта Магдебургского. Молодой Войтех взял имя своего наставника «Адальберт» в конфирмации.
В 981 Адальберт Магдебургский умер, и его молодой протеже Адальберт вернулся в Богемию. Позже епископ Пражский Дитмар рукоположил его в католический священник. В 982 году епископ Дитмар умер, и Адальберт, несмотря на то, что он не достиг канонического возраста, был избран его преемником епископом Праги. Приветливый и немного светский человек не ожидал, что он будет беспокоить светские власти чрезмерными притязаниями на Церковь. Хотя Адальберт был из богатой семьи, он избегал комфорта и роскоши и был известен своей благотворительностью и строгостью. После шести лет проповедей и молитв он мало продвинулся в евангелизации богемы, придерживавшейся глубоко укоренившихся языческих верований.
Адальберт выступал против участия христиан в работорговле и жаловался на многоженство и идолопоклонство, которые были распространены среди людей. Когда он начал предлагать реформы, он встретил сопротивление как со стороны светских властей, так и со стороны духовенства. Его семья отказалась поддерживать герцога Болеслава в неудачной войне против Польши. Адальберта больше не приветствовали, и в конце концов он был вынужден покинуть страну. В 988 г. он отправился в Рим. Он жил отшельником в бенедиктинском монастыре святого Алексия. Пять лет спустя Болеслав потребовал от Папы отправить Адальберта обратно в Прагу в надежде заручиться поддержкой своей семьи. Папа Иоанн XV согласовано, с пониманием того, что Адальберт был свободен покинуть Прагу, если он по-прежнему сталкиваются с закрепилась сопротивление. Адальберт вернулся в качестве епископа Праги, где его поначалу встретили с явной радостью. Вместе с группой итальянских бенедиктинских монахов, которые привезли с собой, он основал 14 января 993 г. монастырь в Бржевнове (тогда находившийся к западу от Праги, ныне часть города), второй старейший монастырь на территории Чехии.
В 995 году бывшее соперничество славников с Пржемысловичами, которые были в союзе с могущественным чешским кланом Вршовцис, привело к штурму города Славник. Либице-над-Цидлиной, которой руководил Пршемысловичи Болеслав II Благочестивый. В ходе борьбы были убиты четыре или пять братьев Адальберта. Княжество Злич вошло в состав имения Пржемысловичей. Адальберт безуспешно пытался защитить дворянку, уличенную в супружеской неверности. Она сбежала в монастырь, где ее убили. Отстаивая право на убежище, епископ Адальберт отлучил убийц от церкви. Батлер предполагает, что инцидент был организован врагами его семьи.
После этого Адальберт не смог безопасно оставаться в Богемии и сбежал из Праги. В конце концов Страчквас был назначен его преемником. Однако Страчквас внезапно скончался во время литургии, на которой он должен был вступить в свой епископский офис в Праге. Причина его смерти до сих пор неясна. Папа посоветовал Адальберту возобновить свое видение, но, полагая, что ему не разрешат вернуться, Адальберт запросил бриф в качестве странствующего миссионера.
Затем Адальберт отправился в Венгрию и, вероятно, крестился Геза Венгерский и его сын Стивен в Эстергом. Затем он отправился в Польшу, где его тепло встретил тогдашний герцог Болеслав I и поставил епископом Гнезно.
Адальберт снова отказался от своей епархии, а именно Гнезненской, и отправился в качестве миссионера проповедовать жителям близ Пруссия. Болеслав I, герцог (а позже и король) Польши, отправил солдат с Адальбертом с миссией к пруссакам. Епископ и его товарищи, в том числе его сводный брат Радим (Гаудентиус), вошли на территорию Пруссии и путешествовали вдоль побережья Балтийского моря в Гданьск.
Успех сначала сопутствовал его усилиям, но его властная манера приказывать людям отказаться от язычества раздражала их, и по наущению одного из языческих священников он был убит 23 апреля 997 г. на побережье Балтийского моря к востоку от Трусо (ныне город Эльблонг ) или около Тенкиттена и Фишхаузена (ныне Приморск, Калининградская область, Россия ). Сообщается, что его тело было выкуплено за его вес в золоте королем Болеславом I Польши.
Через несколько лет после своего мученичества Адальберт был канонизирован как Святой Адальберт Пражский.Его жизнь была написана в Vita Sancti Adalberti Pragensis различных авторов, самый ранний из которых восходит к имперскому Аахену и епископу Льежа, Notger von Lüttich, хотя ранее предполагалось, что Римский монах Иоанн Канапарий написал первую биографию в 999 году. Другим известным биографом Адальберта был Бруно Кверфуртский, написавший его агиографию в 1001–1004 гг.
Примечательно, что правители Пршемысловичей Богемии изначально отказались выкупить тело Адальберта у пруссаков, убивших его, и поэтому оно было куплено поляками. Этот факт можно объяснить принадлежностью Адальберта к роду Славников, который был соперником Пржемысловичей. Таким образом, кости Адальберта были сохранены в Гнезно, что помогло Болеславу I из Польши в усилении польской политической и дипломатической власти в Европе.
Согласно богемским источникам, в 1039 году чешский герцог Бретислав I во время набега ограбил кости Адальберта из Гнезно и перевел их в Прагу <156.>. Однако, согласно польским источникам, он украл не те реликвии, а именно реликвии Гауденция, в то время как поляки спрятали мощи Адальберта, которые остались в Гнезно. В 1127 году была обнаружена его отрубленная голова, которой не было в первоначальной покупке, согласно Roczniki Polskie, и переведена в Гнезно. В 1928 году к костям, сохранившимся в Гнезно, был добавлен один из гербов Адальберта, который Болеслав I подарил императору Священной Римской империи Оттону III в 1000 году. Таким образом, сегодня у Адальберта есть две тщательно продуманные святыни в Пражском соборе и Королевском соборе Гнезно, каждая из которых утверждает, что обладает его мощами, но какие из этих костей являются его подлинными реликвиями, неизвестно.. Например, согласно обоим требованиям Адальберту приписываются два черепа. Один в Гнезно был украден в 1923 году.
Массивные бронзовые двери Гнезненского собора, датируемые примерно 1175 годом, украшены восемнадцатью барельефами сцен из жизни Адальберта. Это единственные романские церковные двери в Европе, изображающие цикл, иллюстрирующий жизнь святого, и, следовательно, драгоценная реликвия, документирующая мученичество Адальберта. Мы можем прочитать эту дверь буквально и теологически.
Тысячелетняя годовщина мученической смерти Адальберта была 23 апреля 1997 года. Это было отмечено в Польше, Чехии, Германии, Россия и другие народы. Представители католической, восточно-православной и евангелической церквей совершили паломничество к могиле Адальберта в Гнезно. Папа Иоанн Павел II посетил собор и совершил там литургию, в которой приняли участие главы семи европейских народов и около миллиона верующих.
Десятиметровый крест был установлен около села Береговое (бывшее Тенкиттен), Калининградская область, где, как считается, пруссаки замучили Адальберта.
Премия Фонда Дагмара и Вацлава Гавела VIZE 97 ежегодно присуждается выдающемуся мыслителю, «чья работа выходит за рамки традиционных научных знаний, вносит вклад в понимание науки как неотъемлемой части общей культуры и занимается нетрадиционными способами постановки фундаментальных вопросов о познании, бытии и человеческом существовании »включает в себя массивную копию посоха Адальберта чешского художника Йиржи Плиештика.
Св. Vojtech Fellowship был основан в 1870 году словацким католическим священником Андреем Радлинским. Это помогло словацким католическим мыслителям и авторам, продолжающим публиковать религиозные оригинальные произведения и переводы по сей день. Это официальное издательство Епископальной конференции Словакии.
В Wikisource есть оригинальные работы, написанные или о:. Адальберте Пражском |
На Викискладе есть медиафайлы, связанные с Адальберт Пражский . |
|journal=
(help )